Что значит роса медвяная сползает по коре
Работа над стихотворением С. Есенина «Черемуха» на уроке чтения в начальной школе
1. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
– Для чего вам это нужно?
– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.
2. Чтение учителем стихотворения.
– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины возникли в воображении?
Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
Чтение стихотворения учащимися.
3. Анализ стихотворения.
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.
– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.
Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?
(2). Почему такое сравнение?
(3). Почему у поэта роса цвета мёда?
(4). Автор говорит, то “ роса сползает по коре”. А если бы поэт сказал “стекает”, была бы другая картина?
(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?
(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?
(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?
(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
4. Работа над словом.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
– При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты? (Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.
– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.
– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?
– Чем привлекла она внимание поэта?
– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.
– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)
– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
7. Коллективное чтение стихотворения.
Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.
– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
– Прочитайте понравившиеся строки.
– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?
– Что удивляет автора?
– С каким чувством надо читать стихотворение?
– Прочитать только те строки, которые относятся к иллюстрации.
– Какие краски можно использовать при создании картины?
– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?
Стихотворение и анализ «Черёмуха»
И ветки золотистые,
Кругом роса медвяная
Под нею зелень пряная
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
А зелень золотистая
Ручей волной гремучею
И вкрадчиво под кручею
Краткое содержание
И. Левитан. Черемуха. 1880-е
По весне расцвела душистая, прекрасная черёмуха. Её ветви, освещённые солнечными лучами, кажутся золотыми. В эту чудесную пору черёмуха завила свои ветки, подобно кудрям. По её коре скатываются росинки, пахнущие медом. Пряная зелень, наполненная острым ароматом, сияет на фоне белоснежной, почти серебряной коры. Неподалёку от дерева, в траве среди черёмуховых корней, журчит смелый ручеёк: весной он кажется серебряным.
Душистая черёмуха стоит, широко развесив свои ветви. Молодые листочки её под солнечными лучами сверкают золотом. Ручеёк, спешащий поблизости от черёмухи, вдруг превращается в гремучую волну, обретя силу и мощь. Теперь он может обнять черёмуховые ветви со всех сторон. Среди всего многоголосия звуков, черёмуха слышит волшебные песни ручья.
История создания
Поэт написал стихотворение в ранний период своего творчества, в январе-феврале 1915 г. Уже в мартовском выпуске журнала «Мирок» произведение было напечатано.
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой классику пейзажной лирики, считаясь одним из самых узнаваемых произведений Есенина. Оно чрезвычайно характерно для его ранней лирики, когда поэт занимался поэтизацией родной природы, демонстрируя её самые великолепные стороны. Есенин использовал при создании произведения простой двустопный ямб и перекрёстную рифмовку.
Композиция
В произведении отсутствует лирический герой. Поэт просто делится своими впечатлениями об окружающем мире, описывая его красоту. Для этих целей идеально подходит простая линейная композиция, включающая в себя небольшой кольцевой элемент в виде рефрена первой строки. Сюжеты в стихотворении словно наложены один на другой. С одной стороны – описание цветущей природы, с другой – трогательная история любви двух влюблённых.
Образы и символы
В стихотворении представлены яркие образы, восприятие которых дополняется множеством природных цветов, звуков и запахов:
Лирический герой не представлен: образ некоего наблюдателя лишь предполагается. Есенин даёт возможность своим читателям посмотреть на красивую весеннюю картину собственными глазами.
Темы и настроение
В произведении представлено четыре темы:
Основная идея
Основная идея произведения заключается в вечной гармонии, взаимодействии природы и человека. Поэт говорит о том, что мы должны обращать гораздо больше внимания на детали в отношениях между собой. Опасно забывать о таких категориях души, как: чувства, эмоции, переживания, настроения. Человек и природа должны жить в едином ритме, настроившись на одну «волну». Основная мысль – продемонстрировать весеннее пробуждение чувств, способное объединить всё живое.
Средства выразительности
В произведении автор использовал разнообразие художественных средств:
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Медовая роса (Земледельческая газета 1837-1838 г.)
Медовая роса или медвяная есть влага, оказывающаяся в лесах на листьев деревьев различных пород, и пчелами собираемая в свои соты. В Малороссии называют ее падью.
Она сладка, и сладость ее, кажется, крепче, прянее цветного меда; довольно густа, потому что не стекает с листьев, когда солнце озаряет землю, но иссыхает, не образуя или не превращаясь в капли. Цвет ее несколько красноват; мне случалось соскабливать ее потихоньку ножом с листьев в хрустальный стакан и на тарелку, где можно было ясно замечать ее красноватость. Впрочем, эта роса весьма прозрачна, подобно чистому меду, посредством стекла полученному, и примеси в ней никакой не заметно, по крайней мере это так кажется для невооруженного глаза. Вязкость или клейкость в ней такая же, как и в меду.
Сия влага у нас в Саратовской губернии оказывается на листьях всегда поутру и при том в августе месяце, когда погода стоит еще теплая и не заметно признаков осени; в июле, а тем более в июне, этой росы не бывает.
Она появляется на листьях деревьев: дуба, липы, березы, осины, клена и прочих. Но я никогда не замечал ее в садах на яблонях, вишне, малине, смородине, крыжовнике, хотя сии растения так же медоносные. На всех деревьях она сладка, только на осином листе несколько горьковата, от свойств сего дерева.
Где источник медвяной росы?
Некоторые полагают, что она изливается из плодовых почек, в изобилии капая на листья. Но мне случалось замечать медовую росу на таких молоденьких, отдельно стоящих, дубках, липках и березках, на которых еще не было плодовых почек и не бывает плодов. Надобно заметить и то, что садовые деревья, во время цветения, дают пчеле богатую жатву, а из плодовых почек их не истекает медовой росы. А что она точно падает сверху, это неоспоримо, ибо оказывается всегда только на верхней части листьев, на нижней же никогда.
Количество сей росы, появляющееся на листьях, иногда бывает довольно велико, так, что если сорвать лист и лизнуть его, то сладость весьма ощутительная и слюна разжижает ее точно так же, как мед, получаемый из сотов. Пчела слизывает эту росу и набирая внутрь себя переносит ее в улей.
Казалось бы, это готовая медовая влага могла обеспечивать и освобождать пчелу от медлительной работы производить мед из разных веществ природы. Но опыт подтверждает, что она вредна пчеле. Роса медовая показывается в эпоху увядания цветоносных растений; а пред тем, или в то самое время, человек берет с пчелы годовую дань. Пчела, скудная медом, с жадностью бросается на медовую росу, делает большой запас ее, питается ею во время зимы и от нее умирает.
Так мне случалось от крестьян слышать, при выставке пчел: меду много, а пчела померла! Это роса губила пчелу. Вероятно, ее крепость и наносная примесь других веществ губит нежное насекомое. Хорошо бы попытаться сделать химическое разложение меда цветочного и меда из медовой росы, для сравнения качеств того и другого. Может быть, это испытание открыло бы, почему мед из росы вреден пчеле. А дотоле одну только можно брать предосторожность к сохранению пчелы от сего вреда, что бы запирать ее, когда появится медовая роса. Это не стеснит пчелу; роса иногда длится до полудня, после того, или солнце и ветры иссушивают ее, или смывает дождь.
А. Леопольдов, 1837 г.
Еще нечто о медвяной росе.
В 2 № Лесного журнала, издаваемого в 1836 году, в статье о некоторых предметах Метеорологии, между прочим сказано: «Медовой росою, называется сладкий, липкий сок, выступающий из листьев деревьев и растений, и образующий желтые пятна. Медвяная роса происходит от мелких насекомых или от проникания в листья тумана, смешанного с кислою солью. Другие приписывают онную дождям, идущим при свете солнца, или особенному болезненному свойству листьев. Медовая и медвяная роса вредны для древесных и других растений.»
На эту статью я представляю замечания, выведенные из наблюдений моих над медовой росою.
Медовая роса не есть одна вода, в виде тонкого пара с воды поднимающаяся; вода, которая поднимается как пар, бывает вкусом пресная, а в медовой росе есть сладость, подобная сладости меда, собираемого с цветов. По моему мнению, эта роса есть сок, вытягиваемый воздухом из древесных листьев, и растворяемый водой. Что это раствор, доказывает тем:
А. Леопольдов, Саратов 1837 год
Замечения на мнение Гг. Леопольдова и Чытовича о медовой росе.
Прочитавши мнения о происхождении медовой осы Г. Леопольдова в № 68 сей газеты и Г. Чытовича в № 95, полагаю, что Г. Чытович правее. Медовая роса, и по моему замечанию, происходит не из воздуха, и атмосфера едва ли имеет какое непосредственное влияние на происхождение ее. Мне часто случалось замечать медовую росу в зимнее время на листах, стоящих у меня в комнате лимонных дерев; бывает она иногда на гортензии, розмарине и даже на кактусе. Жаль очень, что я не имею способов испытать влияния медовой росы на здоровье пчел, потому что, по неудобству местоположения, должен отказываться от удовольствия иметь их у себя, и потому не вхожу в суждение об этом предмете.
Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
Людмила Жура
Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха».
1. Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения, развивать внимание и творческое воображение.
2. Развивать связную речь и память при заучивании стихотворения, образное мышление.
3. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании и стихотворения.
4. Учить выразительно рассказывать стихотворение.
Предварительная работа: чтение стихов С. Есенина о природе, рассматривание иллюстраций цветущих деревьев. Беседа о полезных свойствах, особенностях черёмухи. Аппликация «ветка черёмухи».
Оборудование: доска с иллюстрациями черёмухи, цветущих деревьев, портрет С. Есенина, ноутбук для просмотра слайд –шоу.
Ход занятия:
В: Какое время года? (весна)
В: На Север весна приходит поздно. Мурманскую природу в цвету можно увидеть только в июне, а в тёплых краях всёпо-другому: цветут сады в мае, ярко светит солнышко. небо голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. Май – это весна цветов.
В: А сейчас хотите увидеть как цветут деревья черёмухи?
В: Садитесь на стульчики, постарайтесь не только увидеть, но и почувствовать вкус, запах весны, услышать звуки.
Просмотр слайд-шоу, прослушивание произведение «Апрель» из цикла «Времена года» Чайковского.
В: Что увидели? (просыпается природа, распускаются листочки, цветы)
В: Что услышали? что представили? (пение птиц, голоса людей, шуршание веток, шелест листвы, летающих бабочек, жужжание насекомых)
В: Вам понравилась цветущая черёмуха? С чем бы вы её сравнили?
(черёмуха словно облако; одуванчик; ромашка; подснежник; белое платье невесты)
В: Весна – время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.
В: Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи) Каким другим словом можно назвать стихи? (поэзия)
В: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
В: Где родился и вырос поэт (село Константиново).
Сейчас оно называется Есенино.
В: Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха, когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)
В: Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха»
Чтение стихотворения «Черёмуха» (смысловая пауза)
В: Вам понравилось стихотворение?
В: Что почувствовали? Почему? (радость, грусть)
В: О ком, о чём рассказал поэт в стихотворении? (о черёмухе, о ручье)
В: Что понравилось в стихотворении?
В: Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение? (погода была жаркая, ярко светило солнце)
В: Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе, любуясь на неё утром, а потом днём.
Этюд «Черёмуха утром» (физминутка).
В: Представим себя черёмухой в утренние часы. Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.
В: Я буду читать первую часть стихотворения. А вы с помощью жестов будете показывать о чём я рассказываю.
В:Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
В: Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения? (2-3 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
В: Черёмуха душистая, а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)
В: Какую черёмуху вы представили, когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)
В: Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)
В: Черёмуха дерево медоносное. Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)
В: Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)
В: Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт? (2-3 ответа)
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
В: А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха?
Чтение первого четверостишья. (1-2 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
В: А о чём ещё идёт речь в стихотворении? (о ручье)
В: Где спрятался ручей? (в траве, между корней)
В: Я прочту как поэт говорит об этом.
В: А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
В: Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём.
В: Я буду читать вторую часть стихотворения, а вы показывать.
Этюд «Черёмуха днём» (физминутка)
В: Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись, тянутся к солнцу.
В: Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Ручей волной гремучею
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
В: Вспомните, какая стала черёмуха днём? (ответы детей)
В: Как автор об этом говорит?
Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
В: Давайте расскажем каким стал ручей?
В: Ручей волной гремучею
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
В: Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)
В: Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)
В: А как вы понимаете слово «обдаёт»? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)
В: Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»? (осторожно, нежно, ласково)
В: Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём?
В: Кто запомнил всё стихотворение, расскажите его.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Занятие по заучиванию стихотворения «Апрель» Занятие по заучиванию стихотворения «Апрель», проведенное с старшей логопедической группе с использованием мнемотаблицы. Учитель – логопед:.
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» НОД «Художественная литература»Тема: «И. Белоусов «Весенняя гостья»Программное содержание: воспитывать любовь к родной природе, формировать.