Что значит прописка в доме
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.
Закон РФ 2021: какие права у прописанного человека в квартире (доме) если он не собственник?
📝 Важно! Таких понятий, как прописаться или выписаться из квартиры уже не существует. Прописка в России не существует 28 лет, с 01.10.1991 года. Сегодня во всех документах используют понятия как — регистрация по месту жительства или снятие с регистрации. Чтобы читателям было проще и понятней, используются данные термины.
По закону РФ у каждого человека, проживающего на территории страны, должна быть прописка (регистрация). У тех, кто владеет жилым объектом и кто в нем просто зарегистрирован, разные права. И нужно знать, в чем заключаются отличия.
Кому полезно знать права прописанных в квартире людей?
Тем, кто прописывает, и кого прописывают. Первым это дает возможность развеять опасения и предупредить проблемы. Многие владельцы квартир, прописывая у себя еще одного жильца, переживают, что тот отберет квадратные метры и оставит без крыши над головой. Знание закона дает возможность принять правильное решение касательно прописки других лиц в собственной квартире.
Тем, кто прописывается в жилом помещении, важно знать, какие права они обретают. Это дает возможность отстаивать свои интересы и грамотно выходить из конфликтных ситуаций.
Какими нормативными документами регулируется вопрос в 2021 году?
Жилищный кодекс РФ. Обязанности и права прописанных в квартире лиц приведены в статье №31 данного документа. Конституция России. Приказы ГУВМ МВД. Постановление №713, принятое правительством России. Оно регулирует вопрос внесения информации о проживании людей в жилом объекте. Приводятся правила оформления прописки и снятия с регистрационного учета.
Регулярно правительство вносит локальные коррективы в закон. И 2021 год не стал исключением. Например, в начале января этого года вступил в силу обновленный Жилищный кодекс. Поэтому важно читать положения нормативных документов в актуальной редакции.
Что нужно знать о регистрации людей в чужой квартире?
В законодательных актах России нет слова «прописка». Это упрощенный термин, применяемый в быту. В нормативных документах пишется «регистрация по месту жительства». Она может быть с правом собственности и без. Под словом прописка обычно понимают последний вариант. Человек может иметь постоянную и временную регистрацию. Последнюю оформляют при переезде в другой регион на длительный период. Делают это в недельный или трехмесячный срок в зависимости от того, гражданином какой страны является человек.
Моменты, которые каждый должен знать о прописке:
В целом, прописка дает гражданину дополнительные возможности. Ее преимущества заключаются в следующем:
Как прописаться в чужой квартире?
Во-первых, необходимо найти того, кто согласится принять на свою территорию нового жильца. А это бывает непросто, особенно, если нет родственников. Во-вторых, нужно сформировать комплект документов.
В него могут входить:
Могут потребовать и другие документы. Список необходимых бумаг рекомендуется уточнить в МФЦ или паспортном столе.
Хоть документов и много, прописаться в квартире не представляет большой сложности. Тяжелее проходит снятие с регистрационного учета. Заявление на прописку можно подать через сайт Госуслуг. С пакетом документов надо идти в МФЦ. После приема бумаг регистрацию оформляют по закону в срок до недели. Но чаще штамп о прописке в паспорте ставят в день обращения.
Какие права у человека прописанного в приватизированной квартире?
Приватизированная квартира – это помещение, переведенное из государственной собственности во владение гражданина. В ходе приватизации владельцем квартиры становится тот, кто участвовал в этом процессе. Он получает право прописывать на своей территории всех, кого захочет.
Зарегистрированные в такой квартире граждане, обретают следующие права:
Если с прописанным жильцом расторгнут официальный брак, то он обязан покинуть квартиру. Находиться в ней он вправе некоторое время до подбора нового варианта жилья.
В любой момент собственник квартиры может лишить прописанного у себя человека права проживать на своей территории. Но о выселении владелец помещения должен проинформировать заранее.
Чтобы оформить прописку в приватизированной квартире, собственнику квадратных метров и будущему жильцу нужно обратиться в паспортный стол и подать заявление. В таком документе будущий жилец отмечает свое желание прописаться на территории конкретной квартиры, а собственник дает на это свое согласие.
После оформления регистрации человек получает право пользоваться квартирой наравне с ее хозяином. Но распоряжаться ею (сдавать комнату в аренду, оформлять дарственную) он не может.
Какие права дает прописка муниципальной квартире?
Муниципальная квартира – это жилье, которое выделено для проживания на основе договора соцнайма. Собственниками такого помещения граждане не становятся. Они лишь имеют прописку.
При этом обретают такие права:
Прописанные в муниципальной квартире лица не имеют права ее завещать, дарить, продавать, обменивать. могут приватизировать. Но это долгая и сложная процедура.
Какие права обретает человек, получивший прописку в частном доме?
Частный дом – это жилое помещение за городом, обустроенное канализационной системой, водоснабжением и отоплением, пригодное для круглогодичного проживания. Прописываясь в таком объекте, человек получает следующие права:
При этом прописанный в частном доме обретает и ряд обязанностей: оплачивать вовремя коммунальные услуги, поддерживать порядок в помещении.
Если дом муниципальный или государственный, тогда все проживают в нем на равных правах. В том числе имеют возможность приватизации своей доли.
Какие есть права у человека прописанного в квартире, но не собственника | Видео
Может ли прописанный стать собственником квартиры, в которой у него оформлена регистрация?
Человек, который имеет временную или постоянную прописку, не считается владельцем квартиры и не может им стать. Правда, есть ряд исключений. Например, владелец жилплощади решил ее продать, а прописанный жилец купил. Также право собственности на квартиру, в которой оформлена прописка, гражданин может получить, если владелец подарит, завещает это жилье или заключит договор пожизненной ренты.
Может прописанный стать владельцем квартиры, которая состоит в муниципальной собственности, после проведения ее приватизации. Надо отметить, что не все жилые помещения муниципальной либо государственной собственности могут быть переведены в личное владение. Возникнуть право собственности на квартиру, в которой есть прописка, может и по решению суда.
Таким образом, владелец квартиры или частного дома может прописать на своей жилплощади родственника или чужого человека. При этом новый жилец получает лишь право на пользование помещением. Право на долю он не имеет, соответственно, у него нет возможности распоряжаться частью квартиры.
Прописаться на даче: как перевести садовый дом в жилой и сэкономить
Нередко дачные или садовые дома юридически не являются жилыми. На дачный отдых этот факт никак не влияет. Но если собственник захочет прописаться в таком доме, то для этого потребуется перевести его из садового в жилой.
Вместе с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами рассказываем, как это сделать и в чем плюсы такого перевода.
Садовый дом предназначен для временного пребывания человека, его еще можно назвать сезонным. Обычно такие дома расположены на землях сельхозназначения. Как правило, там нет коммуникаций: газа, центрального водопровода и электричества. Дома, которые строились до нулевых годов, были рассчитаны на летний сезон, некоторые с водонапорными башнями и электричеством на чайник, плиту и лампу.
Садовый дом — здание сезонного использования на период «выездов на дачу», предназначенное для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с временным пребыванием в таком здании.
Постепенно многие люди стали переезжать в область: постоянно жить за городом, а работать в Москве. Так возник запрос на строительство на подобных землях домов для постоянного проживания. Однако на такой земле невозможно было зарегистрироваться. Чтобы сделать это, требовалось перевести садовый дом в жилой, отметила эксперт по загородному рынку «Миэль» Татьяна Ананьева.
Раньше для перевода садового дома в жилой нужно было в суде доказывать, что это единственное возможное место для проживания, а сам дом снабжен для этого всем необходимым. Процесс перевода был очень сложным, и его решили изменить.
В прошлом году процедуру перевода садовых домов в жилые упростили. Теперь она носит уведомительный характер — необходимо подать заявление в органы местного самоуправления, к которому приложить заключение по обследованию дома.
При этом признать дом жилым на земельном участке «для огородничества» не получится, так как на таком участке запрещено возводить капитальные строения.
Прописка, налоговый вычет и низкие тарифы ЖКХ
Перевод садового дома в жилой дает ряд преимуществ. Во-первых, это возможность оформить прописку. Во-вторых, получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. В-третьих, оформить местный тариф на электричество, который намного меньше (примерно на 30%), чем в городе. В-четвертых, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже, отметила гендиректор компании «Юристъ», член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.
Между тем есть случаи, когда с таким переводом лучше не спешить. Например, это актуально для людей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Сейчас на очередь на получение жилья ставят при условии, что на одного члена семьи приходится менее 9 кв. м. общей площади квартиры или дома. Садовый дом в расчете не участвует, потому что он нежилой. В случае переоформления садового дома в жилой его автоматически рассмотрят как улучшение жилищных условий, и семья «слетит» с долгожданной очереди на увеличение площади.
Инструкция от Федеральной кадастровой палаты
Этап 1. Сбор пакета документов
Для признания садового домика жилым собственнику необходимо предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления или в МФЦ пакет документов:
— заявление о признании садового дома жилым (единой утвержденной формы такого заявления нет). В нем указать кадастровый номер садового дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, почтовый адрес заявителя или адрес его электронной почты и способ получения решения муниципалитета об изменении назначения помещения (по электронной почте, лично в МФЦ или местной администрации);
— выписку из Росреестра об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Если право собственности заявителя на садовый дом не зарегистрировано, то правоустанавливающий документ на садовый дом или нотариально заверенную копию этого документа;
— заключение по обследованию технического состояния объекта, которое подтвердит, что дом надежен и безопасен (с точки зрения наладки внутренних коммуникаций, строительных конструкций, пожарной безопасности, санитарии и гигиены). Документ выдается специалистами-инженерами, выполняющими работы по обследованию объектов недвижимости (ИП или юрлицо). Инженер должен состоять в саморегулируемой организации по инженерным изысканиям;
— нотариальное согласие третьих лиц (если дом обременен правами третьих лиц) на признание садового дома жилым.
Этап 2. Ожидание решения уполномоченного органа местного самоуправления
По результатам рассмотрения заявления и пакета документов уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о признании или об отказе в признании садового дома жилым. Это процесс занимает не более 45 календарных дней со дня подачи заявления.
Этап 3. Внесение изменений в Росреестр
Если уполномоченный орган местного самоуправления принял решение о признании садового дома жилым, он направляет свое решение заявителю и в Росреестр для внесения соответствующих изменений в сведения о садовом доме.
Гражданин также вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих изменений.
Человеку могут отказать в переводе садового дома в жилой. Для этого есть ряд оснований: неполный пакет документов, с заявлением о признании садового дома жилым обратился не собственник объекта. Виды разрешенного использования земельного участка не предусматривают размещения на нем жилого дома. Так, например, земельный участок должен быть для садоводства, а не огородным. На последнем могут размещаться только хозяйственные постройки.
Решение об отказе в признании садового дома жилым выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. При отказе заявитель либо просто представляет дополнительные документы, либо может обжаловать решение в суде.
Зачем нужна временная прописка и как ее получить
Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более трех месяцев в регионе, в котором у него нет постоянной прописки. Временная регистрация может понадобиться для оформления документов, при устройстве на работу или для получения пенсии.
Вместе с юристами разбираемся, для чего нужна временная регистрация и как ее получить.
Содержание:
Временная и постоянная регистрация: в чем разница
Сейчас в России существуют два вида регистрации — временная и постоянная. Постоянная — это проживание по адресу, штамп о котором проставлен в паспорте. Постоянная прописка не имеет срока действия. Он может прекратиться только в результате выписки (снятия с регистрационного учета) гражданина по его собственному желанию либо по решению суда. На регистрационном штампе в паспорте указываются адрес и дата постановки или снятия с учета.
Временную регистрацию оформляют люди, переехавшие на новое место жительства на короткий или средний срок — командировочные, сезонные рабочие и даже туристы. «Регистрация по месту пребывания (временная регистрация) оформляется, если гражданин находится более 90 дней в субъекте, в котором у него нет регистрации по месту жительства. При этом человек не теряет свою регистрацию по месту проживания», — пояснил юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров.
Временная регистрация может понадобиться для получения пособия или пенсии, постановки на учет в школу или детсад. Некоторые работодатели не берут на работу сотрудников, у которых нет хотя бы временной регистрации.
Штрафы за отсутствие регистрации
За проживание в жилом помещении более трех месяцев без регистрации (постоянной или временной) законом предусмотрены штрафные санкции. Причем штрафовать будут не только человека, который живет без регистрации, но и гражданина, который предоставил свое помещение. Согласно Кодексу административных правонарушений (КоАП РФ, ст.19.15.1), человеку без прописки придется заплатить от 2 тыс. до 3 тыс. руб., лицу, предоставившему жилое помещение, — от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Если таким лицом является организация (например, работодатель), размер штрафа составит от 250 тыс. до 750 тыс. руб.
«В Москве и Санкт-Петербурге размер штрафов выше — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан, от 5 тыс. до 7 тыс. руб. — для собственников помещения (для собственников-организаций — от 300 тыс. до 800 тыс. руб.)», — добавил Степан Хантимиров.
Исключение составляют случаи, когда человек живет по определенному адресу без регистрации, но при этом имеет постоянную регистрацию в том же городе или на территории того же субъекта. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе штрафные санкции не коснутся жителей прилегающих территорий — соответственно, Подмосковья, Ленинградской области и Республики Крым. Родственников (супругов, детей, родителей, бабушек и дедушек) собственника жилья, проживающих на его жилплощади без регистрации, тоже по закону не могут оштрафовать.
Где можно и где нельзя зарегистрироваться
Зарегистрироваться временно можно не только в квартире или доме. Регистрация по месту пребывания возможна в различных учреждениях — студенческом общежитии, гостинице, хостеле, пансионате, турбазе, медучреждении и учреждении уголовно-исполнительной системы. Также с 1 января 2019 года россияне могут регистрироваться на дачах. При этом загородный дом должен соответствовать требованиям для постоянного проживания.
Но есть объекты недвижимости, в которых зарегистрироваться нельзя. Например, ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
Постоянную регистрацию также нельзя оформить в апартаментах. В них можно жить, по характеристикам они практически не уступают обычным квартирам, но юридически апартаменты относятся к нежилому фонду. Однако временная регистрация в апартаментах возможна.
Временная регистрация для иностранцев
Иностранцы должны зарегистрироваться по месту пребывания, как только они приехали в Россию. Данное правило не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей при условии, что:
Иностранцы, приехавшие в Россию, имеют несколько вариантов временной регистрации. Например, они могут временно зарегистрироваться в нежилом помещении своего работодателя, если они фактически там проживают (в офисе, на заводе, в складских помещениях). С этого года иностранцы, которые имеют в собственности недвижимость на территории России, могут выступать в качестве принимающей стороны и регистрировать у себя в квартирах и домах граждан других государств. До этого граждане других государств, владеющие недвижимостью в России, не могли временно регистрировать других иностранцев. Исключения предусматривались для высококвалифицированных специалистов. Сейчас для регистрации иностранного гражданина собственник квартиры должен в течение семи рабочих дней уведомить орган миграционного учета о его заселении.
«В случае если недвижимость, где намерен проживать житель другой страны, принадлежит гражданину России, который постоянно проживает за границей, иностранец обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии. При этом также понадобится нотариально заверенное согласие принимающей стороны», — добавила член АЮР.
Временная прописка для ребенка
Местом жительства или пребывания несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства или пребывания их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ). Если у родителей место жительства по разным адресам, ребенка можно зарегистрировать по любому из них.
Временная регистрация несовершеннолетнего понадобится для совершения от его имени различных юридических действий. Например, зачисление в школу или прикрепление к поликлинике. Хотя формально ребенка должны принимать в детский сад или школу и без регистрации, но на практике это нередкая причина отказов. Соответственно, можно либо обжаловать такие действия, либо оформить регистрацию, отметила адвокат Наталья Тарасова.
Сама процедура регистрации достаточно проста, для этого необходимо предоставить в МФЦ пакет документов. Он включает в себя:
«Однако при регистрации несовершеннолетнего следует учитывать одно очень важное обстоятельство. Необходимо представить согласие обоих родителей на временную регистрацию. Если согласия между родителями по данному вопросу нет (один за регистрацию, а второй — против), тогда вопрос решается в судебном порядке, так как рядовая процедура не предусматривает общего решения для споров такого рода», — предупредила Ольга Полубкова.
Временная регистрация и пенсия
Наличие временной регистрации позволяет существенно упростить порядок получения документов по месту проживания. Оформив временную регистрацию, граждане больше не должны ездить на место постоянной регистрации, чтобы получить нужный документ. То же самое касается пенсии.
«Все без исключения граждане России, а также лица, проживающие на территории иностранных государств, могут подать заявление о назначении пенсии в территориальное отделение ПФР по месту проживания. Следовательно, при наличии временной регистрации есть возможность получения пенсии по месту фактического проживания», — разъяснила член АЮР.
Однако пенсионер по временной регистрации может получать пенсию только по тарифу своего региона. Чтобы получать московские доплаты, гражданин должен прожить в столице не менее десяти лет. Поэтому при переезде сразу получить надбавки полностью не получится. Ранее данного требования не было. Но после введения надбавки, выплачивавшейся за счет городского бюджета, в столицу устремились пенсионеры со всей страны. Они регистрировались в жилых помещениях у своих родственников или знакомых, это давало им право на дополнительные выплаты, хотя они фактически там не проживали. В результате был введен данный ценз.
Способы оформления временной регистрации
Есть несколько способов оформления временной регистрации — это онлайн через портал «Госуслуги», через многофункциональные центры (МФЦ) или подача в подразделение МВД. Записаться на прием в МФЦ можно, воспользовавшись услугой на mos.ru. Срок регистрации — от трех до восьми рабочих дней.
Список документов для временной регистрации:
Через портал «Госуслуги»
Подать заявление о регистрации по месту пребывания можно через портал «Госуслуги». Для этого на портале должна быть создана учетная запись. Затем необходимо заполнить заявление в электронном виде, внеся в него данные следующих документов: паспорта гражданина России; паспорта гражданина России или свидетельства о рождении несовершеннолетнего заявителя; документа, на основании которого проводится регистрация. После отправки заявления нужно дождаться результатов его проверки. В личный кабинет придет приглашение посетить подразделение ГУВМ МВД. Сообщение придет выбранным вами способом: оповещением в мобильном приложении или по электронной почте. В течение трех дней после получения приглашения нужно будет представить оригиналы документов.
Прийти в подразделение нужно с собственником помещения, в котором человек собирается временно зарегистрироваться. Собственник должен подтвердить свое согласие. Если нет возможности собрать всех заинтересованных собственников, можно предоставить их согласие, заверенное нотариусом. Когда свидетельство о временной регистрации будет готово, гражданина вызовут в учреждение МВД для его получения.
Подача документов через МФЦ
Для оформления временной регистрации через МФЦ нужно обращаться в то отделение, которое обслуживает район, где гражданин намерен зарегистрироваться. Записаться на прием можно через терминал электронной очереди в многофункциональном центре или онлайн на сайте МФЦ.
Покупка временной регистрации
В интернете есть множество сайтов с объявлениями о продаже временной регистрации в Москве. Многие граждане задаются вопросом о возможности фиктивной регистрации. Однако юристы предупреждают, что это незаконно. «Покупка временной регистрации противоречит действующему законодательству, так как сама по себе регистрация не может выступать объектом купли-продажи», — пояснила Наталья Тарасова.
Следовательно, за фиктивную регистрацию придется нести ответственность как покупателю, так и продавцу. «Правонарушение подобного рода влечет за собой штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок до трех лет», — добавила член АЮР.