Что значит понимать другого человека
8 упражнений для развития эмпатии
Работодатели все чаще среди необходимых характеристик сотрудников указывают soft skills («мягкие навыки»): это те качества, которые помогают «вписаться» в коллектив и решать рабочие вопросы без конфликтов. Одна из важных составляющих soft skills — умение понимать чувства других — эмпатия.
Анастасия Батхина,
психолог, основатель компании InMind
Что такое эмпатия — простыми словами
Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.
Умение сочувствовать помогает нам ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком, а сам человек поймет: его эмоции важны для вас, вы его принимаете.
Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая удовлетворит обе стороны, можно лишь тогда, когда мы сумеем поставить себя на место другого.
Эмпатия — мост между мирами, в котором каждый из нас живет: он помогает чувствовать единение с окружающими.
Чтобы построить мост, необходимо следовать ряду правил.
Правила эмпатии
1. Искреннее желание понять любого человека и посочувствовать ему
Эмпатия — это сложная внутренняя работа, требующая большого ресурса. Но часто нам проще судить о других, используя стереотипы и ярлыки, отмахиваться от их чувств, мотивируя это нежеланием вникать в чужие проблемы.
Совет: нам должно быть искренне не все равно, что происходит с человеком, — только так можно создать глубокие конструктивные отношения.
2. Cопереживать, а не оценивать
Если другой человек попадает в неприятную ситуацию, обычно возникает желание сказать: «Ты совершил глупость и сам виноват во всем». Но таким образом мы даем оценку происходящему, навешиваем ярлык и пытаемся обесценить чувства другого: мол, ничего страшного, что ты переживаешь, это все ерунда. Так включаются защитные механизм психики: мы не хотим сталкиваться с сильными негативными эмоциями других людей. Однако важно понимать, что такое отношение не позволит выразить сочувствие, оказать помощь, установить контакт.
Совет: отказываться от автоматических реакций и занимать безоценочную позицию.
3. Принимать тот факт, что каждый человек живет в своей психологической реальности
Помните: у каждого из нас — свои взгляды, представления, убеждения, правила.
Совет: следует уважительно относиться к этим различиям. Даже если мы не разделяем мировоззрение человека, надо признать, что он имеет право на свою точку зрения.
Упражнения для развития эмпатии
Люди обладают различной способностью испытывать сопереживание: у одних это заложено с рождения, а другим – сложно представить себя на чужом месте. Но ситуацию можно изменить, ведь эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.
1. Люди вокруг нас
Когда стоите на остановке, гуляете или едете в транспорте, посмотрите на людей вокруг: постарайтесь представить, что они чувствуют, о чем размышляют в данный момент, был ли у них сегодня хороший день или сложный. А общаясь, задавайте себе вопрос: «Что сейчас чувствует человек, с которым я говорю?»
Результат: таким образом сначала вы только строите гипотезы, но с развитием навыка будете более точны в своих оценках.
2. Активное слушание
Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.
Результат: это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают искусством не только рассказчика, но и слушателя.
3. Отражение
Отзеркаливайте эмоции другого человека: выслушайте его и перескажите то, что он вам рассказал, с акцентом на его чувства. Например: «Я понимаю, что сейчас у тебя напряженная ситуация на работе, вижу, как ты встревожен».
Результат: сумеете установить контакт, выразить сочувствие. Такой подход избавит от необходимости подбирать какие-то особенные слова (что часто вызывает затруднение).
4. Общайтесь с «другими»
Не секрет, что многие любят собирать вокруг себя команду единомышленников — людей со схожим мировоззрением, потому что в таком обществе мы чувствуем себя наиболее комфортно. Но это замыливает взгляд, делает наше мышление туннельным, а нас — неспособными понять и посочувствовать тому, чьи взгляды отличаются от наших. Поставьте перед собой задачу общаться с теми, с кем бы вы по разным причинам не стали поддерживать отношения в обычной жизни.
Результат: умение понимать «других» (людей с иным мировоззрением) и их мотивы.
5. Читай и смотри
Чтение художественной литературы и просмотр психологических фильмов — отличный тренажер для развития эмпатии. Постарайтесь отслеживать и анализировать, что чувствует герой, в какие моменты он вызывает сопереживание и почему.
Результат: часто при соприкосновении с произведениями искусства возникает эмпатия на автоматическом уровне (этот элемент заложен в самом произведении), что помогает тренировать навык.
6. Играй
Существует большое количество настольных игр (в том числе для взрослых), создающих возможность поставить себя на место других людей и выстроить с ними отношения. Одна из них — «Имаджинариум».
Результат: такие игры тренируют умение лучше понимать собеседника и предсказывать ход мыслей разных людей.
7. Карты эмоций
Найдите в интернете и скопируйте перечень эмоций, состоящий более чем из 30 пунктов, напротив каждой напишите те ситуации из своей жизни, в которых вы ее испытывали.
Результат: карта эмоций будет подсказывать различия между эмоциями и то, в какие моменты вы их ощущаете. Сопоставляя эту карту с реакциями других людей, сможете более точно понимать и отражать их чувства. Ведь чтобы научиться сочувствовать кому-то, надо разобраться в своих ощущениях.
8. Я на месте другого
Детские психологи проводят такой эксперимент: в противоположном углу комнаты усаживают куклу, а ребенка просят представить и рассказать, что она видит. Вы можете использовать тот же прием: в ситуации, когда хотите проявить эмпатию, попробуйте стать на место другого человека, спросите у себя: «Если бы со мной произошло то же самое и я испытывал бы такие эмоции, какую поддержку я бы хотел получить? Что бы мне хотелось услышать? Как бы я себя чувствовал в такой ситуации?»
Результат: способность увидеть мир с позиции другого.
Упражнения помогут развить один из самых полезных навыков, необходимых в повседневной жизни: он позволяет считывать эмоциональное состояние другого человека, осознавать, что им движет, чтобы успешно вести переговоры, выстраивать отношения в коллективе, создавать гармоничные отношения в семье.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Как понять другого человека — аргументы
Тезисы
Аргументы
М. Горький, «На дне». Чтобы научиться понимать людей, нужно пройти суровую школу жизни самому, иначе наши знания о мире и человечестве будут весьма приблизительными и ограниченными. Это доказывает пример из пьесы «На дне». Единственным героем, который понял и принял обитателей ночлежки, отягченных пороками, стал странник Лука. Ему удалось к каждому из них найти свой подход и доброе слово. Анну он утешал, Ваське советовал, Насте дал выговориться, Актеру подарил надежду, а Наташе помог разглядеть в Васе достойного человека. Глубокое знание психологии людей пришло к Луке далеко не случайно. Он сам многое пережил и испытал. Он был беглым каторжником и странствовал очень долго. За это время Лука познакомился со многими людьми разных сословий и научился разбираться в них. А еще старец понял, что каждому из них необходимо сочувствие. Именно его он преподносил обитателям «дна» в качестве подарка. «Много мяли, оттого и мягок» — говорил о себе странник. Значит, способность к пониманию людей приходит вместе с жизненным опытом и расширением кругозора.
И.А. Гончаров, «Обломов». Понимание — это не врожденное, а приобретенное качество. Его необходимо выработать в себе, набираясь ума и опыта общения с людьми. Именно так эту способность развил в себе Андрей Штольц, герой романа И.А. Гончарова «Обломов». С детства он развивался и в гуманитарном, и в техническом направлении, занимаясь науками и с отцом, и с матерью. Юноша много работал и учился, чтобы добиться успеха в жизни. Он уехал из родительского гнезда покорять большой город и усердно трудился, поставив цели. Но не только работа была его страстью. Андрей очень много читал, общался с интересными людьми, никогда не сидел на месте. Он бывал за границей и изучал иностранные языки. Благодаря развитой эрудиции он легко завязывал знакомства даже с теми, кто был гораздо выше его в социальной иерархии. С женщинами он тоже быстро находил общий язык. Штольц был близок с Обломовым и даже его мог понимать, хоть и не был с ним согласен. «Учиться хочет, все видеть, знать…» — вот как автор описывает этого героя. Широкий кругозор, глубокое понимание психологии, умение общаться — все эти навыки Штольц развивал самостоятельно в течение многих лет. Они и позволяют ему налаживать отношения с людьми.
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Человек не понимает другого из-за того, что не имеет достаточно сведений о том поводе, который порождает неясность в отношениях. Поэтому вполне логично предположить, что обретению понимания способствует попытка разобраться в ситуации более детально. Об этом писал и А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка». Когда Пётр попал под арест по ложному обвинению Швабрина, отец едва не отрекся от него. Дворянин старой закалки не мог понять, как его сын мог решиться на такой ужасный поступок — предательство интересов Родины. Андрей Петрович осуждал Петра и очень страдал от такого позора. Если раньше он не хотел, чтобы сын женился на бесприданнице, то теперь он почитал за честь нахождение Марьи в их доме. Он считал, что изменник не достоин руки дочери героя — капитана Миронова. В таком состоянии он ни за что не принял бы Петра домой. Но причина этого семейного разлада заключается в неосведомленности Андрея Петровича. Он еще не разобрался в ситуации, а уже сделал вывод. Такой подход к решению проблем часто порождает недопонимание, поэтому необходимо сначала все тщательно проверить и изучить, а уж потом делать выводы и приговоры.
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Чтобы понимать других людей, нужно развить в себе такие качества характера, как терпимость, отзывчивость и любовь к людям. Эти свойства души помогли Соне Мармеладовой, героине романа «Преступление и наказание», понять и простить свою мачеху, которая фактически толкнула девушку на путь проституции. Соня была единственной родной дочерью чиновника Мармеладова. Он овдовел и решил жениться снова. Его избранницей стала Катерина Ивановна, бедная и покинутая всеми вдова с тремя детьми. Но взятая им на себя ноша оказалась слишком тяжелой. Семен Захарович запил и потерял работу. Его семья оказалась в нищете. Соня была самой старшей из детей. Мачеха регулярно упрекала ее в том, что она — лишний рот, который никак не помогает семьей выйти из сложного положения. Она знала о сомнительных предложениях сводниц, которые хотели продать невинность Сони. После очередной сцены юная героиня выбежала из дома и заработала тридцать рублей таким позорным способом. Их она принесла домой. Катерина Ивановна зарыдала и стала просить прощения. Немногие люди поняли бы и приняли поведение этой женщины, но Соня простила ее и продолжила содержать мачеху и детей. Как ей, такой молоденькой и неопытной, удалось разобраться в сложных мотивах и чувствах Катерины Ивановны? Ей помогли доброта, терпимость и любовь к семье. Благодаря им Соня приняла свою судьбу и близких людей такими, какими они были.
А.Н. Островский, «Гроза». Главная причина непонимания между людьми — это эгоизм. Если человек слышит и слушает только себя, он не в состоянии разобраться в других людях. Это доказывает пример из пьесы «Гроза». Кабаниха уверена в собственной правоте и хочет, чтобы все жили так, как решила она. Марфа Игнатьевна думает только о своих нуждах и желаниях, поэтому меняет окружающих под себя и даже не обременяет себя мыслью об их мнении, судьбе и чувствах. Поэтому в ее семье царит глобальное и всеобъемлющее непонимание. Дочь тайно ненавидит родную мать и все время обманывает ее. Сын с трудом переживает давление Кабанихи и вечные ссоры, поэтому часто выпивает и отлучается из дома. Катерина отстаивает свои права, но чаще других получает упрёки и оскорбления. Марфа Игнатьевна тоже чувствует себя несчастной: те, кто должны ей беспрекословно подчиняться, постоянно норовят выйти из-под контроля. В финале же она остается в одиночестве, а единственный сын винит ее в смерти своей жены. Всего этого можно было бы избежать, если бы Марфа Игнатьевна думала не только о себе, но и о своих близких. И Катерина, и Варвара, и Тихон пошли бы ей навстречу, если бы она приняла во внимание их потребности и желания.
А.И. Куприн, «Олеся». Понять других людей нам помогает обогащение жизненного опыта новыми впечатлениями и знаниями. Об этом писал и А.И. Куприн в повести «Олеся». Главная героиня почти всю жизнь прожила в лесу и довольствовалась общением с бабушкой. Мануйлиха была умна и многому научила внучку, но все же для полноценного развития девушке не хватало общения с внешним миром. Из-за его недостатка в ее мировоззрении укоренились предрассудки о дьявольской природе ее способностей и о том, что она не сможет жить в мире людей. Но встреча с Иваном изменила ее представление о жизни. Образованный дворянин научил ее многому из того, что знал, и изумился, видя восприимчивость и одаренность ученицы. Из его рассказов Олеся усвоила, что и она может влиться в общество, если проникнется его духовными ценностями. Поэтому девушка пошла в церковь и попробовала разобраться в вере — главной идеологии ее среды. Конечно, героине не удалось воссоединиться с окружением, потому что оно само оттолкнуло ее. И все же, в отличие от православных прихожанок, она смогла понять тех, кто раньше внушал ей только страх и презрение. Если бы героиня уехала с Иваном в другие края, она смогла бы интегрироваться в общество. Очевидно, что обогащение жизненного опыта помогло ей разобраться в людях и расширить свои горизонты познания.
И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Человек сможет понять других людей, если избавится от консерватизма. Если он зациклился на одном и том же представлении о мире, он не в силах разобраться в других. Об этом пишет и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Павел Петрович — аристократ, который во всем полагается на усвоенные смолоду «принсипы», объясняющие все происходящее вокруг и разделяющие всех людей на «наших» и «не наших». Поэтому уже в сцене знакомства с Базаровым, человеком из другой среды и другого поколения, Павел Петрович, который кичился своими манерами, проявляет первую неучтивость — не подает руки, брезгуя красной и натруженной рукой гостя. Весь неряшливый вид Евгения, его повадки и реплики, уже раздражают дворянина. Поэтому читатель не удивляется, когда видит, что Павел Петрович намеренно подзадоривает Базарова и нарывается на спор. Каждая реплика о нем вызывает неудачную колкость и раздражение. Почему же? Ведь изначально Базаров ему ничего дурного не сделал, как и его нигилизм. Но герой дискредитировал его изначально на основании собственных предрассудков и стереотипов. Консерватизм Кирсанова-старшего породил его уверенность в собственной непогрешимой правоте. Если человек не будет зацикливаться на одной идеологии и слепо осуждать все остальные, он сможет понять других людей и установить с ними контакт.
В.В. Распутин, «Уроки французского». Чтобы понимать людей, нужно любить их. Об этом пишет Валентин Распутин в произведении «Уроки французского». Лидия Михайловна была учительницей французского языка в школе. Однажды она заметила избитого и явно изможденного голодом ребенка, который учился отлично, но по ее предмету отставал. Володя был мальчиком из многодетной семьи, живущей в деревне. Троих детей обеспечивала одна мать, и все они голодали. Скромные посылки из дома часто забирала себе женщина, у которой жил герой. Поэтому школьник был вынужден зарабатывать на еду с помощью азартных игр. Более старшие игроки избили мальчика, и он потерял даже этот источник дохода. Но гордый ребенок отказывался от подачек учительницы, которая решила ему помочь. Тогда Лидия Михайловна стала намеренно проигрывать ему деньги. Конечно же, директор не понял ее мотивации и уволил педагога. Почему же героиня поняла необходимость нарушить правило ради спасения жизни, а ее начальник — нет? Причина в том, что Лидия Михайловна имела не только должностные инструкции, но и доброе сердце, которое помогло ей понять Володю и его трудности.
А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Чтобы понять людей, нужно сначала изучить их. Пример, подтверждающий этот тезис, мы находим в рассказе «Чудесный доктор». Главный герой столкнулся с жизненными трудностями. Он потерял работу и был вынужден перевезти семью в сырой и холодный подвал. У него было денег даже на еду. В этих ужасных условиях сильно заболела его дочка. Мерцалов был в отчаянии и собирался уже наложить на себя руки, ведь был не в силах наблюдать за тем, как гибнет его семья. Но вдруг случай свел его с доктором Пироговым. Он, не колеблясь, пришел в дом к бедняку и осмотрел его дочь. Он оставил рецепт и деньги на первое время, хотя его никто об этом не просил. Этот визит помог семье выжить: Мерцалов нашел работу, его дети выжили и поправились. Почему же доктор стал единственном человеком, который понял героев и помог им? Причина в том, что он имел богатый жизненный опыт и видел много страданий на своем веку. Пирогов умел разбираться в людях и отличить бродягу от честного человека, попавшего в беду. Поэтому он откликнулся на просьбу о помощи и спас Мерцаловых.
В.К. Железников, «Чучело». Чтобы понимать людей, нужно лучше разобраться в ситуации, которая вносит сумятицу в отношения. Это доказывает пример из повести «Чучело». Главная героиня пришла в новый коллектив и привязалась к одному мальчику, который казался ей смелым, умным и добрым человеком. Однако она же стала свидетельницей того, как он доложил классной руководительнице о групповом прогуле всего класса. Это повлекло за собой отмену поездки в Москву, которую все очень ждали. Когда подозрения пали на Диму, который не смог сознаться, Лена выручила его и взяла вину на себя. Ребята объявили новенькой бойкот, а Дима хоть и обещал признаться, все дальше оттягивал этот момент. В итоге Лена стала изгоем в коллективе и подвергалась систематическим нападкам. Никто так и не разобрался в ситуации, пока Лена сама не пришла к детям и не расставила все по своим местам. Одноклассникам было стыдно, ведь они поняли, что в возникшем конфликте виноваты сами. Недопонимания удалось бы избежать, если бы все сразу сели за стол переговоров и внесли предельную ясность в эту историю.
И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Чтобы понять конкретного человека, нужно изучить его хобби, поведение и образ мыслей. Только так можно разобраться в нем и составить объективное мнение. Пример, подтверждающий это, мы находим в рассказе «Чистый понедельник». Главный герой ухаживал за одной таинственной девушкой, которую безумно полюбил. Он водил ее в фешенебельные заведения, задаривал дорогими подарками и добивался ее расположения всеми силами. Но она была как будто не от мира сего и не спешила сближаться с ним. Влюбленный юноша не мог понять причину и все ждал, пока она примет его и согласится выйти за него замуж. Он строил планы на совместную жизнь и хотел создать семью. Однажды она позволила ему остаться с ней на ночь, но наутро поспешила разлучиться с ним. Герой уже надеялся на то, что лед тронулся, но через какое-то время получил прощальное письмо. В нем избранница призналась, что уходит в монастырь, и просит ее не искать. Оказалось, что она давно уже серьезно увлекалась религией и даже пару раз намекала ему об этом, но он ничего не заметил. Он встречался с ней почти каждый день, но так ничего и не узнал о ней. Поэтому между ними произошло такое недопонимание. Герой не смог разобраться в характере и мировоззрении девушки, поэтому потерял ее навсегда. Значит, нужно больше беседовать с теми, кого мы хотим понять.
Почему важно понимать другого (и как этому научиться)
Чтобы не причинять боль
У каждого человека есть его больные места, мучающие вопросы, сложности в отношениях с окружающим миром, о которых он любит то молчать, то распространенно высказываться. Только в исключительных случаях к нам обращаются за прямым советом или откровенной критикой — и об этом обычно говорят заранее, что-то в духе: «Скажи, пожалуйста, что я делаю не так?»
Чаще всего, обсуждая проблемы с другими людьми, люди хотят, чтобы признали право на их чувства, даже (и особенно) если эти чувства считаются неправильными, негативными, разрушительными: раздражение, досада, злость, зависть. С такими эмоциями очень трудно открываться людям, и если вам открылись — это значит как минимум большое доверие.
Понимать другого — это понимать его в моменты повышенной уязвимости, не злоупотреблять его откровенностью и наверняка знать, где у него болит. Трудности с самооценкой или большие потери, несчастливое прошлое или разбитое сердце, психические особенности или проблемы со здоровьем — аккуратно обходите места, где человеку станет гарантированно хуже от агрессивных комментариев. И даже если у вас прямо спрашивают «Что я делаю не так?», на всякий случай поинтересуйтесь, действительно ли это приглашение к тому, чтобы вы высказались, или самая обычная просьба послушать про наболевшее.
Метод. Обращайте внимание на то, что расстраивает и вызывает негативные эмоции у вашего собеседника, и прислушивайтесь, когда он говорит «нет».
Чтобы не брать на себя лишнее
Данные другим людям обещания трудно хранить, особенно если вы привыкли брать на себя слишком много. Самая большая ошибка — делать для других людей то, что на самом деле им не особенно нужно. Покупать дорогой, но нежеланный подарок, продумывать досуг, который особенно не нужен, делать за двоих и троих то, что нужно и правильно разделить, гиперответственно подходить к незначительным поручениям.
В деловой и бытовой жизни старайтесь сразу же оговаривать ожидания от вас: отделяйте эмоции, направленные в вашу сторону, от того, что люди реально от вас ждут, и приучите окружающих озвучивать то, что им нужно, а не ждать, что вы все поймете сами. Воспитайте в себе это же.
«Почему ты не приехала?» — начало скандала. «Мне очень хочется, чтобы ты приехала и помогла мне», — это начало диалога. В рабочей обстановке договоритесь о понятном делегировании, чтобы никто не тратил время понапрасну. С близкими обязательно уточняйте, что им по-настоящему необходимо, что может подождать, а что они с радостью доверят другому — а возможно, что им вообще не требуется. Не лезьте в бутылку с необязательным героизмом: пусть те, кто хочет от вас каких-то решительных действий, сами озвучат свои ожидания, чтобы причины конфликтов были прозрачны для всех.
Метод. Четко обсуждайте ваши обязанности и договоренности с другими людьми — их ожидания, важные сроки, даты, ваши общие стратегии — и старайтесь держаться плана или передоговариваться.
Чтобы вовремя приходить на помощь
Часто лучшая помощь — просто выслушать другого человека и немного позаботиться о нем: привезти еды и лекарств, взять на себя одно или пару его дел, разделить трудную обязанность на двоих — какие-то хозяйственные заботы, например. Если для вашей подруги карьера всегда была на первом месте, логично предположить, что испытательный срок или период адаптации на новом месте выбивает ее из колеи и заставляет нервничать или расстраиваться. Если другу тяжело в кризисе отношений, ему необходима помощь во время конфликтов или расставания. Если у родителей затянулась хандра после выхода на пенсию, скорее всего, они не откажутся от смены контекста и более глубокого общения или как минимум интересного досуга. Если у коллеги или начальника обострилась болезнь, лишние руки в работе не помешают. Понимая потребности близких, вы, скорее всего, будете знать момент, когда от вас требуется помощь, и придумаете может быть краткосрочное, но подходящее решение на момент самой большой турбулентности.
Метод. Реагируйте на тревожные знаки ухудшения чужого состояния: длительные исчезновения, маленькие обиды, депрессивные статусы в соцсетях, выражение лица и голос собеседника.
Чтобы давать людям быть собой
Искреннее общение с другими людьми — самый лучший способ самопознания и постижения разнообразия этого мира. Каждого из нас ограничивают наше происхождение, воспитание, негативный и счастливый опыт, наши достижения и поражения — и у всех они разные. Для одного человека перемена места жительства — радость и новый вызов, для другого — потрясение. Кто-то мечтает о шумной компании и большой семье, а кому-то для здоровья и спокойствия нужно очень много личного пространства. Разные вкусы и жизненные стратегии не разделяют людей, если между ними есть искренняя привязанность и взаимный интерес к новостям и делам друг друга. Держите в голове особенности, ограничения и преимущества важных для вас людей. Не осуждайте домоседов за то, что они домоседы, ценителей стабильности за любовь к одному и тому же, трудоголиков за трудоголизм, а ловеласов — за новые легкомысленные связи.
Не насмехайтесь над взглядами, которые вам не близки, — можно всегда самоустраниться и общаться с людьми другого склада и образа жизни: лучше пойти мимо и жить своей жизнью, чем настойчиво обращать людей в свою веру. «Бросай курить», «разделяй мусор», «не кричи на ребенка» — мудрые и полезные советы, которые изменят жизнь каждого к лучшему, но собеседник должен быть готов это услышать, так что работайте над интонацией или бросайте безнадежное дело переделывать другого. Понимая, что вас расстраивает и восхищает в других, вы гораздо лучше разберетесь в отношениях с собой.
Метод. Отделите свои желания и цели от желаний и целей других людей и старайтесь не мерить мир по себе — то, что подходит вам и спасло вас, не всегда нужно и важно другому человеку. Отмечайте, что вы делаете похожим образом, а что совсем иначе. Следите за эмоциями, которые вызывают у вас поступки других людей: восхищением, одобрением, завистью, гневом, обидой.