Что значит подобие божие

Образ и подобие Божии

О́браз Бо́жий – духов­ное осно­ва­ние чело­ве­че­ской лич­но­сти, непо­сред­ственно сотво­рен­ное Богом и отра­жа­ю­щее такие свой­ства Творца, как разум­ность, сво­бода воли, бес­смер­тие, спо­соб­ность твор­че­ства и др. Образ Божий в чело­веке – сход­ство чело­века со своим Пер­во­об­ра­зом – Богом.

Духовно-твор­че­скую реа­ли­за­цию воз­мож­но­стей, пред­на­чер­тан­ных Обра­зом Божиим, отцы и учи­теля Церкви свя­зы­вают с поня­тием «подо­бие Божие», озна­ча­ю­щим сво­бод­ное и ответ­ствен­ное упо­доб­ле­ние чело­века Боже­ствен­ному совер­шен­ству. Образ Божий дает чело­веку воз­мож­ность обо́жения, но тре­бу­ется сво­бод­ная воля чело­ве­че­ской лич­но­сти, чтобы через синер­гию сво­боды и бла­го­дати, при реша­ю­щей роли бла­го­дати, реа­ли­зо­ва­лась эта воз­мож­ность.

Гре­хо­па­де­нием чело­ве­че­ство утра­тило черты бого­по­до­бия, оста­ва­ясь иска­жен­ным обра­зом Божиим. С целью вос­ста­но­вить пад­шего чело­века, обо­жить его, пришел на землю Спа­си­тель Иисус Хри­стос. Испол­не­ние Его запо­ве­дей (и дости­же­ние через это подо­бия Божия) предо­став­лено сво­бод­ной воле (черта образа Божия) чело­века – непри­кос­но­вен­ной и нена­ру­ши­мой даже Самим Твор­цом.

Чело­век, создан­ный по образу Бога, должен обре­сти подо­бие Ему – свя­тость. Если Бог есть Любовь, значит любя­щий упо­доб­ля­ется Богу; Бог мило­стив, мило­сер­дие упо­доб­ляет нас Богу; Смирен Гос­подь, и сми­рен­ный упо­доб­ля­ется Богу… Упо­до­биться Богу можно только с Его помо­щью в нашем отпав­шем от Бога состо­я­нии.

Из людей высшей сте­пени бого­по­до­бия достигла Пре­свя­тая Бого­ро­дица.

В каком случае поня­тия «образ Божий» и «подо­бие Божие» могут исполь­зо­ваться как сино­нимы?

Под обра­зом Божьим в чело­веке под­ра­зу­ме­ва­ются такие его осо­бен­но­сти, кото­рые отоб­ра­жают Боже­ствен­ные совер­шен­ства. Эти осо­бен­но­сти свой­ственны чело­веку по при­роде (по есте­ству). Среди них выде­ляют: обла­да­ние разу­мом, волей, спо­соб­но­стью любить, про­яв­лять спра­вед­ли­вость, мило­сер­дие и пр.

Смысл выра­же­ния «подо­бие Божье» исполь­зу­ется в бого­сло­вии, как пра­вило, в ином зна­че­нии. Упо­доб­ле­ние чело­века Богу выра­жа­ется в обре­те­нии доб­ро­де­тель­но­сти, свя­то­сти. Упо­доб­ле­ние Богу под­ра­зу­ме­вает рас­кры­тие черт образа Божьего, но такое рас­кры­тие, кото­рое соот­вет­ствует при­зва­нию и пред­на­зна­че­нию чело­века. Напри­мер, если чело­век исполь­зует разум и волю во зло — это не ведёт его к бого­упо­доб­ле­нию. Другое дело, если он направ­ляет их на добро.

Впро­чем, выра­же­ние «подо­бие Божье» может упо­треб­ляться (осмыс­ли­ваться) и в ином зна­че­нии, близ­ком по зна­че­нию к выра­же­нию «образ Божий». В этом осмыс­ле­нии: быть обра­зом Бога значит быть подоб­ным Ему. То есть, если мы гово­рим, что чело­век — образ Божий, под­ра­зу­ме­вая, что он отоб­ра­жает в себе совер­шен­ства Творца, то в этом же смысле может упо­треб­ляться и выра­же­ние: «чело­век подо­бен Богу» (подо­бен тем, что отоб­ра­жает в себе Боже­ствен­ные совер­шен­ства).

На стра­ни­цах Свя­щен­ного Писа­ния поня­тия «по образу» и «по подо­бию» встре­ча­ются вместе в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: сотво­рим чело­века по образу Нашему [и] по подо­бию Нашему» ( Быт.1:26 ).

«Ибо в вас должны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Христе Иисусе» ( Фил. 2:5 ).

игумен Ила­рион Алфеев:
Неко­то­рые Отцы Церкви отли­чают «образ» от «подо­бия», отме­чая, что образ – это то, что изна­чально вло­жено Твор­цом в чело­века, а подо­бие – то, чего пред­сто­яло достичь в резуль­тате доб­ро­де­тель­ной жизни: «выра­же­ние «по образу» озна­чает разум­ное и ода­рен­ное сво­бод­ной волей, а выра­же­ние «по подо­бию» озна­чает упо­доб­ле­ние через доб­ро­де­тель, насколько это воз­можно» (Иоанн Дамас­кин). Все свои спо­соб­но­сти чело­век должен реа­ли­зо­вать в «воз­де­лы­ва­нии» мира, в твор­че­стве, в доб­ро­де­тели, в любви, чтобы через это упо­до­биться Богу, ибо «предел доб­ро­де­тель­ной жизни есть упо­доб­ле­ние Богу», как гово­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский.
Максим Испо­вед­ник гово­рит в своих писа­ниях, что чело­век при­над­ле­жит двум мирам: с одной сто­роны, он взят из земли, то есть явля­ется как бы послед­ним звеном зем­ного твор­че­ства Божия, но, с другой сто­роны, Бог вдох­нул в него жизнь – причем не просто живот­ную жизнь, но то дыха­ние жизни, как гово­рится в Библии, кото­рое его делает спо­соб­ным познать Бога, полю­бить Его, при­слу­ши­ваться к Нему, вхо­дить в гар­мо­нию с Ним. И вот потому что чело­век был создан таким, он может все земное при­об­щить к духов­ному, и в конеч­ном итоге – к небес­ному и Боже­ствен­ному. Это задача чело­ве­че­ства.

свя­щен­ник Даниил Сысоев:
Все мы сотво­рены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похо­жими на Бога: Бог разу­мен, и чело­век обла­дает разу­мом; Бог сво­бо­ден, и чело­век обла­дает сво­бо­дой, волею; Бог обла­дает чув­ствами, чело­век тоже обла­дает ими; Бог обла­дает вла­стью над Все­лен­ной, и такая же власть дана чело­веку; Бог может тво­рить, и чело­век может тво­рить; Бог – Лич­ность, и мы – лич­но­сти. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обла­дает Словом, Слово Божие – это Хри­стос. И чело­век обла­дает сло­вес­ной спо­соб­но­стью – это то, что его отли­чает от всех живот­ных, живых существ на земле. Более того, бла­го­даря свой­ствам и спо­соб­но­сти власт­во­вать над Все­лен­ной, чело­век ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по при­роде своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У чело­века бес­смерт­ная душа, кото­рая ожив­ляет его смерт­ное тело, и она тоже сотво­рена по образу Божию.
Но что такое подо­бие? Подо­бие Божие – это сход­ство с Ним в Его жизни, нрав­ствен­ной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Свя­щен­ного Писа­ния, значит чело­век, кото­рый любит, поис­тине любит, упо­доб­ля­ется Богу. Бог есть мило­сер­дие, мило­серд­ный чело­век упо­доб­ля­ется Богу. Бог – кро­тость, крот­кий чело­век тоже упо­доб­ля­ется Богу. Смирен Гос­подь, и сми­рен­ный упо­доб­ля­ется Богу. Подо­бие заклю­ча­ется в том, что чело­век со вре­ме­нем может стать похо­жим на Бога не только по при­роде, но и по своей воле. Но это про­изой­дет не сразу, так как Бого­по­до­бие чело­века дости­га­ется со вре­ме­нем и в сотруд­ни­че­стве с Богом. Вот в этом глав­ная цель Бога Творца: чело­век, создан­ный по образу, должен обре­сти подо­бие.

Источник

По образу и подобию

Открывая Библию, читатель на самых первых страницах встречается с такими словами: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Если вдуматься, то возникает масса вопросов. Почему все, даже Ангельский мир, творится в полном молчании и лишь творению человека предшествует Совет Святой Троицы? Что значит образ и подобие Божии в человеке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили преподавателя Догматического богословия Саратовской православной духовной семинарии священника Михаила Поликаровского.

Что значит подобие божие. Смотреть фото Что значит подобие божие. Смотреть картинку Что значит подобие божие. Картинка про Что значит подобие божие. Фото Что значит подобие божие— Отец Михаил, почему в книге Бытия о творении человека говорится дважды (Быт. 1, 26; 2,7)?

— Здесь нет никакого противоречия. Просто первое повествование указывает на то, что человек является венцом творения — увенчивает все, сотворенное Богом. После того как были созданы основные элементы бытия, происходит встреча тварного мира со своим господином. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что человек вводится как царь в уже уготовленный сад, чертог, украшенный растениями и животными. А второе повествование указывает на то, что человек является принципом творения, началом, источником, смыслом всего остального.

— Бог решил сотворить человека по образу и подобию Своему. В чем выражаются эти свойства нашей природы?

— Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. В намерении две цели, а в реализации лишь одна. Поэтому общая святоотеческая мысль согласна в том, что образ — эта та данность, потенциал, который имеет каждый из нас. Подобие — это та цель, которой нам предстоит достичь. Так что же это за образ, что эта за данность? Восточные отцы никогда не стремились определить, т.е. поставить предел, что именно в нас по образу Божию. Это понятно: раз Первообраз — Бог, вполне не познаваемый, то и то, что в нас по Его образу, не может быть вполне выражено словами. Но все же мы встречаем у святых отцов отдельные указания на те или иные проявления черт образа Божия. Некоторые из них видят сообразность человека Богу в том, что человек обладает разумом, свободой, даром речи; другие — в том, что он обладает бессмертной душой, стремлением к богопознанию, в его способности творить.

Несмотря на различные богословские мнения, святые отцы делают такое обобщение: сообразность человека Богу заключается в его способности отображать Божии совершенства, например, какими-то дарованиями. Не все одинаково талантливы. Кто-то более склонен к творчеству, кто-то к интеллектуальному труду, кто-то больший молитвенник. Сообразность Творцу проявляется в каждом особенно. И каждый своим дарованием способен отображать Божии совершенства.

Что же понимать под подобием Божиим в человеке? Преподобный Максим Исповедник говорит, что если мы имеем в образе Божием разум, то должны стать мудрыми, как премудр Бог. Если мы любим (ну хотя бы самих себя мы способны любить), то призваны в подобии научиться любить жертвенно, совершенно. И так со всеми чертами образа Божиего. В подобии они должны раскрыться, развиться и достичь своего совершенства.

— Получается, что только человек, единственная сущность, созданная Богом, удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Никто больше не сподобился этого, даже Ангелы?

— У некоторых святых отцов мы можем встретить мысль о том, что Ангелы также имеют в себе черты образа Божия. Однако в Священном Писании относительно Ангелов мы этого не встречаем. Это частные мнения. А по отношению к человеку Писание прямо говорит, что в Предвечном Совете Пресвятой Троицы было сказано: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26).

— Насколько я понимаю, человек был изначально наделен творческими способностями, когда был поставлен Богом возделывать райский сад, нарекать имена животным. И порой в человеке эти черты образа Божиего — способность к творчеству — проявляются очень сильно. Некоторые гениальные люди говорили о том, что они не могут себя назвать творцами своих произведений. Например, Никола Тесла прямо говорил: «Не я автор моих открытий».

— Можно вспомнить слова блаженного Феодорита Кирского, который как раз и отмечает, что человек, хотя и не творит из ничего, как Бог, но может творить из материала, проявляя свои творческие способности. Целый ряд отцов стоит на этой точке зрения, говоря, что человек призван быть со-творцом Богу. Изобретения гениальных людей и есть пример такого сотворчества.

Что касается наречения имен животных, то здесь как раз Бог и приглашает человека к сотворчеству. Оставляя животных без имен, Он поручает это человеку. Человек призван довершить творение. Неслучайно человек называется царем и священником для окружающего мира.

— Для меня одно из подтверждений того, что человек призван возделывать землю,— это наши дачники. Когда едешь по дачному массиву и видишь, как люди на своих шести сотках пытаются устроить некое подобие райского сада, убеждаешься в том, что тяга к созиданию на земле заложена свыше. Эта потребность настолько сильна, что многие без этого не могут жить. Уже и здоровье не дает, и урожай не оправдывает затрат, а все равно в выходные надо ехать на дачу…

— Да, действительно, может быть, часто бессознательно эта потребность не дает человеку покоя. Ему надо все окружающее привести к гармонии.

— Наша природа после грехопадения очень сильно повредилась. Как это отразилось на образе Божием в человеке? Сохранился ли он? Ведь когда видишь человека опустившегося, преступника, негодяя, задаешься вопросом: где же здесь образ Божий?

— Образ Божий, несомненно, остался в человеке. Но сейчас, после грехопадения, он, если можно так сказать, затемнен, помутнен. Однако если бы мы вовсе утратили образ Творца, то перестали бы быть людьми. У каждого в той или иной мере остаются черты образа Божиего.

Мне очень нравится сравнение, которое приводит митрополит Антоний Сурожский. Он сравнивает человека с иконой (икона — греч. образ). Человек у него — это икона Бога. Он говорит о том, что иконы от неправильного хранения, от неправильного обращения могут испортиться и оказаться негодными для использования — но в этом случае мы их не выбрасываем, а пытаемся отреставрировать. Так же и человек: всегда оставаясь иконой Творца, Его образом, может быть изуродован страстями, греховной жизнью — но, тем не менее, он остается святыней, которую Бог продолжает любить и всегда хочет восстановить. Поэтому мы должны любить и уважать любого человека, как бы низко он ни пал. Любить в нем образ Божий.

— Святые отцы отмечают, что у Ангелов в природе присутствуют черты образа Божиего. А что они говорят о подобии — или это свойство только человеческой природы?

— Православная традиция высоко чтит и славит Ангелов Божиих, возвещающих волю Творца, но все же только человек призван к высшей славе — уподоблению Богу. Апостол Павел пишет: Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 13–14)?

Неслучайно Спаситель вочеловечился, пришел к людям. Несмотря на то, что и в Ангельском мире было грехопадение, Христос не принимает Ангельскую природу для ее исцеления. Он приходит в мир человеческий. Это — веский довод сказать нам, что человек для Бога драгоценнее всех тварей. Уже в Ветхом Завете говорится: Я сказал: вы — боги… (Пс. 81, 6) Боги с прописной буквы. Каждый человек призван достичь подобия Творца, стать богом по благодати. Эта цель человеческого существования. И другой нет.

— История Церкви знает таких людей, которые уподобились Богу?

— Конечно. Это святые. В сонме святых угодников Божиих Церковь выделяет чин преподобных, которые своим житием показывают нам этот путь возрастания.

— А возможно ли современному человеку уподобиться Богу? И как этого достичь?

— Возможно. Если человек евангельские ценности воспримет как свои, если он будет осознанно участвовать в таинствах Церкви и руководствоваться творениями святых отцов, то он способен достичь богоподобия. Более того — каждый из нас призван именно к этому, и ни к чему-то еще.

Здесь можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который, отвечая на вопрос: «Что отличает современных христиан от великих подвижников древности?», говорил: «Отсутствие решимости, дерзновения». Ничто не мешает нам и сейчас идти путем святоотеческим. А цель жизни человека всегда во все времена была и будет до скончания века одна-единственная — богоуподобление.

Источник

О сотворении Адама по образу и подобию Божию

Выдержка седь­мой главы из книги «Пра­во­слав­ное учение о Сотво­ре­нии и теория эво­лю­ции»

про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Буфеев

1. Образ и подо­бие

Ника­кое из сотво­рен­ных Богом существ, кроме чело­века, не почтено честью иметь образ и подо­бие Божие. Не есте­ствен­ная при­чина – зача­тие и рож­де­ние – а сверхъ­есте­ствен­ная, име­ну­е­мая Пред­веч­ным Божиим сове­том, послу­жила появ­ле­нию Адама: И рече Бог: сотво­рим чело­века (אדם) по образу Нашему и по подо­бию (по-еврей­ски – בצלמנו כדמותנו, бэцальм­эну кид­мут­эну; в сино­даль­ном пере­воде, по образу Нашему и по подо­бию Нашему) ( Быт.1:26 ).

Не только перст­ный Адам, но и все после­ду­ю­щие роды пра­отца уна­сле­до­вали его при­роду (хотя и повре­жден­ную гре­хо­па­де­нием, но име­ю­щую образ и подо­бие пер­во­здан­ного чело­века): Поживе же Адам лет двесте три­де­сятъ и роди сына по виду своему и по образу своему (по-еврей­ски – בדמותו כצלמו, бид­муто кэцальмо; в сино­даль­ном пере­воде: по подо­бию своему, по образу своему), и нарече имя ему Сиф ( Быт.5:3 ).

Так, образ Божий, вос­при­ня­тый изна­чально Адамом при его сотво­ре­нии, живет поныне во всех его потом­ках.

При заклю­че­нии Завета с Ноем Бог дает обе­то­ва­ние в том, что взыщет со вся­кого убийцы (зверя или чело­века) кровь чело­ве­че­скую, яко во образ Божий сотво­рих чело­века (в сино­даль­ном пере­воде: ибо чело­век создан по образу Божию) ( Быт.9:6 ).

Так, образ Божий сохра­нился в сынах Ада­мо­вых и после Потопа. В Свя­щен­ном Писа­нии эта мысль нахо­дит неод­но­крат­ное под­твер­жде­ние.

В Ветхом Завете: Яко Бог созда чело­века в неис­тле­ние и во образ подо­бия Своего сотвори его ( Прем.2:23 ).

В Новом Завете апо­стол упо­ми­нает чело­веки, бывшыя по подо­бию Божию ( Иак.3:9 ).

Как отме­чают неко­то­рые ком­мен­та­торы 188, еврей­ское слово דמות (дмут,«подо­бие») явля­ется одно­ко­рен­ным со словом אדם (адам). Это поз­во­ляет сде­лать вывод о том, что бого­по­до­бие явля­ется изна­чаль­ным отли­чи­тель­ным свой­ством, при­су­щим чело­веку при его сотво­ре­нии. Можно даже ска­зать, что наре­че­ние чело­века Адамом озна­чает сви­де­тель­ство о суще­ство­ва­нии у него подо­бия Божьего. Потеря подо­бия (דמות) при­во­дит к уни­что­же­нию чело­века, истреб­ле­нию в нем духов­ного начала.

Чело­век (אדם, адам) нахо­дится как бы в про­ме­жу­точ­ном поло­же­нии между род­ствен­ными ему состо­я­ни­ями: снизу – земля (אדמה, адама); сверху – образ Божий (דמות, дмут). Каждый чело­век тяго­теет к одному из этих полю­сов.

Евха­ри­сти­че­ский канон Литур­гии Васи­лия Вели­кого содер­жит слова: «…создав бо чело­века, персть взем от земли, и обра­зом Твоим, Боже, почет, поло­жил еси его в Раи сла­до­сти…»141.

Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние в точ­но­сти отра­жает биб­лей­ское учение о созда­нии чело­века по образу Творца.

Пост­ная Триодь [159, ч. 1]:

Цвет­ная Триодь 160:

…при­бе­гает (сле­по­рож­ден­ный) к Све­то­да­телю, от Негоже при­ем­лет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подо­бию твоему, и по образу создав­шаго есте­ство чело­ве­че­ское от земли первее… (поне­дель­ник 6‑й сед­мицы по Пасхе, 2‑я сти­хира сти­ховна на утрени)

По образу и по подо­бию, истлевша пре­ступ­ле­нием (то есть Адама) видев Иисус, при­к­ло­нив небеса сниде, и все­лися во утробу дев­ствен­ную неиз­менно, да в ней истлев­шаго Адама обно­вит, зовуща: слава явле­нию Твоему, Изба­ви­телю мой и Боже. (Рож­де­ство Хри­стово, 4‑я сти­хира на литии)

Егда в начале Адама создал еси Гос­поди, тогда Слову Твоему Ипо­стас­ному возо­пил еси Бла­го­у­тробне: сотво­рим по Нашему подо­бию, Дух же Святый сопри­сут­ство­ваше Соде­тель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седа­лен на полу­нощ­нице)

Созда­вый по образу Твоему, Чело­ве­ко­любче, чело­века, и умерщ­влена грехом пре­ступ­ле­ния ради, рас­пенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон кре­сто­вос­кре­сен, песнь 4, тро­парь 1)

Ника­кое другое созда­ние, кроме чело­века, не полу­чило от Творца дыха­ние жизни: И созда Бог чело­века, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыха­ние жизни; и бысть чело­век в душу живу ( Быт.2:7 ). Чело­век при Сотво­ре­нии полу­чил от Бога особый дар, кото­рого не полу­чил никто из иных созда­ний.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Чело­ве­ко­лю­бию Божию угодно было создан­ного из земли чело­века сде­лать обла­да­те­лем разум­ной души, бла­го­даря чему это живое суще­ство ока­за­лось пре­вос­ход­ным и совер­шен­ным. И вдунул, гово­рит Моисей, в лице его дыха­ние жизни. То есть вду­но­ве­ние сооб­щило создан­ному из земли жиз­нен­ную силу, и так обра­зо­ва­лось суще­ство души. Потому Моисей и при­ба­вил: и стал чело­век душею живою. Приняв вду­но­ве­ние, дыха­ние жизни, создан­ный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душею дей­ству­ю­щей, для кото­рой члены тела – как орудия ее дей­ствий, послуш­ные ее воле» [цит. по: 9, с. 64].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Из види­мого и неви­ди­мого есте­ства Бог Своими руками сотво­рил чело­века по образу Своему и по подо­бию; из земли Он обра­зо­вал тело, а душу сло­вес­ную и разум­ную сооб­щил чело­веку Своим вду­но­ве­нием» [цит. по: 92, с. 428].

Святые рав­ноап­о­столь­ные Кирилл и Мефо­дий: «Фило­со­фия – есть разу­ме­ние боже­ских и чело­ве­че­ских дел, кото­рое учит чело­века чрез доб­ро­де­тель, насколько воз­можно, при­бли­жаться к Богу, сотво­рив­шему чело­векапо Своему образу и подо­бию» [46, с. 330] (11 мая).

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов учил, что чело­века Бог «создал Соб­ствен­ными Своими неви­ди­мыми руками по образу и подо­бию Своему» [139, с. 73].

Цер­ков­ное учение о созда­нии чело­века по образу и подо­бию Божию было в хри­сти­ан­стве изна­чаль­ным и обще­рас­про­стра­нен­ным. В част­но­сти, его испо­ве­до­вали многие муче­ники, стра­дав­шие за веру.

Муче­ники Евстра­тий, Авк­сен­тий, Евге­ний, Мар­да­рий и Орест: «Когда же Бог привел мир в поря­док и пре­крас­ное бытие, создав его не из суще­ство­вав­шей уже ранее мате­рии, но при­ведя к бытию из небы­тия, то Он сотво­рил чело­века по образу Своему и по подо­бию» [46, с. 373] (13 декабря).

Муче­ники Спев­сипп, Елев­сипп, Мелев­сипп: «Он бла­го­во­лил создать по образу Своему и подо­бию чело­века и укра­сил его особым даром пре­муд­ро­сти, веде­ния и разума, чтобы он усердно искал Гос­пода – Вла­дыку всех тварей и не обна­ру­жи­вал непо­чте­ния к Нему чрез пре­не­бре­же­ние позна­нием Его» [46, с. 35] (16 января).

Пре­по­доб­но­му­че­ница Евдо­кия услы­шала от ангела: «Вели­кая радость бывает на небе в ангель­ском лике всякий раз, как какой-нибудь греш­ник обра­ща­ется к чистому свету пока­я­ния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа чело­ве­че­ская, кото­рую Он издревле Своими пре­чи­стыми руками создал по подо­бию Своего образа» [46, с. 19] (1 марта).

Муче­ник Дула: «Сей Бог наш вна­чале создал чело­века и почтил его Своим обра­зом, вдох­нув в него дух жизни, и посе­лил его в Раю» [46, с. 331] (15 июня).

Муче­ник Иакинф испо­ве­до­вал «Бога истин­ного, сотво­рив­шего небо, землю, море и все, что в них, даро­вав­шего людям све­тила небес­ные и создав­шего по Своему образу чело­века» [46, с. 42] (3 июля).

Боль­шин­ство учи­те­лей Церкви счи­тают, что раз­ница между обра­зом и подо­бием Божиим в чело­веке заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем.

Образ есть дан­ность, полу­чен­ная от Бога, дар, харак­тер­ная и неотъ­ем­ле­мая часть ада­мо­вой при­роды. Чело­век, сотво­рен­ный по образу Божию, пред­став­ляет собой как бы живую икону Бога. Нали­чие образа Божия в чело­веке отли­чает его от всех осталь­ных тварей.

Подо­бие же Божие в чело­веке – это воз­мож­ность раз­вить свой име­ю­щийся образ до пре­по­до­бия, совер­шен­ства. К этому непре­стан­ному усо­вер­шен­ство­ва­нию был при­зван Адам (и при­званы все мы). Бого­по­до­бие – это цель жизни, итог подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти святых. К бого­по­до­бию при­зы­вает нас Творец, когда гово­рит: Яко Аз есмь Гос­подь Бог ваш, и да освя­ти­теся и будете святи яко свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш ( Лев.11:44 ).

Цер­ков­но­сла­вян­ское слово пре­по­доб­ный озна­чает «святой». Этим эпи­те­том издревле име­но­вали людей бого­угод­ной аске­ти­че­ской жизни, по пре­иму­ще­ству мона­хов, за кото­рыми наиме­но­ва­ние «пре­по­доб­ный» закре­пи­лось как форма свя­то­сти. В этом смысле ста­но­вится понят­ным призыв апо­стола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу ( 1Кор.4:16 ). Сле­дует под­ра­жать святым в их стрем­ле­нии к рас­кры­тию в себе бого­по­до­бия, поскольку они стали пре­по­доб­ными, под­ра­жая (упо­доб­ля­ясь) Христу.

Чело­век – венец миро­зда­ния; весь мир сотво­рен ради него. И в этой мысли нет губи­тель­ной гор­до­сти и само­обо­льще­ния, ибо речь идет не о личных досто­ин­ствах и заслу­гах какого-либо чело­века, а о нашем вели­ком пред­на­зна­че­нии – стать подоб­ными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небе­сех ( Мф.5:45 ).

В рус­ском и сла­вян­ском пере­во­дах Книги Бытия при­выч­ным стало выра­же­ние:Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию Нашему ( Быт.1:26 ) – с пред­ло­гом «по» перед обоими сло­вами. В еврей­ском же тексте Библии перед сло­вами «образ» и «подо­бие» стоит не оди­на­ко­вый пред­лог «по», но раз­лич­ные пре­фиксы: перед «обра­зом» – בּ (бэ, име­ю­щий зна­че­ние «в»), перед «подо­бием» – כּ (ки, име­ю­щий зна­че­ние «как», «как бы»). В итоге бук­валь­ный смысл выра­же­ния בצלמנו כדמותנו (бэцальм­эну кид­мут­эну) может быть пере­ве­ден так: «в образе Нашем и как бы по подо­бию Нашему». Так, слова «образ» и «подо­бие» здесь явля­ются даже не одно­род­ными чле­нами пред­ло­же­ния.

О срав­не­нии в чело­веке образа и подо­бия писали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «Первое (по образу) мы имеем по сотво­ре­нию, а послед­нее (по подо­бию) мы сами совер­шаем по про­из­во­ле­нию. Быть по образу Божию свой­ственно нам по пер­вому нашему сотво­ре­нию; но сде­латься по подо­бию Божию зави­сит от нашей воли. И это зави­ся­щее от нашей воли суще­ствует в нас только в воз­мож­но­сти; при­об­ре­та­ется же нами на самом деле посред­ством нашей дея­тель­но­сти» [цит. по: 92, с. 456].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Словом – по образу, озна­ча­ется сила ума и сила сво­боды, а словом – по подо­бию, упо­доб­ле­ние Богу в доб­ро­де­тели, сколько это воз­можно» [цит. по: 92, с. 455].

Пре­по­доб­ный Диадох Фоти­кий­ский: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подо­бию Божию есть при­над­леж­ность только тех, кото­рые по вели­кой любви сво­боду свою пора­бо­тили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвер­га­емся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей при­ми­рил нас с собою – чего никто не может достиг­нуть, если не убедит душу свою не увле­каться пре­ле­стями жизни само­до­воль­ной и само­угод­ли­вой» [«Сто глав о духов­ном совер­шен­стве», цит. по: 9, с. 40].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: «Образ Божий есть и в невер­ного чело­века душе, подо­бие же токмо в хри­сти­а­нине доб­ро­де­тель­ном; и егда согре­шает смертне хри­сти­а­нин, тогда подо­бия токмо лиша­ется Божия, а не образа. И аще в муку вечную осу­дится: образ Божий той же в нем вовеки, подо­бие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457].

Сле­дует уточ­нить: Свя­щен­ное Писа­ние утвер­ждает, что чело­век сотво­рен по образу, но не по подо­бию: И сотвори Бог чело­века, по образу Божию сотвори Его ( Быт.1:27 ). Подо­бие же Божие в нас рас­кры­ва­ется как благая воз­мож­ность, как призыв к его дости­же­нию, как при­зва­ние чело­века и спа­си­тель­ная цель жизни.

Трудно пред­ста­вить себе, как с пози­ций эво­лю­ци­о­низма можно трак­то­вать нали­чие образа Божи­его в чело­веке. Неужели образ Божий некий дости­жи­мый уро­вень, и всякая обе­зьяна, стоит ей только поста­раться, имеет шанс достичь этого каче­ства? Если образ Божий так легко досту­пен, что его можно достичь путем эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия, значит Бог – цели­ком при­над­ле­жит этому миру, а не явля­ется его Созда­те­лем. Такой эво­лю­ци­о­нист­ский «Бог» и не спо­со­бен даро­вать никому цар­ское досто­ин­ство.

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов) отме­чает, что стрем­ле­ние лич­но­сти к дости­же­нию пол­ноты – основ­ное пред­на­зна­че­ние чело­века. В основе его – про­цесс рас­кры­тия им своей духов­ной и нрав­ствен­ной ода­рен­но­сти. При этом вос­хож­де­ние чело­века на новые сту­пени бытия есть не эво­лю­ция и не про­гресс, а «мета­мор­фоза» и «пре­об­ра­же­ние».

2. О цар­ствен­ном досто­ин­стве чело­века

Боль­шин­ство святых Отцов пони­мает образ Божий в чело­веке, прежде всего как власть, полу­чен­ную пра­от­цем от Творца.

Еще прежде созда­ния чело­века Бог опре­де­лил ему цель и пред­на­зна­че­ние – вла­ды­че­ство над всеми про­чими тва­рями: Да вла­ды­че­ствуют они ( Быт.1:26 )…

Сказав о сотво­ре­нии создан­ного по образу Божию чело­века ( Быт.1:27 ), Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует о бла­го­сло­ве­нии мужа и жены: Ибла­го­слови их Бог, гла­голя: рас­ти­теся и мно­жи­теся, и напол­ните землю, и гос­под­ствуйте ею, и обла­дайте рыбами мор­скими и зверьми, и пти­цами небес­ными, и всеми ско­тами, и всею землею, и всеми гадами пре­смы­ка­ю­щи­мися по земли ( Быт.1:28 ).

Вто­рично бла­го­сло­ве­ние на власть над всякой тварью было дано чело­ве­че­ству после Потопа: И бла­го­слови Бог Ноя и сыны его и рече им: рас­ти­теся и мно­жи­теся, и напол­ните землю и обла­дайте ею; и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных, на всех птицах небес­ных и на всех дви­жу­щихся по земли и на всех рыбах мор­ских: в руце вашы вдах я. И всякое дви­жу­ще­еся, еже есть живо, вам будет в снедь ( Быт.9:1-3 ).

Подобно писал псал­мо­пе­вец Давид: Вся поко­рил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты поль­ския, птицы небес­ныя и рыбы мор­ския ( Пс.8:7-9 ).

Именно каче­ство гос­под­ства и власти (по-сла­вян­ски «обла­да­ния») отли­чает чело­века от прочих созда­ний Божиих. На это ука­зы­вали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «И все богат­ство твари, на земле и в море, уже было при­го­тов­лено, но еще не было того, кому вла­деть этим. Ибо не появи­лось еще в мире существ это вели­кое и досто­чест­ное суще­ство, чело­век. Ведь не подо­бало началь­ству­ю­щему явиться раньше под­на­чаль­ных, но сперва при­го­то­вив цар­ство, затем подо­бало при­нять царя. Поэтому Творец всего при­го­то­вил зара­нее как бы цар­ский чертог буду­щему царю: им стала земля, и ост­рова, и море, и небо, напо­до­бие крыши утвер­жден­ное вокруг всего этого, и вся­че­ское богат­ство было при­не­сено в эти чер­тоги. Богат­ством же я назы­ваю всякую тварь, все рас­те­ния и ростки, и все чув­ству­ю­щее, дыша­щее и оду­шев­лен­ное… Поэтому послед­ним из тво­ре­ний введен был чело­век: не потому, что был как несто­я­щий отри­нут в послед­ние, а потому, что был при­зван сразу стать царем под­власт­ного ему» [26, сс. 12–13].

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Чело­век есть пре­вос­ход­ней­шее из всех види­мых живот­ных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бес­сло­вес­ные живот­ные… Бог сотво­рил чело­века вла­сти­те­лем всего суще­ству­ю­щего на земле» [60, сс. 60, 62].

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский, ком­мен­ти­руя биб­лей­ский стих: Да вла­ды­че­ствуют они (люди) над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными… и над всеми гадами, пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле ( Быт.1:26 ), гово­рит: «Как видишь, Он дал тебе власть трез­вым суж­де­нием раз­ли­чать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог при­звал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты поже­лал допу­стить к себе и соеди­ниться с тем, что, как видишь, наи­ме­нее подобно тебе?» [цит. по: 9, с. 83].

Пре­по­доб­ный Максим Грек: «Изна­чала Он создал нас по Своему образу и подо­бию; ранее же того нас не было, и мы не про­сили Его об этом, но Сам Он, по неиз­ре­чен­ной Своей бла­го­сти привел все вообще из небы­тия в бытие и после всего бла­го­во­лил создать чело­века по образу Своему и по подо­бию, поста­вил его над всем создан­ным, как бы князем и вла­сте­ли­ном» [94, ч. 1, с. 118].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: «Гос­подь создал види­мый мир и вла­дыку его – пер­вого чело­века – Адама, для кото­рого Он наса­дил рай на востоке. Сюда Гос­подь ввел Адама, пове­лев ему гос­под­ство­вать над всею землею, – зве­рями, ско­тами, гадами, рыбами, пла­ва­ю­щими в морях, и пти­цами, лета­ю­щими под небе­сами» [46, с. 663] (март).

Учение о власти чело­века над Божьим тво­ре­нием испо­ве­до­вали многие муче­ники.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Епи­к­тет: «Если дети должны почи­тать плот­ского своего роди­теля, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подо­бию Своему, дал нам смысл и разум и поста­вил нас вла­ды­че­ство­вать над тво­ре­ни­ями рук Его» [46, с. 145] (7 июля).

Муче­ник Понтий: «Он создал и небо, и землю, и море со всем, что нахо­дится в них; после всего Он сотво­рил по образу и подо­бию Своему бес­смерт­ного чело­века и под­чи­нил его власти все, что на земле, в море и воз­духе» [46, с. 74] (5 авгу­ста).

Слово Божие гово­рит: И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небес­ныя, и при­веде я ко Адаму видети, что наре­чет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему ( Быт.2:19 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в тол­ко­ва­нии на этот стих отме­чает: «И он, видя близ себя зверей, не побе­жал прочь, но как иной гос­по­дин дает имена под­чи­нен­ным ему рабам, так дал имена всем живот­ным… Итак, этого уже довольно бы для дока­за­тель­ства, что звери вна­чале не страшны были чело­веку» [цит. по: 136, с. 482].

Свя­ти­тель при­во­дит и другой аргу­мент, дока­зы­ва­ю­щий изна­чаль­ную власть чело­века над тво­ре­ни­ями и отсут­ствие страха перед живот­ными: «Раз­го­вор змия с женой. Если бы звери страшны были чело­веку, то, увидев змия, жена не оста­но­ви­лась бы, не при­няла бы совета, не раз­го­ва­ри­вала бы с ним с такой без­бо­яз­нен­но­стью, но тотчас бы при виде его ужас­ну­лась и уда­ли­лась. А вот она раз­го­ва­ри­вает, и не стра­шится; страха тогда еще не было» [там же, с. 483].

Цар­ствен­ное досто­ин­ство чело­века, выра­жен­ное в его власти над про­чими тво­ре­ни­ями, невоз­можно рас­смат­ри­вать как резуль­тат борьбы за суще­ство­ва­ние. Оно не есть этап эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия чело­века, но дар Божий. Для того чтобы побе­дить зверей, полез­нее было бы раз­ви­вать силу и лов­кость, а не ум. Поло­же­ние чело­века в иерар­хии живот­ного мира опре­де­ля­ется не его эво­лю­ци­он­ным вос­хож­де­нием по лест­нице борьбы, а его изна­чаль­ным ста­ту­сом царя, полу­чен­ным от Творца.

Конечно, после гре­хо­па­де­ния пра­от­цев все в чело­ве­че­ской при­роде, в том числе и цар­ствен­ное досто­ин­ство людей, весьма повре­ди­лось. Будучи низ­вер­жен из Рая, чело­век поте­рял свое цар­ское досто­ин­ство:

…Иногда царь (неко­гда) сый земных всех созда­ний Божиих, ныне плен­ник явихся от еди­наго без­за­кон­наго совета… [159, ч. 1] (неделя Сыро­пуст­ная, 1‑я сти­хира на хва­ли­тех)

О коли­ких благ ока­ян­ный себе лиших! О какова Цар­ствия отпа­дох страст­ный аз! Богат­ство изну­рив, еже приях запо­ведь пре­сту­пих. Увы мне, страст­ная душе! Огню веч­ному прочее осу­ди­шися. Темже прежде конца возо­пий Христу Богу яко блуд­наго приими мя сына, Боже, и поми­луй мя. [159,ч. 1] (неделя О блуд­ном сыне, сти­хира на Гос­поди, воз­звах, слав­ник)

Для того чтобы вос­ста­но­вить его, необ­хо­димо полу­чить от Бога особую бла­го­дать. С этой целью в таин­стве миро­по­ма­за­ния Цер­ковь испра­ши­вает от Бога бла­го­дат­ную силу буду­щему госу­дарю.

Ни один чело­век не может сам себя про­воз­гла­сить царем, но должен быть кем-то воз­ве­ден в это досто­ин­ство. Пророк Самуил пома­зал на цар­ство сна­чала Саула ( 1Цар.10:1 ), затем Давида ( 1Цар.16:13 ). Так и Адам не вос­хи­тил пер­вен­ство власти на земле, но полу­чил его как бла­го­сло­вен­ный дар.

Между прочим, именно рево­лю­ци­о­неры, среди кото­рых прак­ти­че­ски все были эво­лю­ци­о­ни­сты (как в России, так и в других стра­нах), ока­за­лись глав­ными вра­гами монар­хии. Они отри­цали цар­ствен­ное досто­ин­ство – дар, вос­при­ни­ма­е­мый пома­зан­ни­ками от Бога. В этой связи уместно вспом­нить ана­фе­ма­тизм из чина Тор­же­ства Пра­во­сла­вия:

Помыш­ля­ю­щим, яко пра­во­слав­нии госу­дари воз­во­дятся на пре­столы не по особ­ли­вому о них Божию бла­го­во­ле­нию, и при пома­за­нии даро­ва­ния Свя­таго Духа к про­хож­де­нию вели­каго сего звания в них не изли­ва­ется, и тако дер­за­ю­щим про­тиву их на бунт и измену, Ана­фема [6, с. 419].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *