Что значит опротестование операции
Как я могу оспорить операцию по карте?
Помогите, пожалуйста, разобраться, как я могу заблокировать операцию по карте.
Однажды у меня списали 100 рублей за услуги, которые не оказывали. Я пришла в банк, написала заявление об оспаривании транзакции — и деньги вернули.
Но это 100 рублей. А если сумма больше? Насколько я знаю, ни «Виза», ни «Мастеркард» не переводят деньги сразу. На это уходит 3—5 дней. Есть ли возможность оспорить транзакцию и вернуть деньги через месяц? Что для этого нужно сделать?
С уважением,
Наталья Ш.
Наталья, если операцию точно совершали не вы, вопрос ошибочного списания решится через ваш банк. Вот как это будет.
Матчасть
Услуга по оспариванию операций называется «чарджбэк». Оспорить можно ошибочное списание либо операцию, от которой клиент отказался.
В договоре с любым банком указаны сроки, в течение которого нужно обратиться в банк, чтобы оспорить операцию. Чаще всего этот срок составляет не более 60 дней — это 30 дней с момента выписки, в которой была отражена эта операция. Если обратиться в банк через 61 день или больше, то в чарджбэке могут отказать.
Сроки оспаривания различаются в зависимости от ситуации. Общее правило одно: банку потребуется время. Если вы оспариваете операцию, банк может запросить дополнительные сведения. Если вы отказались от услуги или покупки, банк может попросить предоставить подтверждения такого отказа.
Может случиться так, что вы сидите дома, а вам неожиданно приходит оповещение о совершенной покупке или списании средств. Рекомендую сначала проверить, точно ли вы эту операцию не совершали. Бывает так, что сообщение о списании денег приходит спустя время. Например, я иногда покупаю приложения в Эпсторе. Сообщения о списании оплаты за эти покупки всегда приходят мне спустя какой-то срок — неделю, а то и две. Сначала я пугаюсь, что это какая-то ошибка, а потом понимаю, что действительно сама подтверждала такую покупку.
Если вы понимаете, что абсолютно точно не совершали платеж, блокируйте карту и свяжитесь с банком. Если операцию совершили мошенники, это поможет избежать ещё больших потерь. Если же это какой-то сбой на стороне банка, деньги скоро вернут. Обычно такие вопросы решаются в течение нескольких часов и даже не нужно никуда обращаться.
Ситуации с такими списаниями могут различаться, например:
В зависимости от типа операции, которую нужно оспорить, будет зависеть срок и порядок возврата средств.
Поскольку в своем письме вы не говорили о мошеннических действиях, рассматривать будем первые два случая.
Если деньги ошибочно списал ваш банк
Если списание было за какую-то услугу вашего банка — к примеру, списана плата за смс-оповещения обо всех операциях, хотя они у вас отключены, — нужно просто связаться со своим банком. Порой для этого достаточно простого звонка. Специалисты проверят информацию, и если услуга действительно отключена, вам вернут деньги в течение дня.
На стороне банков порой могут происходить сбои, из-за которых суммы списываются без объяснений. Порядок аналогичный: связаться с банком, специалист зафиксирует обращение, объяснит ситуацию — и деньги вернут. Обычно такие вопросы решаются в течение суток.
Деньги списал банк-эквайер
Если же сбой произошел на стороне банка-эквайера, для возврата средств может потребоваться больше времени.
Здесь важно не путать сбой в банке-эквайере и деньги, украденные мошенниками. К примеру, если вы находитесь в Москве, а по вашей карте прошла операция в Рио-де-Жанейро — скорее всего, это работа мошенников. Здесь потребуется обращение не только в банк, но и в полицию. Как попробовать вернуть деньги с украденной карты, мы уже рассказывали.
Если же в момент покупки у вас неоднократно списали деньги за одну и ту же услугу, свяжитесь с вашим банком. В одних случаях может быть достаточно звонка, а в других может потребоваться и заявление: все зависит от внутренних процедур банка. Все, на этом ваши действия заканчиваются, и остается только ждать.
Ваше обращение зафиксируют и ваш банк свяжется с банком-эквайером. Если информация об ошибке подтвердится — вам вернут деньги. Но на это может потребоваться не один день.
Мой знакомый однажды оплачивал проезд в метро, и с него списали плату пять раз. Он обратился в свой банк, и деньги вернули: подтвердился сбой на стороне другого банка, который проводил платеж со стороны метро.
Ошибочное оспаривание
Если при проверке информации выяснится, что это вы совершили операцию, деньги вам не вернут и еще могут начислить штраф за ошибочно оспоренную операцию. Обычно он составляет 1000—1500 рублей и прописан в вашем договоре с банком:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что значит опротестование операции
Операции, суммы которых банк обязан возместить клиенту
1. Если банк не направлял вам уведомления об операциях, он обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, о которых вы не были банком проинформированы (ч. 13 ст. 9 Закона).
Соответственно, в данном случае срок для направления вами уведомления о несогласии, установленный ч. 11 ст. 9 Закона, не применяется.
2. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных после представления вами уведомления о несогласии (ч. 12 ст. 9 Закона).
2. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций, совершенных до момента представления вами указанного уведомления о несогласии, но только в том случае, если не сможет доказать, что вы сами нарушили порядок использования ЭСП, из-за чего и произошли несанкционированные операции (ч. 15 ст. 9 Закона).
Обращаем внимание на то, что в случаях, описанных в п. п. 1 и 2, банк обязан возместить вам суммы несанкционированных операций даже в случае нарушения вами порядка использования ЭСП.
Операции, суммы которых банк не обязан возмещать клиенту
Банк не обязан возмещать вам суммы несанкционированных операций в следующих случаях:
1. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях, но вы не представили в банк уведомление о несогласии в срок, установленный ч. 11 ст. 9 Закона (ч. 14 ст. 9 Закона).
2. Если банк надлежащим образом направлял вам уведомления об операциях и вы вовремя представили в банк уведомление о несогласии, но при этом банк смог доказать, что причиной возникновения несанкционированных операций, совершенных до момента представления вами в банк уведомления о несогласии, стало нарушение вами порядка использования ЭСП (ч. 15 ст. 9 Закона). Таким нарушением может быть, в частности:
— сообщение вами третьим лицам реквизитов вашей банковской карты, ПИН-кода, логина, пароля и (или) средств подтверждения операций в интернет-банке, а также небрежное хранение карты и информации о ПИН-коде (логине и т.п.), в результате чего к ним получили доступ третьи лица;
— оплата покупки в интернет-магазине с компьютера, зараженного вирусом, передающим мошенникам реквизиты банковских карт.
Обращаем внимание на то, что пропуск вами срока для представления уведомления о несогласии, установленного ч. 11 ст. 9 Закона, не означает, что вы не вправе оспорить операцию, с которой не согласны. Ведь мошеннические операции могут совершаться, в том числе по причине обстоятельств, в возникновении которых нет вашей вины.
Например, в случае, когда реквизиты карты становятся известны мошенникам в результате установки ими специальных скимминговых устройств на банкомат, и т.п. Поэтому обращайтесь в банк с претензией всегда, если вы обнаружили операцию, с которой не согласны.
(c) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, 2006—2020 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Адрес: 344019, г. Ростов-на-Дону, ул. 18 линия, 17 Chargeback — опротестование платежей по банковским картамДоброго времени суток! Итак, что такое chargback? Chargeback (возвратный платеж) — процедура опротестования операции (транзакции) со стороны банка-эмитента (который обслуживает нашу карту). Опротестование операции инициируется именно банком, но, чтобы её инициировать, банк должен получить нашу просьбу об этом (это заявление, которое можно принести в банк на бумаге или обратится в поддержку банка по телефону или электронным каналам связи). Чтобы проще было понять, что из себя представляет опротестование операции, приведу небольшой пример: *Если по определенному продавцу всё время поступают запросы на опротестование — продавец в глазах банков становится ненадежным. Если таких подтверждений не находится, операция считается опротестованной — мы получаем свои деньги назад. Это первый пример, который пришел на вскидку. На самом деле причин опротестования гораздо больше. Сразу хочу оговорится, что, если, например, мошенники вынудили нас провести перевод в их пользу по номеру карты или мы совершили перевод в пользу брокера и брокер отказывается возвращать нам деньги и любые другие случаи, когда присутствует факт мошенничества — нужно идти в полицию. Chargeback в этих случаях не применим. Назначение chargeback — опротестования операций, проведенных с нарушением правил платежной ассоциации. Из опыта: в последнее время стало популярно (видимо появился новый вид псевдоюристов) требовать банк выставить chargeback или иным способом опротестовывать операцию C2C (Card to Card, перевод с карты на карту). Так вот, если мы самолично сделали такой перевод, даже введенные в заблуждение мошенниками или мы предоставили мошенникам коды подтверждения / логин и пароль от личного кабинета банка и другую информацию — опротестованию такая операция не подлежит. Для решения вопроса нужно обращаться в полицию с заявлением по факту мошенничества! Вернемся к теме опротестования. Чтобы понять, как это работает на самом деле, коротко расскажу о взаиморасчетах между банками-эквайерами и банками-эмитентами. Во взаиморасчетах участвуют сами банки: эмитент и эквайер, платежная система и назначенный её банк для расчетов. Банки-участники открывают в банке, назначенном платежной системой, счета и обязаны поддерживать на них суммы (депозиты), регламентированные платежной системой. Сами расчеты проходят не напрямую между эмитентом и экваейром, а через банк, назначенный платежной системой (расчетный банк). Итак, в первую очередь, чарджбэк — отказ банка-эмитента от проведения платежа по транзакции. Просто так наш банк не будет отказываться, так как по умолчанию он знает, что, если мы заплатили с карты, значит получили что-то. Чтобы банк понял, что транзакция нарушает правила платежной ассоциации, нам нужно сообщить об этом банку. Иногда банк сам может начать опротестование, но это уже некоторые другие, более технические причины, которые в данном посте будут лишними. После получения несогласия от нас отдельное подразделение банка (чаще всего, это сотрудники департамента платежных систем банка, но подразделение в каждом банке может называться по-разному) проверяет корректность документов и стараются на раннем этапе определить, было ли нарушение со стороны продавца / эквайера или это мы необоснованно требуем исполнения наших хотелок. На основании анализа данных сотрудники принимают решение — отказать нам или начать опротестование. Причины опротестования бывают разные, вот примеры: Каждая причина несогласия и опротестования имеет свой код (reason code). Вот пример кодов в МПС Mastercard (их много, здесь не все коды, которые существуют, а только некоторые): Итак, при возникновении спорной ситуации, по правилам платежной системы (для примера, это будет Mastercard) банки начинают «общение». Общение строится в рамках регламентированных запросов. Вот и цикл опротестования операций, узнаваемый среди обычных людей, как процедура чарджбэка. Надеюсь, пост получился интересным. Берегите реквизиты карты, не передавайте её никому, платите только в надежных и проверенных местах и помните, что банковская карта — финансовый инструмент и относится к ней нужно настолько же внимательно, как к своему кошельку или паспорту, и тогда не придется прибегать к опротестованию операций и спорить с продавцом! Это второй мой пост технического характера на тему банковской сферы. Отмечу, что я стараюсь писать просто и понятно для всех, поэтому если кому-то найдется, чем дополнить пост — пишите в комментариях! 🙂 Чарджбэк (chargeback)Чарджбэк (англ. chargeback) – процесс оспаривания банком операции по карте, произведенной держателем в торговой точке (интернет-магазине). Чаще процедура инициируется держателем карты. Но в ряде случаев инициатором может выступать банк. Например, если прошла операция по несуществующей карте. Процедура производится следующим образом. Держатель карты подает в банк-эмитент соответствующее заявление, в котором указывает причину, почему он считает операцию недействительной или мошеннической, и прилагает все имеющиеся по этой операции документы (чеки, счета, переписку). Далее кредитная организация проводит расследование и в случае правоты заявителя списывает с торговой точки опротестованную сумму платежа и возвращает ее плательщику, то есть чарджбэк происходит за счет торговой точки. Причины, по которым возможно инициировать чарджбэк: — продавцом не был осуществлен рефанд; — по карте произошло двойное списание средств; — операция произведена на сумму, отличную от стоимости покупки; — неверные дата и время проведения операции; — подпись на карте и в счете отличаются; — с карточки списаны деньги за покупку, которую держатель карты не совершал; — деньги со счета списаны, но покупатель не получил товар или услугу; — покупатель не удовлетворен продуктом или сервисом, например на деле товар отличается от того, что было обещано ранее продавцом, или услуги были оказаны не в полном объеме; — клиент получил товар или услугу, но оплату произвел другим способом (наличными, с другой карты и т. п.); — продавец отказался принимать товар обратно. Лучший комментарий!Комментарии 432
Через Сбербанк-онлайн идет не операция покупки, а ПЕРЕВОД денег, а это разные вещи. Оплата производится в ПОС терминалах или на сайте продавца (как правило).
Примером чего? Того, что для вас только договор и законы РФ? А вы разве с Visa или MasterCard договор подписали? Уже изучаете законы США и всяческих оффшоров?
Насчёт «бланка на чарджбек» приведите ссылку. Интересно посмотреть, что вы под этим понимаете. Самого понятия, как я уже писал выше, в законодательстве РФ нет.
Примером чего? Того, что для вас только договор и законы РФ? А вы разве с Visa или MasterCard договор подписали? Уже изучаете законы США и всяческих оффшоров?
Насчёт «бланка на чарджбек» приведите ссылку. Интересно посмотреть, что вы под этим понимаете. Самого понятия, как я уже писал выше, в законодательстве РФ нет. «Несогласие с операцией по карте Скачайте шаблон заявления 1) Я пытался снять наличные в банкомате, при этом:
|