Что значит плодитесь и размножайтесь
Плодитесь и размножайтесь
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Плодитесь и размножайтесь — заповедь, которая была дана Адаму, Первому Человеку. На иврите — «пру у-рву». Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться: человек должен стремиться привести в мир как можно больше детей.
Оглавление
Заповедь «плодитесь и размножайтесь» и ее значение [↑]
Заповедь произведения потомства — «пру у-рву», то есть «плодитесь и размножайтесь» — согласно Пятикнижию, была дана Первому человеку, Адаму, после того, как он и его жена Хава (Ева) были сотворены в шестой день Творения: «И благословил их Б — г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю…» (Берешит, 1:28).
Еврейские мудрецы указали на исключительно важное значение этой заповеди. Талмуд говорит, что тот, кто отказывается от ее выполнения, как будто проливает кровь, и такое «уклонение» приводит к изгнанию Шхины, Б-жественного присутствия (Йевамот, 63а). В трактате Талмуда Шабат(Шабат 31) также сказано, что, когда человек после смерти предстает перед Небесным Судом, один из первых вопросов, которые ему задают, это — занимался ли он выполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Шабат, 31). При этом важно именно «заниматься», приложить для этого все силы, а удостоился человек потомства или нет — находится в руках Вс-вышнего.
К кому относится заповедь произвести потомство? [↑]
Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится к мужчине и означает, что он обязан найти себе жену и произвести потомство.
Женщина при этом является его помощницей, однако на ней не лежит эта обязанность, как таковая.
Границы заповеди [↑]
Существуют установленные границы выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь». Чтобы ее выполнить, необходимо произвести на свет, по крайней мере, двух разнополых детей, каждый из которых способен сам произвести потомство.
Но не следует останавливаться на этом. В Книге Коэлет (Экклезиаст), написанной мудрейшим из людей — царем Шломо (Соломоном) сказано: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что и после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он должен стараться, чтобы у него были еще дети — чтобы воспитать как можно больше достойных людей.
Другая причина для рождения как можно большего количества детей — выполнение желания Вс-вышнего, чтобы мир наполнялся Его созданиями. Т.е., умножая количество детей, мы выполняем непосредственный замысел Творца в создании этого мира, и это также является предписанием мудрецов.
Есть еще одна традиция, которая приводится в Талмуде: Машиах не придет, пока не спустятся в мир все те души, которые Вс-вышний запланировал привести. Другими словами, с рождением каждого ребенка мир приближается к своему полному исправлению.
Предписания мудрецов в конкретных случаях [↑]
Для того, чтобы выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» в минимальном объеме (произвести на свет двух разнополых детей), пара обязана приложить максимум стараний, то есть быть вместе во все периоды, когда зачатие максимально вероятно. Чтобы освободить от этой заповеди, пока у супругов еще нет двух разнополых детей, нужны очень веские аргументы, например, состояние здоровья жены или мужа (как физическое, так и психическое), которое не позволяет продолжать деторождение.
Если же речь идет о расширенном понимании заповеди «пру у-рву», компетентный раввин может дать совет сделать перерыв в деторождении. При этом учитываются такие факторы, как физиологическое состояние женщины после последних родов, ее психологическое состояние, физиологическое и психологическое состояние отца, особенности пары: их происхождение, менталитет, мироощущение — «совместимость» всего этого с большим количеством детей, способность родителей дать внимание, доброту и ласку всем детям.
Что касается материального достатка, то, несмотря на сложившееся в современном мире представление о том, что это фактор решающий, большой роли он не играет. Таково мнение Торы, переданное по традиции нашими мудрецами. Вс-вышний, посылая ребенка, «обязуется» дать ему пропитание. А если у пары есть материальные проблемы, то это связано не с количеством детей, а со многими другими факторами, которые учитывает Вс-вышний, выделяя нам заработок. Из-за нового ребенка денег меньше не станет; это может повлиять на наш материальный достаток только положительно.
Как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь»?
Уважаемые Равы! Пожалуйста, разъясните, как правильно понимать заповедь «плодитесь и размножайтесь». Я думаю, что если у нас с мужем двое детей, то мы как бы выполняем только половину заповеди, ведь двое вместо двоих, а чтобы умножить, надо было родить хотя бы троих? Н.
Отвечает рав Мендель Агранович
Ваша мысль очень верная. Давайте обратимся к нашим книгам и найдем ее источник.
В Талмуде, трактат Йевамот (62), сообщается о дискуссии между Бейт Шамай (школой Шамая) и Бейт Гилель (школой Гилеля) о том, сколько детей нужно произвести на свет, чтобы выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь». Бейт Шамай считает, что двоих сыновей, а Бейт Гилель — мальчика и девочку. Закон принят в соответствии с мнением Бейт Гилеля. То есть пара, имеющая двух разнополых детей, считается выполнившей заповедь «плодитесь и размножайтесь». Но Талмуд приводит еще один закон, который основывается на высказывании царя Шломо (Соломона) в книге Коэлет (Экклезиаст): «С утра сей семя свое и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (11, 6). Отсюда следует, что есть смысл продолжать приводить детей в мир всегда, пока есть такая возможность.
То есть минимальная обязанность для здоровой пары — родить по крайней мере двух разнополых детей. При этом обязанность выполнения заповеди лежит на мужчине. Заповедь выполняется им, если оба его ребенка способны привести потомство.
Итак, мы находим в книге Коэлет, у мудрейшего из людей — царя Шломо — Вашу мысль: хорошо и важно иметь как можно больше детей, чтобы иметь возможность воспитать как можно больше достойных людей.
Есть еще одна традиция, которая приводится в Талмуде: Мошиах бен-Давид не придет, пока не придут в мир все те души, которые Всевышний запланировал привести. И пока они не выполнят то, что должны. То есть, Вы правы — чем больше детей, тем лучше. С рождением каждого ребенка мир приближается к своему полному исправлению.
Но, как у всего в Торе, у каждого закона есть свой вес. Для того, чтобы выполнить закон Торы (2 разнополых ребенка), пара обязана приложить максимум стараний, то есть быть вместе во все периоды, когда зачатие максимально вероятно.
Для того, чтобы освободить пару от выполнения этой заповеди, пока у супругов еще нет двух разнополых детей, нужны очень веские аргументы, например, состояние здоровья жены или мужа, которое не позволяет продолжать деторождение. (Речь может идти как о физическом состоянии, так и о психическом). Если же речь идет о втором и третьем законе (см. выше), граница чуть более гибкая. Так как у пары уже есть двое разнополых детей, они могут сделать перерыв, если их аргументы будут оценены как достаточно сильные компетентным раввином, с которым они советуются. Нужно всегда помнить, что этот вопрос — как и когда делать перерыв в деторождении — является одним из самых тонких, здесь невозможно дать общих рекомендаций, т.к. необходимо знать состояние каждой конкретной пары.
Очевидно, что в рамках нашего обзорного ответа невозможно показать все нюансы, которые принимает во внимание компетентный раввин. Перечислим только некоторые из них для наглядности:
1. Физиологическое состояние женщины после последних родов — самый важный фактор. Очевидно, что женщина должна успеть восстановиться, т.к. если этого не произошло, следующий ребенок будет слабее. И старшие дети будут чувствовать отсутствие силы у матери.
2. Психологическое состояние матери.
3. Физиологическое и психологическое состояние отца.
4. Особенности пары: их происхождение, менталитет, мироощущение — «совместимость» всего этого с большим количеством детей. Учитывается и способность родителей дать внимание, доброту, ласку всем детям.
5. Что касается материального достатка, то, несмотря на сложившееся в современном мире мнение о том, что это фактор решающий, большой роли он не играет. Таково «мнение» Всевышнего и Его Торы, переданное по Традиции нашими мудрецами. Всевышний посылает ребенка «так, что хлеб в руке его». То есть Всевышний обязуется послать ему пропитание. А если у пары есть материальные проблемы, то это связано не с количеством детей, а со многими другими факторами, которые учитывает Всевышний, выделяя нам заработок. То есть нужно четко знать, что из-за нового ребенка денег меньше у нас не станет. Этот фактор — рождение младенца — может повлиять на наш материальный достаток только положительно. Если мы этого не видим, значит, либо не хватает нашего зрения, либо нам послано испытание за какие-либо другие поступки. А, вполне возможно, это одна из наших общих задач на всю жизнь.
Нужно знать, что о заповеди «плодитесь и размножайтесь» Талмуд в трактате Бава Батра говорит: это великая заповедь и только ради нее уже стоило создать весь этот мир. Выполняя ее, мы становимся как бы «коллегами» Всевышнего, населяя этот мир, делая его «обитаемым». Это относится ко всем потомкам Ноаха.
Важно отметить: существует несколько условий, необходимых для выполнения этой заповеди, каждое из которых требует отдельной статьи. Эти условия:
1. Подходящий партнер.
2. Любовь между супругами, в частности, в момент зачатия. Это очень важное условие. Чтобы у детей было больше шансов стать достойными людьми, близость должна происходить с максимальной любовью и единением.
3. Всевышний гарантирует Свое присутствие в браке, если соблюдаются два первых условия, а также все требования закона: чистота семейной жизни, законы интимных отношений.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 1:28
Свт. Василий Великий
И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли
И благословил Бог человека, и сказал: «Растите, размножайтесь и наполняйте землю». Таким же было и благословение рыбам: «И сказал Бог: Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и стало так». А затем Бог сказал: «Растите, размножайтесь и заполните землю». Так что же больше? Безусловно, благословение это охватывает то, что у тебя общее (с тварями), и то, что остается как твое собственное. Ты ведь растешь, как остальные живые существа, и, будучи сначала маленьким, постепенно прибавляя в росте, достигаешь его полноты. То же (происходит) с лошадьми, собаками, орлами, лебедями и со всеми, кого бы ты ни назвал: будучи крохотными в начале беременности, они, постепенно прибавляя в росте, достигают его предела; затем рост идет на спад и они становятся меньше. Именно в этом (у нас с ними) природная общность, которой (Бог) нас одарил.
«Растите», т. е. набирайте рост (τρεφεσθε). Родившись маленькими, делайтесь большими и достигайте предельного роста. Ведь если мы возрастаем в первом семилетии, растем и во втором, то это вовсе не значит, что мы должны одинаковым образом изменяться каждое семилетие на протяжении всей нашей жизни.
Первое семилетие охватывает детский возраст. Граница детского возраста ясна: это — смена зубов. Одни выпали, другие выросли взамен. Подростковый возраст — это второе семилетие, тянущееся до исполнения 14 лет: сначала ребенок, потом подросток. Далее, отсчитывая от 14 лет, юноша, затем муж. Таковы границы роста. Итак, «растите». Ты можешь достигнуть ста лет, но рост не будет продолжаться с первого года до сотого. Однако это мудро сказанное слово содержит промысл о нашем устроении. «Растите!» Но до каких пор? Нет меры роста. Одновременно с образованием плода в утробе матери, в нем оказываются заложенными и принципы возрастания. Каждый возраст после того уже не несет в себе чего-то нового. В материнском чреве зародыши получают все необходимые для возрастания элементы. Выпали зубы — и мы узнали, что рост достиг известного предела. Отец измеряет своего трехлетнего ребенка, зная, что рост его к концу этого периода удвоится. Ведь он будет вдвое выше по сравнению с тем, каким был в 3 года. Завершится этот период возрастания, снова удвоится его рост. Таково измерение человеческой природы до конца ее развития, до перехода от первого семилетия ко второму. В это время (телесное) тепло увеличивается, фигура делается стройнее, размягченность исчезает, члены становятся сильнее. Люди находятся в начале сильной юности, но еще не достигли ее полноты. Тело их еще не совсем окрепло и не приспособлено к тяжелому труду. В это время человек обладает легкостью и подвижностью. В третьем семилетии оно достигает предельного роста; тело еще вытягивается в длину.
После третьего семилетия, когда природа, устав от роста вверх, приходит в себя, начинается увеличение (тела) вширь, и то, что вытянулось вверх, как бы получает поддержку с боков, утучняется, и все части тела делаются сильными. Так поступает природа согласно своему расположению (ακολουθια). Произошло же это с самого начала по воле Господней, и то, что было некогда положено в основание, пронизывает все творение до самого конца.
«Растите и размножайтесь». «Растите», чтобы творение не было ограничено каким-либо одним состоянием. «Размножайтесь», — поскольку творение направлено не на одного человека, а на многих людей. «И наполните землю». «Наполните» не значит просто «населите», ибо мы жили бы в тесноте, раз земля, составляющая пределы нашего обитания, имеет такие (ограниченные) размеры; но (имеется в виду) наполните своим могуществом, которое Он даровал нам для господства над землею.
«Наполните землю»; конечно, не землю выжженную, необработанную, замерзшую, непроходимую. Разумеется, не такую землю люди вынуждены наполнять, но Он сделал так, что мы наполняем ее как повелители и наполняем ее по (определенному) замыслу. Но, изучая пространства выжженной и ненаселенной земли, протяжность северной страны, которая из-за чрезмерного холода не поддается обработке и бесполезна, разве мы тем самым не наполняем землю? Выбрав себе то, что полезно, не отбрасываем ли мы то, что людям в жизни бесполезно? Поэтому (выражение) наполните землю сделало нас повелителями. И дело совсем не обстоит так, что, раз мы не извлекаем пользы со всей (земли), то, значит, и не властвуем над всей (землей). Купив хлеб, не являешься ли ты владельцем всего этого хлеба, даже если часть его съедобна, а часть в пищу не годится? Не выбрасываешь ли ты камни, так как от них нет пользы? И если к пище примешается еще что-нибудь негодное, то не отвеешь ли ты мякину, не удалишь ли плевелы, не отберешь ли то, что по своему качеству годится для поддержания жизни? Так же и с землей: одна, лучшая, считается благоприятной для заселения, другая признается подходящей для обработки, остальную отводят для прокорма четвероногих.
Скажи мне, могу ли я устроить (все) по своему желанию, раз по дару создавшего меня Господа я родился властелином?
«И наполните, и да владычествуйте над рыбами морскими, птицами небесными, зверями земными». Вот благословение, вот законодательство, вот достоинство, данное нам от Бога.
Беседа первая о сотворении человека по образу.
«И благословил их Бог, и сказал: возрастайте и размножайтесь, и наполняйте землю». Есть два вида возрастания: одно — тела, другое — души. Возрастание души — это восхождение через знания к совершенству, а возрастание тела — это развитие от малого роста до нормального.
В самом деле, «возрастайте» сказано бессловесным животным в смысле телесного развития, в смысле совершенствования их природы. Когда же нам сказано «возрастайте», то подразумевался человек внутренний и его возрастание в Боге. Таков был Павел, устремленный вперед, предающий забвению (достигнутое) в прошлом. Это — совершенствование мировоззрения, укрепление благочестия, устремленность к лучшему, дабы мы всегда держались истинного бытия, к забвению достигнутого, чтобы стремиться к тому, чего недостает для благочестия. Так же поступал Исаак, о котором в Писании содержится такое свидетельство: «И возвеличивался человек сей и стал весьма великим» (Быт. 26, 13). Ибо он не отступал (от пути своего) и не останавливался, достигнув небольшого успеха, но большими шагами постоянно шел вперед, восходил делами добродетели: быстрой поступью прошел он через воздержание, достиг справедливости, а от нее поднялся к мужеству. Вот как, целеустремленно двигаясь, праведник достигает наивысшей точки добра. Итак, «возрастайте» возрастанием по Богу и совершенствованием по внутреннему человеку.
«Размножайтесь»: это (обращено) и к Церкви. Да не будет богословие для одного, но да будет проповедано Евангелие спасения по всей земле.
«Размножайтесь!» К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию.
«Наполняйте землю». Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует [Вариант: будут скоры на исполнение долга]. Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит «наполняйте землю».
Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же — духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение.
Беседа вторая о человеке.
Свт. Иоанн Златоуст
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Беседы на книгу Бытия. Беседа 10.
Свт. Григорий Нисский
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
И владычествуйте над дикими животными. Управляй всяким животным. Как же, спросишь, ведь я внутри себя самого имею животное? А точнее, в тебе мириады животных. Не принимай эти слова за оскорбление. Гнев есть малое животное, но, когда он восстает в сердце, не становится ли свирепее любой собаки? Не походит ли лукавая душа на свежую приманку у берлоги медведя? Не является ли диким зверем лицемер. Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей. Итак, Тот, Кто дал нам власть над живыми существами, даст нам власть и собой управлять.
О творении человека.
Поскольку сначала вошла в этот мир жизнь бессловесных животных, а человек… из естества бессловесных заимствовал нечто (я имею в виду способ рождения), то чрез это он заимствовал и другие свойства, наблюдаемые в этом естестве. Ибо не в раздражительности человека подобие Божие, и не удовольствием характеризуется высшее естество. И боязливость, и дерзость, и желание большего, и отвращение от скудости, и все тому подобное далеко от признаков боголепия. Потому естество человеческое извлекло это из бессловесной в себе части.
Об устроении человека.
О девстве.
Свт. Димитрий Ростовский
Создав таким образом в шестой день мужа и жену для пребывания в раю, вручив им владычество над всем дольним созданием, повелев им пользоваться всеми райскими сладостями, кроме плодов от заповедного древа, и благословив их супружество, имевшее потом быть соединением плотским, ибо сказал: «Раститеся и множитеся», Господь Бог почил от всех дел своих в день седьмой. Но Он почил не как уставший, ибо Бог есть Дух, и как Он может уставать?
Келейный летописец.
Свт. Филарет (Дроздов)
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
В благословении, данном человеку, заключаются размножение рода, владычество над тварями и назначение пищи. Обетованием умножения рода Бог дает человеку силу производить подобных себе, почему не нужно искать иного источника человеческих душ, кроме души первого человека. Но чрез то же обетование Бог есть Творец отдаленнейших потомков Адама, равно как и его самого. И поелику каждый рождается со способностью рождать, то нет сомнения, что в Адаме получил сие благословение весь род человеческий. Оно сохранилось и среди всеобщего проклятия, ибо глубоко насаждено в природе человека. Впрочем, те, которые рождают чада в нечистоте побуждений, смешивают свое проклятие с источником Божия благословения. Злоупотребление тем достойнейшее гнева Божия, чем святее дар Божий. Обетования многочадия не должно принимать за повеление, налагающее необходимую обязанность рождать детей. Подобное благословение дано и бессловесным (Быт. 1:22), для которых оно, конечно, уже не есть обязанность. Но Бог изрекает и обетования Свои так, как повеления, ибо властью призывает и поставляет пред очи события оных (Пс. 132:3). Будучи сотворен для обладания, человек из самых способностей и сил своих мог познать свое назначение. Но сверх сего Бог торжественно вручает ему право владычества, то есть великое наставление, показывающее, что истинный Владыка тварей есть Бог и что человек должен пользоваться даруемым ему владычеством в совершенном послушании и преданности воле Божией.
…В отношении к миру Адам поставлен владыкою вселенной; Сын Божий назначен наследником всего (Евр. 1:2).
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Ефрем Сирин
И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Антоний Великий
и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Вопрос. Но почему сначала нам велено владеть рыбами и птицами, а потом скотами, зверями и пресмыкающимися?
Ответ. Сначала дается дерзновение на более слабое. А потом, тем кто дерзнул владеть, тем дается дерзновение обладать более мощными зверями. Или же: раньше произошел из воды род плавающих и пернатых. А потом на поверхности земли появились звери и скоты, и пресмыкающиеся. Подобающим образом рожденные прежде, и были: даны прежде человеку в рабство.
Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 182.
Прп. Максим Исповедник
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Христос, будучи универсальным соединением всего, начинает с нашего разделения и становится совершенным человеком. От нас и через нас Он воспринял все, что присуще нам, кроме греха; и для этого Ему не понадобилось естественное брачное слияние. Думаю, тем самым Он также показал, что был, наверное, и другой предузнанный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами. Христос же упразднил разделение и расчленение естества на мужское и женское, которое, как говорят, не было необходимым для деторождения, по всей вероятности, возможного и без него.
Книга трудных вопросов.
Прп. Иоанн Дамаскин
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Изложение веры.
Блж. Августин
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
…Иногда задают вопрос: разве владычествует человек над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всеми травоядными и хищными животными, коль скоро мы видим, что многие звери убивают людей и многие птицы причиняют вред людям, которые и хотели бы от них избавиться или поймать их, но никак не могут? Так каким же образом мы владычествуем над ними?
Таким людям прежде всего надлежит ответить следующее: многие совершают ту ошибку, что рассматривают человека уже после грехопадения, ибо в этой жизни человек осужден быть смертным и утратил то совершенство, в котором был сотворен по образу Божию.
О Книге Бытия против манихеев.
Если же мы спросим, для чего должна была явиться эта помощница, то какой еще другой вероятный ответ может нам представляться, как не тот, что [она явилась] ради рождения детей, подобно тому, например, как земля служит помощницей семени, чтобы от обоих их вместе рождался кустарник? Об этом сказано и при первоначальном сотворении вещей в словах: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1:27-28). Эта идея сотворения и соединения мужчины и женщины, а также благословение остались и после греха человека и наказания. Благодаря им земля в настоящее время полна людьми, обладающими ею.
Ибо хотя и делается замечание, что они вступили в соитие и начали рождать уже после изгнания из рая, я все-таки не вижу основания, которое бы могло удерживать нас от мысли, что еще в раю у них был брак честен и ложе непорочно (Евр 13:4). Если бы они жили верно и праведно и послушно и свято служили Богу, от семени их, по изволению Божиему, могло бы рождаться потомство без всякого страстного волнения похоти и без всякой трудности и болезни чадорождения. Причем дети не сменяли бы умирающих родителей: в то время как рождающие оставались бы еще в расцвете сил, вкушая от произраставшего в раю древа жизни телесную силу, в такое же состояние приходили бы и рождающиеся, доколе, по исполнении установленного числа людей, не совершилась бы с ними (если бы все они жили праведно и послушно) такая перемена, что животные тела их, обратившись помимо смерти в другое качество, стали бы называться духовными, благодаря тому что служили бы духу и жили духом, который оживлял бы их без всякой поддержки телесного питания. Все это могло бы произойти, если бы преступлением заповеди они не заслужили наказания смерти.
О Книге Бытия буквально.
О граде Божием.
Еп. Виссарион (Нечаев)
И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, [и зверьми] и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли
«Раститеся [плодитесь] и множитеся». Нет сомнения, что в лице первых людей получил сие благословение и весь род человеческий. Оно сохранилось посреди всеобщего проклятия, ибо глубоко насаждено в природе человеческой. Нет также сомнения, что сего благословения, данного первой чете, достаточно, чтобы от нее одной произошел весь род человеческий. «От одной крови Бог произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26). В слове Божием нет ни одного твердого основания к тому, чтобы предполагать многих родоначальников человечества. А резкие различия между племенами рода человеческого по цвету кожи, по строению черепа, по языкам, по образованию легко объясняются различием климатов, различием в пище, в образе жизни, в обычаях, наследственными болезнями, рассеянием племен и смешением языков.
«И наполните землю». Вследствие сего благословения Божия человек не только может обитать во всех углах твердой земли, но и на воде устрояет себе подвижные жилища, и в них двигается по всем направлениям океана.
Толкование на паремии из книги Бытия.
Ориген
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
Лопухин А.П.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле
И благословил Господь людей и отдал им всю власть над всем сущим.
Сила творческого благословения, однажды уже преподанного раньше низшим животным, относилась лишь к их размножению; человеку же даруется не только способность размножения на земле, но и право обладания ею. Последнее является следствием того высокого положения, которое человек, будучи образом Бога на земле, должен был занять в мире.
Творец, по словам Псалмопевца, что повторяет и апостол, «славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8.6-9; Евр 2.7-9). Это одно из лучших выражений мысли о величии и красоте первозданного Адама (т. е. человека), восстановленного в своем, утраченном через грехопадение, первобытном достоинстве, вторым Адамом – Господом вашим Иисусом Христом (Евр 2.9-10).
Самое господство человека над природой должно понимать и в смысле употребления человеком на пользу свою различных естественных сил природы и ее богатств, и в смысле прямого служения ему со стороны различных видов животных, исчисляющихся здесь лишь в порядке их последовательного происхождения и по самым общим их группам.
Прекрасно выражена эта мысль в следующих вдохновенных строках И. Златоуста: «Как велико достоинство души! Через ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, открываются бесчисленные искусства, укрощаются дикие звери! Но что важнее всего – душа знает Бога, Который сотворил ее и различает добро от зла. Один только человек из всего видимого мира воссылает молитвы к Богу, получает откровения, изучает природу небесных вещей и проникает даже в божественные тайны! Для него существует вся земля, солнце и звезды, для него отворены небеса, для него посылались апостолы и пророки, и даже сами Ангелы; для его спасения, наконец, Отец ниспослал и своего Единородного Сына!»