Что значит разумный человек

Словари

1. соотн. с сущ. разум I 2., связанный с ним

2. Свойственный разуму [разум I 2.], характерный для него.

3. Обладающий разумом [разум I 2.]; рассудительный, толковый; умный.

4. Выражающий ум, рассудительность.

5. Основанный на разуме [разум I 2.]; оправдываемый разумом, здравым смыслом.

6. Доступный пониманию; вразумительный.

Морфология: ра́зумен, ра́зумна, ра́зумно, ра́зумны; ра́зумнее; нар. разу́мно

1. Разумным называют того, кто обладает способностью мыслить.

2. Разумным называют того, кто умеет мыслить логически, строить рассуждения и т. д.

Разумный ребёнок. | Вы достаточно разумны, чтобы не наделать глупостей.

= благоразумный, рассудительный, толковый

3. Разумным называют действие, рассуждение, которые являются логичными, последовательными.

Разумный довод, подход. | Принять разумное решение. | Сделать разумный выбор. | Дать кому-либо разумный совет.

4. Разумным называют то, что не превышает естественную норму чего-либо, диктуется обстоятельствами.

Разумный набор предметов для путешествия. | Обязательство должно быть исполнено в разумные сроки.

РАЗУ́МНЫЙ, разумная, разумное; разумен, разумна, разумно (книжн.).

2. Толковый, рассудительный. Он юноша разумный.

3. Оправдываемый разумом, основанный на разуме, обладающий положительным смыслом. Разумный поступок. Разумно (нареч.) поступить. Разумные основания. Разумные развлечения.

1. Обладающий разумом. Человек существо разумное.

2. Толковый (в 1 знач.), рассудительный. Он юноша р.

3. Логичный, основанный на разуме, целесообразный. Р. поступок. Поступить разумно (нареч.).

1. только полн. Обладающий разумом. Р-ое существо. Р-ая материя (филос.)

2. Толковый, рассудительный; благоразумный. Человек р., как он, понимает необходимость срочных мер. Вы достаточно разумны, чтобы не наделать глупостей.

3. Основанный на разуме, оправдываемый здравым смыслом. Р. довод. Р. поступок. Принять р-ое решение.

1. Обладающий разумом.

2. Основанный на разуме, оправдываемый разумом, здравым смыслом.

Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Л. Толстой, Война и мир.

На «Буйном» Коломейцев завел строгую, но разумную дисциплину. Новиков-Прибой, Цусима.

 (γνώσος) понятный (Вар. 4,4; Деян. 15, 18).

разу́мный, разу́мная, разу́мное, разу́мные, разу́много, разу́мной, разу́мных, разу́мному, разу́мным, разу́мную, разу́мною, разу́мными, разу́мном, разу́мен, разу́мна, разу́мно, разу́мны, разу́мнее, поразу́мнее, разу́мней, поразу́мней

Источник

разумный

Разумный ребёнок. | Вы достаточно разумны, чтобы не наделать глупостей.

Разумный довод, подход. | Принять разумное решение. | Сделать разумный выбор. | Дать кому-либо разумный совет.

Разумный набор предметов для путешествия. | Обязательство должно быть исполнено в разумные сроки.

Полезное

Смотреть что такое «разумный» в других словарях:

РАЗУМНЫЙ — РАЗУМНЫЙ, разумная, разумное; разумен, разумна, разумно (книжн.). 1. Обладающий разумом, содержащий в себе разум (в 1 знач.). Человек существо разумное. Разумный человек (перевод лат. homo sapiens термин для обозначения человека в отличие от… … Толковый словарь Ушакова

Разумный — Разумный фамилия. Известные носители: Разумный, Александр Ефимович (1891 1972) кинорежиссёр. Разумный, Владимир Александрович (1924 2011) философ. А также: Разумный эскадренный миноносец проекта 7, вступил в строй 20 октября… … Википедия

РАЗУМНЫЙ — РАЗУМНЫЙ, ая, ое; мен, мна. 1. Обладающий разумом. Человек существо разумное. 2. Толковый (в 1 знач.), рассудительный. Он юноша р. 3. Логичный, основанный на разуме, целесообразный. Р. поступок. Поступить разумно (нареч.). | сущ. разумность, и,… … Толковый словарь Ожегова

РАЗУМНЫЙ — Владимир Александрович (р. 15 окт. 1924) – сов. философ, д р филос. наук (с 1964), проф. (с 1968). Член KПCC с 1948. Окончил Всесоюзный гос. ин т кинематографии (1948) и аспирантуру Ин та философии АН СССР. Ведет преподават. работу по философии и … Философская энциклопедия

разумный — • разумный, рассудительный, здравомыслящий, трезвый, благоразумный Стр. 0935 Стр. 0936 Стр. 0937 Стр. 0938 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка

Разумный — Разумный ♦ Raisonnable Соответствующий практическому разуму, если воспользоваться выражением Канта, или, как я предпочел бы сказать, нашему желанию жить в соответствии с разумом (homologoumenos). Нетрудно заметить, что это желание всегда… … Философский словарь Спонвиля

Разумный — прил. 1. соотн. с сущ. разум I 2., связанный с ним 2. Свойственный разуму [разум I 2.], характерный для него. 3. Обладающий разумом [разум I 2.]; рассудительный, толковый; умный. 4. Выражающий ум, рассудительность. 5. Основанный на разуме [разум… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

разумный — разумный, разумная, разумное, разумные, разумного, разумной, разумного, разумных, разумному, разумной, разумному, разумным, разумный, разумную, разумное, разумные, разумного, разумную, разумное, разумных, разумным, разумной, разумною, разумным,… … Формы слов

Источник

Разумность Разумный

Все исследуй, давай разуму первое место.

Не мнения людей, а доводы разума — вот универсальная формула поиска истины.

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

Разумность – способность в пространстве между возбудителем и реакцией применять синтезированное знание, проявляя при этом реальное действие.

Сила разумности зависит от самоконтроля, который идет от разума. Если человек не способен себя контролировать, значит, мягко говоря, разумность не самая сильная сторона его личности. Разумность предполагает правильное исполнение своего долга и обязанностей, для этого она обращает свои чувства внутрь, а не наружу. Это означает, что человек берет ответственность за все происходящее в жизни на себя, никого не обвиняя и не осуждая.

Разумность одинаково присуща обоим полам, но проявляется по-разному. Мужская разумность проявляется в ответственности и целеустремленности, а женская – в послушании. Женщина так устроена, что ей нравится ответственный, целеустремленный и уверенный в себе мужчина, который не столько привязывается к ней, сколько к какой-то жизненной цели. Если у мужчины есть высокая цель, к которой он упорно и настойчиво идет, женщина испытывает за него гордость и готова на все, вплоть до самопожертвования.

Женская разумность – это искусство так отказаться от своего желания в пользу желания мужчины, чтобы исполнилось свое желание. Женщина, пытающаяся прямолинейным наскоком, конфликтом, истериками, капризами или упрямством добиться исполнения своего намерения, не разумна и, как правило, терпит жизненное банкротство. «Переть буром», «быковать», «лезть на рожон» — значит, действовать вопреки природе женщины. Женская разумность элегантно и непринужденно уговорит «мертвого», ведя себя послушно, скромно и соглашаясь со всем, что от нее требуется. Когда женщина приветливо, радушно и благосклонно проявляет готовность служить окружающим, оказывать им помощь, она, несомненно, демонстрирует разумность как свое ярко проявленное качество личности.

Разумность контролирует свои чувства и вожделенные желания ума. К примеру, ум увидел новую модель автомобиля и загорелся ее купить. Ложное Эго всецело «за», еще бы, ее собственность и «крутизна» вырастут. Но на то и существует разумность, чтобы остановить взбудораженный вожделением ум. Она терпеливо и настойчиво объясняет, почему не разумно покупать машину, когда своей году не исполнилось.

Коренная качественная особенность разумности – осознание, что означает, по словам Энтони де Мелло «наблюдать за внутренним и внешним миром, воспринимать события отстраненно, не смешиваться с ними, не комментировать и не оценивать их, не пытаться ничего изменить, только наблюдать».

Живя осознанно, мы без оценок и ярлыков видим то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Игры рассудка (суждения, оценки, обдумывания, мотивация) – это не осознание. «Если вы хотите понять красоту птицы, мухи, листа или человека, — писал Дж. Кришнамурти вы должны направить на него все ваше внимание. Это и будет осознанием. А направить все свое внимание на что-либо вы можете только тогда, когда вы заинтересованы. Это значит, что когда вы действительно хотите что-либо понять, вы отдаете выяснению этого весь свой ум и сердце».

Представим, что у нас появилась возможность посмотреть на телеэкране чью-то жизнь его же глазами. И вдруг видим плохую яркость и контрастность, полосы, звук дребезжит, помехи. Словом, смотреть затруднительно. Мало того, жизнь предстает на экране в необычных для всех настроениях, поведении, эмоциональных реакциях, предрассудках, страхах и устремлениях. Четкость изображения, с которой человек сознательно и неосознанно воспринимает все, что имеет отношение к его жизни – это его уровень осознания жизни. Каждое наше решение и действие определяются сегодняшним уровнем осознания жизни. Если наше миропонимание базируется на ложных убеждениях и верованиях, то осознание будет ложным.

Уровень осознания – это лимит человеческих возможностей на данный момент. В каждый миг своей жизни человек делает все, на что он способен. Нам свойственно, оглянувшись в прошлое лет на десять, сожалеть о не сделанных делах, переживать о своих просчетах и ошибках, сокрушаться в неправильном выборе. Не теребите душу понапрасну. Вы сделали все возможное. Тот уровень осознания лимитировал и ограничивал ваши мысли и действия. Не вините себя: вы сделали все, что было на тот момент в ваших силах. «Да, как же так? Все вышло случайно. Я смалодушничал, поленился, пошел не туда и не с теми, выбрал не то и не того», — воскликнут многие. Не заблуждайтесь. Ваш уровень осознания жизни на тот момент предопределил малодушие, лень и неправильный выбор. Спустя десять лет изменился и ваш уровень сознания. Сейчас вы бы поступили иначе. Однако жизнь не терпит сослагательного наклонения. Мы можем только сокрушаться: «Эх, старую бы голову да на молодые плечи». Великий русский шахматист Алехин говорил: «В шахматах можно лишь тогда стать большим мастером, когда осознаёшь собственные ошибки и слабости. Точно как в жизни».

Понимая, что в каждый конкретный момент вы ограничены сегодняшним уровнем осознания, вы осознаете, что можете менять свою судьбу только с помощью разума. Ум делает судьбу, а разум ее меняет. Ум всегда озабочен вопросом: «Как получить удовольствие?» — разум: «Как поступить?» Расширите горизонты своего восприятия, поднимите уровень осознания жизни, значит, увеличите свой личностный лимит. Доктор О.Г. Торсунов пишет: «Служение — это функция разума. Что касается ума, то он желает наслаждаться общением только в поисках личного счастья. Разумный же человек старается заботиться обо всех и служить всем, и только разумный человек способен понять, что очищение сознания — это важнейшая цель нашей жизни… Запоминание материала — это тоже неплохо. Но чтобы увеличить пространство разума, нужно учиться соблюдать режим дня, работать над собой, выполнять свои личные, семейные и общественные обязанности, ставить перед собой правильные цели и стремиться к их достижению, а самое главное — регулярно и искренне заниматься духовной практикой».

Что справедливо для вас, справедливо и для окружающих. У вас отсутствуют основания кого-то критиковать и осуждать. Люди не виноваты, что на данный момент у них образовался такой уровень осознания, какой вас не устраивает. Воспринимайте людей такими, какие они есть на данный момент. Действительность одинакова для всех, только каждый осознает ее по-своему. Нет двух одинаковых снежинок. Нет и двух одинаковых людей с одинаковым осознанием. Никто не заставляет нас бросаться в объятия людей в невежестве или в страсти. С первыми нужно держаться на расстоянии, а со вторыми поддерживать формальные отношения. При этом не забывать об исполнении своих обязанностей. Если привязываешься к таким людям, жди страданий.

Все наши проблемы проистекают не из стремления к самосовершенствованию, а из борьбы с реалиями собственной жизни и с реалиями жизни окружающих. То есть человек желает изменить внешние, иногда непреодолимые ситуации жизни, не понимая, что другие люди не могут мгновенно измениться. Примите людей такими, какие они есть сейчас и отбросьте намерение грубым наскоком исправлять других. Менять нужно себя, пробуждать свой разум к пониманию более достойного вкуса счастья. Тогда из вашей жизни уйдет осуждение и разочарование. В одной тибетской притче человек без осознания сравнивается с повозкой, пассажирами которой являются желания, лошадью – мышцы, сама же повозка – скелет. Осознание – спящий кучер. Пока он спит, повозка будет бесцельно ездить то туда, то сюда. У пассажиров разные цели, и лошади тянут в разные стороны. Если же возница проснётся и возьмётся за вожжи, он может заставить лошадей отвезти пассажиров туда, куда им нужно.

Мы привыкли по своим меркам мерить «хорошо» или «плохо», «честно» или «нечестно», «правильно» или «неправильно» живут люди. Если они, по нашему мнению, живут и думают «неправильно», мы их осуждаем. Надо понимать, что сегодняшнему уровню их осознания соответствуют все их действия и поступки. Вы бессильны изменить миропонимание людей, если их осознание не готово к переменам. Люди пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать вашим желаниям и представлениям. Перестаньте оценивать других через призму своего осознания мира. Даже мысленно не судите других по себе. Писание напоминает нам: «Как человек думает в своем сердце, таков он и есть». Вы должны помнить, что каждый делает и поступает согласно своему видению мира, в пределах своего осознания жизни. Осознать – это понять и согласиться душой и разумом. В этом и состоит разумность.

Источник

Кто такой «человек разумный»?

Не каждый Homo sapiens — «человек разумный». По крайней мере, так принято считать в юриспруденции. Есть ли принцип, по которому можно отличить разумного человека от неразумного? И, если да, то какой он?

Возьмём случай, близкий многим: я заказала товар на AliExpress. Какой срок доставки будет разумным? Если мне товар придёт за день, то я, пожалуй, удивлюсь: это будет неразумно. Если товар придёт через неделю или через месяц, я думаю, это будет вполне разумно. Но вот если через два месяца у меня товара всё ещё не будет на руках, я подумаю, что это уже ни в какие ворота не лезет, и полезу открывать спор. Это будет срок, превысивший разумный. Таково моё субъективное восприятие разумности по данному вопросу.

Это называется «разумность сроков». В гражданском кодексе РФ, например, есть понятие «разумного срока», в который человек должен уложиться, выполняя те или иные обязательства, если сроки не обозначены явным образом. Но есть много других видов разумности — уголовная разумность, гражданская, процессуальная и т. д.

Всего понятие разумности встречается в ГК около 120 раз в разных частях документа. В других кодексах тоже есть понятие разумности, однако межотраслевое, универсальное определение отсутствует.

Охват использования понятия — немаленький. Помимо России, это США, Великобритания, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Египет, Гонконг, Индия и Сингапур.

Мы попросили прокомментировать историю понятия «разумность» в России юристку Марину Мараеву:

Впервые понятие разумности появляется на территории России в Домострое. Оно вводится как способ ограничения власти в отношении подопечных — она должна осуществляться разумно; бить подопечных нужно разумно (именно такое словосочетание, «бить разумно», там встречается). Такая тенденция — что принцип разумности обращён к полноценному субъекту права, у которого масса подопечных, — сохраняется вплоть до революционных изменений.

Разумность исчезает из права только после революции 1917 года. В раннем советском правосудии на месте разумности появляется «революционное чувство» — люди должны действовать согласно революционному чувству, а судьи — вершить суд.

В 1930 году появляются тройки НКВД, революционное чувство пропадает. После войны разумность снова возвращается в советское правоведение, черпая силы в международном законодательстве о правах человека.

Российское законодательство, к сожалению, не приводит однозначного определения разумности (правоприменители работают скорее с внутриотраслевыми определениями — разумное ведение дел, разумная цена, способность осознавать, разумность усмотрения судьи, разумность сроков судопроизводства и т. д.).

О проблеме нехватки общеюридического определения разумности российские юристы хорошо осведомлены — и это тоже кажется им проблемным вопросом, который должен быть обращён как к учёным, так и к законодателям. Отсутствие нормативно закреплённого межотраслевого понимания разумности, по мнению некоторых юристов, приводит, например, к тому, что предприниматели получают более суровое уголовное наказание за те же преступления, чем иные категории лиц — это происходит по аналогии с иными спорами, в которых традиционно предприниматели считаются обязанными к более разумному и ответственному поведению, чем граждане/физические лица. Выработка чёткого общего подхода могла бы помочь преодолеть такие негативные привычки правоприменителей. Однако качество производимых сегодня законов таково, что, может быть, лучше законодателю пока ничего не трогать, чтобы не сломать то, что есть. Это довольно сложный правовой вопрос.

Невозможно всё детерминировать. Такие правовые абстракции, как разумность, обычно призваны регулировать правовые вопросы там, где невозможно предусмотреть всего многообразия житейских ситуаций. Всё что смогли — прописали, а здесь сделали «заглушку»,

комментирует Марина Мараева.

Таким образом, понятие отдано на откуп судьям и их субъективности.

Давайте всё-таки попробуем дать определение

Разумный срок — это время, необходимое разумному человеку для совершения действия в конкретном случае.

То есть, определение разумного срока зависит от того, как мы определим разумного человека. Так и большинство других типов разумности сводятся к понятию разумного человека. Но кто это — разумный? Это тот, который принимает разумные решения? Обладает разумным пониманием? Такое определение было бы рекурсивным и поэтому бессмысленным. Надо определить разумного человека не через понятие разумности.

Может разумный человек — это идеальный человек, который всё делает так, как надо? Кажется, что нет: если бы это было так, разумных людей было бы найти сложно, и в суде все были бы представлены неразумными. Категория бы потеряла практическое значение.

Та же статья продолжает:

Разумными являются действия, которые совершило бы в данной ситуации большинство людей. А эти действия в основной массе стремятся к средней величине.

На первый взгляд, это похоже на правду. Тем более, если учитывать историю происхождения в судебной практике термина reasonable (англ. — разумный). А дело было так: в английской правовой системе получил распространение суд присяжных, которые были призваны оценить деяния подсудимого с точки зрения обычного человека. То есть, присяжные, будучи средними людьми, оценивали действия подсудимого по своим средним стандартам.

Такое определение — разумный человек как средний — часто используют по умолчанию. Но теоретики часто отмечают, что разумный человек — это как раз таки не средний человек. Например, философ Питер Уэстен (Peter Westen) даёт следующее определение:

Разумность — это не эмпирическая или статистическая мера того, как средний человек думает, чувствует и ведёт себя. Это скорее нормативная мера того, как для людей правильно думать, чувствовать и вести себя.

Вот так. Оказывается, это мера, придуманная людьми, а не непосредственное отражение реальности. Тут возникает простор для определений, но одного официального — опять-таки — нет (не только в России, но и вообще).

Получается, что субъективность судей здесь играет главную роль. Когда используются слова, такие как «разумность» или её неполные синонимы (соразмерность, предусмотрительность, рациональность, оптимальность, расчётливость, обдуманность, оправданность, необходимость), трактовка нормы переносится на усмотрение суда.

Потенциально любая норма имеет своим горизонтом судебный процесс. Через него связываются норма и практика — судья рассматривает все дела по своему внутреннему усмотрению,

Как оценить субъективное понимание разумности судьями?

Если судьи — это обычные люди, такие же члены общества, то, чтобы понять, как они представляют разумного человека, имеет смысл выяснить, как себе представляет человека разумного средний человек.

Кевин Тобиа (Kevin Tobia), исследователь права, философии и когнитивистики, решил провести небольшой любительский эксперимент, в котором участвовали 59 человек с платформы Mechanical Turk. Им были заданы вопросы из трёх категорий. В вопросах первой категории человека просили озвучить разумное количество разных вещей, например разумный процент выплат по кредиту, разумный срок давности для оплаты штрафа и т. д. В вопросах второй категории просили назвать соответствующее обычное значение, и в третьей — идеальное. Затем Тобиа сравнил средние (mean) значения полученных ответов для каждой из характеристик и попытался ответить на вопрос, к чему ближе разумное значение, к среднему или к идеальному.

У него получилось следующее: оценка «разумного» для многих характеристик была посередине между идеальным и средним. Например, разумное (10) число недель, которое должно пройти между подачей заявления и осуждением преступника расположилось между средним (17) и идеальным (1). Та же тенденция наблюдалась и для значений разумной зарплаты, разумной процентной ставки по кредиту и т. д.

Из полученных результатов следует, что понятие «разумности» вытекает из представлений людей о том, как они должны действовать, и о том, как они действуют на самом деле. Похоже дела обстоят и с некоторыми другими оценочными категориями, например с тем, что можно считать нормальным.

Критикуя данный эксперимент, стоит подчеркнуть, что многое зависит от фреймирования исследования — может быть, когда люди видели три категории, «средний», «разумный» и «идеальный», они автоматически решали их разместить на одной шкале последовательно (это то, чему людей так старательно учат в школе — сравнивать и находить тенденции).

Марина Мараева комментирует:

Это странный эксперимент, потому что судья — он всё-таки профессиональный юрист. И существует некоторая традиция внутри профессионального сообщества о том, как определяются такие вещи как разумность.

Если мы представим, что кто-то не понимает, что «разумность» значит, и начнём ему объяснять, то, смотря на право, например российское, получится, что это закреплённая практикой сложившаяся вещь. Если юристу нужно доказать, что что-то было разумно, он будет говорить «ну смотрите, вот 20 лет так все делают, и мы сделали на 21-м году». Если до этого так делали, и за это не было наказания, и государство на это никак не отреагировало, значит, это не может считаться недобросовестной деятельностью, не может считаться неразумной.

Кроме собственного усмотрения и прецедентов, судья может также прибегнуть к статистике, чтобы обосновать разумность. Например, чтобы оспорить рекламу, вводящую людей в заблуждение, истцы должны доказать, что «разумный потребитель» был бы ею одурачен. Они это могут сделать, апеллируя к тому, что обычно (и статистически признанно) вводит людей в заблуждение (например, когнитивные искажения, «наджи»). Суд может в некоторых случаях потребовать провести опрос потребителей.

Так какое же всё-таки определение у разумности?

Несмотря на недостатки, этот эксперимент отражает амбивалентность понятия «разумности» — включение в неё признаков как среднего, так и идеального.

Если смотреть на историю понятия в англоязычном мире, то можно увидеть, что оно с самого начала было амбивалентно: по словам судьи Оливера Уэнделла Холмса (Oliver Wendell Holmes), произнесённым в 1881-м году, стандарт разумности должен быть задан «идеальным средним расчётливым человеком» (ideal average prudent man). На другом ресурсе разумный человек описывается так:

[Исторически,] разумный человек является вымышленным, среднестатистическим представителем английского общества, который имеет сдержанный темперамент, не страдает душевными болезнями и в различных ситуациях поступает правомерно, добросовестно и целесообразно.

То есть, понятие разумного вмещает в себя и свойства среднего, и свойства идеального человека. От такого индивида не следует ожидать вещей, которые мы ожидали бы от «идеального аристотелианского добродетеля». В то же время, он не будет делать плохих и глупых вещей, которые характерны для среднего человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *