Что значит прошел кресты
Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет?
Что такое крест?
Изначально крест — это орудие казни в Римской империи. К кресту прибивали или привязывали особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, военнопленных, беглых рабов, разбойников). Распятие — одна из самых позорных и мучительных казней: человек мог жить и мучиться несколько суток. Именно так был убит Иисус Христос в Иерусалиме.
И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский
(Мк 15:22–26).
Что крест стал означать в христианстве?
После Воскресения Христа на третий день после распятия крест становится христианским символом победы над смертью. Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. …он примирил нас бывших во вражде с Богом. »
Когда началось почитание креста?
Почитание креста началось в IV веке, после того как мать императора Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим и нашла крест, на котором распяли Иисуса Христа. В честь этого события установлен один из 12 главных христианских праздников — Крестовоздвижение (27 сентября).
Зачем христиане носят крестик?
Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.
«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.
Как правильно носить нательный крест?
Никакого специального учения Церкви об этом нет. Но есть благочестивая традиция носить крестик под одеждой (отсюда и название — «нательный»), потому что веру христиане демонстрируют своими делами. Кроме того, ношение креста под одеждой позволяет защитить знаменье Христово от поругания.
хотел бы уточнить,этот персонаж по имени Иешуа стал так называемым Йисусом Христом через 300 лет после описанных событий.И в те стародавние времена в Иудее на греческом никто не разговаривал.Так от куда эти греческие названия Йисус Христос?
1. Иисус был распят на столбе, просто вертикальный столб, без перекладин.
2. Даже если бы это было крестом, всё ровно это орудие убийства. Если бы Иисуса казнили на виселице, стала бы виселица символом жизни?, или гильотина? или на кол посадили. Для веры никаких идолов не нужно.
Если бы его казнили с использованием другой приспособы, то носили бы сейчас виселицу.
Сергей, у истории нет сослогательного наклонения.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
О тайне креста
Ты заставляешь меня испытывать боль, но я перед тобой преклоняюсь. Вы понимаете, к чему относится этот заголовок, – к Честному Кресту, к смыслу креста в моей повседневной жизни, каждый миг, каждую уходящую минуту. Ты заставляешь меня испытывать боль, Честный Кресте, потому что приходишь и растаптываешь мое «эго», приходишь и изгоняешь из меня всё непотребное, греховное, эгоцентричное, больное, болезненное, проблемное. Ты терзаешь меня, изводишь, мучаешь, но я тебе поклоняюсь, люблю тебя, заключаю в объятия и не оставляю тебя, я еще с тобой.
Всё это звучит теоретически, но потом я спрашиваю себя: а действительно ли я поклоняюсь Честному Кресту? Внешне, конечно, я ему кланяюсь, но по жизни поклоняюсь ли я тому кресту, который несу?
А ты разве тоже не несешь креста? Каждый человек несет свой крест, но как трудно ему поклониться, как трудно к этому кресту, которого касаемся устами, прикоснуться и сердцем и принять его! И чтобы наше сердце не просто прикоснулось к нему, а чтобы оно взошло на этот крест. Представь себе крест и на нем – прикованное сердце, из которого сочится кровь, но оно не хочет сойти с него, то есть ему не противится. Это очень трудно.
Мне нравится Честный Крест как очертание, мне приятно видеть людей, которые ходят с крестиком. При Крещении крестный или крестная покупают младенцу, которого крещают, красивый крест. Когда мы примем Крещение, крест войдет в нашу жизнь и впечатается нам в душу. И в ней начнут происходить серьезные вещи. Вот где я хочу, чтобы ты был, вот где важно, что мы станем делать.
Мы начинаем жизнь с креста, проводим ее с крестом и завершаем крестом – над своей могилой
Мы начинаем жизнь с креста, проводим ее с крестом и завершаем, опять же, крестом над своей могилой. Церковь ставит над нашей могилой крест, чтобы показать, что мы христиане и нас защищает его непобедимая сила, а также для того, чтобы показать, что вот этот человек, который лежит здесь, в земле, был распятым в жизни и поэтому сейчас имеет право на воскресение. Он несет на себе знаки Христа. Прошел через боль, плакал, страдал, прикладывал усилия, подвизался, боролся в душе, падал, вставал, получал раны, проливал кровь, обливался слезами.
Каждое тело, положенное в гроб, – это тело распятое, распятая душа, которая не уходит в землю, а возносится на встречу с Творцом, с Судией. Такова тайна креста в нашей жизни.
Почему я говорю тебе всё это? Потому что это легко. Мы говорим это потому, что говорить легко, а испытывать боль тяжело. Когда испытываем боль, мы не говорим. Когда испытываешь боль, ты уже не ведешь радиопередач, а молчишь, и тогда ты воистину богословствуешь, тогда воистину переживаешь Христа, тогда ты воистину живешь неизреченными вещами, и в тебе вырастает одно огромное Почему, огромный плач. А в другой раз в тебе появляется терпение, славословие Бога, молитва – по-разному, у каждого своя борьба.
Я вспомнил об этом, потому что наша жизнь – это неизбывная боль и крест, во все времена. И даже если на дворе будет Пасха, ты всё равно понесешь какой-нибудь крест, какое-нибудь испытание, какую-нибудь боль, что-нибудь да произойдет. Но, как говорил один человек, разве нет другого выхода? То есть разве обязательно проходить через крест? Поговорим об этом далее.
Я говорю сумбурно, потому что и жизнь наша тоже сумбурна: из радости мы переходим в печаль и из печали в радость, одно сменяется другим. Как же мне упорядочить то, в чем нет порядка? Как упорядочить события, которые я объясняю, если они случаются так неожиданно в нашей жизни? Вдруг происходят какие-то события, и ты оказываешься на грани умопомешательства, затем, тоже вдруг, наступает огромная радость, а потом – сильнейшая боль, что-то неожиданное, негаданное, непредсказуемое, и ты постепенно начинаешь понимать тайну боли, тайну креста в своей жизни.
Проблема начинается тогда, когда я не почитаю того креста, который Господь дает мне, негодую, ропщу
Твоя боль – это твой честной крест, который ты держишь, когда держишь его правильно, когда его не бросаешь, когда не попираешь его ногами, когда о нем не забываешь и не негодуешь. Проблема начинается тогда, когда я в своей жизни не почитаю и не люблю того креста, который Господь дает мне, негодую, ропщу, кричу, огорчаюсь, жалуюсь и всегда возношу молитву с негодованием: ну почему со мной происходит это, почему со мной случилось то? И Христос говорит:
– Жаль! Ты ездишь в Иерусалим, на Святую Землю, на Голгофу, любишь растрогаться сердцем, плакать и умиляться, но где всё это сейчас? Я не хочу, – говорит Христос, – одного этого. Я хочу, чтобы ты и в своей жизни нес крест, свой крест!
А теперь кое-что практическое. Старец Иероним Эгинский говорит, что на нашем крестике должен быть изображен Христос, потому что кресты бывают разные. Будем обращать внимание на то, какой крест носим, чтобы он был православным, обладал Божией благодатью. И крест всегда должен быть на нас, чтобы служить отличительным признаком наших души и сердца.
Да, крест доставляет боль, но он – наше исповедание Христа, ибо Христос говорит:
– Исповедуй в этой жизни, что любишь Меня.
В России есть люди, которые во времена коммунизма мученически погибли, пролили свою кровь, их расстреливали, мучили в психушках и убивали за то, что они не давали снять с них крест. Ты слышал об этом? Он держал свой крестик в руке, а другой ему говорил:
– Раскрой кулак, чтобы я взял его и выбросил!
Но мученик его не отдавал. И когда христианину силой разжимали руку, она была вся в крови, потому что крест в нее врезался. Он окровавил себе руки, чтобы не выпустить креста.
Честной Крест – это не что-нибудь маловажное. Задумайся о Честном Кресте и окровавленном Христе на нем. Пресвятая кровь Его течет, а ты Ему кланяешься, любишь Его и говоришь:
– Господи, сколько же Ты страдаешь за нас! Зачем Ты пошел на эту боль? Разве Ты должен был пройти через всё это? Разве не мог простить нас, возлюбить, даровать нам рай без того, чтобы распинаться? Зачем Тебе было проходить через это? Зачем?
И Христос отвечает:
– Я всё мог сделать – Я же Бог. Но Я так сильно люблю тебя! А этого нельзя было показать никак иначе, как только этим способом.
Умереть на кресте – это высочайшая любовь. И Господь умер так из любви к нам
Это был способ высочайшей любви. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Это высший признак любви – умереть за тех, кого любишь. «Я готов умереть за тебя», – это говорили тебе другие. И пусть хоть они это тебе скажут, хоть я, и хоть ты это скажешь мне, но мы этого не сделаем. Никто за тебя не станет умирать. Никто ни за кого не умирает, Один лишь Господь умер из любви к нам.
Он сказал это и сделал. И не просто сделал: то, что Он сделал, обладает огромной ценностью. Потому что если я умру за тебя, в этом не будет особой ценности: я человек. А здесь Сам Господь приносит Себя в жертву за нас. Христос со Своей безграничной Божественной любовью вошел в нашу жизнь и до такой степени отождествил Себя с нашей болью. Он говорит:
– Я сделал для тебя всё, чтобы ощутить тебя во всех проявлениях твоей боли. Одного только Я не почувствую – твоего греха. Греха Я не совершу, но понесу на Своем теле и в душе вину твоей жизни, вину твоего греха.
Не совершая греха. Вот что сделал Господь. Не согрешил, но испытал тяжесть вины и боли на Кресте и говорит:
– Я хочу почувствовать тебя до конца.
Господь, говорит евангелист, возлюбил апостолов совершенной любовью, которой нет в мире сем (см.: Ин. 13: 1; 15: 9). Поэтому не стыдись Честного Креста, носи его, крестись, прикасаясь ко лбу при крестном знамении, потому что в голове, уме скрывается проблема: там у тебя не всё хорошо, в уме у тебя витают разные фантазии, ты отвлекаешься, забываешь, думаешь о чем попало, возникают всякие помыслы, и ты запутываешься. Коснись же лба при крестном знамении, чтобы ум твой просветился и распялся. Коснись головы, распни и тело, чтобы тебе быть благословенным.
От креста исходит огромная сила. Диавол знает это очень хорошо, но не надо, чтобы сегодня он объяснял нам это. Если диавол увидит честной крест, он – и он это прекрасно знает – ощущает на себе его непобедимую силу, которая его пожигает.
Садишься за стол, засыпаешь и просыпаешься без крестного знамения… И так разрушаешь мост общения с Богом
Это недопустимо, потому что этим ты сам для себя разрушаешь мост общения с Богом. Мост, который Он перекинул на землю, мост общения с нами – это Честной Крест. По нему шагал Господь, чтобы войти в соприкосновение с нами. Он прошел этот путь, крестный путь. Поэтому и говорит:
– «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).
Что же Он имеет в виду, говоря «за Мною»?
– Что Я буду идти впереди.
– А зачем Тебе идти впереди, Господи?
– Я должен идти впереди, дитя Мое, чтобы проделать тебе путь. Потому что, если не пойду впереди, ты истечешь кровью. Я иду впереди, чтобы Самому истечь кровью, чтобы терния впились в Мои ноги, руки, и Я проложил тебе путь через препятствия, искушения, камни, терния, заросли.
В походе кто идет впереди? Не малый ребенок, а опытный человек, чьи руки не побоятся схватиться за ветки и колючки. Он прокладывает путь и говорит другим:
И Христос идет впереди не из эгоизма и не для того, чтобы эгоистично истечь кровью, а идет смиренно и говорит:
– Я истекаю кровью. Вы будете видеть капли крови и будете идти за Мной, и что буду делать Я, то же будете делать и вы, если хотите спастись. Я распинаюсь, распнешься и ты. Распнешься болью, которую встретишь в жизни.
А у тебя есть свой крест? Смотри, сейчас я тебе кое-что скажу. Если ты сейчас слушаешь эту передачу и тебе кажется, что всё это не имеет к тебе отношения, то я тебе завидую. То есть если ты сейчас слушаешь и думаешь: «Да о чем говорит этот человек?! Какие еще кресты, что всё это значит? Не понимаю! Я не вижу этой боли, где она?» Ну, тогда это значит, что ты в жизни еще не испытал боли. Ты счастлив – естественно, пока.
Да, есть такие люди, которые еще не понесли особого креста в жизни. Я тоже, будучи маленьким, был таким. И не то что бы сейчас у меня был страшный крест, но, когда был маленьким, я ходил на какие-то проповеди, которые произносил один слепой священник у себя на дому. Он говорил простыми словами и с какого-то момента стал говорить одно и то же, потому что он не мог видеть, чтобы прочитать что-нибудь новенькое.
Он говорил самыми простыми словами, которые нас трогали. И когда начинал говорить о боли в жизни, о жизненном кресте, страданиях и проблемах, то некоторые женщины тяжело вздыхали. А я был маленьким и говорил себе: «Да что они делают? Стоит ему заговорить о кресте и боли, все тут же начинают вздыхать, а некоторые даже плачут. Что это за боль такая в жизни? Неужели у людей столько боли?» А что могло быть у меня? Я ведь еще был маленьким ребенком.
Или как однажды, когда я вышел из церкви и увидел отца с малышом, которого он усадил в машину после службы, и он сидел себе в кресле и читал сказку. А отец пошел искать остальных детей, отряхивать им костюмчики. У отца кругом одни заботы, мать тоже носится в хлопотах, а у ребенка одна забота – читать сказки, выпить свое молочко, уснуть, встать, пойти с тобой на прогулку, покататься на аттракционах, сходить в парк, всё такое. И этот малыш не может этого понять, как и ты сейчас не можешь понять того, о чем мы говорим, если не испытал боли.
Если ты говоришь, что у тебя нет боли, то я желаю тебе, чтобы это продолжалось и дальше, как судит Бог, и чтобы у тебя оставался этот покой и уютная жизнь.
Предательство — это так просто!
«Больше всего потрясли те нетерпение, гнев и даже ярость, с которой на нас обрушились братья по вере. Свои — русские, православные! — сначала ворчали, а потом уже с вызовом говорили, мол, шел бы ты, поп, своей дорогой, не мешал бы приличным людям отдыхать. Мы деньги заплатили за удовольствие, понял?! Так что иди поскорее. Решайся: либо крест снимешь, либо уйдешь отсюда. Уйдешь? Прекрасно. Только быстро. И сына с собой возьми — на нем тоже крестик». Отец Андрей Рожнов, настоятель храма во имя святого апостола Андрея Первозванного, решил порадовать восьмилетнего сына Колю — съездить с ним этим летом на наше черноморское побережье, в пригород Сочи. «Там, говорят, аквапарк замечательный. Конечно, парню интересно — не каждый день можно в бассейн сходить, всякие диковинные штуки испробовать, на водных горках покататься. Да что говорить — мне и самому захотелось вновь себя ребенком почувствовать! Вот и почувствовали…»
Почувствовали, по словам священника, то, как легко, самозабвенно и беспечно люди могут в сущности отказаться от Христа ради возведенного в ранг религии Удовольствия: «Зашли в здание этого аквапарка, купили билеты. Прошли к водным горкам, а там надпись, запрещающая (“ради вашей безопасности”) иметь на себе, помимо всяких браслетов-заколок-сережек еще и… нательные кресты! Мол, если клиент своим крестиком за что-нибудь на водной горке зацепится, беда будет. Ага, а если я, предположим, локтем, коленом, длинными волосами, носом, ушами, оставшимися зубами за что-нибудь там зацеплюсь, беды не будет, да? Здо-орово, — подумали мы с сыном и попытались пройти все-таки на горки. Не тут-то было: перед нами вырос охранник-мусульманин и сообщил, что кресты нужно все-таки снять, “иначе нельзя”.
— Как так?! Мы — христиане, мы всегда носим крест на себе, снимать его не хотим и не будем. Крест нам вообще-то помогает, а не является источником повышенной опасности. Так что не беспокойтесь — ничего с нами на горках не случится.
— Вы — христиане, и это ваши проблемы, но я вас пропустить с крестами не имею права.
А тут подоспели еще человек десять наших “культурно отдыхающих собратьев”, которые и стали настойчиво требовать от нас “проходить поскорее”:
— Сняли бы свои кресты — и шли бы наслаждаться! Сына любишь? Вот и веди его на горки — подумаешь, без креста! Мы-то сняли свои!
— Вот потому что люблю, крест ни с сына, ни с себя снимать не буду — пусть парень учится выбирать между Христом и велиаром!
— Дава-ай, поп, свои проповеди! Оставь их для церкви. А здесь — место отдыха!
— Отдыха-то отдыха. Но не от Бога же отдыхать!
Группа ринулась на вожделенные горки, раздались визги, плеск, шум.
Кончилось все тем, что мы ни на какие горки не пошли — духовная безопасность нам показалась важнее соблюдения неких придуманных “правил” — сходили в бассейн, потом еще куда-то, где крест снимать не требуют.
Пока не требуют, я так думаю. Потом могут. А почему бы и нет?»
Возмущение священника понятно больше всего, наверное, тем, кто воспринял свое крещение всерьез — не как красивый обряд со свечками, хождением вокруг купели и какими-то словами, а как осознанное присоединение к Церкви Христовой. Вполне допускаю, что многими людьми, легко снимающими нательные кресты, их христианство воспринимается просто как дань какой-то народной традиции. То, что Церковь земная — воинствующая, они, вполне возможно, и не подозревают. Интересно, если бы воина любой армии пропускали в какой-то дом только при условии, что он снимет с себя все признаки своего служения отечеству, смог бы он именоваться воином дальше? Вряд ли. Христиане тоже ведь служат, причем постоянно. И даже войну ведут. Будь то война против собственных грехов, против духов злобы поднебесной, против мира сего преходящего — война серьезнейшая, с потом и кровью.
Почему же многие (дай Бог, не большинство!) считают свое христианство настолько несерьезным, что спокойно расстаются со знаками своего «воинского отличия»? Не говорит ли эта несерьезность о катастрофическом положении, в котором находится наше православное просвещение? А потому, может, и не стоит допускать к Таинству крещения решительно всех, желающих «воспользоваться услугами этой вашей РПЦ»: «Я, дескать, вам тут денег даю — обеспечьте мне, чтоб все было, как надо!» Денег, может, и даст, но стоят ли они того, чтобы этот же человек считал свою номинальную принадлежность Церкви Христовой в лучшем случае поводом для отмечания очередного праздника? Зачем нам плодить потенциальных отступников?
Знаем мы, слава Богу, и совсем другие истории. Вспомним Евгения Родионова, который отказался снять нательный крест, ценой жизни оставшись верным Богу. Думается, пример этого воина стоило бы приводить нашим батюшкам во время таинства Крещения, во время огласительных бесед.
Пусть люди действительно задумаются над тем, что все всерьез — и верность, и отречение.
Каким должен быть православный крестик
Если у любого человека, даже далекого от религии, спросить о том, какой символ приходит ему в голову при слове «христианство», он ответит: «крест». А вот если задать вопрос о разнице между внутриконфессиональными течениями, наверняка он испытает серьезные затруднения.
Да что там говорить: немногие люди, именующие себя православными, смогут опознать крестик, соответствующий церковному укладу. Что ж, не все христиане приходят к церкви истово верующими и разбирающимися в нюансах теологии – многие и крестятся-то, лишь следуя за модой.
Впрочем, каждый из нас обладает свободой совести и волен выбирать свой путь к богу. А мы поможем сделать небольшой шажок ему навстречу и расскажем о правилах выбора нательного креста.
Самое главное: правильный православный крестик должен быть освященным в церкви и олицетворяющим веру в подвиг Иисуса. Все остальное – небольшие нюансы, малозначительные для истинно верующего человека!
Как должен выглядеть православный крестик
Итак, православный нательный крестик должен выглядеть… Постойте, ничего он не должен: это материальный символ веры, который может принимать различные формы. Да, некоторые каноны есть, но они настолько размыты и условны, что ошибиться при выборе православного символа веры практически невозможно!
Все реже служители церкви отказываются освящать кресты по причине несоответствия канонам. Наиболее продвинутые священники освящают даже кресты с латинскими надписями и прочими признаками католического происхождения.
Вопреки распространенному заблуждению, православная церковь признает кресты самых разных форм:
Восьмиконечный крест – один из древнейших символов христианской религии. Он широко использовался еще в VI, когда еще не было католиков, православных, униатов, протестантов и иже с ними, а были просто христиане, единые в вере.
Канонический православный крест с распятием Иисуса Христа визуально несколько отличается от католического. Пробежимся по основным различиям:
Существует масса менее распространенных разновидностей христианского символа. Например, монашеский крест-Голгофа, дополненный ступенями, черепом и прочими символами, кресты с клиновидными лепестками, увенчанными лилиями или каплями.
Как выбрать нательный православный крест
Зачастую родители (кровные или крестные) затрудняются с выбором символа для таинства крещения. Здесь действует главное правило: крестик для крещения должен быть удобным и безопасным для ребенка.
Приведем основные принципы выбора:
Если вы хотите выбрать правильный православный крест на шею для глубоко верующего взрослого человека, берите канонический восьмиконечный. Распятие в данном случае обязательно.
Виды материалов
Вопреки распространенному заблуждению, у православной церкви нет конкретных требований к материалу крестика. Он может быть вырезан из дерева (что не слишком практично) или камня, отлит из простого металла или ювелирного сплава.
Духовное наполнение символа веры никак не зависит от материала, из которого он изготовлен. Правда, большинство людей предпочитают выбирать крестики из драгоценных материалов: они не только более эстетичны, но и практичны (долговечны, практически не вызывают аллергических реакций).
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Церковь считает гордыню и сребролюбие смертными грехами. Поэтому даже если вы выбираете очень дорогой платиновый крестик с бриллиантами, носить его нужно под одеждой.
Что означает череп на крестике?
Казалось бы, перед нами символ спасения и торжества жизни, так почему иногда изображают внизу на крестике череп с костями? Это не может быть неким мистическим символом, ведь христианская церковь отрицательно относится к оккультным знаниям.
Что значит надпись НИКА на кресте?
Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?
Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!
Православная Жизнь
Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества. С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения. Наш нательный крест — знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?
Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.
Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.
Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.
Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.
Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения. Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.
Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.
Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил.
Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.
Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.
Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест — это не украшение.
Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.
Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.
Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.
В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.
Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).
О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.
Миф № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца).
Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег. Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение. Надень новый и с верой и молитвой носи его.
Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.
Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.
А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.
Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.
Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.
Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.
Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.
Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.
Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.
С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.
Крест восьмиконечный
Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.
Крест «мальтийский», или «георгиевский»
Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.
Крест каплевидный
«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.
Крест четырёхконечный
Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.
Крест святой Нины
По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.
Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь.
Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.
Миф № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил.
Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы. Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте. Я советую всем изучать законы химии.
Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них.
Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.
Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.
Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко. Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами». А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.
Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.
Крест с распятием
Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.
Крест «терновый венец»
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).
Крест старопечатный «плетеный»
Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.
Крест схимнический, или «Голгофа»
С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.
Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать.
Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.
В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.
Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.
Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.
Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.
Миф № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно.
Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.
В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.