Что значит ограничение коммунальных услуг
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг
Каждый из нас сталкивался с приостановлением или ограничением предоставления коммунальных услуг, и зачастую это становится полной неожиданностью. Надеемся, что данная памятка поможет Вам разобраться, что такое приостановление или ограничение коммунальных услуг, и в каком порядке оно должно производиться.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-I «О защите прав потребителей»,
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.
ЗНАЙТЕ! Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
КОГДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ
В соответствии с п.115 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
В случаях, указанных в пп. «а» и «б» п. 115 Правил, исполнитель обязан в соответствии с п. 104 Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» п. 115 Правил.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
В соответствии с п.117 Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
Если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня передачи его потребителю предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения (предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения));
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной коммунальной услуги с предварительным (за 3-е суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
Предоставление коммунальных услуг возобновляется со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
ЗНАЙТЕ! Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» п.115 Правил.
Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к:
а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
Что значит ограничение коммунальных услуг
В соответствии с пп. «а» п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011
Порядок, а также случаи, при которых исполнитель приостанавливает или ограничивает предоставление коммунальных услуг, регулируются разделом XI Правил № 354.
При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
Согласно п. 115 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
В случаях, указанных в пп. «а» и «б» п. 115 Правил № 354, исполнитель обязан в соответствии с п. 104 Правил № 354 зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 117 Правил № 354, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае неполной оплаты коммунальных услуг ограничение или приостановление производится в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения, либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных в пп. «а», «б» и «д» п. 115 и п. 117 Правил № 354, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3Д
Прокурор разъясняет
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДАЧИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Основания и порядок ограничения и приостановления подачи коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. п. 117, 118 Правил № 354 исполнитель (ресурсоснабжающая организация, управляющая компания) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.
ВАЖНО: в соответствии с пп. «в» п. 119 Правил № 354 запрещено производить ограничение или приостановление коммунальной услуги по отоплению, а в многоквартирных домах – ограничение холодного водоснабжения.
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ, ЛИБО ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ
Согласно п. 119 Правил № 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
Способы предупреждения (уведомления):
1. Вручение потребителю-должнику под расписку;
2. Направление по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);
3. Включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления);
4. Передача предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
5. Телефонный звонок с записью разговора, в том числе, передача потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
6. Сообщение электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
7. Иной способ уведомления, подтверждающий факт и дату его получения потребителем.
При выполнении любого из вышеперечисленных способов потребитель – должник считается уведомленным!
ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления) предоставление коммунальной может быть сначала ограничено, а затем приостановлено.
Приостановление коммунальной услуги может быть произведено без ограничения при отсутствии технической возможности введения такого ограничения (приборы учета и распределительных устройств находятся в жилом помещении, наличие шлейфового подключения (актуально для общежитий)).
При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги.
Под ограничением предоставления коммунальной услуги подразумеваются действия как временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.
ВАЖНО: В соответствии с постановлением Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 до 01.01.2021 приостанавливаются действия положений некоторых пунктов Правил № 354, в том числе в части ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги при неполной оплате.
При этом обязанность своевременно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги сохраняется.
Прокуратура
Нижегородской области
Прокуратура Нижегородской области
Памятка Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОДАЧИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Основания и порядок ограничения и приостановления подачи коммунальной услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. п. 117, 118 Правил № 354 исполнитель (ресурсоснабжающая организация, управляющая компания) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса.
ВАЖНО: в соответствии с пп. «в» п. 119 Правил № 354 запрещено производить ограничение или приостановление коммунальной услуги по отоплению, а в многоквартирных домах – ограничение холодного водоснабжения.
УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ, ЛИБО ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНОЙ УСЛУГИ
Согласно п. 119 Правил № 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
Способы предупреждения (уведомления):
1. Вручение потребителю-должнику под расписку;
2. Направление по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);
3. Включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления);
4. Передача предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;
5. Телефонный звонок с записью разговора, в том числе, передача потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
6. Сообщение электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
7. Иной способ уведомления, подтверждающий факт и дату его получения потребителем.
При выполнении любого из вышеперечисленных способов потребитель – должник считается уведомленным!
ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю предупреждения (уведомления) предоставление коммунальной может быть сначала ограничено, а затем приостановлено.
Приостановление коммунальной услуги может быть произведено без ограничения при отсутствии технической возможности введения такого ограничения (приборы учета и распределительных устройств находятся в жилом помещении, наличие шлейфового подключения (актуально для общежитий)).
При непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление коммунальной услуги.
Под ограничением предоставления коммунальной услуги подразумеваются действия как временное уменьшение объема (количества) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) введение графика предоставления коммунальной услуги в течение суток.
ВАЖНО: В соответствии с постановлением Правительства РФ № 424 от 02.04.2020 до 01.01.2021 приостанавливаются действия положений некоторых пунктов Правил № 354, в том числе в части ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги при неполной оплате.
При этом обязанность своевременно производить оплату за жилищно-коммунальные услуги сохраняется.
Условия для упрощения процедуры ограничения КУ в договоре управления МКД
Продолжим формировать условия идеального договора управления для УО. Мы уже рассмотрели, что даст УО включение в договор управления условий о претензионном порядке урегулирования споров.
Сегодня расскажем, как с помощью этого документа можно упростить работу с задолженностью. А именно: какие условия следует предусмотреть в договоре управления для упрощения процедуры ограничения коммунальных услуг.
Проблема уведомления
Все перечисленные способы должны подтвердить факт и дату получения уведомления потребителем. Поэтому должники злоупотребляют и стараются не получать какие-либо уведомления по почте, отказываются принимать их под роспись и т.д..
Таким образом, при отсутствии доказанности факта вручения и (или) получения уведомления собственником в большинстве случаев порядок ограничения считается не соблюдённым.
Изменение порядка ограничения, приостановления коммунальных услуг
Исполнитель коммунальных услуг имеет право предусмотреть иной порядок ограничения, приостановления коммунальных услуг.
Такая возможность закреплена п. 119 Правил 354, согласно которой, если иное не установлено федеральными законами, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.
Из содержания пп. «п» п. 19 Правил 354 следует, что условия об основаниях и порядке приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг являются существенными в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Поэтому изменить порядок ограничения коммунальных услуг может как управляющая организация в договоре управления, так и ТСЖ или иное жилищное объединение в договоре о предоставлении коммунальных услуг.
Порядок приостановления или ограничения коммунальных услуг
1. Укажите удобный для вас способ уведомления собственников о предстоящем отключении.
Более того, не ограничивайтесь одним способом, укажите все возможные способы уведомления и предусмотрите, что уведомление производится исполнителем одним из указанных способов по выбору самого исполнителя.
Когда прописываете в договоре несколько способов уведомления, не забывайте готовить почву для их реализации. Например, вы указали, что можно уведомить собственника письмом по электронной почте. В таком случае необходимо, чтобы адрес электронной почты был указан собственником в реквизитах.
2. Добавьте условие о несении собственником рисков по неполучению уведомлений и иной входящей корреспонденции.
Вы направили должнику уведомление почтой, он его не получил, но по трек-номеру видно, что письмо ждёт его уже две недели. Советуем вам предусмотреть приостановку коммунальных услуг по истечении срока хранения письма.
3. Если помещение находится в собственности нескольких лиц (совместная собственность или долевая), закрепите в договоре обязанность сособственника, получившего уведомление, уведомить других сособственников.
Рекомендуем включить условия о приостановлении коммунальных услуг в раздел «Условия о предоставлении коммунальных услуг» или выделить их в отдельный раздел «Порядок приостановления коммунальных услуг».
Образец условий о приостановлении коммунальных услуг
Вот так может выглядеть раздел с условиями о приостановлении коммунальных услуг в договоре управления МКД.
9.1. Приостановление предоставляемых коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги производится в следующем порядке:
9.1.1. Управляющая организация направляет собственнику помещения (потребителю-должнику) уведомление о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 15 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги будет приостановлено без предварительного введения ограничения.
9.1.3. Уведомление способом направления по почте заказного письма (с уведомлением о вручении) направляется по месту жительства (регистрации) собственника, а при отсутствии сведений о месте регистрации – по месту нахождения имущества собственника.
9.1.4. Риск неполучения собственником предупреждения (уведомления) несёт сам собственник.
9.1.5. В случае направления собственнику уведомления почтовым отправлением собственник считается уведомленным, если к исполнителю коммунальных услуг возвратился конверт по причине истечения срока хранения. В случае возврата конверта по причине истечения срока хранения исполнитель вправе приостановить предоставление коммунальной услуги.
9.1.6. В случае нахождения помещения в собственности нескольких лиц, уведомлению подлежит одно из них по выбору управляющей организации. При получении уведомления одним из собственником на него возлагается обязанность по оповещению другого сособственника.
Помните, что в сфере управления МКД предусмотрительность поможет избежать в дальнейшем проблем с контролирующими органами.
Автор статьи: Дмитрий Бурняшев, юрист, эксперт по вопросам управления МКД.