Что значит роландов рог
Анализ стихотворения Цветаевой Роландов рог
Анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Роландов рог»
Главная тема стихотворения «Роландов рог» (1921) — тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с темой поэта и толпы. Творческая личность в понимании Цветаевой одинока. Это слышится во многих стихотворениях. Первая часть стихотворения (первые четыре двустишия) развивает тему одиночества. С помощью большого количества одинаковых синтаксических конструкций нагнетается ощущение того, что каждый в мире — часть чего-то:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он.
И только цоэт — сирота. В «Роландовом роге» реализуется традиционный конфликт поэта и толпы:
Под свист глупца и мещанина смех — Одна из всех — за всех — противу всех.
Два последние двустишия поясняют смысл названия стихотворения. Обессилев, устав «драться», то есть противостоять толпе, лирическая героиня призывает помощь, трубит в Роландов Рог:
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Вводя в текст стихотворения образ мифологического Роландова рога, поэт тем самым сопоставляет лирическую героиню с бесстрашным Роландом.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Из литературы первой половины XX века
Обзор творчества М. И. Цветаевой. Стихотворения
Главная тема стихотворения «Роландов рог» (1921) — тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с темой поэта и толпы. Творческая личность в понимании Цветаевой одинока. Это слышится во многих стихотворениях. Первая часть стихотворения (первые четыре двустишия) развивает тему одиночества. С помощью большого количества одинаковых синтаксических конструкций нагнетается ощущение того, что каждый в мире — часть чего-то:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он.
И только поэт — сирота.
В «Роландовом роге» реализуется традиционный конфликт поэта и толпы:
Под свист глупца и мещанина смех —
Одна из всех — за всех — противу всех.
Два последние двустишия поясняют смысл названия стихотворения. Обессилев, устав «драться», то есть противостоять толпе, лирическая героиня призывает помощь, трубит в Роландов Рог:
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Вводя в текст стихотворения образ мифологического Роландова рога, поэт тем самым сопоставляет лирическую героиню с бесстрашным Роландом.
Роланд — герой французской эпической поэмы «Песнь о Роланде». Он благороден, доблестен, бесстрашен и неутомим в бою; именно поэтому Карл поручил Роланду командовать арьергардом при возвращении войска франков из Испании во Францию. Однако в Ронсевальском ущелье Роланд вместе с двенадцатью пэрами попал в ловушку. В Ронсевальском сражении Роланд ведет себя как не знающий страха и непобедимый воин, склонный, впрочем, к переоценке собственных сил: трижды его друг Оливье уговаривает Роланда протрубить в рог Олифант, чтобы призвать на помощь Карла, и трижды тот отказывается, считая позорным «трубить из-за мавров» и не желая таким образом «посрамить свой род» и себя. Его упорство стоит жизни всему арьергарду, в том числе Оливье и двенадцати пэрам Франции. Осознав, что виновен в их гибели, Роланд, хотя и с опозданием, трубит в рог, причем с такой силой, что у него на висках лопаются жилы
Главная тема стихотворения «Роландов рог» (1921) — тема одиночества и сиротства, которая сплавляется с темой поэта и толпы. Творческая личность в понимании Цветаевой одинока. Это слышится во многих стихотворениях. Первая часть стихотворения (первые четыре двустишия) развивает тему одиночества. С помощью одинаковых синтаксических конструкций нагнетается ощущение того, что каждый в мире — часть чего-то:
За князем — род. за серафимом — сонм.
За каждым — тысячи таких, как он.
И только поэт — сирота. В «Роландовом роге» реализуется традиционный конфликт поэта и толпы:
Под свист глупца и мещанина смех —
Одна из всех — за всех — противу всех.
Два последние двустишия поясняют смысл названия стихотворения. Обессилев, устав «драться», то есть противостоять толпе, лирическая героиня призывает помошь. трубит в Роландов Рог:
Стою и шлю. закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди тому залог.
Что некий Карл тебя услышит. Рог!
Вводя в текст стихотворения образ мифологического Роландова рога, поэт тем самым сопоставляет лирическую героиню с бесстрашным Роландом.
Вводя в текст стихотворения образ мифологического Роландова рога, поэт тем самым сопоставляет лирическую героиню с бесстрашным Роландом.
Произведение М.И. Цветаевой Роландов рог с первых строк привлекает внимание немыслимыми антитезами, которые отражают внутренний мир поэтессы. Вечная борьба бушует в душе автора, героиня понимает, что она остается одна в своих творческих порывах.
Можно обрести друга, семью, родить детей, но понять всю глубину тайны не просто человеческой души, а души поэта, который зачастую видит мир совсем иначе, невозможно. Автор сравнивает себя с шутом — таким не похожим на остальных людей, скрывающих истинные свои чувства под маской дерзкой улыбки и глуповатой нежности.
Само произведение довольно пафосно, об этом можно судить уже из названия. Роланд — герой французского эпоса, который погибает за своё войско, за свой народ. Так и героиня произведения шлёт «громкий зов» обращаясь к небесам. Но и там «пустоты», лишь полыхающие чувства, «пожар в груди» являются залогом обретения спокойствия. К кому обращается героиня Цветаевой, кто это мифический Карл, который поймёт и примет поэтессу? Вопрос остается открытым, каждый сам найдёт утешенье.
Тема непринятия довольно широко освещена в произведения мировой литературы, но именно в России, под гнетом сложившихся обстоятельств, одиночество стало доминирующей темой многих поэтов. Творчество — это, как ни странно, борьба. Этот парадокс видим в стихотворении М. Цветаевой, она одна «противу всех», но и одна «из всех», выбранная неспроста нести свою тяжелую ношу. Но и её покидают душевные силы, нет больше сил «драться».
Именно этот глагол как нельзя точно описывает действия поэтессы. Бороться за права, признание, почет и славу можно физически, но и моральная сторона не на последнем месте, и именно эта составляющая наиболее травмирующая душу, раны на которой заживают очень долго, а рубцы остаются навсегда.
Стиль изложения произведения — довольно жесткий, это видно в частом использовании согласных в конце строк. Бессоюзность, множество запятых и тире даже визуально выстраивают текст, как лозунг, призыв к борьбе, преодолению непонимания, под «мещанина смех». Поэзия — нелёгкий труд, нужно быть готовым к тому, что сказанное будет воспринято в штыки, а слова, пробирающие до слез одних, станут поводом для веселья другими «глупцами».
Подобные записи
«Роландов рог» М.Цветаева
«Роландов рог» Марина Цветаева
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,—
Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену
Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—
Под свист глупца и мещанина смех,—
Одна за всех — из всех — противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Анализ стихотворения Цветаевой «Роландов рог»
Рыцарь Роланд — популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе — биографии «Жизнь Карла Великого», написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд под его предводительством напали сарацины. Внезапная атака в эпосе объясняется изменой со стороны Ганелона — приближенного Карла и врага Роланда. Перед смертью рыцарь успел позвать на помощь короля, протрубив в свой знаменитый рог. Карл услышал зов вассала и поспешил отомстить за него. Бесстрашный рыцарь стал главным героем «Песни о Роланде» — самого раннего из сохранившихся эпических произведений Франции. По информации исследователей, написано оно через несколько столетий после реальной Ронсевальской битвы, произошедшей в 778 году.
В истории про Роланда важнейшую роль играет его олифант — сигнальный рог, который носили с собой средневековые рыцари. Изготавливались подобные инструменты из слоновьих бивней. Зачастую их украшали резьбой, металлическими или серебряными цепями и кольцами.
«Роландов рог» — стихотворение, написанное в марте 1921 года. Его ключевая тема — тотальное одиночество поэта. Согласно Цветаевой, творческая личность — сирота. За каждым в мире кто-то стоит: за солдатом — полк, за серафимом — сонм, за вором — сброд, за князем — род. И только стихотворец вынужден в одиночку противостоять толпе, которая освистывает и осмеивает его. Впрочем, иногда и ему не хватает сил. Тогда приходит время обратиться за помощью, протрубив в рог, направив зов в небесные пустоты. Мотив сиротства был крайне важен для Цветаевой. Мысли, подобные тем, что высказаны в произведении «Роландов рог», встречаются в записных книжках поэтессы. В 1918 году она писала, что находится вне профессии, ранга, сословия, что за ней — пустота.
Первый образ, который вводится в стихотворение, — шут. Профессия эта особенно широкое распространение получила в Средневековье. Шут воспринимался в качестве символического близнеца короля. Ему позволялось безнаказанно говорить даже самую горькую и неприглядную правду в завуалированной форме. Для Средних веков, когда король и вельможи часто не могли в открытую критиковать друг друга, шут был спасением. По сути, он единственный обладал свободой слова. У Цветаевой шут становится олицетворением поэта — одинокого, но при этом способного в открытую высказывать свои мысли. Ближе к финалу стихотворения появляется образ рыцаря. Согласно «Песни о Роланде», франкский отряд потерпел поражение из-за того, что Роланд поздно протрубил в рог. Он считал, что обращение за помощью — признак трусости. Получается, Роланд погубил своих воинов исключительно из-за собственной гордости. Здесь Цветаева объединяет два образа. Шут одинок, потому что уродлив и наделен свободой слова. Одиночество рыцаря — следствие его гордыни.
Слушать стихотворение Цветаевой Роландов рог
Рог Роланда через века. Литература 7 класс
Какой-то Роланд трубил в свой рог, да еще и в кургузом переводе с полуиндейскими вскриками «Аой!».
В Тик-Токе все гораздо динамичнее и интереснее.
Но средневековым людям история эта была важна, как и всё, что происходило с рыцарями. Такой там был Тик-Ток, такая реальность. Другого не было.
Настолько важно все было, что неживым рыцарским предметам давали громкие имена.
Вспомним: ( или откроем Википедию)
Аскалон (Ascalon) — меч Св. Георгия (по средневековым легендам)
Ага! Интересно уже и химико-биологическим классам, а ведь мы только начали перечислять на букву «А»!
А ведь и рогам имена давали.
Не знаю, может, и другие доспехи, а то и их части, тоже имели имена.
Люди «оживотворяют» значимые вещи, бывает. Не вспоминая о былом рыцарстве.
В нас очень много от средневековых представлений, от средневекового бытия наших душ.
Вот Марина Цветаева вдохновилась той самой балладой о рыцаре и его Роге.
Она проговорила свои боли через стихотворение «Роландов Рог».
Хоть на что сгодилась скучная баллада!
Прочитаем «Роландов Рог», 1921 год, Марина Цветаева:
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,—
Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену
Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—
Под свист глупца и мещанина смех,—
Одна за всех — из всех — противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Хоть кто-нибудь услышит тебя, Душа.
Карл-король, могущественный властелин, для юного Роланда был родным дядей. Он готов был идти на помощь племяннику.
Посмотрите, какая горькая усмешка в последней строке стихотворения: «что некий Карл тебя услышит. » Король Карл Первый Великий был не кем-то неким, а реальным историческим лицом. И прислушивался: не зовет ли на помощь ушедший на бой реальный племянник-рыцарь.
В прекрасных горах погибало и войско Роланда.
В нашем 21 веке философ и практический психолог, известный публицист, автор многих статей и книг Анна Кирьянова в одной из своих лекций обращается к образу рыцаря Роланда.
И говорит о том, что надо просить о помощи в трудных ситуациях..
На примере баллады о Роланде говорит.
Не зря был у рыцаря Рог.
Надо звать на помощь!
Если сомневаешься, или слишком гордый.
Или веришь в себя, а в помощь не веришь.
Или сдрейфить не хочется.
Как часто наши подростки медлят, не могут, не решаются, не желают позвать на помощь.
Король Карл слушает: не зовет ли племянник Роланд?
И вот, наконец, Карл произносит: «Я слышу Олифан!» Король называет рог Роланда по-имени, как живую душу. Карл и войско спешат на помощь.
Впрочем, источники всегда надо читать.
И эта баллада, я думаю, должна быть интересна новым поколениям. В учебнике она сокращена до пяти страниц.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Марина Ивановна Цветаева. «Роландов рог»
Марина Ивановна Цветаева
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,—
Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену
Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—
Под свист глупца и мещанина смех,—
Одна за всех — из всех — противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Рыцарь Роланд — популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе — биографии «Жизнь Карла Великого», написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд под его предводительством напали сарацины. Внезапная атака в эпосе объясняется изменой со стороны Ганелона — приближенного Карла и врага Роланда. Перед смертью рыцарь успел позвать на помощь короля, протрубив в свой знаменитый рог. Карл услышал зов вассала и поспешил отомстить за него. Бесстрашный рыцарь стал главным героем «Песни о Роланде» — самого раннего из сохранившихся эпических произведений Франции. По информации исследователей, написано оно через несколько столетий после реальной Ронсевальской битвы, произошедшей в 778 году.
В истории про Роланда важнейшую роль играет его олифант — сигнальный рог, который носили с собой средневековые рыцари. Изготавливались подобные инструменты из слоновьих бивней. Зачастую их украшали резьбой, металлическими или серебряными цепями и кольцами.
«Роландов рог» — стихотворение, написанное в марте 1921 года. Его ключевая тема — тотальное одиночество поэта. Согласно Цветаевой, творческая личность — сирота. За каждым в мире кто-то стоит: за солдатом — полк, за серафимом — сонм, за вором — сброд, за князем — род. И только стихотворец вынужден в одиночку противостоять толпе, которая освистывает и осмеивает его. Впрочем, иногда и ему не хватает сил. Тогда приходит время обратиться за помощью, протрубив в рог, направив зов в небесные пустоты. Мотив сиротства был крайне важен для Цветаевой. Мысли, подобные тем, что высказаны в произведении «Роландов рог», встречаются в записных книжках поэтессы. В 1918 году она писала, что находится вне профессии, ранга, сословия, что за ней — пустота.
Первый образ, который вводится в стихотворение, — шут. Профессия эта особенно широкое распространение получила в Средневековье. Шут воспринимался в качестве символического близнеца короля. Ему позволялось безнаказанно говорить даже самую горькую и неприглядную правду в завуалированной форме. Для Средних веков, когда король и вельможи часто не могли в открытую критиковать друг друга, шут был спасением. По сути, он единственный обладал свободой слова. У Цветаевой шут становится олицетворением поэта — одинокого, но при этом способного в открытую высказывать свои мысли. Ближе к финалу стихотворения появляется образ рыцаря. Согласно «Песни о Роланде», франкский отряд потерпел поражение из-за того, что Роланд поздно протрубил в рог. Он считал, что обращение за помощью — признак трусости. Получается, Роланд погубил своих воинов исключительно из-за собственной гордости. Здесь Цветаева объединяет два образа. Шут одинок, потому что уродлив и наделен свободой слова. Одиночество рыцаря — следствие его гордыни.
Марина Цветаева
Роландов рог (+Анализ)
Роландов рог
Марина Цветаева
Как бедный шут о злом своем уродстве,
Я повествую о своем сиротстве:
За князем — род, за серафимом — сонм,
За каждым — тысячи таких, как он,—
Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену
Упал — и знал, что тысячи на смену!
Солдат — полком, бес — легионом горд,
За вором — сброд, а за шутом — все горб.
Так, наконец, усталая держаться
Сознаньем: долг и назначеньем: драться,—
Под свист глупца и мещанина смех,—
Одна за всех — из всех — противу всех,
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
И сей пожар в груди — тому залог,
Что некий Карл тебя услышит, Рог!
Дата создания: март 1921 г.
Анализ стихотворения «Роландов рог» Цветаевой
1 вариант
Французский эпос лег в основу стихотворения «Роландов рог» Марины Ивановны Цветаевой.
Стихи о Москве (цикл) (+ Анализ)
Стихотворение написано весной 1921 года. Поэтессе исполнилось 29 лет, совсем недавно она потеряла младшую дочь. Уже несколько лет она не видела мужа, воевавшего в Гражданскую на стороне белых, жила в лишениях и нужде. Стихи писала, но публиковаться возможности не имела. Еще год спустя она выехала с дочерью к Сергею Эфрону в Прагу.
По жанру – романтическая баллада, размер – ямб со смежной рифмой, состоит из 8 двустиший. Лирическая героиня – сама автор. «Нежный шут»: чувствительный, горделивый человек, запертый в оболочке горбуна. Для него уродство – печать изгоя, отметина рока, оно «злое», потому что люди не сочувствуют, а осмеивают. «Повествую о сиротстве»: хочется излить душу, объясниться после долгого молчания. Перекличка понятий и образов, нанизанных на типичную для М. Цветаевой пунктуацию. «За князем – род»: честь семьи, память поколений. «Серафимов – сонм»: высший ангельский чин. Их множество она измеряет библейским мерой (позднее по тому же принципу будет образована пара «бес – легионом». Тут уже прямая отсылка к тексту Священного Писания). «Тысячи таких, как он»: ее путь одинок даже в Серебряном веке, а она – непонята. «На живую стену – упал и знал» (анжамбеман): здесь метафора, стена из людей, которые подхватят знамя. Каждый гордится принадлежность к какому-то сообществу. «За шутом – все горб»: и больше ничего. Героиня признается, что устала душой и телом, что готова трубить в рог. Образ рыцаря Роланда двояк: он и герой, и гордец, обрекший на гибель себя и свое войско. Сознаньем: перст (то есть, одна как перст, идиома). Назначеньем: драться (она не просто плыла по течению, а сражалась каждый день). «Глупец и мещанин», в толпе себе подобных, будут злорадствовать. «Из всех – за всех – противу всех!»: пусть выбивается из ряда, пусть погибает, но не сдается, чужая всем, но с сердцем и талантом – «стою». «Закаменев от взлету»: полет уже не окрыляет, а обжигает, ломает. «Зов в небесные пустоты»: аналогия с пушкинским «Не дай мне Бог сойти с ума», где также небеса пусты. «Сей» — крик вне времени. «Пожар в груди»: та самая крылатая душа. Она порука в том, что ответ будет. «Некий Карл»: не важно – из какой эпохи, король ли, отзовется на ее призыв. Впрочем, интонация финала отнюдь не оптимистическая, а почти отчаянная. Вера в собственную счастливую звезду подвела Роланда. Со скрытой иронией поэтесса говорит о том же в отношении себя.
Реквием (Уж сколько их упало в эту бездну…) + Анализ
Марина Цветаева в своем творчестве многократно обращается к теме избранничества и одиночества.
Анализ стихотворения Цветаевой «Роландов рог»
2 вариант
Рыцарь Роланд — популярнейший герой эпохи раннего французского Средневековья. О том, что он действительно жил на свете, говорится лишь в одном документе — биографии «Жизнь Карла Великого», написанной франкским ученым Эйнхардом. В эпических сказаниях Роланд предстает храбрейшим рыцарем и родным племянником короля франков Карла I Великого. Погиб герой в битве в Ронсевальском ущелье. На отряд под его предводительством напали сарацины. Внезапная атака в эпосе объясняется изменой со стороны Ганелона — приближенного Карла и врага Роланда. Перед смертью рыцарь успел позвать на помощь короля, протрубив в свой знаменитый рог. Карл услышал зов вассала и поспешил отомстить за него. Бесстрашный рыцарь стал главным героем «Песни о Роланде» — самого раннего из сохранившихся эпических произведений Франции. По информации исследователей, написано оно через несколько столетий после реальной Ронсевальской битвы, произошедшей в 778 году.
В истории про Роланда важнейшую роль играет его олифант — сигнальный рог, который носили с собой средневековые рыцари. Изготавливались подобные инструменты из слоновьих бивней. Зачастую их украшали резьбой, металлическими или серебряными цепями и кольцами.
«Роландов рог» — стихотворение, написанное в марте 1921 года. Его ключевая тема — тотальное одиночество поэта. Согласно Цветаевой, творческая личность — сирота. За каждым в мире кто-то стоит: за солдатом — полк, за серафимом — сонм, за вором — сброд, за князем — род. И только стихотворец вынужден в одиночку противостоять толпе, которая освистывает и осмеивает его. Впрочем, иногда и ему не хватает сил. Тогда приходит время обратиться за помощью, протрубив в рог, направив зов в небесные пустоты. Мотив сиротства был крайне важен для Цветаевой. Мысли, подобные тем, что высказаны в произведении «Роландов рог», встречаются в записных книжках поэтессы. В 1918 году она писала, что находится вне профессии, ранга, сословия, что за ней — пустота.
Под лаской плюшевого пледа.. (+Анализ)
Первый образ, который вводится в стихотворение, — шут. Профессия эта особенно широкое распространение получила в Средневековье. Шут воспринимался в качестве символического близнеца короля. Ему позволялось безнаказанно говорить даже самую горькую и неприглядную правду в завуалированной форме. Для Средних веков, когда король и вельможи часто не могли в открытую критиковать друг друга, шут был спасением. По сути, он единственный обладал свободой слова. У Цветаевой шут становится олицетворением поэта — одинокого, но при этом способного в открытую высказывать свои мысли. Ближе к финалу стихотворения появляется образ рыцаря. Согласно «Песни о Роланде», франкский отряд потерпел поражение из-за того, что Роланд поздно протрубил в рог. Он считал, что обращение за помощью — признак трусости. Получается, Роланд погубил своих воинов исключительно из-за собственной гордости. Здесь Цветаева объединяет два образа. Шут одинок, потому что уродлив и наделен свободой слова. Одиночество рыцаря — следствие его гордыни.