Что значит радиально упорный подшипник
Виды и назначение радиальных подшипников
Радиальный подшипник — механизм, находящийся в узле опоры вала и воспринимающий исключительно перпендикулярную осевую нагрузку. Существует много видов этого устройства. Некоторые модели способны воспринимать только радиальную нагрузку, а другие являются универсальными, например, упорный роликоподшипник. Все механизмы можно разделить на 2 большие группы: подшипники качения и радиальные подшипники скольжения.
Конструкция радиальных подшипников
Радиальный подшипник — опора для вала, в которой трение реализовано путем скольжения сопряженных поверхностей. Конструкция механизма включает следующие элементы:
Зазор между валом или осью устройства во время работы заполняется смазочным материалом для создания жидкостного, газодинамического, сухого, граничного трения скольжения. Втулки и вкладыши в основном воспринимают именно нагрузку, направленную перпендикулярно валу.
Виды радиальных подшипников, часто применяемых в промышленности
У производителей эти механизмы отличаются по типоразмерам и сериям. В промышленности применяют классификацию подшипников по особенностям конструкции. Они бывают:
Шариковый однорядный радиальный подшипник
Считаются самыми простыми и самыми распространенными устройствами. Размер воспринимаемой аксиальной нагрузки равен 50% от величины статической нагрузки, указанной в паспорте механизма. Модели бывают открытыми, закрытыми, односторонне закрытыми. На внешнем кольце часто имеется проточка под стопор.
Сепараторы однорядных шарикоподшипников штампованные, выполнены из стали, центрированы по телам качения. Также можно встретить модели с крупными сепараторами из латуни и полиамида. Их центрируют по бортам наружных колец. Модели могут иметь стандартный внутренний зазор, уменьшенный или увеличенный. Шарикоподшипники разобрать нельзя.
Шариковый двухрядный радиальный подшипник качения
В основном этот тип радиального подшипника воспринимает нагрузку, идущую перпендикулярно валу. Этому способствует два ряда сферических тел качения. Механизмы отличаются габаритами и большой массой, имеют нулевой класс точности. Они воспринимают небольшие аксиальные усилия. Преимущества двухрядных шарикоподшипников:
Механизмы этого вида предназначены для работы в устройствах, подвергающихся большим нагрузкам. Их можно устанавливать в оборудование с высокой частотой вращения. Сепараторы двухрядных моделей изготавливают из латуни, полиамида, штампованной стали. Их производят с открытыми и закрытыми уплотнениями.
Роликовый радиальный подшипник качения
Главный плюс роликов в сравнении с шарикоподшипниками заключается в увеличении порога воспринимаемых нагрузок. При этом все остальные характеристики практически не изменяются. Осевые нагрузки роликоподшипники не воспринимают. При значительной несоосности валов их устанавливать тоже не рекомендуется. С малыми аксиальными нагрузками роликоподшипники с бортами справятся. Характеристики радиальных подшипников роликового типа в зависимости от серии:
Радиальные двухрядные роликоподшипники
Этот тип радиального подшипника способен воспринимать нагрузки, направляемые вдоль и параллельно валу. Максимальная осевая нагрузка равна 25% от неиспользуемой перпендикулярной валу. Механизм можно использовать при значительных перекосах валов. От других моделей двухрядные роликоподшипники отличаются возможностью использования их при несоосности внутреннего и наружного колец до 2°.
Самые популярные серии этих изделий — 3500, 3600. В них ролики размещены по очереди с каждой стороны, а сепаратор изготовлен из латуни. Пользуются спросом модели 53500 и 53600. У них сепараторы стальные, а тела качения расположены друг против друга. Эти серии также могут выпускаться и с латунными сепараторами, но при этом к названию механизма будет приписана буква Л. Особенности производства двухрядных роликоподшипников:
Радиально-упорные подшипники
Этот конструктивный узел предназначен для того, чтобы принимать на себя нагрузку по оси и перпендикулярно валу. Величина максимального аксиального усилия определяется углом соприкосновения тел качения с дорожками. Самыми распространенными считаются упорные роликоподшипники и шарикоподшипники одно- и двухрядного типов. Реже для оборудования применяют четырехрядные механизмы. Конструктивные особенности узла:
Упорные шарикоподшипники
Используются для восприятия односторонних осевых и перпендикулярных усилий. Их осевая грузоподъемность возрастает с увеличением контактного угла. Он образуется между линиями, соединяющими точки взаимодействия шарика с дорожками качения. По ним комбинированные усилия передаются с одной дорожки на другую. При изготовлении сепараторов для упорных шарикоподшипников часто используют стеклонаполненный полиамид. На внутреннем или наружном кольце обязательно присутствует скос со стороны шариков.
Упорные роликоподшипники
В качестве тел качения в этих механизмах применяются конические ролики, за счет размещениях которых под определенным углом изделие сможет воспринимать серьезные комбинированные усилия. Единственный минус конических роликов — мало количество допустимых оборотов. Степень восприятия аксиальной нагрузки зависит от угла конусности. Чем он больше, тем больше изделие воспринимает осевые усилия.
Очень важно при установке соблюдать соосность. Перекосов для нормальной работы роликоподшипников быть не должно. В промышленности часто используют следующие типы изделий:
При выборе изделия обращайте внимание на диаметр, количество часов эксплуатации в определенных условиях, число оборотов и воспринимаемых усилий. В сложных условиях лучше использовать продукцию брендов FAG, INA, они зарекомендовали себя как производители надежных подшипниковых изделий.
Два типа радиально-упорных подшипников, с шариковыми и роликовыми телами качения
Рассмотрим оба типа радиально-упорных подшипников, с шариковыми и роликовыми телами качения.
Роликоподшипники радиально-упорного типа
Изделия рассчитаны на восприятие комбинированных внешних нагрузок (однонаправленной осевой и аксиальной). С учётом этой особенности конструкции монтаж данных изделий на валах осуществляется парно, с соблюдением зеркальной симметрии при установке. Эксплуатация подшипников подобного типа без воздействия монтажных или внешних осевых сил, только под аксиальной нагрузкой, запрещена.
Радиально-упорные роликоподшипники предлагаются в разъёмных вариантах исполнения. у российских изделий съёмным, чаще всего, является внешняя обойма, у импортных, внутренняя.
Такое конструктивное исполнение упрощает их установку и демонтаж. Однако требует возможности выполнения регулировки величины выставленных зазоров.
Последняя проводится для придания им величины, достаточной для выполнения двуединой задачи:
Наиболее востребованными являются изделия исполнения 7000. Изредка применяются подшипники исполнения 67000 (в случаях необходимости уменьшения длины, упрощения технологии обработки посадочных отверстий корпусов (вместо ступенчатой расточки выполняется сквозная), увеличивается точность базирования изделия.
От шарикоподшипников радиально-упорного типа роликовые аналоги отличаются повышенной жёсткостью и грузоподъёмностью, и худшими показателями точности и частоты вращения. Они значительно дешевле шариковых.
Рассмотренные изделия чаще всего, применяются в опорных узлах редукторов червячного и конического типа. Оптимальным является их установка в достаточно тихоходных и высоко нагруженных редукторах (величина окружной скорости, замеренной на цапфе вала менее 10 м/сек).
Шарикоподшипники радиально-упорного типа
Воспринимают те же комбинированные нагрузки. Предлагаются производителями с различными значениями углов контакта. допускают разборку.
При увеличении угла снижаются допустимые аксиальные нагрузки, возрастают осевые и жёсткость изделия.
Чем больше величина угла, тем ниже быстроходность, что обусловлено повышенным скольжением. Последнее обусловлено гироскопическим эффектом.
В исполнении 6000 обоймы подшипника могут монтироваться раздельно. Это достигается, благодаря наличию срезанного борта на внешней обойме, что и обеспечивает возможность разъёма.
Монтаж на валу выполняется также, как у роликоподшипников. Плюс выбора данного изделия, более высокая частота и точность вращения. Минус, меньшая жёсткость и грузоподъёмность, более высокая цена и габариты.
Востребованы для установки в быстроходных редукторах, если предъявляются высокие требования к точности их вращения.
Однако требования по регулировке на стадии монтажа распространяются не на все типы данных изделий. Однорядные радиально-упорные шариковые подшипники исполнения 176000 (разъёмная внешняя обойма) или 116000 (внутренняя), имеющие 3 или 4 точечный контакт рассчитаны на эксплуатацию при аксиальных и разнонаправленных осевых нагрузках (при ограниченных осевых посадочных габаритах). При 4 точечном контакте и увеличенном количестве тел качения их аксиальная грузоподъёмность выше. Чем у однорядных. Заводское исполнение предусматривает наличие «нулевого» зазора.
При монтаже отзеркаленной пары всегда выполняется осевая затяжка. Причём затяжка внутренних колец (при монтаже по схеме «Х») придаёт узлу большую жёсткость, чем аналогичная операция на внешних кольцах (схема монтажа «О»).
Если корпус, в процессе эксплуатации, греется больше вала (вариант, изготовлен из материалов, имеющих повышенный коэффициент линейного расширения), в схеме «О» осевой натяг уменьшается, а в «Х», увеличивается.
В противном случае (вал греется сильнее), наоборот.
Подшипники качения
В зависимости от характера взаимодействия подвижных и неподвижных элементов подшипника различают подшипники скольжения и качения.
Рассмотрим подробнее устройство, разновидности, особенности подшипников качения.
Классификация подшипников качения
В зависимости от формы тел качения различают подшипники:
По числу рядов различают подшипники:
По возможности самоустановки:
По направлению воспринимаемой нагрузки:
Устройство подшипников качения
Передача усилий от вала на опоры осуществляется через тела качения.
Осевые и радиальные нагрузки
В зависимости от типа, подшипники способны воспринимать радиальные и осевые нагрузки.
Радиальной называют нагрузку, направленную в радиальном направлении, то есть от центра к наружному диаметру.
Осевой называют нагрузку, действующую в направлении оси вала.
Основные типы подшипников
Типы и конструктивные исполнения подшипников стандартизованы в ГОСТ 3395-89.
Шарикоподшипники
Однорядные радиальные шариковые подшипники
Подшипники этого типа предназначены для восприятия нагрузки в радиальном направлении.
За счет размещения шариков в желобе шариковые подшипники способны воспринимать кратковременную осевую нагрузку.
Благодаря точечному контакту между обоймой е телами качения подшипник обладает наименьшим трением и подходит для высоких частот вращения.
Двухрядные радиальные шариковые подшипники
Обладают повышенной грузоподъемностью по сравнению с однорядными подшипниками, но требуют более точной установки.
Двухрядные шариковые сферические подшипники
Самоустанавливающиеся подшипники, применяют в конструкциях где возможны смещения осей подшипников друг относительно друга или в случае отсутсвия возможности обеспечения соосности подшипников.
Обладают меньшей грузоподъемностью по сравнению с несамоустанавливающимися шариковыми подшипниками.
Шариковые радиально-упорные подшипники
Радиально-упорные подшипники предназначены для восприятия как осевых, так и радиальных усилий.
Одиночную установку шарикового радиально-упорного подшипника применяют редко, только в том случае если осевая нагрузка всегда действует только в одном направлении. Обычно шариковые радиально-упорные подшипники устанавливают парно, с затяжкой внутренних или внешних обойм.
Однорядные шариковые упорные подшипники
Предназначены для восприятия осевой нагрузки, действующей в одном направлении. Радиальную нагрузку воспринимать не могут.
Двухрядные шариковые упорные подшипники
Способны воспринимать осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях. Частота вращения ограничена величиной центробежных сил, под действием которых шарики могут смещаться за пределы беговых канавок.
Упорно-радиальные шариковые подшипники
Способны воспринимать, как осевые, так и радиальные нагрузки.
Роликоподшипники
Телом качения в подшипниках этого типа являются ролики, поверхности ролика и обоймы контактируют по линии (если считать их абсолютно твердыми). Роликовые подшипники обладают большей грузоподъемностью, чем шариковые.
Радиальные роликовые подшипники
Подшипники с длинными роликами отличаются меньшими габаритами в радиальном направлении и большей несущей способностью.
Подшипники с витыми роликами обладают меньшей несущей способностью, но повышенной упругостью.
Игольчатые подшипники
Особый вид роликовых подшипников с длинными роликами малого диаметра. Игольчатые подшипники предназначения для восприятия очень высоких радиальных нагрузок при небольших частотах вращения.
Двурядные подшипники с бочкообразными роликами
Самоустанавливающиеся роликовые подшипники. Отличаются от шариковых сферических повышенной грузоподъемностью как в радиальном так и в осевом направлении.
Конические радиально упорные подшипники
Конические подшипники используют при высоких радиальных и осевых нагрузках. Угол конуса наружной беговой дорожки составляет 20-30 градусов. Осевое усилие вызывает высокие нагрузки на ролики.
Частота вращения конических подшипников ограничена, они требуют точно установки, для чего могут использоваться регулировочные шайбы, прокладки.
Увеличение угла конуса наружной беговой дорожки позволяет увеличить допускаемую осевую нагрузку.
Упорные подшипники с цилиндрическими роликами
Состоят из колец, роликов и центрирующего сепаратора. Упорные цилиндрические подшипники применяют при низких частотах вращения и высоких нагрузках.
Упорные с коническими роликами
Телом качения являются ролики, вершины которых сходятся на оси подшипника.
Сфероконические упорные
Обозначение подшипников качения
Рассмотрим обозначения стандартизированных подшипников.
Обозначение подшипников по ГОСТ
Обозначение состоит из набора цифр, каждая из которых указывает на ту или иную техническую характеристику.
Для обозначений подшипников с внутренним диаметром до 10 мм используется следующая схема:
Подшипники с внутренним диаметром более 10 мм обозначают следующим образом:
Расшифровку обозначения удобно проводить справа налево.
Первые две цифры справа обозначают внутренний диаметр подшипник. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5. Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру.
Для подшипников с внутренним диаметром от 10 до 20 указываются следующие цифры.
Диаметр отверстия подшипника, мм | Обозначение |
---|---|
10 | 00 |
12 | 01 |
15 | 02 |
17 | 03 |
Третья цифра для подшипников с диаметром больше 10 указывает на серию диаметров. При внутреннем диаметре меньше 10 третей цифрой указывается 0.
Четвертая цифра обозначает тип подшипника.
Пятая и шестая цифра указывает на конструктивные особенности подшипника.
Конструктивные исполнения подшипников указаны в ГОСТ 3395 Подшипники качения. Типы и конструктивные исполнения Седьмая цифра справа обозначают серию по ширине:
Нули в левой части обозначения могут опускаться (не указываться).
Примеры обозначения подшипников по ГОСТ
Рассмотрим пример обозначения радиального шарикоподшипника с внутренним диаметром 30 мм, сверхлегкой серии диаметров 9, нормальной серии ширин 1.
Расшифруем обозначение подшипника 2007108, расшифровку будем проводить справа налево.
Получается, что обозначение 2007108 имеет роликовый конический подшипник серии диаметров 1, серии ширин 2.
Подшипник 107, для расшифровки удобнее записать 0 00 0 107.
Обозначение подшипников по ISO/DIN
Обозначение импортных подшипников основано на тех же принципах, что и обознчаение по ГОСТ.
Если расшифровывать обозначение справа налево, первая цифра (или первые две цифры) указывает на внутренний диаметр. Для подшипников с внутренним диаметром от 20 до 495 мм указывается цифра диаметра, разделенная на 5.
Для подшипников с диаметром меньше 10 указывается одна цифра, соответствующая внутреннему диаметру. Соответствие цифр диаметрам подшипников от 10 до 20 указано в таблице.
После обозначения может указываться суффикс, свидетельствующий о наличии конструктивных особенностей, например:
Перед базовым обозначением может находится префикс, указывающий на тип и профиль подшипника, например:
Классификация подшипников
Для удобства пользователей все существующие типы подшипников классифицируются по широкому перечню конструктивных и эксплуатационных характеристик, что позволяет оперативно подобрать необходимое изделие.
Критерии, используемые для классификации подшипников качения
Все подшипники качения, производимые на территории России и государств СНГ, согласно нормативу 3395-75 принято классифицировать, в первую очередь, по направлению вектора приложения внешних нагрузок.
По данному параметру их подразделяют на четыре базовых класса:
• Радиальные (аксиальные);
• Радиально упорные версии;
• Модели упорно-радиальные;
• Подшипники упорные.
Аксиальные подшипники, обозначенные на буквами от «а» до «е» рассчитаны, в первую очередь, на восприятие нагрузок с векторами, перпендикулярными к оси вращения вала (радиальных).
Модели радиально-упорные, обозначенные, соответственно, буквами «ж» и «з», также, как и упорно-радиальные, конструктивно предназначены для восприятия двунаправленных нагрузок осевых и аксиальных. Первые воспринимают преимущественно радиальные нагрузки, вторые, в большей степени, осевые.
Упорные изделия, отмеченные на рисунке литерами «и» и «к», предназначены для восприятия исключительно нагрузок с осевым вектором приложения.
1. По такому критерию, как соотношение диаметров изделия (D/d) подшипники принято подразделять на семь серий (смотри рисунок 2).
Постоянной величиной является внутренний диаметр (d), переменной, наружный диаметр (D). Серии подразделяются на 5 основных и две дополнительных. В первую входят:
• сверхлёгкая серия;
• средняя;
• особо лёгкая;
• тяжёлая;
• лёгкая.
Во вторую, широкая лёгкая и широкая средняя. Наибольшим спросом пользуются средние и лёгкие узкие серии.
2. По такому параметру, как ширина (для упорных подшипников, высота) выделяется пять серий.
При этом d является величиной постоянной, а ширина (В) и/или высота (Т), переменными. Имеются следующие серии:
• особо широкие;
• нормальные;
• особо узкие;
• широкие;
• узкие.
Отношение к той или иной серии влияет на изменение В/Т и D.
3. При выборе оценивается и такая характеристика, как точность подшипника. При этом определяются точность его вращения и точность, с которой выдержаны основные размеры изделия.
На первое значение прямое влияние оказывают боковое и радиальное биение дорожек качения. А точность геометрических размеров определяется величиной отклонений от заданных значений В, d и D.
Величина отклонения учитывается при выборе характера посадки.
Согласно российскому нормативу 520-89 все подшипники качения подразделяются на ряд классов (в порядке снижения точности):
• 2 – аксиальное биение внутренней обоймы не превышает 2,5 мкм – данная точность считается сверхвысокой;
• 4 – аналогичное биение ≤ 3,0 мкм – точность особо высокая;
• 5 – биение ≤ 5,0 мкм – точность высокая;
• 6 – биение ≤ 10,0 мкм – точность повышенная;
• 0 – биение ≤ 20,0 мкм – точность нормальная.
Существует ещё два класса, очень редко используемые:
• 6Х – этот класс имеют только отдельные роликоподшипники конического типа;
• 7, 8 – именуются грубыми (класс ниже нулевого).
Заказчику, выбирающему класс точности, следует понимать, чем выше данный показатель, тем дороже изделие.
В качестве примера приводим таблицу соотношений стоимости подшипников различных классов с величиной d = (50-80) мм и величину аксиального биения их внутренних обойм.
Класс точности подшипника 0 6 5 4 2
Величина биения (мкм) 20 10 5 4 2,5
Стоимость (относительная) 1 1,3 2 4 10
Существенный рост стоимости изделия при повышении точности последнего является главной причиной того, что в большей части редукторов, относящихся к группе общего назначения, используется продукция класса «0».
Более высокие классы востребованы для валов, которые, в процессе эксплуатации, должны вращаться с особой точностью. Например, в осях и валах различных приборов, в шпинделях станков для металлообработки. Либо, если предъявляются жёсткие требования по допустимому уровню шума.
4. Ещё одним критерием для классификации подшипников является форма тел качения.
Существующие изделия имеют:
• шарики (позиции «а» и «б», «и» и «ж» на рис.1);
• ролики цилиндрической формы (позиция «в»);
• конические ролики (позиции «к» и «з»);
• ролики игольчатого типа (поз. «д»);
• витые (поз. «е»);
• бочкообразные (сферического типа) – поз. «г».
Игольчатые ролики представляют тонкие и длинные цилиндры, диаметр которых (1,6-5,0) мм в пять-десять раз меньше их длины. Подшипники подобного типа сепараторов не имеют.
5. Изделия могут подразделяться по числу рядов имеющихся тел качения
В подшипнике могут производиться:
• однорядными (поз. «в», «а», с «д» по «к»). подобная продукция пользуется максимальным спросом;
• двухрядные (поз. «г» и «б»);
• четырёхрядные версии;
• многорядные.
6. По эксплуатационным и конструктивным особенностям выделяют:
• Самоцентрирующиеся подшипники (иное наименование, самоустанавливающиеся).
На рис.1 это шарикоподшипники, тип 1000, и роликоподшипники, тип 3000 (соответственно поз. «б» и «г»). эти изделия способны сохранять работоспособность узла при возникновении перекосов до 3°.
• Несамоустанавливающиеся (все модели подшипников качения, за исключением сферических). На рисунке 1., они обозначены литерами «а», «в», от «д» до «к».
7. По технологии изготовления установленных сепараторов выделяют подшипники, в которых они изготовлены литьём или штамповкой.
8. По особенностям конструкции выделяют изделия, комплектуемые защитными шайбами и контактными уплотнениями, имеющие фланец на внешней обойме, иные конструктивные изменения.
9. По комплексу дополнительных требований к подшипнику (по шумности, степени вибрации, иные) выделяют существующие подшипники качения делятся на три категории (от min до max): «С», «В», «А».
Кроме этого учитываются при выборе ряды, установленные моментов трения и радиальных зазоров.
Маркировка подшипников качения (обозначение)
Определение «тип подшипника» включает информацию, характеризующую конструктивную разновидность последнего согласно существующим признакам классификации.
На каждом изделии проставлено клеймо, содержащее информацию о его типе, классе точности, геометрических размерах и предприятии-производителе.
У неразъёмных моделей клеймо проставляется на одной из обойм, у разборных, на каждой.
Пример. Аксиальный роликоподшипник с короткими телами качения цилиндрической формы (обозначен литерой «в» на первом рисунке), состоящий из внутренней обоймы с бортами, в комплекте с телами качения и сепаратором (направляющей), и внешней съёмной имеет маркировку на каждом из колец.
Для конкретного диаметра шейки вала на рынке предлагается две и более серий подшипников, имеющих различные размеры тел качения и обойм, что сказывается на величине допустимых воспринимаемых нагрузок.
Подшипники одинакового типа в рамках конкретной серии являются взаимозаменяемыми, независимо от производителя. Международными нормативами на них рекомендовано указывать:
• номер конкретного изделия;
• его вес;
• геометрические размеры;
• предельную допустимую частоту вращения;
• коэффициент их работоспособности;
• величину разрешённой статической нагрузки.
Любая подшипниковая продукция получает условное обозначение, состоящее из буквенно-цифрового кода. Для российских подшипников условия его формирования задаются нормативом 3189-89 (в редакции от 12.09.18). Выделяют основное обозначение подшипника и дополнительное.
Первое содержит информацию о величине внутреннего диаметра изделия, его типе, серии и разновидностях конструкции. Знаки, из которых оно составлено, читаются справа налево, и содержат следующую информацию.
1. Две правых цифры указывают номинальный d подшипника (его внутренний диаметр или диаметр вала).
Чтобы получить указанное значение в миллиметрах (истинный d), эти цифры умножаются на шаг размерного ряда (на 5).
Пример. Номинальный диаметр 07. Истинный, 07*5=35 (мм). Данное прочтение справедливо только для подшипников от 04 до 99. Изделия, имеющие меньшие диаметры, имеют собственную уникальную маркировку:
• При d=12 мм — 01;
• 15 мм — 02;
• 17 мм — 03.
2. Цифра, проставленная третьей справа, указывает на серию подшипника, определяя величину D (внешнего диаметра изделия).
Обозначение цифр:
• тяжёлая серия — 4;
• средняя — 6 либо 3;
• лёгкая — 5 либо 2;
• особо лёгкая — 7 либо 1;
• сверхлёгкая — 9 либо 8.
Ширина подшипника «В» подразделяется на следующие:
• особо широкая — от 3 до 6 включительно;
• широкая — 2;
• нормальная — 1;
• узкая — 7 либо 0;
• особо узкая — 8.
Наиболее распространёнными являются версии средних и лёгких серий.
Для примера можно сопоставить параметры изделий ряда серий и типов (смотри рис. 3) при условии единого d = 80 мм
3. Цифра, занимающая четвёртую позицию, указывает на тип конкретного подшипника.
«0» — проставляется для обозначения однорядного шарикоподшипника радиального типа (при условии, что левее его имеются иные цифры). Если четвёртая цифра является крайней слева, то ноль не проставляется, а подразумевается по умолчанию.
• 9 — обозначает упорный роликоподшипник;
• 8 — упорный шарикоподшипник;
• 7 — радиально-упорный роликоподшипник конического типа;
• 6 — радиально-упорный шарикоподшипник;
• 5 — аксиальный подшипник, укомплектованный витыми роликами;
• 4 — роликоподшипник с длинными цилиндрическими либо игольчатыми роликами;
• 3 — аксиальный двухрядный роликоподшипник сферического типа;
• 2 — радиальный роликоподшипник с короткими телами качения цилиндрического типа;
• 1 — аксиальный двухрядный шарикоподшипник сферического типа.
4. Цифры, проставленные на пятом и шестом месте, указывают на конструктивные особенности изделия, описывая его «исполнение» согласно положениям норматива 3395-89 (ГОСТ).
Эти особенности не оказывают существенного влияния на основные эксплуатационные характеристики подшипника.
В качестве особенностей может указываться, что изделие:
• выполнено в неразборном исполнении;
• комплектуется закрепительной втулкой;
• величина α (реализованного угла контакта);
• имеет стопорную канавку на внешней обойме;
• установлены двухсторонние уплотнения и заложены смазочные материалы;
• внешняя обойма шарикоподшипника имеет канавку, предназначенную для установки пружинного стопорного кольца;
• укомплектовано встроенными уплотнениями;
• иные особенности.
Примеры.
36312 – однорядный шарикоподшипник радиально-упорного типа, относящийся к средней серии и выполненный в неразборном исполнении;
50312 – однорядный шарикоподшипник аксиального типа, относящийся к средней серии, имеющий стопорную канавку на внешней обойме.
150312 – так будет обозначен этот же подшипник при наличии защитной шайбы.
Детальный разбор. Изделие 60 205, где:
• «0» на четвёртой справа позиции указывает на то, что это шарикоподшипник однорядный аксиальный;
• имеющий одну защитную шайбу (цифра 6 на пятой позиции);
• d=05*5=25 (мм).
5. На седьмом месте проставляется цифра, информирующая о ширине данной серии подшипников.
Кроме цифр, формирующих основное обозначение изделия, с левой и правой стороны от него могут проставляться буквы и цифры, информирующие о специальных особенностях производства конкретной модели подшипника.
Расшифровка условных обозначений, являющихся дополнительными
1. Класс точности
Перед первой цифрой слева, разделённые тире, могут быть проставлены цифры 2, 5, 4, 6 (пример, 5-60205), указывающие на класс точности подшипника. Их расшифровка:
• «0» — нормальный (используется по умолчанию);
• «2» — сверхвысокий класс (наиболее дорогие изделия);
• «4» — особо высокий;
• «5» — высокий;
• «6» — повышенный.
Изделия, производимые с точностью «6» и «0», имеют минимальную стоимость, поэтому наиболее востребованы в общем машиностроении.
Если устройство рассчитано на эксплуатацию со значительными частотами вращения вала или требует высокой точности (например, высокооборотные электрические двигатели или шпиндельные узлы станков, работающих на высоких скоростях), используются изделия, относящиеся к классам 4 или 5.
Второй класс точности востребован при изготовлении гироскопических приборов.
Упомянутые выше классы являются наиболее востребованными. Кроме них существуют иные, более низкие (вариант, высокие).
Пример. Подшипник 7208 имеет нулевой класс точности.
2. Диаметральный зазор
Этот показатель проставляется перед обозначением класса точности изделия. Он обозначает номер ряда.
Дополнительные обозначения, указываемые справа от основного, несут следующую информацию:
• конструкции придана повышенная грузоподъёмность;
• изменён химический состав металла, из которого выполнен сепаратор и/или обоймы;
• конкретная температура при проведении отпуска металла;
• рекомендованные марки смазки для изделий закрытого типа;
• иные требования технического характера, упомянутые в нормативе 590-89 (ГОСТ).
Эта часть маркировки проставляется слитно с основной.
Пример. Подшипник закрытого исполнения в который заложена на заводе смазка, отличная по марке от ЦИАТИМ-201, может иметь справа такие дополнительные обозначения:
• С-17 — тип смазки, «Литол-24»;
• С5 – заложен ЦИАТИМ-202;
• С2 – применён ЦИАТИМ-221.
Детальная расшифровка буквенно-цифровой маркировки различных типов подшипников приводится в соответствующих источниках. Например, в каталоге, выпущенном НИИАВТОПРОМ.
Вариант расшифровки изделия 3-5-180109-С17. Этот подшипник:
• имеет внутренний диаметр 45 мм (09*5);
• серия внешних диаметров, первая (третья справа цифра);
• однорядный шарикоподшипник аксиального типа (четвёртый справа «0»);
• 18 – информирует о конструктивной разновидности изделия;
• 5 – класс точности;
• 3 – номер ряда аксиального (диаметрального) зазора;
• С-17 – в подшипник запрессован Литол-24.
3. При наличии дополнительных требований к подшипнику по таким показателям, как допустимые отклонения расположения и формы поверхностей качения, уровень вибрации, момент трения, иные установлены 3-и базовые категории:
С – дополнительные требования отсутствуют;
В – требования регламентируются действующими нормами;
А – требования задаются повышенными нормами.
4. Дополнительно, справа от базового обозначения, могут проставляться следующие литеры:
«Ш» — указывают на то, что к изделию предъявляются особые требования по его шумности;
«Е» — информирует об установке сепаратора из пластика;
«Г» — указывает на наличие сепаратора, изготовленного из чёрных металлов;
«Р» — проставляется на моделях, детали которых изготовлены с использованием теплостойких марок стали;
«Ю» — применяется для обозначения подшипников. Полностью или частично произведённых из коррозионностойких марок стали.
Расшифровка примеров обозначений
Для примера рассмотрим варианты расшифровки обозначений подшипников нескольких типов.
305
Однорядный шарикоподшипник радиального типа, относящийся к средней серии, с диаметром имеющегося посадочного отверстия, равным 25 мм.
• изделие относится к средней серии;
• не имеет дополнительных конструктивных особенностей;
• класс точности «0»;
• имеет аксиальный зазор, выполненный по основному ряду;
• произведёт из подшипниковой стали обычных марок;
• к конструкции не предъявляются специальные требования.
311
Однорядный шарикоподшипник радиального типа, относящийся:
• по D, к средней серии «3»;
• по «В», к нулевой серии;
• d (внутренний диаметр посадочного отверстия) 55 мм;
• класс точности, нулевой;
• конструктивное исполнение, основное.
67210
Однорядный роликоподшипник радиально-упорного типа. Характеристики изделия:
• d=50 мм;
• серия – лёгкая;
• класс точности – «0»;
• аксиальный зазор – по основному ряду;
• внешняя обойма имеет один упорный бортик;
• производится из подшипниковой стали;
• специальные требования отсутствуют.
6-206
Однорядный аксиальный шарикоподшипник со следующими характеристиками:
• d=30 мм;
• серия – лёгкая;
• класс точности – шестой.
2311
Радиальный роликоподшипник с короткими телами качения цилиндрической формы. Параметры:
• d=55 мм;
• серия – узкая средняя;
• класс точности – нулевой.
6-36209
Однорядный шарикоподшипник радиально-упорного типа. Характеристики:
• d=45 мм;
• серия диаметров – лёгкая (2);
• серия ширин – нулевая;
• класс точности – шестой;
• угол контакта α=12°.
4-12210
Аксиальный роликоподшипник с короткими телами качения цилиндрической формы. Параметры:
• d=50 мм;
• серия диаметров – лёгкая (2);
• серия ширин – нулевая;
• внешняя обойма с одним направляющим бортиком;
• класс точности — четвёртый.
4-3003124Р
Двухрядный аксиальный роликоподшипник сферического типа, обладающий следующими характеристиками:
• d=120 мм;
• серия диаметров – особо лёгкая;
• серия ширин – третья;
• конструктивное исполнение – основное;
• класс точности – четвёртый;
• элементы подшипника произведены из сталей теплостойких марок.
3-0-180209С17
Однорядный шарикоподшипник аксиального типа, выполненный в закрытом исполнении. Параметры:
• d=45 мм;
• серия диаметров – лёгкая;
• класс точности – нулевой;
• диаметральный зазор выполнен по дополнительному третьему ряду;
• укомплектован встроенным уплотнением с двух сторон;
• с заложенной смазкой марки Литол-24;
• выполнен из подшипниковой стали обычных марок;
• специальные требования отсутствуют.
6-7310А
Конический (7) роликоподшипник радиально-упорного типа, характеризуемых следующими показателями:
• d=50 мм;
• обладает повышенной грузоподъёмностью (А);
• относится к серии диаметров- средняя узкая (3);
• класс точности – шестой.
А75-180208С17Ш2
Однорядный шарикоподшипник (0) аксиального типа, в закрытом исполнении:
• d=40 мм (08);
• укомплектованный двухсторонними уплотнениями (18);
• с запрессованной смазкой типа Литол-24 (С17);
• соответствующий специальным требованиям по шумности (Ш2);
• серия диаметров (2) – лёгкая узкая;
• класс точности – пятый;
• категория подшипника – А;
• имеет радиальный зазор, выполненный по седьмому ряду.
Основные характеристики подшипников качения
1. Самыми распространёнными типами подшипников являются однорядные шарикоподшипники аксиального типа (поз. «а» на рис.1).
Тип «0000» принят за базовый, с которым сравниваются изделия иных типов.
Отличительные особенности подобных изделий:
• наиболее недорогие и быстроходные изделия. Однако, они имеют меньшую (по сравнению с роликоподшипниками аналогичной геометрии) грузоподъёмность;
• допускают значительные скорости вращения (особенно модели с пластиковыми сепараторами, либо выполненными из сплавов цветных металлов);
• способны работать при наличии незначительных (от 15 до 30 угловых минут) перекосах валов;
• обеспечивают восприятие малых нагрузок с осевыми направлениями приложения вектора.
При этом разрешённая максимальная нагрузка для аксиальных подшипников, не имеющих способности к самоцентрированию, действующая в осевом направлении, может составлять не более 70% от величины неиспользованной аксиальной грузоподъёмности последних.
Сопоставление с подшипниками любого иного типа показывает, что рассматриваемые изделия отличаются минимальной величиной потерь на преодоление трения.
Они способны обеспечить двухстороннюю фиксацию вала относительно корпуса в осевом направлении.
Практически все подобные подшипники, выполненные в закрытом исполнении, являются необслуживаемыми, и не требуют вторичного смазывания.
2. Радиальные роликоподшипники с короткими телами качения цилиндрического типа (поз. «в» рис.1).
К подобным подшипникам относятся изделия типов 52000, 32000, 2000, обоймы которых не имеют упорных бортиков.
Они превосходят шарикоподшипники равных размеров по допустимой грузоподъёмности (почти в 1,5 раза), а по долговечности, примерно в 3,5. Способны воспринимать механические нагрузки ударного типа.
Недостатком является нулевая способность к восприятию нагрузок с осевыми векторами приложения и высокие требования к соосности. Даже незначительные перекосы приводят к возникновению кромочных напряжений на роликах, что существенно снижает сроки эксплуатации изделия.
Основными конструктивными отличиями изделий данной группы является наличие направляющих бортов и их положение на обоймах.
Модели, бортов не имеющие, обеспечивают возможность продольного двухстороннего перемещения вала по отношению к корпусу (в процессе работы), что объясняет их применение в качестве плавающих опор.
3. Аксиальные роликоподшипники с роликами витого типа.
Изделия в данном конструктивном исполнении (поз. «е» на первом рисунке) применяются в оборудовании, подвергающемся в ходе работы воздействиям аксиальных ударных нагрузок. Сила последних демпфируется за счёт податливости тел качения подобной конфигурации.
Они не так требовательны к защите внутренних полостей от попадания грязи и влаги, к точности выполнения сборочных работ. имеют малые размеры в радиальном направлении.
4. Подшипники игольчатого типа
Характерными представителями можно назвать изделия типа 4000 (поз. «д» на рис.1). Имеют незначительные аксиальные размеры.
Подобные подшипники широко используются в тяжелонагруженных конструктивных узлах вращение валов в которых осуществляется на скоростях, не превышающих 5 м/сек.
Способны воспринимать существенные аксиальные нагрузки. В последние годы игольчатые подшипники активно вытесняют подшипники скольжения.
Перекосы валов при использовании изделий подобного типа недопустимы.
В целях минимизации геометрических параметров, отдельные модели данных подшипников производятся без обойм (только сепаратор и тела качения), либо с одной внешней обоймой.
Их использование допустимо только в тех случаях, когда внутренняя поверхность посадочного отверстия корпуса и внешняя поверхность вала (которые будут выступать в качестве дорожек качения) прошли предварительную специальную обработку.
5. Двухрядные подшипники качения, имеющие способность к самоустановке.
В эту группу входят шарикоподшипники (поз. «б») и роликоподшипники (поз. «г») на рис. 1.
Самоцентрирующиеся модели востребованы в случае необходимости компенсировать прогибы и перекосы валов, возникающие в процессе работы, которые могут достигать 3°.
Конструктивно самоустанавливающиеся модели способны воспринимать несущественные осевые нагрузки, величина которых не может превышать 20% от незадействованной аксиальной, а также фиксировать вал в осевом направлении.
Достоинством являются более высокие эксплуатационные характеристики по сравнению с однорядными. Главный недостаток, более высокие цены.
6. Роликоподшипники конического типа
На первом рисунке они представлены поз. «з». изделия предназначены для использования в узлах, подвергающихся в ходе работы одновременному воздействию аксиальных и осевых однонаправленных нагрузок.
Кроме этого они хорошо воспринимают механические нагрузки ударного характера.
Их аксиальная грузоподъёмность в среднем вдвое выше, чем у аналогичных по размерам однорядных аксиальных шарикоподшипников.
Даже если на изделие действует только «чистая» аксиальная нагрузка, в нём, в процессе работы, формируется осевая составляющая. Компенсировать последнюю требуется приложением противоположно направленной осевой нагрузки той же величины.
Именно этим объясняется парная установка подобных изделий в случаях, когда требуется двухсторонняя фиксация вала.
Конструктивное исполнение подшипников обеспечивает возможность регулировки (при необходимости) аксиального и осевого зазора.
Перекос вала при установке недопустим.
Конические роликоподшипники устанавливаются на валах, вращающихся со скоростями, не превышающими 15 м/сек.
7. Аналогично применяются шарикоподшипники радиально-упорных типов (поз. «ж» рис.1).
Но они используются в конструкциях со значительными частотами вращения вала. Их аксиальная грузоподъёмность почти на 40% превышает этот показатель для однорядных шарикоподшипников радиального типа.
Конструктивное исполнение, неразъёмные либо разъёмные (снимается наружная обойма).