Что значит порядок проведения
Приказ и распоряжение: чем отличаются и в каком случае использовать
Бывает непонятно, какой распорядительный документ использовать, чтобы поставить задачи внутри компании: приказ или распоряжение. Разбираем на примерах, в чем разница и какой документ лучше подойдет в разных ситуациях
Сергей Скрябин
Чтобы ставить и решать задачи внутри компании, бизнес использует приказы и распоряжения. Не всегда понятно, когда какой документ нужно издать. Разбираемся, в чем отличия приказа от распоряжения, какой документ нужно издавать в разных ситуациях и кто имеет право это делать.
Сходства и различия приказа и распоряжения
В законодательстве нет общих правил, которые регулируют, когда издавать приказ, а когда — распоряжение. Например, в трудовом кодексе эти документы часто уравнивают в правах.
Так, чтобы принять сотрудника на работу или уволить его, подойдут оба документа.
Чтобы понять, чем отличается приказ от распоряжения, возьмем за основу определения из Единой государственной системы делопроизводства — ЕГСД.
Приказ — правовой акт, который издает руководитель органа государственного управления или его структурного подразделения, чтобы решить основные и оперативные задачи.
Распоряжение — правовой акт, который издает руководитель коллегиального органа государственного управления, чтобы решить оперативные вопросы. У распоряжения обычно ограниченный срок действия, и оно касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.
Главное отличие этих документов в том, что приказ всегда издает руководитель компании или его заместитель, а распоряжение — руководитель компании, заместитель и другие уполномоченные лица, например начальники отделов.
Есть также условные отличия приказа от распоряжения. Мы собрали их в таблице.
Виды приказов и распоряжений
В делопроизводстве есть три вида приказов и распоряжений.
По основной деятельности. Цель — решить основные задачи, которые стоят перед компанией. Например, ввести штатное расписание или создать новое подразделение.
По административно-хозяйственным вопросам. Относятся к деятельности, которая связана с транспортным обслуживанием, эксплуатацией и оснащением зданий. Например, приказ или распоряжение о покупке оборудования.
По личному составу. Касаются вопросов взаимодействия сотрудников с компанией. Например, чтобы принять на работу или уволить сотрудника, нужно издать соответствующий приказ или распоряжение.
Порядок издания приказа и распоряжения
Правила не регламентированы законом, но их прописывают в инструкции по делопроизводству. Обычно порядок издания приказов и распоряжений выглядит так:
Иногда порядок может быть сложнее: ответственный сотрудник сначала готовит проект, согласует его с юристами и руководителем и только потом отдает на подпись.
Например, если руководитель издает приказ о введении системы сохранения коммерческой тайны, лучше сначала подготовить проект и согласовать его с юристом, чтобы документ не противоречил законам.
А вот при издании приказа о приеме на работу можно воспользоваться шаблоном — готовить проект и согласовывать с юристом не обязательно.
Требования к оформлению приказов и распоряжений
В законе нет требований к оформлению приказов и распоряжений, но в государственном стандарте есть рекомендации, примеры и шаблоны распорядительных документов.
Компаниям и ИП не обязательно оформлять документы строго по ГОСТу, но чтобы они имели юридическую силу, нужно указать следующие реквизиты:
Реквизит | Требование к реквизиту |
---|---|
Название компании | Должно соответствовать названию, которое прописано в уставе. |
Например, ООО «Компания»
Например, генеральный директор ООО «Компания» Петров П. П.
Например, приказ «Об утверждении штатного расписания»
Например: «Контроль за исполнением возложить на начальника отдела Петрова П. П.»
Кроме реквизитов, есть и другие рекомендации по оформлению распорядительных документов.
Оформление приказа. Текст приказа состоит из двух частей: первая — это основания или причины создания документа, вторая — решение руководителя, которое начинается со слова «Приказываю».
Оформление распоряжения. В отличие от приказа, в распоряжении оснований и причин для издания документа может не быть. В таком случае оно начинается сразу с решения руководителя — например, со слова «Обязываю».
Коротко
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться
С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Контрольные (надзорные) мероприятия – 2021: виды, порядок проведения, особенности правового регулирования
MVmaster / Depositphotos.com |
1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о госконтроле). Этот документ, который часто называют контрольно-надзорным кодексом, систематизирует правила организации и осуществления госконтроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе закрепляет новую систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Несмотря на то что одним из принципов новой системы госконтроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен приоритет профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, последние по-прежнему будут составлять важную часть контрольно-надзорной деятельности. При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения. Остановимся на них подробнее.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий
Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий. Если действующий в настоящее время Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) не содержит отдельного перечня видов контрольных (надзорных) мероприятий, то Закон о госконтроле устанавливает их единый список. В нем выделены следующие виды контрольно-надзорных мероприятий:
Стоит отметить, что определения понятия «контрольно-надзорное мероприятие» в Законе о госконтроле нет. Хотя в первоначальной редакции Проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Законопроект о госконтроле), который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Зато Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе № 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:
К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно-надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле). Более того, к 2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения контрольных мероприятий.
Краткая характеристика контрольных (надзорных) мероприятий, которые будут применяться с середины следующего года, отражена в таблице:
Наименование контрольного
(надзорного) мероприятия
Суть мероприятия
Содержание мероприятия
(контрольные (надзорные) действия)
Требование предварительного
уведомления контролируемого лица
Срок проведения
Особенности
проведения
Норма права
Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям
Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица
Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется проверяемая сделка
Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов
Совершение инспектором действий по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов работ, услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству
Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица
Определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводятся необходимые инструментальное обследование, испытание или экспертиза
Может проводиться с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов
При необходимости возможна фиксация процесса мониторинговой закупки посредством фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации
Отбор проб образцов продукции (товаров) для подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и качеству, проводимый по месту хранения или реализации контролируемыми лицами продукции (товаров)
О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются
Определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы
Проводится по месту хранения или реализации продукции (товаров)
Может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлеченных к проведению мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа
Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта
Проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день
Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
Оценка соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день
Проводится в отношении всех контролируемых лиц, владеющих, пользующихся или управляющих объектом контроля, или неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории
Может проводиться с участием экспертов и специалистов
Может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия
Проверка сведений, содержащихся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанных с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды: с момента направления контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления; с момента направления информации о выявлении ошибок или противоречий в документах, о несоответствии сведений и требования представить письменные пояснения до момента представления пояснений
Проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа
При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов
Взаимодействие с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, с целью оценки соблюдения им обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия (в случае наступления события, указанного в программе проверок – не более 40 часов)
Срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту
Конкретные сроки устанавливаются положением о виде контроля
Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением ряда случаев
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)
Анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информсистемах
Срок назначается контрольным (надзорным) органом
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями
Обследование, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований
Осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов
Проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день
Проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля
Важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия. Причем после признания недействительными результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, повторное внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с органами прокуратуры вне зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия и основания для его проведения (ч. 3 ст. 91 Закона о госконтроле).
Контрольные (надзорные) действия
Закон о госконтроле ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами на плановой и внеплановой основе проведением инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, контрольных (надзорных) действий. Их перечень является исчерпывающим и включает в себя:
Совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных для конкретного вида контрольного (надзорного) мероприятия, будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п. 9 ч. 2 ст. 91 Закона о госконтроле). А решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, будут подлежать отмене контрольным (надзорным) органом, вышестоящим органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (ч. 1 ст. 91 Закона о госконтроле).
Особенности правового регулирования
Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:
***
С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.
Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).
По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.
Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения
С камеральной проверкой сталкивается каждая организация и каждый ИП, вне зависимости от выбранной системы налогообложения, размера бизнеса и наличия наемных работников. Ведь камеральная проверка — это то, что происходит со всеми сданными декларациями и расчетами. Чем грозит налогоплательщику «камералка»? Какие полномочия есть у инспекторов? В какие сроки осуществляется проверка и как оформляется ее результат? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.
Что такое камеральная налоговая проверка
Камеральная проверка — это контрольное мероприятие, которое ИФНС проводит после получения любой декларации и любого расчета. В общем случае такая проверка не предполагает посещения налоговиками места нахождения налогоплательщика: все мероприятия проводятся в стенах инспекции.
Первым делом поступившая отчетность проверяется на соблюдение сроков сдачи. ИФНС фиксирует, что декларация или расчет представлены без опоздания. Если срок нарушен, плательщику грозит штраф по статье 119 НК РФ.
Затем контролеры проверяют соответствие отчетности правилам, которые прописаны в порядке заполнения той или иной декларации (расчета). После этого проверяется выполнение контрольных соотношений.
Кроме того, в рамках «камералки» данные из декларации или расчета сопоставляются с прочей информацией, которая есть в распоряжении налоговых органов. В частности, сведения из поступившей отчетности сверяются с данными из других деклараций и расчетов самого налогоплательщика, а также с отчетностью его контрагентов (п. 2.3 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705). Помимо этого, сведения, указанные в декларации или расчете, сопоставляются с данными из информационных источников, к которым у ИФНС есть доступ. Это, в частности, информация о лицензиях, банковских счетах, данные ЕГРН, ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 2.5 письма ФНС от 16.07.13 № АС-4-2/12705).
Кто проводит камеральную проверку
Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.
Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.
СПРАВКА. Решение руководителя или заместителя руководителя ИФНС о проведении камеральной проверки не требуется. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 88 НК РФ.
Цели и особенности проведения «камералки»
Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.
В рамках «камералки», помимо проверки контрольных соотношений и верности заполнения декларации, могут проводиться и другие мероприятия налогового контроля. Так, в случаях, прямо указанных в статье 88 НК РФ, у налогоплательщика можно истребовать дополнительные документы, подтверждающие данные, указанные в декларации. К примеру, такое допускается при выявлении несоответствий между информацией в декларации и сведениями, которые есть у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Кроме этого, при проведении «камералки» ИФНС может вызывать в инспекцию для дачи пояснений руководство проверяемой организации или предпринимателя (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Также налоговики вправе проводить допросы любых других лиц, в том числе сотрудников налогоплательщика, и выемку документов (ст. 90 и ст. 93 НК РФ). В некоторых случаях допустимы осмотры помещений, территорий, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Сроки камеральных проверок
По общему правилу камеральная проверка длится три месяца со дня представления отчетности. Декларации по НДС «по умолчанию» должны проверяться в сокращенный двухмесячный срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В большинстве случаев продлить срок «камералки» нельзя. Исключение касается деклараций по НДС. Налоговая инспекция может продлить срок ревизии такого отчета с сокращенных двух до стандартных трех месяцев, если будут обнаружены признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
ВНИМАНИЕ. ИФНС не может приостановить течение срока при осуществлении камеральной проверки.
ВНИМАНИЕ. Если до окончания «камералки» подать уточненную декларацию, то проверка первичной отчетности тут же прекратится. А срок проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Порядок проведения «камералки»
Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.
Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.
ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.
Если по результатам автоматизированного контроля в отчетности обнаружены ошибки, расхождения или несоответствия, то это является поводом для углубленной проверки. Также расширенная проверка осуществляется в том случае, если в декларации заявлены льготы или сумма НДС к возмещению. Кроме того, обязательной углубленной ревизии подвергается отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 3, 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ).
Углубленная камеральная проверка
На этом этапе контрольные мероприятия проводит налоговый инспектор. Он должен убедиться, то налогоплательщик не допустил каких-либо нарушений при заполнении декларации и исчислении суммы налога.
Для этого инспектор рассылает требования о представлении документов и сведений как самому налогоплательщику, так и иным лицам (в т.ч. контрагентам второго и последующего звеньев). При необходимости возможны допросы свидетелей, проведение экспертиз, выемка документов или осмотр территорий, помещений, документов и предметов.
Также в рамках углубленной проверки инспектор может направить налогоплательщику сообщение о выявленных в отчетности ошибках. В нем может содержаться требование представить пояснения, либо подать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Камеральная проверка декларации по возмещению НДС
Также надо учитывать, что при возмещении НДС всегда проводится углубленная камеральная проверка. Это значит, что помимо автоматизированной сверки контрольных соотношений и проверки декларации по АСК НДС-2 инспекторы, скорее всего, затребуют у налогоплательщика счета-фактуры и первичные документы по примененным вычетам (п. 8 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, налоговики проведут «встречные» проверки контрагентов, чтобы убедиться в реальности операций и заявленных к возмещению сумм.
С июля 2021 года действует правило: если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, декларация считается непредставленной. Тогда камеральная ревизия прекращается. В случае, когда декларация была уточненной, возобновляется «камералка» исходного варианта (см. «По каким основаниям налоговики не примут отчетность, сданную после 1 июля»).
Как оспорить результат камеральной проверки
Оформление итогов проверки зависит от того, были ли выявлены нарушения. Если таковых не обнаружено, то по результатам камерального контроля никакой документ (акт, справка и т.п.) не составляется. Однако если в декларации были заявлены суммы к зачету, возврату или возмещению, то фактически результатом камеральной проверки станет соответствующее решение ИФНС о зачете, возврате или возмещении налога. Также зримым результатом «камералки» является отражение сумм, указанных в декларации, по лицевому счету налогоплательщика.
Если же в ходе проверки выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее завершения ИФНС должна составить акт. В следующие 5 рабочих дней этот документ необходимо вручить налогоплательщику лично, либо направить по ТКС или по почте (п. 1 и 5 ст. 100 НК РФ).
Акт камеральной проверки составляется по форме1160098 по КНД (прил. № 27 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@).
Если налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями контролеров, он может в течение месяца подготовить возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Эти возражения вместе с подтверждающими документами, если таковые имеются, надо передать в ИФНС для приобщения к материалам проверки.
По истечении месяца, отведенного на подготовку возражений, руководитель инспекции или его заместитель назначит дату и время рассмотрения материалов проверки. Представитель налогоплательщика обязательно извещается об этом мероприятии. По итогам рассмотрения будет принято решение по камеральной проверке.
Данное решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке в УФНС по субъекту РФ. В случае подачи такой жалобы, решение вступит в силу после ее рассмотрения (если, конечно, не будет отменено). Вступившее в силу решение по «камералке» можно обжаловать в ФНС или в судебном порядке (ст. 137 и ст. 138 НК РФ).
В заключение еще раз напомним, что камеральные проверки — часть текущей работы налоговых инспекций, в рамках которой проверяется правильность заполнения отчетности и формирования налоговых обязательств. При проведении «камералки» инспекторы обладают достаточно широкими полномочиями, а выявленные ошибки могут обернуться штрафами и доначислениями. Поэтому знание порядка проведения камеральной проверки, фиксации и обжалования ее результатов необходимо. Это поможет избежать необоснованных претензий со стороны ИФНС.