Что значит плотская брань
О блудной страсти
Из наследия Оптинских старцев
Мытарство блуда |
Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.
Различие в согласии помыслов и преклонении воли
Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:
«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».
Причина блудной брани
Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:
«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».
О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
Преподобный Амвросий писал:
«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».
«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».
Как бороться с блудной страстью
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:
«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?
Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.
Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».
Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:
«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».
Старец напоминал о силе крестного знамения:
«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».
Преподобный Амвросий также предупреждал:
«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».
«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».
Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:
«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».
Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:
«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».
Чистота возвращается покаянием
Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:
«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».
Быть осторожным до самой смерти
Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:
«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.
И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».
Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:
«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Лучшим руководством будет для вас чтение жития святых.
Если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла – хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется.
Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти.
Оптинские
праздники
декабрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703).
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
БРАНЬ ПЛОТСКАЯ
Сестрам надо удаляться мужчин
Никогда не бери мужчин за руку, а то не уйти тебе от лютой бесовской плотской брани. У нас не принято даже между монахами брать друг друга за руку, а вам, как более немощным сосудам, тем более не должно прикасаться друг к дружке.
От мужчин старайся удаляться, лишнего не говори с ними, не смотри на них, около них старайся быть с молитвою. А если когда увлечешься мыслию, то приноси покаяние Господу. Отцу духовному про мысли не надо всегда говорить, а только когда будешь исповедоваться. А надо открывать все матушке, прося ее молитв. Также и Пресвятой Богородице молись с усердием.
От мужчин удаляйся и в мысли не имей их, а то это грешно.
Крайне остерегайся осязаний чужого тела, ибо многих до падений в смертный грех доводило одно даже воззрение.
Неполезно молодым послушницам сближаться со молодым священником.
А если вы подозреваете в какой сестре страстность, то можете, сначала помолившись поусерднее Господу, при случае сделать ей общее наставление, отнюдь не касаясь лиц. Например, в таком роде: «так и так поступать грешно, и мы всячески должны быть внимательны к своим движениям сердечным, ибо за все придется отвечать на страшном суде Божием».
За смирение Господь подает облегчение в брани
Пишешь, что погибаешь от плотского волнения. Господь да сохранит и помилует тебя. Если страсти восстают, то надо противиться им, и молиться Богу, и просить у Него помощи, и осознавать немощь свою. Если и одолевают, и тогда не должно отчаиваться, но молись, кайся пред Богом, смиряйся, проси помощи у Господа, и сама старайся воздерживаться от страстей. Да не осуждай других. За смирение подаст Господь и облегчение в брани.
За осуждение ближних брань только больше бывает
Пишешь, что брань беспокоит. Терпи, больше смиряйся и не осуждай других. А то за осуждение только больше и бывает это.
По вере вашей да будет вам
ВОЛЯ БОЖИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
Только то полезно для нас, что согласно с волею Божиею
Пишешь, что брат не приехал со службы. Видно, так Богу угодно. Да теперь до весны вам и ехать неудобно к нам, лучше молись Богу у себя да во всех грехах кайся Ему и духовному отцу. А придет время, и у нас побываешь, если будет угодно Богу.
. да укрепит тебя в разуме и надежде творить Его святую волю по силе твоей. «Аще Господь Сам не созиждет дом души, то всуе трудится зиждущий».
Желанию своему много не доверяйся, а полагайся на волю Божию, как Бог устроит. Потерпи, и это на пользу будет.
Милость Божия буди с тобой, и да устроит Господь все по воле Своей, которой мы не должны противиться. Если совершится твое назначение, то прими сие как Божию волю, и со смирением покорись, и не скорби сильно. За послушание Господь не оставит тебя и Царица Небесная поможет тебе. А если ходатайство ваше владыко уважит и оставит тебя на месте своем, то паки благодари Господа. Отказаться разок можно, представляя свою немощь, а если настойчиво требуют, то уж противиться погрешительно. В прегрешениях да простит тебя Господь и чувство покаяния и сокрушения дарует тебе, что необходимо для спасения.
А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь, то, во-первых, слухам этим не предавайте большого значения; ибо слухи чаще всего оказываются ложными. А, во-вторых, в деле этом предавайтесь воле Божией. Если владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставили на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение св. Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и по неволе должно будет перебираться. Но да будет с вами св. воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для вас полезнее. Так и устраивает.
Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский монастырь я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию, ибо только то бывает хорошо и полезно для нас, что бывает согласно с волею Божиею.
При всех житейских обстоятельствах надо вспоминать слова Спасителя: «да будет воля Твоя!»
Вы опасаетесь, как бы на его место не явился подобный. Но, во-первых, должно помнить, что и все люди не без недостатков. А, во-вторых, так как вы находите неудобным объяснять о вашем священнике высшему начальству, то и должно в сем случае положиться на волю Божию и усерднее молиться Господу, чтобы послал вам доброго служителя Божия.
Разрушенное порохом здание Господь да поможет вам, матушка, возобновить. Думалось вам нынче пожить потише от забот. Но действительность почти никогда не сходится с нашими думами. Потому покойный наш бывший оптинский настоятель, муж мудрый, о. архимандрит Моисей имел обыкновение повторять слова: «да уж нигде не жилось так, как предполагалось». И еще, относительно обстоятельств своей жизни, говаривал: «хощу, якоже будет». Так и вы, вместе с своими думами, обносите в уме своем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Да будет воля Твоя!»..
Отсечением своей воли достигается спокойствие
Учись во всем предаваться воле Божией и не желай, чтобы делалось по твоему желанию, а пусть делается, как делается, и покойна будешь.
Пашу да успокоит Господь от смущающих ее помыслов. Вразумляй ее на полезное. Наипаче пусть смиряется и волю свою отсекает.
ВОЗДЕРЖАНИЕ
За излишества и нарушение воздержания надо укорять себя
Еще пишешь, что воздержания нет. Приучай себя, а за излишества укоряй себя и смиряйся. За чаем лучше бы не петь, а если трудно воздержаться, то, что же делать, можно немного и попеть. Главное других не зазирай за это.
Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние.
Радость от врага не приносит душе мир
ВРЕМЯ СВОБОДНОЕ
Если есть время свободное, то читай из Псалтири по кафизме в день.
Свободное время одна проводи или за книгой, или за рукоделием.
Происшествие 23-ноября да будет обеим вам на пользу. Ты поступила правильно, хотя надо стараться говорить без гнева.
ГОВЕНИЕ
Начав говение, не прерывай его, а то это нехорошо и врагу потеха. Старайся лучше приготавливаться, а если видишь, что не трудилась и в нерадении провела дни, то больше зазирай себя, укоряй, больше смиряйся, покаяние приноси, но не откладывай приобщаться, а то это нехорошо.
В отношении говения надо держаться прежнего порядка
Что такое блудная брань и как с ней бороться
А. Из Палладия
Некогда блаженному диакону Евагрию так досаждал бес блуда, как он сам нам рассказывал, что каждую ночь зимой он нагим залезал в колодец, чтобы ночной стужей усмирять свою плоть.
Б. Его же
А вот что рассказывали о блаженном Аммонии, ученике преподобного Памво. Он никогда не щадил своё тело, когда оно бессмысленно восставало против него плотским вожделением. Раскалив железо, он жег им своё тело: поэтому всегда ходил в ожогах.
В. Его же
Благороднейший епископ Филором, когда ещё только отрекся от мира, испытывал сильнейшую блудную брань, как он сам нам рассказывал. Эту мучившую его страсть он решил загасить трудом, как пожар тушат потоком воды. Он стал крайне суров к себе, носил вериги, затворялся в своей келье, не ел никаких яств и белого хлеба, как и всего, приготовленного на огне. Так он терпел восемнадцать лет и, в конце концов, с помощью Божией победил эту страсть.
Г. Из Григория Двоеслова
Однажды, когда святой Венедикт совершал подвиг безмолвия, приступил к нему искуситель: стала летать пред самым его лицом небольшая черная птица, называемая в народе дроздом, и так близко вертелась перед ним, что можно было достать рукой, если бы святой муж захотел поймать её; но он сотворил крестное знамение, – и птица улетела. Когда же птица улетела, последовало такое искушение плоти, какого никогда не испытывал святой муж. Вдруг он увидел женщину, которую злой дух привёл перед его мысленным взором: при виде её сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в сердце, и, соблазняемый страстью, он чуть было не оставил пустыню.
Д. Из жития святого Павла Фивейского
Во времена нечестивых императоров Деция и Валериана неверные схватили одного святого и подвергли множеству пыток, среди которых была и такая. Нечестивые видели, что христианин очень юн, благоухает ароматом молодых лет и цветет красотою едва наметившейся зрелости. И эти лукавые гонители, уцепившись за это, решили погубить не только тело, но и душу благородного юноши. Что же они сделали, какую коварнейшую уловку замыслили? Они привели его в тенистый утопающий в цветах сад, там приготовили мягчайшее и приятнейшее для тела ложе и на него положили связанного по рукам и ногам мученика.
А у них был замысел мерзостный и ненавистный. Они привели в сад некую девицу, видом благообразную, а душой бездарную и распущенную. Она легла рядом с юношей и стала изливать на него свои гнусные ласки. Она щекотала его, обнимала, покрывала поцелуями, дотрагивалась паршивой своей рукой до тайного уда юноши, всячески склоняя его к сладострастию.
И как же поступила та целомудренная душа? Как он освободил себя от зла, если прогнать мерзавку не мог? Он не замедлил показать, что он ненавидит порок. Одной любви он противопоставил другую любовь: низкой – божественную. Он показал, что чистый и боголюбивый человек не пощадит даже своей плоти ради своего целомудрия. Он откусил себе язык и, вместо поцелуя, выплюнул его в лицо блудницы. Он принял единственное верное решение: погасить страсть страданием, а наслаждение – болью.
Е. Из Отечника
Кто-то спросил старца:
– Почему меня искушает блудная страсть?
– Потому что ты много ешь и спишь, – ответил старец.
Он же сказал: «Природа воздвигает вожделения, но напряженный подвиг гасит их».
Ж. Из аввы Марка
Юноша должен обязать свою молодость слову Божию, как требует Сам Бог. В Писании сказано: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). Все всплески плотского вожделения нужно истребить и иссушить малоядением, малопитием и всенощным бдением. Как сказал Пророк: «Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл» ( Пс. 118:83 ). Поняв, что он Христов, юноша должен распять плоть со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). И ещё: «умертвите земные члены ваши» ( Кол. 3:5 ) не только для блудных дел, но и нечистоты, воздвигаемых лукавыми духами во плоти.
Но не только до такой степени должен вершить борьбу готовящий себе истинный и непорочный венец совершенного девства. Он должен, следуя апостольскому учению, старательно умерщвлять само напоминание о страсти и её действия. Но даже это ещё не говорит о том, что человек, страстно стремящийся к Богу, дал поселиться в своём теле непорочному ангельскому девству. Ведь человек должен молиться об истреблении даже самого воспоминания, любого помысла о вожделении, который входит в ум даже без всякого движения и действия телесной страсти, просто из-за непостоянства ума. Этого можно добиться только благодаря высшей силе, помощи и содействию Духа, если только есть такие люди, которые удостоились столь высокой благодати.
Поэтому кто предназначает для себя венец чистого и непорочного девства и ради него преисполнен страстной любови к Богу, тот распинает подвижническими трудами свою плоть. Он умерщвляет свои члены напряженным и непоколебимым воздержанием. Он изнуряет внешнего человека, истощает его, будто цепом бьет, так что оставляет одни кости от него, чтобы благодаря вере, подвигам и содействию благодати, внутренний человек обновился, со дня на день преуспевая в благих делах. Он возрастает любовью и надеждой, сияет духовной радостью, вознаграждается миром Христовым, руководим благостью Христовой, просвещен разумом и ведением, осиян премудростью, направляем смирением.
Когда ум вновь обретет благодаря Духу эти и подобные им добродетели, он распознает в себе начертание боговидного образа, осознает умопостигаемую несказанную красоту Владычнего подобия и воспримет богатство самообучающей и самодействующей премудрости влагаемого в нас закона.
З. Из святого Максима
Блудный бес свиреп. Он часто нападает на тех, кто борется со страстями, особенно, если те неразборчиво питаются и встречаются с женщинами. Они забываются, и наслаждение всё легче овладевает умом. Затем, когда они возвращаются к подвигу безмолвия, страсть властвует в их памяти, воспламеняя тело и представляя уму различные образы. Страсть призывает такого монаха разрешить себе грех. Если ты не хочешь, чтобы эти образы в тебе задерживались, возьми на себя пост и труд, совершай бдение и доброе безмолвие с продолжительными молитвами. Если бесы гонят из твоего ума целомудрие и окружают его помыслами блуда, со слезами воззови ко Господу: «На всяком шагу нашем ныне окружают нас» ( Пс. 16:11 ), «окружаешь меня радостями избавления» ( Пс. 31:7 ).
И. Из Отечника
Брат спросил авву Палладия:
– Отче, скажи мне, что мне делать, ибо три года я уже пощусь через день и не могу освободиться от беса блуда?
– Чадо, пророк Исаия, когда был послан к потомкам Израиля от Господа, сказал им так: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?».. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою» ( Ис. 58:1–5 ). Ты, чадо, как проводишь жизнь, когда постишься?
– С утра, – ответил ученик, – замачиваю лозу и работаю, повторяя псалмы. Когда я заканчиваю первое лукошко, молюсь и в полдень немного дремлю. И встав, выхожу из кельи, и опять работаю, пока не сделаю три лукошка. Когда смеркается, молюсь и, совершив сто земных поклонов, засыпаю. К чтению монашеского правила я просыпаюсь и на следующий день в девятый час варю себе пищу и ем досыта.
– Это, чадо, не пост, – сказал старец, – Если ты воздерживаешься от пищи, но злословишь или осуждаешь, или помнишь зло, или принимаешь лукавые помыслы, или в помышлении вожделеешь что-то из этого осуществить, то много полезнее тебе есть пять раз в день, но бояться таких дел, чем не есть, но погрязать в этих лукавствах. Ибо зачем нужно воздерживаться от яств, погрязая при этом во всех прочих желаниях? Разве ты не знаешь, что всякий исполняющий свое желание в помышлении, даже без мирских яств уже насытился и захмелел? Но если хочешь воздерживаться и поститься, чтобы твой пост был принят Богом, то постясь, более всего опасайся всякого лукавого слова, любого оговора и осуждения, лукавого слушания и очисти свое сердце от всякой скверны плоти и духа и всякого злопамятства и бесстыдного стяжания.
И в тот день, когда ты постишься, довольствуйся хлебом и водой и овощами и благодари Бога. Сосчитай расходы на завтрак, который бы ты съел в этот день и отдай эти деньги нищему брату, страннику или вдове с сиротой. И получивший милостыню сможет себя прокормить и помолиться за тебя ко Господу. Укрощай своё тело множеством покаянных поклонов и бдений и сокровенным деланием молитвы. Засыпай сидя. Оставь мягкие лукошки и примись за большие короба. Ибо молодость, если не будет укрощена великим трудом и тяготами, постами и бдениями, сном на земле и сухоядением, не обучит себя избегать беса блуда. Поэтому отцы во времена нашей молодости не разрешали нам жить в кельях и в местах безмолвного подвига, но посылали учиться выдержке и терпению в общежительный монастырь и требовали носить не мягкую одежду, а жесткую и колючую и обезопасить себя от помыслов полным подчинением настоятелю. Ибо безделье, легкая жизнь, еда дважды в день и сон дают проникнуть в нас не только бесу блуда, но и бесам уныния, тщеславия и превозношения.
Авва Антоний сказал: «Я считаю, что у тела бывает природное движение, свойственное ему, которое не воздействует на душу человека, если душа сама того не желает. Это единственное, что можно назвать бесстрастным движением в теле. Но существует и другое движение, которое зависит от питания и услаждения тела яствами и напитками. Случающееся от них разгорячение крови возбуждает в теле стремление к действию. Поэтому апостол сказал: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). И Господь ученикам заповедовал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» ( Лк. 21:34 ). Существует и третье движение, которое бывает в подвижниках из-за коварства и зависти бесов. Итак, мы должны знать, что есть три телесных движения. Одно природное, другое из-за неразборчивости в пище, а третье от бесов. Подвижник должен знать это различие и не забывать о причинах каждого из трех движений: тогда он сможет надлежащим и правильным образом совершать подвиг».
Брат спросил авву Пимена:
– Что мне делать, когда со мной сражается блудное искушение, навлекающее на меня гнев?
– Об этом, – ответил старец, – и Давид говорил: «Я льва поразил и медведя задушил» (Ср.: 1Цар. 17:35 ). Это означает: гнев он отсек, а блуд придавил тяжелыми трудами.
Авва Фока рассказывал, как авва Иаков, поселившись в Скиту, мужественно выдерживал битву с бесом блуда.
– И когда он был в опасности, то пришёл ко мне и рассказал, что происходит с ним: «С понедельника я буду в затворе в такой-то пещере. Прошу тебя ради Господа никому об этом не говорить, даже моему духовному отцу, но только отсчитай сорок дней и когда они пройдут, будь любезен, приди ко мне и принеси святое Причастие. И если найдешь меня умершим, то похорони, а если живым, я смогу причаститься», – и, сказав это, ушёл.
Когда прошло сорок дней, я взял Святое Причастие, обычный белый хлеб, немного вина и отправился к нему. Только я приблизился к пещере, как ощутил сильное зловоние, исходившее от входа, и сказал про себя: «Почил блаженный». Но когда я подошёл к нему, то увидел, что он жив. А он, заметив меня, немного пошевелил правой рукой, насколько мог, знаком спрашивая, есть ли у меня святое Причастие. Я ответил: «Есть».
Затем я постарался раскрыть хоть немного его уста и вложить в них честное Тело и Кровь, измельчив их насколько возможно было. Приняв Святое Причастие, он обрел силы. Через несколько часов, окропив вином кусочки простого хлеба, я дал ему. А вскоре я уже смог дать ему ещё хлеба. И так по благодати Божией спустя несколько дней он вернулся со мной в Скит и пошёл в свою келью, с помощью Божией освободившись от губительной страсти.
Один брат вёл битву с блудным искушением, и была эта битва, как огонь, пылавший в его сердце ночью и днем. Он боролся, чтобы не сочетаться с помыслом. Много времени прошло, прежде чем враг бежал, ничего не добившись, благодаря стойкости подвижника. И тотчас же в его сердце стало светло.
Другой ученик великого старца страдал от блудного искушения. Старец, видя, как он страдает, спросил:
– Хочешь, я умолю Бога, чтобы Он облегчил твою битву?
– Нет, авва, – ответил ученик, – ибо хоть я и страдаю, но вижу, какой плод это приносит мне. Поэтому помолись Богу, чтобы Он дал мне терпение выдержать это.
– Теперь я понял, – сказал старец, – что ты преуспел в духовной жизни и уже превзошёл меня.
Старец спросил брата, которого смущало блудное искушение: «Ты хочешь спастись, улегшись на ложе? Иди, трудись, бегай, ищи и найдешь; бодрствуй, стучись и отворят тебе (Ср.: Лк. 11:9–10 ). Есть в мире те, кто умеет биться врукопашную. Они, получая много ударов, отражают их, укрепляются духом и, наконец, получают победный венец. Часто один получает удары от двух кулачных бойцов сразу, но отражает нападения со всех сторон и побеждает обоих. Посмотри, как они напряжены и как жаждут этой мирской награды! И ты стой непоколебимо и сопротивляйся, и Бог за тебя победит врага».
Брата, подвизавшегося в Скиту, враг постоянно смущал напоминанием об одной очень красивой женщине. По домостроительству Божию, из Египта в Скит пришёл другой монах и из разговора с ним брат узнал о смерти жены одного человека. Это и была та женщина, из-за которой страдал подвижник. Услышав о её смерти, он взял плащ и ночью пошёл в Египет. Открыв гробницу, он пропитал плащ жидкостью, сочившейся из её останков, и вернулся к себе в келью. Как только блудный помысел начинал ему досаждать, он клал рядом с собой плащ и начинал борьбу с наваждением, приговаривая: «Вот твоя страсть, которую ты хотел, она перед тобой, насыщайся ею». И так он мучил себя этим зловонием, пока битва совсем не прекратилась.
Некий человек пришел в Скит, чтобы стать монахом. А с ним был сын, которого только что отняли от груди. Они долго прожили в келье. Когда сын подрос, бесы стали нападать и на подростка. Мальчик сказал отцу:
– Уйду в мир – я не могу выдержать этой битвы.
Отец же настойчиво просил его этого не делать.
– Авва, – умолял юноша, – я не выдерживаю, разреши мне уйти.
– Послушай меня, чадо, хотя бы один раз, – сказал отец. – Возьми с собой сорок связок сухарей и лозы на сорок дней, иди во внутреннюю пустыню и оставайся там сорок дней, и пусть будет на все воля Господня.
Сын послушался отца, встал и пошёл в пустыню. Там он работал двадцать дней, плел сухую лозу и ел сухой хлеб.
Так он провел в безмолвии двадцать дней и ночей, и тут он увидел, как бесовское действие движется к нему. Бес предстал перед ним в виде эфиопки, столь зловонной, что невозможно было перенести её запаха – юноша прогнал её прочь. А бес сказал ему:
– Я в сердцах людей кажусь сладостной. Но ради твоего послушания и твоего труда Бог попустил мне не обманывать тебя, а только явить тебе моё зловоние.
Брат встал и, воздав благодарность Богу, вернулся к своему отцу и сказал:
– Не хочу идти в мир, отче. Я видел бесовское действие и его зловоние.
А отец уже был извещен об этом и сказал:
– Если бы ты пребыл сорок дней, соблюдая мою заповедь во всем, то увидел бы большее.
Другой старец пришёл в Скит и привел с собой сына, только что отнятого от груди и не знавшего, что такое женщина. Когда он возмужал, бесы однажды показали ему ночью видения женщин. Он поведал об этом отцу, и тот был изумлен. Как-то раз они вместе пришли в Египет, и сын, увидев женщин, сказал:
– Авва, это те, что приходили ко мне ночью в Скит.
– Это монахи из деревень, чадо, – сказал отец. – У них один облик, а у пустынников – другой. И тотчас же отец с сыном вернулись к себе в келью.
Брат спросил старца:
– Что мне делать, отче, меня убивает скверный помысел?
– Когда мать собирается отнять младенца от груди, – ответил старец, – то мажет горчицей сосцы, и тот, принимаясь по привычке сосать молоко, от горечи больше не берет грудь. Вот и ты помажь себя горчицей.
– Что же это за горчица, – спросил брат, – которой я должен намазаться?
– Это память о смерти и о мучениях будущего века, – был ответ.
Тот же брат спросил другого старца о своем помысле, а старец ответил:
– С этим помыслом я никогда не сражался.
Брат смутился и, придя к другому старцу, сказал:
– Тот старец сказал мне, что никогда не сражался со скверным помыслом, а я был смущен, ибо он говорил, что это превосходит человеческую природу.
– Это человек Божий, – сказал старец, – и слова его не просты. Иди, покайся перед ним, чтобы он разъяснил тебе смысл своих слов.
Брат тотчас пошёл к старцу и покаялся перед ним, сказав:
– Прости меня, авва, что я неразумно поступил и ушёл без пользы для себя. Прошу тебя, объясни мне, как такое вышло, что никогда ты не сражался с помыслом блуда?
– С тех пор, как я стал монахом, – ответил старец, – ни разу не насыщался ни хлебом, ни водой, ни сном, и мысль об этих вещах весьма меня занимала, не позволяя чувствовать брань, о которой ты говорил. И брат вышел, получив пользу.
Один брат был сильно искушаем бесом блуда. Четверо бесов, приняв образ прекрасных женщин, двадцать дней боролись с ним, чтобы вовлечь его в постыдное смешение. А он мужественно сражался с ними и не был побежден. Бог, видя его доблестный подвиг, избавил его от разжения плоти.
Брат спросил старца:
– Что мне делать, если моя утроба угнетает меня уже много лет, и мне еле удаётся сдерживать себя, и поэтому тело моё всё больше разжигается.
– Если не вменишь себе в обязанность страх и пост, – сказал старец, – не преуспеешь на пути Божием, – и рассказал притчу: – Был у одного человека осёл. И когда человек садился на него, осёл шёл, сбиваясь с пути то в одну сторону, то в другую. Человек взял палку и ударил осла. Осёл сказал:
– Не бей меня, я теперь буду ходить верным путем.
Они прошли ещё немного. Человек слез с осла и засунул палку в мешок, а осёл не знал, что палка всё ещё у хозяина. Когда осёл увидел, что палка ему больше не грозит, то свернул с дороги и стал пастись на молодых посевах. Тогда хозяин подошёл и достал из мешка палку. Он бил осла до тех пор, пока тот не пошёл верным путем. Так нужно поступать и со своим телом: когда оно упрямится и сходит с пути Божьего, бей его постом, и тело пойдет прямо. Пусть оно всегда прилежит посту, совершаемому со страхом Божиим.
Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»