Что значит психологический триллер
Психологические триллеры в литературе – 10 ключевых компонентов
Психологические триллеры в литературе – лучшие книги в жанре психологического триллера
Психологический триллер является одним из поджанров остросюжетной литературы. Его основное отличие – концентрация на эмоциональном состоянии и психике персонажей. Книги в жанре психологический триллер часто характеризуются напряженным сюжетом, выстроенным вокруг какой-то тайны. Они оказывают на читателя психологическое воздействие, создавая напряженную атмосферу, и стремятся удивить неожиданными поворотами, противоположными точками зрения. Другие составляющие этого субжанра – страх, тревога, предчувствие и психические травмы.
Психологические триллеры ни в коем случае не следует путать с произведениями в жанре магического реализма!
В психологическом триллере персонажи полагаются не на физическую силу, но в первую очередь на разум и мышление, поскольку во многих случаях враги, которым они противостоят, не внешние, а внутренние – безумие, фобии, эмоциональные порывы, чувства, боязни. Но даже когда противник – другой персонаж, конфликты в основном развиваются посредством игр ума, обмана, манипуляций и ухищрений, цель которых – нарушить психическое равновесие героя.
10 ключевых компонентов лучших психологических триллеров
Независимо от сюжета, места действия и количества действующих лиц для психологического триллера свойственны следующие ключевые компоненты:
Что почитать: «Сновидение» Франка Тилье
Что почитать: «Терапия» Себастьяна Фитцека
Что почитать: «Сияние» Стивена Кинга
Интересуетесь детективной тематикой? Узнайте, как написать детектив самостоятельно!
Что почитать: «Моя чужая дочь» Сэма Хайеса
Что почитать: «Остров проклятых» Денниса Лихэйна
Что почитать: «Комната» Эммы Донохью
Что почитать: «Молчание ягнят» Томаса Харриса
Что почитать: «Бойцовский клуб» Чака Паланика
Что почитать: «Талантливый мистер Рипли» Патриции Хайсмит
Устали читать чужие произведения? Хотите попробовать себя на литературном поприще? Ознакомьтесь с 10-ю советами о том, как написать книгу!
Что такое триллер — характерные черты и отличия от других жанров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Одним из наиболее популярных направлений в кинематографе считаются триллеры.
Каждый, кто любит смотреть остросюжетные фильмы с неожиданной концовкой, хотя бы раз сталкивался с подобным жанром.
В этой статье я постараюсь объяснить простыми словами, что такое триллер, расскажу о его характерных чертах, видах и отличиях от других направлений.
Триллер — это.
Термин образован от английского слова thrill, что в переводе на русский обозначает трепет или волнение.
В свою очередь, триллер — это жанр в литературе и кино, который призван поддерживать на протяжении всего произведения у читателя или зрителя эмоциональное напряжение и чувство тревоги.
Он не имеет четких границ, а его элементы присутствуют в картинах многих других направлений.
В кинематографе к триллерам в той или иной мере относятся следующие жанры фильмов:
Для более точного понимания того, что представляет собой триллер, принято также использовать понятие саспенс. Образовано оно от английского suspense, что в переводе обозначает напряжение, тревога.
Хороший триллер должен создавать атмосферу напряженного ожидания и неопределенности, заставлять испытывать близкие к страху и волнению эмоции.
Характерные черты триллеров
Американский писатель Джеймс Паттерсон убежден, что триллер должен щекотать нервы. Если этого не происходит, тогда он не справляется с возложенными на него обязанностями.
Для триллеров в кинематографе характерны также следующие черты:
Виды триллеров
Их можно условно разделить по тематическому признаку на следующие виды:
Отличие триллера от детектива
Наиболее близким к триллеру жанром считается детектив. Их основное отличие заключается в том, что в триллерах также присутствуют элементы драмы и саспенса, когда в детективах повествование ведется в неторопливой манере и основывается на интеллектуальном анализе.
Главная цель любого детектива — показать зрителю, кто же на самом деле является убийцей.
В остросюжетных триллерах фокус смещается с интеллекта в сторону эмоций. Зритель может еще с середины фильма знать, кто является убийцей, и просто следить за развитием событий. В триллере нет никаких загадок, что для жанра детективов невозможно.
Отличие от фильмов ужасов
Фильмы ужасов — это еще один жанр, который очень схож с триллером. Разграничить их сложнее, потому что такой прием, как саспенс, также очень часто используется в ужастиках.
Но в большинстве случаев зритель все же может понять, какой жанр преобладает в конкретной картине. Хотя бы потому, что фильмы ужасов и триллеры имеют разные задачи:
В фильме ужасов убийца чаще всего возникает неожиданно, а зритель видит происходящее глазами жертвы. В триллере режиссер сам показывает убийцу, и остается лишь гадать, сможет ли жертва избежать смерти или нет.
В хорроре злодей крошит всех один за другим, а в триллере момент встречи жертвы и убийцы будет оттягиваться до последнего, что создает атмосферу напряженного ожидания.
Известные режиссеры триллеров
Следующие люди золотыми буквами вписали свое имя в историю кинематографа благодаря созданию остросюжетных триллеров:
Заключение
Если вы хотите посмотреть увлекательный и яркий фильм, который заставит переживать за героев на протяжении всего сюжета, триллеры будут превосходным решением. Они способны по-настоящему удивить зрителя, а ведь именно этого многие ждут от современных кинокартин.
Вот мы плавно подошли к концу. Я постарался простым языком рассказать о триллерах, их характерных особенностях, видах, отличиях от фильмов других жанров.
Надеюсь, что после прочтения статьи у вас не осталось дополнительных вопросов. В любом случае вы всегда можете воспользоваться комментариями для получения ответов от меня или других читателей блога KtoNaNovenkogo.ru. Удачи и до скорых встреч!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Думаю, что триллеры, что ужастики потихоньку деградируют как жанр, слишком много смешений происходит с другими жанрами, вплоть до комедии. Да и сюжеты не дарят ничего нового, смотрю очередной фильм и создаётся ощущение, что я это уже видел.
Особенно тема зомби раздражает, такие фильмы не пугают и не держат в напряжении, значит они не являются ни хоррором, ни триллером, а скорее экшином, а вот его я не перевариваю, не люблю, когда в фильме слишком много происходит действия.
Такие фильмы подходят людям, у которых в жизни мало событий, способных вызвать трепет и прилив адреналина. А поскольку сейчас таких много из-за сидячей работы, жанр пользуется популярностью.
Владимир, согласен. В последнее время фантазия режиссеров и сценаристов пошла на убыль. Фильмы не захватывают.
Вот я отстала от жизни)) Я думала, что триллер — это трёхсерийный фильм, блокбастер какой-то. «Два» мне по английскому!))
С внедрением в кинематограф компьютерной графики, такие жанры, как триллер и хоррор, очень много потеряли в плане натуралистичности.
Что-то из периода девяностых. Когда на отечественные экраны пошел поток западных фильмов — было интересно. А сейчас уже нет. Хотя бы потому, что приелось. Да и сами не хуже научились снимать.
Совершенно низкопробный жанр эти триллеры, другое дело фильмы о войне, они патриотизм в людях пробуждают, а триллеры будят только страх.
Подборка психологических триллеров
Борьба главных героев с окружающей их действительностью и внутренние противоречия — это главная причина, включения данных фильмов в один список.
Metacritic – 89% (282)
Это история про бывшего агента ФБР Джо (Хоакин Феникс), который пускается в погоню, за без вести пропавшей девочкой по имени Нина.
Ради чего стоит смотреть:
Metacritic – 84% (255)
Каждый день по трассе Эдинбург-Глазго ездит неказистая машина. За рулем — симпатичная брюнетка с огромными зелеными глазами.
Ради чего стоит смотреть:
Metacritic – 87% (252)
Цивилизацию поражает зловещая эпидемия, мир погружается в хаос. Спасаясь от гибели, семейство прячется в заброшенном доме в чаще леса и, чтобы не заразиться, все следуют определённым мерам предосторожности. Но однажды на пороге их дома появляются незнакомцы.
С первого взгляда может показаться, что это классический хоррор про выживание в мире поражённом эпидемией. Но это не так, события, которые будут происходить с действующими лицами этого фильма переводят это в кино в разряд серьёзной психологической драмы, которая ставит перед нами вопросы о человечности и сострадании, в мире, где практически не осталось возможности доверять друг другу т.к каждое принятое решение или неосторожность — может привести к плачевным последствиям.
Ради чего стоит смотреть:
Metacritic – 97% (118)
Диспетчер службы спасения бывший полицейский Асгер Хольм принимает звонок от похищенной женщины.
Это очень камерное кино, главной задачей которого является заставить зрителя поставить себя на место главного героя и понять всю ответственность за принимаемые им решения. Все происходящие в фильме события помогут главному герою разрешить его внутреннюю, моральную дилемму, что добавляет фильму целостности и осмысленности.
Ради чего стоит смотреть:
Metacritic – 81% (176)
Всемирно известный хирург Роберт Ледгард открыл секрет создания искусственной человеческой кожи.
Ради чего стоит смотреть:
В Эпицентре событий Гарри Коул — специалист по наблюдению и сбору информации. Очередное дело за которое он берется, не должно вызвать у него сложностей, но в один момент все рушится, когда его разум уступает дорогу чувствам, тем самым, теряя контроль над собой и окружающей его действительностью.
Этот один из самых личных фильмов Фрэнсиса Форд Копполы, в год выхода его постигла участь затеряться на фоне другого шедевра, поставленного режиссером «Крестный отец», но это обстоятельство не убавляет его значимости для автора картины.
Я всегда особенно гордился« Разговором, отчасти потому, что он был взят из моего собственного оригинального рассказа и сценария, Я считаю его одним из самых личных из всех своих фильмов, и я рад, что фильм стал именно тем, о чем он был — вторжением в частную жизнь и его разрушительным воздействием как на жертв, так и на преступников. Это было моей целью, когда я задумал ее более 40 лет назад, и, к моему удивлению, эта идея находит отклик и сегодня.
Идея фильма пришла к режиссеру после беседы с Ирвином Кершнером.
Тогда он упомянул, что самое безопасное место для двух человек, которые хотят поговорить наедине, — это снаружи в толпе. Затем он добавил, что слышал о микрофонах с прицелами, которые были настолько мощными и избирательными, что при наведении на рты этих людей в толпе они могли уловить их разговор. Я подумал, какой странный и девайс, и посыл для фильма. Это изображение двух людей, идущих сквозь толпу, и их разговор прерывается каждый раз, когда кто-то выступает перед прицелом. Из этого небольшого любопытства я начал очень неформально формулировать пару мыслей по этому поводу и пришел к выводу, что фильм будет о подслушивающем, а не о людях.
Тема вуайеризма, на момент выхода киноленты, была не новой для киноиндустрии, ранее в своих работах ее уже изучал уважаемый кинодеятель Альфред Хичкок. Только если первый помещал своих героев в динамически развивающиеся условия из которых им приходилось искать выход и параллельно распутывать череду загадочных обстоятельств, как в культовом триллере «Головокружение». Форд Кополла, же не старается придать повествованию динамики, сюжет выстраивается вокруг одного диалога, который подслушивает герой Джина Хэкмена в самом начале картины и преследующий его на протяжении фильма, словно назойливая муха или чувство вины от которого невозможно избавиться. Циклично повторяя запись этого диалога, режиссер словно погружает зрителя в состояние постепенно, нарастающей паранойи, которую начинает испытывать Гарри Коул. В этом и есть главная особенность и, то притягивающее свойство картины, что не позволяет оторваться от нее до самого конца.
Триллер
Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, приключенческие фильмы, а также гангстерские фильмы и фильмы жанра нуар. [1]
Содержание
Определение
По определению Росса Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере — вперёд, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. По мнению Дэйва Кера, триллер является по преимуществу жанром американским [3] :
История кинотриллера
Яркие образцы триллера в киноискусстве 1-й половины XX века создали Альфред Хичкок и Фриц Ланг («Шпионы», 1928; «Город ищет убийцу», 1931), с 1936 г. работавший в Голливуде («Женщина в окне», 1944 и др.).
Хичкок мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (саспенса) и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен тонкий чёрный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввёл в жанр понятие макгаффина — повода или предлога для развития действия (например, вымышленный агент в фильме «На север через северо-запад»).
Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы («Это удивительный мир», 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрёл более мрачные тона: «Наёмный убийца» (1942), «Большие часы» (1948) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «чёрного фильма» (нуар).
Среди разновидностей жанра также можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной: «Пять пальцев» (1952), «Я был двойником Монти» (Великобритания, 1958); или холодной войной: «Шпион, пришедший с холода» (1965, Великобритания, по Джону Ле Карре).
Развитие жанра
В 60—70-е годы, во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт, приобрёл популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (1962).
Однако в этот же период жанр всё чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальмы, которого критики называли преемником Хичкока («Одетый для убийства», 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Романа Полански: «Нож в воде» (Польша, 1962), «На грани безумия» (США, 1988) и др.
Во Франции одним из первых мастеров жанра был Анри-Жорж Клузо: «Ворон» (1943), «Плата за страх» (1953). С начала 50-х годов приобрёл популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актёра Жана Габена. Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера «Не тронь добычу» (1953). К жанру триллера обращались такие режиссёры, как Луи Маль («Лифт на эшафот», 1957), Рене Клеман («Под палящим солнцем», 1960, по Патриции Хайсмит) и Франсуа Трюффо («Невеста была в чёрном», 1968).
LitBlog — литературный блог
Привычный нам жанр триллера характерен своей неопределенностью и постоянным накалом страстей, которые в сумме производят смешанное чувство тревоги и завороженности вперемешку с опасением и даже страхом. Такая гамма чувств и переживаний достигается путем создание непредсказуемого сюжета, при котором читатель (или зритель) оценивает последствия того или иного происшествия. Обычно, в триллере ощущение неизвестности нарастает по мере того, как рассказ приближается к кульминации, за которой следует незабываемая концовка.
Благодаря таким щекочущим нервы элементам как неизвестность и преступления, заговоры и месть, триллер всегда относился к тем жанрам творчества (это касается не только литературы), которые приковывали внимание аудитории на протяжении многих веков. При упоминании слова триллер многие наверняка вспоминают Альфреда Хичкока и его выдающиеся фильмы, например «Психо». Впрочем, история жанра уходит корнями глубоко в древность — еще до создания кинопленки и больших экранов. Так давайте же вместе окунемся в эту историю!
Характерные черты триллера
В первую очередь, этот жанр известен благодаря тому эмоциональному накалу, который он создает. Недосказанность, тревога, загадка — все это присутствует в данном жанре. Перед главным персонажем стоит задача трудновыполнимого характера, для завершения которой требуется героическое усилие или жертвоприношение.
Уровень накала может возрастать на протяжении книги или внезапно ударить по чувствам читателя с самой первой страницы. В любом случае, произведение должно держать в напряжении большую часть времени. Но основная черта любого триллера — это его интенсивность, которая, буквально, вызывает читателя на настоящую гонку на волнах интриг и страстей.
Зачастую залогом отличного триллера является не только высокое мастерство писателя, но и тщательное исследование темы и задумка «запутанного» и интригующего сюжета. В переводе с английского thrill значит пробуждать дрожь, трепет. Именно это можно считать основной целью романа-триллера! Но помимо этого триллер зачастую предоставляет вполне детальную информацию об окружающей среде, например о системе законодательства, медицинской системе, история шпионажа и т. д. Так встречаются писатели, которые на основе своего медицинского или военного опыта создают романы с запутанным и интригующим умы сюжетом.
Очень часто триллеры путают с детективами, но между этими двумя жанрами есть одна очевидная разница. В детективах главный персонаж сталкивается с загадкой (например, убийство), и он должен найти зацепки, которые приведут его к ответу. В триллере главный персонаж сталкивается с ужасающей ситуацией (надвигающаяся катастрофа, серийный убийца, неизвестные вирусы), решением которой становится освоение новых навыков и умений.
В триллере все зацепки находятся на виду, поэтому читатель ожидает больше крутые сюжетные повороты, нежели нестандартные ответы на вопросы. Триллеры в значительной мере воздействуют на чувства аудитории, в то время как детективы требуют подключения интеллектуальной стороны дела.
Популярные подвиды триллера
Медицинский триллер: Современные медицинские технологии скорее убивают, а не лечат. Мастером такого триллера считается Робин Кук.
Юридический триллер: Обычно, адвокат или человек из юридической сферы приходит к власти путем огромного риска и жертв.
Триллер-катастрофа: Городская дамба будет разрушена в течение 24 часов; к Земле приближается метеорит чудовищных размеров; нашествие цунами на заселенное побережье и прочие варианты. Обычно за основу берутся природные или искусственные катаклизмы, которые затрагивают большую часть населения города или страны.
Психологический триллер: Часто в центре сюжета — психически нездоровый персонаж либо окружение, которые сильнейшим образом влияет на психологическое состояние.
Ужасы: «Молчание ягнят» — это ярчайший пример такого триллера, который включает в себя элементы ментальной, эмоциональной и физической травм главного персонажа, которому приходится бороться с человеком/монстром. Этот подвид также тесно связан с триллерами, в основе которых лежит сюжет о серийный убийцах, в котором главный персонаж движется по следу особо опасного преступника.
Техно триллер: Этот жанр часто фокусируется на военных технологиях и событиях.
Среди всего разнообразия триллеров также стоит отметить такие направления, как шпионские, детективные, романтические, исторические, политические, эротические триллеры.
Триллеры в эпоху Древней Греции
«Одиссея» Гомера считается самым ранним прототипом жанра триллер, так как автор прибегал к похожим для современного триллера техникам. Герой этой эпической поэмы — Одиссей — после Троянской Войны отправляется домой в Итаку, где его ждет жена Пенелопа. В пути его ожидают невероятные приключения и испытания: битва с Циклопом — одноглазым великаном; сражение с Сиренами — морскими созданиями, которые завлекали моряков своим пением и жестоко с ними расправлялись. Все эти события «накаляют» сюжет до предела, а читателя интересует, сумеет ли Одиссей добраться домой живым и невредимым.
Сказки с интригующим сюжетом
Преследование маньяка-психа — это типичный сюжет для жанра триллера. Пусть вас это не удивляет, но сказка о Красной Шапочке идеально подходит под эту концепцию. Эта история уходит корнями в 10-е столетие и повествует о маленькой девочке, которая идет через лес, чтобы отнести еду своей бабушке. Как всем известно, на пути ее поджидает волк, узнает ее направление, опережает ее и съедает бабушку. Если вдуматься в это содержание — перед нами сюжет настоящего триллера. Уверен, у вас тоже возникали такие подозрения.
Возникновение триллера о мести
В 1844 году Александр Дюма написал книгу «Граф Монте Кристо». По своей сути, это приключенческий триллер, наполненный мотивами мести, который повествует о некоем Дантесе, преданном своими друзьями. Затем он встречает старца, который его всему обучает и открывает тайну о местонахождении великого сокровища. Дантес находит это сокровище и преисполняется жаждой мести к тем, кто его оскорбил и предал. Это классическое произведение приглашает читателя в круговорот интереснейших и захватывающих событий, и демонстрирует путь, полный мести, сатисфакции и, в конце концов, умиротворения.
Период современного триллера
В начале 20-го века формируется привычный нам современный триллер. «Тайна песков» (1903) Роберта Эрскина — ранний пример шпионского триллера. Позднее, в 1980 году, вышел триллер «Идентификация Борна» Роберта Лудлума. Как вы уже успели догадаться, книга была экранизирована!
В последние годы витрины магазинов пестрят обложками новых книг таких писателей, как Винс Флинн, известный своими политическими триллерами, и Дэн Браун — американский писатель, автор бестселлера «Код да Винчи».