Что значит размагничивание кораблей

Размагничивание корабля

Смотреть что такое «Размагничивание корабля» в других словарях:

Размагничивание корабля — уменьшение напряженности магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида размагничивания корабля обмоточное (на корабле монтируют в различных плоскостях несколько кабельных… … Морской словарь

Размагничивание корабля — уменьшение напряжённости магнитного поля корабля для снижения вероятности его подрыва на магнитных и индукционных минах. Различают два вида Р. к. обмоточное (внутри корпуса корабля монтируют кабельные обмотки, по которым пропускается постоянный… … Словарь военных терминов

Магнетизм корабля — намагниченность судового железа под действием магнитного поля Земли. Является причиной девиации магнитного компаса. На магнетизм корабля реагируют магнитные и индукционные взрыватели морских мин. Для снижения магнетизма корабля применяют… … Морской словарь

Противоминная оборона — совокупность мероприятий по предохранению кораблей от подрыва на морских и речных минах. Основным средством П. о. служит траление мин в сочетании с рядом вспомогательных средств. Из них особое значение имеют: наблюдение, организуемое на… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

ГОСТ 23612-79: Магнетизм судовой. Термины и определения — Терминология ГОСТ 23612 79: Магнетизм судовой. Термины и определения оригинал документа: 10. Девиация геомагнитного поля на судне Девиация Е. Deviation F. Déviation D. Deviation Отклонение элементов вектора магнитной индукции на судне от… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Л-5 — «Чартист» История корабля Государство флага … Википедия

Филадельфийский эксперимент — Эта статья о современной городской легенде. О фильме 1984 года см. Филадельфийский эксперимент (фильм); о фильме 1993 года см. Филадельфийский эксперимент 2 (фильм) … Википедия

Азов (монитор) — У этого термина существуют и другие значения, см. Азов (значения). «Азов» Ion C. Bratianu Служба … Википедия

Эксперимент Филадельфия — Эсминец «Элдридж» Филадельфийский эксперимент (англ. Philadelphia Experiment) эксперимент, возможно проведённый ВМC США 28 октября 1943 года, во время которого исчез, а затем мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров… … Википедия

Источник

Зачем в СССР строили корабли размагничивания, что они делали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

1. С чего все началось

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Необходимость в этих нестандартных и необычных судах возникла во времена ВОВ. Тогда немцы задействовали новые бесконтактные мины, которые расположили практически на всех главных морских направлениях и вблизи военно-морских советских баз.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Чтобы эту мину подорвать, физически на нее воздействовать необходимости нет. То есть соприкосновение с корабельным корпусом не требуется, достаточно того, чтобы этот корабль просто проходил мимо мины. Детонация взрывателя происходит за счет того, что его магнитное поле оказывает на нее воздействие. Принцип действия сходен с механизмом компаса. Там отклонение стрелки происходит каждый раз, если вблизи находится предмет, сделанный из металла. В ситуации с бесконтактными минами роль стрелки отводился ее взрывателю, а металла – кораблю.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Естественно, военные Советского Союза поняли, насколько серьезна эта угроза и начали действовать. В срочном порядке была собрана команда из опытных инженеров, на которых и возложили задачу найти решение нейтрализации этой угрозы. Решение не заставило себя ждать. Советские специалисты пришли к выводу, что суда необходимо размагничивать. Базируется данное явление на принципе ферромагнетизма.

2. В чем заключался механизм работы

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

В каждом корабле, который сооружен из металла, с течением времени появляется так называемое остаточное намагничивание. Возникает оно в связи с ударами, вибрацией, магнитным полем самой планеты и так далее. Данную величину и нужно было убрать при помощи размагничивания. Осуществить это можно двумя способами. Первый заключается в применении обмоточного размагничивания, а второй – безобмоточного.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

В случае с первым способом на корабль устанавливают кабельные специальные обмотки, в которых формируют магнитное поле. Именно оно компенсирует непосредственно корабельное магнитное поле. Что касается второго способа, то здесь судно подвергается воздействию магнитного поля извне. Для этого используются или подвижные, или стационарные станции. В качестве таких подвижных размагничивающих станций и выступали суда, которые упоминались выше.

3. Техническая сторона вопроса

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Процедура с технической точки зрения несложная. Гибкий, достаточно толстый кабель подвешивался по периметру судна. По нему пускали ток и в это время корабельные борта намагничивались, а по факту размагничивались. Этот кабель постепенно передвигался полностью вдоль бортов. Это было необходимо для равномерного намагничивания корабля.

Кстати, этот способ в итоге стал довольно результативным даже для подлодок, хотя и у него был недостаток, и достаточно существенный. Защита обеспечивалась исключительно на геомагнитном участке, где и проходила процедура размагничивания. Все мы знаем, что магнитное поле нашей планеты – величина непостоянная. Соответственно, в плаваниях на дальние расстояния такая защита была неэффективна, а значит бесполезна. Также результат зависел и от того, как и насколько корабль был намагничен до этого. Поэтому простота во всем этом процессе – понятие относительное.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Строительством кораблей размагничивания серии 130 занимались кораблестроители Польской Республики, а разрабатывались они в Гданске на Северной верфи в 1982 г. Задача была поставлена ВМФ СССР. В 1984 г. на воду спустили первое судно этого типа. В 1985 г. был спущен корабль СР-541, а в 1988 г. – СР-939. В общей сложности построили восемнадцать кораблей размагничивания.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Корабли размагничивания. Что они размагничивают и как помогли спасти тысячи жизней

Среди кораблей, пришвартованных в бухте Южная Севастополя, есть два довольно неприметных. У них даже имен собственных нет, лишь буквенно-цифровые обозначения, как у дроидов из «Звёздных войн».

Речь пойдет про СР-939 и СР-541. Это суда размагничивания, построенные по проекту 130.

Зачем они нужны и как работают — сейчас расскажу.

СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов

История начинается в далекие времена Великой отечественной войны, когда немцы придумали донные неконтактные мины и разместили их на всех основных морских путях и выходах и советских военно-морских баз.

Для подрыва такой мины не нужно физического воздействия (удара) с корпусом корабля. Достаточно, чтобы он проплывал рядом. Взрыватель срабатывает от воздействия магнитного поля судна.

Принцип примерно тот же, что и в опыте с компасом, когда стрелка отклоняется, если поместить рядом с ним металлический предмет. В случае с неконтактными минами металлическим предметом было судно, а стрелкой — взрыватель мины.

СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов

Когда советские военные осознали серьезность угрозы, была собрана команда инженеров, которые занялись поиском возможных решений.

И решение было найдено. Оно получило название «размагничивание судна». В его основе лежат принципы ферромагнитизма, которые настолько сложные для понимания, что я даже не буду пытаться грузить ими вас.

Вкратце, в любом металлическом судне со временем возникает остаточное намагничивание (из-за магнитного поля планеты, вибраций, ударов и т.д.).

СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов

Процедура размагничивания корабля должна была убрать эту величину (а на самом деле направить вертикальную составляющую постоянного намагничивания в противоположную сторону от индукционной составляющей).

Есть два способа это сделать: использовать обмоточное и безобмоточное размагничивание корабля.

В первом случае на корабле стационарно устанавливают несколько кабельных обмоток и создают в них магнитное поле, компенсирующее магнитное поле корабля.

В случае безобмоточного размагничивания корабль подвергают воздействию внешнего магнитного поля на стационарных или подвижных станциях размагничивания.

СР-939 и СР-541. Фото автора. Город Моторов

Суда размагничивания проекта 130 как раз и представляют собой эти «подвижные станции размагничивания», позволяющие размагничивать корабли безобмоточным способом.

Технически процедура довольно простая. По периметру корабля, примерно на уровне ватерлинии, подвешивали толстый гибкий кабель. При пропускании по нему тока борта корабля намагничивались (а фактически, размагничивались, но не вникайте в это).

Кабель перемещали вдоль бортов, чтобы намагнитить корабль равномерно.

СР-541 и СР-939. Фото А.Бричевский, 27 ноября 2019 г.

Способ оказался достаточно эффективный, причем не только для кораблей, но и для подводных лодок. Правда имел один существенный недостаток: обеспечивал удовлетворительную защиту лишь в той геомагнитной зоне, в которой производилось размагничивание.

Как вы понимаете, магнитное поле Земли непостоянно, поэтому защита становилась бесполезной в дальних плаваньях.

А еще эффективность размагничивания зависела от предыстории, т. е. от того, насколько и каким образом ранее был намагничен корабль. Так что всё не так просто.

СР-541. Фото А.Бричевский, 31 августа 2017 г.

Корабли проекта 130 строились на верфях Польской Народной Республики, а разработкой занималась Северная верфь в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году.

Самый первый корабль проекта 130 был спущен на воду в 1984 году, а герои сегодняшнего рассказа СР-541 и СР-939 — в 1985 и 1988 годах, соответственно. Всего было сделано 18 таких судов.

В настоящее время оба корабля входят в состав 2-й группы 205-й отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь.

СР-939. Фото из собрания Лемачко Б.В., автор Одайник А.Н.

Вот такая длинная и сложная история может скрываться в самом обычном на вид корабле.

Я надеюсь, у меня получилось донести суть более или менее доступно, не вдаваясь в подробности.

Интересно, а почему у кораблей проекта 130 такая интересная передняя часть с якорями, размещенными не по бокам, а спереди, словно ноздри на носу? Кто-нибудь знает ответ?

Источник

Размагничивание корабля

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

К методам активной защиты относят:

— уничтожение мин с помощью тралов;

— создание проходов в минных полях с помощью подрывов глубинных и авиационных бомб;

— поиск с помощью специальных электромагнитных и телевизионных искателей с последующим уничтожением.

Основным методом пассивной защиты является размагничивание кораблей. Суть его заключается в уменьшении магнитного поля на определенной глубине, называемой глубиной защиты. Глубиной защиты называют такую наименьшую глубину под килем, на которой после размагничивания корабля напряженность его магнитного поля практически равна нулю. В этом случае обеспечивается несрабатывание неконтактных мин и торпед,

Другой путь в обеспечении защищенности корабля по магнитному полю заключается в применении маломагнитных и немагнитных материалов в конструкциях корпуса и механизмов корабля.

Понятие о размагничивании.

Размагничиванием корабля называется процесс искусственного уменьшения его магнитного поля. Размагничивание производят с помощью обмоток контуров, питаемых током, и называют электромагнитной обработкой (ЭМО). Суть ЭМО заключается в создании определенным образом магнитного поля, обратного по знаку полю корабля, о чем будет сказано ниже.

На рис. 8 представлен плоский контур, по которому пропускается постоянный ток. Зависимость направления поля, т.е. положения его полюсов от направления тока определяется известным правилом буравчика.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Размагничивание производится двумя различными методами – безобмоточным и обмоточным. Названия эти следует понимать как условные, так как размагничивание кораблей как одним, так и другим методом выполняют с помощью обмоток, питаемых током. Но в первом случае, обмотки накладывают на корпус судна временно, лишь на период размагничивания, или же вообще располагают вне судна, на фунте. Применяя же второй метод, обмотки монтируют на судне стационарно и включают их на время следования по опасным районам.

Безобмоточное размагничивание (БР).

Безобмоточное размагничивание осуществляется путем воздействия на корабль временно создаваемых магнитных полей двумя способами:

— с помощью временно накладываемых на корабль электрических обмоток;

— с помощью контуров, обтекаемых током, уложенных на грунте.

При безобмоточном размагничивании (БР) корпус корабля подвергается воздействию затухающего переменного и постоянного магнитных полей, либо кратковременному воздействию только постоянного магнитного поля. В первом случае размагничивание основано на намагничивании корпуса по безгистерезисной кривой, во втором – по гистерезисной (рис. 4).

Размагничивание с помощью временно накладываемых на корабль обмоток.

После постройки корабля его корпус намагничивается в вертикальном, продольном и поперечном направлении.

Рассмотрим сущность размагничивания в вертикальном направлении (рис. 9, а).

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

а) вертикальное размагничивание;

б) продольное размагничивание;

в) поперечное размагничивание.

Вокруг корпуса заводится кабель в плоскости, параллельной ватерлинии. В зависимости от намагничивания корпуса, величина которого определяется при предварительном измерении, по кабелю пропускается ток такой величины (рис, 10), чтобы созданное поле обратного знака (при включенном токе) в точке Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблейпревышало в Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблейраза исходное (точка Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей).

Через несколько секунд ток в обмотке выключается, и магнитное состояние переходит в точку Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей. Эта операция называется «опрокидыванием» поля. Действительно, поле в точке Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблейоказалось другого знака, «опрокинутым». Заметим, что процесс идет по гистерезисной кривой.

Вторая операция называется «компенсацией». Во время этой операции в обмотку включается ток, величина и направление которого выбираются так, чтобы после выключения его поле корабля возможно больше приближалось к нулю.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей– вертикальное намагничивание корабля;

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей– напряженность вертикального внешнего магнитного поля.

Ток, включенный в обмотку при первой и второй операциях, называется соответственно током опрокидывания Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблейи током компенсации Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей.

Из кривых видно, что в результате электромагнитной обработки имевшееся у корабля намагничивание компенсируется, а создаваемое новое намагничивание таково, что вертикальные составляющие индуктивного намагничивания Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблейи постоянного намагничивания Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей, в районе экватора оказываются близкими или равными по абсолютной величине, но противоположными по знаку.

При размагничивании по безгистерезионой кривой достигается тот же результат, только процесс компенсации старого созданием нового постоянного намагничивания происходит при циклическом перемагничивании в переменном магнитном поле, убывающем по амплитуде от некоторого максимума до нуля. Для создания как постоянного, так и переменного магнитных полей на корабль накладываются временно один или несколько витков, подключаемых к источникам питания судов размагничивания. Для случая продольного размагничивания на корабль накладывается несколько витков (рис. 9, б) так, что корабль оказывается заключенным внутри огромного соленоида. Возникающее при включении обмотки магнитное поле, действующее по оси соленоида, размагничивает корабль.

При поперечном размагничивании на корабль накладываются в вертикальной плоскости два последовательно соединенных витка по бортам.

Эффективность размагничивания проверяют измерениями магнитного поля под днищем.

Заводка вокруг корпуса тяжелых многожильных кабелей связана с большими затратами времени и физического труда. Поэтому наравне с этим способом используют также специальные станции безобмоточного размагничивания, на которых обмотки (кабель) уложены определенным образом на грунте. Безобмоточное размагничивание с помощью контуров, уложенных на грунте. Контуры, уложенные на грунте, имеют форму петли. Поэтому станции получили название – петлевые станции безобмоточного размагничивания (ПСБР) рис. 11. Акватория ограждается буями или вехами. На ней имеются бочки для швартовки судов.

Через контур 1 пропускают постоянный ток, через контур 2 – переменный ток частотой около Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей. Переменное магнитное поле позволяет устранить все необратимые явления, возникающие при намагничивании в постоянном магнитном поле контура постоянного тока 2. Процесс размагничивания заключается в пропускании соответствующих токов по контурам (донным кабелям) в тот момент, когда корабль проходит или стоит над ними. Управление режимом тока и снятие показаний магнитометрической аппаратуры осуществляется дистанционно с берегового пульта. Процесс размагничивания основан на принципе полугистерезисного перемагничивания (рис. 12).

При подходе к стенду ПСБР магнитное состояние корабля характеризуется точкой Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей, где корабль обладает определенным постоянным и индуктивным намагничиванием. В момент прохождения над стендом корабль подвергается перемагничиванию по полугистерезисной кривой Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей. В этот момент корабль находится над серединой контура. Далее при удалении корабля его магнитное состояние изменяется по кривой. При удачном сочетании магнитных полей на стенде магнитное состояние корабля может прийти в близкое к нейтральному магнитное состояние (точка Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей).

1 – контур постоянного тока;

2 – контур переменного тока;

3 – ограждающий буй

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Как правило, при электромагнитной обработке на таких станциях одновременно компенсируется постоянное вертикальное и постоянное продольное намагничивание, Другие виды намагничивания не устраняются.

Итак, положительной стороной безобмоточного размагничивания является то, что корабль не несет никаких обмоток, для которых потребовались бы источники питания и щиты управления. Однако, этот метод не универсален.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

Основными недостатками без обмоточного размагничивания корабля является:

1. Невозможность компенсации курсовых и широтных изменений поля корабля.

2. Необходимость периодически повторять магнитную обработку ввиду недостаточной стабильности результирующего поля.

3. Необходимость после каждой обработки производить определение и устранение девиации магнитных компасов.

Обмоточное размагничивание

Обмоточное размагничивание предусматривает компенсацию магнитных полей корабля полями от стационарных обмоток, питаемых током от специальных источников. Совокупность системы обмоток, источников питания, а также аппаратуры управления и контроля составляет размагничивающее устройство (РУ).

РУ рассчитывается так, чтобы магнитное поле, создаваемое током, протекающим по обмотке, представляло в любой момент времени зеркальное отображение собственного магнитного поля корабля, т. е. в каждой точке под кораблем было равно полю корабля по величине и противоположно по знаку.

РУ впервые разработаны группой сотрудников ЛФТИ АН СССР во главе с академиком А. П. Александровым (И. В. Курчатов, Л. Р. Степанов К. К. Щербо и др.). Размагничивающее устройство позволяет компенсировать магнитное поле корабля с учетом курсовых и широтных изменений.

Размагничивающее устройство состоит из нескольких самостоятельных обмоток различного назначения.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

1. Для компенсации напряженности поля от вертикального постоянного намагничивания служит основная горизонтальная обмотка. Направление тока в этой обмотке подбирают так, чтобы ее магнитное поле было противоположно полю от вертикального постоянного намагничивания (рис. 13).

На рис. 13 показано, что магнитное поле обмотки (кривая Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей) равно по напряженности, но противоположно по знаку собственному полю (Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей). Эта обмотка называется главной потому, что с её помощью компенсируется самая значительная (вертикальная) составляющая. Подобранный для этой обмотки режим тока в дальнейшем не изменяется, а остается постоянным на всех курсах и на любой широте.

Для компенсации вертикальной составляющей продольного намагничивания применяют носовую и кормовую обмотки (рис. 14,а).

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

2. Вместо указанных обмоток можно применить шпангоутную обмотку (рис. 14, б), Действие этой обмотки более эффективно по сравнению с носовой и кормовой постоянными обмотками. Однако установка ее связана с большими трудностями.

Что значит размагничивание кораблей. Смотреть фото Что значит размагничивание кораблей. Смотреть картинку Что значит размагничивание кораблей. Картинка про Что значит размагничивание кораблей. Фото Что значит размагничивание кораблей

3. Поле от поперечного постоянного намагничивания компенсируется полем батоксовых постоянных обмоток, которые соединяются последовательно и крепятся на правом и левом бортах судна (рис. 15). Для компенсации этого поля достаточно задать в обмотках определенный и одинаковый режим тока.

Сложнее компенсировать индуктивные составляющие намагничивания. Для этой цели в размагничивающее устройство входят регулируемые обмотки: широтная, курсовые шпангоутные обмотки и батоксовые курсовые обмотки.

4. Широтная обмотка предназначена для компенсации поля от вертикального индуктивного намагничивания. Расположение этой обмотки и распределение составляющих напряженности ее магнитного поля такие же, как у основной горизонтальной. Поэтому отдельную широтную обмотку можно не устанавливать, а использовать несколько секций основной горизонтальной обмотки, вводя в цепь их питания приспособления для регулировки тока.

Ток в широтной обмотке регулируется пропорционально синусу магнитного наклонения (магнитной широты).

Курсовые шпангоутные обмотки служат для компенсации поля от продольного индуктивного намагничивания и размещаются аналогично обмоткам для постоянного продольного размагничивания. Поскольку напряженность поля от продольного индуктивного намагничивания корабля изменяется пропорционально косинусу магнитного поля, то для компенсации этого поля необходимо изменять режим тока в обмотке также по закону косинуса. Поэтому эти обмотки называют шпангоутными курсовыми (рис. 14, б).

Батоксовые курсовые обмотки используются для компенсации поля от поперечного индуктивного намагничивания, их располагают последовательно по обоим бортам судна, параллельно постоянным обмоткам. Регулировка силы и направления тока производится пропорционально синусу угла магнитного курса.

Дополнительные обмотки устанавливаются как для компенсации корабля на отдельных участках его, так и для компенсации магнитных полей мощных корабельных электроэнергетических и других установок.

Недостатками РУ являются: большая стоимость, расход дополнительных материалов, утяжеление корабля и значительный расход энергии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *