Что значит перераспределение ресурсов

Что значит перераспределение ресурсов

Перераспределение ресурсов

Частные решения обычно связаны с какими-то отклонениями в ходе производственного процесса или касаются работы отдельных звеньев производства, например, решения о ликвидации нарушений производственной или технологической дисциплины, перераспределении ресурсов сырья в связи с аварийной ситуацией на трубопроводе и т. д. Частные решения принимаются на всех уровнях управления. Наиболее крупные вопросы решаются на уровне директора. [c.291]

Оптимизация сетевого графика. Если первоначальный вариант сетевого графика не обеспечивает соблюдения заданного (директивного) срока, то следует изменить планируемые параметры сетевой модели, т. е. оптимизировать сетевой график. Необходимо определить наиболее целесообразные способы сокращения и достижения оптимальных сроков выполнения комплекса работ. Для решения этой проблемы могут быть перераспределены имеющиеся или привлечены дополнительные трудовые и материальные ресурсы. При сокращении времени выполнения одной или более работ, лежащих на критическом пути, за счет перераспределения ресурсов производится анализ ненапряженных путей. [c.75]

При Рк 0,65 работы критического пути имеют избыточные ресурсы, а поэтому необходимо провести повторный расчет сетевого графика. [c.76]

При проектировании организационной структуры возникает необходимость сопоставления фактической пропускной способности подразделений с плановой и ее выравнивание за счет перераспределения ресурсов и работ, повышения производительности труда работников, увеличения сменности работы оборудования и т. д. Современное машиностроительное предприятие представляет собой сложный производственно-хозяйственный и научно-технический комплекс, одной из главных задач которого является систематическое обновление выпускаемой продукции. В связи с этим в объединениях и на предприятиях машиностроения создаются специализированные службы и подразделения, осуществляющие работы по подготовке производства. В отраслях машиностроения имеется значительное разнообразие органов подготовки производства. Их структура во многом зависит от сложившейся системы подготовки производства. В настоящее время на предприятиях машиностроения функционируют три разновидности систем подготовки производства централизованная, при которой вся работа по конструированию, технологическому и организационному проектированию осуществляется в службах и подразделениях децентрализованная, при которой основная тяжесть работы по технологической и организационной подготовке переносится в цеховые органы смешанная, когда работа по подготовке производства распределяется между центральными и цеховыми органами. [c.29]

Обычно наиболее разумным оказывается сочетание организационных принципов, обеспечивающее достаточную гибкость и возможность оперативного перераспределения ресурсов внутри НИИ или КБ. При этом по вертикали увязывается функциональная ответственность научного руководителя по проблеме, разработка которой проходит горизонтально через специализированные подразделения. [c.80]

Для величины рк имеются вполне определенные границы допустимого риска. При pf >0,65 можно утверждать, что на работах критического пути имеются избыточные ресурсы, следовательно, общая продолжительность работ может быть сокращена. При рк

Источник

Что значит перераспределение ресурсов

ЗК РФ Статья 11.7. Перераспределение земельных участков

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 11.7 ЗК РФ

1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Логика распределения ресурсов в экономике

Общество всегда стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого ему надо находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.

Методы распределения ресурсов в закрытой экономике

Закрытой называется экономика, при которой страна не ведет международной торговли. В современном мире таких стран уже нет, но наличие международной торговли мало меняет логику распределения ресурсов. Мы будем использовать модель закрытой экономики, чтобы упростить пояснения. Рассмотрим три метода распределения:

В этих условиях ответ на вопрос о том, что производить, вытекает из техпредпочтений, которые потребители свободно выражают на рынке. Свои предпочтения потребители доводят до сведения производителей через деньги. На рынках ежедневно проводится как бы общее голосование, при котором потребители отдают «голоса» своих денег за миллионы различных товаров и услуг.

Решение вопроса о том, как производить, происходит в ходе конкуренции между фирмами за доступные факторы производства. В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.

Наконец, решение вопроса о том, для кого производить тоже происходит на рынках. Фирмы производят для тех, кто способен платить, т. е. для тех, у кого есть доходы. Доходы получают домашние хозяйства, продавая фирмам факторы производства. Распределение доходов зависит от того, как распределена собственность на факторы и от цен факторов. Большинство семей получают доход, продавая фирмам свой труд. Продажа факторов производства происходит на свободных рынках факторов. Продавцы на этих рынках и являются теми людьми, для которых фирмы производят.

Мы рассмотрели случай, когда ценовой механизм работает без внешнего вмешательства, или, говоря языком экономистов, находится в совершенных условиях.

2. Распределение ресурсов в смешанной экономике. Смешанная экономика занимает промежуточное положение между чисто рыночной и командной. В условиях именно этой экономики живет большинство стран мира. Все зависит от того, в какой мере правительство участвует в экономике.

Наиболее масштабное вмешательство со стороны правительства имеет место в странах, которые избрали социалистический путь развития. В них обычно все факторы производства распределяются правительством, а продукты потребления выпускаются на рынок, но рыночные цены опять-таки контролируются правительством.

В странах, которые принято называть капиталистическими, правительство тоже вмешивается в экономику и тем самым ставит препятствия на пути развития рыночных отношений. Вмешательство правительства заключается в директивных ограничениях на некоторые цены и в контроле ряда производств.

Помимо вмешательства правительства, есть в этих странах и другие факторы, которые мешают рынку находиться в совершенных условиях:

Методы распределения через решения ЦПО применялись во всех социалистических странах. Распределению подлежали факторы производства, жилые помещения, образовательные услуги и даже личные доходы. Что касается таких предметов потребления, как продукты питания, одежда, бытовая техника, для них существовал рынок, но рыночные цены регулировались правительством.

Есть страны, в которых директивно распределяются все ресурсы, включая потребительские товары и услуги. Так, например, организована экономическая жизнь в КНДР.

Преимущества и недостатки различных методов распределения ресурсов

И рыночный механизм, и командное управление имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные особенности каждого из методов распределения.

1. Преимущества рыночного механизма. В индустриально развитых странах приблизительно две трети ресурсов распределяется на рынках под воздействием ценового механизма. Назовем преимущества этого способа распределения:

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Распределение и перераспределение ресурсов

При реализации большинства проектов, даже самых значительных, инвестор всегда пытается экономить, поэтому финансовые и ресурсные возможности исполнителя чаще всего ограниченны. В таких условиях большое значение имеет оптимальное распределение ресурсов, при котором обеспечивается их наиболее эффективное использование. Нередко руководитель проекта начинает свою работу, не имея точного представления, на что он сможет рассчитывать в процессе реализации начинания, поэтому текущее управление выделенными фондами имеет огромное значение.

Виды ресурсов

Любое начинание реализуется на основе плана работ, который базируется на проектно-сметной документации. Среди всех видов планирования особое место занимает эффективное распределение ресурсов, которые должны закупаться и поставляться в нужное время и в необходимом количестве. Кроме того, уже приобретенные средства следует оптимально распределить по разным процессам для наиболее быстрого и качественного выполнения работ.Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

При выполнении проектных заданий используют различные виды ресурсов:

Все виды ресурсов группируют в две большие группы, имеющие критическое значение для реализации замысла:

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсовПри планировании проекта следует помнить, что ресурсы бывают двух типов:

При этом важно понимать, что конкретные ресурсы мало связаны со всем проектом в целом, они в основном привязаны к выполнению конкретных работ в технологическом процессе.

Планирование как метод управления ресурсами

Ресурсное управление является неотъемлемой частью общего управления всем проектом. Оно начинается на фазе разработки концепции и технико-экономического обоснования, детализируется при составлении плана и предполагает выполнение действий в таких направлениях:

Предварительно просчитав все необходимые процессы по типовым срокам выполнения, и произведя примерное распределение ресурсов между различными площадками, можно рассчитать ориентировочное время внедрения проекта. При этом применяемое для расчетов экономико-математическое моделирование всегда направлено на достижение максимального эффекта при минимуме затрат или при условии ограниченности различных средств.Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Поскольку последовательность всех работ расписана в сетевом календарном плане, то и необходимость в людях или сырье тоже напрямую привязана к плану. В зависимости от общего объема, фазы выполнения работ и интенсивности затрат определяется потребность в складируемом и нескладируемом ресурсе.

Например, при возведении стен сооружения необходимо несколько бригад каменщиков, своевременная и в нужном объеме доставка кирпича и раствора, а также подъемного оборудования. По мере приближения работы к окончанию количество рабочих и оборудования можно уменьшить, складировать требуемый запас кирпича, а высвободившиеся силы направить на параллельный участок работ.

В таком случае происходит перераспределение ресурсов, то есть для выполнения одной задачи их количество увеличивается за счет уменьшения при реализации другой задачи. Иногда тот или иной процесс может быть вообще остановлен или приостановлен, если на другом участке есть острая потребность в людях или технических средствах.

Руководитель проекта обязан детально знать план всех работ и держать руку на пульсе событий, чтобы обеспечить правильное распределение и перераспределение средств производства и кадров.

В современном проектном менеджменте применяются два основных подхода к ресурсному планированию:

Исходя из выбора одного из вышеуказанных методов планирования, руководитель может приступать к разработке принципов материально-технического обеспечения инициативы.

Основные этапы управления ресурсами

Материально-техническое обеспечение проекта состоит из закупок требуемых фондов и своевременного снабжения ими исполнителей. Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсовУправление ресурсами – это более широкое понятие, которое включает в себя:

Ненадлежащее выполнение хотя бы одного из вышеприведенных пунктов может нарушить ход работ, включенных в сетевой график. Это при последовательном планировании стане причиной срыва сроков сдачи объекта, а при параллельном – создаст значительные проблемы, решить которые можно будет ли за счет сокращения продолжительности критического пути. Для такого сокращения придется в авральном порядке перераспределять человеческие и материальные фонды между площадками, нарушая общий цикл реализации проекта. Осознавая важность каждого этапа, можно более детально остановиться на основных составляющих управления ресурсами.

Подсистема закупок и поставок состоит из ряда действий:

Процесс закупок очень многокомпонентный, сложный и ответственный.

Во время реализации масштабной инициативы, например постройки нового завода, крупного начинания в авиационной или нефтегазовой отрасли приходится закупать сотни самых разнообразных товаров и услуг.

При этом их качества и цена должны соотноситься оптимальным образом, чтобы, с одной стороны, не сделать проект слишком дорогим, а с другой – не допустить поставок некачественных составляющих.

При подготовке к процессу закупки обращают внимание на такие факторы:

Такие товары, как топливо, металлопродукция, сырье, стройматериалы, универсальное оборудование обычно хорошо прописаны в различных стандартах, поэтому их производит большое количество предприятий. Это позволяет покупать их на специализированных товарных биржах. Что касается сложного оборудования и точных приборов, электроники, которые требуют профессиональной наладки и постоянного обслуживания, то здесь лидирует фирменная продажа и специализированные посреднические компании, обеспечивающие полный комплекс услуг.

Непосредственно после заключения контракта начинается работа по постоянному отслеживанию ритмичности поставок в соответствии с фазами строительно-монтажных работ, контролю качества и составлению статистики для использования в следующих проектах. Этот анализ длится до самой сдачи объекта в эксплуатацию.

Отдельное место в строительстве и монтаже занимает наличие и размер запасов сырья или конструкций. Это оптимизационная задача, над которой работают параллельно с разработкой стратегии закупок.

Обычно для каждого вида продукции рассчитывается страховой запас – это тот минимум ресурса, который позволит бесперебойно работать при определенной задержке со стороны поставщика или при ошибке в расчетах точки заказа, т.е. момента, когда необходимо оформить новый заказ.

Управление запасами включает в себя такие управляемые параметры: объемы запасов по каждому номенклатурному наименованию, частота, а также объемы и сроки их пополнения, минимизация порчи, контроль степени готовности хранящейся продукции к использованию.

Особенности правильного управления ресурсами в экономике

Задача государства эффективно задействовать ресурсный комплекс, имеющийся в распоряжении, чтобы обеспечить производство нужных товаров, а также получить максимальную прибыль. Все ресурсы в экономическом срезе можно ранжировать следующим образом:

Поскольку ресурсы не всегда доступны в необходимом количестве, то на первый план выходит грамотная методология управления ими. Утверждение справедливо для всех сообществ вне зависимости от их степени развития, вида политической системы. Именно поэтому отличия между отдельными государствами сводятся часто исключительно к способам разделения.

Методики

Что производить, каким способом и для кого? Отвечая на эти вопросы, каждое государство определяет способ оптимального распределения ресурсного комплекса. Но логика деления также зависит и от уровня закрытости экономики. Если страна активно участвует в международной торговле, ее считают открытой. Сегодня принято классифицировать страны с рыночным механизмом функционирования экономики, смешанным и командным подходом. Рассмотрим подробнее.

В 21 веке подавляющее большинство регионов живёт в условиях смешанной экономики. Крупномасштабное вмешательство в рыночные отношения позволяют себе только те государства, которые ориентируются на социалистический путь развития. Идея в том, что чиновники контролируют ключевые производственные мощности, сдерживают цены. В капиталистических странах государственный аппарат лишь в некоторых отраслях проявляет себя, вмешиваясь в рыночные механизмы директивными ограничениями.

Препятствовать развитию рынка могут и иные факторы, не только государственные. Например, издержки на получение информации о стоимости, ресурсах, поскольку сведения не относятся к свободно распространяемым данным. Недостаточная осведомлённость приводит к принятию не совсем оптимальных решений, неизбежно отражающихся в распределении ресурсов. Власть монополий тоже не позволяет развиваться экономическим субъектам, как и внешние факторы, общественные блага.

Понятие модели распределения ресурсов

Дефицит в обеспечении производств ресурсами и желание найти самое оптимальное решение вынуждает экономистов прибегать к математическому моделированию процессов. Для эффективной раздачи лимитированных ресурсов, на сегодняшний день существуют следующие модели:

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсовПример успешного пошагового планирования — формула Беллмана, где ключевым фактором является оптимальность и последовательность распределения ресурсного пакета. Именно оптимизация управления должна осуществляться на каждом этапе, а разбивка на шаги в этом поможет. То есть идет учет не только общей целевой функции конкретного шага, но и учет последствий предыдущих стадий.

В отличие от древних людей, которые при принятии решений полагались исключительно на народные приметы и звезды, у современных экономистов есть мощная вычислительная техника и надежны алгоритмы, где совокупность факторов и взаимосвязей, выраженных математическими формулами, приведет экономику от начального состояния к заданным параметрам, благодаря влиянию грамотно принятых управленческих решений.Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Распределение ресурсов в проектах

В проектной деятельности встречаются лимиты по времени, либо ресурсным запасам. Первый вариант подразумевает завершение к обозначенной дате. При необходимости уложиться в срок ресурсы могут добавляться. Вторая разновидность встречающегося ограничения связана с невозможностью превышения доступного уровня ресурсов, поэтому при их недостаточности реализацию проекта требуется задерживать. Решения:

Особенности перераспределения после первичного разделения

Изначально продукты трудовой деятельности с финансовыми доходами в экономике проявляются в производственной сфере. Благодаря распределительным механизмам осуществляется первичное деление денежной массы между государством в виде налоговых отчислений, предприятиями, получающими прибыль, сотрудниками, которым выплачивается зарплата.

Вторичное распределение наступает на следующем этапе. В перераспределение включены все отрасли. Принимает участие в процессе трудящийся народ и неработающие население, приобретающие важные для себя товары с услугами. В итоге формируются конечные доходы экономических субъектов, которые вновь перераспределяются из-за налогов и сопутствующих издержек, позволяют содержать спецслужбы, создавать общегосударственные ресурсы, необходимые для воплощения в жизнь социально значимых программ.

Нюансы распределения ресурсов в различных экономиках

При любой экономической модели, принцип справедливого распределения ресурсов и Парето-эффективность — ключевые. Большинство стран 21 века живут в условиях рыночной экономики: США, Канада, Великобритания, Австрия и т.д. Это значит, что потребители собственные предпочтения транслируют изготовителям посредством денег, «заказывая» тем самым нужные блага и товары. Конкуренция способствует представлению на рынок более качественного товара, а бизнесмены стараются снизить себестоимость изделий, внедряют наиболее эффективных технологий и осваивают ресурсную базу. Но это некая идеальная модель. В жизни: монополисты без вмешательства государства будут придерживаться ценовой политики, которая направленна исключительно на завышение отпускной стоимости. По этой причине правительства многих стран вынуждены заниматься контролем прибыльности монополий, а также ликвидировать иные последствия, в том числе экологические: загрязнения окружающей природы, снижение шумности и т.п.

Источник

Раздел 3. Роль государства в экономике

Цель: выяснить возможности государства по регулированию экономики.

Оглавление

2.1. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

Рыночная экономика не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы: экономические кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обостряющаяся конкуренция на мировых рынках. Все это требовало целенаправленной государственной экономической политики, государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменившимся условиям.

Средства ГРЭ подразделяются на административные и экономические.

Экономический инструментарий ГРЭ:

Целесообразно проанализировать следующую схему методов ГРЭ (см. рис. 1).

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Рис. 1. Методы государственного регулирования экономики

2.2. Фискальная политика

Фискальная политика – это воздействие государства на экономику посредством государственных расходов и налогов. Ее главная задача – не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему в целом.

2.2.1. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие

Проанализируем графически (рис. 2) воздействие государственных расходов на совокупный спрос. Совокупные расходы или совокупный спрос (AD) состоят из расходов населения на потребление (С), расходов предприятий на инвестиции (Inv) и расходов государства (G) – их откладываем на оси ординат. По оси абсцисс – объем ВНП (Y). Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т. е. будет равна их расходам, графически отражается в виде прямой OF, идущей к оси абсцисс под углом 45 градусов.

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Рис. 2. Влияние государственных расходов на макроэкономическое равновесие

В точке А расходы населения AD1 равны его доходам. Приобретение фирмами дополнительных факторов производства увеличивает совокупный спрос на величину инвестиций до AD2, что стимулирует рост ВНП до Yb. В результате осуществления закупок государства G совокупный спрос возрастает до AD3 и соответственно ВНП до Ye. В точке Е – равновесный уровень ВНП.

Таким образом, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объем общественного производства и занятость. Следовательно, государство в период спада может увеличивать свои расходы, и хотя при этом создается дефицит бюджета, но стимулируется рост ВНП. Соответственно, в период подъема государство сокращает расходы, уменьшается совокупный спрос и рост ВНП притормаживается.

Однако следует иметь в виду, что более высокий уровень общественного производства увеличивает спрос на деньги, что приводит к росту ставки процента, а, следовательно, уменьшает планируемые инвестиции. На графике – линия (C + Inv1) смещается вниз в положение (C + Inv2). Соответственно общая величина совокупного спроса составит AD’3, линия (C + Inv1 + G) также смещается вниз в положение (C + Inv2+ G). Точка равновесия – E’, равновесный объем ВНП составит Ye’.

Таким образом, государственные расходы воздействуют сначала на товарные рынки, затем – на денежный и снова – на товарные. В точке E’ и товарный, и денежный рынки находятся в равновесии.

Мультипликатор государственных расходов Кmg показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов:

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсовили Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов.

2.2.2. Влияние налогов на ВНП

Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).

Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1/2 и потребление, и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.

Рассмотрим это на графике (рис. 3). В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 – на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что 1/2 уменьшения дохода приходится на потребление и 1/2 – на сбережения.

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Рис. 3. Влияние налогов на ВНП

Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту (рост налогов уменьшил ВНП на большую величину), но оказывают меньшее воздействие, поскольку налоги в части совокупных расходов влияют только на потребление.

Рост единовременно выплачиваемого налога (20 тыс. руб.) уменьшает потребление (на 10 тыс. руб.) и сокращает ВНП (на 20 тыс. руб.). Для того чтобы компенсировать это сокращение ВНП, необходимо увеличить сумму государственных расходов на 10 тыс. руб. Это вернет ВНП в первоначальное равновесное состояние в точку Е1.

Итак, государство увеличило налоги на 20 тыс. руб., а компенсационные расходы – на 10 тыс. руб.

Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (МРС), т. е.

Если (как в приведенном примере) МРС=1\2, то

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов.

Если же государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает (до Y3). В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета (следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).

Итак, мультипликационный эффект налогов слабее мультипликационного эффекта государственных расходов. Это используется при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на преодоление циклического спада, то обычно увеличивают государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Для сдерживания инфляционного подъема увеличивают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Таким образом, механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики, т. е. механизм фискальной политики довольно непрост.

Кроме того, существуют проблемы времени. Они связаны, во-первых, с административной задержкой (за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через правительство экономическая ситуация может измениться) и, во-вторых, с функциональным запаздыванием (между принятием фискальных мер законодательными органами и временем, когда эти меры начнут действовать, существует определенная дистанция).

2.2.3. Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

Под встроенными стабилизаторами понимают такие механизмы, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике. Действия этих механизмов уменьшают реакцию ВНП на изменение совокупного спроса, тем самым помогая стабилизации экономики. Причем эти действия осуществляются автоматически, что устраняет проблему времени.

К числу встроенных стабилизаторов относятся изменения в налоговых отчислениях, система индексации доходов, пособия по безработице и др.

Рассмотрим действие этих механизмов. В периоды спадов уменьшается ВНП, сокращаются доходы населения, что сокращает и совокупный спрос, следовательно, в тенденции ведет к углублению спада. Но уменьшение доходов населения ведет и к абсолютному уменьшению выплачиваемых им налогов, что «притормаживает» падение совокупного спроса и соответственно ВНП. Этот процесс происходит автоматически, независимо от того, будут ли приниматься правительством какие-либо решения или нет.

В противоположном направлении действует вводимая правительством прогрессивная налоговая шкала и система трансфертных выплат (пособия по безработице, помощь малоимущим и т. д.). При спаде в экономике увеличивается безработица, но трансфертные выплаты «притормаживают» падение спроса безработных и малоимущих. Однако при этом образуется так называемый циклический дефицит.

Циклический дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

В фазе циклического подъема растут доходы населения, их спрос увеличивается, что способствует еще большему росту ВНП. Экономика «разгоняется». Но с ростом доходов населения увеличиваются налоговые выплаты и сокращается необходимость трансфертных платежей. В государственном бюджете образуется циклический излишек. При этом инфляционный бум сдерживается.

Циклический излишек – излишек в государственном бюджете, вызванный автоматическим ростом налоговых поступлений и сокращением государственных трансфертов на фоне циклического подъема.

Однако следует иметь в виду, что встроенные стабилизаторы лишь уменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Встроенные стабилизаторы обычно сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики государства, нацеленными на обеспечение полной занятости.

2.3. Кредитно-денежная политика

Конечные цели кредитно-денежной политики : экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

Непосредственные целевые ориентиры:

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (ЦБ). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования), а также в зависимости от размеров банка (для мелких – обычно ниже). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций ЦБ, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы – сверх обязательных (к примеру, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах). Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Это уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Противоположная ситуация при снижении ЦБ нормы обязательных резервов.

Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Ссуды ЦБ, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Однако объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, обычно составляет незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки ЦБ рассматривают скорее как индикатор политики ЦБ. Например, повышение ее сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковских кредитов, а затем – ставки коммерческих банков по ссудам небанковскому сектору. Все изменения происходят по цепочке довольно быстро.

Операции на открытом рынке – ЦБ осуществляет куплю-продажу государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации (ГКО).

ЦБ может покупать ценные бумаги у коммерческого банка. В таком случае увеличивается сумма на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в ЦБ для подобных операций). Соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштабы денежной экспансии.

Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Часто подобные операции ЦБ осуществляет в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае ЦБ продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Такие соглашения широко распространены и в деятельности коммерческих банков и фирм.

В зависимости от угла наклона кривой M s изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на ставке процента (рис. 4а), либо на денежной массе (рис. 4б).

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Рис. 4. Монетарная политика:
а) жесткая; б) гибкая

Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента.

Однако следует иметь в виду, что определенные трудности связаны с вопросом согласованности фискальной и денежной политики.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой обычно подразумевается низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. В условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностях долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.

2.4. Политика перераспределения доходов

Дифференциация в оплате труда, неравномерное распределение собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество порождают большие различия в получении доходов, уровне благосостояния.

Чтобы определить глубину неравенства, используют кривую Лоренца ( «лук Лоренца» ). По горизонтальной оси откладывают процент населения (или семей), по вертикальной – процент дохода. Обычно население делят на 5 частей – квинтелей, в каждый из которых входят 20% населения. Группы населения располагаются по оси от самых богатых до самых бедных. Если все группы населения обладают равными доходами, то на 20% населения приходится 20% дохода, на 40% населения – 40% дохода и т. д.

Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой OF. Абсолютное неравенство – линией OFK. Кривая Лоренца отражает фактическое распределение доходов.

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

Рис. 5. Кривая Лоренца

Рыночная экономика признает только один вариант распределения доходов в соответствии с ее критериями справедливости – доход, полученный в результате участия в свободной конкуренции. Кто победил в конкурентной борьбе, тот получает высокий доход. Кроме трудолюбия, таланта и расторопности здесь существенную роль может сыграть и случай, везение, сложившаяся конъюнктура.

Для некоторых категорий работников рыночное распределение не действует или действует слабо: работники государственного управления, фундаментальной науки и др. Их доход определяет государство. Кроме того, имеется категория граждан, не участвующих в процессе производства: инвалиды, старики, дети. Они существуют в значительной степени благодаря государственной помощи.

В современных развитых странах существуют различные системы государственного перераспределения доходов. Так, введение прогрессивного характера налоговой системы означает, что наиболее обеспеченная часть населения облагается в процентном отношении большим налогом. К тому же часть полученных налогов государство использует для трансфертных платежей в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи беднякам. Социальное страхование предусматривает страхование по старости, нетрудоспособности, в случае потери кормильца или работы. Используются государственные социальные программы избирательного типа: государство устанавливает минимальную заработную плату, выделяет средства для многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, снижает плату за жилье, медицинское обслуживание и др.

В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону большего равенства («лук Лоренца» становится менее натянутым).

Однако существуют аргументы как в пользу равенства, так и в пользу неравенства. Сторонники неравенства утверждают, что способ распределения доходов в значительной мере определяет объем производства, распределяемого продукта и соответственно – доходов. Если государство выравнивает (даже и не полностью) доходы, то, по их мнению, исчезает необходимость много трудиться, рисковать. Проблема усугубляется тем, что при передаче доходов от богатых к бедным часть их теряется. (По расчетам американских экономистов Браунинга и Джонсона, из каждый 350 дол., уплачиваемых людьми с высокими доходами, бедные получают лишь 100 дол.)

В связи с этим встает вопрос о верхней и нижней границах государственного перераспределения доходов. Многое здесь зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и др. При жесткой модели рыночного хозяйствования решающая роль в формировании доходов предназначается рынку, планка государственного вмешательства удерживается на минимально низком уровне. Выбор социального варианта предусматривает более основательное вмешательство.

Размеры государственных социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства. Недопустимо наращивание выплат за пределы налоговых поступлений и превращение их в фактор бюджетного дефицита и инфляции: денежные добавки уничтожаются ростом цен. Более того, высокие налоги приводят к неприятному макроэкономическому эффекту – дефициту сбережений и соответственно свертыванию инвестиционного процесса.

Что касается нетрудоспособных, то социальные выплаты для них (в пределах, разумеется, определенных объемов) безопасны для рыночных механизмов. В то же время интересен подход экономистов к государственным пенсиям. Утверждается, что, рассчитывая на помощь государства в пенсионный период, будущие пенсионеры больше тратят на потребление и меньше сберегают. А это негативно влияет на инвестиции. По расчетам американского экономиста Фелдстайна, социальные государственные программы способствуют сокращению прироста совокупных сбережений и инвестиций почти на 50%.

Выплата пособий по безработице может ослабить стремление к поиску работы. Это может привести к снижению предложения рабочей силы и повышению ее цены. Этот рост не связан с результатами труда и способствует инфляционным процессам.

2.5. Политика перераспределения ресурсов

В кривых рыночного спроса и предложения отражаются не все издержки или выгоды. Часть их «перемещается» к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Возникают эффекты перелива или побочные эффекты.

2.5.1. Издержки перелива

Наиболее очевидные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды (промышленные стоки в озеро, реку, море, ядовитый дым и др.). В таком случае производители переносят часть своих издержек на население.

Этот процесс можно иллюстрировать графиком (рис. 6а и 6б).

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

а) пример издержек перелива

б) корректировка эффекта издержек перелива на распределение ресурсов

Рис. 6. Издержки перелива и чрезмерное выделение ресурсов

При издержках перелива, показанных на графике а, мы видим, что более низкие издержки предприятий, представляемые кривой S, не отражают всех издержек, представляемых кривой St. Соответственно равновесная величина продукта Qe больше эффективной или оптимальной величины Qo. Это чрезмерное выделение ресурсов на данный продукт может быть скорректировано законодательным путем или, как показано на графике б, обложением особым налогом Т, который увеличивает издержки фирмы и смещает ее кривую предложения с S в положение St.

Итак, государство может применять 2 типа корректирующих мер, трансформируя издержки перелива во внутренние издержки производства. Как показано на графике (рис. 6), государство может ввести особый налог, который близок к издержкам перелива на единицу продукции. Другой тип – законодательные меры: обязать фирмы уничтожить отходы под угрозой судебного преследования. И в данном случае издержки производства фирм увеличиваются до реальных, кривая S также смещается в положение St, равновесный и оптимальный объемы производства совпадают.

2.5.2. Выгоды перелива

Перелив может принять и форму выгоды – получаемой третьими лицами или обществом в целом и созданной внешними факторами. К примеру, получение образования дает выгоды индивидуальному потребителю – более образованные люди получают более высокие доходы. Но это выгодно и обществу в целом: экономика страны выигрывает от наличия высококвалифицированной рабочей силы; кроме того, меньше преступность, следовательно, меньше затрат государства на ее предотвращение, на судебную, тюремную систему и т. д.

Выгоды перелива можно иллюстрировать графиками (рис. 7).

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

а) пример выгод перелива

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

б) корректировка дефицита ресусов: со стороны спроса

Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть фото Что значит перераспределение ресурсов. Смотреть картинку Что значит перераспределение ресурсов. Картинка про Что значит перераспределение ресурсов. Фото Что значит перераспределение ресурсов

в) корректировка дефицита ресусов: со стороны предложения

Рис. 7. Выгоды перелива и дефицит ресурсов

Выгоды перелива на графике а, как показывает кривая Dt, порождают занижение на рыночной кривой спроса D общей величины выгод общества от продукта. В результате равновесная величина продукта Qe оказывается меньше оптимальной его величины Qe. Это можно исправить, как это показано на графике б, путем предоставления потребителям субсидии, которая повышает рыночный спрос, перемещая его от D к Dt. Напротив, дефицит ресурсов может быть устранен предоставлением производителям субсидии U, которая увеличивает их предложение, перемещая его кривую от St в положение S’t.

Если же выгоды перелива чрезвычайно высоки, то правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или даже превратить их в собственность государства.

2.5.3. Общественные блага и услуги

К ним относятся оборона, охрана правопорядка, строительство тоннелей, дамб от наводнений и др. Общественные блага неделимы, состоят из таких крупных единиц, что они не могут быть проданы индивидуальным покупателям. На них не распространяется принцип исключения (отстранения отдельных лиц от пользования их выгодами).

Классический пример – маяк. В связи с этим имеется специальный термин – «едущий бесплатно» (a free rider) – это тот, кому удается пользоваться неким благом, требующим затрат на его создание, ничего не платя за него. Подобные товары и услуги называют квазиобщественными благами.

Рыночная экономика не выделяет ресурсов на производство таких благ. Следовательно, обеспечить их должен государственный сектор, а финансирование их производства должно осуществляться с помощью системы налогов.

Таким образом, и здесь происходит перераспределение ресурсов с помощью правительства.

2.6. Экономические функции государства

В заключение можно коротко сформулировать основные функции государства:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *