Что значит остроумная шутка
Урок 4. Развитие остроумия
Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.
Остроумие – это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике – рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.
Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.
Содержание:
Как развивать остроумие: рекомендации
Сначала мы рассмотрим основные рекомендации, позволяющие развивать остроту ума:
Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.
Как развивать остроумие: приемы
Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.
Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.
Комические преувеличения
Прием комического преувеличения – один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 – это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?
10 секретов как быстро научиться смешно шутить + видео от Павла Воли
Всем привет, друзья! На связи Юлия Кель. Желаете познать секреты искрометного юмора, как у комиков с известных телеканалов? Значит, вы обратились по адресу. Я подскажу вам, как научиться смешно шутить с помощью 10 простых правил и упражнений. Чтобы стать душой компании, не нужно быть прирожденным юмористом, достаточно оттачивать свой навык.
Когда вы начнете строить свои шутки по данным рекомендациям, то увидите результат — положительную реакцию аудитории. И со временем ваш навык станет более совершенным.
Как научиться хорошо шутить в любой ситуации: 10 правил
Друзья, мы уже говорили о том, как развивать свой юмор, а также о том, что такое стендап, и как ему научиться. А сегодня заострим внимание на том, как сделать свои шутки беспроигрышными и заслуживающими внимания. Наверняка вы попадали в ситуации, когда решили пошутить, но никто этого не оценил. Не думали, что, возможно, вы что-то сделали не так? Не каждая ваша шутка может получиться удачной. Но чтобы юмор был действительно смешной, стоит прислушаться к советам, которые вы увидите ниже. Сейчас вы узнаете все секреты качественного выступления перед публикой.
Поговорим о правилах хорошего юмора.
1. Выстраивайте ассоциации
Это один из главных критериев успешной шутки. Вам необходимо быстро генерировать идеи в своей голове и подбирать десятки вариантов интерпретации к ситуации. Вы стали свидетелем чего-то или услышали какую-то новость, мгновенно прокрутили все в своей голове — придумывайте даже самые примитивные ассоциации. Одна ситуация — несколько вариантов интерпретации. Какой-то из них однозначно окажется лучшим, его и стоит озвучить. Замечательно, если слушатель сможет сразу представить перед глазами то, что вы сказали.
2. Самоцензура
Строго соблюдайте самоцензуру. Что это значит: вы должны выдавать качественные, цепляющие и смешные шутки. Избегайте избитых тем, не используйте клише. Если в ответ на обыденную фразу, собеседник бросает что-то наподобие: «Здоровее видали!», то никто не посмеется. Да что там, никто и не улыбнется. Это попросту уже не смешно и избито.
Вышесказанное и тому подобные клише будут выдавать в вас полное отсутствие юмора и способности придумать самостоятельно интересные шутки. Сгенерируйте десяток шуток и выбирайте одну — самую лучшую. Этот выбор будет означать, что у вас есть вкус. И вы способны выделить то, что зацепит слушателей.
3. Умение отпустить себя
Если вы чувствуете себя перед публикой неловко и не только слово сказать не способны, а даже мысли не можете собрать воедино, то вам необходимо научиться отпускать ситуацию. Зажатый и скованный вы будете никому не интересны, это самое худшее состояние для юмориста. Постарайтесь расслабиться и собраться. Чувствовать себя увереннее вам поможет самоирония (подробнее о ней мы поговорим дальше). Придумывайте заранее варианты ответов на всевозможные подколы в вашу сторону.
4. Делиться искренними эмоциями
Всегда важно наладить доверительный контакт с публикой и передавать ей свои эмоциональные переживания. Аудитории всегда приятнее наблюдать откровенное выступление комика, нежели слушать его истории на отвлеченные темы, которые лично его никак не касаются. Поймите, что самые цепляющие истории — те, в которые вы вкладываете свою душу. Произошло что-то грустное и, кажется, вы не расположены шутить? Но даже такую ситуацию возможно преподнести так, что публика воспримет вас на «ура».
Вы наверняка заметили, что большинство комиков не упускают возможности поделиться своей личной и семейной жизнью в юмористическом ключе. Потому что аудитории это нравится. Это то, что всегда дает обратную реакцию. Почему? Потому что многие узнают в данном юморе себя.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
5. Умение находить аналогию
Тоже очень значимый критерий. Вы должны научиться легко и быстро находить сравнения по звучанию и смыслу. Допустим, фраза имеет несколько значений, и вы ловко оперируете этим так, что другие задумываются, как им это не пришло в голову. Разные фразы, вещи, ситуации и один общий признак — то, что вам нужно для безупречного юмора.
6. Способность развивать парадокс
Парадоксальные вещи помогают в юморе. Только посмотрите вокруг и вы заметите множество ситуаций, в которых есть явное несоответствие. И задумайтесь, если это правда, то что еще может быть правдой? Все, механизм запущен. Невероятные идеи одна за другой начинают приходить в вашу голову. Прочитали парадоксальную новость и придумали несколько таких же шуток к ней.
7. Четкая формулировка шуток
Когда вы начнете четко и коротко формулировать свои смешные истории, вы получите больше успеха перед публикой. Никому не понравится полчаса слушать нудную историю со всеми (лишними) подробностями. Кстати, о том, как научиться красиво говорить и правильно излагать свои мысли, вы можете прочитать в этой статье. Многие на середине уже поймут, к чему ведет автор, и потеряют, вообще, всякий интерес к его выступлению. Чтобы вас всегда внимательно слушали, не совершайте подобной ошибки и не переключайтесь на лишние, малозначимые детали. Следуйте двум правилам:
Этот алгоритм поможет вам понять, как правильно и метко шутить в компаниях.
8. Находите удачный момент
Лучшая шутка та, которая была произнесена вовремя, тогда она действительно «выстрелит». Как понять, когда самое время применить свой юмор?
9. Волнение направляйте в нужное русло
Не существует ни одного человека, который бы совершенно спокойно чувствовал себя перед аудиторией. Каждый, кто выступает (даже говорит банальный тост), волнуется. Но важно использовать это чувство в нужном русле. Вместо того, чтобы ощущать скованность, дрожь по всему телу и трясущиеся руки, направляйте свою энергию в выступление перед публикой. Всю ту энергию, которая тратится на мандраж, стоит вложить в свои шутки.
Волнение — нормальное явление. Но следует о нем забыть. Как только вы начинаете контакт с аудиторией, необходимо переключиться.
10. Важна самоирония
Выше вы уже прочитали о том, какое важное значение имеет самоирония в юморе. Вам необходимо научиться смеяться над собой. Выделите все свои недостатки и превратите их в свои плюсы. Придумайте шутки на тему своих несовершенств, которые заметны окружающим.
Допустим, вы слишком толстый или худой и устали слушать подколы знакомых, тогда придумайте себе десяток смешных ответов на них. Если кто-то раскритиковал ваши начинания, не вступайте в спор и не пытайтесь переубедить этого человека, лучше сразу же согласитесь и сделайте это с юмором.
Как научиться шутить и быть веселым: 2 упражнения
Также стать остроумным и научиться шутить поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Его онлайн-курс “Юмор 3.0” за 1,5 месяца выведет вас на качественно новый уровень умения шутить и пользоваться своим чувством юмора.
Какие будут результаты:
Курс состоит из видеоуроков, каждый урок – из практической и теоретической частей. Вы изучаете теорию – получаете задание – выполняете его – переходите на следующий уровень.
Обучение проводят кураторы:
Стоимость – 12 000 руб.
А я могу немного помочь. Дарю вам промокод на скидку 25 %.
Если в течение первого урока вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Посмотрите интересное и полезное видео от Воли.
Заключение
Дорогие друзья, юмор — это часть нашей жизни, без которой ежедневные будни были бы скучными, а проблемы сводили с ума. Шутки заряжают нас позитивом и прибавляют сил. А чтобы они были всегда уместными и качественными, чтобы с них смеялись, их запоминали и цитировали, необходимо приложить усилия.
То, что у вас нет прирожденного юмористического навыка, ничего не значит. Вы с легкостью сможете освоить основные правила и не забывать их, когда в очередной раз решите повеселить компанию. Теперь вы знаете, как стать остроумным и научиться шутить. Неважно где: в разговоре с компанией, за столом, произнося тост на торжестве в качестве ведущего. Ваш юмор всегда должен быть качественным. Создавайте настроение себе и другим! А чтобы не пропускать новости блога, не забудьте подписаться.
Моя статья подошла к концу. Была рада оказаться вам полезной. Не забывайте делиться информацией с помощью кнопок социальных сетей внизу и оставлять свое мнение в комментариях.
До следующей встречи!
С Уважением, Юлия Кель
Привет! Я уже много лет занимаюсь написанием статей, поэтому у меня накопился огромный опыт, которым я рада делиться с вами в своих текстах. Также читаю много полезной литературы на тему самореализации, совершенствования себя и применяю все это на практике, поэтому можете быть уверены, что советы, которые я даю вам, действительно рабочие и помогут стать чуточку лучше.
Что значит остроумная шутка
Автор: Виктор Всеволодович Билевич, драматург и сценарист, президент Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры, член Союза литераторов России.
Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы — или оно есть, или его нет.
Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов.
По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного. Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие — это активное проявление чувства юмора, ошибочно.
Чем юмор отличается от остроумия
Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.
Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент — только фон, побуждающий мотив, а «действие» происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное — «действие» происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.
Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. Тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.
Я обладаю чувством юмора
В этом убеждено большинство людей.
Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».
Немногие люди нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.
С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом — для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.
Вас наверняка интересует, как рождаются такие « перлы»? Технология, если так можно выразиться, такова.
Человек « отчуждается» от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения ( кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его « эмоциональную равнодействующую» в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту ( подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).
Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера — одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста — неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.
Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.
Юмор ситуации и юмор характера
Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.
Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге « Трое в одной лодке». Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам — с помощью автора — проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.
Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают ( работа остроумия), а смешное находят ( функция чувства юмора).
В остроумии можно выделить два основных компонента — способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию — восприятие анекдота.
Анекдот — это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.
Случаи, когда острота « доходит» до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время « уяснения». Можно возразить на это, что время реакции ( или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль — это не пассивный процесс, а активная работа мышления.
Чтобы оценить шутку, нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия. Оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. Это « остроумие восприятия» неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.
Марк Твен в очерке « Публичные чтения» рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка — недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.
Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал — то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее — никто не смеялся, эффект пропадал.
В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. Происходит это потому, что наш мозг « тормозит» при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Пaвлoв. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным — нужны другие условные раздражители.
Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.
Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий — найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.
Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.
Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет « экономии мышления».
Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь — смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм — мышление, юмор — чувства.
Анализировать возникновение смешного — дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать. Можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.
Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.
Классификация юмористических приемов
Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Bлaдимиp Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.
Остроумие — это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Существует целая дюжина приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.
Остроумие — явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.
Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие — скорее наоборот.
Итак, вот эта классификация:
Ложное противопоставление.
Ложное усиление.
Доведение до абсурда: преувеличение ( гипербола); преуменьшение или смягчение ( эвфемизм).
Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
Смешение стилей, или « совмещение планов»: смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.
Ирония.
Обратное сравнение: «чистое» обратное сравнение; буквализация метафоры.
Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке».
Повторение: «чистое» повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
Парадокс.
Специальные стилистические ( риторические) фигуры.
Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего — это выход за пределы формальной логики.
Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха — при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае — это выражение интеллектуального триумфа.