Что значит святой мученик

«Мученик» — означает «свидетель»

Что значит святой мученик. Смотреть фото Что значит святой мученик. Смотреть картинку Что значит святой мученик. Картинка про Что значит святой мученик. Фото Что значит святой мученик

Читатели Правмира после моей заметки о новомучениках писали о том, как важно отдать жизнь за Христа, считая, что смысл их подвига заключался в терпении боли и других лишений.

В русском языке слово «мученик» иногда вызывает неверные ассоциации. Для нас «мученик» — это персонаж античной трагедии, который претерпел невыносимые страдания и скончался от пыток или казни. Мученицей могут назвать женщину, которая в одиночку воспитывает много детей или живет с мужем-алкоголиком, но в Церкви слово это означает совсем другое.

Первый текст о мученичестве за Христа можно найти в Деяниях апостолов. В 6 и 7 главах книги рассказывается об обстоятельствах мученической кончины Стефана. Бесстрашный архидьякон защищает новую веру перед иудейскими старейшинами, произносит большую проповедь, а затем гибнет под градом камней.

Исторически свидетельство Деяний апостольских чрезвычайно ценно, поскольку содержит в себе не только упоминание о гонениях на христиан со стороны иудеев, но и сюжетное ядро будущих мартириев (повествований о мученичестве).

Центральная часть рассказа о мученичестве Стефана представляет собой проповедь основ христианства и обличение заблуждений иудеев. Апостол Лука ставит в центр своего рассказа не описание ужасных пыток архидьякона, а его проповедь.

Древние повествования о мучениках — мартирии также не стремятся пощекотать нервы читателям детальным рассказом о побивании камнями, распятии или других казнях.

Древние мартирии — это сухой протокол допроса римскими судьями. Судопроизводство в империи было делом формальным. Прежде всего, чиновник должен был записать имя обвиняемого, его возраст, социальное происхождение и сформулировать суть обвинения.

Сам процесс начинался после утвердительного ответа на вопрос: «Христианин ли ты?»

В начале II века человека осуждали за саму принадлежность к христианству, и обвиняемый мог оправдаться практически сразу, отрекшись от Христа.

При этом судья не мог вести процесс в отношении тех людей, против которых не было выдвинуто формальное обвинение.

Иногда это приводило к неожиданным последствиям — представитель власти мог пытать или казнить конкретного христианина, но в его доме могли спокойно жить рабы и близкие — последователи новой религии. До тех пор, пока на них никто не донес, они были в относительной безопасности.

К сожалению, до нас мало дошло древних мартириев, а потому рассматривать тексты мученических житий как исторический источник следует с большой осторожностью.

В отличие от христиан римские чиновники не заботились об увековечивании памяти мучеников. С точки зрения Рима это были преступники, почитание которых следовало пресекать.

Последователям новой веры приходилось идти на большие жертвы, чтобы сохранить память о первых христианских святых. Все начиналось с момента попадания мученика в тюрьму. Практически сразу его окружали заботой единоверцы: подкупали стражей, приносили в место заключения еду, напитки и одежду.

По словам античных критиков христианства, забота о единоверцах была так велика, что этим пользовались мошенники, выдававшие себя за христианских мучеников.

Проведя некоторое время в тюрьме, окруженные заботой местной общины, эти люди на суде могли отречься от Христа и перебраться в другой город, где все могло начинаться заново.

Еще сложнее было получить доступ к подлинным протоколам и телам мучеников: римские власти, зная о почитании тел христианами, предпринимали много усилий для уничтожения их тел. Жития часто описывают, что страдальцы были сожжены, отданы на растерзание диким зверям или утоплены в море.

В этих условиях появилось большое количество подложных или исторически недостоверных мартириев, авторы которых заполняли лакуны, вставляя обширные богословские куски, придавая им вид мученической проповеди. На самом деле римским судьям никогда бы не пришло в голову подробно записывать рассказы преступников о своей вере, а потому почти все мартирии, где мученик обращается к своим палачам с пространной проповедью, относятся к поздним текстам.

Иногда фантазия христианских авторов была столь велика, что вместо короткого мартирия появлялся настоящий авантюрный роман, который впоследствии становился настоящим литературным сокровищем. Так в житии Евстафия Плакиды можно найти историю о трагическом разлучении и чудесном обретении жены и детей, рассказ о путешествии в далекие страны и множество других новелл, не имеющих отношения к мученичеству. Само же описание пыток и страданий святого занимает малую часть от всего повествования.

Еще одной проблемой Древней Церкви, связанной с почитанием мучеников, было отношение к тем, кто отрекся от Христа, не выдержав пыток, или подкупил римских чиновников, чтобы избежать обвинений.

Чтобы доказать свою невиновность, христианин должен был произнести отречение и принести жертву богам за здоровье императора. Часть верующих публично называла себя христианами, но затем под угрозой пыток отрекалась от веры и приносила жертвы. Таких людей ждало самое серьезное наказание — их отлучали от Церкви и не допускали к причастию до самой смерти.

Были и другие способы избежать гонений, которые наказывались не столь сурово: христианин мог подкупить римского чиновника, чтобы тот внес его в список принесших жертву, мог постоять у жертвенного огня, имитируя жертвоприношение, и, наконец, мог выдать под видом священных книг христиан еретические или языческие сочинения.

Из-за отношения к таким людям в Церкви разгорелся большой спор между донатистами, считавшими, что любой серьезный грех навсегда отлучает человека от Христа и делает таинства, совершенные человеком не безупречной нравственности, недействительными, и православными, считавшими, что человек может восстановить свою принадлежность к Церкви через покаяние.

Церковь запрещала самим христианам искать мученического венца, чтобы предотвратить возможное отречение человека от Христа, но многие последователи новой веры игнорировали это предупреждение. Во время последнего жестокого преследования христиан в начале IV века при императоре Диоклетиане в 305 году многие последователи новой веры становились мучениками вопреки желанию римских солдат их защитить. Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» рассказывает, что многие римские солдаты и чиновники давали христианам возможность избежать наказания, не отрекаясь от веры.

За три века, прошедших с момента основания Церкви, язычники привыкли мирно жить рядом с христианами. Де-факто между ними установились терпимые отношения, и никто в империи не хотел плодить новых мучеников. Дело доходило до того, что судьи на процессе подсказывали епископам и священникам правильные ответы.

Источник

Какие бывают святые: 9 ликов святости

Церковь с первых веков своего существования почитает святых. Сейчас для прославления и почитания почившего человека как святого — причисления к лику святых — требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого — решение Архиерейского собора. Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Традиционно выделяют 9 ликов, то есть типов святости.

Апостолы

Апостолы (ап. Здесь и далее — сокращение ликов святости, которые встречаются в церковном календаре) — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.

Равноапостольные

Равноапостольные (равноап.) — святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.

Преподобные

Преподобные (прп.) — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.

Пророки

Пророки (прор.) в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Бессребренники

Бессребренники (бесср.) — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Благоверные (блгв.) — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.

Мученики

Святых, которые открыто исповедовали веру, пострадали, но остались в живых, называют исповедниками.

Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик — монахом. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Юродивые, блаженные

Юродивый (блаж.) — от старослав. «оуродъ» — «дурак». Это добровольно принявшие на себя образ безумных. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный)

Блаженными по традиции называют некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.

Праведные

Праведные (прав.) — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь (прав. Иоанн Кронштадский). К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).

Отдельный вид праведных — Богоотцы. Сюда относятся родителя Богородицы Иоаким и Анна, ее супруг — Иосиф Обручник и царь Давид.

Источник

Мученики

Что значит святой мученик. Смотреть фото Что значит святой мученик. Смотреть картинку Что значит святой мученик. Картинка про Что значит святой мученик. Фото Что значит святой мученик

Гре­че­ское слово martis, кото­рое было пере­ве­дено на сла­вян­ский и затем на рус­ский словом «муче­ник», сле­дует пере­во­дить – «сви­де­тель». Из этого видно, что во вре­мена гоне­ний зна­че­ние при­да­ва­лось не столько муче­ниям, кото­рые пре­тер­пе­вали муче­ники, сколько стой­ко­сти их сви­де­тель­ства – испо­ве­да­ния хри­сти­ан­ства.

По древ­нему учению Церкви, муче­ни­че­ская кровь смы­вает все грехи, и в исто­рии Церкви известны случаи, когда некре­ще­ные люди, испо­ве­дав­шие веру во Христа и после этого пре­тер­пев­шие муче­ния, почи­та­лись в Церкви как святые муче­ники. Про них гово­ри­лось, что они кре­щены своей кровью.

Когда появи­лись первые муче­ники? Каково их зна­че­ние для Церкви?

Первые муче­ники появи­лись еще в апо­столь­ский период. Их муче­ни­че­ство было резуль­та­том пре­сле­до­ва­ний со сто­роны иудеев, смот­рев­ших на хри­стиан как на опас­ную секту и обви­няв­ших их в бого­хуль­стве. В Новом Завете содер­жится несколько сви­де­тельств о муче­ни­ках, постра­дав­ших от этих гоне­ний. Рас­про­стра­не­ние Церкви соот­не­сено с муче­ни­че­ством св. Сте­фана ( Деян.8:4 и далее). В Новом Завете гово­рится, напри­мер, и об Антипе, «верном сви­де­теле (μάρτυς)» Божием, умерщ­влен­ном в Пер­гаме ( Откр.2:13 ). Рим­ские власти в этот началь­ный период хри­стиан не пре­сле­до­вали, не отли­чая их от иудеев (иуда­изм же был в Риме доз­во­лен­ной рели­гией). Так, иудеи в несколь­ких слу­чаях пыта­лись пре­дать ап. Павла на суд рим­ским вла­стям, однако, эти власти отка­зы­ва­лись осуж­дать апо­стола, поскольку рас­смат­ри­вали выдви­га­е­мые против него обви­не­ния как рели­ги­оз­ные споры внутри иуда­изма, в кото­рые они не желали вме­ши­ваться ( Деян.18:12-17 ; Деян.23:26-29 ; Деян.26:30-31 ). Один­на­дцать из две­на­дцати апо­сто­лов (кроме апо­стола Иоанна Бого­слова) закон­чили жизнь муче­ни­че­ским подви­гом. В ранний период именно муче­ни­че­ство спо­соб­ство­вало рас­про­стра­не­нию Церкви, и в этом плане оно также высту­пало как про­дол­же­ние апо­столь­ского слу­же­ния. По словам Тер­тул­ли­ана, кровь хри­стиан была тем семе­нем, из кото­рого про­из­рас­тала вера.

Что такое Муче­ни­че­ские акты?

Муче­ни­че­ские акты (лат. acta martyrum), другие назва­ния: акты муче­ни­ков, акты святых (acta sanctorum) – наиме­но­ва­ние сбор­ни­ков древ­ней­ших изве­стий о муче­ни­ках. Раз­ли­ча­ются два типа подоб­ных актов. Первый тип пред­став­лен офи­ци­аль­ными судеб­ными про­то­ко­лами тех про­цес­сов, кото­рые велись рим­скими вла­стями против хри­стиан. Второй тип муче­ни­че­ских актов – это записи оче­вид­цев-хри­стиан, стре­мив­шихся сохра­нить для церкви досто­вер­ное опи­са­ние стра­да­ний и победы подвиж­ника.

Когда появи­лись первые муче­ники в рус­ской Церкви?

В исто­рии Рус­ской Церкви первые муче­ники появи­лись еще до кре­ще­ния Руси князем Вла­ди­ми­ром: по сооб­ще­нию Пове­сти вре­мен­ных лет в 983 г. киев­ские языч­ники убили двух варя­гов-хри­стиан Фео­дора и Иоанна (отца и сына). В 1015 г. были убиты свв. князья Борис и Глеб; пони­ма­ние их гибели как муче­ни­че­ства сви­де­тель­ствует о рас­ши­ре­нии в рус­ской духов­но­сти самого этого поня­тия: хотя свв. Борис и Глеб были убиты не за веру, а в резуль­тате меж­до­усо­бия, их сми­ре­ние в смерти и сле­до­ва­ние Христу и чтимым муче­ни­кам в непро­тив­ле­нии мучи­те­лям вос­при­ни­ма­лись как хри­сти­ан­ский подвиг.

С древ­ней­ших времен Цер­ковь почи­тала стра­дальца муче­ни­ком только тогда, когда име­лось полное убеж­де­ние, что чело­век не осту­пился во время муче­ни­че­ского подвига, а совер­шил его в един­стве с Цер­ко­вью, все­цело пре­дав­шись в руки все­с­па­си­тель­ного Про­мысла Божия. Поэтому к святым не могли быть при­чис­лены постра­дав­шие ере­тики или схиз­ма­тики, а также отпав­шие из-за цер­ков­ного рас­кола или из-за пре­да­тель­ства, или по нецер­ков­ным моти­вам.

«Если члены Церкви, при­зван­ные к муче­ни­че­ству за истин­ную веру, встре­ча­ются с так назы­ва­е­мыми «муче­ни­ками», после­до­ва­те­лями фри­гий­ской ереси (т. е. мон­та­низма), они дер­жатся особо и уми­рают, не входя с ними в обще­ние», – пишет о пози­ции Церкви при­ме­ни­тельно к муче­ни­че­ству мон­та­ни­стов Евсе­вий Кеса­рий­ский (“Цер­ко­ва­ная Исто­рия”, глава 28).

9‑е и 34‑е пра­вила Лаоди­кий­ского собора, несо­мненно отра­жа­ю­щие уже сло­жив­ше­еся цер­ков­ное воз­зре­ние, прямо назы­вают скон­чав­шихся не за Пра­во­слав­ную веру лже­му­че­ни­ками и воз­бра­няют (под угро­зой отлу­че­ния) членам Церкви посе­щать места их захо­ро­не­ний с какой бы то ни было целью:
На клад­бища всяких ере­ти­ков, или в так име­ну­е­мыя у них муче­ни­че­ския места, да не будет доз­во­лено цер­ков­ным ходити для молитвы или для вра­че­ва­ния. А ходя­щим, аще суть верные, быти лишен­ными обще­ния цер­ков­наго на некое время. Каю­щихся же и испо­ве­да­ю­щих, яко согре­шили, прии­мати во обще­ние.
Вся­кому хри­сти­а­нину не подо­бает остав­ляти муче­ни­ков Хри­сто­вых и отхо­дити ко лже­му­че­ни­кам, кото­рые, то есть, у ере­ти­ков нахо­дятся или сами ере­ти­ками были. Ибо сии уда­лены от Бога: того ради при­бе­га­ю­щие к ним да будут под клят­вою.

Счи­та­ется ли муче­ни­ком за Христа тот, кто про­во­ци­рует своих гони­те­лей?

Цер­ко­вью, как пра­вило, не при­зна­ва­лись свя­тыми муче­ни­ками хри­сти­ане, наме­ренно добив­ши­еся смерти своим вызы­ва­ю­щим пове­де­нием. Так, епи­скоп Мен­сурий Кар­фа­ген­ский (начало IV в.) запре­щал своей пастве посе­щать в тем­ни­цах тех, кто попа­дал туда из-за оскорб­ле­ния языч­ни­ков, а Эль­вир­ский Собор, бывший в 305 году, прямо поста­но­вил, что убитые в похо­дах при раз­ру­ше­нии язы­че­ских капищ и идолов не должны быть при­зна­ва­емы муче­ни­ками.

Можно ли доб­ро­вольно искать себе муче­ни­че­ства?

Отве­чая на этот вопрос, сле­дует вспом­нить, что такое цар­ский путь в жизни хри­сти­а­нина. Цар­ский путь – это путь рас­су­ди­тель­ной уме­рен­но­сти в борьбе со стра­стями и в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей, умение найти в любом дела­нии сере­дину между изли­ше­ством и недо­стат­ком, между рев­но­стью не по разуму и теп­лохлад­но­стью и т. д. Дру­гими сло­вами цар­ский или сред­ний путь состоит в знании своей меры. Поэтому насто­я­щий муче­ник не «нары­ва­ется» на стра­да­ние, но и не кривит душой и не спа­са­ется бег­ством. Св. Гри­го­рий Бого­слов писал: «Закон муче­ни­че­ства таков, чтобы, как щадя гони­те­лей и немощ­ных, не выхо­дить на подвиг само­вольно, так выйдя не отсту­пать, потому что первое есть дер­зость, а послед­нее – мало­ду­шие» (Слово 43).

Какие муче­ники упо­ми­на­ются на про­ско­ми­дии?

Пред­став­ле­ние о муче­ни­ках как заступ­ни­ках за людей перед Богом, как о посто­янно при­сут­ству­ю­щих членах цер­ков­ной общины выра­зи­лось и чине литур­гии, в част­но­сти в про­ско­ми­дии. В честь муче­ни­ков выни­ма­ется 5‑я частица из 3‑ей (девя­ти­чин­ной) просфоры, раз­де­ля­е­мой по чинам святых. Согласно рус­скому слу­жеб­нику эта частица выни­ма­ется «в честь и память» «Свя­таго Апо­стола, пер­во­му­че­ника и архи­ди­а­кона Сте­фана, святых вели­ких муче­ни­ков Димит­рия, Геор­гия, Фео­дора Тирона, Фео­дора Стра­ти­лата и всех святых муче­ник, и муче­ниц: Феклы, Вар­вары, Кири­а­кии, Евфи­мии и Парас­кевы, Ека­те­рины и всех святых муче­ниц» (в разных пра­во­слав­ных тра­ди­циях набор имен может варьи­ро­ваться). Кроме того, муче­ники с древ­ней­ших времен особо упо­ми­на­ются в хода­тай­ствен­ной молитве (intercessio), про­из­но­си­мой непо­сред­ственно после пре­ло­же­ния Святых Даров (epiclesis), и для них отде­ля­ется особая частица на про­ско­ми­дии (при при­го­тов­ле­нии веще­ства Святых Даров).

Источник

Мученики и исповедники Христовы

Что значит святой мученик. Смотреть фото Что значит святой мученик. Смотреть картинку Что значит святой мученик. Картинка про Что значит святой мученик. Фото Что значит святой мученик

Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52–53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14).

Гонения на Церковь в Римской империи

Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне. В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81–96), а с особенной силой — при Траяне (98–117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец. Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

Гонения продолжались. Император Адриан (117–138) принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и наказываться только по признании их вины. Но и при нем и его преемниках пострадало немало христиан. При нем были замучены три девочки, названные в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. Вере, старшей из них, было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — девять. Их мать София умерла спустя три дня у них на могиле и также прославлена как мученица.

Толпа ненавидела христиан за то, что те сторонились и избегали языческих празднеств, но собирались тайно. На христианские богослужебные собрания не допускались не принадлежавшие Церкви, и язычники подозревали, что на этих собраниях совершаются чудовищные преступления. Клевета на христиан передавалась из уст в уста. Не почитающие родных языческих божеств христиане представлялись народу настоящими безбожниками, а языческое государство видело в христианах опасных мятежников. В Римской империи спокойно относились к разнообразным и часто экзотическим верованиям и культам, но при этом, к какой бы религии ни принадлежал человек, требовалось по отечественным установлениям почитать римских богов, особенно — самого императора, который обожествлялся. Для христиан было немыслимо, поклоняясь Творцу неба и земли, воздавать Божественные почести творению. Некоторые христианские писатели обращались к императорам с апологиями (что значит «оправдания»), письмами в защиту учения Христова. Самым известным христианским апологетом был мученик Иустин Философ, пострадавший в 165 году, в правление императора Марка Аврелия.

В первой половине III века гонения на Церковь несколько ослабли, пока в 250 году не начал гонения на христиан император Декий. Гонения его отличались особой систематичностью и исключительным размахом. Всех граждан Римской империи обязывали принести жертву идолам и тем самым засвидетельствовать свою благонадежность для государства. Христиан, отказывавшихся участвовать в этих обрядах, принуждали к ним изощренными пытками. Принесших жертву идолам отпускали, им выдавалось специальное удостоверение. Христиане отвыкли от преследований за долгие годы мира. В пору правления Декия немало людей, не выдержав гонений, отрекалось от Христа и приносило требуемые жертвы. Некоторые богатые христиане, пользуясь связями и своим влиянием, покупали положенные удостоверения, но сами жертвы не приносили. В это время пострадали Римский епископ Фабиян, Антиохийский епископ Вавила, Иерусалимский епископ Александр.

В конце 251 года, во время войны с готами, Декий был убит. В 258 году последовал новый императорский указ, направленный против церковных иерархов. В этом году приняли мученическую кончину святой Сикст, папа Римский, с четырьмя диаконами и святой Киприан, епископ Карфагенский.

С 260 года до начала IV столетия в систематических преследованиях христиан наступил перерыв. Число христиан в империи неуклонно росло. Но этот временный мир для Церкви был прерван в 303 году. Началось преследование христиан, которое вошло в историю как Великое гонение. Его начали император Диоклетиан и его соправители, и продолжалось оно его преемниками до 313 года. Эти десять лет дали Церкви множество мучеников, среди которых — святые Георгий Победоносец, воин Феодор Тирон, Димитрий Солунский, целитель Пантелеимон, мученицы Анастасия Римская, Екатерина Александрийская.

В 313 году император Константин Великий издал в городе Милане эдикт (указ), прекращающий преследования христиан. Тем не менее в областях империи при соправителе Константина Ликинии продолжались казни и преследования христиан. Так, в 319 году пострадал мученик Феодор Стратилат, в 320 году под Севастией были замучены сорок воинов-христиан. В 324 году император Константин одержал победу над Ликинием, и Миланский эдикт о веротерпимости стал соблюдаться по всей империи.

Освободившись от гонений и получив поддержку императора, Церковь стала расти и укрепляться.

Язычество, обессиленное внутренне, изжившее себя к этому времени, быстро сходило на нет. Попытку восстановить его и возобновить преследование христиан предпринял в 362 году император Юлиан, за свой отказ от христианства получивший прозвание Отступник. За полтора года его правления подверглись гонениям и казни многие христиане. С внезапной гибелью Юлиана во время битвы гонения христиан прекратились.

Церковь мучеников

«С первого дня своего существования Церковь была, есть и будет мученической. Страдание и гонение является для Церкви Божией атмосферой, в которой она непрестанно живет. В разные времена и гонение это бывало различным: иногда — явным и открытым, иногда — скрытым и вероломным», — писал сербский богослов преподобный Иустин (Попович).

Вплоть до VII века тысячи христиан претерпевали притеснения и гонения в Персидской империи. Мученический венец приняло множество епископов и священнослужителей, а еще больше простых мирян — мужчин и женщин. Немало мучеников пострадало и в других языческих странах, например в Готфских землях.

С особой изощренностью православных преследовали ариане. Так, в V веке в Северной Африке от захвативших эти земли вандалов, исповедовавших арианство, было убито шестьдесят два священника и триста мирян. От еретиков-монофелитов [1] пострадали преподобный Максим Исповедник и два его ученика.

Огромный сонм святых мучеников явила Грузинская Церковь. Очень часто иноверцы-захватчики приходили на Грузинскую землю. В 1226 году на Грузию напала армия хорезмийцев во главе с хорезмшахом Джалал ад-Дином. После того как Тбилиси (Тпилиси) был взят, шах согнал всех горожан к мосту, на котором положил святые иконы. Он предложил свободу и щедрые дары тем, кто отречется от Христа и потопчет святые иконы. Тогда сто тысяч грузин засвидетельствовали свою верность Христу и приняли мученическую кончину. В 1615 году от персидского шаха Аббаса I приняли мученическую кончину монахи Давидо-Гареджийского монастыря.

Первыми святыми, явленными в нашей Русской Церкви, тоже были мученики — Феодор Варяг и сын его Иоанн. Наш народ не был еще просвещен верой Христовой и поклонялся идолам. Жрецы потребовали от Феодора, чтобы он отдал в жертву своего сына Иоанна. Будучи христианином, Феодор воспрепятствовал этому бесчеловечному требованию, и оба — отец и сын — были убиты. Их кровь стала духовным семенем, из которого проросла наша Церковь.

Порой мучениками становились христианские миссионеры, а также их паства, которую они привели ко Христу. Два века (с начала XVIII столетия) продолжалась деятельность Русской духовной миссии в Китае. В самом конце XIX века в Китае вспыхнуло националистическое восстание ихэтуаней. В 1900 году восставшие достигли столицы Китая Пекина и начали жечь дома европейцев и китайцев-христиан. Несколько десятков человек под страхом мучений отреклись от веры, но двести двадцать два православных китайца выстояли и сподобились мученического венца. Возглавляет собор Китайских мучеников иерей Митрофан Цзи, первый православный священник-китаец, рукоположенный равноапостольным Николаем, просветителем Японии.

Новомученики и исповедники Российские

Самые масштабные, систематические и массовые гонения в истории Церкви Христовой случились не столетия назад, в древние века, а в России в ХХ веке. По количеству пострадавших за Христа гонения минувшего столетия превосходят и Великое гонение Диоклетиана, и все прочие преследования христиан. В первые же недели после прихода к власти большевиков (25 октября 1917 года) полилась кровь православных священников. Первомучеником открывшихся гонений стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе (расстрелян 31 октября).

В январе 1918 года участников Поместного Собора, проходившего в Москве, потрясло известие о том, что 25 января у стен Киево-Печерской лавры был злодейски убит почитаемый пастырь и иерарх Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. Члены Собора издали определение: «Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках и ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Тогда, в начале 1918 года, участники Собора, вероятно, не могли представить, сколько за последующие годы исповедников и мучеников присоединится к этому поминальному списку.

В сонм новомучеников вошло великое множество иерархов и священников — участников Поместного Собора 1917–1918 годов. Возглавляет Собор новомучеников и исповедников Российских его председатель святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России.

В те годы пострадало огромное число епископов, священников, монахов и мирян. Среди сотен иерархов, пострадавших в те годы, — митрополит Петр (Полянский), официально замещавший патриарший престол после смерти патриарха Тихона (f1925), но фактически находившийся в заточении и полностью лишенный возможности управлять Церковью; Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский; Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский; Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский.

Особое место занимает в Соборе новомучеников семья последнего Российского государя, царя Николая: царица Александра и дети их — Ольга, Татиана, Мария, Анастасия и Алексий, расстрелянные в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.

Власти преследовали Церковь отнюдь не по политическим соображениям. С 1933 по 1937 годы прошла так называемая безбожная пятилетка, которая в рамках общегосударственного планирования народного хозяйства ставила целью «окончательно изжить религиозный дурман». Но Церковь Христова выстояла. В 1937 году прошла государственная перепись населения, во время которой треть горожан и две трети селян объявили себя верующими, убедительно свидетельствуя о провале атеистической кампании. Материалы этой переписи были запрещены для использования, многие из тех, кто ее осуществлял, подверглись репрессиям. Когда в 1990 году итоги переписи 1937 года были опубликованы, стало ясно, почему их так долго не обнародовали. Оказалось, что среди неграмотных православных верующие от шестнадцати лет и старше составляли 67,9%, среди грамотных — 79,2%.

Наиболее кровавые гонения пришлись на 1937–1939 годы. В пору Великой Отечественной войны отмечается некоторое ослабление преследования Церкви. В 1943 году, после того как стало известно, что на оккупированных немцами территориях открыто три тысячи семьсот тридцать два храма (больше, чем было в то время по всей Советской России), власти пересмотрели свою позицию. Однако и в годы войны аресты и расстрелы священников продолжались. С середины 1948 года давление государства на Церковь снова усилилось. Открытые ранее храмы опять закрыли, многие священнослужители были арестованы. С 1951 по 1972 год была закрыта почти половина всех храмов в России.

Давление государства на Церковь продолжалось все годы советской власти.

В современном мире в некоторых странах продолжаются настоящие кровавые гонения на христиан. Сотни христиан (в том числе и православных) каждый год подвергаются преследованиям и казням. В некоторых странах принятие христианства наказывается государственным законодательством, а в некоторых христиан преследуют, унижают и убивают агрессивно настроенные граждане. Причины гонений и ненависти к христианам в разные века и в разных странах объявляют разные, но общей для всех мучеников остается их стойкость и верность Господу.

[1] О них можно прочитать на с. 417. (с. 56)

[2] Об иконоборческой ереси, отвергающей святые иконы, можно прочитать на с. 418. (с. 57)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *