Что значит оперный театр
Ёперный театр
Смотреть что такое «Ёперный театр» в других словарях:
ёперный театр — Выражает любую эмоцию. эвфем. от нецензурного руг … Словарь русского арго
ТЕАТР — Большой театр. Жарг. угол. Шутл. ирон. Здание суда. Балдаев 1, 42. ББИ, 31. Ёперный театр. Жарг. мол. 1. Ирон. или Пренебр. О коллективе глупых, бездарных людей. 2. в знач. междом. Выражение удивления, раздражения, досады. Никитина 1998, 439;… … Большой словарь русских поговорок
театр — см.: анатомический театр; Ты бы еще в театр сходил! ёперный театр … Словарь русского арго
Венгерский оперный театр — основан в 1837 в Пеште; с 1884 в новом здании в Будапеште под названием Королевский оперный театр (с 1945 современное название). * * * ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ВЕНГЕРСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР, основан в 1837 в Пеште; с 1884 в новом здании в Будапеште… … Энциклопедический словарь
Оперный театр (станция метро, Нижний Новгород) — «Оперный театр» Автозаводская линия Нижегородский метрополитен Д … Википедия
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА — ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА, работал в Москве с 1904 как частный; с 1917 государственный, с 1922 24 под названием Свободная опера Зимина … Энциклопедический словарь
о́перный — ая, ое. 1. прил. к опера. Оперный театр. Оперный певец. Оперная партитура. 2. Такой, как в опере; напыщенный, театральный. Силу идей, убежденность он [Керенский] пытался заменить напыщенной фразой, оперной позой, величественным, но неуместным… … Малый академический словарь
оперный — I см. оперный; ого; м.; проф. Артист оперы. II ая, ое. см. тж. оперный, оперные 1) к опера О/перный театр. О/перный певец. О ая партитура, па … Словарь многих выражений
Эвфемизм — Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. Эвфемизм (греч … Википедия
Оперный театр
Из Википедии — свободной энциклопедии
Оперный театр — здание музыкального театра, в котором проходят, прежде всего, представления оперы и балета. Здание оперного театра (за исключением театров под открытым небом) имеет большую сцену с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной.
Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.
При строительстве оперных театров со времени их возникновения до наших дней использовались две различные тенденции:
В XVIII веке зрителем оперных театров стала и буржуазия. Оперные театры превратились из дворцовых театров в государственные оперы.
Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и учреждение. Под этим может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. В больших оперных театрах может быть занято до 1000 постоянных сотрудников. В некоторых странах, например в Великобритании, Франции и США, не существует постоянных театральных трупп. Постановки разрабатываются совместно несколькими театрами, а затем идут в них поочерёдно.
Значение словосочетания «оперный театр»
Здание оперного театра (за исключением театров под открытым небом) имеет большую сцену с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом или в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной.
Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.
При строительстве оперных театров со времени их возникновения до наших дней использовались две различные тенденции.
В классическом ярусном театре расположение публики в ложах имело такую же значимость, как и происходящее на сцене. Зрительный зал и сцена были ярко освещены. Исполнители пели на авансцене, в то время как задняя часть сцены служила для сменяющихся декораций. В современных театрах используется вся сцена от рампы до задника сцены, зрительный зал затемнён и имеет полукруглую форму. Со временем театры становились всё больше, так здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке вмещает 4 000 зрительских мест.
Вторая важная тенденция касается расположения оркестровой ямы. В театре барокко музыканты находились на одном уровне с партером. Дирижёр был необязателен, так как оркестр и исполнители имели непосредственный контакт. Со временем оркестр стал занимать всё больше места, в результате этого появилась оркестровая яма. При строительстве Байройтского театра Рихард Вагнер устроил специальную оркестровую яму для исполнения своих произведений. Она ярусами уходит глубоко под сцену и закрыта сверху, таким образом, нельзя точно установить источник звуков, что создаёт дополнительный сценический эффект.
В XVIII веке зрителем оперных театров стала и буржуазия. Оперные театры превратились из дворцовых театров в государственные оперы.
Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и учреждение. Под этим может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. В больших оперных театрах может быть занято до 1000 постоянных сотрудников. В некоторых странах, например в Великобритании, Франции и США, не существует постоянных театральных трупп. Постановки разрабатываются совместно несколькими театрами, а затем идут в них поочерёдно.
В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов. Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан, Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40 % — государственная дотация и 60 % — пожертвования частных лиц и продажа билетов), а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25 % от 464 миллионов евро — суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств. А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4 % средств министерства культуры Эстонии.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: давленый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Оперный театр
Оперный театр — особый вид, особая форма музыкального театра. Музыка и драма, живопись и пластика стали его неотъемлемой частью. Но есть у оперного театра особые, только ему одному присущие законы, которых не знает ни один другой вид театрального искусства.
В драматическом театре действие и содержание того, что происходит на сцене, передается прежде всего словом. В балетном театре главное средство выражения жизни на сцене — танец. В оперном театре основным выразительным средством является пение. Сценическое действие в опере развивается по законам музыки, по законам музыкальной драматургии. Музыка в оперном театре — главный выразитель смысла произведения, она ведет и определяет сценическое действие.
Конечно, в пении, которым артисты создают художественные образы, присутствует слово. Но, «омузыкаленное» композитором-драматургом, оно приобретает особую эмоциональную окраску, особую музыкальную интонацию. Слово в исполнении певца-актера уже не просто слово, а целая музыкальная фраза, которая поддерживается в оркестре музыкальным сопровождением, мелодией и ритмом, что делает эту фразу значительнее и эмоционально богаче. Так в опере рождается вокальный монолог — ария или музыкальный ансамбль (дуэт, когда поют два певца, квартет или квинтет, когда поют четыре или пять голосов вместе).
В оперном театре музыка выражает сокровенные чувства и переживания героя, скрытые подчас за его словами. В опере важно не только то, что поет тот или иной герой оперного спектакля, но и то, как он это поет, какими чувствами он охвачен в тот или иной момент своего сценическогого существования.
При создании музыкального образа, характера героя композитор учитывает тот или иной тип голоса певца. Женские голоса разделяются на три главных типа: сопрано — высокий голос, меццо-сопрако — низкий голос и контральто — очень низкий голос. Мужские голоса имеют свое подразделение: тенор — высокий голос, баритон — низкий голос, бас — очень низкий голос. У каждого из этого типа голосов есть свои оттенки. Тенор, например, может быть лирическим, драматическим, сопрано — колоратурным, лирическим, драматическим и т. д.
Композитор, прежде чем написать оперу, должен иметь либретто, или литературный сценарий, по которому будет развиваться действие на сцене. Но сущность драматургии в опере остается все же музыкальной потому, что композитор, в отличие от драматурга, сочиняет свое произведение не словами, а музыкой. Задача оперного театра, и прежде всего!
Государственный академический Большой театр Союза ССР. Москва.
Сцена из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корса-кова.
режиссера и дирижера — главных руководителей и создателей оперного спектакля, — раскрыть и воплотить эту музыкальную драматургию на сцене, найти ей правильное идейно-эмоциональное истолкование. Осуществить это им помогают солисты оперного театра, артисты хора и оркестра, художник, балетмейстер и другие работники театра.
В процессе написания оперы композиторы часто сами пишут либретто, иногда они берут за основу литературные или драматические произведения. После «перевода» литературного произведения на язык
музыки оно начинает жить своей самостоятельной жизнью. Слова, текст литературных персонажей, приходя в соприкосновение с музыкой, обретают новые черты, новое художественное значение. Так, например, П. И. Чайковский, который не раз при создании опер обращался к произведениям А. С. Пушкина, написал своего «Евгения Онегина», свою «Пиковую даму», герои которых во многом отличаются от литературных прототипов.
История оперного театра берет свое начало в древних народных игрищах и празднествах, где со-
четались пение, танец, пантомима, действие, инструментальная музыка. Как подсобный компонент зрелища музыка имела место и в античных трагедиях, и в средневековых представлениях — мираклях и мистериях (см. статьи «Древнейшие формы театральных представлений», «Театр в Древней Греции и в Древнем Риме», «Театр в средневековой Европе»). Но как особый вид искусства опера, а с нею вместе и оперный театр возникли на рубеже XVI — XVII вв. в Италии. Первоначально эти музыкальные представления не имели еще определенного названия. Это были музыкальная сказка, музыкальная драма и, наконец, музыкальное действие, или опера (от латинского opera — «труд», «произведение»).
Опера, возникшая сначала в аристократической среде и существовавшая как зрелище для избранных, начинала постепенно демократизироваться, особенно после того как в разных странах Европы с середины XVII в. начинают открываться музыкальные театры. У истоков оперного театра стояли крупные музыканты, посвятившие свое творчество становлению и развитию оперного искусства. Это были Монтеверди в Италии, Люлли во Франции, Пёрселл в Англии. Вместе с развитием оперного жанра постепенно наметились и два основных направления, связанные с музыкально-изобразительными средствами, сюжетом и содержанием. Это были опера-серна (серьезная опера) и опера-буффа (комическая опера). И если вначале оперные спектакли представляли собой состязания участников в вокальном и музыкальном мастерстве, то постепенно они стали превращаться в театральный спектакль со своим содержанием и сюжетом.
Дальнейшее развитие оперы на Западе связано с именами величайших гениев музыкального искусства. Огромную роль в определении оперы как жанра музыкально-драматического искусства сыграл немецкий композитор Глюк, оперная реформа которого повернула развитие жанра от аристократического, придворного зрелища к созданию героических музыкальных трагедий с глубокой философской тематикой и возвышенными чувствами. Многие крупные композиторы XVIII — XIX вв. не прошли в своем творчестве мимо оперного жанра. И если для одних, таких, например, как великий немецкий композитор Бетховен или гениальный австрийский композитор Моцарт, опера была только частью их творчества, то для других, таких, как итальянские композиторы Верди и Россини, французский композитор Бизе, немецкий композитор Вагнер, оперный жанр стал главным в их творчестве. Вагнер был также крупным теоретиком в области оперного искусства, и его труды оказали большое влияние на развитие
оперы и оперного театра на Западе (см. статьи об этих композиторах). Многие зарубежные и русские композиторы писали небольшие по форме, так называемые камерные оперы, где основное внимание уделялось раскрытию внутреннего мира героев.
Родоначальником русской классической оперы по праву считают русского композитора М. И. Глинку — автора опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Глинка не только создал первую русскую классическую оперу и своим творчеством открыл дорогу Даргомыжскому, композиторам «Могучей кучки», Чайковскому и другим, которые укрепляли и художественно претворяли его творческие принципы. Одновременно с этим Глинка (он был прекрасным исполнителем собственных камерных вокальных произведений) заложил основы реалистического исполнительского искусства в опере, что дает нам полное право считать его и родоначальником русского оперного театра (см. ст. «М. И. Глинка»).
Огромную роль в формировании эстетики русского оперного театра сыграло искусство великого певца Федора Ивановича Шаляпина. Шаляпин был первым, кто соединил в своем творчестве в единое художественное целое музыкальные, вокальные и сценические задачи. Он первый понял, какое громадное значение имеет реалистическая актерская игра в оперном спектакле, что эта игра только тогда имеет истинный смысл, когда она рождается из музыкальной ткани оперной партии и музыкальной драматургии оперы (см. ст. «Ф. И. Шаляпин»).
Но главную и решающую роль в становлении русского и советского оперного театра сыграл опыт великих режиссеров-реформаторов драматического театра Станиславского и Немировича-Данченко. Придя в музыкальный театр как режиссеры драмы, они не только обогатили оперу достижениями драматического театра, но нашли и сформулировали законы оперного театра. Они поставили перед собой задачу превратить «костюмированный концерт» в театральное действие, тесно связанное с музыкой.
Особое место в истории развития оперы занимает советское оперное искусство, сложившееся после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские композиторы, опираясь на классические традиции и метод социалистического реализма, стремятся к правдивому изображению современности и исторического прошлого во всем их многообразии.
Советский оперный театр — театр многонациональный. После Октябрьской революции оперные театры были созданы во многих республиках, не имевших ранее профессионального оперного искусства.
Бурный рост советского оперного театра, на сцене которого и сейчас идут лучшие произведения рус-
А. В. Нежданова в роли Антониды. Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
Л. В. Собинов в роли Лоэнгрина. Опера Р. Вагнера «Лоэнгрин».
ского классического и зарубежного репертуара, привел к появлению многих новых оперных произведений, которые по праву вошли в сокровищницу советского и мирового оперного искусства.
К ним следует отнести оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») Д. Шостаковича, «Игрок», «Семен Котко», «Война и мир» С. Прокофьева, оперы И. Дзержинского, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, Ю. Шапорина, оперы композиторов из братских национальных республик. Большую роль в создании и укреплении советского оперного театра сыграли его дирижеры: С. Самосуд, Н. Голованов, А. Лазовский, А. Мелик-Пашаев, режиссеры: В. Лосский, Н. Смолич, Л. Баратов, Б. Покровский — и целая плеяда исполнителей: Л. Собинов, А. Нежданова, А. Пирогов, Н. Обухова, С. Лемешев, И. Козловский и другие.
Сейчас в нашей стране насчитывается около 50 оперных театров. И каждый новый оперный спектакль, который ставится на сцене Большого театра Союза ССР в Москве или на сцене любого другого оперного театра страны, вносит свой важный вклад в дело становления советского оперного театра.
Ф. И. Шаляпин (1873-1938)
Среди многих видов-искусства, горячо любимых народом, особое место в истории русской национальной культуры занимает искусство оперного театра. Всемирное значение приобрело русское оперное искусство в XIX в. В эту эпоху великий Глинка пи-
шет «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу», Мусоргский — «Бориса Годунова», рождаются замечательные оперы Чайковского, Римского-Корсакова и других композиторов. Однако долгие годы эти великие произведения, гордость русской национальной музыки, почти не появлялись на сценах императорских театров. Казенные чиновники, управляющие театрами, предпочитали ставить оперы иностранных композиторов, порой поверхностные и легковесные. Нужен был новый, национальный оперный театр, не связанный тупым царским управленческим аппаратом.
Таким театром в России на рубеже XX в. стала частная опера Мамонтова. Ее организатор, известный деятель русского искусства Савва Иванович Мамонтов, решил создать оперный театр с исключительно русским репертуаром.
В мамонтовскую оперу привлекались лучшие оперные силы — певцы, музыканты-дирижеры. В создании спектаклей принимали участие замечательные художники — Серов, Поленов, Врубель, Коровин, Головин, составившие в будущем славу русской живописи. Лучшие представители русского общества с огромным удовлетворением встретили появление нового, подлинно национального оперного театра.
На его сцене впервые по-настоящему и проявился гений великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.
Родился Шаляпин в Казани в семье мелкого служащего. Детство его было безрадостным. Федя Шаляпин работал учеником у сапожника, токаря; переписчиком бумаг. Но уже с юношеских лет его влекло к искусству. Он пел в архиерейском хоре, участвовал в оперных спектаклях как статист и хо-
Оперный театр
Здание оперного театра (за исключением театров под открытым небом) имеет большую сцену с дорогостоящим техническим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом или в виде лож. Данная архитектурная модель оперного театра является основной.
Первые оперные театры появились в середине XVII века сначала в Венеции, а затем в других городах Италии и предназначались для развлечения аристократии.
При строительстве оперных театров со времени их возникновения до наших дней использовались две различные тенденции.
В классическом ярусном театре расположение публики в ложах имело такую же значимость, как и происходящее на сцене. Зрительный зал и сцена были ярко освещены. Исполнители пели на авансцене, в то время как задняя часть сцены служила для сменяющихся декораций. В современных театрах используется вся сцена от рампы до задника сцены, зрительный зал затемнён и имеет полукруглую форму. Со временем театры становились всё больше, так здание Метрополитен Опера в Нью-Йорке вмещает 4000 зрительских мест.
Вторая важная тенденция касается расположения оркестровой ямы. В театре барокко музыканты находились на одном уровне с партером. Дирижёр был необязателен, так как оркестр и исполнители имели непосредственный контакт. Со временем оркестр стал занимать всё больше места, в результате этого появилась оркестровая яма. При строительстве Байройтского театра Рихард Вагнер устроил специальную оркестровую яму для исполнения своих произведений. Она ярусами уходит глубоко под сцену и закрыта сверху, таким образом, нельзя точно установить источник звуков, что создаёт дополнительный сценический эффект.
В XVIII веке зрителем оперных театров стала и буржуазия. Оперные театры превратились из дворцовых театров в государственные оперы.
Понятие «оперный театр» включает в себя не только здание театра, но и учреждение. Под этим может пониматься как постоянная труппа театра (солисты театра, хор, балетная труппа, оркестр, статисты), так и художественные руководители (директор, дирижёры, режиссёры, драматурги, помощники режиссёра), администрация, кассы, гардероб и театральные мастерские. В больших оперных театрах может быть занято до 1000 постоянных сотрудников. В некоторых странах, например в Великобритании, Франции и США, не существует постоянных театральных трупп. Постановки разрабатываются совместно несколькими театрами, а затем идут в них поочерёдно.
В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов. Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан, Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40 % — государственная дотация и 60 % — пожертвования частных лиц и продажа билетов), а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25 % от 464 миллионов евро — суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств. А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4 % средств министерства культуры Эстонии.