Что значит промежуточная станция
Промежуточная станция (железная дорога)
Промежуточная станция — раздельный пункт, предназначенный для скрещения и обгона поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по отцепке вагонов от сборных поездов и прицепке к ним, обслуживания подъездных путей.
Для безопасного и своевременного выполнения технологических операций промежуточные станции имеют комплекс устройств и сооружений:
путевое развитие, включающее, кроме главных, 4—5 приёмо-отправочных путей на четырёхпутных линиях 3—4 на трёхпутных и 2—3 на остальных (на предузловых раздельных пунктах допускается увеличивать число приёмо-отправочных путей на один путь), а также погрузочно-выгрузочные пути, вытяжные пути для проведения маневровой работы, примыкания подъездных путей, предохранительные тупики и т. д.; пассажирское здание с платформами и другими устройствами, складские помещения, площадки, погрузочно-выгрузочные механизмы, стрелочные посты, устройства связи и СЦБ, освещения, водоснабжения и т. д.
Промежуточные станции размещают на линиях исходя из удобства обслуживания районов тяготения и, в частности, крупных населённых пунктов и предприятий.
В зависимости от расположения приёмо-отправочных путей различают три основные схемы промежуточной станции: поперечную, полупродольную и продольную.
Кроме того, промежуточные станции различаются по числу главных и приёмо-отправочных путей, размещению и развитию грузовых устройств, наличию примыкания подъездных путей.
Промежуточная станция
Промежуточная станция — раздельный пункт сети железных дорог, имеющий путевое развитие для обгона, скрещения и пропуска поездов, а также погрузки и выгрузки грузов.
Содержание
Описание
На промежуточных станциях осуществляется продажа билетов, посадка, высадка и обслуживание пассажиров, а также оформление перевозочных документов на прибывающие и отправляемые грузы. Отдельные промежуточные станции формируют отправительские маршруты, обслуживают подъездные пути предприятий, а иногда являются пунктами оборота пригородных пассажирских поездов.
Промежуточные станции размещают на линии с таким расчетом», чтобы обеспечить пропускную способность участка и удовлетворить потребности населения в перевозках. На промежуточных станциях размещаются пассажирское здание, платформы с переходами между ними, кладовые для багажа и грузов пассажирской скорости, склады и площадки для хранения грузов, технические, служебные и жилые здания.
Промежуточные станции отличаются от разъездов и обгонных пунктов наличием устройств для грузовых операций. Для лучшего использования подвижного состава, автотранспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов грузовую работу концентрируют на небольшом числе станций, связанных автомобильными дорогами с предприятиями, колхозами и совхозами.
Число приемо-отправочных путей на промежуточных станциях в зависимости от размеров движения принимается от двух до четырех. Для местной работы со сборными поездами укладывают погрузочно-разгрузочные, выставочные и вытяжные пути. Число и длина их определяются размерами местной работы.
Специализация
Промежуточные станции в зависимости от размеров движения, характера работы и рельефа местности устраиваются с продольным, полупродольным и поперечным расположением приемо-отправочных путей. Станции с продольным и полупродольным расположением рекомендуется применять на линиях I и II категорий; с поперечным — на линиях III категории.
Например, на БАМе в связи с тяжелыми климатическими и топографическими условиями сооружались в основном промежуточные станции с поперечным расположением путей и размещением грузового двора со стороны пассажирского здания и населенного пункта, что позволяет уменьшить объем земляных работ, протяженность инженерных коммуникаций.
Маневровая работа
Маневровая работа на промежуточных станциях со сборными поездами в значительной степени зависит от схемы путевого развития и расположения прицепляемых или отцепляемых вагонов в составе поезда и на погрузочно-разгрузочных путях станции. При этом маневры могут выполняться локомотивом сборного поезда или специальным маневровым локомотивом, обслуживающим станцию.
[Статья] Устройство и работа промежуточных станций
Назначение промежуточных станций. На промежуточных станциях кроме технических осуществляются грузовые и пассажирские операции. Если на станции грузовые и пассажирские операции отсутствуют, то она классифицируется как разъезд или обгонный пункт.
К техническим операциям на промежуточных станциях относятся: прием, отправление, пропуск поездов; маневры со сборными или вывозными поездами; маневры по подаче и уборке вагонов от грузовых фронтов. К грузовым и коммерческим операциям относятся: выгрузка, погрузка и хранение грузов, оформление грузовых документов и платежей. Пассажирские операции включают: продажу билетов, посадку и высадку пассажиров, прием, выдачу и хранение багажа и почты.
Для выполнения перечисленных операций промежуточные станции оснащены соответствующими техническими устройствами и средствами: путевым развитием (главные пути, приемоотправоч-ные и вытяжные, а также подъездные пути); погрузочно-выгру-зочными устройствами (пакгаузы, повышенные платформы, открытые площадки); зданиями (пассажирское здание, служебные помещения, багажное отделение); устройствами СЦБ и связи; маневровыми локомотивами.
Основными документами, регламентирующими работу промежуточных станций, являются ТРА и технологические карты. Тех-ническо-распорядительный акт определяет порядок приема, отправления поездов, пропуска транзитных и пассажирских поездов, обслуживания технических устройств. Технологические карты содержат: нормы времени на отдельные операции, графики обработки сборных поездов, нормы на грузовые операции и графики обработки вагонов на подъездных путях. На промежуточных станциях, к которым примыкают крупные промышленные предприятия, разрабатывают единый технологический процесс (ЕТП) работы станций и подъездного пути.
На линиях с пригородным движением промежуточные станции, на которых осуществляется оборот пригородных составов, называют зонными. На таких станциях укладываются дополнительные пути для отстоя пригородных составов.
Типовые вокзалы промежуточных станций имеют площадь 150. 400 м2. Грузовые устройства общего пользования включают в себя грузовой склад (пакгауз), платформу или площадку для навалочных грузов, контейнеров.
Основные типы промежуточных станций. В зависимости от взаимного расположения приемоотправочных путей различают промежуточные станции трех типов: поперечные, продольные и полупродольные. По расположению пассажирского здания и грузовых устройств станции бывают двух видов: с расположением грузовых устройств со стороны пассажирского здания либо с противоположной стороны. Кроме того, промежуточные станции на однопутных линиях несколько отличаются от станций на двухпутных линиях.
На рис. 6 показаны принципиальные схемы промежуточных станций однопутных линий.
Станции поперечного типа (рис. 6, а) располагаются на относительно небольшой площадке, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей с учетом стрелочных горловин. Грузовые устройства могут располагаться как со стороны пассажирского здания, так и с противоположной стороны. Предпочтительным является второй вариант, который позволяет в перспективе при увеличении грузовой работы осуществлять развитие устройств в противоположную от населенного пункта сторону.
Станции продольного типа (рис. 6, б) требуют более протяженной площадки и дополнительной территории для размещения стрелочных горловин. На таких станциях пути для пропуска пассажирских поездов и приема сборных или вывозных, а также грузовые устройства располагаются на основной площадке напротив пассажирского здания. На этих путях осуществляется основная маневровая работа.
Станции полупродольного типа (рис. 6, в) располагаются на меньшей площадке, чем продольного. При этом нет прямого выхода с путей 2, 4, 6, 8 четного направления на пути 1, 3, 5, 7 нечетного направления.
Несмотря на то что станции продольного и полупродольного типов требуют более протяженной площадки, чем станции поперечного типа, они обладают существенными преимуществами. На таких станциях создаются более безопасные условия для одновременного приема поездов противоположных направлений при скрещении, пропуска длинносоставных и сдвоенных поездов, имеются более благоприятные условия для высадки и посадки пассажиров, размещения грузовых устройств с любой стороны путей с возможностью их дальнейшего развития. Такие станции позволяют организовывать безостановочное скрещение поездов, что значительно поднимает участковую скорость.
Двухпутные линии, как правило, появляются в результате прокладки второго главного пути на существующей однопутной линии. Поэтому схемы путевого развития промежуточных станций двухпутных линий аналогичны схемам станций однопутных участков.
На рис. 7 приведены принципиальные схемы промежуточных станций двухпутных линий с поперечным (а), продольным (б) и полупродольным (в) расположением приемоотправочных путей. На двухпутных линиях сооружение грузовых устройств со стороны пассажирского здания на станциях поперечного типа является нецелесообразным с учетом дальнейшего развития станции.
Схемы путевого развития существующих промежуточных станций изменяются при их реконструкции, связанной с внедрением новых видов тяги, строительством второго главного пути, развитием грузовых устройств, подъездных путей. При этом могут изменяться конструкция стрелочных горловин, длина приемоотправочных путей, устройства связи, автоматики и телемеханики.
Выполнение основных операций на промежуточных станциях. Основными техническими операциями являются прием и отправление поездов, пропуск поездов без остановки. Если один поезд останавливается для пропуска встречного, такая операция называется скрещением, она характерна для станций однопутных линий. Скрещение на станциях двухпутных линий происходит без остановки поездов. Если же поезд останавливается для пропуска следом идущего, то такая операция называется обгоном. Обгон возможен на станциях как однопутных, так и двухпутных линий.
Приемоотправочные пути на станциях специализируются по направлениям движения (нечетное, четное). В соответствии с этим установлена нумерация путей, стрелок, а также входных и выходных, маршрутных и маневровых светофоров.
Организация пропуска поездов и маневровой работы строго регламентируется ПТЭ, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе, ТРА. Единоличным распорядителем технических операций по движению поездов на промежуточной станции является дежурный по станции.
На станциях, оборудованных электрической централизацией стрелок и сигналов с изоляцией приемоотправочных путей, все операции по приготовлению маршрутов для приема и отправления поездов выполняет дежурный по станции (ДСП). Для этого в помещении ДСП имеется пульт-табло с изображением путевого развития станции, на котором размещены повторители светофоров, кнопки управления стрелками и сигналами, а также другие вспомогательные приборы и устройства.
На станциях, не оборудованных централизацией стрелок и сигналов, маршруты приема и отправления готовят дежурные стрелочных постов по распоряжению ДСП. При этом соблюдается регламент переговоров, установленный Инструкцией по движению поездов и маневровой работе. Маршрут приема должен быть приготовлен заблаговременно, чтобы не допустить снижения скорости принимаемого поезда или его остановки у входного светофора.
При скрещении двух поездов на станциях сначала готовится маршрут приема на боковой путь и открывается входной сигнал для первого поезда. После прибытия этого поезда готовится маршрут сквозного пропуска встречному по главному пути и открываются выходной и входной сигналы. К этому моменту встречный поезд должен находиться на таком расстоянии от входного светофора, чтобы проследовать станцию, не снижая установленной скорости движения.
Одновременный прием двух встречных поездов разрешается в том случае, когда продолжение их маршрутов не пересекается. Если одновременный прием запрещен, то первым принимается поезд с менее благоприятными условиями остановки у закрытого входного сигнала или трогания с места.
Для обеспечения безопасности движения заблаговременно прекращаются маневры с выходом на маршрут приема, отправления поездов. Правильность приготовления маршрутов и свободность путей контролируются по пульту-табло. В случае неисправности устройств СЦБ свободность путей и правильность установки стрелок проверяет лично ДСП или сигналист.
Организация работы со сборным поездом. Сборные поезда для обслуживания промежуточных станций формируются на ограничивающих данный участок сортировочных или участковых станциях. Вагоны в составе сборного поезда размещаются группами в порядке географического расположения промежуточных станций участка. Сборные поезда обращаются по установленному графику с таким расчетом, чтобы грузовые операции заканчивались к моменту их прибытия на станцию. В случае значительной и устойчивой грузовой работы на промежуточной станции для ее обслуживания в графике движения предусматривают вывозные поезда, которые обращаются между данной станцией и ближайшей сортировочной или участковой.
Со сборными поездами на промежуточной станции выполняют следующие операции: прием поезда, отцепку группы вагонов и подачу их к месту выгрузки, прицепку отправляемой группы, обмен грузовыми документами, опробование тормозов и отправление. При наличии в составе поезда сборно-раздаточного вагона выполняют погрузку и выгрузку мелких отправок без отцепки вагона.
Промежуточные станции
В зависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, пассажирские и грузовые.
Промежуточными станциями называются раздельные пункты имеющие путевое развитие для обгона, скрещения и пропуска поездов, а также погрузки и выгрузки грузов. Таким образом, эти станции отличаются от разъездов и обгонных пунктов наличием устройств, для грузовых операций.
Промежуточные станции размещают на линии с таким расчетом, чтобы обеспечить пропускную способность участка и удовлетворить потребности населения в перевозках. Для лучшего использования подвижного состава, автотранспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов грузовую работу концентрируют на небольшом числе станций, связанных автомобильными дорогами с предприятиями.
На промежуточных станциях осуществляется обслуживание пассажиров, а также оформление перевозочных документов на прибывающие и отправляемые грузы. Отдельные промежуточные станции формируют отправительские маршруты, обслуживают подъездные пути предприятий, а иногда являются пунктами оборота пригородных пассажирских поездов.
Число приемо-отправочных путей на промежуточных станциях в зависимости от размеров движения принимается от двух до четырех. Для местной работы со сборными поездами укладывают погрузочно-разгрузочные, выставочные и вытяжные пути. Число и длина их определяются размерами местной работы.
Рис. 3. Промежуточная станция с полупродольным расположением приемо-отправочных путей:
Промежуточные станции в зависимости от размеров движения, характера работы и рельефа местности устраиваются с продольным, полупродольным и поперечным расположением приемо-отправочных путей. Станции с продольным и полупродольным расположением рекомендуется применять на линиях I и II категорий; с поперечным — на линиях III категории.
Маневровая работа на промежуточных станциях со сборными поездами в значительной степени зависит от схемы путевого развития и расположения прицепляемых или отцепляемых вагонов в составе поезда и на погрузочно-разгрузочных путях станции.
Назначение и классификация станции. Промежуточные, участковые станции.
1. Промежуточные станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, багажа и грузобагажа, обслуживания пассажиров, осуществляется обслуживание подъездных путей, формирование отправительских маршрутов с мест погрузки, оборот пригородных составов.
Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа железнодорожного участка, называются опорными.
Схема промежуточной станции с продольным расположением приемоотправочных путей: 1-6 – приемо – отправочные пути; 7 – вытяжной путь
Наиболее распространенным типом промежуточной станции является станция с поперечным расположением приемоотправочных путей, так как она занимает сравнительно небольшую площадку, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей (850, 1050, 1250 м) и плюс по 300 м с каждой стороны для размещения горловины.
Грузовые устройства могут располагаться со стороны пассажирского здания или со стороны, противоположной пассажирскому зданию.
Если грузовые устройства находятся со стороны пассажирского здания, то это удобно для подвоза или вывоза грузов в сторону населенного пункта, расположенного обычно со стороны пассажирского здания. Однако такой вариант возможен только при незначительном объеме грузовой работы. С ростом погрузки и выгрузки развитие грузовых устройств затруднено, что вызывает необходимость переноса ряда грузовых фронтов на другую сторону станции рядом с крайним приемоотправочным путем.
Подача вагонов к местам погрузки и выгрузки в этом случае сопряжена с пересечением главного пути.
Схема промежуточной станции с расположением грузовых устройств со стороны, противоположной пассажирскому зданию, более четко разделяет пассажирские и грузовые операции и имеет благоприятные условия для развития грузовых устройств, что отвечает требованиям концентрации грузовой работы и позволяет осуществить превращение станции в опорную для выполнения грузовой работы на участке.
В этом случае промежуточная станция с малым объемом погрузки и выгрузки закрывается для выполнения этих операций с переносом их на опорные станции.
Промежуточные станции с продольным расположением приемоотправочных путей требуют более длинной станционной площадки, равной удвоенной длине приемоотправочных путей плюс 800 м на размещение горловин. На этих станциях пути для приема и отправления пассажирских и сборных поездов, а также грузовые устройства располагаются на основной площадке против пассажирского здания.
Для промежуточных станций с полупродольным расположением приемоотправочных путей требуется меньшая длина станционной площадки, так как пути сдвинуты навстречу друг другу.
Хотя промежуточные станции с продольным или полупродольным расположением приемоотправочных путей требуют более длинной площадки, они имеют существенные преимущества перед станциями поперечного типа, а именно, создаются лучшие условия для безостановочного скрещения поездов встречных направлений на однопутных участках, что увеличивает участковую скорость, а значит, и пропускную способность участка.
2. Участковые станциипредназначены для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, заключающихся в смене локомотивов или их осмотре и экипировке без отцепки от поездов, в смене локомотивных бригад, техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов, коммерческом осмотре поездов для проверки правильности погрузки и крепления грузов и их сохранности. Кроме этого участковые станции принимают, расформировывают, формируют и отправляют участковые, сборные, вывозные, передаточные, а в необходимых случаях и другие поезда.
Расстояние между соседними участковыми станциями (длина участка) зависит главным образом от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами и составляет для размещения основных депо 360-450 км, а оборотных — 180- 250 км. По этому признаку участковые станции подразделяются на станции, имеющие основное или оборотное депо.
Основное депо наделено средствами, в состав которых входят парк локомотивов, производственнотехнические здания, сооружения и оборудование. В него входят также и локомотивные бригады, которые включены в штат депо. Основные депо включают все виды технического обслуживания и ремонта локомотивов, обеспечивающих нормальную и безаварийную работу по вождению поездов на участках их обращения.
Оборотное депо — это депо, где производится оборот локомотивов на обслуживающих участках обращения со сменой или без смены локомотивных бригад, которые к оборотному депо не приписаны.
В пунктах оборота и пунктах технического обслуживания локомотивов производится технический осмотр и техническое снабжение локомотивов горючесмазочными материалами, песком и т.д., а также обеспечивается отдых локомотивных бригад между поездками. Для выполнения операций по приему, обработке и отправлению поездов участковые станции имеют приемоотправочные парки.
Имеются участковые станции с поперечным, продольным и полупродольным расположением парков.
Участковая станция поперечного типа:
ПЗ – пассажирское здание, ПО-1 приемо-отправочный парк для нечетных поездов, ПО-2 приемо-отправочный парк для четных поездов, С – сортировочный парк, ГД – грузовой двор, ЛХ – локомотивное хозяйство (депо).