Что значит путевой дворец
Путевой дворец
Путевой дворец — здание для отдыха знатных особ во время длительной дороги. Путевые дворцы, сохранившиеся до наших дней, охраняются как памятники истории и архитектуры.
Известные путевые дворцы:
Несохранившиеся путевые дворцы:
Смотреть что такое «Путевой дворец» в других словарях:
Путевой дворец — Дворцовый комплекс для непродолжительного отдыха лиц царской фамилии во время дальнего путешествия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Путевой дворец (Тверь) — Путевой дворец Фрагмент Тверского путевого дворца … Википедия
Путевой дворец (Торжок) — Путевой Дворец в Торжке на старинной фотографии Путевой дворец в Торжке один из Императорских путевых дворцов по Московско Петербургскому тракту, построенный в … Википедия
Путевой Дворец (Ярославово Дворище) — Екатеринин Путевой Дворец на Ярославовом Дворище Торговой стороны Великого Новгорода образец русской архитектуры, времён Екатерины II. Дворец был выстроен в 1771 году. В архивных документах записано, что строение сие исполнено одновременно с… … Википедия
Путевой дворец Василия III — Путевой дворец Василия Третьего обнаруженный в 2003 году путевой дворец великого московского князя Василия III, вошедший в список допетровской светской архитектуры Москвы. Древнее белокаменное сооружение с сохранившейся планировкой… … Википедия
Путевой дворец (Стрельна) — Фото 2010 года Путевой дворец Петра I самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времен … Википедия
Путевой дворец (Ярославово Дворище) — У этого термина существуют и другие значения, см. Путевой дворец … Википедия
Петровский путевой дворец — Достопримечательность Петровский путевой дворец … Википедия
Дворец великого князя Алексея Александровича — Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича … Википедия
Путешествие по Государевой дороге, или В поисках путевых дворцов
Но сперва уточним, когда и почему вообще появилось слово «путевой дворец», ведь поначалу, вплоть до середины XVIII века было в обиходе слово «двор». Именно в это время «в связи с устройством специальных «дворов», предназначенных для царствующих особ во время путешествий, такие «дворы» стали именоваться «путевыми дворцами» ( Л.Д. Тыдман «Объемно-пространственная композиция домов-дворцов XVIII в.». « Памятники русской архитектуры и монументального искусства». М. «Наука», 1985 г.).
Для начала я решил исследовать наиболее интересный отрезок пути от Москвы до Великого Новгорода. Все путешествие заняло все три дня, но впечатлений осталось на целый год…
Первый путевой дворец на Московском направлении – Петровский- сегодня находится уже в черте Москвы на Ленинградском проспекте. Он существенно отличается от остальных, так как построен в стиле русской неоготической архитектуры. Дворец возведен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Дворец строился по проекту архитектора Матвея Казакова на подъездах к Москве, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга, отсюда его название — «путевой».
Здесь, неподалеку от самой древней церкви на Тверской земле – церкви Рождества Богородицы, построенной в конце XIV века, находится сохранившийся до наших дней, правда в перестроенном виде, местный путевой дворец.
А вот и Тверь. В отличие от других своих «собратьев» местный путевой дворец называется Большой Императорский и находится он на пл. Революции. Тверской путевой дворец начали строить через год после памятного пожара 1763 года, и полностью закончили только в 1778 году. Построенный в переходном стиле от барокко к классицизму по проекту архитектора Петра Никитина, и перестроенный впоследствии Карлом Росси, этот дворец был первым и самым красивым среди целой россыпи путевых дворцов Государевой дороги. Забегая вперед, скажем, что несмотря даже на сегодняшнее, далеко не самое лучшее его состояние, он таковым и остается.
Не будем терять время и продолжим путь. После Твери первая остановка будет в странном русском селе Медное. Для этого нам надо съехать с трассы. Это совсем рядом, не более 20 км от Твери. Село известно еще с конца XIV- начала XV веков. Есть предположение, что изначально село принадлежало новгородскому посаднику Юрию Онциферовичу, который впоследствии продал его новгородскому боярину Михаилу Федоровичу Фомину-Крюку. Когда-то это был, как бы сейчас сказали, крупный транспортный узел, ведь здесь была и ямская станция на главной дороге России, и пристань на реке Тверце – одной из главных артерий первой искусственной водной системы страны – Вышневолоцкой. Был в Медном и путевой дворец, о чем пишет в своей статье Г.К. Смирнов: « В указе тверского наместнического правления 1780 г. о составлении плана и сметы дворца в селе Медное губернскому архитектору Ф.Ф. Штенгелю. прямо предписывалось выполнить их «по примеру Новоторжского дворца с флигелями».
История создания дворца в Торжке связана с новгородским губернатором Я.Е. Сиверсом, который якобы получил устное распоряжение от императрицы построить его «на пристойном месте, с коего б город и новое в нем каменное строение видны были». Может показаться странным, почему новгородский губернатор распоряжался строительными работами в Торжке. Дело в том, что Тверская губерния была создана только в 1796 году. Разумеется, пожелания императрицы было выполнено в точности. Жаль, что мы не можем еще полюбоваться видом, который открывается из окон дворца, построенном в 1775 году по проекту архитектора П.Р. Никитина на высоком берегу Тверцы, на Красной горе в стиле позднего барокко и включает главное 2-этажное здание и два одноэтажных флигеля.
В настоящее время дворец является ярким примером провинциальной архитектуры в стиле русского классицизма.
Между Торжком и Вышним Волочком располагается старинное русское село с необычным названием – Выдропужск или, как его раньше называли, Выдропуск, которое известно с конца XVI в. как ямская слобода на тракте Москва – Новгород. Сохранились здесь и остатки путевого дворца, которые можно увидеть на сельской площади. Дворец в Выдропужске был построен по тому же проекту, что и дворец в Городне. Поэтому если когда-то появится желающий его восстановить, есть сооружение, которое можно взять за образец.
Почти 300 километров позади. И мы попадаем в удивительный город под названием Вышний Волочек. Миновать его нам не удастся, так как он лежит, как и прежде на трассе. Часто этот город называют «Тверская Венеция»…и не случайно. Здесь 40 мостов через реки и каналы, десятки километров набережных, многие из которых одеты в гранит.
С путевым же дворцом в Вышнем Волочке, а и вовсе вышла целая история. Долгие годы за путевой дворец принималось одно из лучших зданий в городе на углу Ленинградского шоссе и ул. Артюхина, которое на поверку оказалось городской усадьбой. Настоящий же путевой дворец, дошедший да нас в перестроенном виде, находится на Осташковской улице, дом 3. Но если сравнить эти два здания, то предпочтение обязательно будет отдано первому. Это и объясняет существовавшую долгие годы неразбериху. Тем более что оба строения находятся в непосредственной близости.
В вышневолоцком путевом дворце Екатерины II побывала во время своего путешествия по Вышневолоцкой водной системе в 1785 году, когда императрица совершила путешествие отсюда до Великого Новгорода. Как и в предыдущих поездках, в частности в ее путешествии по Волге в 1767, специально для этого был построен небольшой флот. После успешного завершения путешествия императорская галера было подарена Новгороду, где и была уничтожена во время Великой Отечественной войны.
Именно в Вышнем Волочке мы решили заночевать, чтобы не спеша на следующий день продолжить наше путешествие по отечественной истории…
Знакомство со следующим путевым дворцом нас ждет уже в Новгородской области, в городе Валдае (386 км трассы Москва- Санкт- Петербург, 220 км от Твери и 140 км от В.Новгорода). В своей поездке для нахождения местоположения путевого дворца я часто прибегал к помощи местных жителей. Иногда это было просто, а иногда, как в Валдае, не очень. И от этого всегда становилось немного грустно, ведь получалось так, что сами жители не знали своей же истории…
В статье Смирнова читаем: «Путевой дворец в Валдае был построен одновременно с новоторжским. По своему внешнему облику главный корпус очень близок дворцу в Торжке, отличаясь от него лишь незначительными деталями». Хотя правильнее было бы сказать «был когда-то очень близок».
И снова, как уже не раз мы видели раньше, перед дворцом церковь, в данном конкретном случае построена по проекту, уже известного нам архитектора Львова, в его любимым псевдоитальянском стиле. Это церковь Св. Екатерины (1793 г.), где сейчас расположился музей колокольчиков- потомков древнего Вечевого колокола, который везли из Великого Новгорода и который «выпрыгнул» здесь из саней и разбился на сотни мелких валдайских колокольчиков…Так гласит старая легенда.
В Великом Новгороде – столице некогда славной феодально-вечевой республики, устроимся на ночлег. И на следующий день с новыми силами мы осмотрели многочисленные достопримечательности этого, по-настоящему великого города, в том числе, разумеется, и его путевой дворец. Что же касается путевого дворца в Великом Новгороде, то существующий ныне дворец был построен в первой трети XIX века на месте первоначального путевого дворца, построенного между 1760 и 1770 годами. И сегодня территорию дворца огораживает очень живописная, и довольно редкая для провинциальных городов, старинная ампирная ограда с чугунной литой решеткой.
Пообедав и немного передохнув, мы с чувством выполненного долга отправились домой.
Виктор Грибков-Майский
с какой целью создавались Путевые дворцы.
Во второй половине XVIII в. путевые дворцы заняли видное место в структуре целого ряда губернских и уездных городов России.
В определении «путевой дворец» равно значимы обе составляющие части. Первая отражает его назначение служить местом краткого пребывания путешественников; вторая указывает на принадлежность путешественника к императорской фамилии.
Основной, постоянной функцией путевых дворцов, очевидно, было размещение в них гостиниц (хотя такого наименования в XVIII веке не употребляли) или почт, которые тогда отчасти играли роль гостиниц.
Местоположение путевого дворца, разумеется, было связано с трассой дороги, но при этом он мог стоять как в центре города, например, Тверь, Новгород, Вышний Волочек, так и на его окраине, у самой заставы, например, Клин.
Из окон своих покоев Екатерина II могла наблюдать реальные плоды той заботы, которую она неустанно проявляла о регулярной застройке городов.
Из всех городов, расположенных на пути из одной столицы в другую, наибольшее внимание императрицы, как известно, привлекала Тверь. Поэтому неудивительно, что именно здесь построили первый путевой дворец.
Вероятнее всего проект был разработан П. Р. Никитиным совместно с М. Ф. Казаковым. Первый вариант проекта предусматривал простое восстановление сгоревшего корпуса. Во втором варианте архиерейский дом из скромной провинциальной постройки превращался в пышное дворцовое здание, трактованное как одно из опорных в архитектуре города. Из двух представленных вариантов был утвержден второй.
Типичной для дворцовой архитектуры середины XVIII в. была и внутренняя планировка. Широкая лестница вела из вестибюля на второй этаж, в главный зал дворца. Расположенные по обеим сторонам от него прямоугольные в плане комнаты создавали сквозную, во всю длину здания, анфиладу.
Путевой дворец — здание для отдыха знатных особ во время длительной дороги. Путевые дворцы, сохранившиеся до наших дней, охраняются как памятники истории и архитектуры.
Известные путевые дворцы:
Среднерогатский путевой дворец (Санкт-Петербург).
Что значит путевой дворец
Комендантский дом (здание Комендантского управления) в Даугавпилсе (Динабурге) был построен в 1818 г. в центре крепости. В нем располагались службы коменданта Динабургской крепости, а также была гостиница для приезжих. Апартаменты для отдыха царской семьи были оборудованы здесь на 3 этаже, когда в 1826 году была проведена новая дорога на Варшаву…
Путевой дворец: Пулавы, дом “Александрия”
Небольшой желтый домик в усадьбе Пулавы (Польша) – имении князей Чарторыйских – носит название “Александрия” в честь того, что здесь останавливался Александр I во время своего пребывания в Пулавах. Император был дружен с Адамом Чарторыйским и в Пулавах побывал за свою жизнь трижды. Домик стоит на небольшом пригорке справа от…
Путевой дворец: Стрельна
Путевой дворец Петра I – на сегодня старейшее здание Стрельны, дошедшее до наших дней. Первое здание для царского пребывания здесь было построено еще в 1704 году. В 1711 году Петр I отдал приказ о строительстве в Стрелиной мызе “пары изб для приезда”. Работы по обустройству Стрельны вел архитектор Жан-Батист Леблон.…
Путевой дворец: Тверь
Самый роскошный императорский путевой дворец на дороге из Санкт-Петербурга в Москву (не считая Петровского замка в Москве) – это, безусловно, дворец в Твери.
Фундаментом главного здания являются остатки архиерейского дома XVII века, который после большого пожара 1763 года был капитально перестроен. Руины дома были разобраны, и на его месте в 1764 году начали возводить путевой дворец для проезда Екатерины II. На строительстве помощником работал молодой зодчий М.Ф.Казаков.
Строительство основного П-образного здания с флигелем и служебными корпусами было завершено к 1778г. Тогда же освятили домовую церковь Св.
Путевой дворец: Солнечногорск
Путевой дворец на шоссе Санкт-Петербург – Москва в Солнечногорске (тогда селе Солнечная Гора или Подсолнечная Гора) был построен в конце XVIII века. Это двухэтажное прямоугольное кирпичное здание в стиле классицизм, с ризалитом в центре фасада и скромным декором.
В 1809-1810 гг. дворец был переоборудован в почтовую станцию. Здесь перебывало множество знаменитых людей того времени. Исследователи, например, подсчитали, что А.С.Пушкин проезжал Солнечногорскую почтовую станцию 23 раза.
С конца XIX в. здесь располагалась земская больница. Дворец сохранился вместе с южным корпусом конюшен, до недавнего времени в нем располагалось хирургическое отделение городской больницы.
Путевой дворец: Черная Грязь
Путевой дворец в подмосковной Черной Грязи на шоссе Санкт-Петербург – Москва совмещал в себе функции почтовой станции и путевого дворца.
Здание было построено конце XVIII века, вскоре после начала обновления Петербургского шоссе в 1776г. Это просторное здание в стиле классицизм, с характерной рустовкой нижнего этажа, высокими комнатами второго этажа. Оно видело множество знаменитостей, которые не миновали этой станции на пути от Москвы в Петербург – московской традицией было провожать отъезжающих друзей и родных именно до Черной Грязи.
Путевой дворец: Вышний Волочек
Путевой дворец в Вышнем Волочке, на шоссе Москва – Санкт-Петербург, был построен в 1779-1783 гг. на месте прежнего здания путевого дворца, которое было меньшего размера. Это произошло после утверждения Екатериной II регулярного плана застройки города. Сохранившийся путевой дворец – четвертый или пятый по счету в городе, это грандиозное по своим размерам здание, состоящее из главного корпуса и флигеля.
При строительстве нового дворца его территорию сильно расширили, для чего пришлось перенести на новые места дома вышневолоцких ямщиков. Архитектор здания точно не установлен, предполагают, что это тверской губернский архитектор Ф.Ф.Штенгель.
Главный двухэтажный корпус дворца сильно вытянут вдоль Цнинского канала.
Путевой дворец: Валдай
Путевой дворец Екатерины II был построен в 1770-х годах для проезда императрицы по дороге из Санкт-Петербурга в Москву. Строительство началось после 1772 года, когда Валдай получил новый регулярный план застройки (статус города ему присвоили в 1770г.).
Это длинное двухэтажное здание, вытянутое вдоль дороги, с эркером посередине и боковыми флигелями. Напротив стоит замечательная церковь-ротонда Св.Екатерины работы Н.А.Львова (ныне музей колоколов). Долгое время в здании Путевого дворца размещалась больница.
Сейчас и больница из здания дворца выселена.
Путевой дворец: Крестцы
Путевой дворец в селе Крестцы был построен в екатерининскую эпоху для остановок императрицы на пути из Петербурга в Москву. Село Крестцы возникло на пересечении двух значимых дорог – из Москвы в Новгород и на Боровичи. Ям здесь существовал еще во времена Ивана III. В 1776 году Крестцы получили статус города, улицы были перестроены по регулярному плану.
Путевой дворец Екатерины II был построен в 1777 году. Ансамбль состоял из нескольких зданий: главного дома, двух флигелей и каретного сарая.
Позднее главное здание было отдано под магистрат.
Путевой дворец: Выдропужск
Путевой дворец
Смотреть что такое «Путевой дворец» в других словарях:
Путевой дворец — здание для отдыха знатных особ во время длительной дороги. Путевые дворцы, сохранившиеся до наших дней, охраняются как памятники истории и архитектуры. Известные путевые дворцы: Путевой дворец Петра I в п. Стрельна (Санкт Петербург). Чесменский… … Википедия
Путевой дворец (Тверь) — Путевой дворец Фрагмент Тверского путевого дворца … Википедия
Путевой дворец (Торжок) — Путевой Дворец в Торжке на старинной фотографии Путевой дворец в Торжке один из Императорских путевых дворцов по Московско Петербургскому тракту, построенный в … Википедия
Путевой Дворец (Ярославово Дворище) — Екатеринин Путевой Дворец на Ярославовом Дворище Торговой стороны Великого Новгорода образец русской архитектуры, времён Екатерины II. Дворец был выстроен в 1771 году. В архивных документах записано, что строение сие исполнено одновременно с… … Википедия
Путевой дворец Василия III — Путевой дворец Василия Третьего обнаруженный в 2003 году путевой дворец великого московского князя Василия III, вошедший в список допетровской светской архитектуры Москвы. Древнее белокаменное сооружение с сохранившейся планировкой… … Википедия
Путевой дворец (Стрельна) — Фото 2010 года Путевой дворец Петра I самая ранняя постройка в пригороде Петербурга Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времен … Википедия
Путевой дворец (Ярославово Дворище) — У этого термина существуют и другие значения, см. Путевой дворец … Википедия
Петровский путевой дворец — Достопримечательность Петровский путевой дворец … Википедия
Дворец великого князя Алексея Александровича — Дворец Дворец великого князя Алексея Александровича … Википедия