Что значит пережить бога

valohan

ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ? (I. ПЕРЕЖИВАТЬ БОГА)

Оценить эту запись

Теперь мы перейдём ко второму вопросу. Что такое переживание жизни? Если мы увидели, что такое жизнь, нам будет легко понять, что такое переживание жизни.
I. ПЕРЕЖИВАТЬ БОГА

Мы увидели, что жизнь — это Сам Бог. Бог, который втекает в нас, которого мы принимаем и переживаем, является жизнью. Следовательно, переживать Бога — значит переживать жизнь. Все переживания жизни связаны с тем, что мы переживаем Бога и касаемся Его. Если в каком-то переживании мы не касаемся Бога, то это не переживание жизни.
Например, иногда человек кается не из-за того, что получил озарение от Бога, а из-за самоанализа. Поскольку такое покаяние не побуждает человека касаться Бога, то это не является переживанием жизни. Покаяние как результат Божьего озарения, разумеется, заставит человека коснуться Бога, и потому оно является переживанием жизни.
Всё, что исходит из собственного поведения человека, не является переживанием жизни. Это нечто искусственное, результат самостоятельной работы человека; это не результат того, что Бог прошёл через человека или что человек прошёл через Бога, и потому не может считаться переживанием жизни.
Что же тогда можно считать переживанием жизни? Это переживание, которое является результатом того, что Бог прошёл через человека, а человек прошёл через Бога. Например, когда мы молимся, мы встречаемся с Богом, получаем озарение, видим свою вину и решаем эту проблему перед Богом. Мы не пытаемся сами обнаружить свою вину, но, когда мы приближаемся к Богу, Он внутренне встречается с нами, и благодаря этому мы видим свою вину. Бог есть свет, поэтому, когда мы встречаем Его, мы видим свою вину в Его свете. Мы естественным образом исповедуемся Богу и просим очистить нас кровью Господа. В результате Бог проходит через нас и мы проходим через Бога. Такое переживание побуждает нас переживать Бога, поэтому оно является переживанием жизни.
Все переживания жизни исходят от Бога и являются результатом Его работы внутри нас; поэтому они побуждают нас касаться Бога и переживать Его. Любые другие переживания не являются переживанием жизни, потому что жизнь — это Сам Бог и переживать жизнь — значит переживать Бога. Следовательно, все подобные переживания Бога должны являть жизнь (Флп. 2:13-16).

Источник

Встреча человека с Богом

«Неуже­ли тот свет, кото­рый меня согре­вал всю жизнь, есть лишь отблеск Вели­ко­го Света!»

«Верую!»

Мно­го лет назад, когда я толь­ко при­шел в цер­ковь, в жиз­ни про­изо­шел такой слу­чай. Мы с това­ри­щем отпра­ви­лись в сту­ден­че­ское обще­жи­тие к зна­ко­мой сту­дент­ке, кото­рая толь­ко при­бли­жа­лась к обре­те­нию веры. Завя­зал­ся раз­го­вор о рели­гии, и подру­га спро­си­ла: «Зачем вы ходи­те в храм?» В этом вопро­се не содер­жа­лось ни кол­ко­сти, ни насмеш­ки. Она и прав­ду хоте­ла понять. Тогда това­рищ отве­тил: «Не надо нас счи­тать глу­пы­ми — если бы мы ниче­го в хра­ме не чув­ство­ва­ли, не ходи­ли бы туда». Сло­ва уди­ви­ли меня, пото­му, что в тот момент я ниче­го не чув­ство­вал в хра­ме. Толь­ко спу­стя вре­мя Бог появил­ся в моей жиз­ни как несо­мнен­ная реаль­ность, при­шло то, что на Афоне назы­ва­ют «чув­ством Бога». Но и здесь всё при­хо­ди­ло постепенно.

Атеистическое наследие

Если чело­век нико­гда не испы­ты­вал уве­рен­но­сти, что Бог есть, то разо­брать­ся логи­че­ски – «есть Он или нет?» – очень слож­но. При­чём, если уве­рен­но­сти не было, то серд­це, ско­рее, убе­дит­ся в том, что Бога нет. «Нет» пото­му, что я Его «не чув­ствую». А то, что гово­рят дру­гие, – их боль­ная фан­та­зия. Так чело­век ста­но­вит­ся ате­и­стом. Одна­ко, ате­изм не даёт отве­та на вопрос: «Что мне нуж­но сде­лать, что­бы убе­дить­ся, что Бога нет?». Един­ствен­ным осмыс­лен­ным и логи­че­ским отве­том мог­ло бы быть: нуж­но прой­ти путём рели­гии и на лич­ном опы­те узнать, есть ли Бог?

Одна совет­ская девоч­ка по име­ни Оль­га в дет­ском саду игра­ла с дру­ги­ми детьми. Они обсуж­да­ли какие у Бога, гла­за, уши, руки. Глу­по шути­ли по это­му пово­ду. Но при этом у них было чув­ство глу­бо­ко непра­виль­но­го поступ­ка, кото­рое рож­да­ет­ся, когда дела­ешь что-то очень нехо­ро­шее. Дети эти были нево­цер­ко­в­лён­ны­ми и дома нико­му из них о Боге не говорили.

Детям не надо рас­ска­зы­вать, что Бог есть – они Его и так ощу­ща­ют, пото­му что их серд­ца ещё не ослеп­ле­ны гре­хом. Один пяти­лет­ний маль­чик счи­тал себя ком­му­ни­стом. Пра­ба­буш­ка рас­ска­за­ла ему, что Бог есть, и пока­за­ла ико­ны. Он же, посколь­ку «был ком­му­ни­стом», очень разо­злил­ся, пошел в свою ком­на­ту, встал на чет­ве­рень­ки и начал бегать по кру­гу и кри­чать: «Бога нет, Бога нет! Бога нет. ». Но при этом у него было чув­ство, что надо бегать быст­рее, что­бы Бог в него мол­нией не запустил…

И дей­стви­тель­но то, что Бог есть, мож­но понять даже вгля­ды­ва­ясь в мир. Ясно, что такая кра­со­та не мог­ла воз­ник­нуть сама по себе. Но есть вопрос: какое отно­ше­ние име­ет Бог к моей лич­ной жиз­ни? Как гово­рил Клайв Лью­ис: «Какое отно­ше­ние то, что Он умер и вос­крес име­ет лич­но ко мне?»

Здесь мож­но ска­зать, что душа чело­ве­ка тос­ку­ет. Тос­ку­ет даже когда у него есть всё. Душа чело­ве­ка очень вели­ка и её невоз­мож­но насы­тить ни день­га­ми, ни веща­ми, ни удовольствиями.

Душа тос­ку­ет о насто­я­щей люб­ви. Сама исто­рия пока­зы­ва­ет, что без Бога это жела­ние удо­вле­тво­рить невоз­мож­но. Хотя боль­шин­ство людей Бога не чув­ству­ет, но те из них, кто Его ощу­тил, гово­рят удив­лён­но: «Неуже­ли тот свет, кото­рый меня согре­вал всю жизнь, есть лишь отблеск Вели­ко­го Света!»

С точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия Бог дей­ству­ет в жиз­ни каж­до­го кон­крет­но­го чело­ве­ка, все­гда, все­це­ло и посто­ян­но, а не с того момен­та, как ты об этом поду­мал и не толь­ко в древ­но­сти. И узнать, что Бог явля­ет­ся участ­ни­ком нашей жиз­ни мы можем через лич­ную молит­ву. Я видел в жиз­ни свя­щен­ни­ков, кото­рые, молясь, обща­лись с Богом и пере­да­ва­ли свой настрой свя­то­сти дру­гим. Видел и тех свя­щен­ни­ков, для кото­рых бого­слу­же­ние было все­го лишь обря­дом, они не чув­ство­ва­ли Его. Конеч­ный смысл служ­бы в хра­ме – живая встре­ча людей с Хри­стом и после­ду­ю­щая жизнь с Ним, в кото­рой посто­ян­но рас­ши­ря­ешь в серд­це место для Него. Для обре­те­ния Его в церк­ви есть всё. Цер­ковь и служ­ба стро­ят­ся вокруг при­ча­стия – кото­рое и есть Его обретение.

Когда-то, когда я начи­нал ходить в храм, я тоже ниче­го не чув­ство­вал в служ­бе. Но я гово­рил себе, что самые луч­шие люди зем­ли испы­ты­ва­ли в служ­бе пол­но­ту бла­жен­ства. Ходил и читал бого­слу­жеб­ные кни­ги. И спу­стя года два при­шло живое чув­ство Бога, кото­рое с года­ми толь­ко воз­рас­та­ло. Но как имен­но оно при­шло? – это и для меня тайна.

“Дух дышит, где хочет, и голос его слы­шишь, а не зна­ешь, отку­да при­хо­дит и куда ухо­дит: так быва­ет со вся­ким, рож­ден­ным от Духа”, – так Хри­стос гово­рил Нико­ди­му. Сей­час, спу­стя годы, вижу, что мне помог­ли обре­сти чув­ство Бога частое при­ча­стие и доб­рые дела. Кро­ме того, обре­те­нию «чув­ства Бога» помо­га­ет вни­ма­тель­ная молитва.

Приобрёл опыт – поделись с другими

Одна моя хоро­шая подру­га по име­ни Оль­га рас­ска­зы­ва­ла, как при­дя в храм дол­гое вре­мя ниче­го не ощу­ща­ла, а на бого­слу­же­нии совсем не пони­ма­ла про­ис­хо­дя­ще­го. Пони­ма­ние при­шло к ней через чте­ние книг по литур­ги­че­ско­му бого­сло­вию, а чув­ство Бога через частое (несколь­ко раз в неде­лю) посе­ще­ние хра­мо­вой службы.

Молит­вы по молит­во­сло­ву — это толь­ко часть молит­вен­ной прак­ти­ки. Нам очень важ­но гово­рить с Богом сво­и­ми сло­ва­ми, чем боль­ше, тем луч­ше – об этом мож­но про­честь у свя­тых отцов, а молит­во­слов толь­ко помо­га­ет настро­ить душу на пра­виль­ный (пра­вед­ный) лад. Это подоб­но тому, когда ребе­нок, обу­ча­ясь музы­ке, игра­ет клас­си­ку, а сам импро­ви­зи­ру­ет. Клас­си­ка при­об­ща­ет его душу к высо­те, помо­га­ет импро­ви­за­ции и после­ду­ю­ще­му сочи­не­нию соб­ствен­ной музыки.

Стра­да­ние про­хо­дит, а его опыт навсе­гда оста­ёт­ся. Леон Блуа.

Бла­жен­ны те души, кото­рые ищут пере­жить «реаль­ность Бога». Бог для них – сокро­ви­ще серд­ца. Стра­да­ние так же есть место встре­чи чело­ве­ка и Бога. Это опыт встре­чи с Небом, так как испы­тан­ная боль дела­ет душу чут­кой к истине.

Вера – это при­сут­ствие Бога в чело­ве­ке, а не толь­ко дове­рие исто­ри­че­ским фак­там, каса­ю­щим­ся рели­гии. Насколь­ко Дух Свя­той напол­ня­ет серд­це, настоль­ко чело­век ощу­ща­ет реаль­ность суще­ство­ва­ния духов­но­го мира.

Вера даётся за чистоту жизни

Одна­жды я спро­сил стар­ца Илия Оптин­ско­го (Нозд­ри­на): «Как научить­ся верить?». Он отве­тил: «Вера даёт­ся за чисто­ту жиз­ни». Бог при­хо­дит по мере наше­го очи­ще­ния от зла. К это­му откры­тию при­хо­ди­ли не толь­ко подвиж­ни­ки. Фран­цуз­ский мате­ма­тик Блез Пас­каль сове­то­вал дру­гу умно­жать веру умень­ше­ни­ем гре­хов, а не уве­ли­че­ни­ем доказательств.

Если бы я спро­сил само­го себя, как не сой­ти с пути веры, то дал бы себе три сове­та. Пер­вый – нахо­дить вре­мя для часто­го посе­ще­ния литур­гии и часто­го при­ча­стия. Я при­шел в храм почти 14 лет назад и не имел ника­ко­го живо­го ощу­ще­ния Божье­го при­сут­ствия. Как, впро­чем, и все мои дру­зья. Девуш­ка Оль­га гово­ри­ла мне, что при­хо­ди­ла в храм как к сосед­ке без вся­ко­го живо­го чув­ства Гос­по­да в серд­це. Я понял, что не смо­гу «жить Богом» без его помо­щи. Тогда я стал при­ча­щать­ся каж­дое вос­кре­се­нье. Но и тогда чув­ство «при­сут­ствия Бога» при­шло не сра­зу. Я верил, и оно при­шло, и Бог стал явью, а не фило­соф­ской кате­го­ри­ей, как это быва­ло рань­ше. Хри­стос не скры­ва­ет­ся от нас и в ответ на наши уси­лия выхо­дит навстречу.

Вто­рой совет – все­гда пом­нить, что все люди вокруг нас ост­ро нуж­да­ют­ся в люб­ви и забо­те. Бук­валь­но в том же хра­ме, где мы сто­им, есть десят­ки ста­ру­шек, кото­рые дав­но не верят, что кому-то нуж­ны на зем­ле. Подой­ди­те к одной из них, заго­во­ри­те, про­во­ди­те до дома. Нач­ни­те ей помо­гать хотя бы раз в неде­лю. А, если вам это труд­но – дай­те ей немно­го денег. Ско­ро вы узна­е­те, что в хра­ме или нет, или почти нет ни одной ста­руш­ки, кото­рая бы не нуж­да­лась в забо­те и хоро­шо пита­лась. По скром­но­сти они не захо­тят у вас ниче­го брать – всё рав­но давай­те. Радуй­те дру­гих, и Бог сра­зу же обра­ду­ет вас той бла­го­дат­ной радо­стью, кото­рую мож­но не узнать даже, про­хо­див в храм два­дцать лет, если ты не живёшь для других.

Свя­той Нико­лай Серб­ский гово­рил, что если бы моло­дой чело­век спро­сил его: «Как спа­сти свою душу?» – он бы посо­ве­то­вал толь­ко взять на себя забо­ту хотя бы об одном несчаст­ном человеке.

Один мой зна­ко­мый в хра­ме про­тя­нул одной груст­ной ста­руш­ке 20 гри­вен. Она рас­цве­ла, пре­об­ра­зи­лась. На её лице появи­лась радость. Она пла­ка­ла и обни­ма­ла это­го чело­ве­ка, спра­ши­ва­ла, как зовут его и чле­нов его семьи. С тех пор она на каж­дой служ­бе под­хо­ди­ла к нему, обни­ма­ла и радо­ва­лась, что нуж­на ему. А боль­ше это­го нет ниче­го на свете…

И тре­тий совет – обще­ние с людь­ми глу­бо­кой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощу­тим Его, обща­ясь с ними. Рядом с подвиж­ни­ком даже воз­дух зве­нит от при­сут­ствия Свя­то­го Духа и небо сра­зу ста­но­вит­ся реаль­ным и близ­ким. Не всем посчаст­ли­вит­ся встре­тить свя­то­го в жиз­ни, но мы можем читать жития свя­тых. Таких жиз­не­опи­са­ний теперь мно­го, и они все доступ­ны в Интернете.

Я слы­шал об одной про­те­стант­ке, кото­рая при­ня­ла пра­во­сла­вие толь­ко пото­му, что про­чла кни­гу стар­ца Софро­ния о Силу­ане Афон­ском. Читая она «явно ощу­ти­ла свет, схо­дя­щий со стра­ниц на душу» – дру­гих дока­за­тельств ей уже не надо.

Дела и молитва

Бог позна­ёт­ся опыт­но дела­ми и молит­вой. Путём дея­тель­ной помо­щи дру­го­му. В Евро­пе был слу­чай, когда чело­век хотел спрыг­нуть с моста и его уви­дел пра­во­слав­ный священник.

Он ска­зал само­убий­це – «вам ведь теперь день­ги не будут нуж­ны – пой­ди­те раз­дай­те ваши день­ги нищим, а потом воз­вра­щай­тесь и спрыг­ни­те с моста». Моло­дой чело­век согла­сил­ся и раз­дал день­ги. Когда он это сде­лал, то сно­ва ощу­тил жела­ние жить.

Откры­ва­ет­ся Бог и в молит­ве. При­ве­ду по это­му пово­ду исто­рию, кото­рую рас­ска­за­ла Еле­на Ред­ко­ка­ша, пре­по­да­вав­шая в пятом клас­се уро­ки хри­сти­ан­ской этики.

На уро­ке одна девоч­ка ска­за­ла ей: «я рань­ше не вери­ла, а теперь силь­но верю в Бога». Лена спро­си­ла её: «Поче­му?». Девоч­ка рас­ска­за­ла, одна­жды, роди­те­ли ушли куда-то в гости оста­вив её одну. Она боя­лась, а тут в доме неожи­дан­но погас свет. Она очень испу­га­лась и ска­за­ла так: «Гос­по­ди, если Ты есть, пусть свет зажжёт­ся». И свет тот­час зажегся.

У одних людей встре­ча с Богом про­хо­дит ярко, у дру­гих тихо и почти незаметно.

Чело­век ходил в храм, но не имел «чув­ства Бога». Тогда он ска­зал себе – «свя­тые испы­ты­ва­ли на служ­бе пол­но­ту радо­сти и обре­та­ли под­лин­ный смысл бытия». И он, дове­рив­шись опы­ту свя­тых, стал ходить на служ­бу ниче­го при этом не ощу­щая. А спу­стя несколь­ко лет он с удив­ле­ни­ем заме­тил, что «ощу­ща­ет Бога» внут­ри и рядом. Когда это чув­ство при­шло – он и не заметил.

Самое уди­ви­тель­ное в пра­во­сла­вии – «живое бого­об­ще­ние с Живым Богом». Не выду­ман­ные пере­жи­ва­ния, а живое обще­ние, кото­рое напол­ня­ет душу миром и радо­стью. И в доб­рых делах мы встре­ча­ем­ся с Богом, и в цер­ков­ных таин­ствах, и в молитве.

Молит­ва – это встре­ча с Богом Живым. Пра­во­сла­вие даёт чело­ве­ку непо­сред­ствен­ный «доступ» к Богу. Если, допу­стим, мусуль­ма­нин, вни­ма­тель­ный к себе, гово­рит, что у него нет чув­ства, что его кто-то слы­шит (как гово­рил это буду­щий пра­во­слав­ный индо­не­зи­ец Бам­банг Дви Бъято­ро), то «пра­во­слав­ные живут в чув­стве при­сут­ствия Бога, ощу­ща­ют Его при­сут­ствие в молит­ве». Ниче­го подоб­но­го нет вне православия.

Источник

«Христос стоял у стола напротив меня» — реальные истории о встрече людей с Богом

К празднику Сретение Господне

Приблизительное время чтения: 7 мин.

«Видели очи мои спасение Твоё», — сказал праведный Симеон, когда на его руках оказался маленький Богочеловек (Лк 2:30). С этого мгновения Симеон и стал «Богоприимцем», доказав на себе, что главная надежда христианской веры — возможность личной встречи с Богом — не напрасна.

К празднику Сретения Господня «Фома» собрал 4 истории о таких удивительных и непростых, но вопреки всему состоявшихся встречах человека и Бога. Люди, о которых пойдет речь, были разных мировоззрений и дальнейшие их пути были различны — не все они стали православными, однако это «сретение» навсегда изменило их жизнь.

Клайв Льюис: «принудь войти»

Что значит пережить бога. Смотреть фото Что значит пережить бога. Смотреть картинку Что значит пережить бога. Картинка про Что значит пережить бога. Фото Что значит пережить бога

«Нелегко молодому атеисту уберечь свою веру. Опасности подстерегают его на каждом шагу», — с остроумной изящностью заметил как-то знаменитый британский писатель, поэт и публицист Клайв Льюис (1898–1963). До обращения в христианство, ему, агностику (то есть тому, кто подвергает сомнению чью-либо претензию на объективную истину), долгое время казалось, что он с успехом избегает «встречи» с Богом. Льюис не подозревал, что на самом деле уже давно «настигнут радостью», как он сам и признавался позднее в одноименной книге.

Его окончательное «сретение» случилось в Оксфорде. Кто-то вошел к нему без стука, без спроса и предупреждений. «Молодой атеист» был застигнут врасплох.

В дальнейшем Клайв Льюис оставался протестантом-англиканином. Он создал удивительный сказочный мир Нарнии и написал целый ряд прекрасных книг по христианской апологетике, которые до сих востребованы и любимы многими православными христианами.

Иеромонах Серафим Роуз: «ты дома, поиски окончены»

Что значит пережить бога. Смотреть фото Что значит пережить бога. Смотреть картинку Что значит пережить бога. Картинка про Что значит пережить бога. Фото Что значит пережить бога

Серафим Роуз (1914–1982), знаменитый христианский мыслитель, иеромонах и подвижник, до своего обращения к православию категорически отрицал возможность встречи с Богом. Утонченный и начитанный интеллектуал, знаток восточных религий и западной философии к вере из отчаяния своего нигилизма прорвался будто бы случайно — просто попав на православное богослужение. В тот день он не понимал ни о чем поют, ни о чем читают в храме, но ощущение того, что здесь его дом, оказалось настолько сильным, что все сомнения страдающего мыслителя отпали. «Сретение» состоялось.

«Долгие годы своих занятий я удовлетворялся тем, что был выше традиций, оставаясь каким-то образом верным им. Я пошел в православную церковь, чтобы посмотреть на еще одну “традицию”. Однако когда я вошел туда — это была русская церковь в Сан-Франциско, — со мной случилось нечто, чего я никогда не испытывал раньше ни в буддистском, ни в каком другом восточном храме, что-то в моем сердце сказало: ты дома, поиски окончены. Я не знал, что это значило, служба была мне абсолютно незнакома и шла на иностранном языке. Я стал посещать православные богослужения, постепенно изучая язык и традиции. Когда я раскрылся для Православия и православных, я начал осознавать, что истина — не просто абстрактная идея, искомая и познаваемая умом, но нечто личностное, даже больше, некая Личность, Которую ищет и любит сердце. Так я встретил Христа».

Митрополит Сурожский Антоний: как попытаться «покончить» с христианством и встретить Бога

Что значит пережить бога. Смотреть фото Что значит пережить бога. Смотреть картинку Что значит пережить бога. Картинка про Что значит пережить бога. Фото Что значит пережить бога

Митрополит Сурожский Антоний (1914–2003) — один из самых известных христианских проповедников XX века. Его книгами и сегодня зачитываются тысячи людей по всему миру. Встрече Андрея (так звали его до монашеского пострига) с Богом предшествовало полное недоверие ко всякому носителю и проповеднику так называемой объективной истины: любой окончательный ответ казался ему тогда пошлым и однобоким.

Однажды, еще будучи подростком, будущий митрополит оказался на лекции знаменитого богослова — протоиерея Сергия Булгакова. «Сладостные» речи философа о Христе, Евангелии и праведной жизни настолько возмутили юношу, что он, вернувшись домой, решил раз и навсегда покончить со всей этой религиозной чепухой. Он открыл самое короткое Евангелие от Марка, чтобы после прочтения (установка а-ля «Пастернака не читал, но осуждаю», была для него недопустимой, невежественной: «противника» как-никак надо знать в лицо!) отправить христианство на кладбище средневековых пережитков. Андрей не подозревал, что его встреча с Богом уже началась.

«И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос… И это было настолько рази­тельное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и поду­мал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл».

Игумен Никон (Воробьев): «Сретение» в летнюю ночь

Что значит пережить бога. Смотреть фото Что значит пережить бога. Смотреть картинку Что значит пережить бога. Картинка про Что значит пережить бога. Фото Что значит пережить богаВ 1931 году Николай Воробьев (1894–1963) принял монашеский постриг и получил новое имя — Никон, став исповедником в тяжелую эпоху советских гонений, духовником для многих верующих людей и глубоким христианским писателем. Но перед этим ему пришлось преодолеть тяжелый путь поисков и разочарований.

Летом 1915 года Николая настиг глубочайший кризис. Утратив в юности доверие к православию, он бросился на поиски нового смысла жизни. Однако многолетнее ночное изучение философских и научных работ его духовную жажду не утолили, а только еще больше усилили. Однажды доведенный до предела душевными муками, Николай выбежал за город в поле. Его сознание агонизировало отчаянными вспышками, сквозь которые, наконец, прорвался один-единственный осмысленный крик: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?»

И желанный, столь необходимый теперь ответ пришел.

«Невозможно передать, — вспоминал Николай впоследствии — то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!».

Как долго продолжалась эта таинственная встреча Николая с Богом, неизвестно. Но, когда он наконец встал на ноги, было уже далеко за полночь. Все спали.

Источник

Грани отчаяния и Божие присутствие

Как же потрясла меня история одного датского отрока. Она заставила о многом задуматься, многое понять, а на что-то взглянуть заново.

Ему было 11 лет, и он стоял на холме, с отчаянием и злобой всматриваясь в небо. Рядом паслось стадо овец, которое он вывел на пастбище ни свет ни заря. Вокруг – ни души, лишь суровый ландшафт, и так изо дня в день. Голод, одиночество, холод, а летом палящее солнце, и самое страшное – какая-то безнадежная тоска, беспросветность пронизывали душу насквозь. Сквозь его детское лицо, обветренное и изможденное, проходили черты тоски. Так он стоял на этом злосчастном холме, вглядывался в небо, и наконец произнес несколько злых слов, фактически проклятья, обращенные к Богу. Ему казалось, что не по годам тяжкие испытания Бог ниспослал ему совершенно бессмысленно. И тогда зачем Он, такой Бог, вообще нужен?

Небо не разразилось ни громом, ни молнией. Казалось, ответа и нет. Лишь тихое дыхание ветра… Но как удивительно – жизнь отрока чуть ли не в одночасье изменилась в лучшую сторону. Мальчик быстро получил то, о чем так мечтал.

Его имя несколько непривычно для нас – Михаэль Кьеркегор. Жил он в Дании на рубеже XVIII–XIX вв. Известен он больше тем, что впоследствии его собственный сын, Сёрен Кьеркегор, стал знаменитым философом, писавшим прекрасные сочинения на темы христианской нравственности. Но что же сам Михаэль после своего неординарного поступка?

Нежданно-негаданно объявился родной дядя, который взял мальчика-пастуха к себе в Копенгаген и дал прекрасное образование. Дядя успешно вел бизнес, а Михаэль оказался отличным торговцем. Быстро юноша сколотил себе состояние, обзавелся домом, а затем унаследовал весь бизнес почившего дяди. И вот он – богатейший предприниматель Копенгагена. У других дела валились и рушились, словно карточные домики, а у него – ничего, всё оставалось незыблемым и еще возрастало. Когда британский флот подверг город артиллерийскому обстрелу, его дома не пострадали. А когда Данию постиг жестокий экономический кризис, Кьеркегор опять-таки пережил беду без потерь.

Ему завидовали так же, как сейчас завидуют тем, кому удача каждый день улыбается, кого беды боязливо обходят стороной (так по крайней мере завистникам кажется, будто кто-то живет припеваючи). Ему почтительно кланялись на улицах. К нему на обед заезжали даже представители королевской фамилии. Только вот сердце почему-то щемило. При видимом изобилии сердце испытывало тесноту.

Без Тебя, Боже, каждый из нас – сирота

Так тоскует душа, потеряв любимого – и в дорогих хоромах она чувствует свою пустоту, словно и жизни нет. Так дерево, лишенное источников вод, увядает. Так ребенок, потерявший родителя, носит в своих глазах одиночество. Без Тебя, Боже, каждый из нас – сирота.

Переживание счастья или несчастья имеет одну значимую черту. Мы счастливы не тогда, когда имеем вовне, а когда имеем внутри. Невозможно быть счастливым сердцу немирному, беспокойному и тревожному. Переживание счастья – достояние сердца, когда оно чисто, свободно и мирно.

Даже получая чаемые сокровища, но в обход Бога, душа не станет счастливой. Она подобна блуждающему по волнам морским кораблю, трюмы которого наполнены всевозможными запасами и провиантом, но сам корабль не имеет родного причала. Судно ветшает, накопления лежат мертвым грузом, а родной пристани нет. Так и душа, плавая по морю жизни с земным накоплением, тоскует без родного Отечества, без той подлинной Пристани, которой все мы должны достичь.

Отроческий поступок Михаэля – в каком-то смысле выражение ропота, даже бунта, крамолы, которые случаются с каждым из нас: «Я мучаюсь, тружусь на износ, ничего не имею, где же Ты, Боже? Почему Ты не спасаешь меня?» Но если разобраться в глубинах поступка, то внешнее бунтарство часто выражает отчаяние.

Да, да, злые слова зачастую – голос отчаяния. Само отчаяние – крик души, потерявшей опору. Отчаяние – внутренний обвал, крушение наивных надежд на счастье земное. Это своего рода тупик, в котором многие как раз обратились к Богу, ибо лабиринт земных расчетов ведет в никуда. Но есть в этом тупике и свое искушение. Отчаявшийся не ощущает Божия присутствия и потому считает, что Бог оставил его, не помогает, а может, Бога и вовсе нет.

Отчаяние всегда неразумно и потому влечет за собой неразумные действия. Люди злословят порой самых близких, и только лишь потому, что отчаялись в своих надеждах: не знают, как вернуть супруга, как вразумить ребенка, как остановить пьющего родственника, и неожиданно вместо жертвенного добра вдруг обращают к ним свои проклятия. Отчаяние срывает запоры с наболевших чувств, которые выплескиваются наружу в виде неразумных фраз и проклятий. Самое же страшное – когда человек, отчаявшись, проклинает данную ему свыше жизнь, злобно отвергает Бога и думает, что никакого смысла в страданиях нет.

Если ты думаешь лишь о себе, то и пятнышко на твоей одежде может вызвать отчаяние

Секрет отчаяния – в самозамкнутости. Закрывшись внутри себя, мы и не видим иных опор, кроме себя. Еще один секрет отчаяния – в преувеличении личных бед и отсутствии надежды на Бога. Если ты думаешь лишь о себе, то и малое пятнышко на твоей одежде может вызвать отчаяние. Когда же замечаешь, сквозь какие беды Бог ведет ко спасению других людей, то собственные беды блекнут, теряют вес, становятся незначительными.

Секрет отчаяния в том, что отчаявшийся видит только свою беду, но не видит Христа, на кресте за нас распятого. Даже видя Распятого, мы по-прежнему клянчим: «Подай нам то и то, сними нас с наших крестов, мы не хотим быть с Тобой сораспятыми». Человек испытывает отчаяние не потому, что Бог отвернулся, а потому что сам закрылся от Бога, замкнулся на временной неудаче и свел к ней весь смысл жизни, а точнее, утрату смысла.

О чем же говорит нам пример Михаэля? Бог обустроил его жизненный путь, даже когда тот бросался злыми словами. Господь показал ему на самом опыте жизни, что Он всегда находится рядом, слышит и видит, что исполняет сердечные чаяния, и что наши неразумные поступки и такие же неразумные слова не могут затмить Его любви к нам.

Что же мы можем извлечь из этого? Если Господь и при ропоте и негодовании позволяет исполниться нашим мечтам, то не тем ли более Он исполнит просьбы молитвенные? Если при озлоблении нашем Он исполняет наши тайные чаяния, то не тем ли более исполнит чаяния доброй души?

Жизнь человека так устрояется Божиим Промыслом, что выход есть всегда и везде, даже там, где написано: «Выхода нет». Помощь приходит, откуда не ждешь. Господь действует так, как ты и не можешь себе представить. И, значит, доверься Господу, оставь Ему всё управить, предай ситуацию в руки Божии. Он и так, если надо, из голодного, невыспавшегося пастушка сделает всеми уважаемого богатого человека. Но великое счастье – спокойная совесть, когда душа осталась верной Господу своему.

Всегда и везде мы окружены Божией любовью, но воспринимаем ее далеко не всегда

И вот какая удивительная грань, объяснение внутренних страданий Михаэля, да и многих, многих из нас. В нашей жизни внутренние муки – зачастую от нашей неверности. Так, изменивший своей семье человек внутренне страдает, даже если окружен любовью семьи. Он сам закрылся от этой любви, чувствует себя чужим в присутствии самых близких – обманутой второй половинки и преданных детей, испытывает внутреннее раздвоение, совесть жжет его, и он мучается. Закрывшись от света, ты погружаешься в тьму. Спрятавшись от тепла, испытываешь холод. Отвернувшись от Бога, несешь в себе мучение. А значит это только одно – всегда и везде мы окружены Божией любовью, но воспринимаем ее далеко не всегда.

Но почему же в ответ на крик сердца – тишина?

Да потому, что не может услышать тот, кто не слышит. Способный слышать и в тихом веянии ветра распознает Божий знак, призывающий нас к безмолвию от страстей и покою сердца в Боге. Способный видеть и слышать поймет, что Божье благословение – не в обилии земных благ, а в данной нам возможности идти по пути Христа.

Разве наш Бог есть Бог земного комфорта?

Быть со Христом возможно, только следуя за Ним. Какая очевидная истина! Но что она значит? Христос не был повелителем, гордо вознесшим главу, не собирал для Себя сокровищ, не жил во дворцах, не ездил на дорогих колесницах. Христос не пользовался всеобщей популярностью, ибо не заботился об имидже, и знатные люди боялись общаться с Ним, чтобы не испортить себе репутацию. На земле Христос ходил сквозь колючие заросли злых наветов, Его уязвляли злобой и клеветой, Он умер в страшных страданиях, оставленный учениками. Но любит Христос всех бескорыстно. И вот она, тысячи раз повторяемая истина: путь к свету Воскресения пролегает через скорби Голгофы.

Что принесем мы Христу, потратив жизнь на гордость, обогащение, комфорт? Как будем мы со Христом, если никогда не были с Ним, поступая прямо противоположно Ему? Как будешь ты с Тем, Кому никогда ты не был единомыслен и единодушен?

Но сам Михаэль давно уже и горячо молился Богу, учил детей религиозности, однако сквозь всю свою жизнь пронес горькую мысль о своем давнем поступке. И через 70 лет (. ) после события на холме, будучи весьма почтенным 82-летним старцем, он всё еще сокрушался и никак не мог позабыть. Всю жизнь его мучила и терзала мысль, что он возроптал, впал в страшный грех злословия и богохульства, тогда как Господь его вовсе не оставлял, напротив, проявлял заботу о нем и подал ему всё, чего тот хотел. Вот такие удивительные переживания.

Он раскаялся, но, видимо, в его покаянии проскальзывал фатализм. Он полагал, что за его грехи на его род лег тяжкий рок, что он сам и его дети лишены благословения. Так и мы зачастую думаем, что жизнь наша пошла наперекосяк по причине какой-то ошибки, как будто мы способны жить без грехов, а покаяние бесплодно, как будто нет силы преображения, действующей благодатью Духа Святого, как будто Бог напрасно попустил нам пройти через эту ошибку.

У каждого из нас в жизни бывают поступки, о которых мы очень жалеем, которые словно лежат несмываемым пятном, и даже после глубокого раскаяния остается темное воспоминание. Нам всё же хочется, что лучше бы этих грехов и ошибок у нас не было вообще.

Но разве Бог мстителен? Разве отношение к нам Небесного Отца выражается в том, чтобы подмечать очередную нашу оплошность и наказывать за нее? Нет, Бог не мстителен. Он остается верен, когда люди неверны. Он не предаст, когда человек предаст. Он преисполнен благословений, когда наши грешные души наполняют проклятия.

Ты, Боже, благословляющих Тебя благословляешь, но проклинающих не проклинаешь никогда. Люди клянут всех и вся по немощи своей души, по неразумию, а еще, как мы поняли, от отчаяния – надрыв души влечет ломку сознания, и тогда из глубин надорванного сердца исходит неразумный крик. Злословящий неразумен. Злословящий слеп. Злословящий не слышит ничего, кроме своих собственных злословий. Любовь не клянет никого. Любовь исключает отчаяние. Любовь исцеляет душу. А еще Любовь прощает клянущего и продолжает его любить.

Даже мы, будучи злы, не обижаемся на своих малых деток, когда они по неразумию говорят нам что-либо с раздражением. Люди – Твои чада, Боже. Ты, – воплотившаяся Любовь и воплотившаяся Кротость, – заповедал нам: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44–45).

Бездна человеческих падений – ничто пред необъятной бездной Божией любви. Бог и на злословия отвечает земным благотворением. Значит, и мы призваны благословлять проклинающих, благотворить, помогать в надежде, что их совесть пробудится – так же, как пробудилась у мятежного Михаэля.

Но вот еще удивительная грань.

Проклиная или злословя кого-либо, мы вредим только себе. Ибо родившееся в сердце проклятие отравляет, прежде всего, нас самих.

Камни, бросаемые в небо, возвращаются на головы тех, кто их бросал. Таков закон – всемирного тяготения. Ветвь, отсеченная от дерева, медленно засыхает. Это тоже закон – жизни как целостности, и эту целостность необходимо хранить: ветвям – с деревом, детям – с родителями, людям – с Небесным Отцом. Созданный Богом мир призван к единству: всех друг с другом, но, прежде всего, всех с Небесным Отцом. Разрушение единства выражается во вражде. А враждующий утратил любовь и потому губит холодом ненависти собственную душу.

Но отсеченную ветвь можно привить, и она возродится. А камни просто не стоит бросать.

Но на пике отчаяния мы ждем от Тебя, Боже, ответа. И Ты всегда отвечаешь, но не всегда так, как этого хочется нам. Мы клянчим у Тебя, Боже, благ земных. Мы впадаем в отчаяние и готовы проклинать всех и вся, когда не получаем просимого. Но Ты вразумляешь нас, открывая нам новые пути, а иногда и исполняя наши неразумные просьбы. Тогда мы на личном опыте убеждаемся в пустоте и наивности своих многих просьб.

Михаэль тосковал и, кажется, не заметил, как Господь по жизни наделил его огромным счастьем – иметь одаренного, талантливого сына, с которым он часами увлеченно беседовал. Его сын Сёрен – один из немногих философов нового времени, которые воспевали духовную жизнь, верность Евангелию, призывали следовать за Христом. Собственно, накопления Михаэля тратились на воспитание и творчество сына – тот мог спокойно работать над книгами, не отвлекаясь на изнуряющий силы заработок. Разве в этом не было Божия Промысла?

Жизнь, в которой Богом попущено пройти через тяжкий грех, тоже учитель, лишь бы мы готовы были принять урок

И каждого из нас Господь по жизни промыслительно ведет, невзирая на наши грехи и наши ошибки.

Жизнь человека, в которой осуществляется Промысл Божий, а сам человек исполняет Божии заповеди, есть наш лучший учитель. Но и жизнь, в которой Богом попущено пройти через тяжкий грех, тоже учитель, лишь бы мы готовы были принять урок. И если, по слову пророка, «извлечь драгоценное из ничтожного» (Иер. 15, 19), то и в каждом внешне недостойном событии можно обнаружить удивительный смысл.

Наш Бог – не Бог карающий, а Бог исцеляющий и врачующий. Нет человека, которого покинула бы Божия любовь. Надо лишь смиренно принять то, что ниспосылается Господом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *