Что значит профильный класс в школе 10
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Профильные классы в школах
С сентября 2020 года российские школы работают по новому образовательному стандарту (ФГОС). Он предусматривает учебу в профильных классах на третьей, завершающей, ступени среднего образования – в 10 и 11 классах.
Что такое профильный класс
В профильных классах ученики углубленно изучают предметы, соответствующие заявленному профилю обучения. С остальными обязательными для среднего общего образования дисциплинами – знакомятся на базовом уровне, достаточном для итоговой аттестации. Учеба в профильном классе – это не профессиональная подготовка, это, скорее, профориентация, которая помогает выбрать будущую профессию и определиться с тем, в какой вуз и на какую специальность поступать после школы.
Идти в профильные классы стоит еще и потому, что в них лучше готовят к олимпиадам и ЕГЭ по нужным для поступления предметам. Самые сложные и «дорогие» задания в КИМах Единого госэкзамена рассчитаны как раз на выпускников профильных классов с углубленной подготовкой по предмету экзамена. Так что меньше, а то и вовсе не придется тратиться на занятия с репетиторами и на дополнительных курсах.
Направления профильных классов
Приказ Минобрнауки № 413, утверждающий новый ФГОС, предполагает 4 направления учебы в профильных классах:
Для старшеклассников, не определившихся с предпочтениями, есть пятый – универсальный профиль.
У школ есть полномочия в рамках четырех основных профилей открывать более узконаправленные классы. Сейчас уже есть примерно полтора десятка таких довольно стандартных и редких специализаций:
Особая разновидность узконаправленного обучения в старшей школе – профильные классы при вузах (предуниверсарии). Их открывают университеты, они сами отбирают кандидатов, чтобы два года готовить их не только к поступлению, но и к учебе по программам высшего образования выбранному направлению. Например, химический факультет МГУ открыл профильный класс в московской школе № 171, МИФИ – физико-математический в лицеях № 1511, 1523, НИУ ВШЭ – экономический в школе № 1535.
Профильные классы открывают не только вузы, но и госкорпорации, например, «Газпром». Будущих нефтяников он начинает готовить со школьной скамьи в 26 профильных классах. Только три из них в Санкт-Петербурге, остальные – в нефтедобывающих регионах.
Предметы
Учебные планы для профильных классов школы составляют самостоятельно, учитывая то, что в программе должно быть 7 обязательных предметных областей:
Какие именно предметы из каждой области и на каком уровне изучения – базовом или углубленном – профильном включать в учебный план, решает школа. К примеру, из общественных наук в качестве обязательных, скажем, для математического класса, одна школа может выбрать географию, другая – право, третья – историю, четвертая – экономику, пятая – обществознание.
В программе класса профильного уровня есть:
Какой профиль открыть и углубленному изучению каких предметов отдать предпочтение, устанавливает учебное заведение, исходя из своей материально-технической базы и наличия учителей в штате.
Поступление
Правила набора в профильный 10 класс разрабатывают региональные министерства образования. Обычно отбор проходит с учетом результатов ОГЭ по профилирующим предметам – именно их надо выбрать в дополнение к обязательным русскому и математике, записываясь в 9 классе на выпускной экзамен.
ФИПИ рекомендовал (не в ультимативном порядке) уровень проходных баллов для зачисления в профильные 10 классы. В целом школы придерживаются уровня этих отметок.
В России вводят профильные 10-11 классы. Как это будет работать в Ревде?
Объясняем максимально просто вместе со специалистом Управления образования, директорами и учителями ревдинских школ.
С 1 сентября во всех российских школах вводят новый образовательный стандарт (ФГОС) — профильного общего образования. Он существует уже девять лет, но обязательным стал только в этом году. В течение двух лет систему будут обкатывать. В Ревде все школы, кроме школ №№1, 13 и 22, будут набирать профильные классы. Это взволновало родителей и детей: если школа не подходит ученику по профилю, придется переходить в другую. Вместе с экспертом Анной Коротковой, завотделом сопровождения общественно-значимых мероприятий Центра развития образования, разбираемся, что изменилось и как это будет работать.
Почему это важно?
Это профориентация. По статистике, 40% выпускников вузов работают не по специальности: потому что школьники часто выбирают специальность, не понимая, чего хотят в будущем. Чтобы это исправить, Минобр решил активнее работать с детьми, выявляя их склонности к разным предметам. В каждом профиле есть обязательные предметы (не менее четырех), по которым будет больше часов.
Как выбрать профиль?
В профильные классы будет индивидуальный отбор. Если ребенок успевает по предметам, которые обязательны для профиля, у него есть все шансы попасть в профильный класс. Универсальный профиль подходит тем, кто не решил, к чему склонен. В школах №№3 и 2 будут как профильные, так и универсальные классы.
— В универсальных профильных классах предполагается индивидуальный учебный план. Скорее всего, детей разобьют на подгруппы, как это сейчас происходит с иностранным языком. И по некоторым предметам они будут учиться по отдельности. Процесс сложный, но школам, где будет универсальный профиль, придется с этим справиться. Важна виртуозность в составлении расписания, — считает Анна Короткова.
Когда определиться с выбором?
Если ваш ребенок учится в девятом классе, сделать это надо уже сейчас. И определить, по каким предметам сдавать ОГЭ. К примеру, если девятиклассник хочет в дальнейшем идти в класс с технологическим профилем, то лучше всего сдавать физику и информатику.
С ЕГЭ ситуация обстоит немного по-другому. Для выпускников 2022 года (именно они сейчас заканчивают девятые классы) правила единые, несмотря на профиль. Все выпускники будут сдавать русский, математику, инъяз (базово или углубленно).
Кому сообщить о своем выборе?
По завершении девятого класса нужно подать в свою школу пакет документов: заявление от родителей (законных представителей); копию аттестата об основном общем образовании; справку о результатах ОГЭ по профильным предметам (исходя из выбранного профильного обучения); портфолио за последние два года.
Зачем портфолио?
Все достижения ребенка переведут в баллы: оценки в аттестате; результаты ОГЭ (вот почему важно сдавать экзамены именно по профильным предметам); достижения в портфолио (как именно, решит каждая школа индивидуально, но успех на российских соревнованиях, к примеру, важнее, чем победа в Ревде).
По сумме баллов сформируют рейтинг учеников. Первые получат места в профильном классе. Количество мест будет зависть от школы. По два профильных класса будет только в двух школах — №2 и 3. В остальных — по одному. В классе может быть не больше 25 человек.
Если вы не попали в топ-25, место в классе другого профиля будут искать специалисты Управления образования. Или ребенку предложат класс универсального профиля.
Это хорошо или плохо?
Хорошо, потому что поможет определиться с профессией в последние годы обучения в школе. Плохо (по мнению родителей), потому что может потребоваться поменять школу. Можно выбрать любую: ученики 10 и 11 классов к районам не прикреплены.
Анатолий Сазанов, директор школы №29, объясняет: система будет работать в больших школах, где несколько классов. Но в его учреждении будет только один, универсальный.
— Такая система существует давно, сейчас ее просто сделали более официальной. А то, что школы придумывают условия для отбора в 10-е классы, это просто они могут так сделать. Но если родитель обратится в прокуратуру, то школа будет просто обязана принять ребенка в 10 класс. У нас общее доступное образование!
Живой пример: как профильные классы работают в школе №3
Анна Козырина, директор:
— Уже три года мы обучаем детей по программам технологического профиля. При базовом изучении информатика, физика и математика идет один час в неделю, а при углубленном — четыре часа. Отличие не только в учебном плане, но и во внеурочной деятельности, которая может быть направлена на поддержание выбранного профиля.
Так, уже десять лет наши ученики дополнительно занимаются в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники, начиная с пятого класса. Там они изучают программы информатизации и информационных систем. На базе летнего школьного лагеря существуют профильные смены для будущих специалистов по IT-технологиям, где ученики не только помогают учителям в очистке компьютеров после учебного года, но и занимаются программированием, посещают обучающие курсы научно-технической лаборатории УрФУ «M-Labs». С начальной школы преподается робототехника, что позволяет на начальном этапе определить будущих специалистов в сфере IT-технологий.
Подать документы на поступление можно с 22 по 24 июня 2020 года, когда будут сданы все экзамены: еще до того, как ребенок получит аттестат, ведь посмотреть баллы за экзамены и другие оценки можно в региональной базе.
Мнение учителей
Марина Таранжина, учитель информатики школы №3:
— Многие дети еще не определились со своей ролью в жизни. А профильное образование поможет понять, чего они хотят. В нашей школе хорошо поставлен отбор и рейтинговая система. И когда дети знают, что чтобы поступить в 10 класс, им нужны хорошие оценки, они лучше учатся и хорошо сдают экзамены.
Татьяна Доль, учитель робототехники школы №3: «Сейчас все больше развиваются информационные и технические специальности. А то, что наша школа выбрала техническую направленность, это хорошо, ведь детям это нравится. Занятие по робототехнике больше похожи на профориентацию, ведь тут сразу же видно будущих специалистов, которым нравятся работать с техникой». Фото// Александр Семков, Ревда-инфо.ру
Ирина Быструшкина, учитель технологии школы №3:
— Если государство вводит данные стандарты, значит, работать все точно будет хорошо. В школе №3 эта система налажена хорошо, ведь перед зачислением в профильный 10-й класс у нас проходит жесткий отбор. В будущем это поможет при поступлении в вузы, и тем более сейчас уклон идет в сферу информационных технологий, а значит, это будет полезно для всех учащихся.
Профильные 10-11 классы: образование, программа, обучение, профессия
Назначение профильного обучения, его направления, изучаемые предметы — обо всем этом необходимо узнать еще задолго до выпускных экзаменов в 9 классе.
Основы обучения в России
Получение среднего образования является в России обязательным.
Общее образование делится на четыре ступени:
После получения полного среднего образования выпускник может поступать в институт, университет. Зачисление происходит по результатам ЕГЭ (Единого государственного экзамена).
Сравнение с Европой и США
В России в школах преподается больше теория, а в Европе — чаще всего прикладные дисциплины. Ученик на уроке может отстаивать свою точку зрения, с учителем у него — партнерские отношения. В отличие от России, где отношения между преподавателем и учащимся выстраиваются по принципу начальник и подчиненный.
Во Франции общее образование является бесплатным.
Оно также делится на четыре ступени:
По окончании лицея выпускники поступают в вузы. Университет во Франции считается менее престижным, чем высшая школа.
В Италии дети получают дошкольное образование в детском саду в течение трех лет.
Среднее образование состоит из трех уровней:
На начальном уровне уроки чаще всего проходят в игровой форме. Высшее образование итальянцы получают с 19 лет.
Школьное образование в Германии является бесплатным.
Оно включает в себя три уровня:
В США в зависимости от штата дети начинают учиться в возрасте от пяти до восьми лет.
Уровни американского школьного образования:
При получении начального образования домашнее задание в США гораздо меньше, чем в России. В некоторых штатах оно совсем отменено.
Закончив среднее учебное заведение, американцы поступают в колледжи или университеты, где получают высшее образование в основном в течение четырех лет.
Что такое профильные классы
К 2024 году большинство школ должны будут перейти на профильное обучение. По статистике 40 % выпускников институтов и университетов не работают по выбранной когда-то специальности. Это стало одной из главных причин повсеместного открытия классов с профильным уровнем, в то время как универсальных классов (обычных) с каждым годом становится все меньше и меньше. В связи с этим старшеклассникам становится сложно поступить в 10 класс.
Их назначение
Создание классов с профильным направлением позволяет более целенаправленно применять имеющиеся в школе ресурсы.
Задачи данного обучения — подготовить учащихся к самостоятельному выбору будущей профессии и способствовать более глубокому изучению предметов по избранному направлению.
Необходимо заранее выявить склонность учеников к той или иной деятельности с помощью тестирования, беседы с психологом. Профилизация помогает сделать правильный выбор предметов и дает возможность целенаправленно подготавливаться к выпускным экзаменам.
Отличие школы от гимназии
В школе при обучении применяются общеобразовательные стандарты. Гимназия отличается многопрофильностью, часто в ней используются авторские методики. Гимназия предоставляет углубленное изучение отдельных предметов. Причем начинается оно, как правило, со второго класса. В школах чаще всего профильные предметы изучаются учащимися с десятого класса.
Кого возьмут в профильный класс
На профильное обучение берут далеко не всех желающих. После окончания девятого класса в школах проводится ОГЭ (Основной государственный экзамен). Его результаты повлияют на возможность школьников продолжить обучение. Также на рассмотрение будет вынесен аттестат с годовыми оценками. Учитываются средний балл по профильным предметам и средний балл аттестата о неполном среднем образовании.
Отбор учащихся ведется по конкурсу, устраиваемому приемной комиссией. Органы местного управления могут дать разрешение на открытие в учебном заведении классов только с профильным направлением. В этом случае учащиеся, не прошедшие конкурс, должны будут искать себе другую школу.
Категории обучающихся, располагающие преимуществами при поступлении в классы с профильным направлением:
Чтобы узнать правила зачисления в конкретную школу, необходимо ознакомиться с ее Уставом. Его можно прочитать на сайте учебного заведения.
Если в школе отсутствует нужный профиль, нужно подавать документы на рассмотрение в другие учебные заведения. Информацию о них можно узнать в управлении образования.
Модель профильного обучения
В российских школах существует несколько моделей профильного обучения. Основные из них рассмотрены в статье.
Физико-математический
Физико-математический профиль позволяет добиться большего результата в обучении для учащихся, которые имеют склонность к точным наукам.
Характеристика данного профиля:
Углубленное изучение математики и физики осуществляется с помощью увеличения количества данных уроков в неделю. Профиль считается наиболее сложным для слабо подготовленных учеников. После получения аттестата выпускникам можно поступать на так называемый физмат (физико-математический факультет).
Химико-биологический
Целью данного профиля является получение химических и биологических знаний, способствующих дальнейшему обучению в высшем учебном заведении по этим направлениям.
Методика обучения имеет свои особенности:
Также учащимся могут предоставляться факультативные занятия.
Социально-экономический
Профильными предметами являются, как правило, математика, экономика, обществознание, право.
По окончании школы учащиеся социально-экономического профиля при получении необходимого количества баллов на ЕГЭ могут поступать в вузы на специальности:
В последнее время социально-экономический профиль пользуется гораздо большим спросом, чем химико-биологический.
Лингвистический
Лингвистика представляет собой науку, изучающую языки. Причем касается это не только иностранного, но и родного для обучающегося человека языка. Чаще всего лингвистический профиль предполагает углубленное изучение иностранных языков. Увеличение количества учебных часов по данному направлению дает более расширенное изучение материла.
Больше времени уделяется:
Кроме того, увеличивается объем задаваемых для чтения текстов.
Другие профили
В образовательных школах существуют и другие профили.
Школа вправе сама устанавливать, в каком направлении будет функционировать профильное обучение и какие предметы будут основными.
Специальные учебники
На учебниках для 10-11 классов, как правило, указывается для какого уровня они предназначены — профильного или базового.
Например, список авторов учебников по физике для профильных классов:
Все учебники для профильных классов должны предоставляться учащимся бесплатно. Школы должны располагать для этого достаточной материальной базой.
Законодательство
Много вопросов у родителей вызывает отказ школы принять учащихся в десятые классы.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2009 года 273-ФЗ гарантируется общедоступность среднего общего образования. По этому Закону учащиеся могут продолжить обучение в десятом классе независимо от успеваемости. Если они не прошли конкурс в профильный класс, им обязаны предоставить место в другой школе.
Но не всегда это условие выполняется.
Если в школе желающих продолжить обучение и не прошедших по конкурсу в классы с профильным направлением набирается большое количество, родители могут выступить с коллективным заявлением на открытие дополнительного класса на Управляющем совете. Если такой организации в учебном заведении нет, то они могут создать Совет родителей.
Это возможно в соответствии с п. 6 ст. 26 Закона «Об образовании в РФ».
Обращаться с коллективным заявлением необходимо заблаговременно, изучив правила приема в десятый класс.
В каких учреждениях есть профили
На данный момент в большинстве российских школ открыты профильные классы для старшеклассников. Также профили имеются в гимназиях и лицеях.
Москва
В школах столицы насчитывается около 15 профилей обучения в 10—11 классах. Почти в каждой школе представлены направления, пользующиеся наибольшим спросом у учащихся и их родителей.
Но есть учебные заведения, предлагающие достаточно редкое профильное обучение.
Например, в трех школах готовят к поступлению в вузы будущих журналистов:
Школа № 123 имеет театральную специализацию. Мастер-классы здесь ведут известные деятели кинематографа. Большое внимание уделяется актерскому мастерству и подготовке к поступлению в театральные институты.
Школа № 1188, объединившаяся с учебным заведением № 1955, имеет художественное направление.
Также школа № 1089 ведет подготовку учащихся в художественные вузы.
В последнее время появились программы «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе». Обучение является совместным с соответствующими вузами.
Санкт-Петербург
В Санкт-Петербурге насчитывается примерно такое же количество направлений в обучении учащихся 10—11 классов, как и в Москве. Также есть школы с редким профильным уровнем.
Например, школа № 309 имеет журналистское направление. Для поступления необходимо предоставить портфолио и пройти собеседование.
Профильными предметами являются:
Профиль школы № 574 — экономика и бизнес.
Основными предметами являются:
В связи с территориальной расположенностью Санкт-Петербурга в школе № 23 происходит углубленное изучение финского языка.
Профильными предметами в 10—11 классах являются:
При преподавании финского языка выделен отдельный модуль «Литература Скандинавии».
Как выбрать свой профиль
Выбирая будущую специальность, необходимо, во-первых, узнать о профессиях, востребованных на рынке труда. Во-вторых, учащемуся нужно проанализировать, какая деятельность получается у него лучше всего, какие навыки наиболее развиты, для какой работы подходит психотип, темперамент будущего выпускника.
Например, вспыльчивым холерикам не рекомендована монотонная работа, а спокойным, с сильной нервной системой флегматикам она вполне может подойти. Тревожным, мнительным меланхоликам не рекомендуется проводить рабочий день в организации, где много народа и часто случаются конфликты. Люди с этим темпераментом будут быстро уставать в таком обществе, и восстановление может быть долгим. Сангвиникам и флегматикам похожая обстановка будет по плечу.
Описания темпераментов можно найти на сайтах, посвященных психологии и профориентации.
Также можно воспользоваться типологией личности Майерс-Брригс. Например, в США около 70 % выпускников, окончивших среднюю школу, определяют по этому методу свой тип личности для выбора подходящей профессии.
С помощью данного опросника выбирается одно из двух значений на шкале экстраверсия — интроверсия, сенсорика — интуиция, логика — этика, рациональность — иррациональность. Затем определяется один из 16 типов, составленных из четырех букв. Узнав его, увидев свои сильные и слабые стороны, становится намного легче выбирать свой жизненный путь.
А ведь многие люди, работая по своим слабым функциям, не только чувствуют свою нереализованность, но и начинают обрастать комплексами, сравнивая себя с коллегами. Последние, пусть не всегда осознанно, могли выбрать профессию с учетом своих сильных качеств.
А перед самым принятием решения, выслушав все советы и пройдя многочисленные тесты, нужно сесть, подумать, прислушаться к себе и взять ответственность на себя — сделать свой выбор.
Видео
В этом видео рассказывается о классах с профильным направлением в российских школах.
Видео: Репортаж канала Россия 1 об организации профильного обучения
В этом видео проходит обсуждение о необходимости профильного образования.