Что значит общее понятие
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
Смотреть что такое «ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ» в других словарях:
Общее понятие — 1 Стальная труба D. Stahlrohr E. Steel tube F. Tube en acier Изделие из стали кольцеобразного, овального, многоугольного или иной формы полого поперечного сечения относительно большой длины Источник: ГОСТ 28548 90: Трубы стальные. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
общее понятие — см.: Понятие … Словарь терминов логики
Общее понятие вихревого эффекта — Вихревой эффект Нрк. Эффект Ранка, Эффект Хилша, Эффект Ранка Хилша Эффект энергетического разделения сжимаемых сред в их закрученном потоке Источник: ГОСТ 22616 77: Трубы вихревые. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Общее понятие культуры — кратко Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по… … Малый тезаурус мировой философии
стандарт (общее понятие) — 3.102 стандарт (общее понятие) : Нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, и утвержденный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Охота, общее понятие — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Общее — F.1. Общее В настоящем стандарте приводится большое число общих требований, которые могут или не могут быть применены в отношении отдельной машины. Поэтому простое, без квалифицированной оценки утверждение о соответствии оборудования всем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П … Философская энциклопедия
понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие П. у человека. Проводится различие между усвоением П., выработанных… … Большая психологическая энциклопедия
понятие — ПОНЯТИЕ одна из форм отражения мира на рациональной ступени познания; мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. П. представляют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
общее понятие
Смотреть что такое «общее понятие» в других словарях:
Общее понятие — 1 Стальная труба D. Stahlrohr E. Steel tube F. Tube en acier Изделие из стали кольцеобразного, овального, многоугольного или иной формы полого поперечного сечения относительно большой длины Источник: ГОСТ 28548 90: Трубы стальные. Термины и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ — в противоположность индивидуальному понятию означает понятие рода, класса, вида. Общими являются также собирательные понятия, понятия сущности и др. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия
Общее понятие вихревого эффекта — Вихревой эффект Нрк. Эффект Ранка, Эффект Хилша, Эффект Ранка Хилша Эффект энергетического разделения сжимаемых сред в их закрученном потоке Источник: ГОСТ 22616 77: Трубы вихревые. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Общее понятие культуры — кратко Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по… … Малый тезаурус мировой философии
стандарт (общее понятие) — 3.102 стандарт (общее понятие) : Нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, и утвержденный… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Охота, общее понятие — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Общее — F.1. Общее В настоящем стандарте приводится большое число общих требований, которые могут или не могут быть применены в отношении отдельной машины. Поэтому простое, без квалифицированной оценки утверждение о соответствии оборудования всем… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П … Философская энциклопедия
понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие П. у человека. Проводится различие между усвоением П., выработанных… … Большая психологическая энциклопедия
понятие — ПОНЯТИЕ одна из форм отражения мира на рациональной ступени познания; мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. П. представляют… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ – в логике и философии единичное – признак конкретного предмета, отличный от признаков всех предметов, входящих в некоторый фиксированный класс, общее – признак этого предмета, сходный с признаком по крайней мере еще одного предмета данного класса. Всеобщее – признак, сходный с признаками всех предметов класса, особенное – любой невсеобщий признак. Наряду с этими двумя дихотомическими делениями используется трихотомическое деление признаков на единичные, особенные и всеобщие. Особенным в этом случае называют признак, сходный с признаками одних и отличный от признаков других предметов класса, т.е. любой общий, но не всеобщий признак. Понятия «единичное» и «общее» («особенное» и «всеобщее») относительны: они имеют строгий смысл, только если фиксирован класс предметов, по которому они определяются. При изменении этого класса общее может стать единичным, всеобщее – особенным и т.д. Предмет, представляющий собой единство единичных и общих (особенных и всеобщих) признаков, называют отдельным, индивидуальным, конкретным, партикулярным. Отдельным называют и признак, рассматриваемый в абстракции от тех отношений сходства и несходства, которые делают его единичным или общим. Ключевую роль в приведенных определениях играют отношения сходства. Основанную на них теорию общего называют теорией сходства, которая принадлежит Аристотелю. Из этой теории следует, что общих признаков всегда ровно столько же, сколько обладающих ими предметов. Это следствие оспаривается сторонниками теории тождества, согласно которой общий признак предмета не сходен с признаками других предметов, а тождествен им.
На единичное и общее делятся не только признаки, но и предметы. Единичным называют предмет, состоящий только из единичных признаков, общим – предмет, состоящий только из общих признаков. Единичный предмет необходимо отличать от конкретного (индивидуального, партикулярного). Об общих конкретных предметах (доме вообще, человеке вообще) говорят общие конкретные понятия («дом», «человек»), об общих абстрактных (равенстве вообще, белизне вообще, интеллигентности вообще) – общие абстрактные («равенство», «белизна», «интеллигентность»).
Есть общие понятия, для которых не удается найти признака, присущего всем элементам их объема и только им. Причем такие понятия «с объемом, но без содержания» нередко составляют ядро науки. Таково, напр., понятие «элементарная частица»: фундаментального признака, который был бы присущ всем элементам его объема так же, как зарядовое число – всем химическим элементам, до сих пор не обнаружено, известны лишь сходства по видовым признакам. Л.Витгенштейн называет такие сходства «семейными». Критики классической теории общего утверждают, что мы не знаем признака, общего и специфического для всех элементов объема таких понятий не в силу исторической ограниченности знаний, а потому, что его здесь действительно нет. Предметы объединены в объемы таких понятий не отношениями сходства, а генетическими связями. Именно эти связи создают высшую, конкретную общность, которая возникает там, где исчезает общее-сходное и на месте аддитивных множеств возникают генетические. Так понимаемое общее называют конкретным, генетическим. Классическое общее понятие задает класс предметов, составляющих его объем, указанием на классообразующий признак. Генетическое общее понятие решает ту же задачу иным путем: оно указывает способ выведения всех элементов своего объема из одного, исходного элемента. Сам класс при этом рассматривается как род, а исходный элемент – как «предок – основатель рода» (Э.В.Ильенков). Таково, напр., понятие «число». Предком – основателем «рода» чисел является целое положительное число, а генетическими процедурами, порождающими все другие числа и род чисел в целом, – алгебраические процедуры сложения, вычитания, деления и т.д. Классическое общее понятие позволяет включить в его объем заинтересовавший нас предмет после обнаружения у него классообразующего признака, фиксируемого содержанием этого понятия. В генетическом общем понятии такого содержания нет. Здесь эта задача решается прослеживанием генетических связей данного предмета с «предком – основателем рода». Генетическое общее понятие решает обе задачи, стоящие перед классическим: фиксирует класс объектов и позволяет решить, принадлежит ли выделенный предмет этому классу. Кроме того, оно выполняет функцию, совершенно недоступную классическому общему понятию, – позволяет вывести менее общее знание из более общего, например из формулы, описывающей коническое сечение, – формулы эллипса, гиперболы и параболы. Именно на этом основании такое знание называют конкретно-общим.
Логика. Учебник для средней школы.
Глава III
ПОНЯТИЕ
§ 5. Соотношение между содержанием и объёмом понятия
Между содержанием и объёмом понятия существует определённое соотношение. Рассмотрим это соотношение на примере.
В объём понятия «позвоночные» входят все виды позвоночных животных, а содержанием являются существенные признаки, общие для всех позвоночных. Возьмём понятие, меньшее по объёму: «млекопитающие». В объём этого понятия входят не все виды позвоночных, а только часть их, следовательно, объём понятия будет меньше.
Однако содержание понятия расширяется за счёт новых признаков. Понятие «млекопитающие» содержит в себе признаки позвоночных (всякое млекопитающее есть позвоночное), а кроме того, оно содержит ещё свои, особые признаки (кормление детёнышей молоком и др.), которых не было в содержании понятия «позвоночные».
Другой пример: всякая берёза есть дерево, следовательно, понятие «берёза» содержит в себе все признаки понятия «дерево». Но берёза имеет ещё и свои, особые признаки, следовательно, в содержании понятия «берёза» признаков больше, чем в содержании понятия «дерево». Однако по объёму понятие «берёза» уже, чем понятие «дерево».
Итак, понятия, более широкие но объёму, являются более узкими по содержанию — такова зависимость между содержанием и объёмом понятий. Эта зависимость имеет значение закона, который называется законом обратного отношения содержания и объёма понятий. Формулировка закона следующая:
чем шире содержание понятия, тем уже его объём. И соответственно наоборот: чем уже содержание понятия, тем шире его объём.
Закон «обратного отношения» распространяется только на такие понятия, из которых одно входит в объём другого.
Однако из данного закона не следует, что более широкие по объёму, т. е. более общие, понятия имеют для нас меньшую ценность. Общие понятия отображают общие свойства, связи и закономерности предметов и явлений объективного мира.
§ 6. Ограничение и обобщение понятия
В практике мышления мы нередко пользуемся логическими приёмами, которые называются обобщением понятия и ограничением понятия.
Обобщить понятие — это значит перейти от менее общего к более общему понятию.
Ограничить понятие — это значит перейти от более общего понятия к менее общему понятию.
В соответствии с этим (согласно «закону обратного отношения») изменяется содержание понятия.
Рассмотрим процесс ограничения понятия на следующем примере. Объяснение того, что такое натрий, можно начать с напоминания о том, что представляет собой вообще элемент, а затем в понятие «элемент» ввести некоторые признаки, свойственные металлу. Введение этих признаков сузит объём понятия «элемент», ограничит объём этого понятия, тем самым получится другое понятие, с меньшим объёмом, — понятие «металл».
Далее, вводя в понятие «металл» признаки, свойственные натрию, мы тем самым ограничиваем понятие «металл», т. е. даём вместо него ещё менее общее понятие — «натрий».
Таким образом, процесс ограничения понятия представляет собой постепенный переход от более общих понятий к менее общим.
Ограничением понятий мы пользуемся в тех случаях, когда разъясняем содержание какого-либо понятия, причём строим своё разъяснение на основе уже известных, более общих понятий.
Ограничение понятия применяется также в тех случаях, когда бывает необходимо уточнить содержание понятия, указать, к какому именно кругу явлений относится данное понятие, следовательно, отграничить понятие от других понятий, в том числе и от более общих.
В процессе ограничения понятий, переходя от более общих понятий к менее общим, мы приходим, наконец, к таким понятиям, объём которых равен единице и которые, следовательно, не могут подлежать дальнейшему ограничению. Такие понятия отражают единичные, индивидуальные предметы и являются предельно узкими по объёму.
Примеры таких понятий: «Каспийское море», «первая мировая война 1914 года», «улица Горького в Москве».
Обобщение понятия представляет собой процесс, обратный ограничению. При обобщении понятия путём исключения некоторых его признаков мы переходим от менее общих ко всё более и более общим понятиям. Например, от понятия «чех» — к понятию «славянин», от понятия «славянин» — к понятию «человек».
Процесс обобщения понятия протекает на основе того, что круг рассматриваемых нами предметов всё более и более расширяется за счёт новых, отличных по своим свойствам предметов.
Обобщая понятия, переходя от менее общих к более общим, мы приходим, наконец, к предельно широким по объему понятиям, которые не подлежат дальнейшему обобщению.
Примеры категорий: «материя», «время», «движение», «пространство», «количество», «форма» и др.
§ 7. Родовые и видовые понятия
Возьмём ряд понятий: «город» — «столица» — «Москва». Понятие «город» будет родовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» будет родовым по отношению к понятию «Москва». Но эти же понятия находятся и в другом отношении: понятие «Москва» является видовым по отношению к понятию «столица», а понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город».
Таким образом, одно и то же понятие в одно и то же время может быть и видовым, и родовым, но только в разных отношениях: по отношению к менее общему — оно родовое, а по отношению к более общему — видовое. В приведённом выше примере понятие «столица» является видовым по отношению к понятию «город» и родовым по отношению к понятию «Москва».
Родовое понятие (или род) не может существовать отдельно от видовых понятий, а видовые понятия (или виды) не могут существовать отдельно от рода. Род и вид всегда взаимно связаны.
Эта взаимная связь рода и вида отражает существующую в предметах связь общего и отдельного, а именно: каждый предмет объективного мира содержит в себе и общие свойства, которые объединяют его с однородными предметами, и свои, особые свойства.
Например, яблоко есть плод (общее свойство, присущее яблокам и другим плодам), но яблоко имеет также свои, особые свойства, которых нет у других плодов; сосна есть дерево (общее свойство), но сосна имеет и свои, особые свойства, присущие только сосне и отличающие её от других деревьев.
Общие свойства существуют только в отдельных предметах. Тем самым общие свойства являются признаком отдельных предметов.
Так как всякое яблоко есть плод, то «плод» есть признак яблока; «дерево» есть признак сосны и т д. Причём эти общие свойства (плод, дерево) являются существенными признаками, так как они выражают коренные свойства предметов.
Точно так же родовые понятия, отражая объективную связь предметов и явлений действительности, являются признаками своих видов.
Когда мы говорим «химия есть наука», то мы указываем, к какому роду относится «химия» (к роду «наука»), и в то же время указываем существенный признак «химии», её родовой признак («наука»).
§ 8. Основные классы понятий
По своему объёму понятия делятся на единичные и общие.
Единичные понятия являются понятиями об отдельных (единичных) предметах.
Примерами таких понятий могут быть следующие: «полководец М. И. Кутузов», «город Ленинград», «Народно-Демократическая Республика Болгария», «самое глубокое озеро в мире».
В общих понятиях отображается множество однородных предметов.
Например: «звезда», «книга», «школа», «песня», «урожай» и др.
Каждое из этих понятий относится к большой группе однородных предметов.
Общие понятия могут быть более общими и менее общими. Так, понятие «трактор» является менее общим по отношению к понятию «сельскохозяйственная машина», но более общим по отношению к понятию «гусеничный трактор».
Число предметов, которые охватываются общим понятием, может быть ограниченным или неограниченным. Например, общее понятие «корабль» относится ко всем кораблям, которые были, есть и будут.
К общим понятиям с ограниченным объёмом относятся такие понятия: «станции Московского метро первой очереди», «произведения Лермонтова», «учёные XIX века».
Общие и единичные понятия могут быть собирательными понятиями.
Собирательные понятия — это такие понятия, в которых мыслится совокупность однородных предметов как единое целое.
Например: «лес» (деревьев), «библиотека» (книг), «собрание» (учеников).
Особенность собирательных понятий заключается в том, что их нельзя приложить к отдельным предметам, совокупность которых мыслится в данном собирательном понятии. Нельзя, например, отнести понятие «лес» к отдельному дереву, понятие «собрание» к отдельному ученику.
Собирательные понятия можно приложить или к совокупности предметов как единому целому, или к ряду таких совокупностей. В первом случае будет единичное собирательное понятие, во втором случае — общее собирательное понятие.
Например, понятие о Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве будет единичным собирательным понятием, а понятие о библиотеке (вообще) будет общим собирательным понятием, так как оно относится ко многим библиотекам.
Примеры общих собирательных понятий: «группа», «созвездие», «коллектив», «полк», «народ», «толпа», «класс» и др. Примеры единичных собирательных понятий: «созвездие Большая Медведица», «коллектив служащих (такого-то) учреждения», «рабочий класс демократической Польши».
Каждое понятие находится в различных отношениях с другими понятиями и поэтому одновременно входит в разные классы.
Например, понятие «высота» есть общее, несобирательное; понятие «собрание» — общее, собирательное; понятие «единство стиля и содержания в рассказах А. П. Чехова» — единичное, собирательное.
Понятия общие, единичные и нулевые
Понятия по объему делятся на непустыеи пустые понятия, в зависимости от отношения к существующим или к несуществующим реально предметам мысли. Непустыми понятиями являются – общие и единичные, пустыми – нулевые. Таким образом, в зависимости от количества десигнатов, которые обозначают понятия, они делятся на общие, единичные и нулевые.
Общие понятия – это понятия, которые имеют более одного десигната, т.е. понятия, в которых мыслится множество предметов, те понятия, объемы которых отражают два и более однородных предмета (явления, процесса) вплоть до неисчислимого их множества: «стул», «дерево», «стена», «игра», «ураган», «дождь», «капитал», «равенство», «тонкость», «столица», «естественные спутники Марса».
Общие понятия разделяются на регистрирующие и нерегистрирующие. Регистрирующиминазываются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации: «родственники пострадавшего Мерцалова», «планеты Солнечной системы», «времена года», «зарегистрированные участники митинга».
Нерегистрирующиминазываются понятия, которые относятся к неопределенному числу предметов и имеют бесконечный объем, они фактически точно не исчисляются – к ним относятся предельно широкие понятия: «качество», «мера», «человек», «философ», «ученый», «синева», «безвкусный».
Собственные имена, так как принадлежат многим людям, относятся к общим понятиям. Они не имеют смыслового значения, а обладают только предметным значением.
Единичные понятия – это понятия, которые имеют только один десигнат, т.е. это понятия, в которых мыслится один предмет, те понятия, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален: «мой стул», «Луна», «Париж», «Наполеон», «автор Илиады», «столица США», «Венера».
К единичным, относятся понятия, охватывающие совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т.е. употребляются в собирательном смысле: «Солнечная система», «человечество», «ООН», «Всеобщая декларация прав человека», «Трудовой кодекс Российской Федерации».
Нулевые понятия – это понятия, которые не имеют ни одного десигната, объем у них нулевой. Они имеют смысловое, но не имеют предметного значения в силу того, что в их содержании находятся признаки, противоречащие природе тех предметов, с которыми соотносится это содержание. Их объемы представляют собой классы реально не существующих предметов и существование, которых в принципе невозможно. Во-первых, это понятия, которых нет в реальности, но они возможны: «коммунистическое общество», «инопланетяне», «неземные цивилизации». Во-вторых, понятия, которых нет, в реальности и не может быть: «треугольный круг», «жидкое дерево», «червивый дождь», «ртутный столбик». «Горькая радость», «горячий снег», «мороз звенит» – литературные выражения. Понятия, которые носят фантастический (мифологический) характер: «кентавр», «русалка», «леший», «минотавр». В- третьих, понятия которые выдвигались в качестве научных или технических понятий, и лишь в ходе развития науки обнаруживалась их несостоятельность: «теплород», «флогистон», «магнитная жидкость», «вечный двигатель», а также понятия являющиеся результатом абстрагирующей деятельности человеческого сознания, отражающие идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами: «абсолютно черное тело», «несжимаемая жидкость», «идеальный газ», «идеальное государство», «чистое вещество», они играют значительную вспомогательную роль в различных науках. Т.О. в содержании находятся признаки, противоречащие природе тех предметов, с которыми соотносятся это содержание.
От нулевых понятий следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: «древнегреческий философ», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми. Деление понятий на пустые и непустые в известной мере относительно, что обусловлено, подвижностью границ между несуществующим и существующим, нереальным и реальным. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других и обратно, понятие «Президент СССР» было до поры до времени пустым, ибо такой должности в стране не существовало. Когда она была законодательно введена, и был избран М. Горбачев, понятие о ней стало непустым. Когда СССР распался, и отпала надобность в соответствующем президенте, понятие сохраняет лишь исторический характер.
Мы будем придерживаться той точки зрения, что все то, что было в прошлом общим или единичным, таковым и осталось. Иначе можно прийти к тому, что не было ни Сократа, ни Аристотеля, ни древних культур и тому подобное.