Что значит отдать якоря
Отдача якоря на судне
Подготовка проводится под руководством помощника капитана. У поста управления брашпилем находится боцман.
Подготовку осуществляют в следующем порядке:
снимают металлические задвижки с якорного клюза, а также парусиновый чехол или заглушку с палубного клюза, через который якорная цепь проходит в цепной ящик;
проверяют состояние якорной цепи в цепном ящике (цепь не должна быть перекручена);
убеждаются в отсутствии людей в цепном ящике;
проверяют ленточный стопор, после чего отдают все дополнительные стопоры, наложенные на якорную цепь;
проверяется работоспособность брашпиля на холостом ходу;
убеждаются в отсутствии за бортом судна посторонних предметов, могущих создать помехи свободной отдаче якоря;
стравливают якорь под клюз и держат его на ленточном стопоре;
докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.
По команде с мостика боцман отдает ленточный стопор. Малый задний ход судна позволяет якорю быстрее забрать грунт и предотвращает навал якорной цепи на якорь.
Якорную цепь следует травить с умеренной скоростью, чтобы цепь легко было застопорить в тот момент, когда якорь коснется грунта. При быстром стравливании цепь может навалиться на якорь и запутаться вокруг его лап, вследствие чего они не смогут войти в грунт.
В дальнейшем якорную цепь потравливают по мере натяжения, постепенно задерживая ее, поскольку требуется приостановить продвижение судна. Не следует резко зажимать ленточный стопор. Если якорная цепь натянется, а затем ослабнет, можно считать, что якорь удерживает судно и оно остановилось в своем движении.
Отдача якоря на судне
По мере вытравливания цепи помощник докладывает на мостик о количестве смычек «на брашпиле» или «в воде», натяжение цепи (слабое, среднее, сильное) и направление цепи относительно диаметральной плоскости судна. Параллельно боцман дублирует доклад ударами в колокол, количество ударов соответствует количеству вытравленных смычек (с шестой отсчет начинается сначала).
На большой глубине якорь не следует отдавать сразу, так как от удара о грунт якорь и звенья первой смычки могут получить повреждения. На глубинах от 30 до 50 м якорную цепь следует травить медленно при помощи ленточного стопора до тех пор, пока якорь не ляжет на грунт. На глубинах более 50 м якорную цепь необходимо травить при помощи брашпиля, сообщенного с цепным барабаном, остановить якорь на небольшой высоте над грунтом, затем разобщить брашпиль и травить при помощи ленточного стопора.
Когда будет установлено, что якорь держит (забрал), на баке поднимают днем черный шар, ночью включают якорные огни и выключают ходовые.
Способы отдачи якоря
В данной статье рассмотрены именно способы отдачи якоря, а не способы постановки судна на якорь в тех или иных условиях. Соответственно, мы не будем рассматривать влияние внешних факторов на судно: ветра, течения, скорости судна, характера грунта и т. д., так как все эти факторы влияют, в основном, на способ маневрирования при постановке на якорь, а не на способ отдачи якоря, хотя, разумеется, и эти факторы могут повлиять на выбор способа отдачи якоря.
Способ отдачи якоря зависит от глубины в предполагаемом месте постановки на якорь. Существуют четыре способа отдачи якоря. Глубины разделены на четыре диапазона.
Первый: глубины до 20 метров.
Второй: глубины от 20 до 30 метров.
Третий: глубины от 30 до 50 метров.
Четвертый: глубины от 50 до 82,5 метров.
Необходимо отметить, что постановка на якорь на глубинах свыше 82,5 метров не рекомендуется. Это обусловлено тем, что в соответствии с требованиями классификационных обществ, якорное устройство обычных грузовых судов, должно обеспечивать выбирание отданного якоря с тремя смычками, находящимися в подвешенном состоянии. Длина смычки принимается равной 27,5 метров, следовательно, длина трех смычек составляет 82,5 метра. Таким образом, якорное устройство не испытывается на выбирание якоря с глубин более 82,5 метров и, следовательно, никто не может гарантировать его работоспособность на больших глубинах. Несмотря на это, если якорное устройство исправно, то как правило, судно может становиться на якорь и на глубинах до 100 метров. На глубинах свыше 100 метров, постановка на якорь не рекомендуется. В случае сомнений, капитану рекомендуется обратиться за разъяснениями к капитану-наставнику или к морскому суперинтенданту, как их называют в иностранных судоходных компаниях. В некоторых компаниях, наученных горьким опытом многочисленных потерь якорей с полной длиной якорь-цепи, в Судовом Руководстве по Безопасной эксплуатации, в разделе Управление судном, помещена подробная процедура постановки судна на якорь, в которой указано на каких максимальных глубинах разрешена постановка на якорь судов компании.
Далее мы рассмотрим способы отдачи якоря при исправном якорном устройстве. Якорное устройство принято считать исправным только тогда, когда выполняются его регулярные проверки, техническое обслуживание, ремонт и испытание, сертифицированными специалистами, с периодичностью, и в сроки, установленные, в соответствии с требованиями завода изготовителя и правилами классификационного общества. Также необходимо заметить, что данные способы могут безопасно применяться только когда судно, имеет незначительную скорость относительно грунта, около 0,5 узла. При больших скоростях судна, контроль за вытравливанием якорь-цепи может быть потерян.
Первый способ: на глубинах до 20 метров.
После осмотра, проверки и если необходимо, то прогрева якорного устройства, по команде с мостика, мотором, приспускают якорь на высоту, примерно 2-х метров от уровня воды и готовят якорь к отдаче с ленточного стопора. По команде с мостика «Отдать якорь», ослабляют ленточный стопор и отдают якорь. Затем докладывают на мостик, сколько вытравилось якорь-цепи и направление якорь-цепи. После того, как вытравится необходимое количество смычек якорь-цепи, зажимают ленточный стопор.
Второй способ: на глубинах от 20 до 30 метров.
В этом случае, якорь также приспускается мотором на высоту примерно 2-х метров от уровня воды и остается соединенным с мотором. По команде с мостика «Отдать якорь», продолжают травить якорь-цепь мотором, примерно на высоту 10 метров от грунта, затем готовят якорь к отдаче с ленточного тормоза и по команде с мостика отдают, как и в первом случае.
Третий способ: на глубинах от 30 до 50 метров.
В этом случае, якорь также приспускается мотором на высоту примерно 2-х метров от уровня воды и остается соединенным с мотором. По команде с мостика «Отдать якорь», продолжают травить якорь-цепь мотором до грунта, затем готовят якорь к отдаче с ленточного тормоза и по команде с мостика отдают, как и в первом случае. Необходимо отметить, что при постановке на якорь на глубинах свыше 35 метров, при сильном ветре или течении, или когда они действуют совместно, может быть безопаснее вообще не разобщать якорь с мотором и продолжать вытравливать якорь-цепь до требуемой длины.
Четвертый способ: на глубинах от 50 до 82,5 метров.
На глубинах 50 метров и более, якорное устройство никогда не разобщается с мотором. В этом случае, якорь также приспускается мотором на высоту примерно 2-х метров от уровня воды и остается соединенным с мотором. По команде с мостика «Отдать якорь», продолжают вытравливать мотором требуемое количество якорь-цепи. После того, как требуемое количество якорь-цепи будет вытравлено, по команде с мостика, накладываются стопора. Количество стопоров зависит от типа конкретного якорного устройства.
Необходимо объяснить, с чем связана необходимость вытравливания якорь-цепи мотором, а не отдача с ленточного стопора. Если на глубинах, от 30 до 50 метров, отдавать якорь с ленточного стопора, как в первом способе, то в следствии большой скорости вытравливания якорь-цепи, усилия ленточного стопора может быть недостаточно, чтобы затормозить и остановить вращение звездочки. На глубинах свыше 50 метров, даже если удастся остановить вращение звездочки, то якорь-цепь за счет очень большой скорости разгона, начнет просто проскакивать через звездочку со все возрастающей скоростью вытравливания, до тех пор, пока не вылетит полностью. Как правило, жвака-галс не выдержит рывка, будет поврежден и вся якорь-цепь уйдет за борт. Якорь и вся цепь будут потеряны.
Еще раз обратим внимание наших читателей на то, что, при кажущейся простоте, постановка на якорь является одной из сложнейших судовых операций, и требует тщательного планирования, подготовки и слаженных действий всех участников.
«Отдать якорь»
Смотреть что такое ««Отдать якорь»» в других словарях:
ЯКОРЬ — ЯКОРЬ, якоря, мн. якори якоря, муж. 1. Приспособление для удержания судна на месте в виде прикрепленного к длинной цепи металлического стержня с лапами, которые зацепляются за грунт. Стоять на якоре. Отдать якорь (см. отдать в 9 знач.). Выбирать… … Толковый словарь Ушакова
ОТДАТЬ — отдам, отдашь, отдаст, отдадим, отдадите, отдадут, пов. отдай, прош. отдал, отдала, отдало; отдавший, сов. (к отдавать). 1. кого что. Вернуть (взятое) тому, у кого было взято; вручить обратно. «Алтына бы два али копеек восемь дали бы, за нами не… … Толковый словарь Ушакова
ЯКОРЬ — (Anchor) приспособление для удержания судна на месте при стоянке на свободной воде. Вес Я. находится в определенной зависимости от величины судна. Пользуясь нижеследующими эмпирическими формулами, можно приближенно определить вес того Я., который … Морской словарь
ОТДАТЬ — ОТДАТЬ, ам, ашь, аст, адим, адите, адут; ал и (разг.) ал, ала, ало; ай; авший; отданный ( ан, ана и разг. ана, ано); ав и авши; совер. 1. кого (что). Дать обратно, возвратить. О. долг. О. библиотечную книгу. 2. кого (что). Дать, предоставить (что … Толковый словарь Ожегова
ЯКОРЬ — ЯКОРЬ, я, мн. я, ей, муж. 1. Металлический стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна, бакена, плавучего маяка. Стать на я. Стоять на якоре. Отдать я. (опустить). Выбирать якоря (поднимать). Бросить я … Толковый словарь Ожегова
отдать концы — дать дуба, умереть, скопытиться, перекинуться, задрать ноги, гигнуться, загнуть копыта, откинуть хвост, свернуться, откинуть копыта, поднять якорь, сняться с якоря, порешиться, скапуститься, околеть, издохнуть, окочуриться, загнуться, скончаться … Словарь синонимов
якорь — я; мн. якоря, ей; м. 1. Приспособление для удержания на месте судов, плавучих маяков и т.п. в виде металлического стержня с лапами, которые зацепляются за грунт. Стоять на якоре. Поднять я. Отдать я. (опустить). Выбирать якоря (поднимать).… … Энциклопедический словарь
отдать — да/м, да/шь, да/ст, дади/м, дади/те, даду/т; отда/й; о/тдал и, (разг.), отда/л, ла/, ло/; отда/вший; о/тданный; дан, а/ и, (разг.), ана, о; отда/в и отда/вши; св. см. тж. отдавать … Словарь многих выражений
якорь — я; мн. якоря/, е/й; м. см. тж. якорёк 1) Приспособление для удержания на месте судов, плавучих маяков и т.п. в виде металлического стержня с лапами, которые зацепляются за грунт. Стоять на якоре. Поднять я/корь. Отдать я/корь. (опустить) … Словарь многих выражений
отдать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; отдай; отдал и (разг.) отдал, ла, ло; отдавший; отданный; дан, а и (разг.) ана, о; отдав и отдавши; св. 1. (кого что). Дать обратно, возвратить. О. книгу. О. назад, обратно письмо. О. быстро, вовремя. Долг… … Энциклопедический словарь
Что значит отдать якоря
1.Право руля. Starboard!
2.Лево руля. Port!
3.Больше право. More starboard?
4.Больше лево. More port!
5. Право на борт. Hard a-starboard!’
6. Лево на борт. Hard a-port!
7. Отводи. Ease the helm!
8. Прямо руль. Midships!
9. Одерживай. Meet her!
10. Так держать. Steady!
11. Как на румбе. How does she head?
12. Право не ходить. Nothing to starboard?
13. Лево не ходить. Nothing to port!
14- Приводи на курс. Steer the course!
15. Как слушает руля. Are you good at steering?
16. Право десять. (по аксиометру)!Starboard ten!
17. Лево десять. (по аксиометру)! Port ten!
Команды при работе с якорем
29. Якорь приготовить к отдаче! Get anchor ready!
30. Отдать якорь! Let go the anchor!
31. Травить якорь-цепь! Slack away the chain!
32. Сколько смычек вышло? How many shackles out!
33. Якорь-цепь держать слабо! Keep cable slack!
34. Стоп травить канат! Hold on the cable!
35. Якорь не держит. Anchor comes home.
36. Как смотрит якорь-цепь? How is chain leading?
37. Сниматься с якоря! Up anchor!
38. Вира якорь! Heave away!
39. Панер! Anchor is apeak!
40. Якорь встал!’ Anchor is aweigh!
41. Якорь вышел из воды! Anchor is up!
42- Якорь чист! Anchor is clear!
43. Якорь не чист! Anchor is foul!
44. Якорь под клюзом! Anchor at the hawse!
45. Якоря держать готовыми к отдаче! Keep anchors ready!
46. Закрепить якоря по-походному! Secure the anchors!
Команды при швартовке
Что значит отдать якоря
Перед постановкой судна на якорь или при следовании судна в таких местах, где может возникнуть необходимость отдачи якоря с мостика, подают команду: «Правый (левый) якорь к отдаче приготовить!» По этой команде проверяют, надежно ли зажат ленточный стопор брашпиля, и освобождают якорную цепь от остальных стопоров. Затем разобщают звездочку от кулачкового барабана, удерживая якорь только на зажатой звездочке брашпиля.
После всех приготовлений штурман докладывает на мостик: «Правый (левый) якорь к отдаче приготовлен!».
Часто одновременно с командой «Отдать якорь!» подают команду: «Столько-то смычек в воду!». Штурман следит за проходящими через клюз марками, а когда надлежащая длина цепи вытравлена, приказывает боцману зажать ленточный стопор. Стопор следует зажимать постепенно, чтобы цепь не получила резкого рывка. Штурман докладывает на мостик: «Столько-то смычек в воде!».
В процессе вытравливания цепи о числе вытравленных смычек сигнализируют ударами в колокол. Количество ударов соответствует числу вытравленных смычек.
На значительных глубинах якорь-цепь вытравливают при помощи брашпиля, т. е. с включенной звездочкой. Если отдают только один якорь, то вторую звездочку разобщают от брашпиля и зажимают ленточный стопор.
Для приготовления брашпиля к подъему якоря необходимо зажать фрикционную муфту и соединить кулачковый барабан главным зубчатым колесом. Прежде чем падать команду о подъеме якоря, капитан должен получить с полубака подтверждение о том, что в цепном ящике нет людей.
По команде «Вира якорь!» отдают ленточный стопор и включают брашпиль. Зубчатое колесо получает вращательное движение в одну сторону с вращением звездочки. Якорь-цепь начинает
двигаться из-за борта в цепной ящик.
Один из матросов по указанию штурмана отбивает в рынду определенное количество ударов, соответствующее числу выбранных смычек якорь-цепи.
Когда длина выбираемой якорь-цепи будет соответствовать глубине места, цепь принимает отвесное положение — «панер». Это говорит о том, что якорь скоро отделится от грунта.
Положение «панер» отмечается одним, ударом в рынду. Когда якорь отделится от грунта («якорь встал»), об этом сообщается на мостик частыми ударами в рынду.
Когда якорь показался из воды, штурман дает знак боцману, чтобы он был готов вовремя остановить брашпиль. Если якорь зацепился за форштевень или вокруг якоря обмоталась цепь, или якорь зацепил какие-либо предметы со дна моря, работу брашпиля прекращают и штурман докладывает на мостик: «Якорь не чист!» Команда приступает к освобождению якоря. Если якорь выходит свободно («якорь чист»), то это положение отмечают двумя ударами в рынду.
Окончательный подъем и втягивание якоря в клюз производят осторожно, на малой скорости брашпиля. Когда якорь втянут в клюз сообщают на мостик: «Якорь на месте!», и берут якорь-цепь на палубные стопоры. Это положение отмечают тремя ударами в рынду.