Что значит переговариваться с родителями
Значение слова «переговариваться»
1. Обмениваться словами, короткими фразами. Наши хозяева любезно разговаривали с нами, любезно улыбались, и в то же время озабоченно и быстро переговаривались между собою. Вересаев, На японской войне. [Родственники] переговаривались через улицу с арестованными. Катаев, Белеет парус одинокий.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПЕРЕГОВА’РИВАТЬСЯ, аюсь, аешься, несов., с кем. Обмениваться словами, короткими фразами. П. с соседом. || Вести переговоры (разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
перегова́риваться
1. обмениваться словами, короткими фразами
2. сообщать что-либо друг другу посредством каких-либо условных знаков, сигналов
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спецпроект — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как меньше ругаться с родителями: 5 секретов общения для подростков
Навыки общения, которые помогут избежать конфликтов с родителями
Виктория Шиманская психолог, специалист по развитию эмоционального интеллекта
Обычно именно родители страдают от изменившегося поведения сына или дочери в подростковом возрасте. И некоторые даже пытаются найти с подростком общий язык, читают психологов и смотрят вебинары. Но и подростку будет полезно понять родителей! Тем более, что многие современные старшеклассники тоже не чужды саморазвитию. А тут и книжка подходящая появилась.
Куда исчезает взаимопонимание между подростком и родителями? Начинается все понемногу: нотация из-за домашки, наезды по поводу торчания в смартфоне. В конце концов все усложняется настолько, что теперь подростку проще закрыться в комнате, надеть наушники и постараться как можно меньше пересекаться с мамой и папой, чтобы не нарваться на очередной скандал.
Но сидеть в собственном доме взаперти и дергаться, услышав шаги за дверью, тоже не дело. Тем более что подросток понимает: родители тоже люди, и именно эти люди — единственный надежный тыл, который у него есть.
Исправить ситуацию можно. Но для этого придётся потренироваться самому и поставить серию экспериментов над взрослыми. Обещаю, ни один родитель в процессе не пострадает.
Кричит значит любит?
Проблемы в отношениях подростка и его взрослых появляются как раз потому, что они близкие люди и всё их общение связано с эмоциями. При этом намерения у родителей действительно всегда добрые — защитить, подстраховать, научить, обеспечить твоё будущее. То есть если родители не пускают с друзьями в поход с ночёвкой, это означает, что они за тебя волнуются. И жизненный опыт вполне чётко подсказывает им, чего опасаться.
Учись отделять эмоции, считывать намерение и понимать, чего на самом деле хотят близкие тебе взрослые. Не было бы 90% конфликтов, если бы люди знали и держали в голове вот эту формулу:
Повторю: намерение всегда позитивно! А вот действие и значение этого действия для нас могут быть негативными.
Например, ты задержался и не позвонил, потому что телефон разрядился. Из-за этого дома был скандал (действие), и ты тоже разозлился (значение). Но реагировать надо было на намерение: мама боялась, что с тобой случилось что-то плохое, а она не может помочь, ведь даже не знает, где ты.
Чтобы погасить конфликт и избежать его повторения в будущем, стоило сказать так: «Мам, я понимаю, что ты переживала. И тоже тебя люблю. Да, с мобильным получилось глупо. Это больше не повторится, я обязательно буду звонить, в крайнем случае с чьего-нибудь телефона».
То есть вслух проговори позитивное намерение и способ решения проблемы:
С понимания намерения начинается улучшение отношений. Поэтому первым экспериментом будет такой: вспомни недавний любой и неприятный разговор с родителями и подумай, а что они на самом деле пытались сказать? Реагируй не на действие и слова, а на намерение. Если получится, обсуди с ними ту ситуацию, проверь, правильно ли ты понял.
Домашнее задание. Вообще, понимать истинное намерение — меганавык. Его надо отрабатывать. Попробуй привести пять примеров, когда ты или твои знакомые делали нечто, что другие воспринимали негативно, и запиши, какое позитивное намерение могло стоять за этим действием.
Скажи по-другому
Наблюдая за людьми, я удивляюсь: они хотят получить разный результат, совершая одно и то же действие. Например, человек что-то сказал, но не получил желаемой реакции. Он повторяет то же самое, но уже громче. Опять не работает.
В третий раз он уже кричит. Как будто чем громче, тем понятнее. Возможно, если в первый раз эффекта не было, стоит переформулировать послание? Нарисовать схему, показать видео, найти готовый пример?
Как научиться переформулировать? А ты уже умеешь. Давай убедимся в этом.
Представь, что нужно рассказать группе детей в детском саду сказку «Репка», причем так, чтобы она запомнилась на всю жизнь. Что для этого необходимо? Сто раз повторить текст? Боюсь, дети сказку возненавидят. Так бывает с некоторыми знаниями, которые дают в школе, — педагог просто повторяет по сто раз одно и то же, а эффекта нет.
Давай попробуем по-другому:
Как думаешь, в таком случае дети запомнили бы сказку? 100%!
Домашнее задание. Возьми любую тему, которую тебе сложно объяснить родителям: чем сноуборд лучше горных лыж; что хорошего в рэпе; почему YouTube — окно в мир. А теперь презентуй её родителями пятью разными способами, чтобы донести свою точку зрения.
Скажи без «не»
Теперь немного магии. Слышал что-нибудь о том, что наше сознание не воспринимает частицу «не»? Это работает так: если сказать человеку «Не забудь взять ключи», с большой вероятностью его мозг это «не» проигнорирует. И — та-дам — ключи будут оставлены дома.
Поэтому если хочешь результата — формулируй запрос без «не».
Домашнее задание. Попробуй неделю формулировать свои просьбы, не используя частицу «не». За это время ты, во-первых, привыкнешь её избегать, во-вторых, успеешь оценить, меняется ли что-нибудь.
А пока потренируйся на моих примерах: скажи эти фразы без «не».
Я-сообщения
Конфликтных и обидных ситуаций помогает избегать «Я-формула». Это простой алгоритм выражения эмоций, который помогает тебе и твоему оппоненту понять, что происходит и как быть дальше. Состоит она из трёх частей:
Я чувствую.
Потому что.
Я хотел бы.
Например: «Когда ты говоришь так, я чувствую обиду (злость, гнев), и меня это очень ранит. Потому что ты близкий мне человек и твоё мнение важно для меня. Я хотел бы, чтобы ты сказал то же самое, но другими словами».
Кстати, если неприятное говорит случайный человек, формулу тоже можно применять: «Когда ты говоришь так, я чувствую только скуку и безразличие. Потому что у меня есть своё мнение и мне не важно твоё. Я хотел бы, чтобы ты попробовал повысить свою самооценку за счёт кого-то другого».
Домашнее задание. А теперь поставь эксперимент: в разговорах с родителями 2–3 раза в день проговаривай, что понимаешь их добрые намерения и осознаёшь, что о тебе заботятся: «Мам, спасибо, что приготовила мои любимые плюшки», «Хорошо, что ты меня выслушала — мне стало легче и теперь понятнее, что делать».
Было бы прекрасно, если бы и родители начали делать то же самое. Если тебе удастся им всё объяснить и ввести «Я-формулу» в привычку — обстановка дома заметно улучшится.
Хочу или должен?
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный и даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи.
Например, у нас всегда есть выбор. Делать или не делать и как именно делать. Ты недавно научился выделять позитивное намерение и не реагировать истерикой на неудачные формулировки взрослых. Поэтому вполне можешь разобраться и с тем, что ты обязан делать. Давай расшифруем несколько привычных реплик родителей.
Согласись, в виде намерений эти слова воспринимаются совсем по-другому и выглядят более справедливыми. Кое с чем даже можно согласиться. То есть за каждым «должен» через позитивное намерение родителей вырастает твоё «я хочу».
Например «должен хорошо учиться» вполне согласуется с нормальным человеческим желанием заниматься интересным делом, зарабатывать выше среднего, иметь друзей, с которыми интересно. Все эти бонусы, а по большому счёту возможность выбирать свою жизнь, даёт хорошее образование. Звучит пафосно, конечно, но это правда.
Домашнее задание. Поэтому выполни следующее упражнение. Слева я собрала типичные «должен», а твоя задача — написать справа, почему этого можно хотеть.
Кстати, родители на обращённые к ним «должны» и «обязаны» реагируют точно так же, как ты. Поэтому последний эксперимент будет таким: научись просить, не используя эти слова. И оцени результат.
Что значит переговариваться с родителями
Намерения человека, в каком бы поведении они ни выражались, всегда позитивны. Родители конфликтуют с детьми не потому, что покушаются на самостоятельность, а потому что беспокоятся об их безопасности.
Желание и умение договариваться продемонстрирует маме с папой, что ты понимаешь их страхи и можешь брать на себя ответственность.
Подготовка к разговору с родителями
Шаг 1. Сформулируй, о чём хочешь договориться
Лучше — на бумаге. Предположим, друг пригласил тебя с ночёвкой в гости, но ты боишься, что мама с папой не одобрят. Опиши, что чувствуешь, чего хочешь, о чём, вероятно, подумают взрослые, а главное — предложи свой вариант решения.
Должен получиться примерно следующий план диалога:
В основе любого договора лежит компромисс.
Шаг 2. Обдумай последствия
Не огорчайся, если первой реакцией родителей станет отказ. Подумай, как преодолеть преграду.
— Нет, мы в четверг едем к бабушке.
— Понимаю, что вам важно, чтобы я больше внимания уделял бабушке, я тоже её очень люблю, поэтому проведу с ней всё воскресенье.
Проигрышные модели поведения:
Шаг 3. Выбери удобное время и место
Не стоит заводить разговор, когда родители заняты. В спешке мама с папой могут не услышать, запретить, не вникнув в суть. То же самое, когда они устали или огорчены. Будь с ними внимательнее, почаще спрашивай, как у них дела, как они себя чувствуют. Тогда точно не ошибёшься с моментом.
Транспорт, магазин и другие общественные места вряд ли подойдут для доверительного общения. Лучше поговорить в спокойной домашней обстановке с чашкой чая и печеньем.
Во время разговора
Правило 1. Не перебивай
Старайся дождаться реакции на каждую свою реплику. Внимательно выслушивай родителей и продолжай говорить только после их ремарок. Например, ты сообщаешь маме, что хочешь к Ромке, потому что устал с уроками, а она вдруг парирует: «Я каждый день на работе устаю! Но…».
Не стоит перебивать и сразу выкладывать аргументы мол, что будешь на связи, нет повода для беспокойства. Дослушай суть возражения («. но не остаюсь ночевать у тёти Светы»). Это позволит тебе скорректировать дальнейший диалог.
— У взрослых так много обязательств — немудрено, что ты устаёшь. Я немного развеюсь в гостях и помою люстру, ты же давно хотела.
Правило 2. Будь искренним
Когда человек юлит, это сразу заметно («можно пойду к Ромке, мы будем весь вечер готовиться к контрольной»). Договариваться с таким человеком не хочется, так как нет уверенности, что он выполнит свою часть уговора.
Скажи честно, чего и почему хочешь (поиграть в компьютер, потому что устал от учебников). Не дай родителям повод сомневаться в тебе. Не пытайся приукрасить или о чём-то смолчать. Если просьба не вредит твоей жизни и здоровью, скорее всего, они согласятся.
Правило 3. Приводи правильные примеры
Людям не нравится, когда их сравнивают.
— А вот Ромины родители всегда разрешают ему оставаться у друзей.
— Так Рома и учится на одни «пятёрки».
Если решил показать, что «ты не один такой», то выбирай правильные эталоны. Например, можно рассказать случай из биографии известного человека или спросить маму с папой, доводилось ли им ночевать у друзей.
Правило 4. Сохраняй спокойствие
Не повышай голос, не жестикулируй слишком экспрессивно, оставайся уверенным в себе.
Если чувствуешь раздражение или видишь, что начинает нервничать собеседник, разговор лучше перенести. Сделай глубокий вдох и спокойно скажи: «Мама, папа, нам нужно время, чтобы всё обдумать, давайте договорим завтра за ужином?»
После разговора
Несколько приёмов правильного диалога
Если кажется, что взрослые тебя совсем не понимают, попробуй иначе вести диалог. Существует несколько способов, как правильно разговаривать с родителями:
Эти правила помогут тебе найти общий язык и постепенно научиться нормально общаться с родителями.
Ребенок «переговаривается». Дочке 6 лет. Хотим разобраться и прийти к компромиссу относительно реакции на её выходки. Чувствую, что дело опять не в ребенке.
Уважаемые эксперты, здравствуйте. Мне скоро 32 года, дочке 6, младшему ребенку 1 год. Так получилось, что где-то я упустила что-то с дочкой… Ребенок начала переговариваться так, что некоторым взрослым и не снилось. В садике говорят, что ребенок развит не по годам, муж всегда говорит, что «соображалка» у неё хорошо работает — намного лучше, чем у нас с ним. Короче, дочь еще тот манипулятор, если захочет. Да, еще и есть в кого.
В семье была кризисная ситуация после вторых родов-муж ходил налево, я молчала. Боялась уйти, думала не справлюсь с двумя детишками одна. Да, и как выяснилось, налево ходил небезосновательно — послеродовая депрессия и моё неумение общаться с мужским полом сделали своё дело. Вобщем, на этой почве попала я на очную психотерапию, поскольку дальше жить в таком режиме была не в состоянии. На этой психотерапии мы разобрали со специалистом различного рода проблемы, часть из них я осознала и приняла, но на 100 %, конечно, я не излечилась. Знаю, что нужно время. Что эффект от упражнений, заданных специалистом, приходит не сразу. Я сама это почувствовала спустя 4 месяца. То, что было за 4 мес до этого и после — две большие разницы. Результат терапии меня порадовал — я стала менее раздражительной впринципе. Муж с работы стал с удовольствием приходить домой, гулять перестал (ну, по-крайней мере внаглую это делать). Муж стал помогать, в целом больше поддерживать и понимать меня. Наши скандалы с выпусканием пара друг на друга прекратились. Ребенок сейчас видит вполне спокойную обстановку. Но вот какая история. Примерно пару-тройку недель назад на фоне гормонального изменения (пардон, пришли первые месячные после родов), я снова обозлилась на всех и стала на всех рычать. Потом до меня дошло, что так нельзя и я старательно пошла выполнять упражнения, заданные мне на дом. Снова я спокойна, но вот не как после терапии, а натянуто-спокойна. То ли навык потеряла, то ли что… Вобщем, муж стал снова раздражать до мелочей. Эту ситуацию я описала специально, чтобы сопоставить дальше со следующими событиями. Дочка 6 лет вела и ведет себя так, как будто мама и не менялась. Те же капризы, иногда слёзы. А вот с обозлением меня 2 — 3 недели назад, и она прям обозлилась на всех. Стала, как я уже отмечала,» переговариваться», картинно обижаться и хлопать дверью (да, не отрицаю, было откуда брать пример, я раньше так делала сама с мужем). Я не жду мгновенного эффекта от своих изменений, но, как мне сейчас правильно поступить?:
1. Продолжать самой меняться и забить на её истерики и выходки и как пишут в книгах, спокойно показывать свой пример? Что можно и по-другому отреагировать? В случае этого варианта, всё здорово, нет проблем, я буду меняться и объяснять ребенку, что можно по-другому выразить свой гнев. но муж то не проходил терапию и не собирается. И именно он начинает реагировать на дочь негативно, когда она переговаривается. Орёт на нее, выгоняет из-за стола. Пугает. Короче, подавляет её, как старались подавлять всех детей, имеющих советское воспитание. Чтобы ему было удобно и ребенок был «хорошим». Я когда это вижу, сама раздражаюсь, потому что это, по моему мнению, подавление ребенка и не очень то конструктивное. И начинаю сомневаться в правильности своих действий и мыслей — действительно ли нужно ей просто всё объяснять словами? Может, надо как то правильно наводить ребенка на решение не истерить- не криком или битём? А так завуалированно и грамотно? но я не знаю как :(((((. Муж говорит, что её нужно бить при каждой попытке переговариваться. Я не согласна. В сём и природа нашего конфликта. Вот вкратце сложности с первым вариантом — объяснять «не катит» потому, что сколько я не объясняй, всё равно муж придёт и подавит ребенка своим криком.
2. Вариант её бить. Я его не рассматриваю. Многие психологи знают почему. И сама я была бита родителями, потому и боюсь этого сценария.
Уважаемые эксперты, вопросы следующие еще мучают меня:
1. Может ли ребенок чувствовать натянутое спокойствие после моего «рецидива» во время гормонального изменения? Отчего ей может быть еще некомфортно? Ведь, внешне всё спокойно. Или прошло слишком мало времени (4 месяца) после «войны» в семье. ведь был ужас? Или ребенок чувствует «холодную войну» между нами, ведь конфликт по поводу методов воспитания у нас так и не перерос в конструктив?
2. Если ли шансы успокоить ребенка так, чтобы она не имела желания переговариваться и ей было относительно комфортно? мирными способами и с учётом той ситуации, которая сложилась у нас с мужем в разночтении решения проблемы «переговаривания»? Иными словами, найти компромисс? Или это бесполезно и нужно конфликт с мужем снова анализировать «до мозга костей» и искать пути решения устранения нового «скелета в шкафу»?
3. Вообще, есть шансы мирного существования нас с мужем, если буду меняться только я и снова пойду к психотерапевту за очередным «пинком», а он будет жить как жил и воспитывать, как привыкли воспитывать детей в его семье — подавлять? А я всегда буду не согласна с этим. Это же вечный конфликт получается? Я много читала про любовную зависимость на вашем сайте. Возможно, это мой вариант? Один из ведущих экспертов с высшим рейтингом, если не ошибаюсь, писал, что это априори не конструктивные отношения и ничем хорошим они не заканчиваются. Действительно ли всё так? Хочется то сохранить семью и воспитать более или менее здоровых детей. И моральный климат дома улучшить.
Если повторилась, а повторилась я много раз, прошу извинить за сумбур — запуталась.
Прошу ВАС, эксперты, дайте анализ ситуации, насколько это возможно, и какие шаги изначально Вы предложили бы сделать, чтобы выпутаться из этой неприятной ситуации? Заранее благодарна за ответы.
Если ребенок дерзит: советы родителям
О том, как предотвратить разговоры с детьми на повышенных тонах, а также исцелить их последствия
Разговор на повышенных тонах не всегда является истинным выражением чувств вашего ребенка. Причина дерзкого обращения может крыться как в вашем поведении, так и в чем-то, не связанном с вами.
Возможно, у вашего сына проблемы в отношениях со своими школьными друзьями, и, нападая на вас, он чувствует, что вы являетесь безопасной для него мишенью. Или, возможно, он не может справиться с домашним заданием и поэтому кричит на вас, чтобы дать выход своему раздражению и нетерпению. Если такое происходит, оставайтесь спокойными, не теряя самообладания и не переходя на повышенный тон.
Однако часто родители сами провоцируют неуважительное отношение к себе, досаждая детям. Например:
Почему так произошло? Когда мама кричала на сына, подавала ли она пример уважительного отношения? Нет. Проявил ли Коля неуважение к матери? Да. Проявила ли мама неуважение к сыну? Да. Давайте разложим все по полочкам:
Почему родители считают, что они должны контролировать выполнение детьми домашних заданий? Родители могут возразить: «Мы просто не хотим неприятностей для нашего ребенка».
Конечно, родители не хотят неприятностей для своих детей. Тем больше у них оснований, чтобы обучить детей самодисциплине, самоконтролю, постановке целей и навыкам решения проблем вместо того, чтобы пытаться контролировать их. Все больше оснований для того чтобы разговаривать ВМЕСТЕ с детьми, а не против них или для их блага.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда ребенок дерзит, и как можно остановить и предотвратить проявления такого поведения.
Советы родителям
Как предотвратить подобные проблемы в будущем
Чему могут научиться дети
Дети смогут узнать, что их родители готовы взять на себя ответственность за свою часть взаимодействия с ними. Они смогут узнать, что дерзить непродуктивно, но что у них есть возможность поработать над конструктивным уважительным общением и наладить отношения с родителями.
Поощряйте вежливость
Обращайте особое внимание на те моменты, когда ваш ребенок ведет себя вежливо и конструктивно, и постарайтесь не зацикливаться на неконструктивном поведении.
Когда ваш ребенок выражает себя в почтительной манере, демонстрируйте ему свое одобрение. Скажите ему: «Мне очень нравится, как ты дождался своей очереди, чтобы начать говорить» или «Ты хорошо поработал над собой, выразив свои чувства, не повышая голос». Это улучшит его самочувствие и поможет осознать, что мама и папа замечают также и хорошее поведение. Такой ребенок будет дерзить намного реже!