Что значит понты дороже денег
«Хороший понт дороже денег», или Зачем мы покупаем статусные вещи
20 июля 2020 5 602
Разбираемся, почему гонка за брендами и дорогими вещами стала национальным спортом. И что на самом деле заставляет нас пускать пыль в глаза окружающим.
Начнем с того, что в желании обладать чем-то хорошим и качественным нет ничего предосудительного. Людям действительно важно окружать себя вещами, которые работают исправно и выглядят эстетично. Вместе с тем модель капитализма заставляет нас покупать вещи, которые не только удовлетворяют наши потребительские желания, но и служат маркерами статуса.
Именно статус, а не богатство как таковое, демонстрируют те или марки одежды, аксессуаров и автомобилей. Социологи сходятся во мнении, что многие путают эти два понятия. Универсальное определение богатства включает в себя изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество. Иными словами богатство, это то, что на самом деле творится в вашем кошельке.
А статус — это социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе. То есть статус определяет наше место и вес в социальной иерархии. Закономерностью, сточки зрения законов развития общества, является баланс этих двух понятий.
При этом статусность человека, его авторитет не всегда коррелируют с его финансовым положением. Вес в обществе может иметь ученый, врач, путешественник и любой другой профессионал своего дела. Но нередко маркером могущества выступают именно деньги.
В своей книге «Биология добра и зла» профессор Роберт Сапольски рассуждает о том, что экономическая иерархия ценностей — это по сути суррогат, который идет корнями в генетику. Это утрированный способ разделения на свой/чужой. В обществе таких же, как они, люди чувствуют безопасность и принятие. А престиж с его брендами, властью и статусностью — маркеры группы. Именно за эти маркеры сегодня и разворачивается настоящая охота.
Понты V.S Богатство
Стремление заполучить влияние и вес в обществе закономерно для любого индивида. Антропологи говорят, что иерархическая структура и распределение ролей в группах на протяжении всей эволюции позволяло видам выживать. Именно потому, что каждый знал свое место и имел определенные отличительные признаки. Так, вожаки стаи обычно всегда — самые сильные, быстрые и ловкие. И, например, идя на охоту, они берут с собой особей — под стать себе, которые способны загнать добычу и не быть съеденными.
Если говорить о человеке, то во многих культурах долгое время действовало понятие кастовости — расслоения населения. В Индии, например было четыре основных касты — брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. И последние две никогда не были вхожи в первые две. Смешение каст — не допускалось по религиозным соображениям. Он передавались по наследству и положение в обществе нельзя было купить ни за какие деньги.
Чего не скажешь о 21 веке. Сегодня люди готовы отдать последние деньги и даже влезть в кредиты, лишь бы купить статус в глазах остальных. Иными словами — пустить пыль в глаза окружающим, пряча безденежье и даже долги за статусными вещами. Или как привык называть народ — понтами.
Люди готовы отдать последние деньги, лишь бы купить статус в глазах остальных
Отчасти такое поведение соответствует тезису, который любят эксплуатировать тренеры личностного роста «Fake it ’til you make it». Это выражение означает имитацию уверенности с расчётом на то, что в случае успеха уверенность станет подлинной. Идея в том, чтобы почувствовать себя в шкуре богача, а потом приложить усилия, чтобы стать им на самом деле. Только вот у многих, все заканчивается на первом пункте.
Вместе с тем часто богатые люди, по словам экономиста, предпринимателя и бизнес-коуча Дмитрия Богданова, редко искренне заинтересованы в показушности. Они могут покупать дорогие вещи, тестировать и точно также легко отказываться от них. Если например тот или иной бренд, марка авто или сорт вина не подошли им по качеству или предпочтениям.
Исторический контекст
Сегодня страны постсоветского пространства образуют крупнейший рынок потребления предметов роскоши. И совсем не потому, что например только в РФ количество долларовых миллиардеров перевалило за сотню. Историки и социологи связывают нашу любовь к роскоши резким переходом от социализма к капитализму.
Несмотря на все манифесты партии, культуру потребления роскоши фактически заложила советская номенклатура. В то время пока абсолютное большинство боролось с дефицитом, ограниченная группа людей, связанных с компартией, получала доступ к товарам роскоши. Это меньшинство носило дорогие шубы, украшения и водило статусные машины.
В 1991 году, когда рухнул Советский Союз, произошел дикий переход к рыночным отношениям и неравенству в доходах. После многих лет дефицита богатые и ультра богатые, вышедшие из приватизационного хаоса, потратили огромные средства на роскошь, чтобы отличаться от других. Страна, где скромность была национальной добродетелью, превратилась в родину понтов и показухи.
И сегодня, учитывая то, что мы связаны с прежним режимом через родителей, которые там росли и передавали нам определенные ценности, от кое-каких убеждений и встроек насчет успешности и ее проявления избавиться крайне сложно.
Проработайте негативные убеждения о финансах, если чувствуете, что они мешают вам достигать результатов
Машина побольше, забор повыше и бриллианты покрупнее — вот минимальный набор убеждений касательно «успешного успеха». Мы все еще слишком буквально и однобоко воспринимаем термин элита, пытаясь за счет брендовых вещей, образа жизни и поведения показать, что мы с ней — одной крови.
Однако ввиду того, что неравенство в доходах все еще такое же сильное, как и желание его преодолеть, люди идут на уловки. Самая популярная — покупка подделок. Да, некоторые из них действительно сложно отличить от оригинала, но сама индустрия фейков не красит ни производителей, ни потребителей и наносит урон оригинальным брендам.
Человек, подражая кому-то, доказывает таким образом вовлеченность в социум
В то же время ежегодно странах бывшего СНГ рынок подделок оценивается 43 миллиарда долларов, и эта цифра постоянно растет. По независимым оценкам, около 40% всех сумок, одежды и аксессуаров, продаваемых здесь, являются поддельными.
Примечательно и то, что целевая аудитория оригинальных брендов и фейков сильно различается. Большинство покупателей модных подделок в курсе, что покупают контрафакт.
Исследования показали и то, что самыми активными потребителями подделок остаются люди 18-24 лет — постоянные пользователи интернета.
Что говорят психологи?
Казахский психотерапевт Виктор Мироненко уверен, что с точки зрения науки стремление быть похожими на сильных мира сего, равно как и на звезд шоу-бизнеса — это всего лишь желание «выжить». И продиктовано оно все теми же законами стаи. Виктор рассказывает, что однажды был проведен эксперимент над группой обезьян.
«Ученые взяли из этой группы доминантного самца и научили его бесполезной вещи — ковыряться в грязи. На следующий день вся стая копалась в грязи. В то же время взяли обезьяну, находившуюся гораздо ниже в иерархии и научили ее колоть орехи и отмывать коренья от земли перед едой. Только через пару месяцев треть стаи начала следовать ее полезному примеру. Остальные даже не приняли этот навык во внимание», — говорит психолог.
Он так же убежден, что человеку, как и обезьяне, свойственно подражать тем, кто занимает более высокое положение и уже добился уважения. В психологии это называется феноменом социального доказательства. Человек, подражая кому-то, доказывает таким образом вовлеченность в социум.
«Все мы боремся за статус. А бренд в этом плане — пропуск к этому статусу. Поэтому люди готовы отдавать огромные деньги, покупая это ощущение. По факту же все, что мы покупаем — это минутный всплеск эндорфинов и иллюзию того, что вместе с покупкой приобретаем новую жизнь», — поясняет психолог.
В то же время профессор Элизабет Каррид-Халкетт из Университета Южной Калифорнии, которая написала книгу «Сумма маленьких вещей: Теория амбициозного класса», уверена, что общество постепенно перерастает эту жажду потребительства.
Элизабет пишет, что состоятельные граждане США все меньше тратят денег на предметы типичной материальной роскоши — дизайнерские сумки, часы, одежду. Они предпочитают вкладывать средства в менее заметные, но действительно важные для жизни вещи — органические продукты, стройматериалы.
«Сегодня предметы роскоши становятся незначительным признаком социального статуса, если сравнить с тем, что было раньше. Просто они уже перестали быть настолько редкими или недоступными, как в прошлом», — поясняет автор.
В то же время не все люди готовы отказаться от быстрых эндорфинов купленной статусности.
«Слишком многие люди тратят деньги, которые они с трудом заработали, на вещи, которые им не нужны, чтобы впечатлить людей, которые им не нравятся», — говорил американски комик начала 20 века Уилл Роджерс. Но и сто лет спустя его слова все еще актуальны.
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Когда понты дороже денег
Сегодня – время царствования понтов, когда понты дороже денег. Первоклассники ходят с навороченными смартфонами, которые по факту нужны только бизнесменам, а вместо приложений для бизнеса устанавливают на них игрушки. Рядовые менеджеры при зарплате 40 тыс. рублей ездят на авто стоимостью миллион-другой. Бедные деревенские жители закатывают свадебный пир в лучших кавказских традициях – 10 тысяч гостей, тонны еды и питья, гуляния на несколько дней… И все это, чтобы все видели, что они «не хуже других». Чтобы обзавидовались.
Понты дороже денег – болезнь 21 века
Особенно понты дороже денег в крупных городах-мегаполисах, и что хуже всего – понты крайне заразны и обходятся тем, кто «заболел» ими в целое состояние, иногда доводя запонтовавшихся
даже до банкротства и жизненного краха. Потребность красоваться диктуется окружающим большинством и навязывается даже тем, кто на самом деле изначально испытывает потребности в выпендреже.
Посмотрите: если у всего класса в школе есть айфоны, а у Вас или Вашего ребенка его нет – Вы будете считаться нищебродом. Если коллеги по офису выложат в Инстаграм кадры с отдыха в Египте, а Вы – с дачного участка у пригородного озера, Вас перестанут считать за человека. Если бизнесмен ездит на потрепанной «Ладе», а не на огромном джипе, для своих знакомых он будет считаться неудачником, каким-то неправильным бизнесменом. Таковы ожидания окружающих, навязанные современными нравами.
Опасность: к чему приводит увлечение дорогими понтами
Чем могут быть опасны понты, всем известно. Вначале человек начинает ограничивать свой бюджет, пуская свои денежные ресурсы не на развитие, а на поддержание имиджа престижности и покупку соответствующей внешней мишуры. Поскольку денег не хватает, влезает в кредиты. Затем его личная самооценка приобретает зависимость от мнения окружающих. И наконец, эта навязанная потребность «не быть, но казаться» вживается в сознание и становится основной жизненной целью.
Капитализм навязал обществу необходимость демонстрировать понты, чтобы люди покупали те вещи, которые на самом-то деле им вовсе не нужны. Но ведь нужно делать продажи, поэтому руководители компаний прибегают к самым разнообразным уловкам, чтобы убедить людей в истинности мыслеформы о крутизне обладания этими вещами. Заметьте, в советские времена люди не были понтовитыми – система социалистического строя не ставила целью «втюхивать» что-либо, потому что в этом не было необходимости.
Как бороться с потребностью понтоваться
Потребность покрасоваться присуща всем в той или иной мере. Чтобы не подсесть плотно на необходимость понтоваться, нужно избавиться от зависимости от окружающего мнения. В момент, когда Вам станет все равно, что о Вас думают другие – Вы обнаружите, что уважать Вас как раз стали гораздо больше, а никак не меньше.
Если тратить свое время и деньги на саморазвитие и совершенствование своих знаний и навыков, а не на те фантики-гаджеты, что от Вас требует толпа, Вы через некоторое время с удивлением заметите, что у окружающих Вас людей и так вполне достаточно поводов уважать Вас. И выбирая такой путь, Вы становитесь на одну дорожку с успешными людьми, мышление которых ни от кого не впадает в зависимость. И сколько бы люди не пытались казаться великими, если над ними давлеет общественное мнение, они не смогут считаться великими и совершать великие дела.
Жизнь без понтов обходится дешевле и становится интереснее
Тот человек, который действительно успешен и по-настоящему самодостаточен, никогда не будет использовать атрибуты роскоши для повышения своей значимости в глазах окружающих. У такого человека с осознанием собственной значимости – полный порядок. Ему нет нужды пускать пыль в глаза и хвастаться новыми вещами. Он не хамит своим подчиненным и коллегам, не самоутверждается за счет оскорбления людей с низким социальным статусом.
Это происходит потому, что успешная личность направляет свой взор не вниз, на тех людей, над которыми он возвысился, а вверх – на тех, до кого стремится вырасти. Такой индивидуум испытывает осознанную необходимость в обучении и развитии. Фраза про понты дороже денег к развитому человеку не относится, ведь ему неинтересно выпендриваться – он занят совсем другими, более важными и значительными делами. И что интересно, внешние атрибуты успешности прикладываются в процессе, но ценности особой они уже не будут иметь, поскольку интересы будут гораздо более серьезными и совершенными. А Вы страдаете зависимостью от мнения окружающих или оно никак на Вас не влияет – делитесь в комментариях к данной статье!
На днях мой хороший знакомый занимался обслуживанием одного авто…
=======================
Обслуживание автомобиля по принципу — «Лишь бы подешевле!»
Вот смотрю я на таких людей и диву даюсь…
Хочу ездить на машине за «лимон», что бы было высоко и комфортно… и на обслуживание денег тратить не хочу, от слова совсем!
Приехал один такой «кандидат» в сервис на обслуживание. Привез Kia Sportage III рестайл. Масло с собой привез (какую-то дешевую бодягу), фильтра… поторговался по цене, что бы подешевле было и загнал машину в ремзону.
По ходу действий, в процессе ТО, ему посоветовали заменить свечи зажигания. Ну надо, значит надо! Идет в магазин, при этом же сервисе и покупает самые дешевые свечи какие только были…
Вот вдумайтесь! 112 рублей за свечу зажигания! На Sportage III рестайл! Серьезно?! Оказалось вполне… Оказались свечи GrandPrix STL-390, во всяком случае так на них было написано, вот еще дешевле в магазине не нашлось.
Отдал сервисменам, они блин… тоже «красавчики», что дали, то и вкрутили.
Итог: машина, выехав из сервиса… проехала 20 км. и пропала тяга, мотор начал издавать странные звуки, загорелся «Check Engine». Вернулась машина на эвакуаторе.
Начали разбираться, вызвали эксперта.
Приехал эксперт на сервис и увидел потрясающую картину! Вот за 12 лет работы на всякое насмотрелся, но такое аккуратное отверстие в поршне видел впервые. Все-таки хорошо быть экспертом)))) Рутины почти не бывает, всегда что-то новое, непознанное, интересное.
Посмотрел эксперт на свечи и все понял… хватило даже полувзгляда, но вывод должен быть обоснован и подтвержден. Для чистоты эксперимента взяли топливо на анализ, взяли свечи.
И что Вы думаете?! Естественно! В целях экономии машину заправляли 92-м и далеко не лучшего качества (исследование показали: октановое число 91,2). Но дело было не в бензине, от плохого топлива происходят несколько иные повреждения и характер разрушений иной.
Начал эксперт эти свечи изучать… Сопротивление выживших свечей равно 1,7 и 2,6 Ом, зазор между электродами 1 мм, калильное число неизвестно. Сделал запрос на завод изготовитель, через пол месяца они все же ответили. Не буду расписывать все характеристики, но в целом данные свечи не отвечают требованиям вообще, а тем более требованиям Kia (сопротивление 5 кОм, зазор 1,1 мм, калильное минимум 5).
Соответственно вывод был подтвержден… дело было в установленных свечах.
А мораль сия истории такова! Любую машину требуется обслуживать, обслуживание стоит денег… но экономя на обслуживании Вы убиваете машину на которой планировали ездить долго. Чем дешевле обслуга, тем меньше живет машина. Тем более не стоит покупать машину, которую Вы просто не в состоянии обслуживать. Но мы в России живем! Понты дороже, катаюсь на приличной тачке, а дома дожираю вчерашний дошик.
Любите своих железных коней, и они будут Вам платить тем же и подводить не будут! Всем ровных дорог и стабилизации цен на бензин))))
Понты дороже денег
«Тащи нам самый лучший коньяк! И побыстрее!», — на пороге моего ресторана «Мариус» стоял мужчина невысокого роста. Гость только что вошел в заведение в сопровождении двух молоденьких девушек. Компания выбрала небольшой столик у барной стойки и плюхнулась на диван.
Дело было в начале нулевых.
«Разрешите уточнить, что для вас лучший коньяк?», — в соответствии со стандартами отеля официант принялся выяснять у гостя.
«Не умничай, дурень», — внезапно бросил в ответ гость. И, демонстративно обняв одну из девушек, громко продолжил: «Лучший — значит самый дорогой. Сам не понимаешь, что ли?»
Но официант не сдавался.
«У каждого гостя свое представление о лучшем. Для кого-то «Арарат» — лучший коньяк. Я же был обязан выяснить все детали», — позже делился с коллегами опытный сотрудник.
«Я все же рекомендую вам посмотреть винную карту. И обратить внимание на эту позицию — «Хеннесси Ричард». Это самый дорогой коньяк в заведении».
«Я что Хеннесси не знаю что ли, олух?», — продолжал недовольный гость. «Самый обычный французский коньяк. Цена меня не интересует. Сказали тебе — тащи самый дорогой».
«Ну, держись», — промелькнуло в голове у официанта. «Может, сразу по соточке?» — официант перешел в наступление.
«Именно»,— уверенно бросил в ответ гость. «Ну и в стол нам пару овощных салатиков, порцию мини-чебуреков, мясную нарезку, морс».
Через полчаса мужчина уверенным жестом подозвал к себе официанта и попросил повторить. «Три по сто, того же самого. Прекрасно пошел. И рыбную нарезку нам неси».
Компания просидела в заведении почти три часа. Мужчина старался изо всех сил понравиться дамам — шутил, кичился дорогими тачками, не раз намекал на свое состояние и на близость к «браткам». Почти целая бутылка дорогого коньяка была выпита незаметно.
«Счет неси!», — громко скомандовал слегка нетрезвый гость.
«Не хило посидели — семнадцать тысяч», — бросил гость, демонстративно вкладывая в папку двадцать тысяч рублей. «Без сдачи»,— скомандовал он официанту, подошедшему рассчитать стол.
«Простите, но вы ошиблись», — деликатно сообщил официант, положив папку на край стола.
Гость с недоумением посмотрел на официанта, ухмыльнулся и открыл папку.
«Сколько? Сто семьдесят тысяч? Ты ох@@л?», — раздался крик на весь зал. Мужчина вмиг забыл про спутниц, свои ухаживания и понты.«Ты меня, с@ка, развел на самый дорогой коньяк!»
«Все как вы просили — самый лучший и дорогой коньяк», — спокойно отвечал официант. «Шестьсот миллилитров «Хеннесси Ричард» — по двадцать пять тысяч рублей за сто граммов. Плюс еда. Итого сто семьдесят тысяч рублей. Все верно», — оправдывался официант.
«Ты развел меня, с@ка!»,— взорвался гость. «Платить не буду! Еще и руки тебе вырву!»
«Так значит ты лох, если развели», — внезапный хохот раздался на весь зал. «Тем более, обязан заплатить!»
Недалеко от входа за круглым столом сидела большая компания мужчин бандитского вида — «авторитетов».
«Кишка тонка по счетам платить?», — громко на весь зал продолжал один из гостей за столом. «Пацана крутого из себя строишь, понты перед девками кидаешь? А как платить — в кусты? Еще и парню угрожаешь? Мы все слышали, давно тут сидим. Некрасиво, мужик. Плати по полной и проваливай отсюда. Не унижайся и девок своих не позорь!»
Девушки замерли от страха. И уставились на приятеля. Молчал и официант.
Мужчина внезапно встал, подошел к официанту и прошептал ему что-то на ухо. Затем достал ключи от автомобиля и документы, положил на стол. И направился к выходу, попросив девушек следовать за ним.
«Я за деньгами. Вернусь через час», — бросил гость на выходе из ресторана.
Ровно через час мужчина вернулся с наличными, расплатился по счету, поблагодарил официанта за обслуживание. И даже оставил небольшие чаевые.
Почему люди не экономят, или «Понты» дороже денег?
Экономить — звучит не очень ново и, тем более, не очень «возбуждающе», не так ли? Однако, «торопиться не надо», как говорил товарищ Саахов. Давайте лучше попытаемся понять — в чем же дело? Почему люди не экономят?
Так вот, людей на Земле миллиарды, но причин, по которым редко кто экономит — не так много. Эксперты и аналитики склоняются к тому, что их всего четыре. И не важно, как вас зовут — Петя Васечкин, Микка Пиккинен или вообще Керри Бредшоу — причины у всех одни и те же.
«Я заработаю когда-нибудь, поэтому нет смысла экономить»
О, да! Свежо предание… Где же вы до сих пор-то были? Впрочем, даже если и заработаете, то учтите одну маленькую, но очень гордую птичку… ох, то есть, важную деталь. Ваши потребности и расходы растут пропорционально вашим доходам. Думаю, вы и сами это замечали — за собой и за своим близким окружением. Если вы сейчас не можете исправить ситуацию с деньгами, то каким-таким образом она исправится в будущем? «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино»?
В мире, да уже и у нас в России, сотни людей зарабатывают неприлично большие суммы. Тем не менее, все, что у них есть — это долги! Все что можно от них услышать — «Денег нам не хватает!». Это на самом деле очень важная мысль. Запомните: все, что есть у людей, которые не экономят — это долги. А то и вообще ничего нет, даже долгов! Потому что все деньги они тратят впустую.
Богатство рождается в момент, когда вы начинаете расходовать меньше, чем зарабатываете. И именно потому, что вы не умеете сохранять заработанное, вас НЕ зовут Уоррен Баффет, Вернер Сименс, Билл Гейтс, Адам Опель, Генрих Нестле или каким-нибудь другим красивым и известным именем. «Да ладно!» — скажете вы. — «Причем здесь экономия?» Согласен, не только экономия привела их к успеху. Но, безусловно, она положила начало их состоянию.
«Я хочу сейчас жить хорошо, и мне нужны все деньги»
Угу! Красиво жить не запретишь! И те люди, которые вас окружают, тоже хотят жить «в шоколаде». И им тоже нужны все ВАШИ деньги! В результате ВСЕ вокруг имеют ваши деньги, а Вы их, своих кровно-геморройно заработанных, увы, нет!
А кого, скажите, пожалуйста, вы больше любите? Себя, красивого, или того хорошего человека, у которого вы квартиру снимаете? Хотя, конечно, можно любить себя, покупая всевозможную разность, которую вы съедите и забудете, один раз наденете, прочитаете и выкинете или три раза включите и задвинете подальше на полку… Только ведь чукча не дурак, однако! Есть более другой способ!
«И вообще, экономить трудно! Это не для меня. Точнее, это для меня не важно!»
Неужели? А кто сказал, что будет легко? «Жизнь такая!» Всем трудно. Но вы же — не все? Ведь преуспевающие люди — это те, кто делает вещи совершенно неприемлемые для «нормальных» людей. Они, бывает, живут, отказывая себе во многих вещах, хотя большинству обычных людей достаточно начать просто перестать делать видимость обладания большими деньгами. Ведь «понты», как известно, дороже денег!
«Это, в конце концов, ничего не даст. Все равно все прогорят»
Вы правы! «Жизнь вообще вредная штука — от нее умирают!» Сложили лапки и поплыли по течению молочной реки среди кисельных берегов в светлее будущее. Может, стоит думать не о том, что вы НЕ можете это сделать, а о том, КАК вы можете это сделать? Конечно, если хранить все деньги на депозитах, в этих «машинах по уничтожению денег» (потому что процент по вкладам, как правило, ниже, чем уровень инфляции), то можно доэкономиться до полного разорения. Если вы будете делать так, как все, то и получите вы то же, что и все — НИЧЕГО! Ищите свой путь.