Что значит пятая республика

Почему Францию называют пятой республикой?

Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республика

Франция до Республики

После того как в 10 веке во Франции был избран первый король из рода Капетингов, эта страна продолжала оставаться монархией до конца 18 века. В 1328 году на троне воцарилась династия Валуа, а в 1589 году ее сменила младшая ветвь Капетингов – Бурбоны.

На протяжении веков в стране формировались довольно сложные отношения между классами. Уже к середине 18 века стало понятно, что королевская власть дискредитировала себя во многих аспектах, дворянство разорилось или погрязло в праздной жизни, буржуазия требовала новых привилегий, а крестьяне влачили нищенское существование.

Усиливающаяся дифференциация между классами и постепенное отставание Франции от своих соседей привело к росту социальной напряженности и вылилось в Великую французскую революцию, началом которой принято считать взятие Бастилии 14 июля 1789 года.

Республики с Первой по Четвертую

Далее в истории Франции начался период Республик, каждая имеет порядковый номер, соответствующий редакции Конституции государства. Первая Республика была учреждена 21 сентября 1792 года в день свержения короля Людовика XVI. Просуществовала она до 1804 года, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.

Поскольку разные политические силы видели развитие Франции по-своему, наступил затяжной период смены власти, длившийся около полутора веков. С 1804 по 1815 годы Франция оставалась империей, после низложения Наполеона был возведен на трон наследник династии Бурбонов Людовик XVIII.

В июле 1830 года снова произошла революция, а король отрекся от престола. Вторая Республика просуществовала с 1848 по 1852 год, но конституция в этот период была несовершенной, поскольку не помогала решать разногласия между президентом и Национальным собранием. В 1852 году Франция вновь стала конституционной монархией во главе с Луи Наполеоном Бонапартом, этот период истории назван Второй Французской империей.

Луи Наполеон Бонапарт являлся родным племянником прославленного императора Франции.

Далее на ход событий повлияло усиление Германии, новый император был низложен, и период с 1870 года по 1914 год во Франции называется Третьей Республикой. В этот промежуток времени произошло событие, повлиявшее на ход всей истории – был подписан союз с Великобританией, сложилась Антанта.

Существенное влияние на историю Франции оказала военная и политическая обстановка на ее территориях вне Европы, в частности в Алжире.

Уже после Второй мировой войны в связи с изменением расстановки сил в мире и новым кризисом власти в стране была изменена Конституция Франции, и начался период Четвертой Французской Республики.

Пятая Республика

Событиями, послужившими причинами для пересмотра действующей системы, стали непрекращающиеся политические кризисы и обострившаяся ситуация в Алжире, когда военные вышли из повиновения правительству. После того как в 1958 году была принята новая Конституция Франции, страну стали негласно называть Пятой Республикой по номеру редакции главного правового документа государства.

Этот период истории тянется по сей день, и пока нет оснований полагать, что числительное «пятая», так любимое журналистами и обозревателями, скоро сменится на «шестая». Основные отличия Конституции новой редакции от предыдущей заключаются в расширенных полномочиях президента, ранее он не имел права распускать парламент. Однако срок его пребывания на главном посту страны сокращен с семи до пяти лет.

Источник

Почему Францию называют Пятой республикой и какие четыре были раньше?

Первая французская республика, официально «Французская республика» (фр. République française), период французской истории с 1792 по 1804 год. Республика была провозглашена 21 сентября 1792 года во время французской революции, в этот день формально был смещён Людовик XVI. Официально республика просуществовала вплоть до образования Первой французской империи в 1804 году действующим первым консулом Наполеоном Бонапартом, провозгласившим себя императором.

Втора́я респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование,и началась Вторая французская империя.

Третья французская республика (фр. Troisième République) — политический режим, существовавший во Франции с 4 сентября 1870 по 22 июня 1940 года. Началом 3 Республики считается сдача Наполеоном 3 в плен в ходе франко-прусской войны, а концом образование режима Виши и оккупации части территории немецкими войсками.

Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. В сентябре Учредительное собрание, избранное 2 июня 1946, приняло проект Конституции, который был одобрен на референдуме 13 октября 1946. Конституция характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики. В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Источник

Почему Францию называют Пятой республикой

Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республика

Республиканский строй во Франции был впервые установлен в 1792 году, после свержения династии Бурбонов в ходе Французской революции. Ликвидация монархии и демократические идеи революции полностью изменили общество страны. Прожив несколько столетий под властью монархии, свободолюбивые французы стремились жить в демократическом государстве.

Республики во Франции

Предпосылки и причины установления V Республики

Все изменения государственного устройства в стране происходило под влиянием радикальных изменений в обществе и политической системе. Аналогичные процессы наблюдались во Франции после Второй мировой войны. Шарлю де Голлю не удавалось справиться с национальными движениями в колониях страны и добиться от Учредительного собрания внесения в Конституцию положений, которые должны были отражать политические взгляды главы государства.

К основным причинам прекращения существования Четвертой республики и появления Пятой, относятся:

Реформирование страны

Шарль де Голль сразу же начал готовить проект новой Конституции. Это ему позволяли полномочия и власть над Национальным собранием. 28 сентября 1958 года был проведен референдум, результатами которого стало принятие Конституции и провозглашение Пятой республики во Франции.

Основные положения Главного закона страны предусматривали:

Окончательное установление Пятой республики произошло после избрания в декабре 1958 года генерала Шарля де Голля президентом страны.

Таким образом, в течение июня-декабря 1958 г. во Франции происходило формирование нового республиканского строя страны. Установление Пятой республики и поддержка населения действий президента были направлены на то, чтобы вывести страну из кризиса, возрождения позиций на международной арене, снятия напряжения в обществе.

Источник

Почему Франция пятая Республика

Когда возникла I-ая Республика

Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республикаДля начала потребуется перелистать несколько страниц французской истории назад, чтобы понять данную нумерологию Республик. В конце XVIII века сложилась такая ситуация, что королевская власть оказалась не способной расплатиться с государственными долгами, реформы лишь усугубляли ее «шаткое» положение, дворянская прослойка была недовольна посягательством на их привилегии, а народ уже не мог терпеть систему налогов и поборов, доводившей простое население до крайней черты бедности.

Финансовый тупик «заставил» короля Людовика XVI созвать Генеральные Штаты, которые вышли из-под королевского контроля и отказались выполнять указ о роспуске. К тому же они провозгласили себя Национальным собранием с целью выработать новый политический порядок. В стране назрел огромный революционный «нарыв», который лопнул 14 июля 1789 года штурмом ненавистной крепости Бастилии – символа королевского абсолютизма. И хотя эти действия не имели особого политического действия, кроме того, что из тюрьмы Бастилии выпустили на свободу всех узников (кстати сказать, они оказались социально опасными элементами общества). Но этот день вошел в историю Франции, как начало Великой Буржуазной революции.

В ходе Революции с абсолютной монархией в стране было покончено. Высшим законодательным и исполнительным органом страны был избран Национальный Конвент. Многие социальные реформы получили поддержку у новой власти. 21 сентября 1792 года была провозглашена Первая Французская Республика, которая просуществовала до 1804 года. Национальный Конвент в 1793 году принял Первую Конституцию, которая провозглашала, что «Французская республика едина и неделима». При этом вся территория Франции была разделена на департаменты, дикстрикты и коммуны, и были обозначены органы законодательной, исполнительной и административной власти.

Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республикаВ 1795 году Конвент принял Вторую Конституцию, по которой избирательные собрания проводилось только в департаментах, исполнительным органом была назначена Исполнительная Директория ФР, упразднились дикстрикты и дикстриктивы, как форма промежуточного управления. При этом появилась новая территориальная единица – кантоны.

В 1804 году к власти пришел Наполеон I, который объявил себя императором, а свое государство – Французской Империей. Ему покорилась большая часть Европы, но в 1814 году Наполеону пришлось отречься от трона. К власти ненадолго, но вернулись Бурбоны. Наполеону удалось вернуться на императорский трон в 1815 году (правда, на короткое время) и разработать проект новой Конституции. Однако политическая ситуация в стране развернулась таким образом, что Наполеону пришлось уехать из Франции. Он добровольно сел на английский корабль, так как рассчитывал получить политическое убежище у англичан. Но те отправили его на далекий остров Атлантического океана – фактически, в ссылку, откуда побег был невозможен.

II-ая, III-ая, IV-ая Республики

Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республикаВ период с 1830 по 1848 годы в стране произошло несколько революций. Последняя – в 1848 году – закончилась провозглашением Республиканской формы правления, отречения от престола короля Луи-Филиппа I и избранием на пост президента Республики племянника Наполеона I – принца Шарля Луи Наполеона Бонапарта. В 1852 году он провозгласил себя императором Наполеоном III. На этом существование Второй Французской Республики и прекратилось, длясь всего несколько лет – с 1848 по 1852 гг. Началась эра Второй Французской Империи, которая продлилась до 1870 года.

А в 1870-ом произошло вот что: в июле началась франко-прусский конфликт. Причем Наполеон III был уверен в победе Франции, как «сильной» Империи, и даже некоторым образом подвел свою страну к этой войне. Однако она как раз-таки обнажила всю непрочность государства, созданного Наполеоном III. В ходе нескольких сражений французы терпели поражение за поражением, а 2 сентября Наполеон III сдался в плен пруссакам при Седане. 4 сентября 1870 года «солнце» царствования Луи Наполеона Бонапарта закатилось, была провозглашена новая – Третья Республика.

Этот режим просуществовал до 1940 года. За семьдесят лет произошло много изменений и событий на политической арене страны:

В 1946 году во Франции был принят проект новой Конституции, одобренный на референдуме. Это означало новый этап в истории страны под названием Четвертая Республика, которая характеризовалась парламентским строем и слабой властью со стороны президента. Длительность этого политического режима во Франции составляла всего несколько лет, вплоть до 1958 года.

Приход к Пятой Республике

Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республикаВ тот год произошел так называемый алжирский кризис, когда верхушка французской армии вышла из-под беспрекословного подчинения государству. Однако Четвертая Республика за 12 лет существования поменяла более 20 составов Совета Министров, что означало слабую государственную власть, работающую в режиме нестабильности. Военное командование, опасаясь, что власть в Алжире перейдет к повстанцам, готовилось к военному перевороту в Париже. Единственным выходом из сложившейся ситуации было призвать к власти генерала Французского Сопротивления в годы Второй мировой войны – Шарля де Голля.

В октябре 1958 года референдумом страны была принята следующая Конституция, усиливающая полномочия президента, который теперь избирался всенародно сроком на 5 лет (с 1962 года по 2000 год – на 7 лет). В ноябре месяце президент Коти подписал Конституцию, что означало переход к Пятой Республике. Шарль де Голль был выбран ее первым президентом.

Сегодняшняя Франция – это Пятая Республика, которая живет по законам Конституции, принятой в 1958 году, лишь немного доработанной после. Конституционный совет, как государственный орган, стал на страже Прав и Свободы французского народа. Так, в 1971 году Декларация прав человека и гражданина 1789 года была подтверждена с юридической стороны. Конституционный совет также выполняет обязанности Избирательной комиссии, следит за правильностью принятия законов, которые должны всецело соответствовать Конституции страны, и является окончательной инстанцией в решении самых важных государственных вопросов, которые обжалованию не подлежат, но обязательны для административных, правовых и судебных органов.

Источник

Пятая республика

Пятая республика

Пятая Республика (фр. Cinquième République ) — вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня. Пятая Республика имеет наибольшую продолжительность среди всех конституционных режимов, существовавших во Франции начиная с Великой французской революции, за исключением Третьей республики.

Содержание

Рождение республики

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Кризис государственной власти весной 1958 года поставил Францию перед угрозой гражданской войны. Страна могла в одночасье распрощаться с демократией, превратившись в аналог латиноамериканских республик, где армия силой навязывает государству свои решения. В этот момент Франция «прошлого, настоящего и будущего» призывает к власти генерала де Голля, символа и главу французского Сопротивления, авторитетного «отца нации».

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

Все эти условия были приняты и выполнены.

Новая конституция

Основные идеи новой конституции

Изменения предполагают «сильную власть» во главе с «авторитетным арбитром», «которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо оттого, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Считалось, что государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Автор «Военных мемуаров», изданных после Второй мировой войны, так обрисовывает идеальный, по его мнению, проект Республиканского государства для Франции: «С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был глава, то есть руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта её судьбы.

Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служащей исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей разных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путём референдума, либо путём учреждения ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа».

В знаменитой речи в Байе, произнесённой им в 1946 году, (т. н. «Конституция Байе»), де Голль провозглашает своего рода хартию голлизма насчет государственных институтов: «Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти — и исполнительная, и законодательная, и судебная — были чётко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств…» Четвертая Республика, несмотря на призыв де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», была образцом режима ассамблеи, то есть всевластия парламента, что приносило Франции одни лишь беды. А раз так, как сказал сам де Голль, «несмотря на то Республика спасена, она все ещё должна быть восстановлена».

Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Несмотря на то, что, согласно закону о пересмотре Конституции, в помощь Правительству был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой Конституции, основная работа по составлению нового Основного Закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного Совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. Голлист «первого часа», непримиримый противник государственной системы Четвёртой Республики, Дебре, горячо одобрявший идеи, высказанные де Голлем в речи в Байе, и одновременно сторонник британских парламентских традиций, он настоял на введении поста Премьер-министра, возглавляющего Правительство, как автономного, в том числе и по отношению к Президенту Республики, государственного органа. Таким образом, была сохранена политическая ответственность Правительства перед Парламентом.

Впоследствии это позволило обеспечить «сосуществование» на самом высоком этаже государственной власти, когда парламентское большинство и Президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Следует отметить также, что во избежание повторения сценария рождения Четвёртой Республики, когда написание Конституции было отдано на откуп Учредительного Собрания, в результате чего представленные в нём партии превратили процесс её разработки в политическое игрище, Конституция Пятой Республики составлялась в тайне. Наконец, окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой Конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в «заморских территориях». В назначенный день, чтобы выполнить свой гражданский долг, избирательные участки посетили более 22 миллионов французских граждан из 26, обладающих избирательными правами. «Да» ответили свыше 17 миллионов французов и француженок, то есть 79,3 % голосовавших избирателей. Итак, Пятая Республика была установлена, и установлена горячим желанием подавляющего большинства французского народа.

Президент Республики

Защищая перед Государственным Советом проект новой Конституции, Мишель Дебре сравнивал новую роль Президента Республики с «замком свода» государственного здания, предназначенного цементировать его опоры. Из номинальной фигуры, «конституционного калеки» (Р. Пуанкаре), Президент Республики становится истинным главой Государства, хранителем Конституции, гарантом Республики, верховным арбитром, который «обеспечивает нормальное функционирование публичных властей». Отныне Франция будет отождествляться со своим Президентом, ибо он как гарант «независимости, территориальной целостности и международных договоров», воплощающий в своём лице преемственность в её государственной власти, будет нести ответственность за Францию, за её существование и будущее, защищать её высшие национальные интересы.

Чтобы Президент Республики смог в полной мере осуществлять свои функции третейского судьи, стоящего над триадой государственных властей, ему необходимы широкие полномочия, что и было закреплено в Конституции. Президент Республики может по своему усмотрению назначать Премьер-министра и, по предложению последнего, других членов Правительства. Президент «прекращает его полномочия по представлению им отставки правительства», отправить же премьер-министра в отставку президент не может. В Совете министров после обсуждения в единственной коллегии министров, выносящей решения именем Правительства, он подписывает декреты. Хотя Президент по-прежнему не имеет права законодательной инициативы, принадлежащего Премьер-министру и членам Парламента, он утверждает законы, принятые Парламентом, оставляя за собой право вето. Он может передать закон в Конституционный Совет, чтобы тот проверил его содержание на соответствие Конституции.

Все эти властные полномочия французского Президента венчает прерогатива, предоставленная ему статьей 16 Конституции. Когда Франция оказывается ввергнутой в тяжелейший национальный кризис, существует опасность военного вторжения или республиканские институты находятся под угрозой, а «нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено», Президент Республики после консультации с Премьер-министром, председателями палат Парламента, а также с Конституционным советом, облекает себя полнотой власти с тем, чтобы «обеспечить в кратчайшие сроки конституционным государственным властям средства для выполнения их задач». Речь не идёт о «президентской диктатуре», ибо Конституция обязывает Президента созвать Парламент и запрещает распускать Национальное Собрание, пока чрезвычайное положение не будет отменено.

Это полномочие Президента не может быть употреблено против Республики, ибо в противном случае ответной реакцией Парламента, преобразуемого в Верховный Суд, станет его отрешение от должности. Напротив, его цель — защитить Францию, когда испробованные пути выхода из национального кризиса окончатся провалом. Соратник де Голля с лондонской поры, юрист Рене Капитан называл статью 16 «конституционализацией Призыва 18 июня [1940 года]». Сам де Голль в «Мемуарах надежды» так высказывается по этому поводу:

«Каково оправдание статьи 16, — спрашивали вручающей главе государства власть во имя спасения Франции в случае, если ей грозит катастрофа?» Я напомнил, именно из-за отсутствия такой статьи в июне 1940 года президент Лебрен, вместо того, чтобы переехать с государственным аппаратом в Алжир, призвал маршала Петена и открыл тем самым путь к капитуляции, и что президент Коти, наоборот, действовал в духе статьи 16 (ещё до её принятия), когда во избежание гражданской войны потребовал от Парламента прекращения всякой оппозиции против возвращения генерала де Голля к власти.

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

«Рационализированный парламентаризм»

Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.

Творцы Конституции 1958 года ликвидировали всевластие Парламента, ведущее к частой смене правительств. В первую очередь, Правительству возвращается полнота исполнительной власти, а вместе с ней и центральная роль в отношениях между исполнительным и законодательным органом. Правительство отныне «определяет и проводит политику Нации». Назначается, начиная с Премьер-министра, каждый член Правительства, назначенный Президентом Республики, не может совмещать министерский портфель с парламентским мандатом.

Изменяется предназначение Парламента. Теперь «политическое выражение всеобщего голосования» (Ж. Ширак) будет не навязывать Правительству свою волю, но, контролируя действия министерства, поддерживать его, законодательствовать и обсуждать вектора развития Нации.

Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая костяк полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народному представительству — это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, издавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение.

Поэтому Конституция выделяет «домен» закона, в пределах которого Парламент может принимать акты и за границы которого он не может преступать. Все вопросы, не входящие в область законодательства, регулируются регламентарной властью, разделенной, согласно Конституции, между Президентом Республики и Правительством.

С новыми ролями, предписанными Конституцией Парламенту и Правительству, качественно преображается законодательный процесс. Красная нить, проходящая через все положения Конституции 1958 года, касающиеся законодательной процедуры, — те, кто несут высшую ответственность за применение закона, обязаны принимать активное участие во всех этапах его составления. Отныне Правительство будет выступать в принятии закона на первых ролях, обладая обширными средствами для того, чтобы навязать Парламенту свою точку зрения. Так, законопроекты и законодательные предложения, одобренные Правительством, рассматриваются по его требованию палатой в приоритетном порядке и в том, котором оно установит. Оно может снять с обсуждения любой законопроект, пока он не принят Парламентом. Правительство также имеет право требовать от палаты единого голосования по всему или части обсуждаемого в ней текста, сохранив лишь те поправки, с которыми оно согласно. Права парламентариев несколько сужаются: Конституция запрещает принимать законопредложения и поправки, предложенные депутатами и сенаторами, «если следствием их принятия было бы либо сокращение государственных средств, либо создание или увеличение расходов государства».

Несмотря на то, что Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только Правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причём ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, Правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному Собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Конституционный Совет

Одним из самых удачных нововведений Пятой Республики было создание Конституционного Совета, призванного блокировать законы, принятые Парламентом, если те не соответствуют Конституции. Если изначально Конституционный Совет учреждался как государственный орган, который будет сдерживать парламентские намерения «откусить» часть компетенции исполнительной власти, то впоследствии он утвердил себя как высшую инстанцию, независимую в своих суждениях, в спорах между законодателем и исполнителем, и, что особенно важно в глазах французов, стражем прав и свобод личности. Так, Совет в 1971 году подтвердил юридическое равенство Декларации прав человека и гражданина 1789 года и Преамбулы Конституции 1946 года с Конституцией, которая к ним отсылает, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.

Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Конституционная практика Пятой Республики

Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.

Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.

Глава государства курирует вопросы внешней политики, обороны и вооружённых сил, а Правительство — экономическую, социальную, финансовую и прочие политики. Власть Президента простирается так широко, как его поддерживает Национальное Собрание. Если он опирается на парламентское большинство, контролирует Национальное Собрание, то Премьер-министру уготована судьба «директора кабинета Президента Республики» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Реальным Главой Правительства становится Президент, определяющий линию Государства, а Премьеру не остаётся ничего другого, чтобы подчиниться его воле. Соответственно, по логике вещей, Президент может «попросить» главу кабинета подать в отставку. Так покинул в 1962 году свой пост архитектор институтов Пятой Республики Мишель Дебре, разошедшийся с де Голлем по вопросу урегулирования алжирского конфликта. Ясно, что Премьер-министр в этом случае становится главой парламентского большинства, координирующего его деятельность с политикой Правительства.

Однако баланс сил кардинально изменяется, когда парламентские выборы выигрывает оппозиция. Так уже было в 1986—1988, 1993—1995, 1997—2002 годах, когда Президент и парламентское большинство принадлежали к различным политическим силам. В этом случае власть Президента сокращается до буквального следования положениям Конституции, хотя его прерогативы в «зарезервированной» сфере, куда входит дипломатия, оборона и армия, по большей части сохраняются. Он вынужден назначить Премьер-министром человека, устраивающего парламентское большинство, ибо в противном случае ему будет вынесен вотум недоверия. Ясно, что Правительство действительно «определяет и проводит политику», опираясь на поддержку Национального Собрания. Эта ситуация именуется французами как «сосуществование» («cohabitation») на государственном Олимпе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История Франции
Портал Франция
Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республика
Что значит пятая республика. Смотреть фото Что значит пятая республика. Смотреть картинку Что значит пятая республика. Картинка про Что значит пятая республика. Фото Что значит пятая республика