Что значит пустынь в православии
Таинство пустыни
Читая житие преподобной Марии Египетской
Житие преподобной Марии Египетской – одно из аскетических сокровищ Православной Церкви, помогающее понять замысел Божий о спасении. Как и все вневременное, житие египетской пустынницы в подлинном смысле современно: всякая живая душа опознает в опыте Марии свой опыт, житием преподобной обличается и житием преподобной врачуется.
Пустыня – место доверия, а не уверенности. Здесь нет гарантий. Сколько израильтян, последовавших за Моисеем, увидели земной рай?
Вера – это неуют, боль, свет и радость. Верить – означает ходить по воде.
Почему Господь таким неожиданным образом призвал Марию к покаянию? Означает ли это, что на земле есть особые избранники неба, которым уготованы пути спасения и освящения, и если ты не принадлежишь к их числу, то и не стоит бежать из рабства?
Самое простое оправдание грешника: «Я не был избран для спасения»
Допуская, что Творец изначально разделил Своих детей (не просто творения, но детей) на любимых и нелюбимых, человек превращает себя в марионетку, а Евангелием обещанный Страшный суд отменяется. Самое простое оправдание грешника – «я не был избран для спасения, Ты не дал мне возможности подняться с колен, как же теперь я смогу беседовать с ангелами?»
Фатализм утверждает: Господь дал Марии силы, поэтому блудница превратилась в ангела. Вначале благодать. Затем труды. Мы думаем иначе. На земле время движется от прошлого к будущему, но на небе нет ни прошлого, ни будущего. Поэтому Господь дает особую благодать тому, о ком Он по Своему предвидению знает как о труженике духа. Вначале труды, затем благодать. Парадокс обратного времени.
Так прозорливый учитель музыки, знающий о том, как будут использовать его уроки ученики, уделял бы больше внимания тому, кто по-настоящему посвятил себя любимому делу и в будущем не откажется от «служения музам».
Вначале (если так можно говорить) Господь видел Марию, которая 17 лет ангелотворилась в пустыне, и только потом блудницу.
Вначале Господь видел мученичество Марии в пустыне, ее абсолютную преданность открывшейся Истине. И только поэтому ей дана такая благодать.
Если человек готов, как Мария, изнывать от жары, умирать от холода, морить тело голодом, сражаться в полном окружении со своими страстями, Господь откроет ему Свою любовь, силу и славу.
Слово «грех» в переводе с греческого означает «попадание мимо цели», «промах». Человек грешный – это существо, направляющее Богом дарованные силы души не по назначению. Так рассудительность, не попавшая в цель, становится осуждением, чувство собственного достоинства – гордыней, эмоциональность – гневом.
Преподобная Мария получила от Господа дар пламенной, неутолимой любви и вместо того, чтобы отдать сердце Своему Творцу и Его творениям, направила всю силу Божественного эроса на себя. Но талант, обращенный исключительно на свое Я, не просто обедняет человека – он лишает ума.
«Весь вне себя быв», – говорит церковное песнопение еще об одном одаренном эгоисте – блудном сыне.
Когда Мария находит себя в Иерусалиме, любовь возвращается в естественное русло. Ради любви ко Господу пустынница, нечеловечески грешившая, принимает подвиг нечеловеческой аскезы и целых 17 лет борется с холодом и зноем, голодом и демоническими помыслами.
Житие подчеркивает: покаяние есть событие онтологии, а не этики. Кающийся искуплен, теперь он нуждается в исцелении природы и освящении.
Как часто новообращенный сектант доволен тем, что бросил блудить или пить. Для православного это только начало, первая ступень. Далее благодать позволяет увидеть собственное несовершенство. Человек вступает в смертный бой с самим собой, обнаруживая все новые и новые страсти.
Так, в полутемной комнате все кажется чистым, но появление света меняет картину: теперь хозяйка замечает каждую пылинку. Если бы сектанты знали Бога и имели подлинный опыт благодати, то никогда не останавливались бы на пути покаяния.
Еще одна аналогия: собственное несовершенство отчетливо видно при приближении к центру. Первый музыкант Донецка занимает третье место в Киеве, пятое в Москве и седьмое в Париже. Почему женщина, имеющая столь многочисленные свидетельства своего прощения Богом (она ходит по воде, наделена даром прозорливости и т.д.), искренне считает себя последней грешницей? Потому что она приблизилась к Центру, озарилась неизреченным светом.
Преподобная уходит из мира и там, в пустыне, вдали от шумных городов и уединенных монастырей, впервые обретает связь с другими людьми. «Что происходит с империей?» – спрашивает пустынница у аввы Зосимы. Еще 17 лет назад ее не интересовало ничего, кроме своего тела. Теперь Мария знает, что есть другие.
Покаяние есть событие онтологии, а не этики. Поэтому в таинстве прощения греха преображается не только душа, но и тело.
«Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия, как однажды она исповедовалась в келье старца: “В келье его горели лампадки и маленькая восковая свечка на столике. Читать мне по записке было темно и некогда. Я сказала, что припомнила, и то спеша, а затем прибавила: ‘Батюшка, что сказать вам еще? В чем каяться? Забыла’. Старец упрекнул меня в этом. Но вдруг он встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине своей кельи. Я невольно на коленях повернулась за ним. Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: ‘Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай’. Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своем неразумии и нерадении. Утром нам подали лошадей, и мы уехали. При жизни старца я никому не могла рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозой: ‘А то лишишься моей помощи и благодати’”» (из Жития преподобного Амвросия Оптинского).
Кающаяся грешница не только обретает дар прозорливости, но и ходит по воде.
Верить – означает ходить по воде.
Пустынь, пустыня
Пу́стынь – в широком смысле пустынное, труднодоступное, незаселенное место, синоним понятия «пустошь». В православной традиции келья, скит или целый монастырь располагающийся в пустынной, незаселенной области и/или значительно удаленный от основного монастырского поселения. В православной традиции насельник пустыни называется «пустынником».
История явления
Пример пустынножительства для православных монахов/аскетов подает Сам Господь Иисус Христос, когда перед своей проповедью и сразу после Крещения удаляется в пустыню, где испытывает искушения со стороны дьявола. Данный эпизод описывается у евангелистов-синоптиков ( Мф.4:1-11 ; Мк.1:12-13 ; Лк.4:1-13 ), в Евангелие от Иоанна мы не находим упоминания об этом событии.
Сама же традиция создания монашеских поселений в труднодоступных и пустынных местах восходит к первым монашеским общинам Фиваидской и Нитрийской пустынь в Египте в III–IV веках (уже в древности относительно этих мест понятие «пустыня» использовалось в качестве обозначения их незначительной заселённости, а не только их природного состояния).
В дальнейшем понятия «пустыни» приобретает исключительно это значение – незаселенная или малонаселенная область, как правило, труднодоступная географически и обладающая суровыми природными условиями. Тем не менее понятие «пустыни» синонимично ассоциировано и понятию «скит». При этом понятие «скит» (греч. σκήτη от копт. ⲓϩⲏⲧ) обозначает тип конкретного монашеского поселения, в то время как «пустыня» это характеристика места, в котором монашеское поселение располагается.
Пустынь в традиции Поместных Церквей
На данный момент понятие «пустынь» в Русской Православной Церкви используется как имя собственное конкретных монастырей (Оптина пустынь, Глинская пустынь, Коренная пустынь и пр.).
В Сербской Православной Церкви понятие «испосница» синонимично русскому понятию пустынь.
В греческой традиции понятие «метох» (метохий, греч. μετόχιον или μετόχι) антонимично понятию «скит» и, как следствие, русскому понятию пустынь. Метох, наоборот, нередко являлся монашеским поселением в городе или в пределах сельского поселения, исполнявшим конкретные хозяйственные цели (вообще этим словом может обозначаться небольшой монастырь, приписанный к другому).
Пустынь, то есть малонаселенное и незаселенное, труднодоступное географически место всегда являлось местом для христианского аскетического подвига.
Пустынь в отечественной культуре
В отечественной культуре понятие «пустыни» приобрело коннотации не свойственные изначальному значению. В частности, пустыня как место сугубого общения с Богом в русской традиции — это дикий лес, остров на озере или море, болото. Это богатое ресурсами пространство, которые полезны для жизни отшельника, но не заселено и тем самым пригодно для тихой уединенной молитвы Богу. Другим характерным для русской православной культуры восприятием пустыни является восприятие ее как девственного места, места приближенного по своим параметрам Эдемскому саду. В этом контексте наиболее характерным является сюжет единения отшельника с дикими зверями, которые приходят к нему за кормом или помогают обживать пустыню.
Почему некоторые богомольцы предпочитали городу пустыню?
Традиция удаляться для общения с Богом в пустыню имеет давнее происхождение. Так, Бог призвал Авраама удалиться из земли отца и перейти в землю, на которой он до конца своих земных дней оставался пришельцем и странником ( Быт.12:1 ) (см.: Земля обетованная). Правда, он имел семью и рабов, но при этом его жизнь разительно отличалась от жизни прочих обеспеченных людей, он не строил дворцов, не купался в роскоши, не услаждался негой.
Моисей встретился с Богом и принял от Него поручение возглавить еврейский народ не тогда, когда жил при дворе фараона, а тогда, когда смиренно пас в пустыне овец ( Исх.3:2 ). При получении скрижалей он тоже уединялся, на горе, как и требовалось по условиям Божьего Промысла ( Исх.24:12 ).
Духовная крепость и вера еврейского народа опять же формировалась в пустыне. Давид, прежде чем сделаться властелином, скрываясь от Саула, долгое время скитался по безлюдным местам. Будучи лишен множества мирских удовольствий, он находил утешение в Боге. И Бог хранил своего избранника, а впоследствии возвёл его на царский престол.
В дальнейшем многие Божьи пророки осуществляли в пустынных местах молитвенные подвиги, например, Илия. Предтеча Господень, Иоанн Креститель, выбрал пустыню местом своего постоянного жительства ( Лк.1:80 ). Господь постился в пустыне сорок дней ( Мф.4:1-2 ).
Во времена Нового Завета пустынное уединение, отшельничество способствовало христианским святым отстраняться не столько от сограждан, людей (ведь бывало, что и в пустынях организовывались общежительные монастыри), сколько от привязанности к миру, мирских соблазнов и забот, греховных радостей мира. Там, под палящим солнцем, в тиши песков и холмов (а на Руси, нередко, в непроходимых чащах, топях болот, под морозными ветрами, на заснеженных полях) формировались характеры, крепла вера, очищались и наполнялись благодатью сердца.
Всем ли полезно уединение?
Как известно, уединение уединению — рознь. Подвизаться в отшельничестве и жить в одиночестве — не одно и то же. Тогда как в одиночестве может жить и обыватель-холостяк, подвиги аскетического уединения поднимает не каждый.
История Церкви включает в себя множество случаев, когда тот или иной новоначальный монах самочинно и даже помпезно брал на себя бремя уединенного подвига и увы, не справлялся. Одни из них возвращались в общежительные монастыри, горько раскаивались, старались утишить, искоренить чрезмерное, горделивое рвение, другие, не выдерживая трудностей отшельнического подвига, вовсе сворачивали с избранного было монашеского пути.
С другой стороны, истории Церкви известно немало примеров спасения праведников в миру. Кому-то, может быть, уместнее стать миссионером, кому-то — просто хорошим семьянином, кому-то — учителем, кому-то врачом и т. д.
Что такое пустынь в православии?
Пустынь как удалённое, пустынное место, где обосновались монахи-христиане, возникла в глубокой древности.
От III века, как христианство стало быстро распространяться, а строгое соблюдение христианских законов — ослабевать, особо ревностные христиане уходили в пустыни — далёкие от мирского житья и соблазна места, в горы, пустыни, леса. Они и заложили основы монашества. Само же движение пустынничества (монашества) родилось в Египте, с подвигом отцов-пустынников египетских в IV – V веках.
Основателем первого монастыря как обособленной от мира общины христиан стал Пахомий Великий. Он основал общежительный монастырь-киновию (с общим имуществом и доходом-расходом), под его руководством община выстроила стены, был создан устав (318 год) и режим дня монахов, где равномерно чередовались труды и молитвы.
В западной, европейской традиции монастыри возникают после 340 года, когда Рим посетил Афанасий Великий. Но не всякий монастырь был пустынью: если община жила в непосредственной близости обычных людей и даже в черте поселений, то пустынью она не считалась.
Большего уединения, чем в пустыне, монах мог достигнуть только в ските — уединённом жилище отшельника, в котором тот спасается от соблазна и мира.
Пустыни в России
Оптина Пустынь
Оптина Пустынь (Калужская область, рядом с Козельском) стала в России местом знаковым, паломническим. Случилось это в XIX веке, а причина — традиция старчества.
Некоторые монахи Оптиной Пустыни — старцы — воспитывали учеников как среди братства, так и «из мира», то есть принимали для советов, наставничества самых обычных людей. Ещё сохранились дома, в которых жили, посещая Пустынь, Константин Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь.
Историки церкви считают, что наплыв людей к старцам Оптиной Пустыни стал свидетельством общественного кризиса и кризиса церковного. В поисках опоры, мудрости люди не шли к обычным священникам своих приходов, часто справедливо не доверяя им — слишком вовлечённой в мирскую жизнь оказалась церковь к концу XIX века. Духовный кризис стал одной из основных причин, по которым происходят революции в России в начале века ХХ-го.
Предание гласит, что пустынь основал раскаявшийся разбойник Опта, в монашестве принявший имя Макарий. Далее история пустыни трудная: в петровские времена она обложена непосильным налогом для строительства Петербурга, потом и вовсе упразднена, в XVIII веке указом Екатерины I восстановлена, и только к концу века положение её начинает изменяться в лучшую сторону.
В 1821 году в Оптиной Пустыни устраивают скит для отшельников, а духовной жизнью монастыря начинает управлять старец. После этого в пустынь и потянулись паломники.
Саровская пустынь
Саровская пустынь возникла в XVII веке, в глухих саратовских лесах, где сливаются Саровка и Сатис.
Ещё во времена ига в этом месте татары выстроили крепость Сараклыч — «золотая сабля». И вот в Старое городище, как называли в ту пору заброшенную крепость и местность, приходит первый пустынник — Феодосий. Редким собеседникам из окрестных сёл Феодосий рассказывает о наблюдаемых чудесах — подземных колокольных звонах, сиянии, исходившем от горы.
Только через несколько десятилетий туда пришёл уже основатель пустыни — иеросхимонах (монах в сане священника) Иоанн. Он основывает монашеское поселение, под его главенством возводят монастырь и одновременно строят подземный город — роют в горе пещеры для уединённых келий. «Город» под землёю так разросся, что в 1711 году даже была освящена подземная церковь во имя чудотворцев Киево-Печёрских.
Иоанн составил очень строгий монастырский устав — «по древним образцам», а образ жизни саровцев был столь целомудрен и отдалён от мирского, что пустынь прославилась как «академия монашества». Туда, как и в Оптину Пустынь, потянулись люди — за мудростью, помощью, за чудом.
… В России было ещё немало пустыней. Их погибелью стала и революция, и слава. Так, в дела оптинские приходилось вмешиваться судебным властям и высшим церковным: монахи писали доносы на старцев, завидуя их славе. Были и те, кто обратил старчество в доходную статью.
История показала, что пустынь остаётся пустынью, когда лишена славы, подарков, паломников из обычного мира. Иначе она обращается в базар, в рынок — хуже, чем в миру.
Значение слова пустынь
Словарь Ушакова
Архитектурный словарь
Монашеская обитель, возникшая в стороне от населенных мест.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Православие. Словарь-справочник
монастырь или скит, находящийся (или изначально построенный) в отдаленном пустынном месте.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
и ПУСТЫНЯ, и, ж.
1. Уединенное место, где жил пустынник, отшельник.
* ► Он удалился с благословения настоятеля в пустынь, чтоб быть совершенно одному. // Гоголь. Портрет // *
2. Небольшой монастырь в пустынной местности.
* ► Оставленная пустынь предо мной Белеется вечернею порой. // Лермонтов. Стихотворения // /; [Варя:] Выдать бы тебя за богатого человека, и я бы тогда была покойной, пошла бы себе в пустынь, потом в Киев, в Москву, и так бы все ходила по святым местам. // Чехов. Вишневый сад // *
Православный энциклопедический словарь
уединенное монашеское поселение.
Словарь церковных терминов
монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.
Православная энциклопедия
скит или монастырь, расположенный в пустынном, отдаленном месте.
Географические названия Вологодской области: Топоним. словарь
д. Востровского с/с Нюксенского р-на. В середине XIX в. имеет два названия: официальное Пустыня, неофициальное Монастырек (СНМРИ, 376). Топоним по местоположению: Пустыня – деревня, возникшая подле или на том месте, где располагалась пустыня (пустынь) – ‘небольшой монастырь в лесу, в малолюдной пустынной округе’, первоначально ‘одинокая обитель’ (СНГТ, 467). Второе название Монастырек, восходящее к существительному монастырек – ‘небольшой монастырь’, с течением времени архаизировалось. По имени селения получил название порог на р. Сухоне – перекат Монастырские борозды.
Такого же происхождения ойконим Пустыня в Нюксенском и Сокольском р-нах.
Словарь Ожегова
ПУСТЫНЬ, и, ж.
1. Небольшой монастырь в труднодоступной пустынной местности.
2. Место, где живёт пустынник.
| прил. пустынский, ая, ое.
Что такое пустынь
Сергей Панин. Вид на Оптину пустынь.
Пустынь – изначально место уединения одного или нескольких монахов в безлюдном лесу или в горах.
В некоторых случаях название «пустынь» сохранялось за монастырем, даже когда обитель разрасталась и становилась многолюдной. Примеры таких монастырей – Оптина пустынь, Нило-Столобенская пустынь или Свято-Успенская Флорищева пустынь в Нижегородской области.
Борис Зайцев. Отрывок из очерка «Достоевский и Оптина Пустынь»
Замечательно, что величайший расцвет русской литературы совпадает с расцветом старчества в Оптиной. Все приходили за утешением и наставлением. Гоголь тосковал, преклонялся к старцам в ужасе от своих грехов. Лев Толстой – в поисках истины. Леонтьев так и остался в Оптиной пустыни.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.