Что значит последнее время
Последнее время
Вопрос — «Что значит — последнее время?» Почему в Библии оно названо ПОСЛЕДНИМ ВРЕМЕНЕМ? Какие изменения должны произойти в мире в последнее время, согласно пророчествам Библии? Кто стоит за этими изменениями или кто их инициирует?
Когда говорят: «последний пирожок», то всем понятно, что пирожков больше нет. И мы задумываемся. Как правильно распорядится последним? Так и со временем. Только многократно серьёзнее. Слова песни точно отражают власть времени:
«Жизнь невозможно повернуть назад,
И время ни на миг не остановишь».
Библейское откровение говорит о времени, как эпизоде вечности, в котором Бог сотворил Землю и человека по образу Своему. Бог дал время человеку, чтобы он от праха, из которого создан, силой веры, силой Духа святого, достиг духовного состояния и перешёл в Небесный мир в новом качестве. Это время можно назвать «период созидания человека духовного». Время, данное Богом для этого процесса, заканчивается. Осталось немного. Последнее время.
Святой апостол Иоанн передаёт нам откровение Иисуса Христа: «И ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что в нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет». Откр.10:5,6.
Последнее время для тебя
Последнее время для спасения
Последнее время перед взятием Церкви в Небесное Царство
Последнее время перед воцарением антихриста
В эсхатологическом смысле последнее время, это время полного завершения периода вечности, в котором совершается земная история. Некоторые особенно яркие явления этого времени разделяют финальный период на отдельные эпизоды. Последнее время действия благодати сменятся воцарением антихриста. Этот период характеризуется умножением природных катаклизмов, множеством военных конфликтов, умножающимся жестоким противостоянием народов.
Последнее время перед заточением дьявола на тысячу лет и наступлением тысячелетнего Царства
Начертание на руку- соучастие в делах дьявола. Господь говорит о тех, кто будет поклоняться зверю и примет его начертание: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем» Откр.14:9,10. Завершится власть дракона полным поражением: «Он взял дракона, змея древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же этого ему должно быть освобожденным на малое время» Откр.20:2,3.
Последний акт Божий на земле. Суд у белого престола.
Запись в книгу жизни продолжается. Осталось немного времени. Записывает Иисус Христос. Его условие: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Мар.16:16.
Последние времена по учению Отцов Церкви
Мало найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную ориентацию христианской жизни.
Цель творения — обожение человека и вселенной. Все домостроительство спасения, искупительная жертва Христа, освящение, совершенное Святым Духом, имеют целью вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано — к полноте обожения. Мы чаем, что окончательное исполнение этого замысла Божия, совершится при Втором пришествии Христа, и тогда домостроительство спасения получит свое последнее завершение.
Если мы хотим вновь обрести живое христианство, которое станет для нас постоянным источником радости и духовного вдохновения, нам необходимо возродить в сердце нашей христианской жизни нетерпеливое желание и уверенность, которыми были воодушевлены первые поколения христиан. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром ( Откр.22:17 ).
Чаяние усопших
В этом вопросе мнение Отцов Церкви не совпадает с той установкой, которая стала общепринятой в западном христианстве начиная со средних веков. Именно тогда смещались акценты при объяснении последней участи индивида; вечная участь каждого человека стала рассматриваться как окончательно определяемая в момент смерти: святые идут прямо на небо, нераскаянные грешники — в ад, а те, кому еще предстоит что-то искупить, идут в чистилище на более или менее длительный срок, но в конце концов им обеспечено спасение. Всеобщее воскресение внесет лишь несущественное дополнение в уже полное блаженство избранных и в наказание проклятых. Страшный, последний суд лишь сделает явным тот приговор, который был уже окончательно вынесен “частным судом” в момент смерти. С тех пор на Западе весьма умалилось значение, придаваемое Второму пришествию как концу истории, умалилась эсхатологическая устремленность как в жизни христианина, так и в жизни Церкви.
По учению Отцов Церкви, люди только во время Второго пришествия войдут туда, где им уготована их окончательная участь, и для многих последний жребий будет определен лишь во время Страшного суда. До всеобщего воскресения даже сами святые, хотя они и пребывают близ Христа, находятся в ожидании. О том, как именно древняя Церковь представляла себе состояние разных категорий усопших, ожидающих Второго пришествия, можно сказать следующее: прежде всего христианская мысль абсолютно единодушна в признании того, что наше земное существование — единственное. Вера христианская несовместима ни с каким допущением последующих форм жизни и перевоплощения. Такие концепции часто встречаются в нехристианских философских и религиозных течениях, особенно дальневосточных, но они совершенно чужды христианству. В основе христианской веры лежит признание того, что человек живет на земле один раз и вечная участь его решается во время этого единственного существования на земле.
Жизнь после смерти
После смерти душа остается столь же живой, сознательной и активной, как и при жизни на земле, хотя и по-иному. Но для своего собственного спасения она теперь ничего сделать не может; и уже не может входить в общение с живыми, разве только с Божиего позволения, а все виды магического вызывания умерших, медиумного общения с ними, все виды спиритизма всегда осуждались как Словом Божиим в Ветхом Завете, так и христианским сознанием на протяжении веков: не должен находиться у тебя прорицатель чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это ( Втор.18:10–12 ).
Итак, в течение сорока дней, пока не будет определено, в каком состоянии до Второго пришествия должна временно пребывать душа усопшего, демоны показывают все, что смогла совершить она греховного за свою земную жизнь; единственное, что ей может помочь тогда — это покаяние, принесенное ею при жизни в тех грехах, в коих ее обвиняют, добрые дела, которые она творила, живя на земле, и заступничество Церкви и святых. Молитва за усопших тем самым приобретает большое значение уже с момента смерти: она охраняет и защищает душу от козней демонов.
Место прохладное и покойное
Вместе с тем, каким бы счастьем ни наслаждались святые, они пребывают еще под знаком ожидания. Их блаженство станет полным только в день возвращения Христа и последнего Воскресения.
А грешники, которые не смогли выйти победителями при испытании на “мытарствах”, поскольку их раскаяние было недостаточным и добрые дела слишком редки, идут в место мучений, где их истязают демоны. И здесь также точка зрения Отцов Церкви не совпадает с той, которая возобладала на Западе в средние века.
Мучение [грешника] прежде всего не носит характера искупления и временного “воздаяния карой”. Покойник уже ничего не способен сделать для себя самого, и страдание его никоим образом не может содействовать его освобождению. Он обречен не на более или менее длительное наказание, после которого он будет непременно спасен; он находится не в “чистилище”, а в аду, в геенне, и его мучение само по себе не может иметь конца.
Чистилище
Западное учение о чистилище имеет довольно сложную историю. В эпоху блаженного Августина под влиянием учения Оригена об апокатастасисе, или всеобщем восстановлении в конце времен, некоторые отрицали вечность ада и учили, что в конце все спасутся, даже демоны, но спасение это будет получено лишь после очищения огнем, которое может продлиться века.Иные полагали, что по крайней мере все крещенные спасутся, и даже если они совершили особо тяжкие грехи, то при помощи огня получат это очищение. Блаженный Августин воспротивился такому учению, явно не согласному с общим мнением Церкви. Он допускал только, что среди праведников, принятых в лоно Авраамово после их смерти, некоторые совершили нетяжкие грехи, от которых они недостаточно очистились в течение жизни. Эти грехи не помешали им войти в блаженство, но они должны очиститься от них до того, как наступит последнее Воскресение, очиститься в огненной реке Суда, — той реке, какую часто изображают на иконах, реке последнего Суда, которая уносит осужденных в ад, но очищает праведников от их легкой нечистоты. В некоторых из своих сочинений Августин делает предположение, что это очищение огнем могло бы иметь место между смертью и Судом, а не только во время Суда, однако он нигде не высказывал этих идей иначе, как в виде гипотез.
Решающий поворот в эсхатологической доктрине западной Церкви произошел во второй половине VI века и связан с учением святителя Григория Великого. По его мнению, святые и праведники, принесшие достаточное покаяние в своих грехах, сразу же после смерти наслаждаются полным блаженством. Грешники, повинные в тяжких грехах и нераскаявшиеся, после смерти обречены окончательно на вечный огонь, и молитва Церкви уже не может принести им освобождение. Напротив, верным, которые умирают, имея грехи “легкие” и “простительные”, сразу после смерти обеспечено достижение блаженства, но предварительно они должны быть очищены “очищающим огнем”. Для святителя Григория чистилище — это не место, а огонь, очищающий души, при том, что спасение их несомненно. Роль церковной молитвы за усопших сводится к тому, чтобы сократить время очищения.
Столетие спустя это учение было уточнено святым Исидором Севильским в Испании и Досточтимым Бедой в Англии. Для них роль очистительного огня, как учил святитель Григорий Великий, состоит в очищении верных усопших от простительных грехов, в коих они не покаялись, но вдобавок он несет в себе функцию искупительной кары: по их мнению, если при жизни за тяжкие грехи, в которых человек раскаялся и получил прощение, он не понес наказания, то наказание должно быть уплачено им после смерти. Так появляется понятие кары за грех, отличной от самого греха, которая должна быть понесена, даже если грех прощен. Мы наблюдаем здесь появление новой категории “удовлетворения (воздаяния) карой”, которая будет характерна для средневекового латинского богословия. Она не только видоизменяет древнее представление об участи души после смерти и о молитве за усопших, но и повлияет на латинское учение об искупительном деле Христа. На Флорентийском соборе святой Марк Ефесский выступит противником учения о чистилище и защитником древней церковной традиции, но не встретит понимания, настолько отличными друг от друга стали ментальность западной и восточной Церквей.
Возвращение Христа в конце времен
Церковь живых и усопших (которые тоже живы) с горячим рвением ждет возвращения Христа. Конец времен должен пониматься христианами не как ужасающая катастрофа, а как окончательная победа добра над злом, Бога и Его Царства над лукавым и всеми его приспешниками. Второе пришествие — это христианское решение проблемы зла. Второе пришествие будет окончательным завершением таинства Пасхи, это будет последний переход от креста земных испытаний (и испытаний последнего времени, когда настанет эсхатологическая “великая скорбь”, тяжкая для Церкви) к светлой радости воскресения.
Именно в такой перспективе должны мы рассматривать последний Суд. Как и все божественные “суды” в Библии, он будет по сути своей актом освобождения и спасения. Осуждены будут те, кто добровольно отождествил себя с силами зла, с противостоянием Царству Бога, Его замыслу спасения и нескончаемого счастья для всей твари. Окончательному поражению сил зла противостоит победа всех тех, кто согласился быть спасенным, быть любимым и любить Того, Кто возлюбил их: “Постараемся же предварительно иметь на себе знак и печать Господа, потому что во время Суда, когда проявится строгость Божия” (ср. Рим.11:22 ) и собраны будут все колена земные — всецелый Адам, когда Пастырь созовет Своих овец, тогда все имеющие на себе знак, узнают своего Пастыря, и Пастырь узнает имеющих на себе собственную Его печать и соберет их из всех народов, ибо услышат глас Его свои и пойдут вслед Его (ср. Ин.10:27 ). На две части разделится мир: одна часть будет темное стадо, отходящее в огнь вечный, а другая — света исполненная паства, возводимая к небесному жребию. Что ныне приобрели мы в душах, то самое воссияет и обнаружится тогда и облечет славою тела.
Хилиазм
Мысль о том, что последнему Суду и основанию нового творения будет предшествовать тысячелетнее Царство Христа на земле, ведет свое начало от неканонических иудейских апокалипсисов. Она повторена в Иоанновом Апокалипсисе: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их ( Откр.20:4–9 ).
Это царствование Христа на земле среди оживших праведников понималось определенной христианской средой первых трех веков, а именно — иудеохристианами Малой Азии, в прямом, буквальном смысле. Хилиазма придерживались Папий, священномученик Ириней Лионский, священномученик Мефодий Олимпский.
Апокатастасис
Апокатастасис — греческий термин, обозначающий восстановление ранее бывшего состояния, возврат к первоначальному положению. В христианской эсхатологии он обозначает теорию, согласно которой в конце времен весь тварный мир будет восстановлен в своей изначальной гармонии и все будут спасены, включая проклятых и демонов.
Эта концепция связана с “мифическим” видением космоса, которое было разработано Оригеном (ок. 185 – ок. 254). Ориген полагал, что в начале Бог создал вселенную, состоящую из существ чисто духовных; все они, за исключением души Христа, использовали свою свободу во зло и подверглись более или менее тяжким падениям, после чего были одеты в тела более или менее “плотные” и таким путем стали ангелами, людьми и демонами. В конце времен, в итоге последовательных очищений все вернутся к своему первоначальному состоянию и вновь образуют исконную генаду (единицу — Пер.), то есть первобытное единство духовных существ.
Эта концепция всеобщего спасения, отрицая вечность ада, игнорирует одновременно и непостижимую тайну любви Божией, которая превыше всех наших рациональных или сентиментальных концепций, и тайну человеческой личности и ее свободы. Любовь Бога предполагает полное уважение к Своим созданиям, вплоть до “вольного бессилия” отказать им в свободе. Тексты Писания заставляют нас принять два антиномических утверждения о полной победе Бога над злом в конце времен и о возможности вечного проклятия, причем второе может быть лишь оборотной стороной первого. Здесь уместно только молчание ума перед тайной.
Вот почему учение об апокатастасисе, принятое святителем Григорием Нисским, а позднее великими сирийскими мистиками Исааком из Ниневии (Сирином — Ред.) и Иосифом Хадзайа, было осуждено на V Вселенском соборе вместе с некоторыми элементами доктрины Оригена, которую привели в систему его последователи. Отвергая утверждение о всеобщем спасении, православная традиция не запрещает, разумеется, пламенно молиться о спасении всех людей и надеяться на их окончательное обращение.
Epktasij (стремление)
Еще один вопрос может быть поставлен относительно вечного блаженства избранных: должно ли понимать его как неподвижное насыщающее созерцание или оно может заключать в себе возрастание, постоянно возобновляющееся открытие неисчерпаемой Реальности?
Перевод с французского Т. Миллер
Альманах «Альфа и Омега», № 24, 2000
Примечания
[1] Archimandrite Placide Deseille. “La mort est vaincue”. Les fins derni–res selon les P–res de lglise. Saint-Laurent-en-Royans, 1995. Редакция благодарит архимандрита Плакиду за его статьи, присланные для публикации в “Альфе и Омеге”. Перевод. Т. А. Миллер, 2000
[2] Святитель Афанасий Александрийский. Житие преподобного отца нашего Антония. Гл. 65, 66 (цит. по: Святитель Афанасий Великий. Творения в 4‑х тт. Т. 3. М., 1994. С. 229–231).
[3] Слово молитвы в чине панихиды. — Пер.
[4] Lot-Borodine. Labatitudedansl Orientchrtien// DieuVivant, 15 (1950). P. 85 сл.
[5] Синодальный перевод звучит несколько иначе: Ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. — Пер.
[6] Lot-Borodine M. La batitude dans l’Orient chrtien. P. 106–107.
[7] II Ватиканский собор провел значительные литургические реформы. — Ред.
[8] Преподобный Макарий Египетский. Духовные Беседы, 12, 13–14 (цит. по: Преподобного Отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послания, слова. Изд. 4‑е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904 (репринты — 1994; М., 1998). С. 98–100).
[9] При этом тысяча лет означает не точно такой промежуток времени, а период неопределенной, но очень значительной длительности, ср. разговорное мы тысячу лет не виделись, а также развитие к тому же значению др.-русск. тма ’10 000’; тьма народа, тьма времени и т. д., что означает уже ‘очень много’ без количественной соотнесенности. — Ред.
[10] Синодальный перевод: забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели. — Пер.
[11] Dani—lou J. Platonisme et thologie mystique. Paris, 1944. P. 305–307.
[12] Синодальный перевод: во что желают проникнуть Ангелы. — Пер.
[13] Gregorius Magnus. Moralia in beatum Job, 18, 54, 91 // PL 76, 94AC.
в последнее время
В последнее время она [Сосновская] мучилась сильным нервным расстройством. (И. Бунин.)
«Да, – сказал мастер, – я пришел попрощаться с вами, потому что вы были единственным человеком, с которым я говорил в последнее время». (М. Булгаков.)
В последнее время все большее звучание получают вопросы нравственности. (В. Распутин.)
Смотреть что такое «в последнее время» в других словарях:
последнее время — ПОСЛЕДНИЙ, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
последнее время — Последние времена пришли (иноск.) конец веку, миру Знать ныне последнее время. Ср. И родной племянник, а не слажу никак. Пришли последние времена! Тургенев. Записки охотника. Однодворец Овсяников. Ср. Когда стряпчий с ключом, как я, или думный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
последнее время — (В) последнее вре/мя Незадолго до настоящего момента … Словарь многих выражений
Последнее время — Послѣднее время. Послѣднія времена пришли (иноск.) конецъ вѣку, міру. Знать нынѣ послѣднее время. Ср. И родной племянникъ, а не слажу никакъ. Пришли послѣднія времена! Тургеневъ. Записки Охотника. Однодворецъ Овсяниковъ. Ср. Когда стряпчій съ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
(В) последнее время — ВРЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
в последнее время — ПОСЛЕДНИЙ, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
За последнее время — ПОСЛЕДНИЙ, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
в последнее время — нареч, кол во синонимов: 2 • не так давно (3) • совсем недавно (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
дохаживать свое последнее время — См … Словарь синонимов
ВРЕМЯ — ВРЕМЯ, мени, мн. мена, мён, менам, ср. 1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи. 2. Продолжительность,… … Толковый словарь Ожегова
ОЧЕНЬ ВАЖНО. ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН — О НЕМ ПРЕДРЕКАЛИ МНОГИЕ СВЯТЫЕ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН: Горе тем, кто не попадет на него или отстанет в дороге! (Видео)
«Последние времена» в христианстве
В христианстве «последними» называют те времена, которые наступят непосредственно перед Вторым Пришествием Христа и концом мира. Точный срок наступления последних времён не знает никто, кроме самого Бога (Мф. 24:36). Однако Всевышний через апостолов открыл людям признаки приближения конца мира. По этим признакам можно оценивать справедливость того, что говорят старцы о последних временах.
В Библии указано, что в последние времена евангельская проповедь распространится среди всех народов (Мф. 24:14). Но в то же время появится множество лжепророков, которые будут соблазнять людей и губить их души (Мф. 24:24). Также в людях оскудеет вера и любовь (Мф. 24:12), человечество будет страдать от войн (Лк. 21:9) и природных катаклизмов (Лк. 21:26). Как плод всех этих грехов явится антихрист. Он будет выдавать себя за Мессию и прельщать людей ложными чудесами по велению сатаны (2Фес. 2:8).
Концу времён и событиям после Второго Пришествия Христа также посвящена последняя книга Нового Завета – «Откровение Иоанна Богослова» или «Апокалипсис». Она была написана апостолом Иоанном в ссылке на острове Патмос под воздействием Святого Духа.
Протоиерей Николай Гурьянов — православный старец нашего времени
Святые отцы о карточках, печати и последних временах
Старец Кирилл (Павлов) говорил: «Сегодня — номер, завтра — карточка, послезавтра — печать.»
Митрополит Пекинский Инокеннтий (†1931г.) писал: «Истинных почитателей Господа во все времена было немного. Самого Господа оставили даже истинные Его ученики, и Сам Он предсказал, что в последние времена иссякнет любовь, и люди будут враждовать не только друг на друга, но на Самого Бога. Истина никогда не имела многочисленных последователей, которые всегда были и будут гонимы. Не слава и не богатство ожидает их в здешнем мире, а крестный путь. Только этим путем они и могут достигнуть Царства Божия. Кто верит в Бога, тому нечего бояться сынов мира сего. Если Христос в нас, кто против нас!».
Святитель Игнатий Брянчанинов (†1867г.): «Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням…».
Из видения Григория, ученика прп. Василия Нового: «После этого Господь отделил многих от находившихся по левую руку, и вот пришли лукавые; они были хуже других. Глаза их темнее и мрачнее, чем у прочих, на челе у каждого из них были подписи сатаны, в РУКАХ ОНИ ДЕРЖАЛИ ДОЩЕЧКИ, НА КОТОРЫХ БЫЛО НАПИСАНО ИХ ОТВЕРЖЕНИЕ… «.
Протоирей Николай Рогозин говорил: «После Миши «меченного» будут давать антихристовы паспорта с шестерками, их ни в коем случае не брать».
Ныне здравствующие чада преп. Кукши Одесского также вспоминают, что батюшка предупреждал о карточках, что будет еще восьмой нечестивый Вселенский Собор, на котором «примут» новый стиль, «упразднят» посты и монахам «разрешат» жениться.
Старец Таврион Батозский (†1978г.) предсказывал: «Будет повсюду распространяться древнеизраильский символ (начертание антихриста), означающий исполнение апокалипсиса, и будут давать номерки и паспорта. При этом батюшка описал, какой будет этот символ: в виде колышек, он так выражался, крайние подлиннее, и в середине, и число колышков будет тридцать». Это предупреждение было сказано иеросхимонаху Серафиму (Стоянову).
Старец Кирилл (Павлов): «Тогда антихрист предложит объединиться государствам и религиям и сделать одну банковскую систему с принятием начертаний уже на тело. И снова выбор: начертание или страдание в еще худшем варианте, чем теперь».
Старец Антоний говорил: «Ох уж этот разум! Одним ножом хлеб режет, а другой — человека жизни лишит. А падший разум — это хитрая штука, нет такой подлости и гадости, которую падший разум не смог бы оправдать, не найти причины, по которой нельзя было бы все оное сотворить. Вот и будет оправдывать и личные номера, и паспорта, и 666! Какой там, возлюби Господа твоего! Себя самого предадут, жену и детей, плоть свою. Но предатель последнего времени, это предатель и семени своего, готовый все сожрать и уничтожить ради мгновения земной жизни, нехотящий прийти в разум и понять, что предает он, прежде всего — себя самого, предает не в руки земных деспотов, но на вечные мучения в преисподнюю».
Группа из четырех юношей беседовала о теме удостоверений личности. У них было четыре различных мнения… После этого, четверо братьев, спросили, следует ли слушаться своего духовника, и если да, что будет, когда духовники имеют разные мнения? Паисий Афонский ответил: «Каждый должен слушаться своего духовника, во всем, что не противоречит священному писанию и преданию…».
Святой Исаия говорил: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставленно в частности спасаться людям, желающим спастись». «Спасаяй да спасет свою душу», — сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф.24,4)
Преп. Варсонофий Оптинский говорил: «Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описываемых в Апокалипсисе, те или другие современные ему события».
Преп. Серафим Вырицкий говорил: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого презывания имени Сына Божия к молитве непристанной».
Знаменитый старец Паисий Святогорец (†1994г.) говорил о том, что Апокалипсис исполняется уже сегодня, однако не все, к сожалению, это видят.
Святой Иоанн Златоуст говорил: «В то время как Ной непристанно взывал: «Покайтесь!» — люди, издеваясь, смеялись над постройкой ковчега, пока не пришла вода и не погубила всех их; так и теперь некоторые смеются над словами о конце. К приходу антихриста сластолюбивые похоти умножатся в людях, и они безстыдно будут склоняться к чревоугодию и блуду».
Священномученник Гермоген на толкование на Апокалипсис пишет: «Слепые христиане не будут видеть этого, хотя даже дети могут понять все, как власть будет издеваться открыто и ясно. А что касается истинных христиан, то власть всех их будет знать, потому что она всех возмет под государственный контроль — дадут каждому знак удостоверения личности, и будет тщательно совершаться их проверка… Но трогать некоторых не будут сразу в связи со свободой совести (свободой религий). На первый случай будут действовать морально, но потом, когда подгонят всех к участи греховного Вавилона и Божий гнев уже будет близок, будет издан указ особый; искоренить тех, которые идут против, но не как за религию, а как преступников народа, потому что народ осквернился».
Св. Андрей Кесарийский говорит: «Предтеча антихриста, действующий при помощи демонов… постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме. Но его не примут запечетленные на лицах Божественным светом».
Старец Кирилл (Павлов) говорит: «Три шестерки, обозначенные цифрами или в линейном их изображении на штрих-коде — это только этикетка, визитная карточка грядущего антихриста. «Число зверя» и «число человеческое» образуется из личного номера человека (или как-то иначе его назовут), т.к. именно оно дает возможность «купить и продать» и только его можно сосчитать по группам шестизначных цифр. Все остальные возможные дополнения и вариации: звезды и символы каббалы, паспорта, карточки и т.д., — это все второстепенное. Главное — личный номер — числовое имя — идентификатор».
Прп. Нил Афонский говорил: «На печати же будет написано следующее: «Я твой есмь» — «Да, ты мой еси». «Волею иду, а не насильно». «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно». Сии четыре изречения или надписи изображены будут посреди той проклятой печати». «Тогда он (антихрист) захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить, потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения. Т.е. люди, и без того соделавшиеся сосудами диявольскими, возымеют крайнее доверие к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет орудием диавола в последней попытке его истребить христианство с лица земли».
Св. Ипполит, папа Римский († 30.1.268г.) говорит: «Скорбную жизнь оплачет тогда вся земля, оплачет и море, и воздух, оплачет и солнце, оплачут и дикие звери вместе с птицами, оплачут горы и холмы, и полевые деревья — и все это благодаря роду человеческому за то, что все отклонились от Святого Бога и уверовали в обольстителя, принявши изображение этого нечестивца и врага Божия вместо животворящего креста Спасителя.
Будут оплакивать и Церкви скорбь великую. Ведь (тогда) не будет совершаться ни приношения, ни воскурения, ни службы, угодной Богу; но здания Церквей будут, как хижины, предназначенные для хранения плодов; не будет возноситься в те дни и честное Тело и Кровь Христовы. Общественное богослужение прекратится, пение псалмов замолкнет, чтение Писаний не будет раздаваться: и наступит мрак для людей и рыдание для рыдания и стоны для стонов. Будут тогда бросать по дорогам серебро и золото, и никто не будет собирать их и все сделается омерзительным. В самом деле, все будут стараться о том, чтобы убежать и спрятаться, и однако, не будут иметь возможности нигде укрыться от ярости противника, как носящие его знак, они легко будут обнаруживаться и узнаваться».
Свщ. муч. Гермоген пишет: «Второй непрощаемый грех уже будет во всем мире во время господства антихриста, когда некоторые люди получат печать его чувствительную на челе или на правой руке. После этой печати прощения не будет никому. Божий гнев и вся Природа вооружится, и они будут мучиться еще здесь, на земле, как в аду».
Старец Кирилл (Павлов) говорит: «А потому, как только человек осознает, что ему присвоили номер, он не должен проявлять своего согласия, т.е. не должен ставить свою подпись и получать удостоверение, а если уже расписался, принял его, а теперь только осознал свою большую ошибку, то пусть пишет три заявления с отречением (в министерство по налогам, по месту работы и по месту жительства). Но главное — сам кается, как только может, и исповедует этот грех пред истинным духовником. Пусть, как сказанно, всю жизнь старается приносить Петрово покаяние».
Св. Косьма Эталос предсказывал третью мировую войну. Он описывает ее короткой и страшной, что она начнется на территории Долмации (Сербия). Старец Матфей Вресфенский предсказывал: «По воскресении России будет третья мировая война и начнется она в Югославии».
Югославию в 1999 году превратили в настоящий полигон по отработке технологий построения «нового мирового порядка». Ход и результаты этой грязной войны, которую вели наемники мирового правительства из стран НАТО, известен всему миру. Планомерно уничтожались православные святыни сербского народа — взрывались часовни, храмы, уничтожались монастыри, осквернялись кладбища, а в дни Великого поста бомбы и боеголовки ракет, которые разрушали святыни и жилые квартиры были снабжены надписями: «Счастливой Пасхи!».
Прп. Лаврентий Черниговский предсказывал: «Будет всемирная война. Будут такие сильные бомбы, что железо будет гореть, камни плавиться. Огонь и дым с пылью будет до неба. И земля сгорит. Людей останется очень мало и война третья всемирная уже будет не для покаяния, а для истребления».
Прп. Серафим Вырицкий предсказывал: «Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени ее восточную часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые будут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала…».
В первоначальных греческих текстах сказано о великой северной стране, так как имя Руси еще не было известно. Говорилось о великой битве между «израильтянами» (т.е. православными христианами) и «измаильтянами» (т.е. южными, мусульманскими народами, которые начнут великий поход на христиан). Когда будет казаться, что христианам нет уже спасения ниоткуда, внезапно восстанет «Царь греческий» (в смысле — православный) и «с яростию великою» сокрушит врагов. На недолгий срок на всей земле должны воцариться мир и благоденствие, короткая тишина, предсказанная в Апокалипсисе, после чего уже быть концу мира.
Старец Антоний говорил: «Преддверие пришествия антихристова — хаос в жизни почти всех стран. В процветании будут те, кто, в силу исповедуемой религии, ждет пришествия лжемиссии. Прежде всего, это иудеи и мусульмане».
Старец Антоний говорил: «Третий итог — Европа. Что еще ее могло заставить объединиться, как не глобальная война. И вот уже можно считать, что это одна страна, от Турции до Норвегии. Все будет едино — правительство, деньги, законы. Все согласованно с Америкой, дабы при общем объединении трений не было… Придет он (антихрист), а тут уже все готово, централизация полная, изачтен и весь народ, каждому свой номер и карточка, а в ней все, вплоть до взглядов и мировоззрения».
Старец Паисий предсказывал: «В Константинополе произойдет война между русскими и европейцами, и прольется много крови».
Свт. Феофан Затворник говорил: «Западом и наказывал и накажет нас Господь… а нам в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем».
Предсказание Святителя Мефодия Патарского: «Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с басурманы, и мечем своим погубит я, и жены их в неволю загонит, и побьет чада их, и пойдут сынове Измаиловы под меч в пленение и в невольное утеснение, и отдаст убо им Господь злобы их, якоже они христианам сотвориша. И найдет им зло седмикратно, убьет бо и поразит их Господь рукою Христианскою, и будет Царство Христианское, и будет Царство Христианское над вси царства превознесено».
«Мурины верят, яко некий Самодержец святой град Иерусалим и все кесарство Турецкое в державу свою мечем своим приимет; полуночный сей Самодержец Царь и Великий Князь Московский, сей мегаметскую скверную ересь и богопротивный закон истрит, и потребит, и погубит до конца».
Старец Паисий Афонский говорил: «Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан».
В ближайшем будущем — так полагают богомудрые старцы Афона — всепожирающий пламень Третьей мировой войны охватит Европу и Азию, Элладу и Турцию, Россию и арабские страны Ближнего Востока, Израиль и Америку.
Пророческое видение монаха Даниила: «На непослушных глас сниде с небесе: «Изыдите на десные страны Седмихолмого, и обрящете человека, у дыою столпов стояща, сединами праведна и молитву возносяща, нища, взором остра, разумом же кротка, среднего верстою, имеющего на десной нозе, посреде голене знак. Возмите его и венчайте Царем — той есть вам владыка, друг бо Мий есть и волю Мою творит».
Прп. Анатолий (Потапов): «Судьба Царя — судьба России. Радоваться будет Царь — радоваться будет и Россия. Заплачет Царь — заплачет и Россия… Не будет Царя — не будет и России… Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим».
Пророк монах Авель, предсказавший императору Павлу I его убийство, Александру I — разорение французами Москвы и предрекший мученичество Николая II, предсказывал и о последнем Царе. Его явление не вызовет никаких сомнений и разногласий у людей, так что не будут спорить: «Здесь Царь, или там», но все скажут: «Вот он!». Пророк Авель оставил и указание на имя этого Царя — два правителя с таким именем восседали на русском троне, но не на троне царей
В древнерусском переводе греческих предсказаний о последнем Царе так говорится о конце его земного пути: «Когда же явится сын погибели, взыдет Царь на Голгофу, где вверху Древо Крестное. И снимет венец свой с главы своей, возложет на Крест и поднимет руки свои к Небу и предаст Царство Богу. И взыдет Крест с венцем на Небо. И когда взыдет Крест на Небо с венцем, тогда предаст дух свой Царь. И тогда разрушится всякая власть и старейшинство и облечится сын пагубный».
Свщ. муч. Гермоген: «Их будет как песка морского, это Гог и Магог. Они тайно подготавливают путь антихристу. У них одна цель — создать антихристианское общество, которое затем передать под власть антихриста. Он даст им должности правителей на очень короткое время — 3,5 года».
Прп. Лаврентий Черниговский: «Антихрист будет происходить от блудной девы — еврейки двенадцатого колена блудодеяния. Уже отроком он будет очень способным и умным, особенно с тех пор, когда он, будучи мальчиком лет 12, гуляя с матерью по саду, встретится с сатаной, который выйдя из самой бездны, войдет в него. Мальчик вздрогнет от испуга, а сатана скажет: «Не бойся, я буду помогать тебе». И из этого отрока созреет в образе человеческом антихрист».
Свт. Нил Афонский: «… Родится он (антихрист) от девы зла и в деве блуда, т.е. от злой блудницы, хотя по наружным признакам и девственницы. Ей, воплотится зло (т.е. родится антихрист) безо всякого мужнего семени. Ей, с семенем родится, но не с сеянием человеческим, а с излитым семенем воплотится».
Прп. Лаврентий Черниговский: «Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и Патриарха. При его короновании, когда будет читаться «Символ веры», он не даст его правильно прочесть, где будут слова «Иисуса Христа, Сына Божия»; он отречется от этого и признает только себя. И при этом Патриарх воскликнет: «Это — антихрист!» — и за это будет умерщвлен Патриарх.
При короновании антихрист будет в перчатках, и когда будет снимать их, чтобы перекреститься, то Патриарх заметит, что у него на пальцах не ногти, а когти, и это послужит к большему уверованию, что это антихрист… И вот за это беззаконие земля перестанет родить, от бездождия вся потрескается, даст такие щели, что человек может упасть в них».
Прп. Ефрем Сирин говорит: «Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя, и в таком только случае можно им будет покупать себе снеди и все потребное; и поставит надзирателей исполнять его повеления. Заметьте, братия мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства, каким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда приведен будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать его, т.е., злочестивые начертания, не на каком — либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также на челе назнаменовать святое имя Господне или славный и честный Крест Христа и Спасителя нашего. Ибо если кто не будет запечатлен печатью зверя, то не пленится и мечтательными его знамениями. Притом и Господь не отступает от таковых, но просвещает и привлекает их к себе».
В 1948г. Игумения Домницкая с двумя келейницами (1923 г.р.) зашли к Прп. Лаврентию Черниговскому на чай, а он за обедом сказал: «Мы с тобой, матушка, не доживем до антихриста, а эти (указал на племянниц) доживут».
«А весь слабый народ пойдет за сатаной, и когда земля не даст урожая, люди придут к нему с просьбой дать хлеба, а он ответит: «Земля не родит хлеба. Я ничего не могу сделать». Сойдут с Неба пророки Енох и Илия, которые также будут всем говорить, что пришел антихрист: «Это антихрист, не верьте ему.» И он умертвит пророков, но они воскреснут и вознесутся на Небо».
Свт. Иоанн Златоуст: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. Он будет страшен во всех отношениях: и своею властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих…».
Прп. Ефрем Сирин: «По исполнении же трех с половиной лет власти и действия нечистого и когда исполнятся соблазны всей земли, приидет наконец Господь, подобно молнии, блещущей с Неба, приидет Святой, Пречистый, Страшный, Славный Бог наш с несравненною Славою в предшествии Его Славы чинов Архангельских и Ангельских: «Восстаните, почившие, се, пришел Жених!» Отверзутся гробы и во мгновение ока пробудятся все колена земная и воззрят на святую лепоту Жениха… Мучитель со своими демонами, связанный Ангелами, а также все приявшие печать его, все нечестивцы и грешники связаны будут и приведены пред судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения, в огонь неугасимый. Все же, не приявшие печати антихристовой и все скрывающиеся в пещерах, возвеселятся с Женихом безпредельные веки веков».
«И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (Откр. 17:11). «Восьмой, и из числа семи» означает, что всемирное царство (восьмое) будет формироваться на основе Евросоюза (седьмого). Оно будет из числа семи прежде него существовавших и одновременно уже новым — восьмым. А Св. Андрей Кесарийский пишет: «Зверь есть антихрист; он восьмой, потому что после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли; от семи же он, как появившийся от одного из сих царств».
«И десять рогов было у него» (Дан. 7:7). Антихрист объявится среди «десяти царей», власть их будет коротка, ибо сказано, что они — «цари на один час», а потом они предадут власть и царство антихристу (Откр. 17:13). Жид из колена Данова, рожденный в новом Вавилоне — США, он явится среди «десяти царей», объединит под своей властью мир и будет коронован в Иерусалиме как царь Вселенной.
Свт. Кирилл Иерусалимский: «Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро!».
Прп. Лаврентий Черниговский: «Нужно быть бдительным и осторожным, так как антихрист уже близок… Посмотрите, сколько много разных пророческих указаний на конец нашего века и ни одного на век следующий! Не к тому ли, что его и не будет! Наше время — особое…».
Прп. Георгий, Затворник Задонский: «Многие будут веровать в него, — сказал один блаженный инок, — и станут славить его как Бога крепкого. Имущие же Бога всегда в себе увидят истину чистою верою, и познают его. Всем бо имущим боговидение Божие и разум — тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная — непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово, то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия».
День Господень так придет, как тать ночью; ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут, — говорит Апостол Павел христианам (1 Фес. 5, 1-3).
«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться, — пишет Свт. Игнатий (Брянчанинов), — наш священный долг — благоговеть пред судьбами неспостежимыми Господа Бога и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как Святые отцы сказали: «спасаяй, да спасет душу свою»».
Священник Димитрий Дудко: «Когда придет антихрист, он ведь даже не будет отвергать Церковь, он будет только убаюкивать нашу совесть».
«Придет время, — говорил Прп. Лаврентий, — когда и недействующие (закрытые) храмы будут восстанавливать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить, как храмов, так и колоколен. А когда закончат все, наступит то время, когда воцарится антихрист. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Но не унывайте: Господь своих чад не оставит… Бояться не нужно! Церкви будут, но христианину православному в них нельзя будет ходить, так как там не будет приноситься Безкровная Жертва Иисуса Христа, а там будет все «сатанинское» сборище… Еще раз повторяю, что ходить в те храмы нельзя будет, Благодати в них не будет… Христиан будут умервщлять или ссылать в пустынные места. Но Господь будет помогать и питать Своих последователей».
Старец Антоний: «…Предже всего, всевозможные технические катастрофы — созданная человеком система существования, по сути, сатанинская, ибо абсолютно противоречит Законам Божьим, начнет ломаться. Будут падать самолеты, тонуть корабли, взрываться атомные станции, химические заводы. И все это будет на фоне страшных природных явлений, которые будут происходить по всей земле, но особенно сильно — в Америке. Это ураганы невиданной силы, землетрясения, жесточайшие засухи и, наоборот, потопообразные ливни. Будет стерт с лица земли жуткий монстр, современный Содом — Нью-Йорк. Не останется без возмездия и Гоморра — Лос-Анжелес… Современный Содом, Нью-Йорк, в огне… печь адская, развалины и неисчислимые жертвы… Они, пытающиеся создать новое подобие Вавилонской башни, этакого процветающего государства без Бога, вне Его Закона, и будут первыми жертвами Его».
Дореволюционное толкование Апокалипсиса: «Нет сомнения, что Вавилон великий — мать блудницам и мерзостям земным, упоенный кровью Святых и кровью свидетелей Иисусовых, — это отступничество на кончине веков; зверь, носящий его — это царство антихристово. В этом царстве и царем, и вельможами будут отступники и евреи из Данова колена. Масонство способно оседлать какого угодно зверя. В этом умении ему нельзя отказать. В особенности, оно умело берется за бразды правления зверем, когда он является порождением политических смут, которые оно же произвело. Ангел объясняет тайнозрителю и говорит ему: «Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, племена и языки (Откр. 17:15). Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (Откр. 17:18)». В новейшее время эта роль приписывается великому и всемирному торговому центру.
Св.Ипполит, папа Римский: «Блаженны те, которые тогда преодолеют тирана, и их должно считать более славными и великими, чем первых мучеников. В самом деле, прежние мученики одерживали победу над телохранителями его (антихриста); эти же победять самого диавола, сына погибели. А сделавшись победителями (над ним), каких великих наград и венков они удостоятся от нашего Царя Иисуса Христа».
Свт. Кирилл, архиепископ Иерусалимский: «Тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну».
Новомученик Амвросий (Сарапульский): «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можно за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие».
Прп. Анатолий Оптинский Младший: «И вот, вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырских людях опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных… Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении».
Свт. Иоанн Шанхайский: «Антихрист предоставит возможность жизни Церкви, будет разрешать ей богослужения, обещать постройку прекрасных храмов при условии признания его верховным существом и поклонения ему. Будет массовое отпадение от веры, причем изменят вере многие епископы и в оправдание будут указывать на блестящее положение Церкви. Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет».
БОГУ НАШЕМУ СЛАВА ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ.
Кто такие старцы
Старчество в Православии – это молитвенное и деятельное явление, связанное с духовным наставничеством. Старцами называют монахов или священников, которые получили особые духовные дары от Бога. Их миссия — наставлять других людей, доносить до них волю Божью.
Наиболее известными старцами последних столетий являются Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Лаврентий Черниговский, Паисий Святогорец, Николай Гурьянов, Кирилл (Павлов), Серафим (Тяпочкин), Иоанн (Крестьянкин). Также известны такие старицы как Ольга Московская, старица Сепфора, Марфа (Романова), Прасковья Дивеевская. Все они вели праведную подвижническую жизнь, духовно окормляли и помогали тысячам людей. Многие из них уже причислены Церковью к лику святых.
Своим горячим служением Богу старцы стяжали благодатный дар прозорливости Прозорливость — способность видеть мир духовным взором, раздвигая границы пространства и времени. Старцы это современные пророки, проводники Божьей воли, назидающие и утешающие своих чад, исцеляющие их от духовных и телесных болезней.
Старцы о последних временах
Часто верующие люди задаются вопросом «Что говорили православные старцы о последних временах?». Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) предсказывал, что христиане в период царствования антихриста не будут иметь права покупать пищу. Но они смогут питаться с помощью домашних животных и земледелия. Старец говорил, что Бог не оставит верных христиан и эти тяжёлые годы пройдут для них быстро и незаметно (Паисий Святогорец «Слова. Т.2. Духовное пробуждение»).
Преподобный Лаврентий Черниговский (1868-1950) говорил о великой войне в конце времён. После неё уцелевшие государства изберут единого мирового правителя – антихриста. Слабых людей Бог заберёт, остальные же очистятся благодаря скорбям и болезням. Самые сильные будут уготованы для встречи со Христом во время его Второго Пришествия (Лаврентий Черниговский «Житие, поучения, пророчества и акафист»).
Известны и пророчества старцев о России в последние времена. Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949) ещё в первой половине 20 века говорил о том, что перед приходом антихриста Россию ждёт духовный расцвет, возвращение людей к вере, открытие многих храмов. Потом же будет большая война, в которой Россия потеряет часть территории, но выстоит. Другие государства выберут мировое правительство, которое будет предтечей власти антихриста, и начнется гонение христиан. (Серафим Вырицкий «Житие. Пророчества. Акафист»).
Что являют собою пророчества
Что касается старца – то это один из старших иноков в жизни монастыря, он является духовным наставником, руководителем, который имеет дар рассуждения на духовные темы, потому к нему часто приходят за толкованием монахи и простые мирские люди. Вот именно этот дар рассуждения на духовные темы воспринимается некоторыми и толкуется как пророчество и наставление православных старцев. Причем некие рассуждения идут в противоречии с апостольскими пророчествами, что является нонсенсом.
Монах, старец – это в первую очередь наставник в вопросах духовного спасения человека, а не политический игрок с умением предсказывать. И настоящий старец никогда не позволит себе излагать мысли и предсказания противоречащие Святому Писанию и Апостолам
Поэтому необходимо быть внимательным и осведомленным в вопросах доверия и веры в опубликованные пророчества.
Лучшая статья для Вас, переходите: Пророк Иона и кит
В интернете существуют доказательства о разоблачении некоторых людей. Использовавших доброе и праведное имя святых под написанными «псевдо-пророчествами» о России.