Что значит понтонный мост
Понтонный мост
Понтонный мост — мост, имеющий плавучие опоры-понтоны. Разновидностью понтонного моста является наплавной мост, который не имеет обособленных понтонов — плавучими являются сами пролётные сооружения. Основное применение понтонных мостов — организация временных переправ через водные преграды при аварии или во время ремонта постоянных мостов, в военном деле, при ликвидации последствий стихийных бедствий и других. Однако встречаются и постоянно функционирующие понтонные и наплавные мосты (например в Павлове, Бийске, Тарко-Сале,Уренгой).
Достоинством понтонных мостов является их транспортабельность (как по воде, так и по суше в разобранном состоянии), быстрота монтажа. К недостаткам относятся создание проблем для судоходства, малая несущая способность, зависимость от ветра, волн и уровня воды, невозможность эксплуатации в период ледохода и ледостава.
Интересные факты
См. также
Примечания
Арочный мост (Горбатый мост • Лунный мост) • Балочный мост • Висячий мост • Вантовый мост • Консольный мост • Понтонный мост • Ледовый мост • Разводной мост ( Вертикально-подъёмный мост • Затопляемый мост • Летающий паром • Наклоняемый мост • Отодвигаемый мост • Откатной мост • Мост Пегас • Поворотный мост • Подъёмный мост • Раскрывающийся мост • Складной мост • Столоподобный мост )
Автомобильный мост • Акведук • Виадук • Железнодорожный мост • Комбинированный мост • Метромост • Пешеходный мост • Путепровод • Трубопроводный мост • Эстакада
Полезное
Смотреть что такое «Понтонный мост» в других словарях:
Понтонный мост — После того как Мандрокл из Самоса навел первый П. м. через Боспор, эти сооружения стали постоянно использоваться в военных целях. рис. Понтонный мост, собранный из речных лодок (воспроизводится по рельефу на колонне… … Словарь античности
Понтонный мост — плавучий мост, построенный из понтонов … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов
Нижегородский понтонный мост — Наведённый понтонный мост. На заднем плане стационарные мосты … Википедия
Павловский понтонный мост — Павловский мост Координаты … Википедия
Мост Дойц — Deutzer Brücke … Википедия
понтонный — ая, ое. pontonnier m. Отн. к понтону, понтонам; состоящий из понтонов. БАС 1. Выгружено из воды на берег понтонных досок. 1736. Осада Азова. // СВИМ 3 259. Из состоящих ныне понтонных депо, формируется Артиллерийский пантонный полк, которому и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Мост через Амурскую протоку — Мост через Амурскую протоку … Википедия
ПОНТОННЫЙ — ПОНТОННЫЙ, понтонная, понтонное. прил., по знач. связанное с устройством понтонов. Понтонный батальон. Понтонные работы. Понтонный мост (пловучий мост, быстро сооружаемый обычно для переправы войск; то же, что понтон во 2 знач.). Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова
Мост Кошута — в 1959 году Координаты: 47.506389, 19.045 … Википедия
МОСТ — МОСТ, моста (моста обл.), о мосте, на мосту, мн. мосты, муж. 1. Сооружение, соединяющее два пункта на земной поверхности, разделенные водою, рвом или каким нибудь др. препятствием и дающее возможность сообщаться между ними. Мост через Волгу.… … Толковый словарь Ушакова
Что такое понтонные мосты? Строительство мостов
Мосты – это очень сложные конструкции. На возведение некоторых из них уходят многие месяцы и годы. Понтонные мосты существенно отличаются от остальных видов. Их не только можно быстро построить. Они также достаточно быстро снимаются с реки.
Общая информация
Строительство мостов представляет собой невероятно сложный процесс, который зачастую занимает еще и большой период времени. Возведение новой переправы всегда ассоциируется с преодолением препятствий, достижения новых границ и целей, новыми открытиями и свершениями. В зависимости от их конструкции мосты могут быть арочными, балочными, висячими, вантовыми и понтонными.
История появления наплывных мостов
Считается, что наплывные, или понтонные мосты являются одним из самых древних видов военных переправ. Согласно историческим фактам, первые такие переправы сооружались еще в пятом веке до нашей эры во времена персидских битв через реки и другие водоемы.
Что собой представляют понтонные переправы в современном мире
Сегодня такие переправы используются не только для военных целей, хотя это также очень часто имеет место быть. Чаще всего этот вид переправ используется:
Также достаточно часто бывают случаи, когда плавучие мосты делаются для нужд служб МЧС.
Какие могут быть понтонные переправы
Мосты, в основе которых лежат плавучие понтоны, не сильно отличаются. Разница может быть в материале, из которого произведены сами понтоны, и в способе их закрепления между собой. Основой всех плавучих переправ служат модульные понтоны. Также принято разделять три основные системы таких мостов:
Различием между этими системами является способ закрепления модулей или пролетов по всей длине моста. Причем каждая из этих систем проходит проверку на прочность и надежность по-разному.
Плюсы
Если сравнивать понтонные переправы с другими видами мостов, можно отметить внушительный ряд преимуществ первых:
Минусы
Конечно, кроме преимуществ, понтоны имеют и недостатки, которых также немало. К ним можно отнести:
Например, на реке Бия сделан большой понтонный мост. Бийск разделен рекой на две части, и чтобы попасть на другой берег, удобнее всего использовать этот мост. Но в зимние месяцы, когда температуры понижаются, мост убирается, поскольку начинают появляться первые льды, которые могут повредить мост. Устанавливать после этого мост можно только тогда, когда в его районе вода будет полностью очищена ото льда. Очевидным минусом таких мостов является зависимость от погодных условий. В этом случае пока лед полностью не станет на реке, мост установлен назад не будет.
Понтонный мост как переправа военных сил
Как уже и упоминалось ранее, понтонные переправы использовались еще в древние времена военными в ходе сражений. Но если раньше для их построения использовались в основном такие материалы, как древесина и ткани, то сегодня конструкция понтона прошла модернизацию.
С развитием промышленности и науки для построения таких переправ стали использовать новые материалы. Теперь военные понтоны возводят в основном из пластиковых модулей. Пластик имеет преимущества над деревом и металлом. Понтоны из пластика не подвергаются гниению, к тому же они эластичны и намного меньше деформируются. Также их легко как собирать, так и разбирать. Процесс сборки и разборки занимает минимум времени, что немаловажно в ходе военных действий. Еще одно преимущество современных военных понтонов из пластика – это доступная цена.
Безопасна ли понтонная переправа?
В современном мире сказать, что та или иная вещь полностью безопасна, нельзя. Однако можно снизить к минимуму шанс возникновения каких-либо неприятных последствий, если полностью соблюдать правила эксплуатации.
Главной проблемой таких мостов является сезонность. Это касается тех рек, где с приходом низких температур на поверхности начинают образовываться льдины и течение их несет на мост. В таких случаях, чтобы мост не повредился, на время, пока лед не станет, его следует убирать. В целом мосты из понтонов безопасны и служат долгое время без особых проблем.
Понтонный мост
Содержание
Определение [ править ]
Этимология [ править ]
Дизайн [ править ]
Плавучий мост может быть построен из нескольких секций, начиная с якорной точки на берегу. В современных понтонных мостах обычно используются быстровозводимые плавучие конструкции. [14]
Примерный и легкий понтонный мост легко повредить. Мост может быть смещен или затоплен при превышении предельной нагрузки моста. Мост может быть вызван раскачиваться или колебаться в опасной манере от зыби, от шторма, наводнения или быстрой подвижной нагрузки. Лед или плавающие объекты ( обломки ) могут накапливаться на понтонах, увеличивая сопротивление течения реки и потенциально повреждая мост. См. Ниже информацию об авариях и катастрофах плавучих понтонов.
Историческое использование [ править ]
Древний Китай [ править ]
. состоящий из двадцати трех лодок, превосходных и мощных, соединенных длинной железной цепью толщиной с бедро человека, и она была пришвартована с каждой стороны к железному столбу толщиной с человеческую талию, простирающемуся на расстояние десять локтей на суше и твердо поставленные в землю; лодки прикреплялись к этой цепи с помощью больших крючков. Над лодками были установлены большие деревянные доски так плотно и ровно, что все животные могли без труда проходить по ним. [18]
Греко-римская эпоха [ править ]
Покойный римский писатель Вегетиус в своей работе De Re Militari писал:
Средние века [ править ]
Ранний современный период [ править ]
Подполковник Чарльз Пэсли из Королевской инженерной школы в Чатеме, Англия, разработал новую форму понтона, которая была принята на вооружение в 1817 году британской армией. Каждый понтон был разделен на две половины, и два заостренных конца можно было соединить вместе в местах с приливным течением. Каждая половина была огорожена, что уменьшало риск заболачивания, а секции имели несколько точек крепления. [30]
«Понтон Палси» просуществовал до 1836 года, когда его заменил «Понтон Бланшарда», который состоял из оловянных цилиндров шириной 3 фута и длиной 22 фута, расположенных на расстоянии 11 футов друг от друга, что делало понтон очень плавучим. [30] Понтон был испытан с понтоном Палси на Медуэй. [31]
Альтернатива, предложенная Чарльзом Пэсли, состояла из двух медных каноэ, каждая шириной 2 фута 8 дюймов и длиной 22 фута, состоящих из двух секций, которые были скреплены бок о бок, чтобы образовать двойной плот для каноэ. Медь использовалась вместо быстро корродирующего олова. С 10-футовыми центрами они были хороши для кавалерии, пехоты и легких орудий; хлестала по центрам 5 футов, тяжелая пушка могла пересечь. Каноэ также можно было связать вместе в плоты. Одна телега, запряженная двумя лошадьми, везла две байдарки и запасы. [32]
Сравнение понтонов, используемых армией каждой нации, показывает, что почти все были открытыми лодками, приходившимися в одной, двух или даже трех частях, в основном из дерева, некоторые с брезентовой и резиновой защитой. Бельгия использовала железную лодку; Соединенные Штаты использовали цилиндры, разделенные на три части. [30]
В 1862 году силы Союза под командованием генерал-майора Амброуза Бернсайда застряли на неправильной стороне реки Раппаханнок в битве при Фредериксбурге из- за отсутствия понтонного поезда, что привело к серьезным потерям. [33] : 115 [34] В результате сообщения об этой катастрофе Великобритания сформировала и обучила понтонный отряд инженеров. [33] : 116–8
Начало 20 века [ править ]
Британский кровавый понтон MkII, в котором оригинал был разрезан на две половины, все еще использовался британской армией в 1924 году [30].
Во время Первой мировой войны были построены эстакады, соединяющие берег реки и понтонный мост. Некоторые пехотные мосты во время Первой мировой войны использовали любые доступные материалы, в том числе канистры с бензином в качестве плавсредств. [30]
Капок штурмовой мост для пехоты был разработан для британской армии, используя капок заполнены холст поплавок и деревообрабатывающая пешеходные прогулки. Америка создала свою версию. [30]
Вторая мировая война [ править ]
Соединенные Штаты [ править ]
Американские инженеры построили три типа плавучих мостов: пехотные пешеходные мосты M1938, понтонные мосты M1938 и протекторные мосты M1940, с многочисленными подвариантами каждого. Они были разработаны для перевозки войск и транспортных средств различной массы с использованием надувного пневматического понтона или твердого понтонного моста из алюминиевого сплава. [5] Оба типа мостов поддерживались понтонами (известные сегодня как «понтоны»), снабженными палубой, построенной из балок, которые представляли собой квадратные полые алюминиевые балки. [36]
Американская компания Light Ponton Bridge
Рота Engineer Light Ponton состояла из трех взводов: двух взводов мостов, каждый из которых был оснащен одним модулем пневматического моста M3, и взвода с легким оснащением, имевшего один модуль пешеходного моста и оборудования для переправы. [37] Взводы моста были оснащены пневматическим мостом M3, который был построен из тяжелых надувных надувных поплавков и мог выдерживать до 10 коротких тонн (9,1 т); это подходило для всех обычных нагрузок пехотных дивизий без подкрепления, более с.
Американский тяжелый батальон моста Понтон
Батальон тяжелого моста через Понтон был снабжен оборудованием, необходимым для переправы через ручей тяжелой военной техники, которая не могла поддерживаться легким мостом через Понтон. Батальон имел две буквенные роты по два взводов мостов в каждой. Каждый взвод был укомплектован одной единицей тяжелого понтонного снаряжения. Батальон являлся органической частью армии и высших эшелонов. M1940 мог перевозить до 25 коротких тонн (23 т). [37] [38] Мост M1 Treadway Bridge мог выдерживать до 20 коротких тонн (18 т). Дорожное полотно, сделанное из стали, могло нести до 50 коротких тонн (45 т), а центральная часть, сделанная из фанеры толщиной 4 дюйма (100 мм), могла нести до 30 коротких тонн (27 т). В более широких и тяжелых баках использовалась внешняя стальная гусеница, в то время как более узкие и легкие джипы и грузовики проезжали по мосту с одним колесом по стальной дорожке, а другим по фанере. [39] [40]
Американский инженер Treadway Bridge Company
Компания Engineer Treadway Bridge Company состояла из штаб-квартиры и двух взводов мостов. Это было органическое подразделение бронетанковых войск, обычно входившее в состав инженерного танкового батальона. Каждый мостовой взвод перевез по одной единице мостового оборудования со стальными протекторами для строительства переправ и мостов при переправе через реки бронетанковой дивизии. [37] Оборудование для пересечения рек включало в себя моторные лодки, пневматические поплавки и две единицы оборудования для мостов со стальными ступенями, каждая из которых позволила инженерам построить плавучий мост длиной около 540 футов (160 м). [37]
Материалы и оборудование Пневматический понтон
США Инженерный корпус армии разработал автономный транспортный мост и возведение системы. Brockway модель B666 6 коротких тонн (5,4 т) 6×6 грузовик шасси (также построенный по лицензии Corbitt и White ) был использован для транспортировки как стальные и резиновые детали моста. Один грузовик Brockway мог перевозить материал на 30 футов (9,1 м) моста, включая два понтона, два стальных седла, прикрепленных к понтонам, и четыре секции протектора. [41] Каждая беговая дорожка была 15 футов (4,6 м) в длину с высокими перилами по обе стороны от колеи шириной 2 фута (0,61 м). [41]
На грузовике был установлен гидравлический кран грузоподъемностью 4 тонны (3,6 т), который использовался для разгрузки стальных гусениц шириной 45 дюймов (110 см). Специально разработанная двойная стрела была прикреплена к задней части кузова грузовика и помогала раскатывать и размещать тяжелые надувные резиновые понтоны, на которые был уложен мост. Шасси с колесной базой 220 дюймов (560 см) включало в себя переднюю лебедку на 25 000 фунтов (11 000 кг) и очень большие баки с воздушным тормозом, которые также служили для надувания резиновых понтонов перед их опусканием в воду. [42]
Пневматический поплавок изготовлен из прорезиненной ткани, разделен переборками на 12 герметичных отсеков и надут воздухом. [43] Пневматический поплавок состоял из трубы по внешнему периметру, пола и съемной центральной трубы. Поплавок грузоподъемностью 18 коротких тонн (16 т) имел ширину 8 футов 3 дюйма (2,51 м), длину 33 фута (10 м) и глубину 2 фута 9 дюймов (0,84 м). [44]
Твердые понтоны из алюминиевого сплава использовались вместо пневматических поплавков для поддержки более тяжелых мостов и грузов. [36] Они также были задействованы для более легких грузов по мере необходимости.
Поступенчатый мост представлял собой многосекционный плавучий стальной мост из сборных конструкций, поддерживаемый понтонами, несущими две металлические дорожки (или «ступенчатые пути»), образующие проезжую часть. В зависимости от своей весовой категории мостовой мост поддерживался либо тяжелыми надувными пневматическими понтонами, либо полупонтонами из алюминиевого сплава. Алюминиевые полупонтоны имели общую длину 29 футов 7 дюймов (9,02 м), ширину 6 футов 11 дюймов (2,11 м) в планшире и 3 фута 4 дюйма (1,02 м) в глубину, за исключением носовой части, где планширь был поднят. Планшил составлял 6 футов 8 дюймов (2,03 м) от центра к центру. При высоте надводного борта 6 дюймов (150 мм) полупонтон имеет водоизмещение 26 500 фунтов (12 000 кг). Боковые стороны и носовая часть полупонтона имеют наклон внутрь, что позволяет размещать два или более элемента для транспортировки или хранения. [45]
Беговой мост может состоять из плавающих или фиксированных пролетов. [46] Гусеничный мост M2 был разработан для перевозки артиллерии, тяжелых грузовиков и средних танков до 40 коротких тонн (36 т). [38] Это могло быть любой длины, и было то, что использовалось на крупных речных препятствиях, таких как Рейн и Мозель. Доктрина заявила, что для размещения 362-футовой секции протектора M2 потребуется 5 1/2 часов днем и 7 1/2 часов ночью. Пергрин говорит, что на практике ожидалось строительство беговой дорожки со скоростью 50 футов в час, что немного ниже скорости, указанной в доктрине. [47]
К 1943 году саперы столкнулись с необходимостью того, чтобы мосты выдерживали вес 35 тонн и более. Чтобы увеличить несущую способность, они использовали более крупные поплавки, чтобы увеличить плавучесть. Это позволило преодолеть ограничение по вместимости, но более крупные поплавки было труднее транспортировать к месту перехода, и для этого требовалось больше и больше грузовиков в составе дивизионных и корпусных поездов. [48]
Великобритания [ править ]
Мост Бейли впервые был использован в 1942 году. Первой версией, введенной в эксплуатацию, был Понтон и плот Бейли с одинарной-одиночной бухтой Бейли 30 футов (9,1 м), поддерживаемой двумя понтонами. Ключевой особенностью понтона Бейли было использование одного пролета от берега до уровня моста, что устранило необходимость в мостовых эстакадах. [30]
Для мостов с более легкой техникой можно было использовать складное оборудование лодки, а штурмовой мост Капок был доступен для пехоты. [30]
Галерея [ править ]
Меньшие и более легкие пневматические понтоны, подкрепленные большими алюминиевыми тяжелыми понтонами, для комбинированных перевозок
Развитие переправочно-мостовых средств инженерных войск Вооружённых Сил России опиралось на богатый военно-исторический опыт русской армии.
Элементы военно-инженерного искусства существовали уже в войске Киевской Руси. В походах прокладывались пути, устраивались мостовые переправы. Появилась специальность — мостники, занимавшиеся устройством мостов и переправ через реки. Это были первые предшественники русских сапёров и понтонёров.
Специальное переправочное имущество, как табельное средство, перевозимое за войсками, появилось в России в начале’ XVIII века. Это был переправочный парк, состоявший из пяти лодок (стругов) и обоза, перевозимый «при войсках наравне с артиллерийским вооружением», а также 20 плотников во главе с мостовым мастером при них.
В 1704 году был разработан понтонный парк, который со штатом команды понтонёров введён в состав русской армии. Конструкция понтонов неоднократно совершенствовалась: сначала это был деревянный каркас с жестяной обшивкой, в 1759 г. по предложению капитана Андрея Немого обшивку из жести заменили парусиной. Эти понтоны в то время являлись эффективным переправочным средством и находились на вооружении до 1872 г.
Переправа через Дунай. КОВАЛЕВСКИЙ Павел Осипович. 1880. Холст, масло
Обеспечение войск переправами через реки приобретало всё более важное значение.
Накапливался опыт по устройству переправ через крупные водные преграды, такие, как Днепр, Березина, Неман, в ходе преследования наполеоновской армии, а в последующем через ряд рек Западной Европы.
переправа остатков наполеоновской армии через реку Березину
В результате военных реформ 1860 — 1870 гг. произошли существенные изменения в инженерных войсках, в которые поступили более совершенные переправочные средства, в частности, в 1872 г. — металлический понтонно-вёсельный парк П. П. Томиловского.
Переправа русской армии через Дунай в 1877 году
При преодолении Дуная в 1877 году понтонёры с сапёрами обеспечивали переправу войск по наплавным мостам, прикрывая речными минами фланги от турецких кораблей. При устройстве переправ, кроме табельных средств, широко использовались местные плавучие средства и строительные материалы.
В наследство Красной Армии перешли от старой армии в небольшом количестве понтонно-вёсельный парк Томиловского (грузоподъёмность наплавного моста — 7 т), мотопонтонный парк Неговского (грузоподъёмность наплавного моста — до 20 т), лёгкие переправочные средства: мешок и разборная парусиновая лодка М.А.Иолшина, надувные поплавки Полянского. Эти средства были приняты в качестве табельных и использовались в ходе Гражданской войны 1918 — 1920 гг.
Недостаточное количество табельных средств вынуждало широко применять местные и подручные средства (рыбацкие лодки, паромы, баржи, бочки, брёвна и Др.).
Роль местных и подручных средств ещё более возрастала, так как применение имеющихся малоподвижных понтонных парков для обеспечения переправами при последовательном преодолении нескольких рек было невозможно.
В период с 1921 по 1941 год была произведена модернизация поплавков Полянского, увеличена грузоподъёмность понтонно-вёсельного парка — моста до 10 т. В 1926 — 1927 гг. создаётся переправочно-мостовой парк на надувных лодках А-2 (грузоподъёмность 9 т). Парк перевозился на парных повозках конной тягой. Проводились опыты по использованию буксирных катеров, забортных моторов мощностью от 5 до 12 л.с.
В 1932 г. принимается на вооружение понтонный парк МПА-3 на лодках А-3 максимальной грузоподъёмностью 14 т. Парк МПА-3 транспортировался на повозках, приспособленных как для конной, так и механической тяги.
Появление танков массой 32 т и артиллерийских систем с нагрузкой на ось 9 т определило создание двух типов понтонных парков: тяжёлого и лёгкого. Эта задача была успешно решена Военно-инженерной академией и Военно-инженерным полигоном (НИМИ РККА с 12 декабря 1934 г.) в 1934 — 1935 гг., когда на вооружение Красной Армии был принят тяжёлый понтонный парк Н2П, а вскоре лёгкий парк — НЛП. Понтонные парки были разработаны под руководством И.Г. Попова группой специалистов: С.В.Завадским, Б.Н.Корчемкиным, А.И.Угличининым, Н.А.Тренке, И.Ф’.Королёвым и другими. В этих парках впервые применили качественные стали для изготовления верхнего строения, а для моторизации переправ — буксирные катера.
Развитие отечественной автотранспортной промышленности позволило использовать для транспортировки новых парков вначале трактора, а затем автомобили.
Грузоподъёмность парома из понтонов парка Н2П — 50 т. В состав парка Н2П входили металлические понтоны открытого типа, пролётные строения из металлических прогонов, козловые опоры и деревянные настилочные щиты. Транспортировка осуществлялась на автомобилях ЗиС-5. Основным недостатком парка, выявленным в ходе последующей эксплуатации, была малая живучесть из-за беспалубных (открытых) понтонов.
Для моторизации новых понтонных парков были разработаны: катер БМК-70, судовые забортные двигатели СЗ-10 и СЗ-20 (для передвижения паромов из Н2П и НЛП).
В 1935 г. для опытной эксплуатации изготовили один комплект парка Н2П с понтонами из алюминиевого сплава.
Сборка понтонно-мостовых конструкций из набора унифицированных элементов с широким изменением количества понтонов в плавучей опоре, прогонов в несущей конструкции и длины пролёта моста дала возможность наводить наплавные мосты и собирать паромы различной грузоподъёмности. Для увеличения темпов монтажа моста из новых парков была принята шарнирно-консольная система наводки мостов по типу парка МдПА-3, при которой речная часть парка составлялась из одинаковых звеньев, собираемых у берега, а затем вводилась в линию моста и быстро смыкалась при помощи двух простых шарнирных замков. Включение в состав парка буксирно-моторных катеров БМК-70 и применение забортных навесных моторов СЗ-10 и СЗ-20 способствовали сокращению времени наводки моста.
Эти технические решения парков НЛП и Н2П обеспечили им высокие тактико-технические показатели, а заложенные в них принципы образования понтонно-мостовых конструкций оказались настолько удачными, что в последующем использовались при разработке даже послевоенного понтонно-мостового парка ТПП, по сути представлявшего глубокую модернизацию парка Н2П.
Из комплекта парка Н2П первоначально наводились наплавные мосты шарнирно-консольной системы грузоподъёмностью 12 и 24 тонны и паромы с максимальной грузоподъёмностью 50 тонн. После принятия на вооружение в 1940 г. тяжёлого танка KB были разработаны и проверены мосты неразрезной системы, обеспечившие наведение мостов из элементов парка Н2П под грузы массой до 60 т. Одновременно в войска были выданы указания по сборке из комплекта парка мостов шести типов: 16, 20, 30, 35, 40 и 60 тонн, как шарнирно-консольной, так и неразрезной схемы. Следует отметить, что в это время вермахт располагал понтонно-мостовым парком с максимальной грузоподъёмностью до 16 т, а армия США — до 32 т.
Основной недостаток упомянутых средств — невысокие транспортные характеристики (грузоподъёмность, проходимость), не соответствовали высокоманевренным боевым действиям.
В 1939 г. был принят на вооружение специальный понтонный парк СП-19, который имел закрытые самоходные понтоны и позволял наводить двухпутные мосты и собирать паромы под любые войсковые грузы (от 30 до 120 т) через широкие водные преграды с большими скоростями течения.
ЗИС-5 для перевозки понтонного парка Н2П
В годы Великой Отечественной войны модернизируются существующие и создаются новые переправочные средства:
— ДМП-42 разработан путём существенной модернизации деревянного мостового парка ДМП-41;
— деревянный лёгкий понтонно-мостовой парк ДЛП (грузоподъёмность моста и парома — до 30 т);
— парк Н2П-41 — модернизированный вариант Н2П;
— тяжёлый мостовой парк ТМП (с металлическими закрытыми полупонтонами).
Понтонный парк Н-2-П, буксируемый тракторами С-65, движется к фронту
Понтонно-мостовые парки Н2П И ТМП по основным ТТХ — простоте конструкции, грузоподъёмности, удобству в эксплуатации, высоким темпам наводки мостов являлись более совершенными, чем аналогичные средства немецко-фашистской армии и англо-американских войск.
Разрабатывались средства моторизации в виде навесных забортных моторов и буксирных катеров: БМК-70 (1943 г.) и БМК-50(1945г.).
Погрузка гаубиц на понтоны. Р-н Новоросиска, август 1943 г
Успешный опыт эксплуатации понтонно-мостовых парков с деревянными понтонами позволил разработать и принять на вооружение в 1943 году в качестве табельного средства лёгкий парк ДЛП. Из клеефанерных полупонтонов двух типов массой по 640 кг могли быть собраны наплавные мосты различной грузоподъёмности. Скрытые полупонтоны могли вкладываться один в другой, что позволяло на обычном грузовике перевозить по нескольку изделий. Каркас понтона собирался из сосновых досок и брусков и обшивался бакелизированной фанерой.
Парк ДЛП позволял наводить мосты грузоподъёмностью 10, 16 и 30 тонн и паромы грузоподъёмностью 6, 10, 16 и 30 тонн. Максимальная длина моста грузоподъёмностью 10 т из комплекта парка ДЛП — 163 м, а 30-тонного — 56 м. По темпам наводки мостов парк ДЛП примерно в два раза превосходил парк НЛП и был более труднозатопляе-мым в боевых условиях.
Существенным недостатком деревянных парков была необходимость их предварительного замачивания после длительной перевозки или хранения.
После войны в 1945-1947 гг. с учётом опыта эксплуатации был разработан новый деревянный понтонный парк ДМП-45 грузоподъёмностью 60 т с усовершенствованными понтонами.
Большой исторический интерес представляет опыт преодоления водных преград войсками с вооружением и военной техникой в годы Второй мировой войны. Широкое использование переправочных средств при проведении крупных военных операций позволило по-новому взглянуть на их соотношение в войсках: произошёл постепенный отказ от мостовых переправ в пользу паромных и десантных — ввиду их большей живучести и манёвренности.
ЗИС-151А с носовой секцией понтонного парка ТПП, 1954 г
В 1946-1949 гг. разработан тяжёлый понтонный парк ТПП, в конструкции которого частично реализована идея объединения в единый транспортный блок и расположенного на его поворотном турникете пакета элементов пролётного строения, и проезжей части, что исключило необходимость переноски понтонёрами прогонов массой 220 кг и настилочных 80-кг щитов и позволило значительно сократить время наводки моста. Грузоподъёмность наплавных мостов — 16, 50 и 70 т, паромов — 16, 35, 50 и 70 т. Операции выгрузки понтонного блока на воду и его погрузки на автомобиль были механизированы. Парк транспортировался автомобилями ЗиС-151 и ЗиЛ-157 (с 1961 г.). Моторизация парка на воде осуществлялась буксирно-моторными катерами БМК-90 или БМК-150.
В 1949 — 1952 гг. разработан и в 1953 г. принят на вооружение лёгкий понтонный парк ЛПП с использованием в его конструкции конструктивных элементов парка ТПП, но с решением принципа блочности в большей степени.
ЗИЛ-157К с секцией понтонного парка ЛПП, 1962 г
В 1960 г. взамен парков ТПП и ЛПП принят на вооружение понтонно-мостовой парк ПМП, получивший мировое признание, прогрессивная конструкция которого была использована в качестве прототипа при создании понтонных парков армий США и ФРГ.
В разработке парка участвовал большой коллектив специалистов, в том числе главные творческие инициаторы: Ю.Н.Глазунов, М.М.Михайлов, В.И.Асев, С.И.Поляков, А.И.Лондарев, И.А.Чечин, Б.К.Комаров, А.С.Криксунов, В.И.Савельев и др. В 1963 г. работа по созданию парка ПМП была удостоена Ленинской премии.
Наплавной мост из парка ПМП отличался от предшествующих изделий на отдельных опорах (ТПП и ЛТП) своей конструкцией в виде сплошной ленты из состыкованных между собой металлических водоизмещающих звеньев, складываемых в компактный блок в транспортном положении.
Впервые была осуществлена на практике идея объединения всех элементов наплавного моста — плавучей опоры, несущего пролётного строения и проезжей части.
Такая конструкция моста обеспечила:
— уменьшение в несколько раз времени наводки моста;
— многократное увеличение пропускной способности моста за счёт проезжей части шириной 6,5 м;
— быстрое сопряжение моста с берегом и исключение необходимости устройства береговых пристаней за счёт удачной конструкции береговых звеньев и наличия стальной выстилки, укладываемой вплотную к береговому звену;
— хорошую вписываемость наплавного моста в профиль поперечного сечения водной преграды за счёт малой осадки и эффективной конструкции береговых звеньев;
— высокую живучесть наплавного моста и паромов;
— быстрый переход от наплавного моста к паромной переправе за счёт простоты расстыковки звеньев;
— сокращение количества понтонных автомобилей парка и обслуживающего расчёта парка;
— возможность подхода паромов к берегу в условиях мелководья и отсутствие необходимости устройства пристаней
— для погрузки-выгрузки переправляемой техники.
В дальнейшем парк был модернизирован и принят в 1975 г. на вооружение под шифром ПММ-М. Модернизация заключалась в следующем:
— включение в комплект парка гидродинамических щитов для повышения устойчивости моста на течении с 2 до 3 м/с;
— изменение конструкции берегового звена: его палуба выполнена прямолинейной без излома;
— изменение конструкции выстилки, что повысило её долговечность;
— введение в комплект парка: дополнительно четырёх буксирных катеров БМК-Т, средств разведки водных преград, комплекта средств для комендантской службы на переправах, такелажного оборудования для удержания моста на реках с повышенными скоростями течения, средств оборудования переправ зимой.
Понтоны ПМП, ППС-84,НАРМ
В дальнейшем в результате работы по развитию конструкции наплавного моста-ленты, средств его моторизации и транспортировки комплекта парка ПМП, были разработаны и серийно выпускались парки ППС-84 и ПП-91.