Что значит прокомментировать высказывание
прокомментировать
Смотреть что такое «прокомментировать» в других словарях:
прокомментировать — пояснить, растолковать, разъяснить, объяснить, осветить, истолковать, интерпретировать, комментировать Словарь русских синонимов. прокомментировать см. истолковать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ — см. комментировать. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
прокомментировать — ситуацию • вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Прокомментировать — сов. перех. 1. Снабдить, сопроводить комментариями (какой либо текст). 2. Пояснить, истолковать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
прокомментировать — прокомментировать, прокомментирую, прокомментируем, прокомментируешь, прокомментируете, прокомментирует, прокомментируют, прокомментируя, прокомментировал, прокомментировала, прокомментировало, прокомментировали, прокомментируй, прокомментируйте … Формы слов
прокомментировать — прокоммент ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь
прокомментировать — (I), прокомменти/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка
прокомментировать — рую, руешь; св. (нсв. комменти/ровать) что 1) Снабдить, сопроводить комментариями (какой л. текст) Прокомменти/ровать древний текст. 2) Пояснить, растолковать. Прокомменти/ровать сообщение. Прокомменти/ровать международные события. Прокоммент … Словарь многих выражений
прокомментировать — про/коммент/ир/ова/ть … Морфемно-орфографический словарь
истолковать — См … Словарь синонимов
ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ
Смотреть что такое «ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ» в других словарях:
прокомментировать — пояснить, растолковать, разъяснить, объяснить, осветить, истолковать, интерпретировать, комментировать Словарь русских синонимов. прокомментировать см. истолковать Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов
прокомментировать — ситуацию • вербализация … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Прокомментировать — сов. перех. 1. Снабдить, сопроводить комментариями (какой либо текст). 2. Пояснить, истолковать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
прокомментировать — прокомментировать, прокомментирую, прокомментируем, прокомментируешь, прокомментируете, прокомментирует, прокомментируют, прокомментируя, прокомментировал, прокомментировала, прокомментировало, прокомментировали, прокомментируй, прокомментируйте … Формы слов
прокомментировать — прокоммент ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь
прокомментировать — (I), прокомменти/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка
прокомментировать — рую, руешь; св. (нсв. комментировать). что. 1. Снабдить, сопроводить комментариями (какой л. текст). П. древний текст. 2. Пояснить, растолковать. П. сообщение. П. международные события. П. чьё л. мнение. Прокомментируйте сделанное заявление … Энциклопедический словарь
прокомментировать — рую, руешь; св. (нсв. комменти/ровать) что 1) Снабдить, сопроводить комментариями (какой л. текст) Прокомменти/ровать древний текст. 2) Пояснить, растолковать. Прокомменти/ровать сообщение. Прокомменти/ровать международные события. Прокоммент … Словарь многих выражений
прокомментировать — про/коммент/ир/ова/ть … Морфемно-орфографический словарь
истолковать — См … Словарь синонимов
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения учащихся находить и пояснять смысловые компоненты текста.
Что обозначает «комментарий» текста? В чем его отличие от пересказа?
Следует помнить, что если сочинение представляет собой пересказанный текст без каких бы то ни было комментариев, то оно по всем критериям проверки оценивается нулем баллов.
Комментарий – это рассуждение по поводу прочитанного или увиденного, это пояснительные замечания по поводу чего-либо. Это может быть изъяснение смысла текста, в то время пересказ – это изложение содержательной стороны прочитанного. При написании комментария советуем выпускникам задавать самим себе следующие вопросы. К какой категории относится проблема: философской, социальной, психологической, экологической? Насколько она актуальна? Как часто мы с ней сталкиваемся? На чем заострял внимание автор, описывая проблему? В этом и суть отличия комментария от пересказа.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а, комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Комментируя сформулированную проблему, читатель как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те ее стороны, которые интересовали автора. Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста, умения «дешифровать» его содержание.
В идеале мысль адресанта и мысль, полученная адресатом, должны были бы совпасть. Однако на практике подобное невозможно. Подобное могло бы произойти, если бы читатель совершенно тождественно автору воспринимал все уровни текста.
В реальности это, естественно, невозможно, то есть невозможно воспринять текст абсолютно идентично авторскому замыслу. Невозможно, чтобы совпадали лингвистические представления и умения автора и читателя, их жизненный, культурный опыт, объем их памяти и знаний.
Комментарий ограничен следующим:
-обязательной направленностью на идею текста;
Комментарий (пояснение) может иметь двоякий характер.
1. Он может быть текстуальным, т. е.объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание? Почему?
Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2. При концептуальном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:
К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т. п.)
Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т. п.?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
К каким выводам автор подводит читателя?
Однако как в первом, так и во втором случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Что значит «прокомментировать» проблему исходного текста? Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
1. Это позволяет увидеть, что интересует автора.
2. Рассуждая по поводу сформулированной проблемы, т. е. комментируя ее, читатель показывает и свое восприятие того, что волновало автора.
3. Комментарий помогает увидеть основные аспекты, которые автор считает важными.
Как можно изложить в сочинении комментарий проблемы?
Можно от комментария к формулировке проблемы или, наоборот, от формулировки проблемы к ее комментарию. Можно предложить учащимся для тренировки умений комментировать основную проблему текста такие задания: найти в данном тексте ключевые слова, которые помогают увидеть основную проблему; продолжить комментарий проблемы, сформулировав авторскую позицию, прокомментировать сформулированную проблему текста по предложенному плану; продолжить комментарий основной проблемы исходного текста; написать комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, использовав любые из предложенных языковых клише. Выписать из исходного текста те причины, которые делают актуальной основную проблему. Написать два варианта комментария: от комментария к формулировке проблемы и наоборот. Составить набор языковых клише, позволяющих прокомментировать сформулированную проблему.
Можно предложить учащимся такое задание: напишите подробный комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, отразив в нем следующее:
-какое понятие рассматривает автор;
-к какой категории относится избранная автором проблема;
-актуальна ли она среди основных проблем современности;
-что делает ее актуальной;
-традиционна эта проблема или нова;
-какие точки зрения существуют по данной проблеме;
-как удалось автору привлечь внимание читателя к этой проблеме.
При комментировании выпускники допускают, как правило, такие ошибки: в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема; прокомментирована только часть проблемы; проблемы, поднятые в исходном тексте, отражены настолько неточно и противоречиво, что нельзя судить об адекватности восприятия.
При анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
В комментарии не должно быть:
Пересказа исходного текста или любой его части
Рассуждений по поводу всех проблем текста
Комментариев о действиях героев текста.
Общих рассуждений о тексте: нужно прокомментировать одну из проблем, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста. Не допускать в комментарии фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста: не приписывать автору то, чего он не говорил.
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.
Подготовка к ЕГЭ. Пишем комментарий к проблеме текста.
Возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся? Прежде всего, учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.
Сначала внимательно читаем задание 27.
«. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. »
Что такое комментарий?
В качестве комментария можно использовать:
Структура комментария
1) Пример-иллюстрация из текста.
2) Пояснение примера.
3) Пример-иллюстрация из текста.
4) Пояснение примера.
5) Смысловая связь между примерами.
6) Анализ смысловой связи.
является проблема, сформулированная учащимися. Комментируя проблему, следует привлекать информацию из текста, значимую для раскрытия данной проблемы (предложения, абзацы, ключевые слова, метафорические словосочетания и т.д.) Однако комментарий не должен сводиться к пересказу
■ выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
■ отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
■ написать пояснения: что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.
■ выявить связь между примерами-иллюстрациями:
■ объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
Комментарий зависит от стиля текста, поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала задайте вопросы:
На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?
1.Чтобы перейти от проблемы к комментарию, необходима логическая подводка Можно начать комментарий так: «Размышляя над поставленной проблемой, автор. «. Логическая подводка нужна для того, чтобы рассуждение выглядело последовательным и связанным.
2. Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Пример-иллюстрация №1 Можно вставлять цитаты, но следует избегать чрезмерного цитирования. Не нужно включать в кавычки два или одно длинное предложение. Достаточно выписать несколько слов, которые важны для понимания проблемы. Можно вообще не цитировать предложения из текста. Но тогда следует указать на номера предложений, откуда вы берёте эпизод.
Пример-иллюстрация №2 Другой эпизод, который тоже раскрывает проблему. Он не должен быть из того же абзаца, что и первый пример.
Ø В центре внимания автора случай…
Ø Писатель изображает (кого? что?)
Ø Герой говорит: «цитата»
Ø Следует обратить внимание на слова (поступки, мысли) героя…
Ø Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Ø Симпатии автора на стороне героя, который…
Ø Автор делает акцент на том, что…
Ø Автор рассматривает проблему на примере…
Ø Автор раскрывает проблему, описывая….
Ø Проблема раскрывается автором на примере (чего?)
Ø Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Писатель не случайно приводит слова (кого?) «цитата».
Ø Автор разделяет (не разделяет) мнение (кого?), который утверждал: «цитата».
Ø Публицист спорит (с кем? и почему?)
Ø Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что (и почему?)
Ø Особого внимания заслуживает мысль автора о том, что… (и почему?)
Ø Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…)
3. Пояснение к примеру-иллюстрации
• Цель пояснения : выявить смысл авторского
• какого-либо приёма в тексте,
Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
Ø мотивов поведения героя (-ев);
Ø монологов (в том числе внутренних), диалогов;
Ø их личностных особенностей;
Ø взаимоотношений с окружающими;
Ø внутреннего состояния;
Ø отношения к себе и к миру и т.д.
Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
Ø фактов, мнений, настроения автора,
его комментариев и размышлений;
Ø авторских аргументов, доводов;
Ø различных точек зрения на проблему;
Ø авторских (и не только) высказываний и т.п
Ø Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)
Ø Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)…
Ø Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Ø Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы…
Ø Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что…
Ø Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…
Ø Этот пример, думаю, показывает, что…
Ø Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что…
Ø Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что…
Ø Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что…
Ø Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?)
Что такое смысловая связь между частями текста? Чтобы написать о связи между микротемами, нужно знать, какой эта связь бывает:
Приёмы, которые могут лежать в основе смысловой связи.
Как определить вид связи
сопоставительная или противопостави-тельная
(В тексте сравнительная (сопоставительная, противопоставительная связь помогает понять характер героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;
настроение, эмоции героя; чувства, мысли героя или автора;
авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.)
Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу.
Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста?
Что противопоставлено в примерах?
С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)?
В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д
В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть (что?)…
Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, к каким выводам можно прийти)…
Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) ….
Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что…
Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?)
Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)…
Пояснительная, уточняющая (Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.)
Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации
Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить?
Какими примерами автор подтверждает сказанное?
Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста?
Что можно привести в качестве подтверждения?
Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого?
Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого?
Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?)…
Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…;
Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)….
Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)…
Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять (что и каким образом?)…
Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :…
Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера.
Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием. Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело.
Почему это произошло?
Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)?
В силу чего это случилось?
Что из этого следует?
Какие последствия повлекло это событие?
Как это повлияло на дальнейшие события?
Что из этого, по мнению автора, следует?
К чему это привело (приведет)?
Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?
Эти примеры называют причины, по которым…
Причиной такого поведения является…
Следствием такого отношения к окружающим стало…
(указать результат и пояснить свой вывод)
Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось?
Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)
1. Наиболее лёгкий для написания приём – это приём противопоставления, то есть приём контраста или приём антитезы. Поэтому, после прочтения текста, необходимо посмотреть, есть ли в нём противопоставления (поступков героев; разных точек зрения; разного отношения к одному и тому же явлению, разных временных отрезков, социальное неравенство и т.д.). Если есть, то можно писать комментарий к проблеме, основываясь на приёме противопоставления (мужество // трусость; роскошь // бедность и т.п.)
2. Если противопоставления нет, посмотрите приём аналогии или сопоставления: сравнивается ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления // действия?
3. Если этих приёмов нет, смотрите приёмы подтверждения, выделения, причинно-следственную связь. Думайте, как вы будете строить свой комментарий к проблеме.
4. Потом, если не нашли вышеуказанных приёмов, попробуйте при внимательном чтении текста найти детали. Не забывайте, что не всё, о чём пишет автор, является деталью.
1) деталь интерьера,
3) деталь предметная (указание на вещь);
4) деталь бытовая (указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица);
5) деталь портретная – изображение внешности героя.
1) состояние внутреннего мира героя,
2) движения мысли, помыслы, желания,
3) страхи, фобии, мании.
Запомните: Указания на него приём, лежащий в основе ваших примеров-иллюстраций, не должен «падать с потолка». вы должны сделать в комментарии к проблеме.
5. Проанализировать смысловую связь – это значит определить, как связаны по смыслу приведённые примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания сформулированной проблемы!! В этом учебном году за смысловую связь выпускники могут получить два балла. Что из этого следует? Во-первых, надо не только глубоко отразить мысль, но и объёмно её оформить.
Алгоритм выявления смысловых связей между примерами-иллюстрациями
В соответствии с формулировкой проблемы и авторской позицией
а) найти смысловые отношения между частями текста: сравнительные, противопоставительные, сопоставительные, причинно-следственные, целевые, условные и др.;
б) вычленить в этих частях примеры, отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему;
в) продумать, как выбранная смысловая связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию, характер героя и т.п.;
в) сформулировать высказывание, указав и проанализировав смысловые отношения между найденными примерами-иллюстрациями.
Текст для работы
. На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета. А мне прислан по уговору. Должен же врач узнать, так ли заметен след от хирургической операции на лице пациента. Фотографию бережно храню. Она нередко обращает мою память к Ивану Михайловичу.
В пятиместной палате койка его стояла напротив другой, несколько дней пустовавшей. И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на свете и поменьше. » Сам он после операции, а оперировали его дважды, мог лежать в постели три-четыре дня. Остальные проводил в заботах. Нет, не о себе, а о соседях. Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой гипсовой повязке. Ухаживал за ним, как нянечка. И всем другим в палате помогал: умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит, грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. Взял он на себя множество хлопот, которые обычно входят в обязанности младшего медицинского персонала.
Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился. Войду в палату — он, подражая Ивану Михайловичу, теперь улыбается, приветливо говорит «доброе утро». Закончу осмотр, определю более сложный комплекс гимнастических упражнений —«спасибо» скажет. Раньше такой общительности за ним не замечалось.
Больница в избытке вмещает в себя страдания многих людей, и умерить их способен не только врач, но и больной человек, окажись среди них хотя бы один с сердцем отзывчивым, как у Ивана Михайловича. Постепенно и у других досада на болезнь начнет сглаживаться.
Все же пришел тот день, а вернее ночь, когда долго не занятая в палате койка понадобилась. На нее положили молодого мужчину — моряка, накануне вернувшегося из длительного плавания. Он куда-то торопился, вскочил на ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. Дежурные хирурги несколько часов боролись с травматическим шоком, а когда вывели больного из тяжелого состояния, ампутировали ему раздробленную голень. Медицинская сестра не отходила от него до самого утра. Иван Михайлович весь остаток ночи провел без сна и во многом помог сестре. Притихшими нашла я своих подопечных на утреннем обходе.
— У нас пополнение. Вот Володя поступил, несчастье-то какое произошло. — нарушил тишину Иван Михайлович, поднимаясь со стула и направляясь к двери, где я продолжала стоять, ориентируясь, какой след оставила здесь бессонная ночь.
Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали усталость. Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. Алеша забыл поприветствовать меня. А Володя словно застыл. Он смотрел в одну точку и вряд ли что видел или слышал. Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.
Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы, чтобы пережить горе. Называла имена известных людей, перенесших подобную трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но определивших для себя место в жизни. Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб, большие глаза. Красивый парень! Сказала ему об этом.
Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду. » В этот момент я внезапно вспомнила одно давнее дежурство в клинике. Мне, начинающему хирургу, пришлось ампутировать обе голени крепкому, богатырского сложения моряку, тоже очень молодому. После операции полдня проплакала, так жалко было его. Тогда я еще плохо разбиралась в целительной силе доброго слова. Позднее поняла, что, идущее от души, оно действует лучше многих успокоительных лекарств. А слезы врача — разве они больному человеку могут помочь?
Постоянно при осмотре и перевязках сестры и врачи старались, как могли, утешить Володю. Я заходила в палату по несколько раз в день.
Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились первые приметы восстановленного покоя. Алеша снова начал произносить «доброе утро», и все обитатели палаты вторили ему. Однажды утром, войдя к ним, сразу обратила внимание на стол. Из простенка он был передвинут к кровати Володи. Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. Глаза его с лукавой хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». Я смотрела и любовалась. Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.
Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют), Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:
— Что я Володе-то говорю. Живой остался, вот и ладно. Парень молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. Протезы ноне делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. Живи, говорю, да радуйся всему, что на свете белом есть. Нечего горевать. Что случилось, не воротишь. Летом приедешь к нам в Устюг Великий. Отдохнуть у нас можно. А невесты-то у нас до того хороши, что нигде таких, паря, нету.
— Иван Михайлович все верно говорит. Он так много сделал для меня в эти тяжелые дни. А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,— приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. Чтобы вот так улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие дни, вечера, а, может быть, и ночи. И слова Ивана Михайловича показались мне в то утро более значимыми для Володи, чем все мои. Он поверил в себя снова. Как повезло ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном Михайловичем.
* Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель.
Пример сочинения по тексту
К1 Формулировка проблемы. Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат медицинских наук, писатель – рассуждает в тексте над проблемой доброты, над тем, какое влияние она оказывает на человека.
К2. Проявление милосердия и доброты мы можем рассмотреть на примере отношения к людям Ивана Михайловича.
1 пример-иллюстрация. Герой произведения, несмотря на то что вот-вот перенёс операцию и не до конца восстановился в силах, помогает своему соседу по палате, заботится о нём, «ухаживая за ним, как нянечка» Благодаря стараниям Ивана Михайловича Алёша смог переродиться.
Пояснение. Этот пример показывает, как проявление доброты может помочь человеку преобразиться после пережитых несчастий и болезней.
2 пример- иллюстрация. В качестве второго примера рассмотрим случай, когда в палату поселили нового больного. Мужчина попал ногой под колесо, после чего ему её пришлось ампутировать. Володе было тяжело пережить это горе, он был потерян. И тогда Иван Михайлович обратился к нему с простыми и мудрыми словами поддержки. Разговаривал с больным так, будто никакой трагедии не произошло, тем самым помог вернуть ему радость жить, заново обрести смысл жизни. То, что казалось непреодолимым горем, стало неприятностью, с которой можно жить
Пояснение. Этот пример показывает, как правильно сказанные добрые слова могут творить чудеса, исцеляюще воздействовать на человека.
Смысловая связь. Оба фрагмента текста тесно связаны между собой. Сопоставляя эти два примера, делаем вывод, что такое качество характера как доброта обладает огромной силой, способной помочь человеку в трудные моменты жизни.
К3 Позиция. Позиция автора ясна. Проявление доброты оказывает благотворное влияние на людей, помогает преодолевать жизненные невзгоды
К 4. Отношение к позиции автора + обоснование
Невозможно не согласиться с мнением автора, ведь человеческая доброта способна излечить душевные раны, помочь найти в себе силы жить и бороться, искать выход из сложных ситуаций. В подтверждение своей мысли приведу пример из художественной литературы. Так в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех: отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Своей добротой Соня спасает Раскольникова. Она пробудила в нем совесть, помогла исцелить душевные раны и вернуть желание жить.