Что значит ориентироваться в пространстве

Ориентировка в пространстве и на листе бумаги

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространстве Анна Беля
Ориентировка в пространстве и на листе бумаги

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений. Также можно предложить ребенку закончить уже нарисованный «бордюрчик» или придумать свой в тетради в клетку. Уважаемые родители, для успешного обучения ребёнка в школе ориентировка в пространстве просто необходима. Почаще обращайте на это внимание ребёнка и успех будет гарантирован.

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространстве Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространстве

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространствеФотоотчёт о НОД ФЭМП «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать ориентировку а пространстве, упражнять воспитанников в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе;.

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространствеИгра-тренажёр на умение ориентироваться на листе бумаги «Фигуры высшего пилотажа» с детьми старшего дошкольного возраста Игра – тренажёр «Фигуры высшего пилотажа»Дидактическая задача – учить детей ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие Колобка. Ориентировка на листе бумаги» Тема: «Путешествие Колобка». Цель: Воспитывать интерес к математике, совершенствовать навыки учебной деятельности. Задачи: Образовательные:.

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространствеКонспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Пространственная ориентировка на листе бумаги» Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) «Пространственная ориентировка на листе.

Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.

Ориентировка в пространстве и на плоскости Учить ориентироваться в квартире, подъезде, на улице. Учить передвигаться в пространстве комнаты по подражанию взрослому, словесной просьбе.

Источник

Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространстве Елена Трубицына
Консультация «Формирование представлений об ориентировке в пространстве»

МБДОУ «Детский сад № 29» комбинированного вида

Консультация

«Формирование представлений об ориентировке в пространстве»

Содержание понятия «ориентировка в пространстве»

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словестного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «ориентировка в пространстве» имеет в виду ориентировку на местности.

Ориентировка в пространстве основывается на овладении способами восприятия, воспроизведения и преобразования пространственных отношений.

Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогранна. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и способность различать расположение предметов в пространстве.

Особенности восприятия пространства дошкольниками

Восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте 4 – 5 недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1 – 1,5 м.

В дошкольном возрасте, ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, направо – налево.

Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными частями своего тела.Так упорядочиваются связи типа: вверху – где голова, а внизу – где ноги, впереди – где лицо, а сзади – где спина, направо – там, где правая рука, налево – где левая. Ориентировка на собственном теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений.

Задачи по ознакомлению детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада).

Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

Учить двигаться за воспитателем

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различать правую и левую руки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Познакомить с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) –сзади (за, слева – справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов:

Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы сидит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Учить ориентироваться на ограниченной территории, листе бумаги, учебная доска, страница тетради и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую

Пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад, слева (налево) – справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.

Детей одновременно упражняют в различении парных взаимнообратных направлений: вверху – внизу, спереди – сзади, слева – справа (левая – правая, т. к. формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом.

Дети получают первые навыки ориентировки на плоскости листа. На занятиях их учат располагать предметы на листе вверху и внизу, на верхних и нижних полосках, слева и справа, раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении слева направо.

В средней группе ребенок должен научиться определять, где расположен тот или иной предмет по отношению к нему: вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа.

* Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

* Обучение умению передвигаться в указанном направлении

* Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

* Развитие ориентировки на листе бумаги, на поверхности стола.

* Использование жизненных ситуаций для развития ориентировки в пространстве.

У детей старшей группы закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.С этой целью используют игровые упражнения: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «укажи, где звенит колокольчик» и т. п.

* Развитие умения передвигаться в указанном направлении.

* Установление пространственных отношений между предметами.

* Ориентировка на плоскости.

Подготовительная группа. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а так же между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости.Вся работа должна строится на основе выделения парных противоположных понятий: «налево – направо», «вперед – назад» и т. п.

* Важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией.

* Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, между, напротив, левая, правая и др.

* Умение определять положение предмета по отношению к другому предмету, а также свое положение среди окружающих предметов.

* Ориентировка на плоскости листа, т. е. в двухмерном пространстве.

Для обучения детей умению пользоваться в речи терминами, обозначающими пространственные отношения, рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение»

Полезно использовать задачи на смекалку,например: «Шел человек в город, а на встречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?»

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр» Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития.

Формирование представлений о семье у детей В настоящее время большое внимание уделяется нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать.

Формирование экологически представлений у дошкольников Надо учить детей, что польза- это не самое главное. Главное- возрастание в человеке «человеческого». Честный и верный человек гладко выстругает.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения на тему «Помощь по дому — развитие ориентировки в пространстве» Консультация для родителей на тему: «Помощь по дому – развитие ориентировки в пространстве». Уважаемые родители! «Особенное» отношение к.

Консультация для родителей в младшей группе «Формирование у детей представлений о профессии врача, медицинской сестры» «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, приоткрывает все новую красоту в окружающем.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве» Консультация для воспитателей «Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений ориентировки в пространстве» Передвижение по предметным.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры» Занятия по формированию у детей математических представлений о должны носить живой, интересный характер и ни в коем случае не превращаться.

Консультация для педагогов «Формирование представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру» Старший воспитатель Ирина Ивановна Литвинова Консультация для педагогов по теме: » Развитие у дошкольников познавательной активности посредством.

Источник

Что значит ориентироваться в пространстве

В понятие пространственной ориентации входит оценка рас­стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обо­значения пространственных категорий (местоположения, уда­ленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «пространственная ори­ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

• определение местонахождения объектов относительно ори­ентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

Особенности развития пространственных представлений.

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

• сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по разви­тию у дошкольников пространственных представлений включает:

1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

5) определение собственного положения в пространстве;

6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

7) определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориен­тироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание студентам:

Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространст­венные отношения между предметами и передающие направле­ния движения.

Источник

Сложно ориентироваться в пространстве: в чём причина и как исправить

Пространственная способность относится к способности мысленно генерировать, преобразовывать и вращать визуальный образ и, таким образом, понимать и вспоминать пространственные отношения между объектами. Это можно увидеть на таких примерах, как слияние трафика, изображая солнечную систему.

Что помогает нам?

Теменная доля расположена в верхней части нашего мозга и контролирует наше сложное поведение, включая такие чувства, как зрение, осязание, осознание тела и пространственную ориентацию.

Центральные области в предклинье и нижней теменной доле были активированы для нескольких доменов нацеливания, что указывает на совместную обработку для нацеливания между доменами. Медиальная префронтальная кора головного мозга продемонстрировала заднюю активацию по времени и переднюю по отношению к человеку. Наконец, сеть режима по умолчанию, идентифицированная в отдельном сканировании в состоянии покоя, была активна для всех целевых регионов и перекрывалась в основном с целевыми областями человека. Эти результаты показывают, что ментальная ориентация в пространстве, времени и личности регулируется определенной системой мозга с высокоупорядоченной внутренней организацией, тесно связанной с сетью режима по умолчанию.

Навыки пространственного обучения и ориентации имеют фундаментальное значение для людей, и сильно различаются. Однако, несмотря на его важность, податливость этого навыка через практику, почти не изучалась эмпирически, в отличие от психометрических пространственных способностей. Таким образом, в этой статье исследуется возможность повышения точности конфигурационного понимания среды посредством обучения.

Всего в эксперименте приняли участие 40 взрослых со слабым чувством направления; и были случайным образом назначены либо в состояние, в котором они получали только обратную связь, либо в состояние, в котором они дополнительно практиковали аллоцентрическое пространственное обновление. Участники выполняли один маршрут в каждом сеансе один раз в неделю в течение 6 недель и выполняли пространственные задания, предназначенные для оценки их знаний о маршруте. Всего в группе сравнения приняли участие 20 человек со средним чувством направления.

Результаты показали, что обучение аллоцентрическому пространственному обновлению улучшило точность оценок направления, хотя размер эффекта был ограничен: улучшение было недостаточно большим, чтобы уравнять производительность в группах с плохим или умеренным чувством направления. Эти две группы, однако, не различались по пространственным навыкам в умственном вращении или интеграции траектории. Обратная связь была эффективна в повышении точности прямых оценок расстояния и схематических карт: повторное тестирование с обратной связью привело к повышению точности к шестому сеансу до уровня, сопоставимого с группой со средним чувством направления.

Результаты показывают, что гибкий перевод между представлениями, ориентированными на зрителя, и представлениями, ориентированными на окружающую среду, нелегок, труден для обучения, и позволяет понять природу индивидуальных различий в широкомасштабном познании окружающей среды.

Заявление о значимости

Одна из проблем, которая в последнее время привлекает внимание в когнитивных исследованиях и образовательной практике, это пространственное мышление. Было показано, что пространственные способности и навыки играют важную роль в науке, технологиях, инженерии и математике (STEM), а также в повседневной деятельности. В частности, пространство и пространственность составляют фундаментальную часть нашего повседневного познания и поведения, потому что мы живем в пространстве и окружены им. Однако пространственная ориентация в среде с точным пониманием пространственных отношений и планировок создает трудности для людей с плохим чувством направления.

Таким образом, модель точности и развития при получении пространственных знаний (или когнитивном картировании) демонстрирует большие индивидуальные различия, которые имеют практическое значение для помощи в навигации, экологического проектирования и отбора персонала. Несмотря на такие большие индивидуальные различия и значительные практические последствия, податливость навыка когнитивного картирования практически не изучалась эмпирически, что резко контрастирует с литературой по обучению пространственным способностям.

Поэтому в этой статье исследуется, как и можно ли улучшить когнитивное картирование с помощью обучения. Результаты этого эмпирического исследования дают теоретическое представление о структуре и процессе пространственного знания и стимулируют дискуссии о разработке удобных для пользователя систем навигации и пространственной осведомленности.

Источник

Развитие у детей ориентировки в пространстве

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространстве Олеся Акчурина
Развитие у детей ориентировки в пространстве

Развитие у детей ориентировки в пространстве.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и мгновенна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.)

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояния, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам,например : «Я нахожусь справа от дома» и т. п. ; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве,например: «Шкаф находится справа, а дверь – слева от меня» ; в) определение пространственного расположения предметов относительного друг друга, т. е. пространственных отношений между ними,например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от неё лежит мяч».

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Ориентировка эта требует всегда решения трёх задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

По – видимому, в начале пространство воспринимается ребёнком как нерасчленённая непрерывность. Движение выделяет предмет из массы окружающего пространства. Сначала фиксация взгляда, затем поворот головы, движение рук и другое показывают, что движущаяся вещь становится объектом внимания ребёнка, стимулируя и его собственные движения, носящие непрерывный характер.

Слежение за движением предмета в пространстве развивается : сначала он воспринимается в горизонтальном направлении от ребёнка, затем в результате длительных упражнений ребёнок приучается следить за движением предмета и в вертикальном направлении, что расширяет его кругозор, стимулирует его собственные движения к предмету. Постепенно движение объекта и самого ребёнка уже начинают совместно развивать сенсорные механизмы.

Такое практическое освоение ребёнком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

Накопление практического опыты освоения пространства позволяет постепенно овладеть и словом, обобщающим этот опыт. Однако ведущую роль в познании пространственных отношений и в формировании представлений в раннем и младшем дошкольном возрасте играет ещё непосредственный жизненный опыт.

Он накапливается у ребёнка дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности (подвижные строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения в процессе прогулок и. т. д.). По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово.

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчёта. В период раннего детства ребёнок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчёта, т. е. по сторонам собственного тела.

Установлено, что освоение каждой следующей системы отсчёта базируется на прочном знании предшествующей. Так, в исследованиях убедительно показана зависимость освоения детьми сторон горизонта от их умения дифференцировать основные пространственные направления на географической карте. Север, например, ассоциируется вначале у детей с пространственным направлением вверху, юг- с пространственным направлением внизу, запад- с направлением слева и восток- с расположением справа. Дифференцировка же основных пространственных направлений маленького ребёнка обусловлена уровнем ориентации ребёнка «на себе», степенью освоённости им «схемы собственного тела», которая по сути и является 2 чувственной системой отсчёта (Т. А. Мусейибова).

Усвоив в основном группы парно противоположных направлений, маленький ребёнок ещё ошибается в точности различения внутри каждой группы. Об этом убедительно свидетельствуют факты смешения детьми правого с левым, верхнего с нижним, пространственного направления вперёд с противоположным ему назад. Особые трудности для дошкольников представляют различение направо – налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела.

Следовательно, ребёнок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным обозначением и практическим различением.

Как же ребёнок овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве?

1 этап начинается с «практического применения», выражающего в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчёт.

На 2 этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется лёгким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета. Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребёнок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещённости предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта.

В основе такого восприятия пространства, как писал И. П. Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нём. Только через двигательные раздражения и связавшись с ними зрительные приобретают своё жизненное, или сигнальное, значение. Таким образом, с приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенно их свёртывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

С развитием пространственной ориентации изменяется, совершенствуется и характер отражения воспринимаемого пространства.

Вначале объектами, расположенными впереди, сзади, справа или от себя, ребёнок считает лишь те, что непосредственно примыкают к соответствующим сторонам его тела или максимально приближены к ним. Следовательно, площадь, на которой ориентируется ребёнок, вначале крайне ограничена. Сама ориентировка осуществляется в этом случае в контактной близости, т. е. в буквальном смысле слова на себя и от себя.

В три года у детей появляется возможность зрительной оценки расположения объектов относительно исходной точки отсчёта. Границы отражаемого пространства как бы отодвигаются от самого ребёнка, однако определение объектов, расположенных впереди, сзади, справа или слева, связывается с представлением о крайне узких участках пространства, непосредственно примыкающих к саггитальной и фронтальной линиям. Это как бы прямые линии на местности, идущие перпендикулярно каждой из сторон субъекта, в котором зафиксирована точка отсчёта. Положение объекта под углом 30 – 45 градусов в переднее – правой, например, зоне не определяется ребёнком ни как впереди, ни как справа расположенным. «Это не впереди, а побочее»,— обычно говорят в таких случаях дети или: «Это не справа, а немножко впереди» и. т. п. Пространство, воспринимаемое вначале диффузно, теперь как бы делится на участки.

Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а существуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определённая ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как от себя, так и от объектов. Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчётливо делает ребёнок, чтобы определить правое и левое от человека,стоящего напротив: ребёнок, прежде всего, определяет данные стороны на себе, затем совершает мысленный поворот на 180 и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребёнок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка на себе является исходной.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчёта является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчёта был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов.Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.

Развитие пространственной ориентации в расположении предметов на себя, от себя, от другого объекта происходит в период дошкольного возраста. Показателем её развития у детей может служить постепенный переход от использования ребёнком системы с фиксированной точкой отсчёта (на себе) к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта (на других объектах).

Как же протекает развитие восприятия и отражения пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте?

На эту особенность восприятия указывалось выше, когда при воспроизведении множество приёмов наложения дети руководствовалось лишь изображением предметов, не замечая пространственных отношений между ними; поэтому приём приложения элементов одного множества к другому оказывался для детей более сложным.

2-ой этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений.

Совершается своеобразный переход от дискретного характера восприятия пространства к отражению пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений ещё относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчёта ещё весьма затрудняет ребёнка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются им как непрерывность. Например, располагая игрушки по прямой или окружности, ребёнок тесно прижимает их друг к другу. В этом проявляется стремление ребёнка установить контактную близость при расположении рядом, друг за другом, напротив и. т. п. Вот почему и при воспроизведении множества приёмов приложения ребёнок пытается воспроизвести столько количество, сколько близость элементов друг к другу. Его оценка пространственных отношений ещё весьма диффузна, хотя сами они ему уже небезразличны.

3-ий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов. На смену определения пространственных отношений приемом контактной близости приходит дистантная, зрительная оценка этих отношений. Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке. Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношения между ними.

Исследования и практический опыт показали большие возможности распознавания детьми пространственных отношений и развитие умений самостоятельно обозначать местоположение спрятанных предметов среди других предметов, используя пространственные предлоги и наречия.

Абстрагирование пространственных отношений между предметами является процессом длительным и сложным, который не завершается к концу дошкольного возраста, а продолжает совершенствовать в условиях школьного обучения.

Общий вывод: познание ребёнком «схемы своего тела» является основой для освоения им словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям. Этим и обусловлена на начальных этапах близость расположения и непосредственного контакта между субъектом и объектом при определении их пространственных отношений. Ребёнок переносит «схему своего тела» на тот объект, который служит для него фиксированной точкой отсчёта. Поэтому-то столь важно научить ребёнка различению сторон предметов (переднее, задней, боковых и. т. п.).

Велика роль двигательного анализатора в развитии у детей пространственных ориентировок. Опора на комплекс практических двигательных связей постепенно сокращается. У ребёнка начинает развиваться дистантная, зрительная оценка пространственного расположения объектов, что позволяет ему всё более точно определять местоположение предмета и его отношение к себе и к другим предметам на любой точке местности.

Как видим, познание ребёнком пространства и ориентировка в нём – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения, что и предусматривает в методике.

Основой такого обучения должно быть прежде всего накопление чувственных знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях.

Игры для развития ориентировки на величину у детей раннего возраста 1. «БРОСЬ ШАРИК» Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом,.

Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование. Развлечение на участке «Найди клад» Конспект развл-я в подг. гр. «Формирование у детей с нарушением зрения навыков ориентировки через моделирование». «Найди клад» Цель: самостоятельная.

Конспект НОД по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи Тема: Домашние животные. Материал: фигурки домашних животных в песке или крупе, картинки на фланелеграф: пастушок, корова, свинка, козел,.

Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть фото Что значит ориентироваться в пространстве. Смотреть картинку Что значит ориентироваться в пространстве. Картинка про Что значит ориентироваться в пространстве. Фото Что значит ориентироваться в пространствеРазвитие и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве дошкольных организаций В рамках реализации ФГОС дошкольного образования по инклюзивному воспитанию 20 октября 2017 г. прошел городской проектно-аналитический семинар.

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с помощью игр. Доклад на общем родительском собрании. Авторы: Егорова И. В., Рудченко Е. М. Слайд 1 Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка,.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического.

Консультация «ФГОС дошкольного образования: развитие ребенка в пространстве игры» Статья «ФГОС ДО: развитие ребенка в пространстве игры» Игра – самое любимое и главное занятие каждого ребенка. Данный вид деятельности.

Строительно-конструктивная игра как развитие ориентировки в пространстве у дошкольников Строительно-конструктивная игра как развитие ориентировки в пространстве у дошкольников. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *