Что значит расстроена гитара
Из-за чего гитара расстраивается?
Сначала – подготовка гитары. Прежде всего, необходимо убедиться, что гриф плотно привинчен, а все детали колков и струнодержателя целы. У колков не должно быть люфта во втулках, а если на головке колка есть винт, то он должен быть затянут (до разумных пределов). Струнодержатель также должен прочно стоять на втулках, а втулки не должны шататься в дереве. При наличии таких неисправностей бесполезно что-то пытаться сделать дальше.
Начнем с верхнего порожка. Угол перегиба струны на порожке должен быть минимальным. Это – компромисс: чем больше этот угол, тем больше сила трения и тем сильнее здесь заедает струна, расстраивая гитару, с другой стороны, чем угол меньше, тем меньше давление струны на порожек, а следовательно – меньше атака и сустейн.
Очень важна сама форма пропилов под струну. Если струна лежит слишком свободно, то она будет дребезжать о стенки порожка, а если прорезь узкая, то струна зажимается. Как рекомендовал Лео Фендер, это должно выглядеть так:
И не в коем случае не должно быть такой посадки:
(рис. 2)
Это должно быть хорошо продумано изготовителем, а если человек купил уже гитару с такой проблемой, то надо либо обратиться к мастеру, либо сделать эту работу самому. Только надо отдавать себе отчет, что необходимо иметь профессиональный инструмент. Хороший мастер обязательно имеет у себя набор специальных “овальных” надфилей для пропиливания порожков.
Есть важный момент: надо сразу учитывать, какой толщины струны будут установлены. На гитару, где порожки пропилены под “9-42”, нельзя установить струны “10-46”, тем более “11…”. Нежелательно и наоборот.
Порожек пропиливают под углом, так, что бы высшая точка, где перегибается струна, находилась строго на том же месте, где условно должен быть “нулевой” лад, то есть, со стороны корпуса гитары.
Еще следует отметить, что вместо традиционного пластика, хорошим материалом для изготовления порожка является кость (не обязательно слоновья), бронза и специальный графит. Готовые графитовые порожки даже продаются в некоторых продвинутых гитарных магазинах.
Следующее действие – смазка порожка. Для этого лучше всего подходит графитовая смазка, которую можно купить в любом автомагазине (она так и называется) или приготовить самостоятельно. Берете мягкий графит (карандаш 4М, 2M), измельчаете в муку и добавляете пару граммов “швейного” или бытового масла. Автомасло не надо использовать – оно содержит вредные присадки. Растительное тоже не годится. Эту смазку помещайте иголочкой в прорези, а потом втирайте в стенки ниткой, полируя ей вперед-назад. Мельчайшие частички графита заполняют все неровности прорези, а масло создает скользящую пленку. Эту смазку надо обновлять при каждой смене струн.
Идея заключалась в том, чтобы отполировать прорези порожков, уменьшив силу трения. Разумеется, это надо делать не только на Стратокастерах, а на любых гитарах. Если у вас стоит роликовый порожек, то все намного проще: просто смазывайте его. С этой частью гитары мы разобрались.
Не надо класть машинку на деку, потому что она будет стучать и не будет работать. Пластина машинки должна висеть на расстоянии 1-1,5 мм от корпуса, возможно, с немного приподнятой задней частью.
Многие ее кладут на деку, даже иногда затягивают сильно пружины, чтобы она, якобы, лучше держала строй. Но это имеет смысл только в том случае, если вы полностью исключаете работу машинки (усилится сустейн и атака), а так, при первом же движении рычага она все равно расстроится.
Сначала рассмотрим такую деталь – хвостовик машинки (киль), через который вставляются струны. Отверстия для струн на современных машинках просверлены глубоко и “пипка” от струны находится близко к платформе, что намного лучше, чем на старых машинках. Все точки соприкосновения струны с машинкой должны быть отполированы (мелкая шлифовальная бумага № 1500-2000) и смазаны той же графитовой смазкой. Особое внимание на “кобылки”: острый угол перегиба струн – причина частого обрыва струн и расстраивания гитары.
Обязательно проверить держащие винты машинки. Они должна быть острыми, а не затупившимися. Не повредит их тоже смазать.
Отдельный разговор: машинки на двух и шести винтах. Двухвинтовые – это намного меньше трения и сопротивления при работе. Многие музыканты из шести винтов оставляют четыре. Они (винты) должны быть:
1) Смазаны.
2) Не препятствовать ходу машинки (незатянуты).
3) На одной высоте.
Еще раз обращаю внимание на то, что втулки любых тремоло-систем, особенно на гитарах с корпусами из мягких пород (липа, тополь, ольха) могут со временем расшататься в дереве.
Ретейнеры на головке грифа также должны быть отполированы и смазаны. Иногда достаточно оставить только один ретейнер между первой и второй струной. Сейчас нетрудно и целесообразно приобрести и установить роликовые ретейнеры.
Теперь можно натягивать струны.
При накрутке струны тоже есть маленькая хитрость: накручивая струну на колок, первым же витком надо зажать ее хвостик, тогда струна сама себя затянет и будет крепко держаться. Колки, с зажимом струны упрощают это. На колках должно быть 1,5 – 2 витка. Нельзя накручивать много витков на колок – они будут “пружинить” и расстраивать гитару. Намотав струну, стоит пару раз натянуть ее рукой, чтобы она «уселась» на колке.
Теперь – настройка гитары.
Почему многие гитаристы используют стратовскую машинку вместо Флойд Роуза? Во-первых, она намного легче, чем Флойд, поэтому, не расстраивает гитару при наклоне гитары в разные стороны. Во-вторых, сустейн лучше. В-третьих, правая рука на Флойде должна лежать очень корректно, не задевая его – он очень чувствительный. Сложно использовать прием “mute”. В-четвертых, сложнее регулировать длину мензуры, а замена струн на Страте или Лес Поле намного проще и быстрее и еще не надо помнить, где лежат ключи и ходить как сантехник с ними во всех карманах.
Представьте, что в гримерке перед концертом холодно, а на сцене энергия толпы и световых приборов поднимает вдвое температуру, меняя натяжение струн, и вам приходится хвататься за ключи, потому что потными пальчиками винты тонкой регулировки перестают закручиваться. А на стратовской машинке достаточно повернуть колок…
1) Настраивать гитару лучше по флажолетам на 12-ом ладу.
2) Настраивайте гитару в том положении, в котором играете.
3) Толстые струны настраивайте на несколько % ниже, ведь при ударе медиатора струна вытягивается и в первый момент времени высит, а нормально звучит только при затухании.
4) Можете проверить это с помощью тюнера.
В основе этого материала лежит информация, которой любезно поделился гитарист АРИИ Владимир Холстинин. На всех концертах он без проблем играет на своих гитарах: Stratocaster и Les Paul.»
Итак перейдём теперь к настройки гитары. Внизу я приложу видео с рекомендации замечательных мастеров компании Мартин. Что делать если гитары расстраивается или строит плохо?
Первый фактор расстроенной гитары: струны на гитаре тянутся
Также нужно учитывать тот факт что струны тянутся. После того как вы установите новые струны, строй даже на самых дорогих струнах все равно будет «плавать». Для того чтобы этого избежать потяните каждую струну по всей её длине, и после этого настройте гитару. После того как мы настроили гитару, мы опять же немного потянем все струны предельно осторожно! Это важно потому что если сильно тянуть струну, её можно порвать.
Второй важный момент: уделите достаточно внимания верхнему порожку гитары
Следущий важный момент. Верхний порожек. Прорези на верхнем порожке должные точно соответствовать диаметру струн. Во противном случае прорези в верхнем порошке будут зажимать струны и создавать разные натяжения до и после верхнего порожка гитары. Чтобы избежать этого недостатка прорези должны быть пропилены чётко под диаметр струн(важный момент: прорези на верхнем порожке должны повторять округлую форму струн). Также желательно смазать прорези в верхнем порожке гитары графитовой смазкой. В таком случае, мы сделаем все, чтобы максимально избежать ситуации когда гитара расстраивается из-за фактора струн.
Третий существенный фактор: колки гитары должны быть надёжно закреплены
Теперь перейдём к колковой механике. Вся механика гитары должно быть надёжно закреплена. И плотно сидеть на своих местах. В случае когда колки гитары болтаются гитара всегда будет плохо держать строй. Даже если все остальные части гитары сделать добротно. В случае, если диаметр отверстия для колков больше чем сам колок, тогда выхода практически нет. Как бы мы не уплотняли такое отверстие все равно это будет влиять на строй музыкального инструмента.
Обратите внимание на гайки на передней поверхности головки грифа гитары. Они должны быть плотно затянуты. Если эти гайки свободно крутятся руками, нужно их аккуратно подтянуть специальным ключом, точно подходящим по размеру гаек. Сильно затягивать их нельзя поскольку вы сможете испортить дерево на голове грифа гитары.
Также у вас должным правильно настроен анкер грифа гитары, Но об этом мы поговорим уже в другой публикации. Удачи вам в музыке и в жизни.
И конце урока хотелось бы поделиться с вами видео замечательных мастеров гитарной компании МАРТИН, в котором показан один из надежных способов перетяжки струн, которым они пользуются для своих акустических гитар.
Индивидуальный подход возможен только при индивидуальном занятии.
Ремонт и обслужи вание гитар
В Санкт-Петербурге
Замена, шлифовка ладов
Полная отстройка гитары
Работа с электроникой
Ремонт и замена фурнитуры
Обо мне
Здравствуйте! Меня зовут Анатолий. Добро пожаловать в мою мастерскую!
Если Вы хотите отремонтировать свою гитару, рекомендую ознакомиться с моими услугами, и убедиться, что Вас ждут приятные цены.
Возможно, вы не знаете, что именно не так с вашей гитарой. Просто привезите её мне на диагностику.
Вы можете задать любой вопрос, получить консультацию по ремонту, на случай, если решитесь на него сами.
Я сам музыкант и перфекционист. Понимаю нужды гитаристов и тестирую свою работу самым взыскательным образом, прежде чем гитара попадёт вам обратно в руки. Инструмент должен дарить вдохновение, а не быть головной болью.
Интервалы на гитаре
Устройство звукоряда гитары позволяет легко осуществлять относительные интервальные построения от любой ноты благодаря зрительным шаблонам, рассмотренным на предыдущем занятии, но для наглядной демонстрации основ и системы этих построений мы воспользуемся фортепианной клавиатурой.
Если нужно получить больше 12 звуков, то добавляется ещё одна октава и т.д. На изображении 2 рис.1 показаны три фортепианные октавы.
Как вы знаете, в музыке наиболее распространены семь основных ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для получения 12 интервалов они дополнены пятью производными ступенями, которые являются повышением (♯) или понижением (♭) на полутон некоторых основных ступеней: до♯ (ре♭), ре♯ (ми♭), фа♯ (соль♭), соль♯( ля♭), ля♯( си♭). Гитаристы чаще пользуются (и привыкают пользоваться) вариантами с повышением основных ступеней с использованием ♯. Для удобства там можно делать, но при этом нужно знать, что далеко не всегда повышение ступеней приводит к правильным построениям в музыке.
Рис. 1. 12-ти полутоновый равномерно-темперированный строй
Клавиатура фортепиано наглядно показывает основные и производные звуки, что очень помогает клавишнику при выполнении разных интервальных построений. У гитариста нет такого зрительного ориентира, по причине чего ему приходится мысленно представлять данное деление. Благодаря черным клавишам интервалы на белых клавишах можно определить моментально, а на грифе, скорее всего, придётся посчитать лады, чтобы понять, какой интервал играется на одной струне или что зажато на разных струнах через несколько ладов. Октавы на клавиатуре располагаются друг за другом, а на грифе друг за другом и друг над другом (рис. 1 изображения 2 и 4), что требует от гитариста навыка мышления в двух измерениях.
Интервальные построения от ноты С (до) проще и нагляднее осуществляются на фортепианной клавиатуре, а относительные интервальные построения от разных нот (с использованием относительно небольших интервалов) проще и нагляднее выполняются на грифе гитары.
Рекомендую зрительно запомнить расположение клавиш на клавиатуре фортепиано и ступеней на них в пределах одной октавы от ноты до. Это поможет вспомнить последовательность ступеней, если определение их на грифе вызывает сложности.
Гармонические интервалы и восходящие мелодические интервалы читаются вверх от основания.
На одной струне можно сыграть только мелодический интервал.
От одной ноты можно построить 13 простых интервалов (рис. 2).
Рис. 2. Интервалы на одной струне.
Числа над дугами показывают количество полутонов. Например, секунда малая состоит из одного полутона, и её тоны зажимаются на соседних ладах, секунда большая состоит из двух полутонов, и её тоны зажимаются через лад и т.д. Расшифровка сокращённых обозначений:
Построения интервалов на рис. 2 дано от ноты до (С), а основные и производные ступени выделены цветом клавиш как на фортепиано, что, при необходимости, позволит наглядно сравнивать построения интервалов на грифе и клавиатуре.
Вместо привычного для гитаристов повышения основных ступеней при помощи диеза на схеме рис. 2 указано их понижение при помощи знака бемоль. Это необходимо для правильного определения интервалов. В средние века пользовались семиступенным строем, который состоял из 7 основных ступеней, благодаря чему интервалы и получили свои названия:
Возможно, с обозначениями интервалов вам придётся сталкиваться очень редко и непонятно, для чего мы потратили столько времени на это. Отвечаю: все построения в музыке основываются на ступенях и о них нужно иметь хотя бы общее представление.
При игре на гитаре используется понятие позиции — это группа из четырех расположенных рядом ладов, которые можно охватить четырьмя пальцами. Номер позиции определяется по нижнему (крайнему левому ладу). Например, в пятой позиции пальцы левой руки с указательного по мизинец находятся над соответствующими ладами V, VI, VII, VIII. В одной позиции можно играть на любых струнах в пределах этих четырех ладов.
Интервалы, которые можно сыграть в одной позиции вверх, показаны на рис. 3
Рис. 3. Простые интервалы вверх в пределах одной позиции.
В общем случае, можно сыграть 12 интервалов вверх и 12 интервалов вниз (не выходя за пределы звукоряда струн), но на рис. 3 получилось десять интервалов. Два интервала сыграть нельзя. Обидно. Сыграть все 12 интервалов можно в расширенной позиции (рис. 4), когда мизинец левой руки способен дотянуться до пятого лада в позиции. Непросто, но после некоторой тренировки возможно, что очень пригодится при игре мажорных гамм и не только.
Рис. 4. Простые интервалы вверх в пределах одной расширенной позиции.
Один и тот же интервал в гармоническом и мелодическом виде имеет разные свойства и применение. Когда речь идет о свойствах интервалов, то по умолчанию подразумевается отдельно звучащий гармонический интервал в среднем регистре. Обычно из контекста понятно, о чём идет речь, но желательно уточнять свою мысль, так как, например, фраза о том, что малая секунда является острым диссонансом, справедлива только в отношении гармонического интервала, но никак не мелодического. Более того, на практике интервалы берутся в разных регистрах и находятся в окружении разных звуков (что-то звучало перед ним, одновременно с ним и после него), что безусловно влияет на их восприятие.
Интервалы на закрытых струнах
При игре интервалов на закрытых струнах открытые струны не используются.
На рис. 5 показаны шаблоны простых интервалов (слева цифрами обозначены номера струн).
Рис. 5. Шаблоны простых интервалов.
Заметим, что медиатором можно сыграть гармонические интервалы только на соседних струнах. Септимы и октаву, показанные на рис. 5., можно сыграть одновременно медиатором и безымянным пальцем правой руки.
Рассмотрим простые интервалы, которые можно сыграть медиатором, подробнее.
Наименьшим интервалом, который состоит из двух разных звуков, является малая секунда (рис. 6).
Рис. 6. Малая секунда.
Нетрудно увидеть, что звукоряды соседних струн не позволяют сыграть некоторые интервалы. Например, на шестой струне сыграть малую секунду возможно начиная от пятого лада.
Почему интервал от 3-й струны (голубые круги) строится иначе, чем от всех остальных? Если вы не знаете ответ на этот вопрос, то настоятельно рекомендую сначала пройти предыдущее фундаментальное занятие.
Интервал малой секунды в гармоническом виде является острым диссонансом. Острый диссонанс можно представить как острую приправу, например, горчицу: отдельно есть затруднительно, а в блюде она позволяет улучшить вкус. Так и в музыке: отдельно диссонансы играются относительно редко, но часто используются в аккордах, где общее звучание смягчает их, а они, в свою очередь, дополняют общее звучание новыми обертонами, в результате чего аккорд звучит богаче. Но это не значит, что диссонансы нужно вставлять во все аккорды, как и накладывать горчицу во все блюда.
В мелодической форме малая секунда используется достаточно часто для получения плавного движения.
Пример 1. Мелодические секунды.
О свойствах мелодических интервалов мы подробнее поговорим на следующих занятиях, а сейчас уделим всё внимание гармоническим.
Пример 2. Гармоническая малая секунда.
Рис. 7. Большая секунда.
Он также является диссонансным, но звучит не так резко, как малая секунда. В гармонической форме он может использоваться не только в аккордах (включая аккорды с задержанием sus2), но и совместно с другими интервалами.
Для создания большего напряжения можно использовать его вместе с малой терцией. Малая терция имеет минорное наклонение, что придаёт звучанию тревожность, пессимистический настрой, ожидание худшего и т.д.
Пример 3. Большая секунда и малая терция
Если использовать большую секунду с большой терцией, которая имеет мажорное наклонение, то получим оптимистичное и жизнеутверждающее настроение.
Пример 4. Большая секунда + большая терция
Терции показаны на рис. 8.
Рис. 8. Малая и большая терции.
Терции отлично дружат друг с другом при их мелодическом движении и часто употребляются в двухголосии.
Пример 5. Мелодическое движение терций.
Рис. 9. Кварта и квинта.
Это нейтрально звучащие по отношению к мажору и минору интервалы, по причине чего они не только хороши в сочетании с другими интервалами, но и могут легко отправиться в самостоятельное плавание.
Кварта часто используется совместно с терцией для игры задержания и в аккордах с задержанием sus4.
Пример 7. Кварта + терции
Дополним большую секунду и малую терцию квартой.
Пример 8. Большая секунда, малая терция и кварта.
Вот это уже на что-то похоже! Оказывается, комбинируя интервалы можно получить интересные гитарные риффы! Этому определенно стоит уделить время и внимание!
При помощи двух интервалов несложно получить секвенцию (игра одной и той же фразы от разных нот)
Пример 9. Секвенция с использованием квинты и большой терции.
Дополнительно к кварте и квинте обратите внимание на тритон (рис. 10). В средние века этот интервал был под запретом и называли его «дьяволским интервалом». К счастью, времена те остались в истории, да и музыкальная система претерпела значительные изменения. В настоящее время этот интервал встречается достаточно часто.
Тритон является сильным диссонансом, который неплохо звучит вместе с квинтой.
Пример 10. Квинта и тритон
Пример 11. Квинта + большая секста.
Интервалы с использованием одной или двух открытых струн
Септимы сыграть на двух соседних закрытых струнах невозможно, но их можно сыграть, если одна из струн будет открытой.
Пример 12. Малая септима и другие интервалы в ассортименте
Большая септима звучит острее малой, но и для неё можно найти применение.
Для гитариста октавы ценны ещё и тем, что помогают быстро определять и находить нужные ноты на грифе. А вот об этом подробнее, пожалуйста!
Для начала нужно запомнить расположение звуков на пятой и шестой струнах, после чего ноты на остальных струнах можно определить при помощи простых шаблонов:
Рис. 14. Шаблоны октав для определения нот на грифе.
В пределах одной октавы (12 ладов) основная или вспомогательная ступень встречается только один раз.
Пользуясь сказанным выше получаем основной шаблон для быстрого нахождения нот на грифе (рис. 15).
Рис. 15. Шаблон для быстрого определения нот на грифе.
Незаметно мы перешли к игре интервалов на соседних струнах, одна из которых является открытой. Данный способ игры интервалов применяется достаточно широко, но имеет ограничение, связанное с невозможностью изменения нижнего или верхнего тона, который берется на открытой струне, что существенно сокращает количество интервалов, которые можно сыграть данным способом. Например, если используется 6-я открытая струна, то нижним звуком в этом случае будет звук E (ми) большой октавы.
Звучание гармонической октавы ещё больше наполнено пустотой в сравнении с гармонической квинтой. Это нейтрально звучащий интервал, который часто используется в аккордах, для поддержки баса или для игры интервалов больше октавы, которые называются сложными (составными).
Пример 14. Октава с нижней открытой струной и сложные интервалы
Гармоническую приму также можно сыграть с использованием открытой струны (рис. 16)
Рис. 16. Гармоническая прима.
Пример 15. Гармоническая прима, секуда и терция
В нижнем звуковом диапазоне звуки по частоте располагаются ближе друг к другу, да и не столь хорошо различаются слухом, что накладывает ограничение на использование интервалов в нижнем диапазоне. Короткие интервалы, взятые от шестой струны, будут восприниматься как грохот. Как определить наименьший интервал, который более или менее хорошо будет звучать от шестой струны?
Подведём итог. Гармонические интервалы можно условно разделить на интервалы:
Нейтральные интервалы могут использоваться самостоятельно, а интервалы напряжения чаще используются совместно с другими интервалами.
На следующем занятии мы коснемся аккордов, а пока попробуйте попрактиковаться в игре разных сочетаний интервалов. Успехов!