Что значит парадоксально мыслить
Парадоксальное мышление: что это такое и как им пользоваться?
Часть 1
Мой новый клиент многое поставил на кон. Прошли те золотые деньки, когда такие компании, как его собственная, могли сохранять статус-кво и получать прибыль. Компания ощущала недостаток в деньгах, а владелец — явную необходимость внести в работу изменения, которые вызвали бы немедленный скачок прибыли.
Нашу первую встречу он начал с истории, которую я слышала много раз: «Мы боремся. Нам нужно сократить расходы, но, если мы не будем инвестировать, компания погибнет».
«Давайте посмотрим на вашу проблему под другим углом, — предложила я. — Нет такого закона, в котором говорилось бы, что вы должны сократить расходы или инвестировать в развитие компании, не правда ли?»
Он рассмеялся: «Ну разве что законы бизнеса».
Я ответила, что такие законы просто необходимо нарушать. А затем слева на листке бумаги написала «уменьшить расходы», а «инвестировать в развитие» — справа. Между этими фразами я добавила союз «и».
Уменьшить расходы и инвестировать в развитие.
«Разве это возможно?» — удивился клиент.
«Вот над этим мы и подумаем!»
Добро пожаловать в мир парадоксального мышления.
Ясность и преимущества
Парадоксальное мышление — это мышление в стиле «и». Это мышление выявляет пары противоположностей и определяет их взаимозависимость относительно главной цели. В предыдущем примере мы имели дело с парой противоположностей «уменьшить расходы и инвестировать в развитие». Эти противоположности взаимозависимы, потому что обе исключительно важны для достижения цели — процветания организации. Неспособность управлять этой парой противоположностей может привести к тому, что компания уйдет из бизнеса, либо в лучшем случае ее дела медленно пойдут на спад.
Парадоксальное мышление делает возможным сбалансированное управление конфликтующими задачами. Компания хочет прославиться своими инновациями, в то время как клиенты ценят ее за стабильность, а также гарантировать акционерам хороший доход в краткосрочной перспективе и одновременно обеспечить себе здоровье в перспективе долгосрочной.
Даже на этих двух примерах легко увидеть, каким образом неудачное управление важной парой противоположностей заставляет компанию буксовать на месте, а иногда и приводит к краху.
Вооружившись уважением к парадоксу, мы расстаемся с извечной привычкой видеть конфликтующие потребности по отдельности и удовлетворять одну за счет другой. Парадоксальное мышление отвергает известную аксиому, согласно которой один вариант решения всегда предпочтительнее другого, так как правильным может быть только один. Организации не в состоянии полностью раскрыть свой потенциал, все время делая выбор. Страдают их прибыли, моральный дух и способность к инновациям. Известный драматург Джордж Бернард Шоу на вопрос о том, что необходимо для прогресса, ответил так: «Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный человек упорно пытается приспособить мир к себе. Таким образом, прогресс зависит от неразумных людей».
Парадоксальное мышление дополняет тот тип мышления, который многие считают естественным. Поэтому если вы, например, привыкли мыслить линейно, то, прочитав эту книгу, вы не научитесь в один момент мыслить парадоксами. Вот как «линейный мыслитель» считает нужным управлять продуктивностью сотрудников: «Сначала я укажу на недостатки работника, а потом похвалю его за достижения». Решение же проблемы управления заключается в том, чтобы сочетать критику и награду, — однако возможность их сочетания понятна далеко не каждому.
К линейным шаблонам парадоксальное мышление добавляет еще один способ взглянуть на альтернативы и результаты. Это значит, что противоположные потребности в критике и вознаграждении следует считать связанными и необходимыми для достижения цели — эффективного управления продуктивностью работников. Иначе говоря, парадоксальное мышление добавляет еще один уровень понимания проблемы, способов ее решения и получения желаемого исхода событий. В нашем примере как только «линейный мыслитель» увидит связь между критикой и вознаграждением и будет сознательно управлять и тем и другим для повышения продуктивности сотрудника, он создаст благоприятную среду для более быстрых изменений поведения работников, поможет им подняться на качественно новый уровень продуктивности. Когда парадоксальное мышление станет частью вашей стратегии решения проблем, появится еще одно преимущество. Вы сами ощутите, когда слишком сильно сосредоточились на одном полюсе в ущерб другому.
Это поможет вам всегда быть сбалансированным. В ситуации управления продуктивностью работников вам, вполне возможно, захочется сосредоточиться на вознаграждении больше, чем на критике. Если вы будете делать это осознанно и не упускать из виду конечный результат своих действий, это поможет вам в будущем. Но если вы не осознаете, что делаете упор на вознаграждении в ущерб критике, то вы лишь создаете проблемы для самого себя.
Парадокс на языке бизнеса
Многие концепции, имеющие отношение к бизнесу, предполагают взаимоисключающие потребности. Например, работа с клиентами подразумевает «проталкивание» какой-либо услуги покупателю и «вытаскивание» его собственных потребностей и желаний.
Переговоры с целью заключения контракта обычно включают в себя двойственные требования: слушать/обращать внимание и говорить/требовать внимания. Однако есть два элемента, которые стоят особняком и воплощают в себе множество важных парадоксов. Это инновации и руководство (лидерство).
В контексте бизнеса инновации затрагивают воображение и логику с упором на то, что является отличным, а что — хорошо знакомым, что практично, а что кажется невероятным, а также другие взаимозависимые противоположности. Майкл Добсон, автор множества книг, в том числе «Креативный прожект-менеджмент» (Creative Project Management), рассказал мне историю об инновациях, относящуюся к самому началу его карьеры:
- «Однажды мы с боссом были на ярмарке игрушек в поисках нового будущего хита продаж. Тот год ознаменовала повальная мода на игрушки Cabbage Patch Kids. Мы стояли в выставочном зале одного из гонконгских импортеров, который продавал игрушки Broccoli Patch Kids. Это была ужасная подделка. Я отпустил несколько пренебрежительных замечаний, на что в ответ босс заметил: «Ты должен понимать, что плохо не то, что это подделка. Это некачественная подделка. На этой выставке есть великолепная подделка Cabbage Patch. Посмотрим, сможешь ли ты найти ее». Я смотрел по сторонам несколько часов и не нашел ничего, что отвечало бы описанию моего босса. В конце дня он спросил меня: «В чем фокус с Cabbage Patch?» — «Они становятся вашими «приемными детьми». — «Кого еще ты можешь «усыновить»?» Это была великолепная подсказка. Блестящей пиратской копией Cabbage Patch на выставке того года стали Pound Puppies. Они в точности походили на кукол Cabbage Patch, но при этом были совершенно другими».
Идеальная игрушка — это новый бренд, совершенно оригинальный и в то же время напоминающий что-то еще.
Парадокс, обнаруженный Добсоном, применим к любой компании, вставшей на путь инноваций, начиная от производителей зубной пасты и заканчивая производителями смартфонов. Интеграция подобного парадоксального мышления в разработку нового продукта создает то конкурентное преимущество, которое присуще компаниям, речь о которых идет в этой книге.
Как и инновации, лидерство (руководство) воплощает в себе мириады конфликтующих потребностей, например уверенность и скромность, контроль и делегирование полномочий, приземленность и визионерство. Reinsurance Group of America (RGA) пережила крупные структурные перестройки сначала в 2008 г., а затем в 2011 г. Из-за этих изменений генеральному директору Грейгу Вудрингу пришлось столкнуться с новыми парадоксами руководства. RGA, которая некогда принадлежала Metropolitan Life Insurance, отделилась от Met Life в 2008 г., после того как расширила свое глобальное присутствие за счет создания нескольких новых иностранных филиалов. Затем в 2011 г. компания стала матричной организацией и пошла по пути интеграции систем вместо управления группой страховых компаний с общей отчетностью. В меняющемся мире на первый план вышли конфликтующие потребности контроля и делегирования полномочий. Если бы Вудринг сконцентрировался на контрольной функции, он уничтожил бы предпринимательский дух руководителей отдельных подразделений. Делегируя им слишком большие полномочия, он помешал бы движению корпорации к более согласованному поведению при решении задач.
Исследование кейсов, доказывающих силу парадоксального мышления
А теперь представьте, как эти этапы связаны друг с другом и перетекают один в другой снова и снова. Их связь динамична. После некоторой практики ваше мышление станет гибким, и это обогатит вашу профессиональную жизнь и жизнь в целом.
В этой книге речь пойдет о разных организациях — от местных (локальных) некоммерческих до глобальных компаний с многомиллиардным оборотом. Изучение их борьбы и конечного успеха дает конкретные идеи о том, как заставить процесс, существующий в воображении, работать в вашей собственной организации. Вы увидите, как реально существующие компании идентифицировали важнейшие взаимозависимые противоположности и применили к ним парадоксальное мышление. Читая истории, приведенные на страницах этой книги, вы увидите, насколько хорошо эти организации управляли взаимосвязями между двумя противоположностями и как они постоянно внедряли парадоксальное мышление в свою деятельность.
Единство противоположностей: что такое парадоксальное мышление
Любовь Карась
Парадоксальное мышление, которое подразумевает совмещение противоположных точек зрения, позволяет взглянуть на старые установки по-новому. Исследование, опубликованное в 2019 году в Journal of Applied Behavioral Science, показало, что такой подход к решению проблем «способствует успехам сотрудников, а также положительно влияет на внедрение инноваций». Заменяя «или» на «и», человек старается совместить противоположности, и в процессе размышления приходит к новым решениям. Т&Р, основываясь на материале BBC, рассказывают о том, как парадоксы способствуют личному и командному прогрессу.
Суть парадоксального мышления
«Противоположности имеют симметричную структуру в том смысле, что они перевернуты, но равны. […] Объединяя противоположности одновременно, можно вовлечь концепции, обладающие четкой симметрией. Поскольку между противоположностями всегда происходит взаимодействие, это динамическая симметрия», — описывал автор.
Элла Мирон-Спектор, доцент кафедры организационного поведения в INSEAD, в ходе своего исследования «Парадоксальные рамки и творческие искры: усиление творчества через конфликт» предложила участникам записать три парадоксальных утверждения. Это могли быть любые мысли, которые казались противоречивыми, но, возможно, верными. Затем она предложила пройти два психологических теста. В первом искали общее слово, связывающее три разные альтернативы. Это помогало обнаружить скрытые связи между различными идеями, что считается важным для многих форм творческого мышления.
В той же статье Мирон-Спектор рассказала о том, что сотрудники, которые думали о противоположных требованиях минимизации затрат и максимизации инноваций, были более креативными, чем те, кто рассматривал только одну цель. Противоречивые требования переворачивали мышление и подталкивали к новым решениям.
Ограничения повышают эффективность
В исследовании 2017 года «Организационный парадокс: проблема в том, как мы думаем о проблеме», опубликованном в Academy of Management Journal, Мирон-Спектор и ее коллеги изучали преимущества парадоксального познания на примере одной крупной компании.
Исследования компании Toyota Motor Corporation показали, что в ее корпоративной культуре множество парадоксов. В статье на Harvard Business review отмечалось, что компания действовала в системе TPS — «жесткая» инновация, которая позволяет постоянно улучшать способ производства автомобилей. Но в то же время Toyota освоила «мягкие» инновации, относящиеся к корпоративной культуре. «Компания преуспевает, потому что создает противоречия и парадоксы. Сотрудники должны работать в среде, где они постоянно сталкиваются с проблемами и вынуждены придумывать свежие идеи. Жесткие и мягкие инновации работают в тандеме», — пишут авторы.
Развитие парадоксального мышления
Идея о совмещении парадоксов лежит в основе «янусианского мышления» — это восприятие противоположных, исключающих друг друга образов или представлений. Этот тип мышления рассматривал Альберт Ротенберг и выявил следующие этапы:
Постановка цели, которая заключается в изменении привычных установок.
Отклонение от обычных, принятых канонов.
Одновременное противопоставление, выявление антитезиса.
Для развития парадоксального мышления обращаться к сложным научным теориям не является необходимостью. Подумайте о привычных вещах. Можно ли устать, если вы сидите? А прочитать 300 страниц за пару часов? Перемещаться, не меняя при этом первоначального положения? В своей колонке на Forbes Джиа Стормс, тренер по развитию лидеров, преподаватель Co-Active Training Institute, предложила сделать несколько шагов к развитию парадоксального мышления:
Следите за своей речью. Такие слова, как «всегда», «никогда», «правильный», «неправильный», «ужасный», «последний», «плохой», «хороший» показывают, что вы попали в ловушку. Фиксируйте эти установки и задавайте себе вопрос: «А действительно ли это так?»
Напишите список парадоксов. Например, вы можете написать: «Я могу заниматься любимым делом или получать хорошие деньги». Затем замените «или» на «и». Затем подумайте о том, как это можно реализовать.
Используйте «да и» вместо «нет, но». Начните с того, что превратите свои «нет» в «да, и». Каждый раз, когда кто-то предлагает сумасшедшую идею, вы можете развить ее, сказав «да, и…».
Ранее вы думали, что вам нужно пожертвовать одним ради другого, но если вы хотите развить парадоксальное мышление, можете найти новое решение. Рассматривайте конкурирующие требования как возможность для роста и источник мотивации. Тогда «или» может превратиться в «и». Допуская сложность и множественность точек зрения, вы открываете возможность проявить творческий подход.
Сила в противоречиях: почему парадоксальное мышление — это ключ к успеху
Относитесь к разным мнениям с любопытством
Нам всем нравится определенность. Приятно начинать проект, в котором все друг с другом согласны. Все мы мечтаем никогда не спорить с друзьями о противоположных точках зрения. Однако довольно часто мы все же сталкиваемся с парадоксальными ситуациями, где сложно сразу определить, что правильно, а что — нет. Еще тяжелее становится, когда мы понимаем, что оба мнения разумны и осознаны. В такие моменты полезно подключать «парадоксальное мышление», чтобы объективно оценить противоречия и найти идеальное решение. Пересказываем материал BBC о том, как этот навык работает и как его можно использовать в работе и жизни.
Наблюдение за очевидными противоречиями позволяет нам разрушать собственные установки и привычные взгляды и находить неожиданные и совершенно новые способы взглянуть на проблему. Возможно, эта концепция покажется вам не очень логичной, однако она подкреплена годами научных исследований.
Американский психиатр Альберт Ротенберг был одним из первых ученых, изучавших этот вопрос. В своей работе 1996 года он провел интервью с 22 нобелевскими лауреатами, а также проанализировал исторические свидетельства о жизни всемирно известных ученых. Он выяснил, что каждый революционный мыслитель тратил довольно много времени на то, чтобы «активно создавать разные противоположные друг другу идеи и антитезы».
Например, Эйнштейн размышлял, как объект может быть одновременно в покое и движении в зависимости от положения наблюдателя. Датский физик Нильс Бор пытался согласовать между собой способы того, как атомные объекты могут при одних условиях действовать как волны, а при других — как частицы. Это в конечном итоге стало началом нового знания о квантовой механике. Ротенберг также изучил биографии известных писателей и убедился, что их креативность и талант были заметны во многом благодаря тому, как в своем творчестве они наблюдали за несовместимыми идеями.
Сила в конфликте
Конечно, не все мы — будущие Эйнштейны или Боры. Однако исследования показали, что «парадоксальное мышление» может помочь обычным людям лучше решать повседневные проблемы. Доцент кафедры организационного поведения в INSEAD (французская бизнес-школа и исследовательский институт) Элла Мирон-Спектор провела эксперимент. Она попросила людей выписать три парадоксальных утверждения. Участников предупредили, что высказывания могут быть абсолютно банальными: например, «от сидения устаешь сильнее, чем от ходьбы». Им нужно было записать что-то, что кажется на первый взгляд противоречивым, но, возможно, все же правдивым. После этого Мирон-Спектор попросила участников пройти два стандартных психологических теста на креативность: в первом нужно было придумать обобщающее название для перечисленных слов, а во втором — постараться прикрепить свечу к стене так, чтобы воск не капал на пол и на стол.
Оказалось, что участники, которые до этих заданий проходили часть с придумыванием парадоксов, намного лучше справлялись со второй частью эксперимента — 35% из них справились с загадкой о свече. Для сравнения только 21% контрольной группы (те, кто не придумывал парадоксы) смогли найти решение.
Парадоксальное мышление на работе
Недавнее исследование Мирон-Спектор и ее коллег показало, что подобный эксперимент также отражается в реальной работе. Ученые разработали опросник для того, чтобы замерить уровень парадоксального мышления у участников. Людей попросили оценить следующие утверждения:
Участников также попросили описать, как часто они сталкивались на работе с нехваткой ресурсов (например, когда приходится работать в строгих временных или финансовых рамках). Их руководители тем временем оценивали их работу и новаторство.
Как вы, возможно, уже догадались, исследование показало, что сотрудники с развитым парадоксальным мышлением лучше справлялись с рабочими требованиями. Вызовы с ограниченными ресурсами казались им мотивирующими и вдохновляющими, а их работа под давлением фактически улучшилась. Им удавалось находить все новые и новые решения проблем в рамках своей должности. Те же, у кого парадоксальное мышление было на низком уровне, с трудом справлялись с напряжением и едва могли поддерживать свою стандартную производительность при нехватке ресурсов.
Как это можно использовать
Одно из самых простых решений — попробовать самостоятельно провести эксперимент Мирон-Спектор. Выписывайте парадоксы, с которыми вы сталкиваетесь, и внимательно их обдумывайте, прежде чем перейти к решению проблемы. Если вы застряли на своей идее, попробуйте подробнее изучить древнегреческие парадоксы (например, апории Зенона). Возможно, они помогут вам.
Подумайте о своих рабочих обязанностях — в них уже может быть множество противоречий. Вероятно, они всегда казались вам раздражающими, так как они ставят в ситуацию, где чем-то нужно жертвовать. Попробуйте посмотреть на них с другого угла — возможно, все же есть варианты, в которых вы найдете идеальный компромисс и баланс?
Возможно, вам кажется, что намеренно пытаться удовлетворить совершенно разные требования — это очень сложно. Однако недавние исследования показали, что люди с таким подходом получают намного больше удовлетворения от своей роли в компании. Используйте же это!
Коротко и ясно — это про наш Twitter
Единство противоположностей: что такое парадоксальное мышление
Любовь Карась
Парадоксальное мышление, которое подразумевает совмещение противоположных точек зрения, позволяет взглянуть на старые установки по-новому. Исследование, опубликованное в 2019 году в Journal of Applied Behavioral Science, показало, что такой подход к решению проблем «способствует успехам сотрудников, а также положительно влияет на внедрение инноваций». Заменяя «или» на «и», человек старается совместить противоположности, и в процессе размышления приходит к новым решениям. Т&Р, основываясь на материале BBC, рассказывают о том, как парадоксы способствуют личному и командному прогрессу.
Суть парадоксального мышления
«Противоположности имеют симметричную структуру в том смысле, что они перевернуты, но равны. […] Объединяя противоположности одновременно, можно вовлечь концепции, обладающие четкой симметрией. Поскольку между противоположностями всегда происходит взаимодействие, это динамическая симметрия», — описывал автор.
Элла Мирон-Спектор, доцент кафедры организационного поведения в INSEAD, в ходе своего исследования «Парадоксальные рамки и творческие искры: усиление творчества через конфликт» предложила участникам записать три парадоксальных утверждения. Это могли быть любые мысли, которые казались противоречивыми, но, возможно, верными. Затем она предложила пройти два психологических теста. В первом искали общее слово, связывающее три разные альтернативы. Это помогало обнаружить скрытые связи между различными идеями, что считается важным для многих форм творческого мышления.
В той же статье Мирон-Спектор рассказала о том, что сотрудники, которые думали о противоположных требованиях минимизации затрат и максимизации инноваций, были более креативными, чем те, кто рассматривал только одну цель. Противоречивые требования переворачивали мышление и подталкивали к новым решениям.
Ограничения повышают эффективность
В исследовании 2017 года «Организационный парадокс: проблема в том, как мы думаем о проблеме», опубликованном в Academy of Management Journal, Мирон-Спектор и ее коллеги изучали преимущества парадоксального познания на примере одной крупной компании.
Исследования компании Toyota Motor Corporation показали, что в ее корпоративной культуре множество парадоксов. В статье на Harvard Business review отмечалось, что компания действовала в системе TPS — «жесткая» инновация, которая позволяет постоянно улучшать способ производства автомобилей. Но в то же время Toyota освоила «мягкие» инновации, относящиеся к корпоративной культуре. «Компания преуспевает, потому что создает противоречия и парадоксы. Сотрудники должны работать в среде, где они постоянно сталкиваются с проблемами и вынуждены придумывать свежие идеи. Жесткие и мягкие инновации работают в тандеме», — пишут авторы.
Развитие парадоксального мышления
Идея о совмещении парадоксов лежит в основе «янусианского мышления» — это восприятие противоположных, исключающих друг друга образов или представлений. Этот тип мышления рассматривал Альберт Ротенберг и выявил следующие этапы:
Постановка цели, которая заключается в изменении привычных установок.
Отклонение от обычных, принятых канонов.
Одновременное противопоставление, выявление антитезиса.
Для развития парадоксального мышления обращаться к сложным научным теориям не является необходимостью. Подумайте о привычных вещах. Можно ли устать, если вы сидите? А прочитать 300 страниц за пару часов? Перемещаться, не меняя при этом первоначального положения? В своей колонке на Forbes Джиа Стормс, тренер по развитию лидеров, преподаватель Co-Active Training Institute, предложила сделать несколько шагов к развитию парадоксального мышления:
Следите за своей речью. Такие слова, как «всегда», «никогда», «правильный», «неправильный», «ужасный», «последний», «плохой», «хороший» показывают, что вы попали в ловушку. Фиксируйте эти установки и задавайте себе вопрос: «А действительно ли это так?»
Напишите список парадоксов. Например, вы можете написать: «Я могу заниматься любимым делом или получать хорошие деньги». Затем замените «или» на «и». Затем подумайте о том, как это можно реализовать.
Используйте «да и» вместо «нет, но». Начните с того, что превратите свои «нет» в «да, и». Каждый раз, когда кто-то предлагает сумасшедшую идею, вы можете развить ее, сказав «да, и…».
Ранее вы думали, что вам нужно пожертвовать одним ради другого, но если вы хотите развить парадоксальное мышление, можете найти новое решение. Рассматривайте конкурирующие требования как возможность для роста и источник мотивации. Тогда «или» может превратиться в «и». Допуская сложность и множественность точек зрения, вы открываете возможность проявить творческий подход.