Что значит седой мальчишка на лафете спал
Урок литературы в 5-м классе. «К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете». «Дети и война»
Разделы: Литература
Цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.
Наглядность: слайды с документальными фотографиями и песней «Тишина»; слайды к уроку.
Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети:
Ираида Мордовина
Просмотр слайдов. ( Приложение 1.)
-Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война)
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму «Павел Черный».
Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
3. Выразительное чтение учителем стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете:»
4. Анализ произведения
— Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)
— Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
— Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
— На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
— Что означает выражение: «. Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «. Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) ( Приложение 2. Слайд 4 )
-Почему мальчик седой? ( Приложение 2. Слайд 5 )
(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
— Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, «:За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней»?
— Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой. «
(Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других. )
— К кому обращается автор со словами: «Ты это горе знаешь понаслышке, // А нам оно оборвало сердца»?
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)
— «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти. до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».)
— Почему автор пишет, что «твой» мальчик спит «за тридевять земель, в горах Урала»?
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
— О каком, о чьем мальчике говорит автор в двух последних строфах?
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
-Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
5. Минутка релаксации
-Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.
6. Заключительное слово учителя
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете. «.
Написать сочинение «След войны в моей семье».
Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? Почему стал седым?
Стихотворение К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? Почему мальчик стал «седым»?
Седой мальчишка на лафете спал, что значит?
Выражение седой мальчишка на лафете спал, как объяснить?
Седой мальчишка на лафете спал, как понять?
Что означает седой мальчишка на лафете спал
Седой мальчишка на лафете спал стихотворение
Седой мальчишка на лафете спал, что значит
Симонов седой мальчишка на лафете спал, что значит?
Седой мальчишка на лафете спал значение какое?
Почему мальчишка на лафете спал седой?
Ззначение выражения седой мальчишка на лафете спал
Для мирного периода эта фраза действительно звучит немного странно. Мальчик совсем молодой, но почему поседевший и что такое «лафета».
Мальчик стал седым из-за того, что ему пришлось пережить. Мать мальчика убили, он с ней даже проститься не успевает. По тому, что пишет автор, вся пушка была в дырах от пуль, сам майор был ранен, значит все это пришлось пережить мальчику 10 лет отроду. Для детской, неокрепшей психики война очень тяжело переживалась, он видел смерти, среди которых была его мать.
Если быть точнее, то вот определение лафета:
Чтобы почувствовать, понять эту фразу, привожу пример картинок разных авторов, которые только частично передают ту ситуацию, обстановку.
Синквейн к стихотворению Константина Симонова » Сын артиллериста».
Падает, хнычет, наводит
Вызывает огонь на себя
Учит, посылает, командует
Стал Леньке место отца
Смахивает, узнает, обнимает
Встреча Лёньки и Деева в части
Пробирается, передает, вызывает
Высота освобождена от немцев
Непосредственное столкновение с бедой переживается человеком всегда больнее, сильнее, нежели то, что произошло с кем-то далеко.
Было бы странно, если бы он реагировал иначе на страдание, затрагивающее его самого или его родственников.
Например, узнавая из ежедневных информационных сводок о трагической гибели людей от коронавируса, находятся индивиды, которые считают эту страшную болезнь выдумкой, несерьёзно относятся к соблюдению личной безопасности, пренебрегают средствами индивидуальной защиты, легкомысленно нарушают режим самоизоляции и т.п.
Однако те, кого эта беда лично коснулась, кто потерял своих близких, никак не могут прийти в себя от чувства бессилия, от невозможности примириться с суровой реальностью.
Как трудно и врачам, жертвующим собой ради спасения жизни пациентов, наблюдать угасание ещё вчера здоровых людей.
Как им убедить скептиков, знающих только понаслышке о чужом горе, чтобы соблюдали дисциплину?
В каком жанре написано произведение Константина Михайловича Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете «?
С кем не простился сын?
Что произошло с матерью?
Сколько лет мальчику?
От куда привезли мальчишку?
Что было с лафетом?
( он исцарапан пулями)
Зачем мальчишку привязали к щиту?
Какой мальчишка, на лафете спал?
Откуда навстречу шли солдаты?
Тот кто увидел этого мальчишку, чего не сможет сделать до конца?
Что призывало к бою?
(за тридевять земель, в горах Урала )
Константин Симонов написал стихотворение » Ты помнишь Алёша, дороги. » в ноябре 1941 года на севере, Мурманском направлении, когда возвращался из командировки. В этот период, когда уже была закрыта навигация, пришлось пробиваться сквозь льды из Кандалакши в Архангельск. Стихотворение поэт посвятил своему старшему фронтовому другу, с которым он был во многих поездках по стране в первые два года войны, поэту Алексею Суркову. В нем он с подробностями описал их совместную поездку на Западный фронт в июле 1941 года. Алексей Сурков в то время работал военным корреспондентом нескольких газет. В дальнейшем он защищал Москву, воевал в Белоруссии.
О чём стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»? Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова Произведение майор привез мальчишку на лафете
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Анализ стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете» Симонова
К. Симонов стал самым известным и популярным советским автором, посвятившим свое творчество теме войны. Его произведения, написанные под влиянием непосредственных наблюдений, с максимальной точностью передают атмосферу суровых военных лет. Особой болью проникнуты стихотворения первых месяцев войны. Одним из них является «Майор привез мальчишку на лафете…» (1941 г.).
В основе сюжета лежит история об эвакуированном из под Брестской крепости мальчике, которого доставил в тыл отец. Неизвестно, был ли реальный прототип этого ребенка. Хотя это совершенно неважно, подобные истории случались каждый день на всем протяжении фронта. Мастерство Симонова позволяло ему изображать наиболее типичные ситуации, которые находили отклик в душе каждого солдата.
За обычной историей скрывается искалеченное детство миллионов советских детей. Брестская крепость первой подверглась нападению превосходящих сил фашистских войск. Ее героическая оборона продолжалась до 30 июня. Симонов не уточняет подробности эвакуации мальчика. Достаточно того, что первые десять дней войны обойдутся для него десятью годами «на том и этом свете». Ребенок потерял мать. Самая страшная картина стихотворения – «седой мальчишка» с «уснувшей игрушкой», привязанный для надежности к пушечному лафету.
Вторая часть стихотворения описывает чувства автора при виде этого мальчика. Он находится в рядах солдат, которые только отправляются на фронт и еще не знакомы со всеми ужасами войны. Зловещим прологом к будущим боям становится вид седого ребенка, машущего солдатам рукой. Это одновременно и приветствие и прощание. Лирический герой поражен увиденным. До этого он не представлял себе, до чего может довести ненависть и жестокость. С этого дня образ мальчика всегда стоит перед его глазами. Он не сможет успокоиться, пока не увидит освобожденным тот участок земли, где ребенок навсегда потерял свое детство. Автор отрекается от собственного дома, он считает, что не заслужит права на личные переживания, пока не вернет мальчику утраченное ощущение родного дома.
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.
Великая Отечественная война стала почвой для создания патриотической лирики. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете». В школе его изучают 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Майор привез мальчишку на лафете» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1941 г., когда советские войска готовы были отступить под натиском врага.
Тема стихотворения – жизнь детей во времена Великой Отечественной войны.
Композиция – Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. В нем можно выделить несколько смысловых частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально произведение делится на катрены.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».
Эпитеты – «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».
История создания
Анализируемое стихотворение было написано в 1941 г. Его автор был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они готовы были отступать.
В первых катренах лирический герой рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненный отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам: « Отцу казалось, что надежней места отныне в мире для ребенка нет». Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку.
Портрет главного героя схематичный. Автор обращает внимания лишь на отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребенок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, еще не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребенок седой. Эта детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.
После лаконичного портрета следуют стихи обращенные к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасешь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.
Композиция
По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально стихотворение состоит из катренов.
Средства выразительности
«Майор привез мальчишку на лафете…» Константин Симонов
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
Симонова призвали в армию с началом Великой Отечественной войны. В качестве корреспондента он побывал на всех фронтах, дошел до Берлина через территорию Румынии, Югославии, Болгарии, Польши. Значительная часть его статей, написанных в военные годы, печаталась в газете «Красная звезда». Главное произведение Симонова, посвященное борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками, — роман в трех частях «Живые и мертвые». Первая книга была выпущена в 1959-ом, последняя — в 1971-ом. Во время войны невероятной популярностью пользовались стихотворения Константина Михайловича. Солдаты переписывали их от руки, знали наизусть. Одно из самых известных — «Майор привез мальчишку на лафете…».
О чём стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»?
Во второй части автор обращается к своей жене и сообщает ей, что война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Тот, кто столкнулся с этим мальчишкой, не сможет развернуться и уйти домой. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка вернется вместе с нами и поцелует горсть своей земли»
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.
«Майор привез мальчишку на лафете…» Симонов полностью
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Цель: рассказать о писателе, поэте советского периода, развивать навыки выразительного чтения и анализа стихотворения.
Наглядность: слайды с документальными фотографиями и песней «Тишина»; слайды к уроку.
Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети:
Ираида Мордовина
Просмотр слайдов. (Приложение 1.)
Ребята, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война)
Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о детях и о взрослых на этой войне.
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. В этой борьбе активное участие наравне со взрослыми принимали дети.
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была небогатой, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище (ФЗУ) и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931. Так он зарабатывал рабочий стаж и продолжал работать ещё два года после того, как поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
В том же 1938 Симонов был принят в Союз писателей СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ (Института истории, философии, литературы), опубликовал поэму «Павел Черный».
Во время ВОВ он работает военным корреспондентом.
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К.М.Симонова.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
3. Выразительное чтение учителем стихотворения К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете:»
4. Анализ произведения
Ребята, вы послушали стихотворение. Какое впечатление оно на вас произвело? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)
Назовите тему этого произведения (о чём оно)?
Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?
На какую картину обращает внимание рассказчик особенно?
Что означает выражение: «. Седой мальчишка на лафете спал»?
(Выражение «. Седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.) ( Приложение 2. Слайд 4 )
Почему мальчик седой? ( Приложение 2. Слайд 5 )
(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)
Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, «:За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней»?
Как вы понимаете слова: «Ты говоришь, что есть еще другие, // Что я там был и мне пора домой. «
(Автор вспоминает, вероятно, о женщине, которая уговаривает любимого не ездить в опасные командировки, говорит ему, что он уже видел настоящую войну, что есть другие корреспонденты, которые еще не ездили на фронт, и можно устроить так, чтобы остаться дома, чтобы послали не его, а других. )
(Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте (к женщине), знает о войне только со слов других людей и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Солдатам, которые отступали с западной границы, чувство сострадания проникло глубоко в душу.)
— «Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?
(Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно, не смогут «домой прийти. до конца»: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.
Автор хочет сказать, что он будет участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. Он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть своей земли».)
(Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.)
(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации, тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.
Что хотел сказать Симонов этим стихотворением? Зачем рассказал эту историю?
5. Минутка релаксации
Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении? Опишите его.
6. Заключительное слово учителя
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете. «.
Написать сочинение «След войны в моей семье».