Что значит повивальная бабка

Повивальная бабка

Смотреть что такое «Повивальная бабка» в других словарях:

повивальная бабка — повивальница, бабка, повивальщица, бабка пупорезница, акушерка, повитуха Словарь русских синонимов. повивальная бабка сущ., кол во синонимов: 8 • акушерка (9) • … Словарь синонимов

Повивальная бабка — Повитуха принимает роды (европейская гравюра, 1513 год) Повитуха, повивальная бабка, приемница, пупорезка, пуповязница женщина, принимающая роды. Одна из древнейших отраслей народной медицины, оставалась чрезвычайно распространённой до… … Википедия

повивальная бабка — (истор.) название акушерки, применявшееся в России до начала 20 в … Большой медицинский словарь

Повивальная бабка — см. Акушерка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

повивальная бабка — повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 21) женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Повивальная бабка — (midwife). Женщина, имеющая опыт принятия родов, иногда обладающая специальной подготовкой, оказывающая услуги родовспоможения в домашних условиях … Психология развития. Словарь по книге

повивальная\ бабка — повив’альная б’абка (Быт.35:17 ; Быт.38:28 ; Исх.1:15 21) женщина, помогающая при родах. На востоке роженице и до сих пор чаще помогают родные и друзья, нежели специальный медицинский работник … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

повивальная бабка, повивальщица — См. повитуха. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Источник

Значение слова «повитуха»

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОВИТУ’ХА, и, ж. (простореч.). Женщина, принимающая у рожениц. Баба-п. без акушерского образования.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

повиту́ха

1. устар. то же, что повивальная бабка; женщина, помогающая при родах ◆ Но повитуха, принимавшая на деревне у больной женщины, заразила Катюшу родильной горячкой, и ребёнка, мальчика, отправили в воспитательный дом, где ребёнок, как рассказывала возившая его старуха, тотчас же по приезде умер. Лев Толстой, «Воскресение», 1899 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабкаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: простачок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Кто такие повитухи на Руси, какие правила они строго соблюдали и как подтверждали свою квалификацию

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

Безупречная репутация

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

Выбирали повитух тщательно. В городах 18 века просматривали объявления в газетах, а в деревнях старались остановить выбор на тех, кто имеет отличную репутацию. В период правления Екатерины Великой к повитухам предъявлялись такие требования: скромность, порядочное поведение, полный отказ от алкоголя и умение хранить тайны. Существовала Присяга повивальных бабок, которая предусматривала воздержание от спиртного и не разрешала обращаться с роженицами грубо, а также с использованием брани.

Правила для повитух предусматривали и безупречное поведение: следовало быть верной женой, вовремя совершать причастие и получать у священнослужителя благословение на работу. Быть повивальной бабкой дозволялось только тем женщинам, которые уже не могли родить ребенка.

Женщины предпочитали повитух, которые имели собственных детей. Такая «бабка» понимала, как тяжело роженице. Если на счету у повитухи было много случаев детской смертности, ее приглашали лишь в крайнем случае. Некоторые повивальные работницы брали на душу грех и делали аборты (чревоубийства). Это шло вразрез с повивальной этикой и считалось недопустимым.

Как русские повитухи стали дипломы об образовании получать

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

Иногда повитух представляют, как деревенскую старушку, малограмотную, которая использует в своей работе обряды и заговоры. Это не совсем так. Интересно, но с 1754 года повивальные бабки начали подтверждать свою специализацию дипломами. Когда вышел указ о создании учреждений, обучающих искусству приема родов, каждой женщине, желающей стать повитухой, следовало закончить специальный 6-летний курс. После этого выдавалось официальное разрешение. Кроме того, новоиспеченные специалистки принимали присягу. Женщины, окончившие такие школы, в обязательном порядке заносились в особый полицейский реестр, как, например, пожарные и фонарщики.

Беспокойная жизнь повитух

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

Чаще всего женщины становились повитухами «по наследству». К примеру, бабушка имела большой опыт в этом деле и поделилась своим опытом с внучкой. Бывало, что несколько родов были удачными, и срабатывало так называемое «сарафанное радио». Многие работали совершенно бескорыстно, но некоторые овладевали специальностью, рассчитывая на заработок.

В соответствии с присягой повитухе следовало бежать к роженице невзирая на ее материальное положение и сословие. Отказаться было нельзя, даже если оплата предлагалась совсем небольшая. Нередко повивальной бабке в качестве вознаграждения предлагали «натуру». Это мог быть домашний текстиль, хлеб, мыло. Постепенно вместо этого стали преподносить деньги. До начала 20 века существовала такая практика, что состоятельные семьи приглашали на роды врача, однако это делалось для подстраховки. На деле они просто находились в отдельном помещении, а повитуха занималась своим делом. Да, повивальная бабка легко справлялась со своими задачами. К тому же в те времена немногие роженицы хотели, чтобы в интимном процессе принимал участие мужчина-врач.
Очень важно было то, что повитухи не пользовались акушерскими щипцами, с которыми были связаны случаи нанесения младенцу вреда. Опыт позволял обойтись без этого даже в сложнейших случаях, например, когда случались первые роды, или у роженицы был слишком узкий таз, а младенец имел большой вес и размеры.

Повитухи знали все акушерские манипуляции, необходимые при сложном положении плода, умели прокалывать пузырь и аккуратно извлекать послед. Есть упоминания о невероятно искусных повивальных бабках Вологодской области, умеющих перерезать пуповину «ногтем», мастерски зажимать сосуды, да так, что не нужно было перевязывать пуповину.

Повитухи высокой квалификации умели «править новорожденного», то есть расправлять и вытягивать при помощи рук различные изъяны ребенка. Одним словом, лепить из малыша человечка с идеальными пропорциями.

Как древние повитухи могли дать фору современным гинекологам и акушерам

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

В обязанности повитухи входил не только прием родов. Она старалась минимизировать мучения роженицы, используя особые слова, лекарственные отвары, заговоры. Кроме того, «бабка» готовила женщину к родам и осуществляла дальнейший уход за матерью и младенцем.

Повитуха отвечала за подготовку места для процесса родов. У крестьян это могла быть баня, овин или хлев, у состоятельных людей — специальный стул, который устанавливался в спальне. Существовало множество предродовых обрядов. Каждое свое действие «бабка сопровождала особыми заговорами, молитвами.
Когда роженица благополучно разрешалась от бремени, повитуха не сразу покидала ее. Она находилась рядом не менее трех суток. Более того, «бабка» вместо мамочки выполняла домашнюю работу — готовила обед, доила коров, убирала избу. Ведь у только что родившей женщины на это просто не хватало сил.
Интересно, что повитухи ошибались крайне редко. Бывало, что врачи не всегда обнаруживали беременность. Повивальная бабка безошибочно ориентировалась на симптомы и состояние будущей мамы. Они ощупывали живот и выдавали диагноз — беременность, которую отличали от обычного истерического припадка при какой-то болезни или «корчей в животе». Вот так, не имея никаких приборов, типа современного аппарата для УЗД, повитухи ставили правильные диагнозы, опираясь на опыт и собираемые по крупицам знания.

Обручальные кольца всегда овеяны ореолом тайинственности. А ещё с ним происходят порой удивительные истории. Например, как эта, когда больше года девушка носила свое обручальное кольцо, не догадываясь об этом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что значит повивальная бабка

Не выходи в полнолуние

Саломея – так звали легендарную повитуху, которая приняла младенца Христа из девственного лона Марии. Имя Саломеи вошло в христианские апокрифы, она считалась покровительницей рожениц и новорождённых. Поэтому заговоры для облегчения родильных мук всегда сопровождались именем Саломеи.

Женщины, которые помогали рожать, на Руси назывались по-разному: повивальница, повивальщица, повивальная бабка, приёмница, сповивальница, повивалка, бабка-пупорезница. Владимир Даль считал, что большинство этих названий появились от глагола «повивать», что означало «повить чем-то, обвить, обмотать, укутать повязкой». Вполне логично, учитывая, что новорождённого туго укутывали в первую в его жизни пелёнку.

Но возникает вопрос: почему, если «повивальная», то обязательно «бабка»? Ведь повитухой могла быть и очень молодая женщина. И опять ответ следует искать в глубокой древности. В 1651 году появился требник патриарха Иосифа, где в одной из молитв упоминается «баба, отроча приемшая». То есть изначально речь идёт о бабе – особи женского рода. «Бабка» появилась уже позже, в разговорной речи.

Повивальные бабки всегда пользовались уважением. Они выполняли функции, которые можно назвать «внехрамовыми», то есть до крещения младенца в церкви. Но известны случаи, когда повитухи, при отсутствии священника, сами крестили новорождённого и давали ему имя. Так случилось при рождении композитора Антонио Вивальди, который появился на свет очень слабым, да ещё и в день мощного землетрясения в Венеции. Повивальная бабка тогда решила сама его крестить, чтобы в случае чего дитя отправилось на небеса крещёным.

Связь повитухи с роженицей была очень тесной. Ещё до родов бабка общалась с будущей мамой, готовила её, сообщала, что можно делать, а чего нельзя. Запретов было много, и большинство из них появилось ещё в языческие времена. Беременная женщина считалась наделённой особой магической силой, которая оберегала её. Но чтобы эти силы не спугнуть, будущая мама должна тщательно скрывать своё положение, дабы не подвергнуться сглазу. Ей нельзя привлекать к себе внимание, хвастаться отменным здоровьем, а также жаловаться на плохое самочувствие и носить слишком приметные, яркие вещи. Беременной строжайше запрещается ходить на похороны и смотреть на мертвецов – после этого может родиться нежизнеспособный ребёнок. Нельзя подстригать волосы, распускать их при людях, сидеть на пороге дома и выходить из дома в полнолуние… В разных областях России запреты отличались в нюансах, но в основе своей были схожими.

Повитухи запрещали своим подопечным встречаться с ведунами и колдуньями, а тем более затевать с ними споры. Впрочем, повивальные бабки и сами отчасти считались ведуньями. Для своих рожениц они проводили особые ритуалы, призванные отгонять злых духов. В древних руководствах для повитух оккультные обряды наряду с медицинскими ритуалами описываются как важная составляющая вспоможения при родах.

Христианство пополнило ритуалы: требовалась молитва перед иконами при свечах. Это тоже было очень важно, поскольку совместная молитва роженицы с повитухой имела и психотерапевтическую функцию.

Отпереть все замки

Роды могли проходить в доме, но чаще – в бане. Это самое подходящее и чистое место. В день родов бабка заставляла роженицу самостоятельно истопить баню – считалось, что после этого малыш обязательно родится сильным и здоровым. Когда отходили воды, повитуха требовала, чтобы будущая мама спускалась и вновь поднималась на полок, при этом задерживая дыхание и соблюдая особый ритм. Чем не современная дыхательная гимнастика для беременных?

А ещё нужно было расплести косы, развязать все узелки на одежде, отпереть все замки в доме. Так малышу помогали беспрепятственно войти в этот мир.

Рожали русские женщины сидя. Обычно это происходило на специальном стульчаке. Если же роды проходили дома, то над кроватью крепко привязывали кушак, за который роженица держалась руками. Миф о том, что бабы повсеместно рожали в поле и тут же снова принимались за работу, – не более чем выдумка. Но даже если схватки внезапно наступали в поле или в лесу, женщина опускалась на корточки. Сидячая поза помогала ребёнку принять наиболее удобное положение головой вниз.

Во время родов повивальная бабка шептала молитвы и заговоры, делала массаж живота, чтобы облегчить боль, смотрела, в том ли положении ребёнок, а если нет, производила специальные манипуляции для его поворота. В самые мучительные моменты с губ роженицы слетали слова молитвы: «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, во чистое поле, во синее море. Там у Христа на престоле сидит Пресвятая Матерь Богородица, держит золотые ключи, отмыкает мясные ларцы, отпускает младенца из плоти, из утробы; отпускает младенца из плоти, из горячей крови, чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь».

Пасти зайцев на том свете

Повивальную бабку семья старалась выбрать одну сразу на несколько поколений. Повивальница не бросала своих подопечных, она так или иначе принимала участие в их жизни, а на свадьбе всегда сидела на почётном месте. Есть даже старинный русский праздник «Бабьи каши» – день, посвящённый повитухам.

Кто же становился повивальными бабками?

В Могилёвской волости считалось, что каждая родившая женщина обязана хоть раз в жизни принять чужие роды, иначе она подвергалась насмешкам и пожеланиям «пасти зайцев на том свете». Приглашение принять роды воспринималось как большая честь, а в случае отказа (так считалось в Саратовской губернии) повитуха могла окаменеть.

Ответственность при этом у повивальниц была огромная. За летальный исход при родах бабка могла и перед судом предстать. И хотя почти любая женщина могла стать повитухой, семьи старались приглашать к своим роженицам проверенных повивальных бабок, за плечами которых многолетний опыт. И ритуал приглашения повитухи у некоторых народов был сложным и долгим. На Украине, к примеру, бабку могли неделями уговаривать и задаривать, а та отказывалась и отказывалась, хотя все понимали, что согласие в итоге будет получено.

Повитуха должна быть здоровой, а главное – «чистой». Иными словами, ей нельзя принимать роды во время менструации. По поверьям, у девочек, принятых «течной бабой», потом долго не наступали месячные. Идеальной повивальной бабкой считалась вдова, вышедшая из «женского возраста», то есть после наступления менопаузы.

Повитуха должна иметь безупречную репутацию: если замужняя, то без измен, если вдова, то без каких-либо связей с мужчинами. Не дай бог, если вдовая повивальная бабка родит! Тогда её клеймили позором, незаконнорождённого отпрыска называли с презрением «бабичем», а его мать – «бабычкой». Но жизнь брала своё, и если не к кому было обращаться, кроме как к опозоренной повитухе, то вся деревня, как это случалось в Белоруссии, вышивала огромный рушник, которым опоясывалась местная церковь. Таким образом бабка избавлялась от греха и вновь считалась «чистой».

Повитуха должна иметь своих детей, выживших с младенчества. Ей нельзя соприкасаться со смертью, только с жизнью! Именно поэтому повивальницы никогда не обмывали покойников.

Почти все простые удовольствия деревенским повитухам были запрещены, разве что рюмка наливочки по праздникам. Но, как водится, любые запреты ведут к их нарушениям. Вот почему русский фольклор изобилует побасенками и прибаутками о повивальных бабках в подпитии.

Официальные отношения повитух с государственной властью начинаются с Ивана Грозного, когда была учреждена Аптекарская палата, в которой хранились рецепты и лекарственные травы. В конце XVI века палата превратилась в Аптекарский приказ. В уставах этих учреждений было прописано, что никакой мужчина-лекарь не имеет права приближаться к роженице под страхом смертной казни. Отсюда следует вывод, что роды и у царственных особ принимали только повивальные бабки.

Пётр I наводнил Россию западными лекарями, к мнению которых относились с уважением. Вот тогда-то и началось вытеснение естественных, на уровне женской интуиции, родов научно обоснованным подходом. Так началась новая эра российской медицины, плодами которой мы пользуемся и поныне.

При императрице Елизавете Петровне лейб-медик Павел Кондоиди в 1754 году подал в Сенат «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества», в котором говорилось, что все повивальные бабки, российские и иностранные (к тому времени за иноземными врачами подтянулись и медсёстры-акушерки), должны пройти квалификационную аттестацию. Тех, кто прошёл аттестацию и получал разрешение на самостоятельную практику, приводили к присяге на Библии, а поимённый список подавался в полицию для «народного известия». Так повивальные бабки официально стали называться присяжными бабками.

В тексте присяги есть удивительные слова!

«Ежели родины продолжительные будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостию ожидать настоящего времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шуток, неучтивых речей и прочего совершенно удерживаться».

В присяге содержится два основополагающих принципа: роды должны быть естественными, а повитухам следует придерживаться профессиональной этики. Ещё повивальницы клялись ни в коем случае не помогать в прерывании беременности, ходить без разбору в любое время дня и ночи как к бедным, так и к богатым, а если роженица скончалась до её прибытия, то следовало в кратчайшие сроки сообщить об этом ближайшему врачу, чтобы тот сделал вскрытие и спас младенца.

С середины XIX века деревенский люд массово поехал за лучшей долей в город, соблазнённый перспективами работы на фабриках и заводах. Институт русской традиционной семьи сдавал свои позиции. Всё чаще женщины стали рожать внебрачных детей. С этого времени претерпевает серьёзные изменения и повивальное дело.

После отмены крепостного права в 1861 году появилась официальная иерархия. Самой главной и образованной считалась повивальная бабка, которая должна была иметь высшее медицинское образование и могла работать как в земской медицине, так и в государственной системе здравоохранения. Потом шла сельская повивальная бабка со средним трёхлетним медицинским образованием. Сельская бабка не имела права работать в городе, она принимала роды и готовила повитух из соседних деревень. Повитуха получала диплом о заочном годовом образовании на основании свидетельства повивальной бабки, которая её учила, за подписью городового или уездного врача. Повитуха не могла работать самостоятельно, только с повивальной бабкой.

Повивальные бабки в царской России обучались в специальных повивальных институтах, работали в особых повивальных домах, где рожали неимущие женщины. Возраст «бабок» был от 20 до 45 лет.

В 1900 году только одна Военно-медицинская академия в Петербурге подготовила 500 повивальных бабок, а в 1902-м в России работало 9 тысяч бабок, 3 тысячи из которых – в сельской местности. Кстати, к началу XX столетия в обиходе стало использоваться и более привычное для современного человека слово «акушерка».

Лучшие бабки страны

Цивилизованный подход – дело хорошее, но с развитием прогресса стала умирать преемственность русского повивального дела, которое веками хранило и передавало из поколения в поколение рецепты естественных снадобий для родовспоможения, особую «гимнастику», а также методы ведения беременности. Теперь повивальная бабка оказалась на низшей ступени медицинской иерархии. И если бы не строжайший запрет врачам-мужчинам, особенно немецким, приближаться к беременным женщинам, то, вполне возможно, всех повивальных бабок попросту упразднили бы за ненадобностью. Тем не менее и от мужчин в акушерстве был большой толк.

Помимо владения профессиональными навыками, повивальные бабки и повитухи должны были отличаться благонравием и хорошим воспитанием. Несмотря на это, они частенько попадали в скандальные и криминальные газетные хроники.

«В селе Белоомуте обнаружена «фабрика ангелов». Повивальная бабка Лабушева с крестьянкой Мастрюковой душили младенцев, топили их в реке, зарывали в землю. После допроса полиции Мастрюкова внезапно скончалась, а Лабушева покушалась на самоубийство, но неудачно». Такое сообщение можно было прочесть в газетах 1900-х.

Заразившись революционными идеями, некоторые повивальницы, чьим предназначением было спасать жизни, участвовали в деструктивных мероприятиях: «В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружены несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».

Услугами повивальных бабок пользовались до середины ХХ века. В советское время традиционное повивальное дело было изведено на корню. Но история идёт по спирали.

С 1992 года в 50 странах мира 5 мая отмечается как Международный день акушерок. А в 2005 году в Санкт-Петербурге открылась «Национальная школа традиций повивального дела», где собрались акушеры, которые ведут естественные домашние роды.

Источник

История развития повивального дела в России

Повивальное дело в России: от повитухи к роддому. Этапы большого пути.

Традиционно детей в семьях было много, и роды, повторявшиеся почти каждый год, воспринимались всеми, как самое что ни на есть естественное событие. Наши предки благодарили Бога за благосклонность в случае благополучного появления на свет ребенка, но и со смирением принимали его потерю.

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

Кто такая повитуха

В конце XVI века при Иване Грозном был создан первый государственный орган, управляющий системой здравоохранения, так называемый Аптекарский приказ. Традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды обычно принимали повитухи.

Повивальные бабки славились своим умением, основанном на опыте целых поколений. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века.

При Петре I в Россию приехало много западных врачей, чье мнение не рекомендовалось подвергать критике. Так начался формироваться медицинский научно-обоснованный «мужской» подход к процессу родоразрешения, вытесняя естественно-интуитивное «женское» ведение беременности и родов. Хотя до начала XIX века «врачам не только не разрешалось изучать акушерство на человеческом теле, но если врач исследовал роженицу без повивальной бабки, то его отдавали под суд» (В. П. Лебедева, 1934).

В 1754 году Павел Захарович Кондоиди, лейб-медик при императрице Елизавете Петровне, подал в собрание Правительствующего Сената «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества». Все «бабки российские и иностранные» должны были, согласно этому «Представлению», пройти в Медицинской Канцелярии квалификационную аттестацию. Те из них, «кои по аттестатам явятся достойны», приводились к присяге — отчего и звались такие бабки присяжными. Список присяжных бабок, имеющих разрешение на самостоятельную практику, предполагалось подавать в полицию «для народного известия».

Принимая присягу на Библии, каждая повивальная бабка обещала, среди прочего, что:

«днем и ночью, немедленно ходить к роженицам богатым и убогим, какого б чина и достоинства ни были»; «ежели родины продолжительныя будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостью ожидать настоящаго времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шутокъ, неучтивых речей и прочаго совершенно удерживаться»; «к выкидыванию младенца дачею проносных и изгонительных лекарств или каким либо другим образом ни с кем и никогда соглашаться не буду, и к тому себя употреблять ни за что не дам» и др.

Первые родовспомогательные учреждения

29 апреля 1754 года Правительствующий Сенат утвердил Представление Медицинской Канцелярии, со всеми его приложениями, издав Указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества».

Первым профессором и преподавателем «бабичьего дела» в Москве и вообще в России стал Иоганн Фридрих Эразмус, вызванный Кондоиди из города Пернова (нынешний Пярну). В 1757 году в Москве и Петербурге основываются первые школы для подготовки квалифицированных повитух. Обучение вели акушерки (иностранные, в основном немки), а не врачи. Мужчинам-врачам пока еще было запрещено прикасаться к беременной женщине.

С началом развития капитализма вчерашние крестьяне, попадавшие в город, обитали в несравнимо более скверных условиях, чем в деревне. С укрупнением городов начинают понемногу меняться нравственные устои, происходит размывание статуса семьи. Именно в городах растет число внебрачных беременностей. Государство было вынуждено организовывать родильные приюты для самых бедных городских жительниц.

Родовспомогательные заведения изначально предназначались исключительно для женщин из беднейших слоев населения, а также для незамужних рожениц в качестве тайного убежища. Рожать в больнице было как бы зазорно, поэтому многие из тех, кто желал воспользоваться медицинской помощью, приглашали повивальных бабок на дом.

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

В 1764 году по указу Екатерины II в Москве при Университете был открыт Воспитательный дом и при нем Родовспомогательное отделение для незамужних рожениц, в составе которого было организовано первое в Москве специализированное учреждение — «Родильный госпиталь» — для бедных родильниц.

В 1771 году по предписанию Екатерины II в Санкт-Петербурге был открыт воспитательный дом, и при нем был учрежден первый повивальный госпиталь — для незамужних и неимущих родильниц (ныне — Родильный дом № 6 им. проф. В. Ф. Снегирева).

В царской России было принято жертвовать изрядные суммы на благотворительность. Родильные приюты создавались подобно ночлежкам и богадельням из человеколюбивых побуждений, а не из-за медицинской необходимости.

Становление акушерства

Научное становление акушерства и улучшение преподавания «бабичьего дела» в Петербурге произошло благодаря Н.М.Максимовичу-Амбодику которого справедливо называют «отцом русского акушерства». В 1782 году он первым из русских врачей получил звание профессора повивального искусства. Н.М.Максимович-Амбодик ввел занятия на фантоме и у кровати рожениц, использовал акушерский инструментарий. Он написал первое русское руководство по акушерству «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле», по которому обучались многие поколения русских акушеров.

Н.М.Максимович-Амбодик, широко образованный врач, талантливый ученый и педагог, горячо любивший свое дело, первый ввел преподавание акушерства на русском языке, боролся против иностранного засилья в русских медицинских учреждениях. Он был горячим патриотом, проявляющим заботу о росте населения России: эпиграфом к своему «Искусству повивания» он поставил выведенные жирным шрифтом слова: «Здравый рассудок повелевает больше пещися о размножении народа, полезным содержанием новорожденных детей, чем населением необработанной земли немецкими чужеземными пришельцами».

С другой стороны, именно с этого времени к беременной женщине и на роды стали допускаться мужчины-врачи — всего 200 лет тому назад дали им «дотронуться» до беременной. Эти 200 лет характеризуются непрерывной борьбой врачей за усиление своего влияния на рожающую женщину. Сначала они передавали повивальным бабкам лишь азы научных знаний, позже активно начался процесс вытеснения повитухи с ее законного поприща, где она исправно трудилась тысячелетиями.

При царствовании Екатерины II, в 1789 году, был дан «Устав повивальным бабкам», по которому к «бабьичему занятию» допускаемы были только испытанные в знаниях и принесшие особую присягу. Требовались от них также доброе поведение, скромность, неболтливость и трезвость, «дабы во всякое время в состоянии были дело свое исполнять». Важно отметить, что присяжные бабки «недостаточным родильницам» должны были «услуживать безденежно». В столицах присяжная повивальная бабка числилась в штате каждой полицейской части наряду с пожарными, фонарщиками и т. д.

В 1797 году в Петербурге по инициативе императрицы Марии Федоровны был открыт третий родильный госпиталь на 20 коек. Это было первое в России родовспомогательное и вместе с тем образовательное учреждение — Повивальный институт (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН им. Отта). «Родильня» принимала беременных женщин в любое время суток. Родовспоможение и пребывание в стационаре осуществлялось обычно безвозмездно, и предназначалось в основном для замужних бедных рожениц. Повивальное искусство в институте читал Н.М.Максимович-Амбодик.

После смерти Марии Федоровны Николай I указом от 6 декабря 1828 года объявил Повивальный институт государственным учреждением и согласно желанию усопшей матери назначил его покровительницей великую княгиню Елену Павловну. Учреждение получило название «Императорский Институт повивального искусства с родильным госпиталем». При нем в 1845 году начала работу первая в России школа сельских повивальных бабок.

В 1806 году при Московском университете был открыт новый повивальный институт и родильный госпиталь на три койки для бедных рожениц (ныне Московское медучилище № 1 «Павловское»). В 1820 году число коек увеличилось до шести.

После отмены крепостного права в 1861 году повивальная бабка работала как в системе вновь образованной земской медицины, так и в государственной системе здравоохранения. За свою работу повивальным бабкам назначалось жалование и повышенная пенсия, а также «за долговременное рачительное исполнение обязанностей» они отмечались знаками отличия и правительственными наградами.

Подготовка повивальных кадров, их обязанности

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: «повивальная бабка» (высшее медицинское образование), «сельская повивальная бабка» (среднее медицинское образование) и «повитуха» (заочное образование).

Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия «Присяги повивальных бабок о должности их».

На повивальную бабку возлагалось «подавание пособий» и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.

Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки — раз в квартал.

Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.

Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.

Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.

Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.

Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.

Придавалось большое значение не только опыту, но и морально-нравственным качествам. Бабка должна была быть безупречного поведения, быть честной и уважаемой в обществе. Она получала благословение у священника, регулярно исповедовалась и причащалась.

Как уже отмечалось, согласно «Уставу повивальным бабкам», «всякая повивальная бабка должна быть благонравна, доброго поведения, скромна и, трезва, должна во всякое время, днем или ночью, от кого бы призываема ни была, невзирая на лица, тотчас идти и по прибытии к родильнице поступать ласково и расторопно».

С развитием общества росло и число подготовленных повивальных бабок, а не просто случайных помощниц — родственниц и соседок. В 1757 году по регистрации в Москве работало 4 повивальных бабки. В 1817 их было в Москве уже 40, а в 1840 году — уже 161 повивальная бабка. А в учебном году одна только Военно-медицинская академия в Петербурге готовила около 500 повивальных бабок. В 1902 было уже 9000 повивальных бабок, из которых 6000 жили и работали в городах, а 3000 — в сельских местностях.

Первые родильные дома

В XVIII веке начинают открываться родильные дома. Родовспомогательные заведения, родильные дома и приюты устраивались для помещения на время родов и послеродового периода беременных из «недостаточных классов населения» или для предоставления возможности за плату провести роды в обстановке, соответствующей научным требованиям антисептики и асептики. Но вскоре после их организации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением — «родильной горячкой», т. е. послеродовым сепсисом. Массовые эпидемии этой «горячки» были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века. Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периоды XVIII — первой половины XIX веков от 10 до

Что значит повивальная бабка. Смотреть фото Что значит повивальная бабка. Смотреть картинку Что значит повивальная бабка. Картинка про Что значит повивальная бабка. Фото Что значит повивальная бабка

В XIX веке два крупных научных открытия — введение эфира и хлороформа в целях обезболивания, а также изучение путей распространения инфекции во время и после родов и первых средств борьбы с ней — сильнейшим образом отразились на судьбе родовспоможения. Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практику лекарственных и хирургических принципов и научных методов. Среди прочих можно назвать операцию кесарева сечения, разрушительного действия которой на развитие физиологии и психики ребенка еще не было известно. Опасность сепсиса снизилась, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение в акушерской практике.

И все-таки большинство населения России скептически относилось к практике родильных домов. До начала XX века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома — по бедности или потому что ребенок был незаконнорожденный. Так, в 1897 году на праздновании Императорского клинического повивального института великой княгини Елены Павловны его директор лейб-акушер Дмитрий Оскарович Отт с печалью отмечал: «98 процентов рожениц в России по-прежнему остаются без всякой акушерской помощи!», или, другими словами, предпочитали рожать дома.

В 1913 году на всей территории огромной страны насчитывалось девять детских консультаций и всего лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% [БМЭ, том 28, 1962]. Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок, или приглашали к себе повивальную бабку, повитуху, а в сложных случаях — врача-акушера.

Родовспоможение после 1917 года

После революции 1917 года происходит разрушение сложившейся системы родовспоможения.

Государственная система подготовки повивальных бабок, сложившаяся при царизме, по инерции продолжает работать до 1920 года. Большевикам поначалу было просто не до них. В 1920 году грянула реорганизация здравоохранения. Повивальные институты и школы были перепрофилированы, там перестали готовить специалистов по нормальной физиологии. Был взят курс на всемерный охват рожающих женщин врачебными услугами.

На IV всероссийском съезде здравотделов в декабре 1922 года был поднят вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное врачевание. С этого времени начался отход от практики домашних родов, и был взят курс вначале на колхозные родильные дома, а затем на полное стационарное медицинское родовспоможение. Повивальные бабки, продолжавшие практику ведения нормальных родов, подвергались судебному преследованию и последующей ссылке.

Вместо родильных приютов для неимущих и безмужних рожениц в стране развернулось грандиозное строительство родильных домов для всех женщин без исключения. Так к 1960 году по Советскому Союзу родильных коек насчитывалось уже более 200000. По сравнению с царской Россией произошло увеличение количества коек при одновременном падении рождаемости.

К постели рожающей женщины вместо повивальной бабки встал врач — специалист по патологии. Началось внедрение «стандартизации» медицинских услуг. В годах было введено массовое обезболивание родов. Разрабатываются и из года в год совершенствуются методики медикаментозного ведения родов — с научной точки зрения «на благо женщины и плода».

Ничем не сдерживаемое научное «мужское» акушерство развернуло в родильных домах полномасштабную агрессию в отношении женской самостоятельности и интуитивного проживания процесса родов, и все это при поддержке государственных структур различного уровня и средств массовой информации.

Параллельно происходило разрушения института семьи — полное раскрепощение женщины, активное привлечение ее к производственному труду, общественной деятельности, коммунистическому строительству. Деторождение объявлялось социальной функцией женщины.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *