Что значит проактивность сотрудников

Проактивность — что это простыми словами. Как стать проактивным человеком

Проактивность – это умение контролировать жизнь без оглядки на то, что происходит вокруг. Людей, у которых есть такая способность, сложно вывести из себя, выбить из равновесия. Они действуют согласно четкому плану, уверенно идут к своей цели. Можно ли вас причислить к ним? Или вам сложно не нервничать и не раздражаться, если что-то нарушает планы?

Что такое проактивность

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Простыми словами проактивность – это качество, которое помогает брать ответственность за себя и свою жизнь. Впервые о нем рассказал Виктор Франкл в книге «Человек в поисках смысла». По его словам, проактивные люди никогда не винят в происходящем события и обстоятельства.
В психологии это качество делят на две составляющие:

Есть качество, противоположное проактивности – реактивность. По определению, это зависимость действий человека от его реакции на внешние факторы. К последним относится погода, домашняя или рабочая атмосфера, настроение супруга или супруги и многое другое. Реактивных людей легко вывести из равновесия.

В качестве примера представьте ситуацию на работе. Допустим, вы спокойно выполняли возложенные на вас обязанности, общались с клиентами. Вдруг один из них незаслуженно накричал на вас. Испортится ли после этого ваше настроение? Скорее всего, да. Так проявляется реактивность.

Итак, проактивный человек тот, кто может самостоятельно выбирать, какой будет реакция на происходящее вокруг. Он уверенно идет к достижению поставленных целей, руководствуясь при этом исключительно своими принципами.

Лучше понять, что такое проактивность и реактивность, поможет сравнительная таблица. В ней описаны характеристики, присущие этим качествам:

ПроактивностьРеактивность
Активность, инициативность, целеустремленностьПассивность, бездействие
Ответственность за совершенные действияЗависимость от настроения и факторов, которые никак нельзя изменить
Понимание свободы выбораПередача ответственности другим
Ориентированность на свои принципы и ценностиЗависимость от эмоций
Изменение обстоятельств под свои потребностиЗависимость от обстоятельств

Плюсы проактивности

Иметь проактивное поведение полезно. У этого качества есть масса положительных сторон:

Плюс ко всему, вы становитесь независимым человеком, который всегда имеет свое мнение.

Проактивность и реактивность по Стивену Кови

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

По мнению Стивена Кови, каждый человек изначально проактивен, независим от обстоятельств. Ситуация меняется тогда, когда он добровольно соглашается с такими изменениями. Реактивный человек, попадая в затруднительное положение, начинает винить внешние факторы. Проактивный же в этом время ищет наиболее благоприятный выход.

Стоит отметить существование двух типов внешних факторов:

Чтобы определить, проактивный или реактивный вы человек, задайте себе вопрос: в каком направлении я иду? Заняты ли вы тем, на что можете повлиять? Или двигаетесь в обратную сторону?

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

На схеме Кови круг влияния расположен внутри круга забот. Проактивный человек направляет усилия на реализацию задач в кругу влияния. Приведем пример проактивности в работе. Руководитель компании столкнулся с повышением цен на услуги связи. Реактивный человек вряд ли будет искать выход, анализируя сложившуюся ситуацию. Проактивный же займется внедрением новых стандартов связи, которые в итоге снизят затраты и улучшат взаимодействие с клиентами.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

А что такое проактивность сотрудника? Примерно то же самое. Наделенный этим качеством человек никогда не испугается трудностей. Он в любом случае будет искать выход из сложившейся ситуации, а не жалеть себя и ругать обстоятельства.

Как развить проактивность

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Стать проактивным человеком, контролирующим свою жизнь, непросто. В этом вам поможет ряд упражнений. Залог успеха – регулярные тренировки.

Живите в кругу влияния, а не в кругу забот

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Помните, о чем идет речь? Круг влияния – факторы, которые вы можете изменить. Круг забот – то, что вам неподвластно. Живите в первом. Управляйте не собой, а окружающей вас реальностью.

Не тратьте драгоценное время на раздражительность, обиды и другие негативные эмоции. Вместо этого спросите себя, можно ли изменить ситуацию? Если можно, подумайте каким образом. Делайте так каждый раз, когда сталкиваетесь с какими-то проблемами. Уже скоро вы заметите, что относитесь к ним гораздо проще, чем раньше. Теперь вы не расстраиваетесь и не нервничаете, а направляете усилия на поиск решений.

Тщательно анализируйте

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Попробуйте подготовиться к проблеме заранее. План действий поможет вам не растеряться. Он состоит из нескольких пунктов:

Также уберите все лишнее. Это касается ненужных эмоций, а также чувства вины, которое может возникнуть, если допустите ошибку.

Задавайте правильные вопросы

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

У реактивного человека чаще всего возникают такие вопросы: почему, когда, кто? Вместе в ними появляются синдром жертвы, прокрастинация, желание обвинять в своих бедах окружающих.

Для проактивного человека важно получить ответы на вопросы: что, как, каким образом?

Предотвращайте проблемы

Хороший способ развития проактивности. На чистом листе бумаги запишите, какие области жизни для вас важнее других. Это может быть что угодно: семья, здоровье, карьера.

Теперь задумайтесь о проблемах в каждой из них. О скрытых проблемах, которые однажды себя проявят. Нашли их? Пришло время определить, как можно защитить себя от них.

Если это здоровье, своевременно проходите медицинские осмотры. Пересмотрите свое питание, займитесь спортом. Выделяйте достаточное время для сна и отдыха.

В финансовой сфере вам пригодится умение планировать бюджет. Откладывайте часть каждой зарплаты, создавай себе «подушку безопасности».
Что сказать о семье? Отводите на общение с мужем, женой или детьми больше времени. В противном случае отношения испортятся, а чувства угаснут.

Наблюдайте за собой

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Время от времени задавайте себе вопросы:

Спрашивайте себя о каждой области вашей жизни.

Осознайте важность промежутка в цепочке «стимул — реакция»

Многие реакции на те или иные события доведены до автоматизма. Вы же злитесь, когда внезапно хмурится небо и начинается дождь? Или когда коллега, видя, что вы заняты, просит помочь с его работой?

Попытайтесь найти тот промежуток между автоматической реакцией и стимулом. Как это выглядит на практике? Например, если дождь нарушил ваши планы, не спешите расстраиваться. Замените отдых на природе, просмотром интересного фильма. Или же спокойно отложите свои занятия и помогите коллеге.

Так вы научитесь контролировать то, что происходит вокруг вас.

Выясните, какие задачи могут подождать

Здесь придет на помощь матрица Эйзенхауэра. Согласно ей, все дела делятся на четыре группы:

Последний пункт однозначно вычеркивайте из плана дел. Второй также подождет. Остаются срочные и несрочные важные дела.

Срочные и важные задачи решайте в первую очередь, потому что они влияют на текущую ситуацию. Несрочные и важные, конечно, можно отложить и на потом. Но проактивный человек будет по мере возможности выполнять и их. Это защитит от ненужной раздражительности, гнева, стрессовых ситуаций.

Постоянно оценивайте, что работает, а что нет

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Проактивным людям тоже свойственно ошибаться. Но, в отличие от реактивных, они не унывают, а пытаются найти другое решение проблемы.

Как сказано выше, проактивность побуждает готовиться к проблемам. Проанализируйте, когда они случаются. Может быть, это определенное время года. Или, например, праздничные дни.

Принимайте проактивные решения

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Книги для знакомства с проактивностью

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Узнать, что такое проактивность, пройти тесты, получить полезные советы по развитию этого качества поможет специализированная литература:

Мало прочитать эти книги. Чтобы научиться не реагировать на внешние обстоятельства и контролировать свою жизнь, применяйте полученные знания.

Заключение

Итак, проактивность и реактивность. Какое качество преобладает в вашем характере? Если вы – реактивный человек, зависите от внешних факторов, пришло время измениться. Попробуйте выйти из круга забот. Направьте усилия в круг влияния. Вы – хозяин жизни и реальности. Поэтому стройте их так, как хочется вам.

Источник

Проактивность в бизнесе

Немедленная реакция на любой поступающий сигнал – это хорошо, но зачастую недостаточно для успешного развития. В бизнесе надо быть не просто активным, а проактивным.

Проактивность – это способность человека принимать на себя ответственность за свои решения, без попыток искать виновных на стороне, активное участие в развитии собственном деле и жизни в целом. Проактивный человек сам определяет реакцию на происходящие события. Одно и то же событие может восприниматься как радостное и как несчастливое одновременно. Проактивный человек анализирует произошедшее со всех сторон и всегда находит позитивные стороны.

Разница проактивности и реактивности

Реактивный руководитель бизнеса сосредотачивается на решении текущих задач, будь то проблемы с субподрядчиками, сотрудниками или клиентами. Он держит руку на пульсе, постоянно занят и кажется, что решает сразу тысячу проблем, но никакого долгосрочного эффекта это не имеет. Каждый его день – это бесконечная череда проблем, на которые он так или иначе реагирует.

Проактивный действует иначе. Он также решает текущие проблемы, но при этом не забывает разбираться в причинах их возникновения, понять, где он допустил ошибку, которая к ним привела. Осознание причин позволяет ему в будущем избегать подобных ситуаций.

Как определить собственную проактивность в работе

Стивен Кови в своей книге предлагал тест, чтобы определить собственную проактивность. Он длинный, для выполнения понадобится 30 дней, но достаточно наглядно показывает текущее состояние сознания. Нужно сделать следующее:

Если движение к цели происходило в рамках внутреннего круга, то вас можно назвать проактивным, если нет, то реактивным. Нужно честно определять то, что относить к внешнему, а что к внутреннему кругу. Если подрядчик постоянно нарушает сроки, не выполняет условия и предоставляет некачественный результат, то проблема скорее не в нем, а в нежелании искать других исполнителей.

Реактивность – это не плохое качество, некоторые задачи такие люди могут решать эффективнее. Если человек проявляет проактивность в бизнесе, это не значит, что он будет следовать тому же паттерну поведения в других вопросах. К примеру, успешный бизнесмен может пассивно ждать изменений в личной жизни. Каждое направление нужно тестировать отдельно, выбрав задачу из соответствующей сферы.

Упражнения для развития проактивности

Для того, чтобы осознанно подходить к решению вопросов в работе, а не воспринимать ее как ряд проблем, которые необходимо постоянно решать, необходима проактивность. Этот навык повлияет не только на деловую сторону жизни, но и поможет во всех остальных направлениях. Он дает способность смотреть на мир под другим углом, оценивать возможности и искать новые пути достижения целей, что необходимо любому бизнесмену.

Развить этот навык возможно. Есть ряд практик и подходов, позволяющих увеличить собственную проактивность.

Все эти упражнения нужно выполнять в течение всего дня, формируя новый тип мышления и реакции. Это не тот случай, когда возможно ограничится часовыми занятиями, развитие навыка проактивности влияет на подход к работе в целом.

Проактивность в команде

С первого взгляда может показаться, что проактивные люди могут мешать друг другу в работе. Но это не так. Каждый член команды должен будет принимать свои решения, но, понимая, что ответственность тоже лежит на нем, он будет оценивать все факторы, а значит и согласует свои действия с коллегами.

Команда, где каждый из членов проактивен, не будет двигаться вслепую вслед за руководителем. Все будут иметь свое мнение, его нужно будет обсуждать и вырабатывать единую стратегию поведения. Это энергозатратно на стадии принятия решений, зато сокращает время исполнения.

Найденный совместно ответ чаще всего больше соответствует реальности, так как во время обсуждения каждый привносит свою экспертизу. Новые идеи могут стать полезными для решений стратегических вопросов бизнеса.

Мотивация такой команды строится не на угрозах, а на желании достичь результата. Это увеличивает общую работоспособность и настроение в коллективе. Инициативность и энтузиазм сотрудников может оказаться важнее, чем финансовые инвестиции в проект.

Построение проактивного коллектива

Изменить человека против его воли невозможно. Привить проактивное мышление сотруднику – это задача, которую невозможно выполнить без его желания. Но можно повлиять на настроение в коллективе и мотивировать к большей самостоятельности и проактивности.

В первую очередь, следует тщательно отбирать сотрудников. Определить, насколько он подходит на этапе собеседования в полной мере невозможно, но инициативность всегда говорит о том, что кандидат подходит больше, чем другие.

Сотрудники должны быть самостоятельными, имеющими право выбирать каким образом решать задачи. Руководитель не должен постоянно контролировать и рассказывать, как делать правильно, а как нет. Это мешает развитию необходимого навыка. Поставить задачу и доверить ее сотруднику полностью – способ воспитания ответственности в нем. Рядовым исполнителям, которым необходимо выполнять рутинные и шаблонные задачи, не нужен навык проактивности.

Важно не забывать хвалить сотрудников за результаты и точно также не снимать с них ответственность в случае ошибок. Каждый должен в полной мере понимать, что он сам кузнец своей судьбы.

Еще одним эффективным методом мотивации сотрудников считается включение их в решение глобальных вопросов. Руководитель должен спрашивать мнения, делиться собственными мыслями и стратегиями, устраивать мозговые штурмы для решения проблем бизнеса. Не надо перекладывать ответственность на работников, но возможность участвовать в развитии общего дела часто благоприятно сказывается на ощущении причастности и ответственности.

Источник

Что такое проактивность и как она помогает в карьере и жизни

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Что такое проактивность

Проактивность — это навык, который помогает расставлять приоритеты и не поддаваться импульсивным реакциям. Быть проактивным — значит принимать ответственность за свою судьбу, не перекладывать ее на внешние обстоятельства и окружающих.

Проактивный человек нацелен на результат и не ждет, что все получится само собой. Он понимает, как может влиять на исход, и прикладывает максимум усилий, чтобы добиться желаемого.

Если человек с развитым проактивным мышлением поставил себе цель похудеть, он попытается заранее предугадать обстоятельства, которые будут этому мешать. Например, можно продумать, чем заменить ежедневную пробежку в парке в случае непогоды. Еще одно проактивное решение — брать с собой полезные низкокалорийные перекусы, чтобы не есть фастфуд.

Проактивность и реактивность

Всех людей можно разделить по типу мышления и поведения — на проактивных и реактивных. Эти понятия в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» подробно разбирает бизнес-консультант Стивен Кови. Чтобы объяснить разницу между ними, автор вводит термины «круг забот» и «круг влияния».

Круг забот — это вещи, которые вы не в силах изменить: например, климат, политика, экономика. Круг влияния — на что вы можете повлиять: например, образование, карьера, отношения. Проактивный человек направляет свои усилия на то, что он может контролировать. Реактивный, наоборот, фокусируется на неподвластных ему обстоятельствах, а остальное пускает на самотек.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Допустим, перед HR-специалистом стоит задача закрыть вакансию и он размещает информацию об открытой позиции на сайте по поиску работы. Не получив релевантных откликов, он начнет объяснять руководству, что на рынке труда нет подходящих соискателей. Такое поведение реактивно и малоэффективно — энергия потрачена, а результат не достигнут.

Проактивный HR-специалист направит усилия на достижение результата: будет искать сотрудника среди знакомых, разместит объявления в других каналах, начнет хантить нужного работника в социальных сетях.

Реактивный человек больше похож на кризисного менеджера, решающего существующие проблемы, а проактивный — на стратега, занимающегося целеполаганием.

Реактивные люди хуже справляются со стрессом: для них он более травматичен. Они тратят силы на работу с уже свершившимися событиями: стараются смягчить последствия и компенсируют психоэмоциональные потери. Проактивный человек прогнозирует развитие сложных ситуаций, готовится к ним заранее и поэтому легче их переносит. Вот как разные типы людей смотрят на одни и те же вещи.

Реактивные

Проактивные

Как проактивность помогает в карьере и жизни

Чтобы быть проактивным, нужно развивать дисциплину, практиковать осознанность и отказываться от простых решений. Эти усилия сполна окупаются.

Карьерный рост. Тех, кто активно участвует в решении задач и работает на результат, замечает и поощряет руководство. Даже если этого не произойдет, у вас сформируется богатое портфолио, которое оценит другой работодатель. От реактивных людей, наоборот, обычно стремятся избавиться.

Понимание своих возможностей. Чем больше проблем вы пробуете решить, тем лучше осознаете, на что способны. Так вы выявляете зоны роста — понимаете, какие навыки стоит прокачать и каких знаний не хватает. Человек, который ищет отговорки и отказывается от активных действий под давлением внешних обстоятельств, никогда не узнает, в чем он действительно силен.

Достижение жизненных целей. Если вы умеете правильно расставлять приоритеты, продумывать риски и использовать ресурсы, вам легче добиться желаемых результатов. Например, эти вещи составляют основу 12 шагов по достижению любых целей, описанных Брайаном Трейси в книге Achieve Any Goal.

Психоэмоциональное здоровье. Уверенность в собственных силах и готовность встретиться со сложностями смягчают влияние стрессов и внешних раздражителей. При этом тот, кто ставит цели и движется к ним, чувствует себя счастливее. Исследователи установили, что для людей с высокими устремлениями риск подхватить болезнь Альцгеймера снижается в 2,4 раза.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Как оценить свою проактивность

Понять, насколько вы проактивны, можно только на практике. Стивен Кови предлагает отвести на это 30 дней. Но есть шанс справиться быстрее: главное — поставить цель, попытаться достичь ее, а потом изучить свои действия.

1. Сформулируйте задачу, которую хотите выполнить: например, бросить курить. Затем начертите две окружности — одну внутри другой.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

2. Во внешнем круге обозначьте не зависящие от вас обстоятельства, которые будут мешать достичь цели. Здесь могут быть коллеги, если они ходят на перекуры и зовут вас собой. Сюда же стоит вписать возможные стрессы, из-за которых вас будет тянуть к сигарете.

3. Внутренний круг разделите на четыре части и в каждой укажите, как будете действовать, чтобы достичь результата. Вы можете подумать, чем замените курение: например, стаканом воды или жвачкой. Полезно будет разработать систему поощрений. Если продержитесь неделю без сигарет, то сходите в хороший ресторан.

4. Начните выполнять задачи из внутреннего круга. Старайтесь не сваливать неудачи на обстоятельства и контролировать процесс усилиями воли. Когда закончится отведенное время, проанализируйте свои действия. Так вы определите, где вели себя реактивно и проактивно.

Пять способов развить проактивность

Вам нужно выработать определенную модель поведения. Для этого придется постепенно менять подход к решению самых разных задач. В самом начале будет сложно, но со временем продуктивное мышление станет частью вашей личности.

Источник

Что кроется за “проактивностью” в ИТ-вакансиях?

В кандидатах на вакансии ИТ-компании часто ищут проактивность. Определения проактивного человека по интернету ходит два. С точки зрения психолога это человек, принявший ответственность за себя и свои решения и не ищущий причин событий в окружающем. Бизнес-консультанты немного его перефразировали в “желание контролировать события своей жизни и влиять на них”. Но что все это значит в конкретных ситуациях?
Разбираем на примере командной разработки в ИТ.

Что значит проактивность сотрудников. Смотреть фото Что значит проактивность сотрудников. Смотреть картинку Что значит проактивность сотрудников. Картинка про Что значит проактивность сотрудников. Фото Что значит проактивность сотрудников

Статья написана по мотивам внутреннего собрания, где высказалась большая часть коллектива. Кажется, что перечисленные навыки очевидны. Но по словам нашего собственного рекрутинга и партнеров из крупных компаний найти их на рынке не так и легко. Спасибо всем, кто поучаствовал в обсуждении.

Если следовать определению, проактивность — очень широкое понятие. Условно в рамках ИТ-отрасли его можно разложить на несколько составляющих, о которых пойдет речь дальше. С любым из этих качеств можно “перегнуть палку”. Важно помнить об этом и, стремясь к совершенству, не уйти в другую крайность.

Инициативность

Компании, которые хотят развиваться, ожидают от сотрудников мнений о том, что внутри не так, чтобы это исправить. Вы видите какие-то проблемы на проекте и приходите с предложениями, как их можно решить. Не ждете, пока проблему заметит начальство, а действуете на опережение.

Стараясь проявить инициативу, важно помнить, что мы работаем в коллективе. Активность стоит разводить только в рамках своей сферы деятельности. Не нужно в перерывах между сессиями кодинга объяснять уборщице, что она не так моет пол, а директору, что он не так руководит. Есть вопросы, касающиеся непосредственно вашей работы и некоторых смежных областей, там и ищите несовершенство мира. Насколько далеко вы можете отойти от своего профиля в смежные, определяется скорее культурой каждой конкретной команды и компании. А вот лезть совсем не в свое дело стоит, только если вас явно об этом спрашивают.

Отношение к инициативе со стороны сотрудника — это тот момент, который стоит оценивать в обе стороны. Не только рекрутингу проверять в кандидатах, но и самим кандидатам проверять в компаниях, на чьи вакансии они претендуют. Хотите работать у деспотичного директора в жестких рамках, ищите тех, кто не терпит никакой инициативы снизу. И наоборот.

Самостоятельность

Вы самостоятельны, если можете сами провести какое-то исследование, чтобы получить ответ на свой вопрос, найти нужные источники информации, прочитать документацию и разобраться в проблеме.

Есть вопросы, ответы на которые нельзя получить без помощи коллег (например, если они касаются “тайных знаний” о проекте). А еще есть понятие целесообразности. Даже если речь не о конкретном проекте, самостоятельный поиск ответа может занять втрое больше, чем вопрос соседу по столу. И верх мастерства здесь — быстро и адекватно оценивать, как правильно действовать: отвлекать коллегу или искать ответ своими силами. Достичь этого мастерства помогает расширение кругозора на смежные сферы деятельности. Фронтенд должен понимать, как собирается и доставляется релиз, что в общих чертах происходит на бэкенде и т.п. Тогда становится понятно, куда стучаться с очередным вопросом. Да и сформулировать его будет проще (как известно, правильно сформулированный вопрос — это уже половина ответа).
К слову, самостоятельность — это обязательный навык для удаленной работы. Наверное, по итогам многомесячного эксперимента из-за пандемии, это уже все поняли.

Умение видеть чужую позицию и точку зрения

Одно из важнейших качеств — умение признавать, что кроме вашей, есть другие точки зрения. И они могут быть правильными. И другие взгляды на проблему, отличные от вашего, имеют право быть ничуть не хуже.

Если вы разработчик, разговаривая с аналитиком или тестировщиком, нужно помнить, что у них — другие задачи и другой бэкграунд. Вы находитесь глубоко в своей специализации, а они — в своей. Это почти тоже самое, что разговаривать с иностранцем — вам нужно либо изучить его язык (погрузиться в работу коллег и уметь поговорить с ними на их языке), либо доступно объяснить на своем, убедившись, что вас корректно поняли.

В живом разговоре почувствовать, поняли вас или нет, довольно легко. Когда речь доходит до документации, лучше представлять, что читают ее неподготовленные джуны. Чем больше там будет информации, тем проще потом будет понять коллегам. При этом не надо растекаться “мыслью по древу”. Больше информативности!

Отдельный аспект — умение говорить с клиентом, не вызывая у него дискомфорта. Не стоит ждать от бизнеса технически-грамотных разъяснений и подробнейшего технического задания. Бизнес нанимает команду, чтобы не думать об этом. Поэтому нужно понимать желания клиента, высказанные обычным языком, и “переводить” ему с технического, если это требуется для принятия решений. Еще лучше — формировать с клиентом общий контекст, в рамках которого вы понимаете особенности и ограничения задачи, а клиент — чувствует, что вы осознали его проблему и готовы предложить решение.

Кстати, уже упомянутое выше расширение кругозора на смежные области и коммуникациям здорово помогает развить способность вникать в чужие точки зрения.

Гибкость и адаптивность

Умение понять и принять чужую точку зрения приводит нас к еще одному человеческому качеству — способности адаптироваться под ситуацию. Возможно, вы считаете свое решение лучшим. Но если было принято мотивированное решение применять другой архитектурный подход, вам придется к нему адаптироваться.

Гибкость — важное качество в ИТ, где постоянно меняются проекты и задачи. По сути эта бесконечная череда разных задач и дает развитие.

Умение доводить идею до воплощения

Реализуя какую-то фичу, важно уметь не только поставить задачу на кодинг, но и дописать код до конца, а потом не забыть протестировать, поскольку ошибки совершают все. На выходе решение должно точно работать и не требовать, чтобы кто-то отвлекался от своих дел и “подчищал хвосты”.

В идеале, конечно, довести решение до конечного пользователя. Но здесь все зависит от деталей работы конкретной команды. Иногда разработчики имеют доступ в продакшн — и тогда, действительно, свое решение нужно доводить до потребителя, сопровождая на всех этапах. А иногда фича отправляется в отдел тестирования и разработчики ее больше не видят. В этом случае все, что доступно, это “протыкать” готовую опцию уже на продакшене — просто на всякий случай. Да и в целом нужно понимать свою ответственность за эту фичу, помогать, если впоследствии вопросы появляются уже у поддержки.

Умение поддерживать связь

Хотя идеи об обратной связи уже звучали в пунктах выше, важность коммуникаций хочется отметить отдельно.

Вы работаете не один, а в команде, поэтому важно убедиться, что вас понимают правильно коллеги и клиенты.

Надо видеть, как на вас реагирует команда: где ждет инициативы, а где — нет.
Надо стараться писать понятную документацию.

Обратная связь во всех ее формах помогает корректировать направление работы, не уходить далеко в тупик и не забывать о том, что на все задачи есть несколько точек зрения.

Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” выделял проактивность, как одну из самых главных характеристик успешных людей. Пожалуй, это определение можно расширить и на ИТ-шников. Хотите развиваться и идти вверх по карьерной лестнице, придется стать проактивным. Выбирайте сами, куда хотите идти по жизни дальше, не плывите по течению, не ищите оправданий и причин в окружающем мире. Делайте чуть больше, чем от вас ждут, предлагайте решения и объясняйте, почему это сработает. Так вы заработаете больше веса в коллективе и у клиентов, а вместе с тем вам откроются новые двери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *