Что значит осуждать себя
Самоосуждение
Кто не укоряет себя, тот побеждается гневом (прп. авва Исаия, 59, 95).
. Осудивший сам себя свободен от обвинения, по причине покаяния, особливо если и в прочем соблюдает себя от поползновения. (свт. Василий Великий, 9, 189).
. Главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличений от других (свт. Иоанн Златоуст, 44, 746). Источник.
Ты осудил свой грех? Через это ты сложил с себя бремя (свт. Иоанн Златоуст, 44, 833). Источник.
Будь судьею над самим собою и над своими прегрешениями. В этом тебе никто не препятствует, а между тем ты и грехи свои таким образом исправишь, и не потерпишь от этого никакого вреда (свт. Иоанн Златоуст, 47, 465).
. Если здесь будем судить самих себя в повседневных прегрешениях наших, то избавимся от строгости будущего суда (свт. Иоанн Златоуст, 47, 650).
. Осуждающие сами себя за свои грехи предупреждают и отклоняют от себя суд Божий. (свт. Иоанн Златоуст, 48, 246).
Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога – и сознанием грехов своих, и готовностию не делать их на будущее время (свт. Иоанн Златоуст, 53, 278). Источник.
. Если будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но сделаем много доброго, будем кроткими и умеренными, и получим все блага, обещанные любящим Бога. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 181).
Неужели, скажешь, называть себя самого грешником значит тщеславиться? Да, этим путем мы приобретаем славу людей смиренных, становимся предметом удивления, похвал. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 225). Источник.
Будем же осуждать и наказывать сами себя: таким образом мы умилостивим Судию (свт. Иоанн Златоуст, 55, 256). Источник.
Будем осуждать самих себя, и Судия умилостивится; ибо, как благий, радуется Он, видя, что грешник расточает бремя свое (прп. Нил Синайский, 72, 252). Источник.
. Если хочешь ни здесь, ни там не понести наказания, требуй отчета у себя самого. Ибо если сами себя осуждаем, то не будем осуждены (прп. Нил Синайский, 73, 244). Источник.
Никто не может искренно любить или веровать иначе, как если он не имеет себя самого осудителем себя. Ибо когда совесть наша тревожима бывает обличениями, тогда уму не попускается чувствовать благоухания премирных благ, но он тотчас же раздвояется сомнением: в силу предшествовавших опытов веры теплым движением вожделенно устремляется он к ним, но уже не может любовно воспринять их в чувстве сердца по причине, как я сказал, частных угрызений обличающей совести. Впрочем, если мы очистим себя теплейшею молитвою и вниманием, то опять улучим сие вожделенное благо, еще с большим опытным в Боге вкушением его (блж. Диадох, 91, 18). Источник.
. Святой Антоний сказал: «Великий подвиг человека состоит в том, чтобы он перед лицем Божиим возлагал все согрешение свое на себя и ожидал бы искушения до последнего издыхания» (прп. авва Дорофей, 29, 96). Источник.
. Без самопосрамления невозможно избавиться от вечного стыда (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43). Источник.
. Надлежит нам всегда осуждать и укорять себя, чтобы полным осуждением загладить невольные грехи. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 172).
За дурное наказывать себя поклонами хорошо. Сколькими? Смотря по делу. двумя. пятью, десятью. Только со страхом и верою. да чтобы никто не видал (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 158). Источник.
Один брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня давит какая-то тяжесть». Старец отвечал: «И на малых, и на больших суднах пловцы имеют пояса, и если нет попутного ветра, то спускают канат, а пояса берут на плечи себе и тащат понемногу судно, пока Бог не пошлет ветра; а когда увидят, что настает мрак, они пристают к берегу и вбивают кол, дабы судно не ушло. Этот кол есть самоосуждение» (97, 218).
Один брат указал авве Феодору: «Я хочу исполнять заповеди». Старец отвечал ему: «И авва Феона так же некогда говорил что хочет при помощи Божией исполнить намерение свое. Принеся в пекарню муку, он испек из нее хлебы. Когда попросили у него бедные, он отдал им хлебы; когда же попросили еще другие, отдал им корзины и одежду, которую носил, и взошел в келью свою, опоясанный мафорием; при всем этом он осуждал себя за то, что не исполнил заповеди Божией» (97, 284).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Осуждение: как с ним бороться
О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.
Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение.
Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе. о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится».
Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.
Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, — суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек — такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!
В Священном Писании есть очень глубокое выражение: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2:11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2:12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.
Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6:41–42).
Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому — если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе — перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения — нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.
Ведение, знание человека о себе самом и о Боге — мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой — не вышли на уровень покаяния.
Заглядывать в себя — это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание — может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь — отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.
Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество — от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».
Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага — поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь — смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб.
Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает. В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3:16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?
Поэтому осуждение — это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».
Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный, который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12:48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве — как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение — не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.
Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор — всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд — милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека:Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11).
Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!
Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин2:17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».
Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:1–2) — эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».
Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся!» Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание — особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.
У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.
«Все плохие и все плохо!» — это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3:18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему — и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он — разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке — тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.
Как бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».
Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!
В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми. Действительно, как ему, бедному, трудно!»
Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?
Осуждения избежать можно в любом случае. Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».
Осуждение — это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить — никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.
Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, — как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.
Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент.
Самоосуждение
Не стоит переживать из-за незаслуженных осуждений.
Самоосуждение, куда более серьёзный критерий своей вины.
Разве может быть порицание более суровое,
чем самоосуждение, когда притворство более невозможно?
Ричард Матесон. К чему приводят мечты
Самоосуждение как качество личности – склонность судить себя за непотребные поступки, порицать, выносить себе обвинительный приговор, поносить себя, негативно и неодобрительно относиться к своим проявленным качествам личности, образу жизни, поведению; считать себя порочным, дурным человеком.
Гражданин Мударадзе, ваше последнее слово. – Я себя сам сильно осуждаю. Это для меня самый страшный суд. Срок я заслужил, но у меня к Вам, Ваша честь, есть вопрос: — За изнасилование белой девушки я осужден на 10 лет с отбыванием на севере. Скажите, если я там изнасилую белого медведя, вы меня отправите на юг?
— Итак, вас обвиняют в шарлатанстве. Вы продавали своим клиентам эликсир молодости? — Осуждаю себя за это. Кстати, я уже отсидел за это в 1534 и 1857 годах.
Самоосуждение – монолог совести. Совесть никогда не ошибается, ибо, как представительство Бога в душе человека, обладает абсолютным знанием. Когда человек поступает не по совести, его ждёт беспокойная подушка. Внутренний судья не даёт ему спать. Через муки совести человек приходит к самоосуждению. Совесть, как проводник Бога, говорит ему: — Ты поступил непорядочно, неблагородно. Искренне раскайся и больше так не поступай. По всей строгости осуди себя сам, тогда не будешь осуждён Богом.
Через самоосуждение человек предупреждает Суд Божий. Не напрасно говорит апостол: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Kор. 11, 31). И ещё: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата своего».(Мф.,7,5)
Если самоосуждение выставляется напоказ в пафосной форме, значит, за ним прячется гордыня и тщеславие, самоупоение и желание попиариться.
Самоосуждение – недоброе о себе мнение, злословие относительно себя. Чтобы не осуждать себя (люди частенько испытывают страх перед самоосуждением), человек прибегает к самооправданиям и самообману. Человеку не хочется терять своё лицо перед самим собой, не хочется опрокидывать самооценку, поэтому он избегает самоосуждения, закрывает уши, чтобы не слышать голос совести.
Психолог Александр Пинт пишет: «Вина — это следствие самоосуждения. Осуждая других — себя, мы чувствуем за это вину. Вы и прокурор, и подсудимый. Когда вы делаете то, что нехорошо, то ваш прокурор обвиняет, а подсудимый испытывает вину. Возникшее раздражение — показатель того, что в вашем внутреннем мире происходит суд. Вы судите сами себя. Надо увидеть, кто и кого в вас судит».
Зачастую человек осуждает себя только потому, что не может достичь стадии самопонимания. Самоосуждение призвано привести человека к пониманию себя. Если оно отдаляет его от самопонимания и самопознания, значит это не самоосуждение, а бесплодное самобичевание и самоедство. Ложное самоосуждение не приводит человека к прогрессу, личностному росту. Наоборот оно подталкивает его ещё больше погружаться в болото невежества и деградации.
Не зарекайся… Труден путь.
Мы все на грабли наступали,
И идеалов детских суть
Почти всегда мы нарушали.
И вот в груди свернулся змей
По кличке Самоосуждение,
Он отравляет каждый день,
Он порождает все сомнения,
Он точит силы, кровь сосёт,
Мечте он подрезает крылья.
Победы он не принесёт,
Не приведёт Вас к Изобилью.
«Ты несчастливый», — он шипит,
«Они тебя не понимают!»
И вот — Унынья грустный вид,
И Радость жизни исчезает,
Обида застилает взгляд,
Все пред тобою виноваты,
Ты сам себе уже не рад
И как паук грызёшь себя ты.
Если не хочешь прощать себя за прошлый неудачный опыт, избегай самоосуждения в настоящем. Природе человека свойственна ошибочность. Мы совершаем ошибки в соответствии со своим уровнем сознания. Осуждать себя за неудачи в прошлом с позиций сегодняшнего уровня сознания также абсурдно и глупо, как винить рабовладельца за то, что у него были рабы. Осуждать и судить великую личность в отрыве от времени, когда он жил, то есть, выносить ей обвинительный вердикт по современным законам, значит, утратить всякую объективность и разумность. Точно также осуждать себя за прошлое дурное поведение, значит, не понимать, что моё непотребное поведение в прошлом полностью соответствовало моему тогдашнему уровню сознания. Нужно учитывать ошибки прошлого, учиться на них, но в то же время понимать, что они были не случайны.
Может, сейчас вы находитесь под влиянием энергии благости, а тогда были под колпаком энергии невежества. Теперь вы думаете: — Как я мог так поступать, так мерзко думать, так дурно себя вести? Эх, старую бы голову да на молодые плечи! Но прошлое изменить нельзя, к нему можно лишь мысленно прикоснуться. Бессмысленно осуждать себя за то, что находился на низкой ступеньке развития.
Самокритика, недовольство собой, осуждение себя, презрение к себе
<> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable
Спасения не достичь ни постом, ни ношением особой одежды, ни самобичеванием. Все это суеверие и притворство. Бог все создал чистым и святым, и человеку нет нужды освящать его…
Парацельс. Оккультная философия
Это другие разновидности агрессии по отношению к самому себе. Я заметил, что люди постоянно ищут в себе какие-то недостатки или считают себя недостойными чего-либо, Они сами себе создают разные комплексы неполноценности, а потом страдают разные комплексы неполноценности, а потом страдают от них. Это могут быть физические недостатки или недовольство своим поведением.
Внешность играет огромную роль в формировании личности. Часто полнота, маленький рост, дефекты речи способны наглухо подавить в человеке скрытые возможности. А порой представление о себе у некоторых людей настолько искажается, что они начинают в буквальном смысле издеваться над собой.
Ко мне на прием приходила молоденькая девушка. Очень симпатичная, фигурка стройная. Я спросил ее, с чем она ко мне пришла, и очень удивился ее просьбе. Она просила меня, чтобы я помог ей похудеть.
А однажды на прием пришла молодая женщина с шестилетним ребенком-дистрофиком. Маленький мальчик не позволял себе съесть лишнее яблоко, морковку, считая, что в них много нитратов, или кусочек мяса, потому что мясо есть вредно. Сама мамаша тоже была худая и, по-моему, недобирала килограммов восемь. Именно мать научила своего ребенка так относиться к продуктам. Она просила меня, чтобы я помог вылечить ее сына. Для себя же она просила, чтобы я помог ей похудеть.
Я согласился помочь, но с одним условием: мать должна своим примером помогать выздоровлению сына. То есть она будет есть все подряд, набирать вес сама и этим подавать пример сыну.
Часто люди неверно оценивают собственные возможности, ставят на себе крест в этой жизни, загоняют себя в определенные рамки. Это является причиной очень многих заболеваний и большинства личностных проблем.
Например, совершив какой-то поступок, человек решает, что он поступил плохо и не заслуживает в дальнейшем хорошего в своей жизни.
Комплекс неполноценности формируется с самого детства, когда ребенок только начинает познавать мир, узнавать и учиться многим новым для него вещам. А родители сразу требуют от него многого, предъявляют слишком высокие требования, наказывая за каждую мелочь. «И в кого ты такой бестолковый уродился?» —часто можно услышать от них.
Самокритика Недовольство собой Самоосуждение Презрение и ненависть к себе
Изменить свою внешность, свое поведение. Чувствовать свою привлекательность, исключительность, нужность и важность. Самосовершенствование
Они забыли, какими беспомощными были в детстве. И конечно, каждый ребенок с жадностью впитывает в себя, как губка, все то, что происходит вокруг него. Родители и сознательно, и подсознательно навязывают ребенку свое восприятие и делание мира.
Но бесконечные наказания и насмешки подавляют в детях жажду творчества, желание учиться, порождают чувство неуверенности, страх перед чем-то новым, опасения, что за любую оплошность может попасть вдвойне. Так родители отбивают у детей охоту учиться. А потом удивляются — почему их ребенок получает плохие отметки в школе. Они забывают или просто не хотят понять, что, только учась на собственных ошибках, их ребенок может научиться чему-то новому, испытать радость первых успехов.
Конечно, каждый человек хочет быть любимым и нравиться другим.
Но знайте, что мнение окружающих о человеке — это всего лишь отражение того, что сам человек думает о себе. Проведите переоценку своей личности, начните уважать себя — и окружающие перестанут замечать ваши недостатки (их, собственно, и нет) и будут обращать внимание только на ваши достоинства. Сколько существует примеров в истории, когда люди невысокого роста или с неприглядной внешностью пользовались уважением и признанием миллионов. А многие, наоборот, преуспевают в недовольстве собой и в ненависти к себе. Вот банальный пример.
У мужчины есть комплекс неполноценности, он считает себя непривлекательным и недостаточно мужественным. Тем самым он на подсознательном уровне дает повод женщине, которая с ним живет, искать недостающее на стороне. Его отношение к себе формирует любовный треугольник. В такой ситуации есть два варианта реакций. Первый — это ревность со всеми вытекающими негативными последствиями. Второй—изменить к себе отношение, а значит, изменить свою жизнь. Выбор за вами.
Я убедился на практике, что люди постоянно недовольны чем-то в себе. Одни постоянно ругают и критикуют себя. Другие осуждают и презирают. А некоторые испытывают к себе ненависть.
Такое отношение к себе имеет позитивное намерение:
Но скажите мне, как можно самобичеванием изменить свое поведение и свою внешность? Представьте человека, который хочет стать чище, поливая себя грязью.
Многие религиозные школы пытаются с помощью укрощения плоти или самобичевания достичь единения с Богом, Истиной. Таким образом они отрицают физический (материальный) мир. Но как можно достичь Истинной Реальности, отрицая один из ее аспектов?! Мы сами создаем свой мир. Поэтому как мы относимся к себе, так и окружающие относятся к нам.
Я заметил, что привлекательные люди часто считают себя некрасивыми. Они предъявляют слишком высокие требования к себе.
У моей жены есть подруга, очень симпатичная женщина, но она постоянно находит в себе какие-то недостатки, часто выражает недовольство собой. В итоге, с каким бы мужчиной она ни познакомилась, их встречи продолжаются не больше месяца-двух. И это еще сильнее убеждает ее в том, что в ней что-то не так.
Если Бог и Истина скрыты внутри каждого из нас, то получается, что, осуждая себя, мы осуждаем Бога, критикуя себя, мы критикуем Бога.
— Доктор, — спрашивает меня пациент, — я регулярно молюсь, соблюдаю пост, читаю Библию, люблю
людей. Так почему же я болею или получаю неприятности в жизни?
— А как вы относитесь к себе? — спрашиваю я его. — как часто вы себя обвиняете или ругаете за какое-нибудь поведение?
— Постоянно, — отвечает он, — я считаю, что человек должен самосовершенствоваться через осознание своих ошибок, своих грехов.
— Скажите, — спрашиваю я пациента, — а вы внимательно читали Библию?
— Конечно, — отвечает он. — Многие отрывки я знаю наизусть.
— Тогда скажите мне, пожалуйста, что сказано в Библии о любви к Богу?
— Первая и наибольшая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою
твоею, и всем разумением твоим». И еще, в главе десятой Евангелия от Матфея сказано о том, что Бога нужно любить более, чем отца или мать, и более, чем сына или дочь. То есть превыше всего в этом мире.
— А вы следуете этим заповедям? — спрашиваю я его.
— Стараюсь, — отвечает пациент настороженно.
— Тогда ответьте мне на другой вопрос. Если Бог в душе каждого из нас и каждый — это его частица, то, когда вы ругаете или критикуете себя, кого вы ругаете на самом деле?
— Вы хотите сказать, что Бога? — спрашивает озадаченно пациент. — Но ведь я ругаю себя за свои поступки, а не Бога.
_ Это так. Но ведь любовь к Богу начинается с любви к себе. Помните? «Возлюби ближнего своего, как себя самого». То есть, насколько вы любите себя, настолько вы любите и окружающих.
— Пожалуй, доктор, вы правы, — соглашается пациент. — Теперь я понимаю, откуда у меня проблемы в жизни. Я всегда на первое место ставил любовь к людям, а себя уже на последнее.
— Обвиняя и ругая себя, вы ругаете Бога, а значит, ничего хорошего от него в своей жизни не получите. Нужно любить и принимать себя таким, какой ты есть — без претензий и критики. А если не устраивает какое-то поведение, то просто меняй его на другое, более приемлемое и позитивное.
Книга Валерия Синельникова «Возлюби болезнь свою»