Что значит преображение человека
Без преобразования личности – нет новой жизни
Приветствую, дорогие читатели!
Наступил новый год, и у многих, как они думают, наступила новая жизнь. Но не все так просто. Без преобразования личности, нет и новой реальности. Новая жизнь не начинается по мановению волшебной палочки, из-за того что мы ее очень хотим или потому, что пришел новый год.
Мы продолжаем жить привычным образом жизни. И наступивший год не изменил нас, как и старые привычки остались с нами. В какой-то степени, мы сами являемся привычкой. Или лучше сказать, набором определенных привычек, которые сформировались у нас в течение жизни.
Не очень приятно осознавать, что ты просто сумма наклонностей и навыков, которые являются результатом твоего мышления, решений, действий и окружения.
А раз это так, значит, мало у кого начнется новая жизнь. Потому что новое вино не наливают в старые мехи. Старые мысли не могут создавать новую реальность. Для того чтобы жизнь стала новой, мы должны преобразиться.
Нужда в преобразовании личности
Да, нам часто твердят, что мы должны измениться, но прошлый опыт доказывает, что мало кто меняется на самом деле.
Когда мы встречаем своих одноклассников, они конечно могут похвастаться своим социальным статусом: дорогой машиной, несколькими квартирами, дачей на берегу озера, хорошей работой и благополучной семьей. Любящей и смиренной женой, которая на подносе приносит кофе в постель и послушными детьми, которые исполняют их приказания с полу взгляда. В общем, этот список можно долго продолжать.
Но проблема в том, что их личность и характер – не особо изменились. И как в школе, они имели много игрушек, так и во взрослой жизни, они продолжают хвастаться игрушками, которые стали немного другими, соответствующими их положению.
Конечно, они в каком-то смысле стали другими людьми: более взрослыми, зрелыми и по-житейски мудрыми. И мы все стараемся контролировать свои эмоции на людях, не как прежде, когда сразу выражали свое недовольство окружающим.
Хотя и тогда мы уже учились, как вести себя в обществе. Но давайте, признаемся, хотя бы самим себе, что мы мало изменились, даже когда стали христианами.
Мы перенесли наши слабости и привычки не только в свою взрослую жизнь, но и в свою христианскую жизнь. Мы все еще пытаемся самоутвердиться, но уже не в нашем школьном классе, а на работе, в семье, и даже в церкви.
Поэтому берем на себя обязанности и занимаемся христианским служением, чтобы завоевать восхищение нашей духовностью и добрыми поступками.
Никто не хочет признать, что у него проблемы, и он нуждается в покаянии, помощи ближних и любви. Никто не желает посмотреть в глаза своим беззакониям и грехам. Потому что горькая правда заставит меня признать, что не все так хорошо, и мне нужно измениться.
Ведь христианство – это не список истинных доктрин или религиозных правил.
Истинная вера преображает и трансформирует мою личность, как и всю жизнь.
Получается, что если я год за годом остаюсь тем же человеком, который был в детстве, подростковом возрасте, молодости и старости, то я обманываю сам себя и других. Поэтому я начинаю носить определенные маски, которые соответствуют обществу или ситуации, в которой я нахожусь.
На работе я могу быть требовательным и жестким, в семье мягким и податливым желаниям моих близких. С друзьями я просто душка, а с врагами – человек с которым не стоит связываться.
У меня есть свои заготовленные роли, которые я выучил за годы своей жизни. Я был сыном, школьником, мужем, отцом, подчиненным и начальником. И много кем еще, это зависит от нашего жизненного опыта.
Вы знаете, что такое личность человека? Не только общий смысл этого понятия, но и значение этого термина?
В распространенном значении слово «личность» стало обозначать немногим более чем просто «отдельного человека». Первоначальным смыслом латинского слова «persona» “личность” было “маска”.
Развитие значения слова “persona” представляет собой интересную тему для рассмотрения. Люди, живущие в древней Италии в окрестностях Рима, верили в богиню Персефону. Участники празднеств, устраиваемых в ее честь, которые часто перерастали в оргии, одевали маски.
Ко времени Цицерона, это слово приобрело целый спектр понятий. Маски широко использовали в римских театрах, где они обозначали роли, играемые актерами в драмах. “Persona”, таким образом, стало обозначать как театральную маску, так и театральный персонаж или роль в пьесе.
Развитие идеи личности в христианском богословии принадлежит Тертуллиану. С его точки зрения, лицо это существо, которое говорит и действует.
Для раннехристианских авторов, слова “лицо”, “личность” обозначали выражение индивидуальности человека, которая проявлялась в его словах и поступках.
Однако самым важным представляется акцент на социальных связях. Личностью можно назвать того, кто играет роль в социальной драме, кто вступает в отношения с другими. Личность имеет свою роль через взаимоотношения в обществе.
Но кто же я на самом деле?
Почему все эти роли и маски раскалывают нас на части, и не дают понять, кто же мы в действительности. И почему в нас такой конфликт: между внутренним “я” и внешним поведением?
Наши маски не соответствуют внутреннему состоянию, поэтому мы давно живем в раздвоенной личности. И, в общем-то, так существуют многие люди.
Христианам особенно сложно в этой ситуации. Если они живут в тайных грехах и аморальности, им особенно тщательно нужно хранить свою двойную жизнь.
Не дай “бог”, чтобы об этом узнали другие верующие. Ведь они могут осудить и отвергнуть тебя, а что еще хуже – выгнать из церкви за твою лживую сущность.
Кажется, что братья по вере должны любить тебя больше остальных людей. Но на практике – судят более чем чужаки, которым ты безразличен.
И мы видим в церквях христиан, которые живут со старыми мехами, и пытаются наполнить их новым вином. Им приходится на богослужениях делать вид, что они стали совершенно новыми людьми, и внешне совершать благие дела. И я не хочу судить людей – я и сам такой же, как это не печально.
Начало преображения
Но нам нужно увидеть проблему, что мы остаемся прежними. Наша жизнь не меняется. И мы это знаем, хоть и боимся признаться в этом даже самим себе.
Но что же делать и как изменить ситуацию?
Первый шаг – это признать, что мы расколоты на части. Осознать нашу боль, грехи и ошибки. Потому что ложь самому себе заставляет нас врать не только себе, но и окружающим людям.
И я не предлагаю вам сразу рассказать всем свои ужасные и тайные грешки. И выйти перед всей церковью, чтобы поведать о том, какой вы плохой человек.
Выход даже не в том, чтобы пойти к священнику или пастору, чтобы исповедовать свои грехи и облегчить душу. Для этого тоже есть время и место, но не всегда это первый шаг, который нам нужно сделать.
Я верю, что первый шаг – это всегда шаг к нашему Господу.
Нам нужно прийти к Богу такими, какие мы есть. Как блудный сын пришел к своему отцу: голодным, несчастным, грязным, разочаровавшимся в себе и людях. Прийти к Богу честно, ничего не скрывая.
Не пряча своей боли и отчаяния. Не стыдясь своей депрессии: ощущения безысходности и опустошения. Я прихожу к Богу нагой, потому что я такой и есть. Больной и разбитый, истощенный и неспособный.
И мне не нужно носить перед Богом маски и быть кем-то, кем я не являюсь. Наконец-то, я могу быть самим собой. Ведь Он меня знает. Мне больше не нужно притворяться сильным, умным и способным, чтобы впечатлить Его.
Мы ведь все пытаемся поразить друг друга, что мы лучше, чем есть на самом деле. Вот поэтому столько предательств в дружбе и разводов в браках. Когда друзья разрывают отношения, потому что у них не осталось ничего общего. А мужья и жены становятся заклятыми врагами. И считают, что связали свою жизнь с человеком, которого совершенно не знают.
Люди прячут свои изъяны, которые могут оттолкнуть другого человека, чтобы показать только свои лучшие стороны.
Быть лучше, чем ты есть – не наш девиз. Наш лозунг: казаться лучше, чем ты есть.
Но когда приходим к Богу нам не нужно казаться кем-то. Мы можем быть теми, кем в действительности являемся: слабыми грешниками, которые не могут сами измениться.
Именно с этого начинается трансформация и новая жизнь. С признания перед Богом своей истинной сущности и обнажения перед Ним своей души.
Бог изменяет нашу расколотую личность
Только Бог знает наши сердца, потому что Он смотрит не на маски, роли и поведение. Господь видит нашу душу и сердце. И, несмотря на то, что там невозможно увидеть ничего хорошего, кроме боли, лжи и лицемерия.
Он единственный, Кто на самом деле любит нас по-настоящему!
И тогда открывается наш внутренний конфликт: боль из-за прошлых ошибок и плохих поступков, отвержение людьми, которые нас бросали и сознательно причиняли раны. Не важно, что происходило в прошлом. Главное, что мы все как улитки – прячемся в свои раковины, чтобы никто не узнал, кто мы на самом деле. И какую боль прячем в бездне своей души.
И это не значит, что нам нужно раскрыть свою душу перед первым встречным. Нет, проблема от этого не решится. И мы не станем сразу совершенно новыми творениями.
Мы все знаем, что чем больше жалуемся людям на свою боль, одиночество и слабости, тем больше погружаемся в это болото негатива и безысходности.
И на какое-то время нам становится легче. Но мы бегаем от человека к человеку, пытаясь облегчить свои страдания. И в лучшем случае: люди нас выслушивают и дают банальные советы, которые нам не помогают.
А в худшем – мы сталкиваемся с непониманием и осуждением. Когда человек начинает смотреть на нас таким взглядом, в котором мы читаем: “как же ты мог так поступить и сделать, какой же ты плохой человек, я и не думал, что ты такой и т.д.
Мы не только не получаем облегчение.
Но чем больше говорим о своих проблемах, тем еще больше получаем боли, от которой пытаемся убежать.
После разговора с человеком часто становится еще хуже, чем было до этого. Мы не принимаем исцеление, как и решение проблемы становится от нас еще дальше.
В своей жизни я понял, что в начале нужно бежать не к человеку, а к Богу.
Когда я признаюсь перед своим Небесным Отцом и перед собой, что мне больно, и я согрешил. Когда у меня проблемы: я приношу их в молитве к Нему, только тогда возможно исцеление, освобождение и настоящее преображение.
И если Бог мне показывает, что нужно открыть эту боль, проблему или грех другому христианину, то Он дает такого человека. Но что самое важное, Господь дает ему способность выслушать меня и помочь.
Бог направляет нас к тем верующим, которые являются духовно зрелыми. И их не отпугнут наши грехи и прошлые падения. Поверьте, не все способны слушать и понимать других, а тем более дать правильный совет или оказать поддержку.
Но Бог всегда знает кто нужен нам, а кому нужны мы.
Поэтому мы ошибаемся, когда при первой же проблеме, бежим за консультацией к человеку, которого не дал нам Бог.
Нам нужно прийти к Богу и слушать в тишине, что Он хочет сделать внутри нас и в наших обстоятельствах. Бог поговорит к нашему сердцу, и мы услышим Его, если прислушаемся.
Не раздастся сверху сверхъестественный голос. Нет, к нам придут определенные мысли или решение ситуации. Может Бог даст определенные стихи из Библии, в которых мы найдем ответ.
Может нам кто-то позвонит, и поделится полезной информацией. Не нужно ожидать ответ от Бога из определенного источника, который мы сами установили. Пусть Господь даст нам подкрепление и снабжение своим путем и в свое время.
Новая жизнь человека
Но настоящая трансформация начинается не с “новой жизни”, которую мы начнем с понедельника или нового года. А с честности перед Богом, перед собой и перед людьми, которых нам даст Господь.
Новая жизнь зарождается с осознания проблемы, признания вины и честности перед нашим Творцом. Только так можно освободиться от прошлого. Увидеть его влияние на нас. И принять боль, которая продолжает ранить нас и контролировать поведение в настоящем.
Если прошлое пребывает глубоко внутри нашей души и мотивирует наши поступки сегодня, то, по сути, мы живет нашим прошлым. А значит, до новой жизни нам еще далеко.
Нужно отпустить свое прошлое, чтобы пришло будущее. Это не банальные слова, не штампы и не шаблоны. В этих простых словах заключена истина. Потому что жизнь возможна только здесь и сейчас.
Нам не вернуть прошлого, и мы точно не можем его изменить. И мы не приблизим будущее. Но я верю, что мы можем повлиять на него, и оно будет лучше, чем мы себе его представляем.
Если мы будем жить в настоящем – в присутствии Бога и любить Его всем сердцем и душой. Любить своих близких и помогать им стать теми, кем они на самом деле являются в Боге.
Быть для них Христом, Который живет в наших сердцах. Вот что значит быть настоящим, быть тем, кем Господь создал нас. Быть похожими на Иисуса в своих поступках и делах, даже в мелочах жизни.
Лучшее будущее возможно, когда мы отпускаем боль, разочарования и непрощение. Будущее, в котором будут любовь, радость и покой, несмотря ни на какие обстоятельства.
Восхождение к собственной индивидуальности, обретение своего подлинного «Я», преображение человека происходит, как.
Духовное преображение – это обретение своей индивидуальности, или её потеря? Духовное преображение – это раскрытие своих скрытых способностей и возможностей, или это качественное изменение психических процессов, свойств и состояний человека?
Вот и определимся с конкретными ощущениями в этом состоянии.
Во- первых, во всей внешности человека, в его глазах, мимике, движениях и жестах отражается духовная сущность человека.
Во-вторых, о наличие благодати в душе можно узнать по особой тишине и мире в душе.
В-третьих, появляется неизреченная радость в душе и необыкновенная сладость, наполняющая сердце.
В-четвертых, человек чувствует необыкновенную теплоту и не с чем не сравнимое благоухание.
Благодать несет с собой человеку утешение, мир, спокойствие и тишину, тихую радость и умиление, теплоту любви и добрые мысли, твердость и постоянство, душевную гармонию. И они не зависят ни от каких погодных, социальных условий и физического состояния тела.
Преображение представляет собой завершающий этап обожения.
Что же происходит с характером, способностями, в более широком понимании – с личностью во время духовного роста и преображения?
Во время духовного преображения происходят определенные изменения, которые затрагивают как личность в целом, так и разные уровни психофизической организации человека. Благодать, по мнению многих богословов, меняет ум, душу, мысли, чувства человека, его тело. Человек как бы заново рождается от Бога. Но это не означает, что он перестает быть личностью и утрачивает свое прежнее Я. Благодать ничего не разрушает в человеке, но способствует его духовному развитию, дает возможность быть подобным Богу. Человек не получает новой души, но она качественно преобразуется под воздействием благодати.
Можно сказать, что человек, подобно археологу, снимает слой за слоем навеянные жизнью заносы, чтобы добраться в результате до образа Божия, заложенного в душу каждого из нас, отождествить себя с ним, стать самим собой. В этом смысле обоживание позволяет человеку отбросить «все маски и личины с личности человеческой и вновь стать подобием своего Создателя – Бога»
Духовное самосовершенствование – это путь преодоления заблуждений и ошибок.
Он связан с психологической зрелостью человека и степенью его осознания. Всем известно, что становления осознанности без боли не бывает, но именно так личность способна постичь полноту и гармонию этого мира, уйти от иллюзий и заблуждений, достичь истины.
По убеждению австрало-американского ученого Роджера Уолша, психологическая зрелость является синонимом духовности. Он связывает эти понятия с реализацией человеком своего потенциала. По его мнению, этот процесс предполагает развитие духовных качеств личности:
Средством и целью достижения духовности является решительность.
В процессе духовного роста человека, всесторонне меняется его восприятие, происходит очистка сознания от неистинных понятий и мыслей, предубеждений, которые искажают видение окружающего мира и себя в нем.
Люди высокой духовности видят жизнь во всей ее полноте, они в состоянии душевного покоя, обрели веру, умеют искренне любить и сострадать окружающим. Духовное самосовершенствование способно активизировать внутренние человеческие резервы.
Духовность является гармоничным сочетанием и совокупностью таких качеств, как душевный покой, осознанность и безусловная любовь.
Духовность включает в себя все проявления материальной природы человечества, поэтому это понятие отражает больше, чем нравственность и религиозность. Это вектор вертикальных устремлений, в то время как нравственность – горизонтальных. Они пересекаются и образуют невидимый крест – основу личности.
Духовное самосовершенствование личности должно основываться на базе из теоретических материалов и духовной практики, которые способствовали бы формированию общечеловеческих ценностей.
Духовность является пониманием и открытием своих внутренних возможностей, через свое «Я». Это когда нравственное самосовершенствование человека на таком уровне, что он при любых обстоятельствах является высшим проявлением добродетели. В результате телесной, духовной и душевной трансформации, личность переходит на следующий уровень сознания.
Понятие духовности включает в себя: определение сущности собственного «Я», позиционирование себя в мире и обществе, выбор смысла деятельности и целей, пределы и возможности личностного роста. И это далеко не весь перечень.
В жизненной стратегии, субъект учится:
* личной организации времени,
* саморегуляции и удовлетворенности результатами,
* приобретает волевые качества (ответственность, инициативность),
* испытывает эмоциональные переживания себя во времени.
Эти вопросы являются вечными для людей любой исторической эпохи.
В процессе осмысления перечисленных проблем, осуществляется духовное развитие, человек обретает духовность.
Для личности важно не просто обрести знания и войти в определенную социальную среду, а осознать смысл и цель этих знаний для человеческого развития.
Духовность и есть обретение смысла жизни и бытия, а также построение себя как личности.
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И КАК ИХ РАЗВИТЬ?
Основу сущности человека составляют такие ценности как Истина (интеллектуальный аспект), Мир (эмоциональный аспект), Любовь (нравственный аспект), Праведность (физический аспект) и Ненасилие (духовный аспект). Они не зависят от расы, национальности, религиозной принадлежности и среды обитания. Между общечеловеческими ценностями существует неоспоримая взаимозависимость и взаимосвязь.
Рост духовности зависит от развития ее основополагающих. Вера развивается в результате избавления от убеждений, тормозящих, поглощающих внутреннюю энергию и мотивирования тех, что преумножают ресурсы.
Если убеждения реальны, а не являются самообманом, их необходимо культивировать. Например, человек обманывается, если считает что он самый умный. Реальностью может быть убеждение о том, что он способен повысить свой уровень самообразования.
Достичь душевного покоя можно благодаря внешнему источнику силы (верование в помощь Бога, высших сил). Важна уверенность личности в том, что он сможет преодолеть любые трудности и испытания. Этот вопрос тесно связан с поиском смысла жизни и другими вопросами бытия.
Любовь формирует личность
Любовь является фактором формирования личности, развития ее духовных качеств, прорыва повседневности, переживания уникальности другого человека, уход от одиночества, замена мести и зла нежной привязанностью и сочувствием.
Обретение истинной любви – процесс непростой, но он имеет смысл. В первую очередь человек учится воспринимать окружающих такими, какие они есть, изучает общество, учится понимать природу человеческих поступков и помыслов. В результате он начинает относиться к другим не предвзято и настороженно, а с симпатией, уважением и любовью.
Этот процесс связан с личностным саморазвитием и самопознанием. Чем больше человек узнает себя, тем лучше он понимает других. На втором этапе личность учится переносить внимание с себя на других. Она достигает определенного уровня осознания, чтобы отойти от эго и считаться не только с собой, но и с чувствами других людей, учитывая их интересы.
Высшей степенью духовности является осознание того, что все люди связаны между собой и составляют один живой организм и что, навредив другому, мы вредим себе и всей планете. На этом этапе духовного саморазвития, субъект живет в гармонии и любви с самим собой и с внешним миром.
Чтобы научится жить осознанно, нужно определить свои желания, обратить внимание на неразрешенные проблемы и внутренние страхи, понять свое предназначение. Ответы будут появляться не сразу, а постепенно, но если возникает вопрос, значит, ответ уже есть. Поэтому важно понять вопросы, которые действительно тревожат.
О ПОИСКЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Духовность личности всегда определяется тем, в какой мере она задумывается о смысле жизни. Австрийский психиатр Виктор Франкл утверждал, что такие размышления являются духовным стержнем, отличающим нормальных людей от тех, кто страдает от каких-либо патологий.
Человек обнаруживает проблематичность своего существования и испытывает неоднозначность своей жизни. В определенные жизненные периоды эти вопросы становятся наиболее «острыми», что говорит о духовных исканиях.
К поискам смысла жизни может привести глубокое душевное потрясение. Независимо от причин и выбранного пути духовного развития личности такие искания являются показателем осмысленности бытия и развития личности. Существование человека – не бессмысленно и пока его не оставило сознание, он должен заниматься реализацией своих ценностей и нести ответственность.
«Оправдание» человеком своего истинного предназначения происходит через опыт, путем проб и ошибок. Условности ментальных программ устраняются при возникновении определенных переживаний и эмоций и чувств, связанных с ними. Пока личность не обуздает свой ум и не научится осознавать игры разума, единение с духом будет неполным.
Не менее важно установить связь с собственным телом, научится его слышать, развить чувствование и целенаправленно использовать ум. Эти умения избавят от диссонанса в ощущениях и самовосприятии, помогут достичь полноценной душевной гармонии.
Неразрешенные проблемы и конфликты – преграды духовного роста
Любой неразрешенный эмоциональный конфликт является преградой для развития духовности и расширения сознания. Поэтому такие проблемы нужно добровольно решать, учиться брать на себя ответственность за свое поведение, убеждения и отношения.
На первом этапе эмоционального роста, человек берет на себя ответственность за свои действия, что ведет к духовному развитию. Если личность продолжает винить в своих несчастьях и проблемах других людей, она не может разрешить свои эмоциональные конфликты, вследствие чего создаются духовные блоки.
Между ответственными субъектами и теми, кто этой ответственности избегает, возникает непонимание, сильная напряженность, несознательные реакции, создающие напряженные отношения. Человеку необходимо научиться сохранять самосознание в таких ситуациях, особенно во взаимоотношениях с близкими, что позволит снять эмоциональные блокады.
Если эту дисфункцию не исправить, отклонения будут искажать и определять действия и межличностные отношения. Человек с дисфункциональным паттерном чувствует себя оторванным от мира, нелюбимым, испытывает сексуальное страдание, не может удовлетворить эмоциональные потребности в общении и установить личные границы. Поэтому на пути духовного роста, субъекту нужно исцелить свои личные эмоциональные травмы, которые могут тормозить все сферы саморазвития.
Один из важных этапов духовного развития – это создание пространства Любви-Мудрости в своем самом близком окружении (любимый человек, родители и дети). В ином случае мнимое бегство к свободе будет еще дальше отдалять личность от принятия на себя ответственности за свою жизнь, умения управлять ею и достижения истинной свободы. Другими словами, избегая насущных проблем, изменений и преобразований в первом главном круге жизненных связей, человек еще больше попадает в душевное рабство.
Тесное общение с родителями и своими детьми помогает извлечь человеку жизненные уроки. Если их не осознать и не пройти, достичь нового уровня духовного развития невозможно. Следовательно, личностные проблемы действуют как спусковой механизм для запуска волны духовных исканий.
ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ДЕГРАДАЦИИ?
Психологи дают следующие рекомендации на пути духовного развития личности:
Духовное самосовершенствование можно сравнить с процессом развития тела. Если люди прекращают физически развиваться, они ускоренно стареют или деградируют. Также и с духовностью: если человек застревает на одном из этапов, он деградирует.
Духовное самосовершенствование любого человека – путь индивидуальный и непростой. Длится он всю жизнь. Каждый сам выбирает, принимать идею развития духовности или нет. Но не стоит забывать, что только от нас зависит качество нашей жизни.
Людмила Труш-Пащенко
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов