Что значит оспорить в суде
Как оспорить решение суда?
Лидия Петровна и Федор Степанович, когда-то бывшие коллеги по бизнесу, делили капитал. Дело было рассмотрено, но Федор Степанович не был согласен с решением суда и захотел его обжаловать. Это правильный пример того, как нужно бороться за свои права. Вы тоже сможете — когда дочитаете эту статью.
Сразу стоит сказать, что перед подачей жалобы важно определить инстанцию, которая уполномочена решать данный вопрос. В такой ситуации значительно облегчает ход дела помощь юриста. Кроме того, специалист поможет подготовить жалобу и собрать доказательную базу.
Общая информация
Право на обжалование имеют также и третьи лица, когда решение затрагивает их права. Возможно оспорить решение и мирового, и районного судов — окончательно принятым считается лишь решение Президиума Верховного Суда РФ. Порядок обжалования регламентируется ГПК (Гражданским процессуальным кодексом), Главами 39, 41, 41.1. Оспорить решение можно тремя способами:
Стоит отметить, что механизмы обжалования решений суда достаточно эффективны. На сегодняшний день удается оспорить множество решений судов первой инстанции.
Апелляционная жалоба
Итак, нашего героя — Федора Степановича — не устраивает постановление районного суда. Он подает апелляцию в другой суд.
Подать апелляцию можно, если решение еще не вступило в законную силу. Куда направлять жалобу, зависит от того, какой суд рассматривал дело изначально. Например, жалобу на решение мирового суда будет рассматривать районный. Апелляцию на решение районного суда — областной. Данному вопросу посвящена статья 320.1 ГПК РФ.
Оспорить решение возможно в течение 1 месяца. Точкой отсчета принято считать не дату последнего заседания, когда судья зачитывал резолютивную часть, а день, когда решение полностью изготовлено. Согласно статье 199 ГПК РФ, срок изготовления решения занимает до 5 дней.
Статья 322 ГПК РФ регламентирует требования к содержанию жалобы. В случае нарушений апелляция подлежит возврату с указанием причины. Судья при этом определяет срок для устранения недочетов. Если в течении этого срока требования судьи будут удовлетворены, то датой подачи жалобы будет считаться первый день обращения. После этого всем участникам дела разошлют копии жалобы для ознакомления. На данном этапе стороны могут заключить мировое соглашение. В таком случае иск отзывается по заявлению истца.
Суд апелляционной инстанции начнет рассматривать дело не раньше окончания срока на обжалование. Будет назначен день и время заседания. Срок рассмотрения апелляции — от 2 до 3 месяцев, в зависимости от того, какая инстанция будет рассматривать дело (ГПК РФ, статья 327.2).
Кассационная жалоба
Наш герой Федор Степанович настроен серьезно. Апелляция не принесла ожидаемого результата. Он посоветовался с юристом, подготовил документы и подал кассацию. Статья 378 ГПК РФ регламентирует требования к содержанию жалобы.
Обжаловать решение, вступившее в силу, можно путем подачи кассации, если вы ранее подавали апелляцию. Жалобу отправляют в кассационную инстанцию в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Все участники дела должны получить копии кассации. Жалобу рассматривают без вызова сторон, за исключением сложных случаев.
Статья 382 ГПК РФ регламентирует срок рассмотрения жалоб. Как долго будут рассматривать дело, зависит от того, истребовано оно или нет. В первом случае не более 1 месяца, во втором — 3 месяца. В Верховном Суде РФ срок рассмотрения жалобы составляет от 2 до 3 месяцев.
Надзорная жалоба
Федора Степановича не удовлетворило и решение кассационной инстанции. Следующей и заключительной ступенью является подача иска в Президиум Верховного Суда РФ. Он имеет внушительный состав — это 13 судей: Председатель Верховного Суда, его заместители и судьи Верховного Суда.
Статья 391.3 ГПК РФ регламентирует требования к содержанию жалобы. Надзорную жалобу направляют в Верховный Суд РФ в течение 3 месяцев. Инстанция рассматривает не все гражданские дела. Полный список дел озвучен в статье 391.1 ГПК РФ. Срок рассмотрения — от 2 до 3 месяцев. Данное постановление обжаловать не получится.
Как составить жалобу
Статьи 322, 378 и 391.3 ГПК РФ регламентируют требования к оформлению жалобы. Укажите следующие сведения:
Те, кто следил за судьбой Федора Степановича — расслабьтесь. Он не зря мужественно дошел до Президиума. Ему наконец удалось доказать свою правоту, поэтому теперь он может радостно съездить на отдых или открыть новый бизнес.
Как оспорить в суде действия или бездействие органов государственной власти
Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.
Краткий обзор общих положений
Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).
В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:
Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.
Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.
Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).
Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).
В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).
При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).
Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.
При неясности положений КАС РФ рекомендуется обратиться к разъяснениям Верховного Суда РФ в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.
Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.
Подсудность спора и определение надлежащего ответчика
Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.
Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.
Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.
Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).
Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).
Сроки обжалования
В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).
В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).
Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.
Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.
Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.
Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.
Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).
Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.
Требования к заявлению
Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:
Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.
Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).
Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.
Копию заявления и приложенных к нему документов рекомендуется направить другим лицам, участвующим в деле, приложив к заявлению документы, подтверждающие их направление.
Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).
Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.
Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.
Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска
В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).
Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:
Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):
При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.
При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).
Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти
Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).
При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.
Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.
Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.
В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.
При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).
В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).
В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.
При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.
Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).
По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:
Обжалование Решений и Определений суда
Если Вы не согласны с Решением суда или с Определением суда – единственный путь: обжаловать его в вышестоящую инстанцию, все остальное – не поможет.
Только через жалобу Вы сможете добиться изменения Решения или Определения суда в Вашу пользу.
После подачи Апелляционной жалобы на Решение суда – данное решение до рассмотрения его в вышестоящей инстанции НЕ ВСТУПИТ В ЗАКОННУЮ СИЛУ и ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ЕГО ИСПОЛНЯТЬ…!
Подавая жалобу Вы в любом случае ничего не теряете – у Вас появляется шанс отменить решение, а процедура обжалования дает Вам значительное дополнительное время для не исполнения Решения суда…
Основные понятия.
Прежде чем подробно остановиться на вопросах обжалования Решений суда и и Определений суда, давайте разберемся что есть что…
Решение суда – это выносимое судом решение по существу заявленных истцом или заявителем требований (иногда называют – “исковых требований”), при этом вынесением Решения судом производство по делу оканчивается/прекращается. Заявленные требования удовлетворяются полностью или частично, либо суд отказывает в их удовлетворении.
В контексте обжалования – для подготовки жалобы на Решение суда адвокату необходим полный текст Решения…* (но тут есть подводные камни… см. дальше) и ознакомление со всеми материалами дела.
Определения суда – это промежуточные процессуальные документы выносимые судьей до принятия Решения по делу.
Пример: Определение о возбуждении гражданского дела, Определение о назначении экспертизы, Определение об оставлении искового заявления без движения, Определение о возвращении искового заявления, Определение о привлечении в дело третьих лиц и т.п.
С точки зрения обжалования не все Определения суда можно обжаловать, если упростить для Вас понимание что можно обжаловать, а что нет, рекомендую – СРАЗУ после оглашения Определения судьей попросите (имеете полное право) выдать Вам его на руки (как минимум в нем внизу будет указано – возможно ли его обжаловать и порядок обжалования).
Если Вы получили Определение суда по почте – знайте, срок для его обжалования начинает идти не с даты его вынесения, а с даты его получения Вами по почте…(уточняю это для того случая, когда о вынесенном Определении Вы узнали только получив письмо из суда).
Как, куда и зачем обжаловать решение суда?
Подаваемая на Решение суда жалоба называется – “Апелляционная жалоба”.
Некоторые примеры ситуаций:
В любом случае, если Решение суда состоялось – при несогласии с ним необходимо подавать Апелляционную жалобу, иначе оно вступит в законную силу и Вам придется подчиниться Решению судьи.
Как подать Апелляционную жалобу?
Данный вопрос при всей простоте является совсем не простым… и подход тут нужен тонкий…
Вы спросите – почему?
Объясняю… Для того чтобы грамотно обжаловать Решение суда нужно обязательно получить полный текст Решения суда, а также ознакомиться со всеми материалами дела. Неоднократно сталкивался с ситуациями когда судьи изготавливали Решение суда неделями, а иногда месяцами…
Так как сделать так, чтобы и срок для обжалования не пропустить и для подготовки Апелляционной жалобы получить больше месяца?
Рецепт следующий – подать т.н. “краткую апелляционную жалобу”, что это такое?
Краткая апелляционная жалоба – это жалоба на Решение суда подготовленная намеренно с ошибками и не достаточно мотивированная, без оплаченной госпошлины.
Для чего это делается?
Куда подавать?
На решения мирового судьи – в районный (в Москве) или городской (в области) суд, Вашу жалобу будет рассматривать единолично федеральный судья.
Как составить Апелляционную жалобу?
Шансы на то, что в вышестоящем суде Ваша жалоба будет удовлетворена возможны только если Ваша Апелляционная жалоба:
Если Вы хотите сами составить такую жалобу, то рекомендую Вам:
Вы должны понимать, что в случае неудовлетворения Вашей жалобы, шансы оспорить Решение суда у Вас сводятся практически к нулю, а после рассмотрения Вашей жалобы и отказе в ее удовлетворении – Решение в тот же день вступает в законную силу.
Определения суда обжалуются в 15- ти дневный срок посредством подачи частной жалобы… составляемой также по правилам установленным в ГПК РФ (Гражданско-процессуальный Кодекс), данная жалоба должна быть мотивированна со ссылкой на законы и практику.
Поэтому… если Вы хотите составить мотивированную, обоснованную жалобу на Решение/определения суда, со ссылкой на законы, практику и материалы дела – лучше обращайтесь к тем, кто делает это каждый день… Риск Вашей ошибки слишком велик и второго шанса у Вас скорее всего уже не будет.
Если Вам необходимо затянуть вступление в законную силу решения суда, если Вам необходимо составить Апелляционную/частную жалобу и представлять Ваши интересы в вышестоящем суде – обращайтесь, звоните/пишите, буду рад Вам помочь.
Но совет – не затягивайте данный вопрос до последнего, ведь сроки на обжалование можно и пропустить…
Телефон адвоката: +7(495)772-13-32.
Статьи и практика по теме:
В 2017 году доверитель (далее – Покупатель 1) через агентство недвижимости приобрел для себя по Договору купли-продажи квартиру в г. Москве. Заехав в квартиру, Покупатель 1 понял, что приобретенная квартира ему не подходит: шумные неблагополучные соседи, низкая транспортная доступность и проблемы с парковкой, в связи с чем, через несколько месяцев он перепродал квартиру другому покупателю (далее – Покупатель 2). В 2018 году Покупателю 1 на почту по месту его регистрации пришла повестка из Арбитражного суда города Москвы с вызовом его в суд в качестве Ответчика. Явившись на суд в назначенный день, Покупатель 1 обнаружил, что туда же вызван и Покупатель 2, а также изначальный продавец квартиры, который до суда с Покупателем 1 и Покупателем 2 общаться отказался.
Пленум ВС разъяснил, как оспорить законы и постановления
Разъяснения по этой категории дел Верховный суд уже давал в 2007 году, а Высший арбитражный суд – в 2013 году. Но с тех пор законодательство сильно изменилось. Например, в 2015 году вступил в силу Кодекс административного судопроизводства, а в 2016 году элементом судебного контроля стали акты с разъяснениями законодательства, обладающие нормативными свойствами.
В связи с этим появилась необходимость актуализировать уже устаревшие разъяснения. «Обсуждаемый проект постановления – это не только актуализированная редакция постановлений ВС и ВАС. Он взял из них лучшее, стал практически пошаговой инструкцией для судов. Такой документ нужен судам и нужен прямо сейчас», – рассказал Михаил Сорокин из Нижегородского областного суда.
Признаки нормативно-правовых актов
Пленум ВС выделил существенные признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт. Первый – издание его в установленном порядке управомоченным органом госвласти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом. Второй – наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В административном иске об оспаривании НПА необходимо указать сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения. В противном случае суд оставит его без рассмотрения. А если истец оспаривает документ, который со всей очевидностью не может затрагивать его права, – судья откажет в принятии заявления к производству.
«Административные исковые требования об оспаривании нормативного правового акта не могут быть рассмотрены судом общей юрисдикции совместно с иными материально-правовыми требованиями», – подчеркивает Пленум ВС.
Разъяснения законодательства — что это?
Акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, – это акты органов госвласти, органов местного самоуправления и иных органов, которые включают в себя результаты толкования норм права, которые используются в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно определить и привлечь к участию в деле.
При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.
Итоги оспаривания
Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.
Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.
Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводам о необходимости признания акта или его части недействующими, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Содержащиеся в решении выводы о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.
Даны разъяснения и по поводу судебных расходов: поскольку нормы КАС и АПК не устанавливают каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или разъяснений, то распределять их нужно по общим положениям этих кодексов.
Юридическое образование и штрафы для чиновников
Ст. 208 КАС устанавливает, что заявители без высшего юридического образования ведут дела через своих представителей, которые такое образование имеют. Но при этом, подчеркивает ВС, закон не устанавливает требование к высшему образованию у лица, которое подписывает административный иск. То есть подписать заявление может административный истец без высшего юридического образования – но в суде его все равно должен представлять юрист с дипломом. И его нужно указать прямо в иске – с приложением копии диплома.
Разъяснения даны не только по поводу статуса административного истца: судам также предложено обращать внимание на факты уклонения представителей принявшего НПА от явки на судебное заседание. «В случае неявки на судебное заседание без уважительных причин лиц, явка которых признана судом обязательной, необходимо обсуждать вопрос о возможности наложения штрафа», – подчеркивает Пленум.
Орган госвласти, который должен проводить обязательную регистрацию нормативных правовых актов (например, Минюст), принимает участие в рассмотрении таких дел в качестве заинтересованного лица.
Постановление Пленума пока не принято – по итогам обсуждения председатель ВС Вячеслав Лебедев отправил его на доработку, по итогам которой некоторые разъяснения могут измениться.