Федеральная территория что это такое

Да Бог уже с этим обнулением, есть вещи поважнее, даже страшно становится…

Федеральная территория что это такое. Смотреть фото Федеральная территория что это такое. Смотреть картинку Федеральная территория что это такое. Картинка про Федеральная территория что это такое. Фото Федеральная территория что это такое

Старый и новый варианты

Статья 67 – старый вариант:

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 67 (с изменениями) – крупным выделены новшества:

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МОГУТ БЫТЬ СОЗДАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

2.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИТУ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ДЕЙСТВИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЛИМИТАЦИИ, ДЕМАРКАЦИИ, РЕДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ), НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗЫВЫ К ТАКИМ ДЕЙСТВИЯМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Несколько терминов для ясности

Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.

Получается, что эта самая делимитация, закрепляемая в Конституции, спокойно позволит по международному договору отдать любую часть страны другому государству. В общем, суверенитет с оговорочкой «если нельзя, но очень хочется, то можно»

Демаркация границы – обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации.

То есть если договор будет подписан на международном уровне, то и пограничные знаки легко перенести…

А что такое федеральные территории и для чего они вообще нужны?

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в федеральном государстве территория, НЕ ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц.

Давайте обратимся к «первоисточнику», то есть к основному инициатору данной поправки депутату Андрею Клишасу, который определил необходимость появления в Конституции федеральных территорий: «Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ». А что – без таких территорий нет привлекательности для инвестирования, зачем надо создавать районы, которые будут регулироваться специальным законом? Они что, не в России будут, а на необитаемом острове? Причем Клишас подтверждает, что будут приняты по этим территориям отдельные законы и «мы, конечно же, введем специальную процедуру о том, как согласовать все это с субъектами Федерации». Мы – это кто? И будет ли народ влиять на эти решения? Да что там народ, губернатор-то хоть сможет сказать свое слово? Скорее, нет, ведь, по словам инициатора, к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены специальные зоны для бизнеса. чтобы установить там более удобный для бизнеса режим». Для бизнеса! Но не для нас, россиян.

Аналитики считают, что за термином Федеральные территории может быть скрыто намерение государственно-территориального переустройства России. Это означает, что начиная со 2 июля 2020 года, на территории страны могут быть выделены целые куски, на которые никак не будет распространяться действие законов РФ, кроме закона о самом образовании этих кусков («федеральных территорий»). То есть ЛЮБАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (ГОРОД, РАЙОН, ОБЛАСТЬ, КРАЙ, ИЛИ ЛЮБЫЕ ИХ ЧАСТИ) МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЯВЛЕНА НЕКОЙ ОТДЕЛЬНОЙ «ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ».

Например, будет объявлен федеральной территорией, ну скажем, Краснодарский край. Это будет означать, что выборные органы власти в крае прекращают своё существование, вместо них распоряжаться будет иная власть и отдельным, никому неведомым пока образом.

А где суша и земля под ногами?

В статье 67 непонятным образом прописано: « Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЮРИСДИКЦИЮ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».

Получается, что юрисдикция РФ распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. А шельф согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе РФ” континентальный шельф РФ включает в себя МОРСКОЕ ДНО И НЕДРА ПОДВОДНЫХ РАЙОНОВ, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Это как? А где суша и земля? Может, в исключительной экономической зоне?

Исключительной экономической зоной РФ является морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему (статья 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне РФ”).

В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются РАЗЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (СУХОПУТНОЙ И ВОДНОЙ), ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. А у нас про сушу ничего не сказано. Мы что все – водоплавающие? Жители континентального шельфа? Уточним, что внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Причем здесь вообще этот шельф и почему нет упоминания о суше? Или мы должны радоваться тому, что все же прописаны территории 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции. Фу, даже легче стало… А то не очень-то хочется ощущать себя подводным существом… на дне морском. Хотя на дне уже привычно.

Напрашивается вопрос – зачем так витиевато и непонятно для большинства россиян писать основополагающие пункты Основного закона страны? Чтобы головы сломали или вообще не вникали? А потом с радостью узнали, что живут или на шельфе, или на федеральной территории, которая подчиняется кучке заморских хозяев?

Источник

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Смотреть что такое «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ» в других словарях:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в ряде государств с федеративным устройством (США, Бразилия, Венесуэла, Австралия, Канада) особая административно территориальная единица, входящая в состав федерации без права (законодательной) автономии и, как правило, без права… … Юридическая энциклопедия

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в ряде государств с федеративным устройством (США, Бразилия, Венесуэла, Австралия, Канада) особая административно территориальная единица, входящая в состав федерации без права (законодательной) автономии и, как правило, без права… … Энциклопедический словарь экономики и права

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — одно из территориальных образований (наряду с федеральными округами, федеральными владениями,ассоциированными государствами), не являющееся субъектом федерации, непосредственно подчиненное центральной власти и имеющееся в большинстве федераций… … Энциклопедия юриста

ТЕРРИТОРИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ — ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ … Юридическая энциклопедия

ТЕРРИТОРИЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ — (см. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Федеральная столичная территория (Пакистан) — Федеральная столичная территория урду وفاقی دارالحکومت англ. Islamabad Capital Territory Страна Пакиста … Википедия

Федеральная столичная территория (Нигерия) — Федеральная столичная территория англ. Federal Capital Territory … Википедия

Федеральная пограничная служба РФ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики РФ в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Синонимы:… … Финансовый словарь

Федеральная резервная система США — (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

Федеральная земля (Австрия) — Федеральные земли Австрии Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой, и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland). Содержание 1 … Википедия

Источник

Федеральные территории

С точки зрения упомянутой новации, Россия – редкое федеративное государство, вся территория которой состоит из ее субъектов. Чаще всего в структуре федеративных государств существуют территории, не являющиеся субъектами федераций, управляемые на иных, не федеративных, основаниях. Например, федеральный округ, исполняющий столичные функции; регионы прямого подчинения федерального центра, не являющиеся субъектами федерации – обычно это удаленные территории, острова, сложные природно-климатические зоны. Или регионы с тяжелым историческим наследием. Или – конфликтным потенциалом.

США далеко не единственный подобный пример: федеральная столичная территория выделена в Пакистане, в ней располагается столица страны Исламабад, а также прилегающие к этому городу земли. Столица Малайзии Куала-Лумпур также располагается на федеральной территории, которая управляется напрямую из центра и не принадлежит ни одному штату. Национальный столичный округ Дели не входит ни в один штат и управляется администратором, представляющим непосредственно правительство Индии.

Кроме федеральных округов со столичными функциями, в составе многих федераций существуют иные территории, не имеющие статуса субъектов федерации. Так, в Пакистане помимо 4-х штатов и федеральной столичной территории существует федеральная территория племен, а также две территории Кашмира (спорные с Индией земли), административно подчиненных напрямую пакистанским властям. В Канаде кроме 10 провинций существует три территории, в Малайзии наряду с 11 штатами – 2 федеральные территории, в Индии кроме 28 штатов существует 6 союзных территорий, Венесуэла в своей структуре кроме штатов и федерального округа имеет федеральные владения, включающие большинство принадлежащих этой стране островов. Состоящая из шести штатов Австралия обладает также тремя материковыми территориями и иными небольшими территориями.

Упомянутые примеры территориальных образований, не являющихся субъектами федерации, но являющимися частью территории государства, чаще всего управляются напрямую федеральными органами власти или же назначается специальный администратор-представитель федеральной исполнительной власти.

В России институт федеральных территорий было бы полезно использовать с целью:

• сокращения численности субъектов РФ для повышения управляемости страной;

• перевода территорий, являющихся основными донорами федерального бюджета, под федеральных контроль, а как иначе выравнивать региональные диспропорции;

• разрешения потенциальных этнических конфликтов – федеральная территория лишена этнической окраски, вопрос о титульном этносе автоматически снимается;

• сохранения природной или культурно-исторической уникальности отдельных регионов страны.

Может быть стоит преобразовать прибрежные арктические регионы в федеральные территории. Обоснование: территориальная удаленность от основных экономических районов страны; малая численность населения; сложность освоения в виду дефицита инфраструктуры и суровости климатической зоны; стратегическое значение – запасы сырья, арктический межконтинентальный морской путь, военно-стратегическое значение.

Можно рассмотреть вариант перехода из статуса субъектов РФ в статус федеральных территорий трех нефтедобывающих автономных округов – Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Югра (ХМАО). Тем самым, решилась бы и проблема сложносоставных субъектов РФ.

Особой проработки, в силу чувствительности, заслуживает идея создания федерального округа со столичными функциями на базе территории Москвы и части Московской области (в пределах ЦКАД). Дальние – от Москвы – территории Московской области могут усилить экономический потенциал соседних субъектов РФ.

Отдельная тема – природные заповедники: КавМинВоды, Байкал, Алтай – здесь статус федеральных территорий может увязываться с федеральным же финансированием.

И наконец, Русский Север – значительные части Вологодской, Архангельской областей, Коми и Карелии – могут стать единым масштабным культурно-исторически-природным федеральным заповедником, призванным спасти уникальную русско-северную культуру. По сути, мы ее уже утратили. Так тем более с целью сохранения ее наследия стоит подумать о создании специальной федеральной территории, управляемой напрямую из центра, с соответствующим финансированием и соответствующей миссией.

Источник

Разделяй и властвуй: для чего нужны России федеральные территории?

Федеральная территория что это такое. Смотреть фото Федеральная территория что это такое. Смотреть картинку Федеральная территория что это такое. Картинка про Федеральная территория что это такое. Фото Федеральная территория что это такое

Федеральная территория что это такое. Смотреть фото Федеральная территория что это такое. Смотреть картинку Федеральная территория что это такое. Картинка про Федеральная территория что это такое. Фото Федеральная территория что это такое

Большинство жителей России проголосовали за поправки в Конституцию. Таким образом, граждане дали своё согласие на создание в стране федеральных территорий. Региональные депутаты считают, что закрепление этой поправки в Конституции убило надежду на децентрализацию власти.

О том, где могут появиться федеральные территории и для чего они нужны нашей стране, — в материале ForPost.

Нужная поправка

Федеральные территории — словосочетание, которое звучит в российском основном законе впервые. Сейчас Россия по Конституции состоит из 85 субъектов федерации: республик, краёв, областей, автономной области, округов и городов федерального значения — к ним относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Сопредседатель рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас в интервью «Интерфаксу» сообщил, что к федеральным территориям могут относиться объекты, земли в регионах, которые должны управляться особенным образом. Под особое управление могут попасть закрытые территориальные образования, регионы со стратегическими военными объектами.

Клишас подчеркнул, что федеральные территории будут регулироваться специальным законом.

«В весеннюю сессию соответствующего законопроекта точно не будет. У нас осталось две недели, затем депутаты уходят на каникулы. Я считаю, что это история не сегодняшнего дня. Это вопрос осени 2020 года или 2021 года. Когда текст законопроекта по федеральным территориям будет готовиться, мы его обсудим с регионами. Обострять какие-то ситуации не будем. Конечно, хочется, чтобы тексты законопроектов были тщательно подготовлены и согласованы», — сообщил ForPost председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Он отметил, что к федеральным территориям могут отнести закрытые объекты, на которых расположены атомные электростанции. Также речь может идти о военных объектах. Севастополь вряд ли подпадёт под критерии федеральной территории, несмотря на то, что здесь базируется Черноморский флот. По словам Крашенинникова, за Севастополем уже закреплён статус города федерального значения.

«Как это будет? Надо подождать. Нужно посмотреть, что нам предложит правительство. Скорее всего, там будут готовить соответствующий проект закона, а не члены рабочей группы. Конечно, будем ждать предложений и от регионов — это двухстороннее движение. Подчеркну, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий направлена на упорядочивание взаимоотношений между регионами и федеральным центром, на выделение денег, на прозрачность, чтобы обязательства выполнялись со всех сторон», — подчеркнул Крашенинников.

Взгляд из региона

Заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Алексей Кулеш считает, что поправка в Конституцию о создании федеральных территорий — лишняя. В Красноярском крае может быть создано новое территориально-административное образование. Регион расположен в стратегической Арктической зоне. Здесь находится достаточно много важных для России промышленных объектов.

«Сейчас настолько всё прозрачно и подотчётно в части распределения бюджетных средств между регионами и федеральным центром, что нет смысла усовершенствовать данный механизм. Поэтому заявления о том, что федеральные территории нужны для прозрачного распределения бюджетных средств, — лукавство. Это излишняя норма по дополнительной централизации власти, не более того», — выразил своё мнение Кулеш в беседе с корреспондентом ForPost.

Он считает, что сейчас федеральный центр должен давать больше самостоятельности регионам. Создание федеральных территорий — движение в обратную сторону. Кулеш подчеркнул, что Конституция — документ прямого действия, из которого должно быть понятно, с чем жители страны столкнулись и как это работает. Он считает, что авторы поправок в основной документ страны пошли по другому пути: они сначала создали норму, а затем стали дополнять её законом.

«Практика показывает, что законы иногда норму в Конституции переворачивают с ног на голову. В итоге получается нечто иное, не то, что предполагали законотворцы и за что голосовали люди. Я предлагаю посмотреть и удивиться», — подчеркнул красноярский депутат.

Он уверен, что конфликтов внутри региона избежать не удастся. Не каждый губернатор захочет отдать часть области, края, республики под создание федеральной территории, где появится оператор, который будет не подотчётен и не подконтролен региональной власти.

В отличие от депутатов некоторые известные политологи пока очень осторожны в прогнозах, так как не знают, с чем столкнулись. Для них федеральные территории — «тёмный лес», отметили они в беседе с корреспондентом ForPost и попросили не указывать своих фамилий при подготовке материала.

Всё прозрачно и понятно

Член рабочей группы по поправкам в Конституцию, председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов считает, что страхи региональных депутатов и политологов беспочвенны. В беседе с корреспондентом ForPost Харитонов отметил, что решение о включении в основной документ страны понятия «федеральная территория» принималось исключительно в интересах государства. Оно поможет решить спорные вопросы с космодромом «Восточный», Крымом, защитить природные богатства страны.

Следовательно, если бы озеро Байкал было объявлено федеральной территорией, то не было бы возможным строительство китайского завода на его побережье. Остановить стройку в данном случае удалось только после одиночных пикетов шоумена Сергея Зверева, который решил защитить достояние России.

Ещё один плюс: федеральные территории — не подлежат отчуждению. При их создании коммуницируются возможности федерального центра с возможностями субъекта федерации.

Сторонники поправок в Конституцию задают резонный вопрос: «Может ли местное самоуправление в Якутии самостоятельно решить вопрос добычи национальных природных богатств?». Ответ очевиден — нет. Над алмазодобычей в Якутии должна работать вся страна. Следовательно, алмазные шахты якутского Мирного могут стать федеральной территорией.

Он считает, что сроки в данном вопросе — не ключевой момент. Основная задача — услышать мнения и получить предложения ото всех заинтересованных сторон. Дело, конечно, никто в долгий ящик откладывать не будет. До весенне-летней сессии 2021 года законодательство по федеральным территориям должно быть принято.

Плагиат ельцинской эпохи

Сегодня мало кто помнит, но в России уже пытались закрепить в Конституции понятие «федеральная территория». Такую попытку предприняли 12 ноября 1990 года, когда был принят первый проект Конституции.

В разделе 4 «Федеративное устройство» было сказано: «Российская Федерация состоит из национальных и региональных государственных образований, имеющих конституционно-правовой статус равноправных республик, а также федеральных территорий».

Этот проект Конституции был опубликован в газете «Аргументы и Факты» тиражом в 40 млн экземпляров. Однако он был отклонён из-за недовольства регионов. Позже статья была скорректирована. В новом проекте Конституции от весны 1991 года Российская Федерация уже состояла из национальных республик, земель и федеральных территорий.

«Тогда федеральными территориями считались субъекты федерации, которые ещё не готовы были приобрести статус республики. На данный момент в России есть некоторые отдалённые, малонаселённые субъекты федерации с отсутствием инфраструктуры и фактически собственной экономикой. Такие регионы должны управляться из федерального центра. Они имеют явный признак федеральных территорий», — отметил в беседе с корреспондентом ForPost ответственный секретарь конституционной комиссии 1990-1993 гг., народный депутат 1990-1993 гг. Олег Румянцев.

Он подчеркнул, что в проекте Конституции весны 1991 года федеральная территория могла получить статус земли или республики, если региональным властям удавалось доказать федеральному центру свою финансовую состоятельность. Сменить статус можно было через референдум внутри региона. Существовал и обратный путь. Жители республики могли выйти с инициативой о присвоении ей статуса федеральной территории. Для этого также нужно было провести референдум.

Румянцев считает, что если регион не способен формировать собственный бюджет, собирать налоги, участвовать в формировании бюджета Российской Федерации, то он не должен быть самостоятельным. Единственно верный выход — управление данной территорией из Москвы.

Он считает, что нынешние законодатели пошли по верному пути, вернув в Конституцию федеральные территории. По мнению Румянцева, это очень живая конструкция, она повышает гибкость управления Российской Федерацией.

«Эта идея принадлежит конституционной комиссии РФ, сформированной в 1990 году. Почему-то нынешние власти об этом умолчали. Все механизмы уже прописаны, их просто нужно взять и претворить в жизнь», — уточнил Румянцев.

Источник

В Конституции предлагают закрепить понятие «федеральная территория»

Обсуждение поправок комментирует сопредседатель рабочей группы сенатор Андрей Клишас

Федеральная территория что это такое. Смотреть фото Федеральная территория что это такое. Смотреть картинку Федеральная территория что это такое. Картинка про Федеральная территория что это такое. Фото Федеральная территория что это такое

6 февраля 2020 года на заседании рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Российской Федерации высказано предложение о закреплении в поправках понятия «федеральная территория». Предложенную инициативу прокомментировал в интервью Парламентской газете сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, официальный представитель Президента Российской Федерации при рассмотрении проекта закона о поправках Андрей Александрович Клишас.

— Андрей Александрович, как бы Вы могли прокомментировать предложение о закреплении в поправках к Конституции понятия «федеральная территория»?

— Данное предложение члена рабочей группы мы внимательно изучим, оно требует дополнительной проработки.

При этом ни у кого не вызывает сомнений, что территории с особым статусом имеют особенности управления. К их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности.

Поэтому система управления на данных территориях требует специального регулирования.

Такой подход не является новым, он получил распространение в федеративных государствах и в странах англосаксонской правовой системы.

— Вы могли бы привести примеры государств, в которых существует подобная практика?

— Территории со специальным правовым режимом существуют в США, Канаде, Австралии, Индии и Малайзии. Такой режим предполагает особые полномочия и прямое подчинение органов власти территорий федерального подчинения органам и должностным лицам федерального центра.

Так, в США существует 14 федеральных территорий, представляющих собой субнациональные административные единицы, которые не входят в какой-либо американский штат и находятся под контролем федерального правительства США. Особой административно-территориальной единицей в США является Округ Колумбия, не входящий ни в один из штатов. По своему правовому статусу данная территория схожа с территорией прямого федерального подчинения. Конгресс США обладает полной юрисдикцией в отношении Округа Колумбия и может отменять принятое на местном уровне регулирование.

Канада разделена на 10 провинций и 3 территории. В отличие от провинций территории Канады имеют только те полномочия, которые делегированы им федеральным правительством.

В Австралии помимо 6 штатов также образованы 10 федеральных территорий. Существенной особенности федеральных территорий является широкая возможность федеральных властей по регулированию отношений, складывающихся на той или иной федеральной территории, выходя за установленную Конституцией Австралии сферу ведения, распространяющуюся в отношении штатов.

В Индии восемь так называемых «союзных территорий» с особым статусом. Союзные территории находятся под юрисдикцией федерального Президента в силу Конституции Индии. Президент может посредством указа приостановить действие какого-либо положения закона, принятого в отношении союзной территории.

В Малайзии существует три территории прямого федерального подчинения. Закрепляемый Конституцией Малайзии правовой статус штатов Малайзии не распространяется на федеральные территории. Управление данными федеральными территориями относится к ведению федерации и осуществляется федеральным правительством.

— Как Вы считаете, будет ли поддержана данная инициатива?

— Предложение члена рабочей группе о необходимости закрепления в Конституции возможности создания федеральных территорий, которые не будут входить в состав территорий субъектов Российской Федерации, заслуживает особого внимания.

Данную идею мы будем детально прорабатывать и обсуждать с представителями субъектов Российской Федерации. Решение, которое будет принято по данному вопросу, должно учитывать позицию регионов. Оно должно быть консолидированным.

В случае поддержки данной инициативы необходимо будет подготовить специальный закон.

Инициатива о закреплении возможности создания федеральных территорий будет находиться в центре особого внимания Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко.

Уже сегодня наш Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству займемся проработкой высказанной инициативы.

По итогам данной работы будут подготовлены согласованные предложения и выработаны оптимальные решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *