Что значит прозвище сталина коба
Почему Иосифа Виссарионовича называли Сталин и Коба
Большая часть политиков советских времен отдавали предпочтение псевдонимам. Обычно они имели связь с личностными качествами политика. Иногда второе имя приносило известность, оставляя настоящую фамилию в тени. Человек, выигравший Вторую Мировую войну не был исключением.
Вождь СССР
Знаковая фигура в советском и российском обществе, Джугашвили Иосиф Виссарионович, использовал различные псевдонимы на протяжении жизни. У политика было свыше 30 вторых имен, которые представляли собой фамилии, инициалы, партийные прозвища. У каждого из них было свое значение, прямо или косвенно связанное с личностью либо деятельностью вождя. Сталина помнят и знают, прежде всего, как политика, который спас страну от нацистских захватчиков.
Фамилия-псевдоним Джугашвили Иосифа Виссарионовича ассоциируется с множественными расстрелами и репрессиями, жестокостью и угнетением. Но, в то же время это прозвище связано с восстановлением страны в послевоенный период. Вряд ли среди людей,родившихся в СССР найдется человек, которому не известна фамилия Сталина. Многие даже не знают, что это второе имя деятеля.
Тайна псевдонима Сталин
Существует много версий происхождения прозвища Сталин. Самые популярные их них:
Каким бы ни было происхождение фамилии Сталин в действительности, под ней правитель запомнился не только жителям СССР, но и всему миру. Под этим прозвищем он стал известен, и именно оно железно закрепилось в умах людей.
Коба: осознанный выбор или подпольная кличка
Вторым по популярности прозвищем Иосифа Виссарионовича стал псевдоним Коба. Бумаг, которые могли бы подтверждать точность происхождения его не сохранилось. На этот счет существует две версии:
Иосиф Виссарионович сменил фамилию, позаимствовав ее из произведения Александра Казбеги “Отцеубийца”. Предполагается, что оно имело личное значение для мужчины и было выбрано в те времена, когда будущий руководитель Советского государства еще не стал жестким политиком. В повести фигурирует персонаж, которого звали Коба. Его описывают как юного горца, со всех сил сражающегося за независимость Грузии. Обладая большой мужественностью и умением стоять на своем, Коба достигал желаемого ни на что не взирая. Существует предположение, что таким и видел себя молодой Иосиф Виссарионович — бесстрашным и способным вести за собой людей. Второе объяснение, почему Джугашвили называли Кобой, заключается в том, что во времена юности мужчина промышлял кражами, ввиду чего нередко был гостем тюрем. Возможно, прозвище Коба он получил именно там: слово “коба” в криминальной среде означает “неукротимый”.
Александр Казбеги так же позаимствовал имя Коба. Полное имя персидского царя, завоевавшего Восточную Грузию в 5 веке, звучит как Кобадес. Правитель выступал за коммунизм и равный раздел имущества, из-за чего был свергнут с престола и отправлен в темницу.
Пока Иосиф Виссарионович находился в Грузии, прозвище Коба имело немалую популярность. Однако, когда мужчина попал в политические круги, более уместным оказался псевдоним Сталин. Как показала история он не только подходил Иосифу Виссарионовичу, а стал неотъемлемой частью его личности.
Видео в тему
Коба: что на самом деле означал псевдоним Сталина
Свой ранний псевдоним «Коба» Иосиф Сталин взял из повести Александра Казбеги «Отцеубийца», где так звали одного из главных персонажей. Многие считают, что Сталин как раз и отождествлял себя с «отцеубийцей», однако это совершенно не так.
«Он хотел стать вторым Кобой»
Грузинский прозаик Александр Казбеги умер в 1893 году, когда Иосифу Джугашвили было 15 лет. Повесть «Отцеубийца» вышла десятилетием раньше, в 1882 году. Писатель завоевал большую популярность в Грузии, так что семинарист Джугашвили, который вместо «Закона Божьего» активно читал художественную литературу, не мог обойти вниманием «Отцеубийцу». Возможно, сыграл роль и небольшой объём этого произведения. Поскольку в ту пору у юного Сосо не хватало денег на покупку книг, он читал их прямо в книжных магазинах, стоя перед прилавком.
Образ Кобы, выведенный Александром Казбеги, произвёл на молодого Иосифа неизгладимое впечатление.
«Он сам хотел стать вторым «Кобой», борцом и героем, знаменитым, как этот последний, – рассказывал друг детства Сталина Иосиф Иремашвили. – Лицо его сияло от гордости и радости, когда мы именовали его Кобой».
Чем же персонаж повести запал в душу будущего диктатора?
Коба-мститель
Хотя Александр Казбеги считается представителем критического реализма, в повести «Отцеубийца» можно увидеть образец типичной романтической беллетристики XIX века, «украшенной» грузинским сельским колоритом.
Персонаж по имени Коба внезапно появляется в конце первой части повести, во время беседы 17-летней девушки Нуну с царским «продажным есаулом» Гирголой, который заставляет её выйти замуж за своего брата, чтобы получить, по сути, бесплатную прислугу в дом. Ранее Гиргола отправил под арест близкого друга Нуну по имени Иаго.
Коба же – возлюбленный девушки Марине, лучшей подруги Нуну. Он шёл в горы на охоту, но, услышав, что Гиргола угрожает женщине, решил вмешаться.
«Кого ты уничтожишь, баба ты подлая? Отойди в сторону, если есть в тебе хоть капля мужества», – таковы первые слова Кобы в повести, когда он выскакивает из кустов.
В ходе драки Коба убивает кинжалом одного из осетин, подручных Гирголы, после чего вынужден скрываться. Во второй части повести Коба навещает своего «побратима» Иаго в тюрьме и помогает ему бежать. Вдвоём они находят Нуну, но им снова мешает шайка Гирголы. После ряда приключений Иаго, ставший разбойником-абреком, погибает. В конце повести Коба убивает Гирголу, мстя ему за Иаго, после чего «исчезает бесследно».
Абрек-националист или царь-коммунист?
Как рассказывал Иремашвили, Сталин буквально обожествлял казбеговского Кобу. Вероятно, он стал для юного Иосифа образцом ницшеанского «сверхчеловека». Коба действует, почти не рассуждая, и упорно движется к своей цели. Его мораль ближе к природной, чем к человеческой. Когда Коба стреляет в оленей, то жалеет их. В другом эпизоде он завидует нравам «благородных зверей».
В повести чувствуется и глубокое влияние грузинского национализма. Главный антагонист Гиргола, «развращённый царской службой», противостоит порядкам грузинской патриархальной общины. Он олицетворяет бездушность русского закона, в то время как симпатии автора – на стороне традиционных деревенских обычаев. В качестве страшнейшего наказания в повести фигурирует ссылка в Сибирь.
В интересе Сталина к образу грузинского героя Кобы можно увидеть аналогию с судьбой Наполеона Бонапарта, начинавшего политическую карьеру в качестве корсиканского сепаратиста. Как и Наполеон, Сталин впоследствии «перерос» местечковый национализм.
Перенося на себя качества казбеговского Кобы, юный Сосо претендовал на лидерство в кругу товарищей по семинарии и молодых революционеров. Возможно, однако, что держал в уме и другие возможные варианты расшифровки этой клички. Две экзотические версии на сей счёт приводит историк Вильям Похлёбкин в книге «Великий псевдоним». Он пишет, что «коба» – слово, которое на церковнославянском языке означало «волховство». Кроме того, это грузинский вариант имени персидского царя Кобадеса, при власти которого столица Грузии была перенесена в Тбилиси.
«Коба не просто царь из династии Сасанидов, он – по отзыву византийского историка Феофана – великий волшебник, – отмечает Похлёбкин. – Обязанный в своё время своим престолом магам из раннекоммунистической секты, проповедовавшей равный раздел всех имуществ, Коба приблизил сектантов к управлению, чем вызвал ужас у высших классов».
Иосиф Джугашвили долго подписывал партийные статьи псевдонимом «Коба». Но в итоге он отказался от него в пользу эффектного и запоминающегося псевдонима «Сталин», более понятного для большинства жителей страны.
leon_rumata
Время собирать камни.
Журнал настоящих людей
Коба – герой повести Александра Казбеги (1848 – 1893) «Отцеубийца». Так сложилось, что ещё при жизни Сталина бытовало мнение, что этот самый Коба и был отцеубийцей. Как вы понимаете, у Сталина были более важные дела, чем заниматься разоблачением этого мифа. К тому же, книга Казбеги издавалась, так что любой желающий мог самостоятельно разобраться, что там и к чему.
После смерти Сталина данное мнение превратилось в устойчивый миф. Возможно, миф был запущен сознательно, т.е. был целенаправленной ложью. ХХ съезд КПСС, десталинизация…
Миф быстро перекочевал в массовое сознание, а потом обосновался в интернете. Информация о том, что Коба был разбойником и отцеубийцей кажется настолько незыблемой, как сама твердь земная.
Открываем электронную версию книги «Отцеубийца» версии 1955-го года. Современный редактор, который, как мне кажется, книгу даже не читал, уверяет читателей в том, что «роман «Отцеубийца» был любимой книгой Иосифа Джугашвили, который взял себе партийный псевдоним Коба по имени главного героя — разбойника, любителя жестокости и мести».
Напомню, что на улице двадцать первый век. У каждого есть возможность прочитать книгу. И если кто-то заявляет нечто, что совершенно не соответствует действительности, то этот кто-то либо нагло врёт, считая вправе манипулировать мнением обычных людей, либо этот кто-то некомпетентный дилетант, который думает, что «и так сойдёт».
Я за два дня прочитал повесть «Отцеубийца». Специально для того, чтобы самому разобраться, кто же такой на самом деле Коба. И теперь у меня есть даже не собственное мнение, а объективное представление о сюжете книги. Я по-настоящему знаю, кто такой Коба и чем он отличился в повести.
Сразу сообщу, что я – дабы не плодить спойлеры – постараюсь сфокусировать ваше внимание только на персонаже повести по имени Коба. Я не хочу давать подробную характеристику другим персонажам, а тем более – раскрывать сюжет. Конечно, частично последнее сделать придётся, но я постараюсь это сделать так, чтобы ни в коем случае не отбить у вас желание самому прочитать повесть Казбеги.
Итак, Коба, что в имени твоём?
Коба – основной персонаж повести, но отнюдь не главный. История закручивается вокруг пары влюблённых, которым начинает мешать плохой и подлый человек. А Коба появляется только под конец первой части (всего их три).
Разбойник? Полно! Коба как раз и сражается против разбойников, которые притесняют обычных крестьян, постоянно бесчинствуя, втаптывая в грязь имена простых честных людей.
Подчеркну, что Коба показан не просто «правильным бойцом», но и исключительно наблюдательным человеком. Однажды, бродя по улицам города, он «непостижимым образом» уверился в том, что один из нищих стариков, которого он встретил, именно тот старик, который был ему нужен, что вскоре и подтвердилось.
А в одном из эпизодов Коба, охотясь, подстрелил оленя. Но сделал это тяжело, скрепя сердцем. Ему было больно отнимать жизнь у красивого и благородного животного. При этом Александр Казбеги, подчеркнул, что:
О поэтичной составляющей души Кобы можно узнать также из следующего фрагмента:
«Вечера обычно заканчивались щемящими звуками пандури. Коба играл на нем с большим искусством, напевая вполголоса песни о мужестве. Велика сила этих звуков; они как будто тревожат, но в то же время успокаивают, смягчают недуги и навевают на душу целительный сон. Кто не испытывал, будучи больным, благодетельной сладости этих звуков, пронизывающих все существо человека?»
И где здесь проявляется «любитель жестокости»? Давай перейдём к эпизоду с убийством отца, скажите вы? Да ради Бога!
Такой вот Коба, герой повести «Отцеубийца» Казбеги. Благородный, смелый, человек с большим сердцем. Теперь вы будете знать правду.
Хотелось бы ещё добавить пару слов о том, как и почему извращают смысл произведения Казбеги, наводят напраслину на Кобу вымышленного и на Кобу настоящего, но тут, как мне кажется, лучше просто дать слово автору:
«Иные полагают, что простой народ неспособен на глубокие рассуждения, доступные людям высших сословий, что его удел — только труд. Однако народная мудрость гласит: Сердце человека подобно морю, – чего только не способно оно совершить! Да, напрасно думают иные, что у простых крестьян нет разума!»
Почему Иосиф Джугашвили назвал себя Сталиным
У Иосифа Джугашвили было более 30 псевдонимов. Почему же он остановился именно на этом?
Иосиф Джугашвили, обычный подросток из бедной грузинской семьи, в 1894 году поступил в духовную семинарию и должен был стать священником. Но в 15 лет он познакомился с марксизмом, вступил в подпольные группы революционеров и начал совсем иную жизнь. Примерно с тех пор Джугашвили начал придумывать себе «имена».
Годы спустя выбор остановился на самом удачном — Сталин. Этот псевдоним знают больше, чем его реальную фамилию; под ним он вписал себя в историю. Как случилось, что Джугашвили стал Сталиным и что означает эта придуманная фамилия?
Традиция
Псевдонимы в России были делом обычным и распространенным, особенно в среде интеллигенции и у революционеров. У всех партийных членов и марксистов из подполья было их по несколько штук, что позволяло всячески сбивать полицию с толку (у Ленина, например, насчитывалось полторы сотни). Причем, распространенным обычаем было образовывать псевдонимы от самых употребляемых русских имен.
«Это было просто, лишено какой-либо интеллигентской претенциозности, понятно любому рабочему и, главное, выглядело для всех настоящей фамилией», — отмечал ]]> ]]> историк Вильям Похлебкин в книге «Великий псевдоним». Например, для регистрации на IV-м съезде партии Джугашвили выбрал псевдоним Иванович (от имени Иван).
Таким производным от имени является и псевдоним Владимира Ульянова — Ленин (от имени Лена). И даже те члены партии, чьи реальные фамилии были производными от русского имени, тоже брали псевдонимы — производные от иного имени.
Пожалуй, второй наиболее сильной традицией было пользоваться «зоологическими» псевдонимами — от пород зверей, птиц и рыб. Их выбирали люди, которые хотели хоть каким-то образом отразить свою яркую индивидуальность в подставном имени. И, наконец, особняком стояли выходцы с кавказа — грузины, армяне, азербайджанцы.
Конспиративными правилами они пренебрегали довольно часто, выбирая себе псевдонимы с кавказским «оттенком». Коба — так чаще всего называл себя Джугашвили в партии до 1917 года. Это был самый известный его псевдоним после Сталина.
Для Грузии имя Коба очень символично. В рядах иностранных биографов Сталина бытует мнение, что он заимствовал его от имени героя одного из романов грузинского классика Александра Казбеги «Отцеубийца». В нем бесстрашный Коба из числа крестьян-горцев вел борьбу за независимость своей родины. Молодому Сталину этот образ был наверняка близок, однако следует иметь в виду, что у самого Казбеги имя Коба вторично.
Коба — это грузинский эквивалент имени персидского царя Кобадеса, что покорил Восточную Грузию в конце V века и сделал Тбилиси столицей на 1500 лет. И именно этот исторический прототип, как политическая фигура и государственный деятель, импонировал Джугашвили куда больше. Поразительно сходными были даже их биографии.
Однако уже в 1911 году возникла необходимость поменять основной псевдоним — того требовали исторические обстоятельства. Дело в том, что деятельность Джугашвили начала выходить далеко за пределы закавказского региона, его амбиции, как и связь с русскими партийными организациями, росли, а Коба как псевдоним был удобен только на Кавказе.
Иная языковая и культурная среда требовали иного обращения. Впервые псевдонимом Сталин он подписался в январе 1913 года под работой «Марксизм и национальный вопрос».
Откуда появился псевдоним Сталин?
Ответ на этот вопрос долгое время был доподлинно неизвестен. При жизни Сталина все, что касалось его биографии, не могло быть предметом обсуждения, исследования или даже гипотезы со стороны какого-нибудь историка.
Всем, что касалось «вождя народов», занимался Институт марксизма-ленинизма, в чьем составе был фонд Иосифа Сталина с особо засекреченным хранением материалов. Фактически, пока Сталин был жив, никаких исследований по этим материалам не велось. И даже после его смерти долгое время ничего из этого не исследовалось из-за осуждения культа личности Сталина.
Тем не менее, уже после революции, в начале 1920-х годов в партийной среде было распространено мнение, что «Сталин» это просто перевод на русский язык грузинского корня его фамилии «Джуга», что якобы тоже означает «сталь». Ответ казался тривиальным. Именно эту версию многократно упоминали в литературе о Сталине, и вопрос о происхождении псевдонима считался «снятым».
Но все это оказалось выдумкой, а вернее, просто расхожим (и ошибочным) мнением, в том числе, и среди грузинов. В 1990 году грузинский писатель-драматург и бывший узник сталинских концлагерей Кита Буачидзе написал на этот счет: «”Джуга” означает вовсе не “сталь”.
“Джуга” — это очень древнее языческое грузинское слово с персидским оттенком, вероятно, распространенное в период иранского владычества над Грузией, и означает оно просто имя. Значение, как у многих имен — не переводимое. Имя как имя, как русское Иван. Следовательно, Джугашвили — значит просто “сын Джуги” и ничего другого».
Выходит, к происхождению псевдонима реальная фамилия Сталина никакого отношения не имела. Когда это стало очевидно, начали появляться различными версии. В числе их оказалась даже история о том, что Сталин взял псевдоним, основанный на фамилии его соратницы по партии и любовницы Людмилы Сталь. Еще одна версия: Джугашвили подобрал себе единственно созвучный в партии никнейм с псевдонимом Ленин.
Но самая любопытная гипотеза была выдвинута историком Вильямом Похлебкиным, который посвятил этому исследовательскую работу. По его мнению, прототипом для псевдонимом стала фамилия либерального журналиста Евгения Стефановича Сталинского, одного из видных русских издателей периодики и переводчика на русский язык поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Сталин очень любил эту поэму и восхищался творчеством Шота Руставели (его 750-летний юбилей с размахом праздновали в 1937 году в Большом театре). Но по какой-то причине он распорядился скрыть одно из лучших изданий. Многоязычное издание 1889 с переводом Сталинского было изъято из выставочных экспозиций, библиографических описаний, не упоминалось в литературоведческих статьях.
«Сталин, давая распоряжение о сокрытии издания 1889 года, заботился в первую очередь о том, чтобы “тайна” выбора им своего псевдонима не была бы раскрыта».
Таким образом, даже “русский” псевдоним оказался тесно связанным с Грузией и с юношескими воспоминаниями Джугашвили.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как на самом деле жили дворяне?
Завтрак, занятия французским, пышный обед, верховая езда, а вечером бал — казалось бы, это типичный день дворянина. Но такую жизнь могли себе позволить далеко не все представители дворянского сообщества. Как же они жили на самом деле? Откуда брали деньги и на что тратили? Как женщины управляли финансами и почему они делали это лучше своих мужей?
Поговорили об этом с кандидатом исторических наук Еленой Корчминой.
Существует стереотип, что дворяне вели праздную жизнь, целыми днями кутили. Так ли это было на самом деле?
В этом вопросе есть небольшой подвох. Мы не можем сказать, как было на самом деле, но мы попытаемся приблизиться к пониманию того, как дворяне жили. И для этого нам нужно определиться с понятием «дворянин». Формально это человек, который должен был иметь грамоту о дворянстве. Основное отличие дворянина от любого другого сословия состояло в том, что он имел право владеть землей, населенной крестьянами. То есть фактически он мог использовать условно бесплатный труд крестьян для извлечения прибыли.
Когда мы говорим о том, как жили дворяне, нужно определиться, на что они жили и откуда брались их доходы. Первый, основной источник дохода — это поместье. Дворянин дворянину рознь. Были и крупные магнаты, которые владели тысячами душ, и бедные дворяне — в их распоряжении находились десять, двадцать крестьян. Не все могли позволить себе вести роскошную жизнь. Если исходить из того, сколько дворяне могли получить, вряд ли можно подумать о том, что все были так богаты. Ведь речь идет об экстремальном сельском хозяйстве, о неурожаях. Дворянин обязан по закону содержать крестьян, в случае если они голодают. И дворяне не отказывались от своих обязательств. Поэтому на свои средства кутить сложно, у большинства просто не было таких финансовых возможностей.
Дворянин, помимо дворянской грамоты, обладал еще социальным статусом, который давал ему право и доступ к легким кредитным деньгам, появившимся в России во второй половине XVIII века. Дворяне действительно занимали кучу денег под собственные имения. Историки не считают, что они использовали это в качестве инвестиции в собственное имение, а скорее тратили их на поездки за границу, на балы и так далее.
Дворянская историография была достаточно категорична, утверждая, что дворяне вели себя нерационально, тратя деньги на сиюминутные удовольствия
Я буду опираться в данном случае на приходо-расходные книги. В них отражено, как дворяне управляли своими деньгами. Это одна из немногих возможностей понять, как дворяне относились к финансам. Мы приходим к удивительному выводу: они честно пытались понять, что происходит с их финансами, но это было очень сложно. В начале XVIII века экономических знаний не было, никто никого не учил тому, как управлять финансами. Дворяне должны были самостоятельно дойти до тех основ, которые нам сейчас кажутся очевидными. Например, если ты берешь кредит, ты должен платить процент.
Дворяне были закредитованы. Значит ли это, что они вели себя неразумно? Мне кажется, это сомнительно, именно потому что они учились и могли научиться только в живой жизни, совершая ошибки.
Отсюда и возникает проблема, когда долги родителей платят их дети. Это могло тянуться очень долго. Поэтому если мы не предполагаем, что дворяне исключительно хотели нажиться на бедных крепостных крестьянах, то картинка по управлению финансами достаточно сложная. Исходя из документов, можно сказать, дворяне апеллировали к понятию чести. Они хотели быть честными и стремились к этому. Не всегда получалось, но это отдельная история. У них было представление о том, что уплата налогов — это важно. Пытаться свести расходы и доходы — это тоже важно.
Вы сказали о чести. Что значило для дворян это понятие?
Это как раз то, над чем я сейчас бьюсь в своих исследованиях. Когда мы говорим о чести в экономическом аспекте, это подразумевает, что, например, карточные долги должны быть уплачены. Но когда мы смотрим на финансовые бумаги, то часто замечаем, что дворяне оплачивали долги своих родителей. Обязательно нужно было платить налоги.
Я относительно недавно нашла в одном архивном деле в Питере, в архиве РГИА, замечательный документ, в котором дворянин был обвинен в том, что он не платит налоги в должном объеме (это подоходный налог 1812 года). И он говорит: «Я никого никогда не обманывал, и я честно заявляю, что в этом году я заплатил, у меня эти деньги были, а в следующем году урожай был плох, я почти разорился». В таких случаях назначалась инспекция, комиссия выясняла, действительно ли это был неурожайный год, у дворянина не было доходов.
Мне кажется, что категория чести формировалась в ключе того, что дворянин был освобожден от военной службы, но он считал, что выполнение финансовых обязательств является вариантом чести, службой государю императору. А в личных финансовых отношениях выплата долга была важна для будущего. Если человек не выплачивает долги, то репутация страдает, как следствие, возникают проблемы с тем, как хорошо выдать замуж дочь, взять кредит в купеческой лавке и так далее. Возникало много отрицательных последствий при незакрытии долгов.
А перед кем преимущественно были долги? Какими они бывали?
У каждого была своя долговая история. Первый тип долгов — это те, которые надо было уплатить государству. В основном в России все банки были государственные, поэтому я бы отнесла их к категории государственных долгов. Соответственно, в случае невыплаты имение могло оказаться в опеке — это значит, что дворянин лишался права управления собственным имением и местное дворянство уже решало, сколько денег с доходов имения он получит, а сколько пойдет в счет долга. Такая же ситуация с налогами: если дворянин не выплачивал их, имение могло попасть в опеку и, соответственно, дворянин терял право управления.
Второй тип долгов — это частные долги. Они могли быть перед людьми того же статуса, что и он. Кроме того, ими часто являлись родственники, например сыновья, дочери, племянники, в этом случае дворянин писал, что он, например, должен своей жене «такую-то сумму». Эти долги уплачивались в последнюю очередь. Дворянское сословие было очень узким, поэтому определить степень близости сложно. Тем не менее все равно кто-то был относительно далек, в этом случае эти долги старались выплачивать быстрее.
Возникали долги перед людьми, которые ниже по статусу, чем дворяне, например перед купцами. Дворянин набирал продукты в лавке и потом уплачивал одним платежом. Это возникало потому, что дворяне получали доходы с имения только два раза в год в лучшем случае. Также они получали жалованье, которое выдавалось три раза в год, поэтому часто жили в кредит, но не потому, что они хотели быть в долгах, а потому, что физически не хватало налички. Вексельные расчеты появились чуть позже.
Долги нужно было выплачивать и собственным крестьянам, потому что в имении могло быть, условно говоря, «две кассы» — господские деньги и крестьянские. Если по какой-то причине у владельца заканчивались наличные, он брал деньги из кассы крестьянской и тут же записывал. Потом возвращал эти деньги.
Круг лиц, которым дворянин мог быть потенциально должен, бесконечен
Долги распределялись и по степени значимости: сначала выплачиваем государству; далее — дворянам, но не из ближнего круга; потом — купцам и так далее.
Фактически о долгах дворян можно было узнать только по случаю смерти. Поскольку часто он сам не знал, кто кому должен, в случае смерти дворянина появлялись объявления в газетах: «Такой-то дворянин умер, всем, у кого есть финансовые претензии, просьба обратиться в течение шести месяцев». Если денег после дворянина осталось достаточно, тогда выплачивали один к одному. Если же их было недостаточно, их пересчитывали. Например, уплачивали только 30 копеек на рубль. То есть проблема в том, что учет долгов был очень сложный и дворяне не знали, сколько они должны, до момента какого-то действительно серьезного события.
Кто занимался этими выплатами?
За разрешение неблагополучной финансовой ситуации дворян иногда брался Гавриил Романович Державин. Он был очень хорош в разрешении конфликтов, связанных с долгами, и тем самым спас несколько дворянских фамилий. Решить вопрос с долгами мог приказчик дворянина, очень часто с долгами мужей разбирались их жены. Это была классическая ситуация. Важно подчеркнуть, что дворянки были финансово грамотны.
Почему возникала ситуация, в которой дворяне не знали о своих же долгах?
Представьте, что у вас несколько источников дохода, деньги вы получаете несколько раз в год, а жить вам нужно каждый день. Вы приблизительно представляете, каким будет доход имения, но никогда наверняка не знаете, потому что Россия — страна экстремального сельского хозяйства.
Также вы рассчитываете, что, например, за первую треть вы получите жалованье, а потом его по каким-то причинам не дают. Ситуация складывается следующая: непонятно, когда и в каком объеме поступят деньги. Для того чтобы наладить финансовый учет, нужно понимать, сколько у тебя долгов. У тебя должны быть соответствующие финансовые инструменты, хоть какие-то книги, в которые нужно записывать долги и сроки их возвращения.
Но это технически сложная процедура. Большинство дворян не могли этим заниматься, потому что не получали нужных для этого знаний. То есть основная причина — отсутствие финансовой грамотности.
Вы сказали, что женщины были финансово грамотными. Они могли потратить деньги без согласования, например, с мужем?
Да. Российские дворянки обладали беспрецедентной степенью финансовой свободы. Они были полноценными собственниками своего имущества. Поэтому они могли тратить так, как считали нужным, брали кредиты на свое имя. Важно подчеркнуть: я говорю о времени начиная со второй половины XVIII века и где-то до 30-х годов XIX века. Потом ситуация немножко меняется.
Если женщина не выполняла денежные обязательства, у нее точно могли отнять имение. Поэтому в финансовом отношении это было достаточно равноправное общество.
Стоит учитывать и то, что мужчины часто отвлекались на военную, гражданскую службу. У них просто не хватало времени на ведение хозяйства, и этим занимались женщины. Я смотрела бумаги Воронцовых, мужа и жены. Женщина тратила немножко больше на благотворительность, подарки семье по сравнению с мужем. Важно понимать, что в какой-то момент происходит разделение личных бюджетов и бюджетов дома. Например, покупка продуктов, оплата труда слуг — это домовые деньги. Были еще собственные деньги и те, что мы можем назвать представительскими расходами: их тратили на балы, одежду, убранство дома.
Какие основные пункты расходов дворян можно выделить?
Самое затратное — это строительство. Иметь собственное жилье было показателем престижа. Причем крепостные крестьяне не могли что-то построить. Во-первых, потому что строили тогда же, когда и сеяли, во-вторых, крестьяне не были искусны в строительстве, нужно было нанимать специальные бригады. То есть плотники, кирпичники и другие — это были вольнонаемные. И им нужно было платить живыми деньгами.
Следующий крупный пункт расходов — это поддержание статусного потребления. То есть это расходы на еду, кормление кучи родственников, покупка одежды. Есть специфические категории расходов. Например, молодые дворяне обязательно должны были совершить гранд-тур, то есть поехать по Европе и приобрести знания. Все остальное — это уже изысканные штуки, например книги, украшение домов и так далее.
Расскажите чуть подробнее об этих так называемых образовательных путешествиях. Как они проходили?
Молодые дворяне, отпрыски аристократических семей, должны были ехать со слугами (как минимум 1–2 слуги на каждого) по Европе. Они останавливались в разных городах, брали уроки у знаменитых специалистов. Например, учились верховой езде, музыке, занимались философией, политической экономией, практиковали языки. Молодые дворяне старались стать частью местного общества, и тем самым они учились устанавливать связи.
Карамзин Николай Михайлович во время своего путешествия написал «Письма русского путешественника» и тем самым популяризировал этот вид обучения. Он рассказывал о других странах, большая его писем посвящена деньгам: что он покупал, где. В каждой стране была своя валюта. Пересекая границу, человек сталкивался не только с другим языком, культурой, но и с необычными деньгами.
Что общего между жизнью дворянина и современного жителя города?
Это вопрос очень сложный. Могу предположить, что если рассматривать дворянина средней руки и современного жителя мегаполиса, то общее — это стремление к комфорту и покою. Большое значение для дворян имела семья, для них было важно обустроить благоприятное пространство. Дворянин проживал жизнь, основой которой были его финансовые возможности. Они не были связаны с бесконечными поездками за границу, балами или кутежами.
Также, когда мы говорим о золотом веке дворянства, мне кажется, важно понимать, что роль женщины была высока так же, как и сейчас. И в этом похожи способы существования, в котором ответственность за собственную жизнь женщина берет в свои руки. А дальше уже как повезет.
Что вы подразумеваете под высокой ролью женщины?
В XVIII–XIX веках было замечательное слово — «продавица». Это женщина, которая продавала имение. Тогда женщины на регулярной основе выступали контрагентами в сделках и вообще были полноправными членами общества. Они вполне могли за себя постоять. А вот в XIX веке уже как раз была попытка задвинуть женщину обратно на кухню. И многие ошибочно накладывают на золотой век образы совсем другого времени. Поэтому возникает представление, что женщина в России всегда была под властью мужа. Но это не так.
В том самом золотом веке у дворянки была возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины получили право пассивного голоса в выборах в 1831 году в России. Был введен новый избирательный закон, согласно которому в дворянских депутатских собраниях мужчины могли принимать участие, только если у них было 100 душ крепостных крестьян. И, соответственно, женщины, у кого свыше 100 душ крестьян, могли писать, кому они перепоручали свое право голоса. Это прогрессивная норма. И почему она возникла? Ровно по той причине, что женщина была финансово независима. Она была свободна в принятии решений. В русской литературе вы не найдете образов забитых русских женщин-дворянок.
Мне кажется, если мы по-новому начнем думать о золотом веке дворянства и обращать больше внимания на дворянок, то у нас сложится картинка, как стремительно развивалась Россия в силу того, что женщины вносили свою интеллектуальную, эмоциональную и финансовую энергию в происходящее.