Что значит по чину мелхиседека
Что значит по чину мелхиседека
Что означают в Священном Писании слова «священник по чину Мелхиседекову», в каком смысле они применяются к Господу Иисусу Христу и почему на этом моменте сделан акцент в послании апостола Павла?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Эти слова взяты из 109-го псалма. Псалом этот – мессианский, т.е. содержит пророчество об Иисусе Христе – Мессии (евр. Машиах). В начале Бог Отец обращается Богу Сыну: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене. Это подтверждается еврейским текстом. Употреблены два имени Божия: в первом случае тетраграмма (Господь), во втором – Адонай (Господеви): То, что речь идет о Сыне, видно из дальнейших стихов: С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих, из чрева прежде денницы родих Тя (3). Понять, как Бог говорит Богу, можно только приняв учение о Пресвятой Троице. Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову (4). Мелхиседек, как иерей (священник), является ветхозаветным прооброзом Первосвященника Христа. Как Мелхиседек поднес патриарху Аврааму хлеб и вино после его возвращения с победою, так Иисус Христос на Тайной вечере причастил апостолов под видом хлеба и вина. Мелхиседек, по умолчанию книги Бытия, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр.7:3). Так и Иисус Христос не имеет по Божеству ни начала дней, ни конца жизни. Священство Его вечно.
Христос – священник по чину Мелхиседека
Сегодняшнее апостольское чтение касается очень важной темы: Христос как Первосвященник Нового Завета.
Апостол Павел строит свои рассуждения на двух эпизодах из ветхозаветных Книг Библии. В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20).
Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как больший меньшего – Авраама, кого Писание называет «другом Божиим» (2 Пар. 20:7)! Не менее таинствен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего из поля зрения автора Книги Бытия. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек уже не упоминается, кроме одного места. В 109-м псалме, который Церковь называет «мессианским», потому что он представляет собой пророчество о Мессии, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод. Он нужен Павлу для рассуждений. А рассуждение необходимо, ибо ничего не понятно. Что значит «по чину Мелхиседека» и почему Господь клянется?
Непонятность подобных мест Ветхого Завета, как и вообще неправильные подходы к толкованию его, апостол Павел метко назвал «покрывалом», которое «снимается Христом» (2 Кор. 13:14). Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете. И здесь уже пора дать слово апостолу Павлу. Пройдем по страницам Послания к евреям и посмотрим, что еще Павел говорит о Мелхиседеке.
«Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).
Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14).
Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек».
Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего.
Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.
Еще интересная деталь. Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена. Ничего не сказано о том, кто из людей избрал его на священническое служение. Также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Поэтому Христос и не имел законного помазания на священство. Он был помазан на служение Самим Богом Отцом, причем с клятвой.
Интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Возможно, это намек на то, что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь.
Таким образом, братья и сестры, еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса.
Это такой Первосвященник, который познал все немощи наши, кроме греха, и сострадает нам в них (слово «сострадать», слышанное нами в сегодняшнем апостольском чтении, с греческого переводится как «участвовать в страдании» (συμπαθῆσαι)). Он Сам есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый (литургическая молитва «Никтоже достоин»). Заметьте, наш Первосвященник не стоит перед Отцом, а Сам сидит на Божественном престоле.
Ветхозаветные первосвященники входили в святая святых Храма один раз в год, принося за грехи свои и всего народа кровь жертвенных животных. Христос же вошел в святая святых скинии истинной, «которую воздвиг Бог, а не человек» (Евр. 8:1–2); той скинии, что служила образом для земного святилища. Вошел со Своей Кровью, принеся жертву умилостивления за беззакония всех людей, сделавшись «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9), и «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12).
В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям.
Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа.
Псалтирь 109:4
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
«Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову». Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: «и не раскается»; потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что «не раскается». А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек – иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда «прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите» от него: «сие есть тело Мое»; а также и чашу растворив, «даде» ученикам Своим, «глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово.
Евфимий Зигабен
Клятся Господь, и не раскается.
Как ярость, приписываемая Богу, не означает страсти, но движение наказывающей грешников силы; так и клятва Божия означает утверждение, или, по Златоусту, то, что имеет быть что-либо исполнено непременно, а не означает такой клятвы, какая бывает у людей. Глагол: не раскается, означает то, что Бог не изменит и не переиначит того, в чем уверяет, как делает сие часто в рассуждении многих вещей, переменяет свои постановления по другим видам для пользы, как заметил Феодорит. В чем же Он клянется и что постановляет твердо, о том говорит далее.
Афанасия: Клятва Божия есть слово Его, удостоверяющее слушателей и уверяющее каждого, что обещанное и сказанное Им исполнится. Феодорита: В точности изъяснил сие божественный Апостол в послании к Евреям, показав бесконечность сего священства тем, что левитское священство приняло постановления без клятвы, a сие утверждено клятвою. А сказал сие по человечески: ибо божество не причастно страсти, какова и страсть раскаяние.
Ты Иеpей во век, по чину Мелхиседекову.
Господь был Иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал Апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою, одержанною над царем ходоллогоморским, как видно из 14 гл. Бытия. Христос есть Иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего потому, что о том умолчала история писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала ни конца.
Лопухин А.П.
Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову.
Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека. Всех Твоих врагов Он сокрушит. Этот Господь по чину Мелхиседека будет прославлен
Свт. Афанасий Великий
Ст. 4-5 Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо не как человек клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову, потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавые приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином. Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари. Днем гнева называет время суда, когда сокрушит царствовавших древле по обольщению демонов, и заключит их в бездну.
Свт. Иоанн Златоуст
Клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову
Желая составить пророчество в виде приговора судии, он обращает речь к самому Христу, в знак сильнейшей любви и чрезвычайной радости души, вполне объятой Духом Божиим, и говорит: «клялся Господь и не раскается: Ты – священник во век по чину Мелхиседека». Видишь ли, как он опять низводит речь к предмету низшему, беседуя то о божестве, то о человечестве Христовом? Так поступают и евангелисты, чтобы и тот и другой догмат сохранить в точности. Почему он сказал: «по чину Мелхиседека»? И по причине таинства, которое прообразовал Мелхиседек, когда предложил Аврааму хлеб и вино, и потому, что это священство не зависит от закона, и потому, что оно не имеет ни конца, ни начала, как говорит Павел. То, что в Мелхиседеке было, как тень, на Иисусе Христе исполнилось, как истина. И как имена «Иисус» и «Христос» были и прежде, так и это. Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, чтобы он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие. А Иисус Христос не имеет ни начала дней, ни конца жизни, не в том смысле, как Мелхисидек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца. Там тень, а здесь истина. Подобно тому, как слыша имя Иисус (в ветхом завете), ты разумеешь не истинного Иисуса, но принимаешь это имя только за прообраз и больше ничего не ищешь, так и слыша о Мелхиседеке безначальном и бесконечном, не ищи в нем истины, но довольствуйся одним названием, а истину находи во Христе. Слыша здесь о клятве, не разумей действительной клятвы. Как гнев в Боге не есть гнев, или страстное движение, но наказующее действие, так и клятва. Бог не клянется, но изрекает то, что непременно сбудется. Таким образом пророк, сказав о светлости (блеске) святых, о покорении врагов под ноги Его, о дне силы, говорит теперь о настоящем. Смотри, какой употребляет он порядок речи, желая тронуть грубого слушателя. Внушив ему сначала страх словами о суде, и тем смягчив упорство его, он потом говорит и о настоящем. Для этого он и употребляет смешанный состав речи. Смотри. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», – это о будущем; потом о настоящем: «жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих»; далее о будущем: «с Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих»; затем опять о настоящем, но таком, в котором заключается уже не наказание, а благодеяние: «Ты – священник во век по чину Мелхиседека». Здесь говорится о прощении грехов и примирении с Богом.
См. также Толкование на Пс. 109:1
Беседы на псалмы. На псалом 109.
Мелхиседекиты же, возражая нам, говорят еще следующее: что же означают слова, которые Отец говорит к Нему: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»? Мы отвечаем им, что этот Мелхиседек был муж праведный, и поистине носил образ Христа. Он, движимый пророческим духом, проразумел Жертву, имеющую быть принесенною за народы, и почтил Бога хлебом и вином, подражая грядущему Христу. Так как синагога иудейская по чину Ааронову приносила в жертву Богу не хлеб и вино, а тельцов, и овнов, и прославляла Бога кровавыми жертвами, то к имеющему родиться от Девы Марии Иисусу Христу, Сыну Божию, Бог взывает и говорит: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседека»; не по чину Аарона, приносившего тельцов и овнов, но: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседека», всегда приносящий в хлебе и вине жертву приносящих; чрез Него Отцу, со всесвятым Духом, слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Глава седьмая
Цель апостола – показать различие между Ветхим и Новым Заветами. И на это он указал уже в самом начале, сказав, что древним Бог говорил чрез рабов Своих – пророков, а нам, людям Нового Завета, «в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Но так как слушатели были немощны, ибо обнаружили малодушие при искушениях, то он в середине послания подкрепил слабых, и наконец, после того, как достаточно ободрил их, снова начинает речь о превосходстве Нового Завета пред Ветхим. И вникни в мудрость его. Он показывает, что Мелхиседек, который был прообразом Христа, превосходил Авраама. Ибо если бы не превосходил, то не благословил бы его и не получил бы от него десятины. А так как от Авраама произошли священники закона, то ясно, что Мелхиседек превосходит и их, как бы и их благословляя и получая от них десятину, в то время, когда благословил праотца их и от него получил десятину. Если же прообраз Христа, Мелхиседек, столь сильно отличается от священников закона, то насколько более – истинный Мелхиседек, Христос? Таков общий смысл этого места. Но, изложив кратко повествование о Мелхиседеке ( Быт.14:18–20 ), он затем переходит к рассмотрению его, изъясняя историю Мелхиседека с духовной и таинственной стороны.
во-первых, по знаменованию имени царь правды,
Здесь показывает, в каком смысле Мелхиседек есть прообраз Христа. И прежде всего, говорит, из самого имени узнай подлинный смысл. Именно: «Мелхи» значит царь; «Седек» – правда. Кто же иной царь правды, как не Господь наш Иисус Христос?
а потом и царь Салима, то есть царь мира,
И из имени города, говорит он, это ясно. Ибо Салим, по толкованию, означает «мир». Но кто другой есть царь мира, как не Христос, примиривший небесное и земное? Никому из людей не приличествует наименование «царь правды и мира», как только одному Христу.
не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Теперь показывает, каким образом Мелхиседек выше Авраама, говоря, что священнослужители из колена Левия получали десятину от народа ( Лев.27:30–32 ), очевидно, как лучшие и почетнейшие люди ради достоинства священства. Ибо ради чего иного сам народ, подвергаясь тяжелым трудам и бедствиям, приносит десятины всякого рода священникам, не подвергающимся таким трудам и не возделывающим землю, как не ради того, что они более священны и служат высшему делу? Таково достоинство священства и настолько имеющие его выше собственных братьев, хотя и вышедших из одних и тех же чресл. Отсюда и Мелхиседек, получивший десятину от Авраама, и притом не будучи из его рода, ибо был иноплеменником, превосходнее и выше его. Ибо почему Авраам дал бы иноплеменнику десятину, если бы ему не принадлежала великая честь? Если же Мелхиседек, прообраз, превосходит даже самого Авраама, то гораздо более истинный Первосвященник превосходит священников закона.
и благословил имевшего обетования.
Так как Авраама всячески возвышало то, что он получал обетования от Бога, то теперь он присоединяет, что такого и столь великого, удостоившегося беседы с Богом и имеющего Бога должником, благословил прообраз Христа.
Сказал, что Мелхиседек благословил столь великого Авраама. Все же мы согласно и беспрекословно признаем, что благословляющий выше благословляемого. Следовательно, и Мелхиседек, прообраз Христа, выше патриарха.
Показывает, каким образом Левий дал десятины, говоря, что так как праотец дал десятины, то и он дал в силу того, что будучи уже в чреслах Авраама, имел родиться от семени его, хотя еще и не родился. И не сказал: «левиты», но Левий, чтобы показать превосходство. Вот какая смелость! Он совершенно опроверг все иудейское. Потому он и сказал прежде: «сделались неспособны слушать» ( Евр.5:11 ), что намеревался предложить эти истины и чтобы они не отвратили слуха. Итак, настроив и приготовив их заранее, как хотел, он говорит уже то, что ему угодно. Ибо душа и содержит и возвращает слово не так, как земля, воспринявши семя, будет возвращать его. Там – природа, которая отличается постоянством; здесь – свободное произволение, то, что легко изменяется и в высшей степени разнообразно. Поэтому учителю необходимо многое приготовить заранее.
Теперь показывает, как закон постепенно отменяется, и вместо него вводится иной завет. Ибо если священство переменено, то необходимо, чтобы и закон был иной, ибо священник без завета и законов и постановлений не бывает. Священство же переменено не только по образу, то есть так, что оно было не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову, но и по колену. Ибо перешло от священнического Ааронова колена к царскому колену Иудину. Обрати внимание на таинство. Сначала было колено царское, а потом священническое: так и Христос был Царем всегда, напоследок же стал Первосвященником, когда принял плоть и когда принес жертву.
Показывает, как священство переменилось по колену, и говорит, что Христос ( «о Котором» ( ἐφ᾿ ὃν ) вместо τον, περί ου – то есть «на Которого» священство перешло), – из другого колена, именно из Иудина.
из которого никто не приступал к жертвеннику.
о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
Ибо все, что касается священства, Моисей отнес к колену Левиину: к колену же Иудину – то, что касается предводительства в войнах.
но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
Вот и другое отличие нового Священника от древних и одного завета от другого. Ибо священство Христово было обетовано не просто, но с клятвой, чтобы слову Божию верили вполне, как и выше для большей убедительности сказал, что Бог клялся Аврааму ( Евр.6:13 ).
Ибо, говорит, священники закона поставляются без клятвы, и ни об одном из них Бог не клялся, говоря: ты будешь священник по закону. Христос же с клятвой, данной чрез Бога, говорящего к Нему: Ты священник по некоему новому образу: не по Аарону, но по Мелхиседеку.
То есть поскольку клялся, что Он всегда будет священником. Ибо не клялся бы, если бы не был выше. Отсюда и Новый Завет выше Ветхого.
Так как, говорит, Он бессмертен, то может предстоять за всех и спасти до конца, то есть может даровать спасение не временное, но полное, и, разумеется, как здесь, так и в будущей жизни. Ибо первосвященник в Ветхом Завете, хотя бы был и славен, приносил жертвы Богу в то время, пока жил, каков, например Самуил и подобные ему, а после того уже нет, ибо умирал. Здесь же Первосвященник вечный и всегда живущий. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него, то есть чрез веру в Него. Ибо кто верует в Сына, тот, без сомнения, приступает к Отцу: ибо Он – путь к Отцу, и кто держался этого пути здесь, там получает успокоение.
будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
И это также кто может назвать похвалой для Бога: ибо Он имеет такую природу, что не оскверняется. Ясно, что говорит это о человечестве одного Христа.
отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Наблюдай противоположения. Там закон, здесь слово клятвенное, то есть вернейшее, истиннейшее; там люди, конечно, рабы, здесь Сын, разумеется, Господь; там немощные, то есть претыкающиеся, имеющие грехи, повинные смерти, – здесь же совершенный во век, то есть вечный, всемогущий, не ныне только, но всегда безгрешный. Посему, если Он совершенен, если никогда не согрешает, если всегда жив, то ради чего Он принес бы жертву за Самого Себя, или вообще много раз за других?