Что значит распространение информации
Распространение информации
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Смотреть что такое «Распространение информации» в других словарях:
распространение информации — Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. [ГОСТ 7.73 96 ] распространение информации Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу… … Справочник технического переводчика
Распространение информации — процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковой системе, потребителям информации. По английски: Dissemination of infirmation См. также: Распространение информации Информационное обслуживание Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Распространение информации — (Information distribution) — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц … Экономико-математический словарь
распространение информации — 3.1.1 распространение информации: Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — согласно: 1) Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
распространение информации — Rus: распространение информации Eng: dissemination of information Fra: diffusion (de l information) Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. ГОСТ 7.73 [3.1.1] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Распространение информации — 1. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — режим работы службы информации, при котором пользователи систематически извещаются о новых поступлениях информации за этот период … Профессиональное образование. Словарь
Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц … Большой юридический словарь
Распространение информации о НПФ — распространение информации о фонде действия, направленные на получение такой информации неопределенным кругом лиц или передачу такой информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75 ФЗ (ред. от 03.12.2011) О … Официальная терминология
распространение информации
3.1.1 распространение информации: Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно-поисковых системах, потребителям информации
Смотри также родственные термины:
Полезное
Смотреть что такое «распространение информации» в других словарях:
распространение информации — Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. [ГОСТ 7.73 96 ] распространение информации Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу… … Справочник технического переводчика
Распространение информации — процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковой системе, потребителям информации. По английски: Dissemination of infirmation См. также: Распространение информации Информационное обслуживание Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Распространение информации — (Information distribution) — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц … Экономико-математический словарь
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — согласно: 1) Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Распространение информации — 9) распространение информации действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации,… … Официальная терминология
распространение информации — Rus: распространение информации Eng: dissemination of information Fra: diffusion (de l information) Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. ГОСТ 7.73 [3.1.1] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Распространение информации — 1. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — режим работы службы информации, при котором пользователи систематически извещаются о новых поступлениях информации за этот период … Профессиональное образование. Словарь
Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц … Большой юридический словарь
Распространение информации о НПФ — распространение информации о фонде действия, направленные на получение такой информации неопределенным кругом лиц или передачу такой информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75 ФЗ (ред. от 03.12.2011) О … Официальная терминология
Распространение информации
Смотреть что такое «Распространение информации» в других словарях:
распространение информации — Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. [ГОСТ 7.73 96 ] распространение информации Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу… … Справочник технического переводчика
Распространение информации — (Information distribution) — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц … Экономико-математический словарь
распространение информации — 3.1.1 распространение информации: Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — согласно: 1) Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц; … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях
Распространение информации — 9) распространение информации действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации,… … Официальная терминология
распространение информации — Rus: распространение информации Eng: dissemination of information Fra: diffusion (de l information) Процесс предоставления информации, имеющейся в информационно поисковых системах, потребителям информации. ГОСТ 7.73 [3.1.1] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Распространение информации — 1. Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ — режим работы службы информации, при котором пользователи систематически извещаются о новых поступлениях информации за этот период … Профессиональное образование. Словарь
Распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц … Большой юридический словарь
Распространение информации о НПФ — распространение информации о фонде действия, направленные на получение такой информации неопределенным кругом лиц или передачу такой информации неопределенному кругу лиц;. Источник: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75 ФЗ (ред. от 03.12.2011) О … Официальная терминология
Понятие распространения информации
Дженакова Екатерина Всеволодовна, старший преподаватель кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета.
Рецензент: Терещенко Людмила Константиновна, член редколлегии, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, доцент.
Проблема. Конституция РФ фиксирует право на информацию как одно из фундаментальных прав человека, включив в его содержание поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Наиболее сложным из них является распространение информации. Существует ряд научных работ, посвященных различным аспектам правоотношения распространения информации, однако проблема содержания информационного правоотношения по распространению информации до настоящего времени не получила полного и однозначного решения, что, в частности, обусловлено отсутствием единого и однозначного понимания содержания понятия «распространение информации». Методы. В связи с этим проведен комплексный семантико-лингвистический, синонимический анализ понятия «распространение», рассмотрена природа собственно деятельности распространения информации. Результат. Рассмотрено легальное определение распространения информации и на основе семантического анализа включенных в определение понятий выявлен ряд неточностей и внутренних противоречий. Как результат, предложено авторское определение распространения информации как деятельности, направленной на доведение содержания информации до сведения многих, выделены сущностные характеристики права на свободу распространения информации.
Ключевые слова: свобода информации, распространение информации, понятие «распространение информации», содержание деятельности распространения информации, сущностные характеристики правомочия распространения информации.
The notion information dissemination
Dzhenakova Ekaterina Vsevolodovna, senior teacher of the Department of Information Law Ural State Law University.
Reviewer: Tereshchenko L.K., Member of the Editorial Board, a leading researcher at the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor.
Purpose. The right to information is the fundamental human right. It is the basis of development Information society. Constitution of Russian Federation attaches the right to information, including such faculties as searching, getting, transfer, dissemination and production information. Rapid increase of information technologies and telecommunications greatly influenced evolution of social relations and contacts and organization public opinion, social conscience and public moods. Protection of constitutional right to information depends on concept such contents as searching, getting, transfer, dissemination and production information. Most complicated of them is faculty «information dissemination». Method. The study is dedicated to analysis the notion «information dissemination». TO solve the problem there was semantic, linguistic and synonymic interpretation the notion «dissemination» and legal notion «information dissemination». The legal notion contains some incorrectnesses and antilogies, for example, faculty «information transfer», as a component of faculty «information dissemination», means that recipients are indefinite. Whereas the information transfer always understands quite particular numbers of persons. Results. The benefit of the study is comprehensive notion of information dissemination as activity to get across information content to a great many people. There are the ontological specifications of legal faculty of information dissemination: objective of activity, information content, awareness and getting across to a great many people.
Key words: freedom of information, information dissemination, the notion «dissemination», essence of activity of information dissemination, ontological specifications of legal faculty of information dissemination.
Конституция РФ гарантирует право на информацию, включив в его содержание право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Реализация, соблюдение и защита конституционного права на информацию в наступившую эпоху массовой информатизации напрямую зависит от однозначного понимания субъектами информационной деятельности таких дозволений и запретов, как: свобода мысли и слова, защита чести и достоинства, свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, свобода средств массовой информации, запрет цензуры и др. Наиболее сложным из них является право на распространение информации.
Обратимся к лингвистическому толкованию слова «распространение». Существительное «распространение» образовано от глагола «распространить, распространять: 1) расширить круг действия, применения чего-либо; 2) сделать что-либо широко известным, доступным многим, познакомить с чем-либо многих» [1, с. 1094]. В.И. Даль слову «распространение» также придавал значение расширения, увеличения круга действия [4, с. 71].
В Толковом словаре современного русского языка В.В. Лопатина объясняется, что существительное «распространение» является вторичной производной от глагола «распространить» и принимает значения: «1) расширить круг действия чего-нибудь; 2) сделать доступным, известным для многих, раздать или продать многим» [9, с. 647].
Т.Ф. Ефремова дает следующее толкование глагола «распространить», которое не противоречит приведенным выше, но, возможно, более содержательно: «1) расширять действие, применение чего-либо, перенося на более широкий круг явлений, предметов, лиц // Передавать многим; 2) делать известным, доступным многим (опыт, знания и т.п.) // Сообщать, доводить до сведения многих (слухи, известия и т.п.)» [5, с. 467]. Существенное значение для понимания глаголов «распространять, распространить» имеет представление слова «распространение» как процесса или «процесса действия» [5, с. 467].
Распространение как процесс представляет собой волевую сознательную активность субъекта, направленную на получение определенного предвосхищаемого результата, отвечающего мотиву деятельности субъекта и имеющего соответствующий личностный смысл.
Коммуникационная среда всегда подразумевается как выбранная субъектами система знаков. Следовательно, предполагается, что наличие определенного языка, системы ценностей, убеждений, принадлежность определенной культуре и социальной группе нередко характеризуются выбором национальных традиций, исповеданием каких-либо религиозных взглядов и т.д. Выбор форм и способов выражения информации однозначно обусловлен конкретным содержанием информации, а также той коммуникационной средой, в которой действует субъект коммуникации, в частности получатель информации.
В конструкциях глаголов приведенного синонимического ряда всегда присутствуют элементы: субъект, адресат и содержание сообщения. Иначе говоря, состав этих конструкций всегда предполагает наличие определенного статуса субъекта распространения: субъект имеет право, он должен или может довести до сведения адресатов информацию определенного содержания.
Несмотря на то что глагол «распространять» синонимически соприкасается с глаголом «сообщать», это не предполагает наличие определенного статуса субъекта и адресата.
Рассмотрим подробнее приведенное определение.
Во-первых, распространение информации определяется как действие, соответственно, предполагается наличие намерения, воли субъекта для достижения осознаваемой желаемой цели. Однако законодателем не указывается, что является целью распространения как совокупности действий.
Во-вторых, указывается на целеполагание: действие по распространению должно быть направлено на получение и передачу информации. При этом, заметим, законодатель не указывает на интерес адресата распространения информации при передаче ему каких-либо сведений.
Следовательно, получение информации всегда связано с личной заинтересованностью субъекта в искомых или предлагаемых сведениях, волевым намерением приобрести данные сведения и его реализацией.
Однако не всегда субъект, получивший информацию, нуждается в них и стремится приобрести эти сведения. Ярким примером является распространение операторами связи и получение абонентами сотовой связи различной рекламной информации в форме sms-оповещений о предлагаемых услугах.
Исключение составляют случаи, когда передаваемые сведения являются, в частности, обязательными для обнародования (например, в соответствии с п. 4 Указа Президента от 31 декабря 1993 г. N 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» до сведения граждан в обязательном порядке доводятся основные положения правовых актов и решений государственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики) [19] или жизненно важными [15, ст. 41], необходимыми для принятия решений, осуществления не запрещенной законом деятельности и т.д.
Конституцией РФ установлена недопустимость злоупотребления правом: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [15, ч. 3 ст. 17]. «Система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить свободу и законные интересы людей и предотвратить возможные нарушения их прав в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц». В процессе реализации конституционного права на свободу распространения информации должен быть соблюден баланс прав и интересов: право субъекта на свободное распространение информации, с одной стороны, и право иных субъектов на отказ и неполучение информации, с другой стороны.
Распространение информации может осуществляться различными способами: через средства массовой информации, теле- и радиовещание, митинги и собрания граждан и т.п., но применение этих способов должно осуществляться в соответствии с установленными законодателем правилами: «В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации» [16, ч. 1 ст. 10].
Основные требования закреплены в базовом Законе «Об информации», в частности, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность [16, ч. 6 ст. 10].
С 1 августа 2014 г. вступили в силу дополнения к Закону «Об информации», касающиеся обязанностей блогеров по распространению информации [16, ч. 1 ст. 10.2]. Аналогичная норма содержится в Законе «О средствах массовой информации» [18, ст. 4]. При распространении информации посредством ее размещения на сайте или странице сайта в сети Интернет не допускается ее использование в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений, кроме того, недопустимо распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями [16, ч. 2 ст. 10.2]. Распространение посредством теле- или радиовещания информации, причиняющей вред здоровью или развитию детей, должно сопровождаться демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра или сообщением об ограничении распространения такой информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач [17, подп. 3, 4 ст. 13].
Таким образом, закрепленные законодателем правила и требования распространения информации, ограничивающие право на свободное распространение информации, в действительности могут рассматриваться как законные способы распространения информации.
В толковом словаре под редакцией профессора С.А. Кузнецова приводятся следующие, соответствующие контексту исследования значения рассматриваемого понятия: 1) сообщить, рассказать что-либо услышанное, узнанное от кого-либо другого (передать разговор); 2) довести до сведения кого-либо по чьему-либо приказанию, просьбе; 3) сообщить, распространить средствами технической связи (передать телеграмму) [1, с. 799].
В-третьих, законодатель указывает на такой признак распространения, как неопределенность круга лиц, в адрес которых направляется информация [17], в то время как включенные в определение распространения информации действия получения и передачи подразумевают вполне определенный круг получателей информации.
Очевидно, законодатель словосочетанием «неопределенный круг лиц» хотел подчеркнуть именно множественность адресатов при распространении информации, но при этом исключил множество определенных получателей информации. В связи с этим представляется закономерным заменить словосочетание «неопределенный круг лиц» прилагательным «многие», отражающим понятие качественной множественности, множества лиц [3, с. 261].
Таким образом, с целью уточнения содержания понятия «распространение информации», учитывая его смысловые, лексические, синонимические значения, представляется необходимым определить распространение информации как осуществляемую законным способом деятельность, направленную на доведение содержания информации до сведения многих лиц. Исходя из указанного определения, можно выделить следующие сущностные характеристики распространения информации:
Что значит распространение информации
Статья 10. Распространение информации или предоставление информации
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 10
1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Владелец сайта в сети «Интернет» обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления, указанного в статье 15.7 настоящего Федерального закона, а также вправе предусмотреть возможность направления этого заявления посредством заполнения электронной формы на сайте в сети «Интернет».
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 364-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.
4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
7. Запрещается распространение сообщений и материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента и определенного в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации», и (или) учрежденного им российского юридического лица без указания на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены такими лицами. Форма, требования к размещению и порядок размещения такого указания устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(часть 7 введена Федеральным законом от 02.12.2019 N 426-ФЗ)