Что значит помнить себя
Помнить себя
Смотреть что такое «Помнить себя» в других словарях:
Помнить себя — Разг. Устар. Осознанно воспринимать окружающую действительность. Ф 2, 72 … Большой словарь русских поговорок
не помнить себя — вздуриться, не вспомниться, быть не в себе, затмение нашло, бес вселился, ум за разум зашел, как с цепи сорвался, сдуреть, сдуриться, офонареть, офигеть, белены объелся, охренеть, обеспамятеть, не вспомнить себя, точно белены объелся, сделаться… … Словарь синонимов
НЕ ПОМНИТЬ СЕБЯ — кто [от чего] Будучи в крайне возбуждённом состоянии, не контролировать своих эмоциональных проявлений, поступков или действий. Имеется в виду, что лицо (X) полностью утратило самообладание и бурно проявляет свои эмоции (p), будучи не в состоянии … Фразеологический словарь русского языка
не помнить себя — Только несов. Быть в сильном волнении, возбуждении, не контролировать своих поступков. С сущ. со знач. лица: студент, пациент, мать… не помнит себя от чего? от радости, от горя, от смущения… Николай Иванович… поднялся со скамейки и, очевидно не… … Учебный фразеологический словарь
Не помнить себя — Разг. От волнения, от каких либо переживаний не отдавать отчёта в своих действиях, поступках, словах. Не помня себя, я схватил палочку Лукони… и со всего размаху ударил Иванку по спине (Ф. Гладков. Повесть о детстве) … Фразеологический словарь русского литературного языка
Не помнить себя — быть в крайне возбужденном состоянии, не контролировать себя. ФСВЧиЭ … Термины психологии
Не помнить себя — Разг. Не отдавать отчёта в своих действиях, словах. ФСРЯ, 340 … Большой словарь русских поговорок
не помнить себя — Находясь в крайнем волнении, возбуждении, не отдавать отчёта в своих действиях … Словарь многих выражений
ПОМНИТЬ — 1. ПОМНИТЬ, помню, помнишь, совер. (книжн. устар.). Помыслить, возыметь какую нибудь дерзкую мысль. 2. ПОМНИТЬ, помню, помнишь, несовер., кого что и о ком чем. Держать в памяти, не забывать. «Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер.» Чехов … Толковый словарь Ушакова
ПОМНИТЬ — 1. ПОМНИТЬ, помню, помнишь, совер. (книжн. устар.). Помыслить, возыметь какую нибудь дерзкую мысль. 2. ПОМНИТЬ, помню, помнишь, несовер., кого что и о ком чем. Держать в памяти, не забывать. «Всю жизнь буду помнить этот незапамятный вечер.» Чехов … Толковый словарь Ушакова
Как вспомнить себя?
На встрече Философского клуба на этот раз одним из наиболее ключевых вопросов, был вопрос самовоспоминания, которому довольно много места уделяется и в книге Успенского «Четвертый путь».
С самовоспоминанием связан целый набор вопросов:
На каждый из них мы пытались ответить, обсуждали и получили какое-то представление.
Приведу то, что я запомнил из этой беседы и поделюсь тем, как это применил.
Суть вопроса «вспомнить себя»
«Вспомнить себя» — это значит быть в моменте «Здесь и сейчас».
Пребывание в моменте предполагает осознавание как можно большего количества уровней своей личности / психики (или тонких тел) одновременно. Внимание при этом не зациклено вокруг какого-то одного вопроса, а свободно, в зависимости от намерения, перемещается между уровнями восприятия — от трансцендентного божественного состояния до предельно конкретного, материального и ощущений тела. И на каждом из этих уровней человек может полноценно присутствовать и действовать.
В механистичном состоянии внимание всегда к чему-то привязано, с чем-то отождествлено. Оно не может быть свободным, перемещаться по намерению, оно движется по шаблонам — программам субличностей. Например, увязает в прошлом, цепляется за будущее, застревает в обдумывании проблем, каких-то идей, новостей. То есть внимание рассеивается, и результативность жизни человека сильно снижается.
При этом одним из признаков того, что внимание увязло, человек не находится в моменте, не помнит себя, является негативное мышление. Негативные эмоции, в принципе, это и есть остановка, отождествление, привязанность — название феномена может разным в разных системах. В целом, это замкнутость внимания в жёстких пределах (в религиозном понимании ад от рая отличается именно наличием этих жёстких ограничений). Негативные эмоции вязкие, в отличие от позитивных, из них сложно выбраться.
Культивирование в себе позитивного мышления — это способ отвязаться от отождествления с чем-либо. Говорят ещё — не иди «от», а иди «к». Позитивное мышление подразумевает, что у вас есть своя позиция, цель, а в терминологии Успенского есть ещё более широкое понятие «магнетический центр«. Тотальное следование своей цели, ощущение магнетического центра избавляет автоматически от зацикливаний, так как главным приоритетом становится движение и изменение в нужном направлении. Следование своей позиции (позитив).
Если вспомнить, что одно из определений Бога — «Бог есть движение» — то становится понятно, что человек может быть счастливым только в постоянном изменении. Говорится также «Только перемены неизменны«, то есть для достижения устойчивого внутреннего счастья, надо постоянно меняться — и внутренне, и в своей деятельности, а не залипать в чём-то одном.
Для воспоминания себя, позитив, постоянные конструктивные перемены, должны культивироваться на всех уровнях жизни — от физики и энергетики, до высших сфер. Начинается всё с сознания, то есть сознательных попыток вернуться в «здесь и сейчас», дальше для увеличения и закрепления этого состояния надо действовать.
На физике нужна активность и полноценный отдых, гибкость в совмещении работы и отдыха. Иначе не будет энергии и внимание утонет в физическом уровне. В эмоциях — позитив, покой, выражение и реализация. В сердце — открытость к людям, миру и, в целом, к Богу, принятие и любовь. В поступках — искренность, творчество и правильный вектор и т.д.
При соблюдении всего перечисленного выше человек начинает помнить себя, входит в своё ресурсное состояние. Дальше это состояние надо куда-то вложить, иначе оно исчезнет, а человек погрузится в бесконечное самокопание в его поисках.
Если круг замкнулся, и пришедшая энергия отдана миру, и это происходит устойчиво, то про такого человека говорят, что он обладает высоким уровнем энергии, постоянно (и каждый раз по-новому) пропуская её поток на всех уровнях, преодолевая энергетические блоки, ментальные зацикленности и преобразуя окружающие обстоятельства.
Практика
Звучит всё это прекрасно, но с чего начать, если тебе плохо прямо сейчас, всё сказанное выше выглядит как очередной бесполезный совет, и вроде как нет выхода?
Я бы рекомендовал начинать повторять про себя, например, фразу «Вспомни себя«, всякий раз когда вы об этом вспоминаете. Так или иначе данная фраза имеет определенный ассоциативный ряд и заставляет обратить внимание на себя. Возможно, уместно будет одновременно концентрировать внимание в сердечном центре.
В идеале это делать как медитацию, то есть одному в тихом месте, расслабившись, расконцентрировав внимание, и наблюдая за сменой своих ощущений, эмоций и мыслеобразов при концентрации на этой фразе. Придя в спокойное состояние, скорее всего вы заметите, что где-то что-то начинает давить, болеть, всплывают нерешенные дела, вопросы, непрожитые эмоции. Это всё можно зафиксировать на бумаге и затем составить план решения, чтобы появилось внутренне намерение решать. Это именно то, что мешает вам помнить себя всё время, фоновым шумом, блокируя эту возможность и рассеивая внимание.
У меня есть очень позитивный опыт связанный с этой практикой. Надеюсь, что у всех, кто попробует, получится что-то для себя понять, выявить свой позитивный вектор изменений и начать действовать!
Помнить себя или техника Я есть
В свете информации, изложенной в статье осознание себя, встаёт резонный вопрос: как помнить себя, как себя осознавать? Другое название этого процесса можно назвать техника Я есть. Внимание! Статья не для начинающих, поэтому вы можете ничего не понять или посчитать это всё бредом или чистой философией.
Когда мы начинаем наблюдать себя, свои мысли, эмоции, мы начинаем понимать, что процесс умственной деятельности практически никогда не прекращается. Ум всё время занят чем-то, человек постоянно о чём-то думает. И начинаешь понимать, что то, что ты воспринимал как незыблемую и целостную структуру, вовсе таковой не является.
Далее приходит понимание, что невозможно на самом деле помнить себя, так как через некоторое время после того, как ты ставишь задачу помнить себя, ты напрочь забываешь об этом. Ум через несколько десятков секунд переключается на что-то другое, и ты забываешь своё намерение помнить себя. Через некоторое время ты вспоминаешь и начинаешь опять стараться не забывать о цели, но ум с завидной педантичностью не даёт тебе это сделать.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Ты вдруг осознаёшь, что ты ничего не решаешь, ни за что не отвечаешь и что вообще тебя нет, так как ты не способен на элементарные действия.[/mk_blockquote]
Во-вторых, происходит эффект отпускания себя. Когда ты понимаешь, что не способен ни в коей мере себя контролировать, ты начинаешь по чуть-чуть себя отпускать, перестаёшь цепляться за свой образ себя. У каждого свой образ себя и неважно, завышена или занижена самооценка, сводится он всегда к одному знаменателю: я крут, я прав, я молодец. А дальше идёт раскрутка этого образа в одну из сторон. Завышение подразумевает усиление его, а занижение – усиление с подавлением. Хоть я плох в чём-то, зато у меня много других качеств, таких как доброта, честность и прочие «добродетели».
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Любой образ себя формируется на основании страха смерти и является иллюзией, костылём для избавления от необходимости видеть свой страх и себя таким, какой ты есть на самом деле.[/mk_blockquote]
Ты понимаешь, что полностью не соответствуешь своему образу себя, что отнюдь не такой, каким себе и другим представлялся. Конечно, для подобного открытия необходимо обладать определённой степень откровенности по отношению к себе самому, а также готовностью увидеть себя истинного, а не надуманного.
Ты начинаешь отпускать себя, так как ты всё равно ничего не можешь поделать и изменить, ты даже не можешь элементарного – помнить себя. Какие-то секунды ты помнишь себя, а потом забываешь, отождествляясь с внешними событиями и деланием. Или со своими мыслями.
Ты только осознаёшь свои мысли и/или то, что ты делаешь и чем занят, но не осознаёшь себя, осознающим протекающие процессы. Это похоже на взгляд внутрь себя.
Соответственно, ты начинаешь понимать, чувствовать разницу между тем, когда ты помнишь себя – Я есть, и когда забыл себя и МЕНЯ нет. Понимание этого невозможно умом, можно его достичь, только попробовав наблюдать себя продолжительное время.
Ты понимаешь, что на самом деле твой образ себя – полная иллюзия и его поддержание идиотская затея, так как то, за что ты цеплялся всю свою жизнь, в корне не соответствует истине. Более того, никакой ты не крутой, а полная пустышка, ничтожество, не способное ни на что.
Да, это идёт в полный разрез со многими учениями. Ведь нужно учиться себя любить, повышать свою самооценку, всеми силами стараться развивать свою личность, — ведь она подавлена. Всё верно, если рассматривать этот нюанс с точки зрения личности. Сейчас же идёт попытка осветить не личность, а наше истинное Я, сверхсознание, если угодно.
Взглянув на структуру человека с этой позиции, можно понять, что совершенно отдельно можно развивать личность-ум и дух, наше Я, которое отдельно от ума и полностью автономно, так сказать.
Только тогда, когда ты предпринимаешь попытки наблюдать себя, ты понимаешь, что не способен на это, и тогда задаёшься вопросом: как помнить себя? Как взрастить в себе эту способность помнить себя, чтобы было устойчивое осознание факта Я есть, постоянное присутствие наблюдателя?
Для ума термин «наблюдатель» ассоциируется с чем-то отдельным от самого ума, и он начинает играть в игру наблюдение, пытаясь наблюдать самого себя. Что, естественно, будет только умственной активностью, никак не связанной с практикой. А уж в любые игры ум очень рад играть, это его вотчина, как раз то, чем он и занимается всю жизнь.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]По мере наработки опыта вы начнёте отличать функцию наблюдения себя от активной игры в наблюдение. Основное отличие заключается в том, что при игре в наблюдение, вы будете вовлечены в действие, вы будете ДЕЛАТЬ наблюдение. В то время как истинное наблюдение характеризуется отсутствием делания – наблюдатель ничего не делает, он только видит ДЕЛАНИЕ.[/mk_blockquote]
Он наблюдает все виды делания, включая наблюдение. Наблюдать себя значит помнить себя, возникает отчётливое ощущение Я есть, присутствие себя. То, что мы воспринимаем как самосознание, являет собой локально выборочное осознание своих мыслеощущений. Способность помнить себя означает наблюдать непрерывный поток сознания без отождествления с ним.
Для ума под функцией наблюдения понимается некий взгляд со стороны, такая себе обособленная позиция наблюдателя, что в силу своего разумения опять же подразумевает дробление себя на две части. Дуальность ума является его отличительным признаком, поэтому он охотно идёт на эту сделку, и свято верит и чувствует свою позицию стороннего наблюдателя.
Выход за пределы ума и реализация истинного наблюдения возможны только в случае полного погружения в самую бездну ума и его процессов, то есть вы как бы наблюдаете изнутри, а не снаружи. Это только аналогия, но очень часто распространённое явление.
Когда человек наблюдает своё тело, в 99-и процентах случаев он «видит» его как бы снаружи, частично визуализируя его.
[mk_blockquote style=»quote-style» font_family=»none» text_size=»18″ align=»right» width=»1/1″ el_position=»first last»]Наблюдение себя требует погружения в самую свою суть, нужно изучать свои функции изнутри, проживать их, а не созерцать снаружи, не вовлекаясь в процесс. Иначе это просто будет делание наблюдения.[/mk_blockquote]
Способность помнить себя и ощущение Я есть постоянно пропадает, мы забываем об этом, и эти периоды начинают ассоциироваться с состоянием сна. Как и во сне, ты тоже что-то делаешь, но плохо помнишь что именно.
Помнить себя очень трудно, занимаясь обычной рутинной деятельностью, поэтому необходимо создавать как можно больше факторов, которые будут вам дискомфортны, которые не будут вам давать спать, себя забывать, а будут создавать условия, в которых вам придётся прилагать некоторые усилия для сохранения состояния присутствия.
Если бы вы были не отождествлены с телом и умом, вам, как наблюдателю, было бы абсолютно всё равно наличие или отсутствие комфорта, как физического, так и умственного или душевного. Поэтому вам необходимо создавать как можно больше условий, которые бы вас раздражали и создавали неудобства.
Таким образом, вы вступаете в некое противоречие между потребностями тела и ума и вашими мотивами. Тот же бег в 5 утра потребует многих усилий с вашей стороны. Тело и ум будут сопротивляться, умолять, а вы настойчиво реализуете свою цель – разотождествление. Не потому, что вам уж очень нужен так этот бег, а потому, что раз он вызывает этот дискомфорт, это уже означает факт отождествления.
Обливание холодной водой, зарядка, выполнение различных техник, всё это укладывается в определённый образ жизни, который формирует у вас однонаправленность ума. Это долгосрочная стратегия техники помнить себя. Приёмы, применяемые для краткосрочного эффекта, тоже не блещут доступностью.
Что происходит, когда вы вдруг слегка проспали на очень важную встречу, работу, аэропорт? Вы просыпаетесь мгновенно, вам не требуется 3 чашки кофе, почитать газету, чтобы проснуться и раскачаться, вы в мгновение приходите в себя.
Или идёте уставший, без сил и настроения, о чём-то своём думаете, и тут вас вдруг кто-то очень сильно пугает и вы как будто мгновенно очнулись, оказавшись здесь и сейчас и вмиг позабыв об усталости.
Вот то нужное состояние, характеризующееся высокой осознанностью, бдительностью и присутствием здесь и сейчас, которое необходимо для эффективного наблюдения себя. Способность помнить себя требует навыка мгновенного входа в такое состояние по требованию воли.
Как тренируются мышцы? Постоянными тренировками. Точно так же, постоянно вызывая такое состояние, вы развиваете его. В этом случае это тренировка психики.
Сочетание всех элементов, поддержание требуемого образа жизни, выполнение техник, физических и дыхательных упражнений, тренировка психики, приводят к стабильному ощущению своего Я и чёткой способности помнить себя и осознавать свою деятельность, её выполнение и осознание наблюдателя этих процессов.
С наилучшими пожеланиями,
Способность осознавать и помнить себя не присуща всем людям, её можно только развить путём долгих и трудных усилий.©
Wayter’s Blog
Можно ли всегда помнить себя
Насколько это реализуемый проект — всегда помнить себя?
Георгий Иванович мечтал об этом:
«Хотя в моей прошлой жизни я пробовал все, даже носил на себе напоминающие факторы всевозможных видов, ничего не помогало. Возможно, это помогало немного, пока я носил их на себе, но и то только вначале, а как только я переставал носить их или привыкал к ним, в то же мгновение все становилось как раньше. Нет никакого выхода….
Тем не менее, он есть; есть только один выход-иметь вне себя некий, так сказать «никогда-не-спящий-уп-равляющий-фактор». А именно фактор, который напоминал бы мне всегда, в моем любом обычном состоянии, о том, чтобы «помнить себя».»
Г.И.Гурджиев. Жизнь реальна только когда «я есть». М.2001.с.35
Не противоречит ли эта попытка естественным возможностям организма? Концентрация, необходимая для самовспоминания, требует энергии, и эта энергия не бесконечна. При усталости мозг переходит в щадящий режим, в котором даже монотонные операции человек совершает с ошибками. (См. напр.: Мозг заранее готовится к потере концентрации).
Мышцы не могут быть всегда в напряженном состоянии, невозможно все время испытывать одну и ту же сильную эмоцию; то же, видимо, относится к такому энергозатратному делу, как самовспоминание.
Неужели ГИГ терзал себя напрасно утопической мечтой о том, чтобы постоянно помнить себя?
Любое функционирование забирает энергию, но когда психика работает на автопилоте, предположительно, этой энергии тратится меньше.
«Для самовоспоминания необходима очень высокая эмоциональная энергия». (Ссылка )
То есть вряд ли можно считать самовспоминание неким естественным состоянием, в котором мы тратим меньше энергии (как в случае расслабленных мышц). Но наверняка мы тратим меньше грубой энергии, совершая меньше ошибок — тут я могу с Вами согласиться.
При усталости включается автопилот — состояние в чем-то противоположное самовспоминанию. Это, так сказать, дефолт (состояние по умолчанию). А для решения важных задач необходима большая концентрация — тогда автопилот становится опасным.
«The brain begins to economise, by investing less effort to complete the same task.
«We see a reduction in activity in the prefrontal cortex. At the same time, we see an increase in activity in an area which is more active in states of rest, known as the Default Mode Network (DMN).»
This is not a sign of the brain going to sleep, says Debener.
«Autopilot would be a better metaphor,» he explains. «We can assume that the tendency to economise task performance leads to an inappropriate reduction of effort, thus causing errors.» Ссылка
В этой же статье (англ.) рассматривается идея создания будильников будущего — для профессий, где ошибки особенно опасны: Device could help pilots and air traffic controllers maintain focus.
Конечно, когда человек помнит себя, он не совершит мелкую ошибку — не забудет закрыть дверь или выключить свет, не сядет в трамвай вместо метро. Но большую часть подобных простых задач можно решать и «на автопилоте», пусть и с несколько меньшей эффективностью. А те, которые решить трудно, требуют большей внимательности, но не обязательно самовспоминания. Часто решение носит технический характер — внести запись в еженедельник, следовать разработанному ритуалу, проверять себя два раза, завязать узелок, в конце концов )
Как мне видится, сильная сторона и ценность самовспоминания — в решении тех задач, которые на автопилоте принципиально не решаются. Сама эта идея, помнить себя, является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний — и не только автопилота, но и состояния повышенной фокусировки (внимательности, алертности).
В. Когда вы говорите «спящий» и «бодрствующий», имеется ли между ними определенная граница?
О. Нет, они являются преходящими состояниями.
То есть можно быть в более или менее глубоком сне, а также более и менее интенсивно помнить себя.
Тогда в каком смысле говорится, что обычный человек «спит»? Видимо, есть некоторый порог, где количество переходит в качество. Даже у обычного спящего человека его сон должен содержать элементы пробужденности — иначе он будет совершенно дезориентирован.
Аналогия из суфийской метафизики: нет ничего, что не содержит хотя бы частицу Реальности, поскольку такой объект был бы чистым небытием, то есть не существовал бы.
Если перевести это обсуждение на психологический уровень, то понятно, что нормальный человек в какой-то степени «осознает себя», «присутствует» при своей жизни, даже не будучи последователем ЧПути. Но это осознавание носит качественно другой, ослабленный, характер по сравнению с интенсивным присутствием самовспоминания.
То есть задача постоянного самовспоминания оказалось посложней убийства яка на расстоянии.
Потом ему пришло в голову сделать будильник из своего отказа от собственных сверхъестественных способностей:
Думая и думая, я пришел к выводу, что если бы я должен был прекратить всякое применение той исключительной силы, которой я обладаю, которая была развита мною сознательно в моей обычной жизни с людьми, тогда и будет, вероятно, выдавлен из меня такой напоминающий источник.
Но он нигде не пишет, насколько успешен был этот метод. Судя по его книге («Жизнь реальна…»), он и после этого «открытия» оставался во многом мятущимся человеком.
Тарт приводит «Жизнь реальна…» в списке книг ГИГа:
«Жизнь реальна только когда я есмь» — третья книга серии, весьма вызывающая. Я бы советовал читать ее после того, как вы уже в достаточной
степени познакомились с гурджиевской работой.
В Википедии никакие сомнения насчет авторства не высказываются:
А на чем основаны сомнения и кто из авторитетных исследователей или последователей сомневается?
Будда достиг полного и окончательного просветления, в результате которого никогда уже не забывал, где оставил свою мисочку для риса.
А нужно противопоставлять «как можно дольше» и «моменты острого самовспоминания»? Это обязательно выбор — либо одно, либо другое?
Истинная осознанность, бдительность — путь к просветлению в буддизме. На английский обычно переводится как mindfulness. Очень похоже на самовспоминание.
Mindfulness is calm awareness of one’s body functions, feelings, content of consciousness, or consciousness itself. Mindfulness (Pali: sati; Sanskrit: smṛti स्मृति) plays a central role in the teaching of the Buddha where it is affirmed that «correct» or «right» mindfulness (Pali:sammā-sati; Sanskrit samyak-smṛti) is the critical factor in the path to liberation and subsequent enlightenment. Источник
«Истинная осознанность это спокойная осведомленность о функциях тела, чувствах, содержании сознания или самом сознании, которая играет центральную роль в учении Будды. Правильная осознанность — критический фактор на пути освобождения и последующего просветления».
Опасность интенсивного самовспоминания для неподготовленного человека? Если речь не идет о применении психотропных препаратов, то опасность представляется незначительной. В психике нормального человека достаточно большой запас прочности, чтобы можно было пренебречь риском, тем более когда c. практикуется под руководством наставника (о чем Вы упоминаете). У человека неподготовленного, как правило, просто нет достаточного запаса энергии для интенсивного самовспоминания.
А как Вы называете состояние СВ, когда оно принимает повышенно эмоциональный характер (эмоция чувствительно отличается от обычных), является глубоким, относительно постоянным (на данном отрезке времени, в данной ситуации — не в смысле, что можно всегда помнить себя), управляемым, — но при этом не сопровождается необычными явлениями вроде телепатических диалогов между ГИГом и ПДУ и проч.? С другой стороны, не сопровождается и ощущением, что « многое происходило как во сне, многое не имело ни малейшего отношения к реальности. Нет никакого сомнения, что многое было плодом моего собственного воображения «, о чем пишет Успенский.
Я это имею в виду под интенсивным самовспоминанием.
Я описываю, как умею, собственный опыт. Мне казалось, что многие, если не большинство, людей, практикующих СВ, испытывают что-то сходное — различие, в основном, в степени интенсивности.
Да, можно всегда себя помнить. Я лично достиг уровня хронического самовоспоминания.
Из предыдущего опыта общения с людьми, делавшими сходные заявления, могу сказать, что они искренно заблуждались.
…могу вас заверить что можно спокойно испытывать отрицательные эмоции и при этом помнить себя.
«…в отрицательных эмоциях всегда присутствуют две вещи — отождествление и отрицательное воображение. Без отрицательного воображения и отождествления отрицательные эмоции не могут существовать».
То есть в вашей версии СВ присутствуют отрицательное воображение и отождествление?
«Действительный контроль над эмоциональным центром требует самовоспоминания» («ЧПуть»).
Можно сделать вывод, что испытывать отрицательные эмоции в процессе СВ трудно или даже невозможно. (Мне даже кажется, что где-то у классиков я встречал прямое указание на это). СВ позволяет контролировать эмоции.
По своему опыту — и опыту некоторых других людей — могу сказать, что интенсивное СВ плохо сочетается с отрицательными эмоциями. Также отрицательные эмоции растрачивают энергию, необходимую для СВ. Обычно эмоциональный фон при СВ нейтральный или положительный, иногда даже с элементами эйфории при подключении ЭЦ.
Конечно, у каждого свой опыт, но не исключено, что Ваша версия СВ отличается от того, что подразумевается под СВ в Системе.
В самом деле: человеку, чтобы счастливо существовать, нужно хоть час в день, хоть десять минут существовать машинально. Я же, всегда обнаженный, всегда зрячий, даже во сне не переставал наблюдать за собой, ничего в своем бытии не понимая, шалея от мысли, что не могу забыться, и завидуя всем тем простым людям — чиновникам, революционерам, лавочникам, — которые уверенно и сосредоточенно делают свое маленькое дело. У меня же оболочки не было.
Здесь речь идет, видимо, о том, что по-английски называется being self conscious (осознание себя как бывает у застенчивого человека, когда на него смотрят или ему кажется, что за ним наблюдают):
An unpleasant feeling of self-consciousness may occur when one realizes that one is being watched or observed, the feeling that «everyone is looking» at oneself. Some people are habitually more self-conscious than others. Unpleasant feelings of self-consciousness are sometimes associated with shyness or paranoia Источник.
В любом случае, желание всегда быть осознанным похоже на попытку никогда не спать.
Меня лично метафора сна и бодрствования совершенно не устраивает. В случае когда вы помните себя вы так же бодрствуете как и все остальные. Просто у вас при этом имеются дополнительные возможности, которых нет у обычных людей.
Дополнительные возможности и есть пробужденность, а спящие это те, у кого таких возможностей нет.
Метафора древняя и проверенная временем.
В. Чтобы достичь высшего состояния сознания, необходимо ли постоянно сознавать себя?
О. Мы не можем сделать это, поэтому не может быть и вопроса о постоянном сознавании себя. Мы можем только говорить о начале. Мы должны изучать себя в связи с указанным делением на различные функции тогда, когда мы можем, — когда мы помним делать это, — так как в этом мы зависим от случая. Когда мы помним, мы должны пытаться сознавать себя. Это все, что мы можем делать.
ПДУ. Четвертый Путь. Гл.1
Исследования нейрофизиологов показывают, что всегда находиться «здесь и теперь» здоровый человек не способен.
«Why We Can’t Live in the Moment»
Исследования нейрофизиологов показывают, что всегда находиться «здесь и теперь» здоровый человек не способен.
http://psychcentral.com/news/2012/08/10/why-we-cant-live-in-the-moment/42968.html
“Why aren’t our thoughts independent of each other? Why don’t we just live in the moment? For a healthy person, it’s impossible to live in the moment. It’s a nice thing to say in terms of seizing the day and enjoying life, but our inner lives and experiences are much richer than that.”
Как мне видится, сильная сторона и ценность самовспоминания — в решении тех задач, которые на автопилоте принципиально не решаются. Сама эта идея, помнить себя, является ответом на ограниченные возможности наших естественных состояний — и не только автопилота, но и состояния повышенной фокусировки (внимательности, алертности).
Спрашивающий: Иногда я нахожусь в хорошем состоянии и делаю его хорошо.
Гурджиев: Состояние – это одна вещь, а самовспоминание – другая. Это дело головы. Часто ли вы вспоминаете себя или часто забываете себя?
Спрашивающий: И то и это. Я часто делаю это в течение дня. Временами я решаю делать это как отдых и забываю. И также очень часто, я делаю его без заранее принятого решения (спонтанно).
Гурджиев: Другими словами вы забываете вспоминать себя когда это необходимо; но когда это бесполезно, вы вспоминаете себя автоматически. Это вовсе не ваша цель. Нужно приучать себя к сознательному самовспоминанию.
Г.Гюрджиев. Восемь встреч в Париже
Возможное истолкование: иногда СВ бесполезно. Иногда оно происходит автоматически — без усилия.
Вывод: СВ более актуально в одних ситуациях и менее актуально в других.