Что значит петь на опоре
Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.
Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.
Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре
1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.
2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.
3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.
4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.
5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.
В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊
Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.
Опора – это не только напряженные мышцы живота
Как отличить пение на опоре
Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.
Для чего нужна опора вокалисту
Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре 😊
Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.
Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.
Опора в пении. Вокальная позиция. Теория и практика
Итак, ещё раз об опоре
«Опора» — это, скорее, образное выражение, наиболее ярко описывающее физическое ощущение в области торса (и даже всего тела) во время пения. Одно из значений слова «опора» — «место, на которое можно встать, твёрдо опереться». Самая главная опора для всего нашего тела — земля: попробуйте сейчас встать и почувствовать, как ваши ноги крепко и уверенно держат вас. Покачайтесь при этом вперёд-назад, влево-вправо. При этом осознайте, что вы не падаете, сохраняя уверенную вертикаль, всегда стремящуюся вверх. С помощью опоры, в которой участвуют ноги, вы управляете энергией физического тела. Вы его хорошо ощущаете, знаете, вы привыкли легко перемещаться из пункта в пункт. При усиленных тренировках на гибкость или силу, растяжку, вы приобретаете другие навыки тела, в которых вы также уверенно можете им управлять, сохраняя при этом общую вертикаль. Один из Законов Мира гласит: «Всё, что существует снаружи, существует у вас внутри». Внутри нас существует диафрагма — основная мышца, при работе которой в пении и создаётся опора. Звук при этом как будто стоит «на ногах», опираясь на неё уверенно и свободно. Любые перемещения звука внутри вас сохраняют общую вертикаль, при которой звук не рассыпается, не «гуляет» частями, как точно также не «гуляет» частями тело, когда вы перемещаетесь в пространстве. При работающей опоре во время пения певец чувствует себя уверенно и свободно, управляя потоком воздуха внутри себя. И это также некое ощущение давления в области брюшины и поясницы, создаваемое певцом для удержания дыхания (удержания воздуха). Такое давление может создаваться и удерживаться при свободной работе диафрагмы.
Во время пения огромную роль играют лёгкие и их работа. Но в связи с этим, это не значит, что чем сильнее вы напрягаете и сжимаете лёгкие и гортань, чем сильнее пытаетесь послать воздушную струю, тем выше и громче выйдет нота. Но, нет! Вокал — это, действительно, труд, требующий особых усилий, но трудиться необходимо в другом направлении.
Во время пения, на протяжении всей фразы лёгкие не должны сокращаться, а даже, наоборот, расширяться — как бы ни парадоксально это звучало. Для этого диафрагму надо не «втягивать» в себя, а наоборот — «выдавливать» из себя для того, чтобы воздух медленно, без усилий, выходил через голосовую щель. При этом при вдохе диафрагма сокращается, а при выдохе диафрагма расслабляется. Все эти кажущиеся парадоксальными вещи надо соединить в своём сознании. Данный метод позволяет избежать проблемы излишнего подсвязочного давления. А значит, звук уже будет лёгким, не напряжённым, гибким и способным на любые ноты. В начале обучения, после первых попыток это может показаться трудным и даже невозможным, но именно этим методом пользовались и пользуются великие мастера вокала.
И ещё: постоянное переживание о том, поднята гортань или опущена, как правило, связано с психологическими зажимами. Поэтому ваша задача — расслабляться перед пением, делать упражнения на расслабления (мы это и делали на уроках) и не думать о том, поднята или зажата гортань, а стараться просто всё делать правильно!
Но хотелось бы отметить, что если вы всё сделали правильно, то лёгкого головокружения (а иногда и боли в области боков, живота, поясницы) вам не избежать.
В случае неудач не стоит бросать заниматься по этой системе, не ищите лёгких путей. Это трудно, но это самая природная школа пения, и, следуя ей, вы будете петь долгие годы, брать любые ноты, иметь огромный диапазон голоса, полётность голоса, возможность петь сутками, не переутомляясь, иметь крепкое здоровье. И помните: правильное понимание опоры — это уже 70% вокала.
2-я часть
При таком способе, тренируясь, необходимо звук переводить в переднюю часть носогубной территории.
Вокальная позиция — это точка во рту, в которую стремится звуковой поток. И правильно будет, если эта точка находится впереди, когда звук формируется перед губами, а не позади (это уже неправильный — «заваленный» звук). То есть формируем переднюю высокую вокальную позицию. Посылание звука в переднюю часть твёрдого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук становится чище, легче, разреженней. И чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественней будет тембр голоса.
Фокус в высокой передней позиции ощущается в середине лба, чуть выше бровей, в точках по краям крыльев носа и и в губах.
Стараемся упереться звуком в переднее небо.
3-я часть
И помните: пение — это удовольствие!
Чем больше удовольствия вы испытываете при работе со звуком, тем отчётливее будут проявляться результаты!
А результаты приходят при последовательном движении в упражнениях, не ускоряясь и не замедляясь в своём темпоритме работы.
Опора голоса — парадоксальное дыхание певца.
Возможно, вы посетили кучу сайтов, чтобы выяснить, что такое «опора голоса» или «опора дыхания», но наткнулись лишь на неясные термины. Не удивлюсь, если вы совершенно запутались, так и не разобравшись, зачем же нам петь на опоре. «Опора дыхания», так же известная как «парадоксальное дыхание», до сих пор вызывает массу споров и порождает заблуждения у начинающих певцов. А, действительно, зачем нам опора голоса?
Опора голоса и ее значение в пении
Случалось ли такое: когда вы слушали любимый трек и хотели подпеть певцу в порыве чувств, казалось, что вы легко возьмете верхнюю ноту вместе с ним? Но вместо этого у вас выходил сиплый или слабый звук, а горло перехватывало спазмом?
Многие после такого начинают думать, что у них нет ни слуха, ни силы голоса. И это ошибка! Я глубоко убеждена, что петь могут все. Просто нужно знать механизмы, как контролировать голос, чтобы им управлять. Одним из таких важных механизмов является опора дыхания.
Певцы-профессионалы утверждают, что петь надо, опирая звук в центр диафрагмы (как это, интересно, сделать?), другие, что нужно чувствовать непрерывный столб дыхания и контролировать давление под связками (еще нелегче!), третьи — что нужно звучать, как полая труба всем своим телом… А Федор Шаляпин, вообще, заявлял, что поет пятками, чувствуя, как в них резонирует звук, и это была его опора.
Но все вокалисты сходятся в одном:
благодаря пению на опоре мы можем легко брать высокие ноты и долго их держать, не испытывая при этом дискомфорта в горле и на связках.
опора дыхания и постановка голоса
Все чаще люди решают заняться вокалом не только, чтобы научиться красиво петь и потом выступать на сцене. Но и ради того, чтобы просто «поставить голос». Это могут быть дикторы, актеры, учителя, юристы — люди, которые активно используют голос в профессии.
В этой статье мы обсудим, что такое опора дыхания, но не опора звука в целом. Между этими понятиями есть различие. Опора звука относится к общей постановке голоса.
Термин «постановка голоса» означает развитие вокальных данных ученика в комплексе, с совершенно разных сторон, под чутким присмотром педагога вокала.
Общая постановка у певцов включает работу с дыханием, гортанью, голосовыми связками, резонансом звука. Многие этапы певческой постановки голоса я описываю в статьях блога OVOCALE в разделе «Основы пения».
Часто «постановку голоса» приравнивают к пению на опоре, к поставленному «на опору» голосу. Но вы должны понимать, что «опора дыхания» еще не включает в себя всю постановку голоса, это только один из ее этапов, пусть и самый важный.
Певческий голос ставится несколько лет. А постановка дыхания происходит за пару месяцев при каждодневных тренировках ученика.
ОПОРА дыхания и работа ДИАФРАГМЫ
Опора дыхания управляет выдохом при пении с помощью диафрагмы и брюшных мышц. Она зависит от слаженной работы вокального пресса, который включает:
Картинка выше напомнит, как в изменяется положение диафрагмы: при вдохе она опускается, при выдохе поднимается куполом. Когда вы освоили этот тип вдоха и постоянно дышите животом в жизни, можно начинать тренировать диафрагму и ставить голос на «опору».
Два типа опоры дыхания в вокале
Есть два способа пения на опоре. Оба они зависят от того, каким образом работают ваши мышцы вокального пресса:
Первым способом мы пользуемся, когда поем на удобных нотах, когда распеваем, растягиваем звук, удерживаем выдох. Любые мелодичные распевки или песни с протяжными нотами подойдут в качестве тренировки такой опоры дыхания.
Лайфхак для голоса #3. Пение на опоре — управляй дыханием!
Ниже вы найдете упражнение на пение на опоре, которое использует задержанный вдох. Эта уникальная техника сделает вашу диафрагму более активной, научит удерживать дыхание и равномерно расходовать воздух при звукоизвлечении.
Ранее мы обсуждали, что такое пение на опоре — оно же “парадоксальное” дыхание у певцов. Если вам не совсем ясно, о чем речь, я советую пройти по ссылке выше и почитать теорию, а потом возвращаться сюда. Данный лайфхак поможет закрепить теорию на упражнеии и научиться петь на крепком дыхании.
Упражнение на задержку дыхания при Пении на опоре.
У данного упражнения на задержку дыхания много аналогов. Еще знаменитый исследователь певческого голоса В.П.Морозов говорил, как важно уметь петь на задержанном вдохе. Это и является пением на опоре.
Задержанным вдохом управляет диафрагма. Она активно подключается к процессу дыхания, расширяется и удерживает воздух. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма при пении на опоре, сделайте следующее:
Подойдите к стене и встаньте вплотную к ней лицом
Сделайте вдох в «живот».
А правильнее сказать, в нижнюю часть грудной клетки, так чтобы раздвинулись нижние ребра. Диафрагма расширяется вместе с ребрами. При правильном вдохе передняя стенка живота пойдет вперед. Появится ощущение, словно вы надули небольшой «шарик» в солнечном сплетении. Этим «шариком» вы вплотную прикасаетесь к стене.
Задержите дыхание после того, как вдохнули
Вдох и пауза. Во время паузы на задержанном вдохе касайтесь надутым солнечным сплетением стены на задержке дыхания. Почувствуйте сопротивление стены к передней стенке живота. Ощутите напряжение в расширенных мышцах ребер и диафрагмы.
Начните медленно выпускать воздух, но не сдувать живот
Чем больше вы выдыхаете, тем сильнее удерживайте мышцы диафрагмы и живота надутыми, словно продолжаете расширяться. Должно сложиться ощущение, что при выдохе вы все еще продолжаете вдыхать (парадокс вокального дыхания, помним?). Выдыхайте и толкайте стену расширенной диафрагмой с такой силой словно пытаетесь сдвинуть ее с места.
Приложите усилия!
Плохо, если надув шарик на солнечном сплетении и начав толкать стену, вы отклоняетесь от нее. Вам нужно прислониться к ней, как можно сильнее, чтобы создать сопротивление и получить обратную опору и давление на мышцы от стены. Вступайте с ней в борьбу!
Повторите упражнение уже с голосом
Отойдите от стены и сделайте такой же вдох и выдох
Когда вы смогли не сдуваться на ЗВУКЕ, можно тренироваться без стены. Отойдите от нее, спойте любой звук, надув «шарик» на солнечном сплетении, как будто толкаете стену. Диафрагма расширяется и живот идет вперед. Именно эти мышечные движения и подразумевают пение на опоре, их нужно тренировать до навыка в мышечной памяти.
Педагоги вокала советуют представлять, что вы толкаете диафрагму вниз при пении, словно опираетесь на нее, и в этом заключается опора звука. Используйте этот образ, если он помогает.
Но я советую вам для начала разобраться в физиологии дыхания. Изучить собственные ощущения в теле, чтобы осознать все механизмы работы голоса. А потом уже искать подкрепление в образах и метафорах.
Научитесь петь на опоре в школе вокала онлайн!
ошибки при пении на задержанном дыхании.
Хочу предостеречь от таких ошибок:
Задержать и удержать! ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ «ОПОРЫ»
Вот вам главный секрет вокального дыхания: после вдоха всегда должна быть небольшая пауза, и только потом выдох. Во время этой паузы диафрагма успевает «собраться», удержать расширенное состояние, удержать воздух.
Запомните эту «формулу» если хотите научиться хорошо петь.
Сначала пауза после вдоха будет длинной, когда вы только начнете выполнять упражнение на вокальную опору. Вам потребуется время, чтобы «зафиксировать» вокальные мыщцы. Но чем чаще вы будете обращать внимание на эту паузу, тем быстрее она войдет в привычку и станет маленькой и незаметной.
Со временем вы перестанете замечать задержку после вдоха совсем, пауза будет присутствовать и при исполнении песни, но быть микроскопической. Это необходимо для диафрагмы, чтобы успеть сгруппироваться и приступить к работе.
Моя практика показала, что если ученики не задумываются о данной схеме: вдох-пауза-выдох, они не могут контролировать свое дыхание полностью, спускают весь воздух на первых нотах, а голос лишается поддержки дыхания и опоры при пении.
Как применять лайфхак в песнях?
Задержанное дыхание пригодится в песне на сложных высоких нотах или там, где нужно долго тянуть звук и экономить выдох.
Спойте песню целиком, прислонившись к стене и толкая ее расширенной диафрагмой на задержанном вдохе, как описано в лайфхаке. Это включит в работу ваш певческий выдох и опору голоса.
Затем отойдите от стены и спойте песню еще раз, вспоминая ощущения напряжения в вокальном прессе. Высокие ноты начнут получаться лучше. Важно чередовать тренировки со стеной и без.
После таких тренировок мышцы непроизвольно будут повторять эти движения во время пении песни и удерживать воздух. Однако, напомню: держать живот надутым всю песню в зажатом виде не очень полезно. Не давите на «опору», а просто держите мышцы ребер и живота в легком тонусе.
Резюмируем — опора звука у вокалиста подразумевает постоянную работу с выдохом. Дыхание нужно удерживать, равномерно расходовать, а не толкать рывками. Техника задержанного вдоха, которая использует парадоксальное дыхание, учит именно такому подходу: вы придерживаете воздух, аккуратно его выводите. Плавный воздушный поток делает голос сильным. Ведь каким будет выдох, таким будет и звук.
Вокальный парадокс!
Опора при пении — это ощущения, когда ваши мышцы выводят воздух, но одновременно удерживают выдох.
Данный лайфхак для голоса как раз позволяет научиться и тому, и другому. Приучайте мышцы живота, солнечного сплетения и ребер быть активными.
Есть ли у вас свои лайфхаки на опору голоса? Напишите мне про ваши ощущения в комментариях, насколько легко получается задерживать вдох.
12 комментариев
Спасибо. Попробовал, думаю помогло.
Я очень рада! Еще больше интересного можно найти по следующей ссылке: http://ovocale.ru/lifehack-uprajnenie-na-razvitie-dihanija/
Все понятно и внятно
Спасибо вам огромное! Спустя год занятий с помощью вашего лайфхака я поняла как правильно дышать на опоре, даже после первого упражнения легко получилось спеть, но не всегда получается, надо чаще заниматься)))
Очень рада, что мой опыт пригодился! А каким вокалом занимаетесь, если не секрет? Академический или эстрадный?)
Я пою в арт фолк группе, стилизованные народные песни))) Но иногда приходится и эстрадные петь) Мне очень помогло ваше упражнение, я в течении года в интернете искала всевозможные упражнения и делала их на опору, но понимания небыло как она работает, а тут сразу поняла)))
Очень интересный жанр! Надеюсь, другие статьи блога тоже вам пригодятся. Удачи в вашем творчестве! И всегда буду рада вашему мнению, как поющего и выступающего человека о тематике, которой я касаюсь:)
Спасибо. Другие статьи ваши мне тоже интересны и я так же их читаю))
Елена, здравствуйте! Очень понравилась Ваша статья. Доходчиво и лаконично. У моего внука хороший слух, а голосок тонкий и чистый. Но больше субтоновый. Он свой голос не любит, считает его «второсортным». Но на грудном резонаторе, даже на разговорных нотах зажимает сильно звук. Ему скоро 8. Подскажите, с какого возраста можно обучать детей правильному пению? Он плохо дышит, плохо берет дыхание, не хватает даже на строчку, поэтому плечами шевелит. Очень- очень благодарна за ответ!
Татьяна, благодарю за интерес к блогу и Ваш вопрос. «Субтоновый» тембр — предположу, что вы имеете ввиду пение с «воздухом», на придыхании. Подскажите, при разговоре у Вашего внука звонкий тембр? Когда он говорит, слышно ли «субтон» в голосе? Если да, возможно, просто так устроена его физиология. За свою практику я встречала такое несколько раз у детей до 12 лет. Отправляла их к фониатору. Советую сделать Вам тоже самое, чтобы убедиться, что с физиологией все отлично. Возможна и ранняя мутация у мальчиков, и узелки на связках, даже у детей. Если проблем нет, то нужно ставить дыхание. Это значит не выпускать его много, выдыхать столько же как при разговоре. Совмещать разговорные упражнения и певческие. Мне нравится методика Ирины Цукановой, пользовалась ей для постановки дыхания у детей… Если звук зажимаетеся на разговорных нотах, предположу, что ребенок просто не удерживает дыхание мышцами ребер. И тренировать нужно именно их. А еще сбавлять громкость, не петь громко. Это первое, что снимает зажим.
Искренне благодарен за эту подсказку со стеной, я наконец то понял, что такое говорить на опоре!
Спасибо!
Сергей! Я рада Вам помочь:) Желаю успехов в вокальной технике и певческом дыхании!
Пение на опоре и управление дыханием
В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!
На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.
Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.
Преимущества пения на опоре
Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:
Физиология процесса
Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.
Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.
Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.
Как почувствовать опору
Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:
ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.
Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.
Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.
Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.
Упражнения для развития опоры и атака звука
Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.
Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:
Советы по пению с опорой:
Ошибки при задержке дыхания
Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают: