Что значит обручение в православии
Обручение
Обруче́ние – церковный обряд, совершаемый перед венчанием жениха и невесты, в рамках которого жениху и невесте преподаются через священника кольца (входит в последование таинства Брака); 2) задаток, залог ( Еф.1:14 ).
Обручение – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию.
Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.
Обручение лишь скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Обручение является обрядом, а не Таинством. Само слово: «венчание», – то есть «увенчанный», содержит в себе свидетельство, и того, что супруги сохранили до Венчания чистоту.
прот. Владимир Хулап
Еще в дохристианской древности обручение (или помолвка) и собственно свадьба представляли собой две разные церемонии. В рамках помолвки семьи договаривались о заключаемом браке молодых, обсуждали связанные с ним вопросы, прежде всего финансовые: например, размер приданого, подписывали брачный договор. После этого юноша надевал на палец девушки кольцо и они считались женихом и невестой, находясь в таком «промежуточном» состоянии лучшего узнавания друг друга (не вступая в супружеские отношения) до свадьбы, которая могла происходить через несколько месяцев или даже лет. Окружающие знали об их намерениях, что выражалось в присутствии во время помолвки свидетелей. Само «обручение» происходит либо от слова «кольцо» («обруч»), либо восходит к глаголу «брать» (т.е. девушку в невесты). В христианстве церковное обручение стало подтверждением и благословением первого шага к браку, освящением первого камня в его фундаменте. Главным символическим действием остался обмен кольцами, выражающий взаимное обещание верности будущих мужа и жены. При этом Православная Церковь наполнила изначально юридический акт помолвки глубокими библейскими символами и образами, перенеся всю церемонию из договорной перспективы в духовную.
Церковные правила рассматривали помолвку как правовой акт, юридически равный венчанию. Поэтому, например, обрученный мужчина, который оставил свою невесту до свадьбы и вступил в брак с другой девушкой, считался разведенным и второбрачным со всеми вытекающими последствиями. Такой строгий подход был необходим, чтобы не давать повода «экспериментировать» со все новыми невестами, подчеркнуть верность даваемым обещаниям и святость церковного чинопоследования. Чтобы избежать возможной путаницы и сложностей, связанных с расторжением уже заключенного обручения, постепенно и в Византии, и в России обручение и венчание стали совершаться вместе. Так, в 1775 году Святейший Синод издал указ об их совместном служении, за исключением лиц императорской фамилии, династические браки которых обычно заключались в несколько этапов. Сегодня обручение непосредственно предшествует венчанию, однако они разделены пространственно, что указывает на их изначально разделенное совершение и разное значение: обручение совершается в притворе (задней части храма), венчание — в его центре. Подобным образом из двух частей состоит, например, Божественная литургия (литургия оглашенных и литургия верных) и Крещение (которому предшествует оглашение). Поэтому обручение, первая часть двуединого чинопоследования заключения брака, проникнуто идеей обещания и верности, а венчание радостью о заключаемом перед лицом Божиим браке.
Православная Жизнь
«Мы обручились!» — говорит девушка и демонстрирует кольцо на пальце. Подруги восхищены, будущая невеста счастлива, восторг переполняет всех причастных. Именно так представляют себе обручение многие наши современницы. Как выглядит и что символизирует этот обряд в православной церкви — рассказывает протоиерей Сергий Еленич, настоятель Николаевского храма Часов Яра.
По православной традиции обручение скрепляет перед Богом и Церковью взаимные обещания верности будущих супругов. В прошлом, если девушка и юноша, члены христианской общины, хотели вступить в брак, то сначала брали благословение у родителей, которые на совете с родственниками решали, поддержать ли их желание. Потом, чтобы укрепить это решение и освятить его молитвой, они обращались к своему духовнику или правящему архиерею, который благословлял их на бракосочетание. Епископ читал краткую молитву: «Благослови, Господи, кольцо это, ибо, как оно венчает палец человека, так и благодать Святаго Духа пусть окружает жениха и невесту, чтобы они видели сыновей и дочерей до третьего и четвёртого рода, которые да восхвалят имя Твое». Заручившись благословением родителей и духовника, жених и невеста назначали день свадьбы.
В наше время для совершения таинства венчания необходимо юридическое признание брака, то есть сначала надо зарегистрировать отношения в загсе. Что касается обряда обручения, то он уже давно совмещён с таинством венчания.
Чин обручения
Священник выносит Святой Крест и Евангелие из алтаря, затем благословляет жениха и невесту зажжённым венчальными свечами, даёт их им в руки, берет кадило и кадит. Потом возглашает: «Благословен Бог наш…» — и следует ектенья, как на любом другом богослужении. Затем священник читает молитвы на обручение, надевает жениху и невесте кольца, которыми они трижды обмениваются. Обмен кольцами имеет символическое значение: это знак неразрывного, вечного союза между супругами. После этого читается молитва «Господи Боже наш, отроку Патриарха Авраама сшествовавый в средоречии», в которой испрашивается благословение Бога на обручающихся. Затем следует сугубая ектенья, после которой совершается таинство венчания.
Раньше после обручения молодым людям давалось время, чтобы они могли до венчания проверить свои чувства, подготовиться к таинству. Кольцо жениха хранилось у невесты, невесты — у будущего супруга. После революции сложилась традиция венчать пары, которые зарегистрировали отношения на государственном уровне. При официальном оформлении брака людям обычно тоже дают некоторое время для обдумывания своего решения. Это отголосок старой традиции, о которой мы уже упомянули. К слову, некоторые другие церковные обряды тоже сохранились: тот же рушник, на который становятся жених и невеста, кольца, которые подают на блюде, и так далее.
В современной Церкви принято, чтобы будущие супруги перед венчанием встретились со священником. Он побеседует с ними, подготовит к таинству. Жениху и невесте обязательно нужно исповедоваться и причаститься — таким образом люди, ведущие духовную жизнь, готовят себя к новому жизненному рубежу, потому что венчание — шаг серьёзный. Бракосочетание, в отличие от обручения, — это не обряд, а таинство, во время которого Господь посылает благодать супругам на несение их креста.
Отец, который воспитывал и опекал свою дочь, передаёт эту ответственность мужу. Теперь он должен заботиться о ней. Муж и жена также берут на себя обязанность с терпением и любовью относиться друг к другу, воспитывать детей в традиции православной веры. Святые отцы говорят, что если человек достойно донесёт до конца свой супружеский крест, то получит за это награду от Господа.
Главное, что должны сделать будущие супруги, — это достойно подготовиться к венчанию, потому что благодать при вступлении в брак они получат, а вот как будут нести этот крест — зависит от них.
Записала Екатерина Щербакова
Обручение – от древности до современности
В наши дни о значении многих свадебных обрядов уже не задумываются. Между тем, помолвка и обручение – это не только еще одна возможность получить в подарок колечко, но и нечто большее. Расскажем в статье, какое значение придавалось обручению раньше, как оно происходит в современном обществе и в чем разница обручения и помолвки.
Итак, что такое обручение? Это предварительный договор о заключении брака в будущем. На первый взгляд может показаться, что это тоже самое, что и помолвка. Однако это не так. Обручиться – значит публично объявить о намерении пожениться в церкви. Помолвка к религии отношения не имеет.
Как это было раньше?
Брачный вопрос раньше решался не так просто, как сейчас. Всего столетие назад до того, как обручиться с девушкой, нужно было пройти два подготовительных этапа.
Обручение было предварительной ступенькой перед венчанием
Еще задолго до свадьбы девушку сватали. В этом мероприятии активно участвовали родители будущих жениха и невесты. Родители молодого человека посещали родителей девушки и интересовались их мнением относительно бракосочетания детей. Если они были согласны, договаривались о приданом.
Зачастую, мнения парня и девушки никто не спрашивал. Родители решали все без их участия. Однако после успешного сватовства молодые люди могли официально общаться, хоть и считались женихом и невестой условно.
Решение, принятое на сватовстве, не являлось бесповоротным. На этом этапе еще была возможность отказаться, пока никто не был обручен. Но уже сейчас инициатор отказа должен был предоставить весомые аргументы. В противном случае не сдержавшие своего слова были опозорены.
Спустя некоторое время семьи встречались повторно. Следующим этапом был «пропой» или «рукобитие». Родители окончательно решали финансовые вопросы, а молодые устраивали торжественный вечер. На этом мероприятии статус жениха и невесты официально подтверждался среди сверстников. Кроме того, на этом этапе решалось, когда провести обручение.
Обручение – это публичный обряд, проходящий в церкви или в монастыре. Как происходит обручение в церкви? Для этого приглашались самые близкие родственники и друзья семьи. Однако двери не закрывались, и наблюдать за обручением могли все желающие.
Как происходит обручение в церкви
Жених и невеста обменивались кольцами. Причем они не были равноценными – невесте полагалось золотое кольцо, а жениху серебряное. Это символично. Золото выступало как знак надежности будущего мужа, а серебро показывало мягкость и кротость женщины.
После обручения пути назад уже не было. Этот обряд подразумевал, что молодые люди объявили о своем решении перед Богом. Однако несмотря на то, что брак был неизбежен, пара не вступала в сексуальные отношения – это было запрещено до венчания.
Дата вступления в брак могла откладываться до полугода и более. В то время довольно часто мужчина отправлялся в поездки или военные походы, поэтому с венчанием не торопились. Жених хотел быть уверенным, что невеста его дождется, поэтому уезжал, как правило, после обручения.
Золотое кольцо с бриллиантами, Юверос (цена по ссылке)
Не стоит думать, что традиционное обручение кануло в Лету и так уже никто не живет. В православии и многих других христианских конфессиях верующие люди до сих пор используют этот этап добрачных отношений и хранят невинность до венчания.
Какая разница между обручением и помолвкой?
Помолвку и обручение довольно часто путают между собой. Чуть выше мы рассказывали об этапах до непосредственного бракосочетания. Так вот помолвка – это то, что раньше называлось «рукобитие».
Слово «помолвка» пришло в нашу речь с Запада
Сейчас помолвка проводится шумно и весело. Обычно на это мероприятие собирается молодежь, проводится вечеринка, а пара официально признается невестой и женихом. В знак того, что помолвка состоялась, мужчина дарит избраннице кольцо.
Это торжество также требует подготовки. Можно арендовать зал в ресторане или кафе, заказать торт на обручение или помолвку, украсить помещение шарами, цветами и лентами.
Фото торта на обручение
Как правило, это мероприятие совпадает с подачей заявления в ЗАГС. Сама по себе помолвка не подразумевает оформления каких-либо документов.
В отличие от помолвки, обручение – это религиозное мероприятие. Оно проводится исключительно в церкви, храме, доме молитвы или другом здании подобного назначения. При этом обязательно присутствуют служители, которые совершают молитву.
Люди, не относящиеся к религии с особым трепетом, обручение не используют. Для них в качестве альтернативы существует помолвка. Тем не менее, это мероприятие не является обязательным и может не организовываться. Многие пары считают, что достаточно «девичника» и «мальчишника».
Особенности современных свадебных обрядов
Сейчас венчанию предшествует еще один этап – официальная регистрация брака в органах ЗАГС. Без свидетельства о заключении брака обряд не проводится.
Обвенчаться без свидетельства о браке, выданном в ЗАГСе, нельзя
Многие люди в наши дни не торопятся венчаться в церкви, считая, что это более серьезный шаг, чем заключение брачного союза в глазах государства. Порой до момента бракосочетания в церкви проходят годы и даже десятилетия. В любом случае, к Богу следует приходить осознанно, поэтому такое поведение не осуждается.
Для нерелигиозных людей обручение не является обязательным. Оно подразумевает лишь обещание вступить в брачные отношения, а требовать от пары, прожившей вместе ни один год, целомудрия, по меньшей мере странно.
Обручение – мужчина и женщина на помолвке
Всего пару веков назад к обручению относились очень серьезно. Без этого обряда не могло произойти венчания, после которого мужчина и женщина официально будут считаться мужем и женой.
С течением времени обручение осталось в обиходе глубоко верующих людей, а все прочие стали организовывать помолвку в качестве альтернативы. Тем не менее, некоторые христианские конфессии, а в том числе и православие, по-прежнему придают обручению большое значение.
Все эти свадебные традиции придают особое настроение в подготовительный период перед главным мероприятием. Однако каждая пара решает, нужно им обручение или нет индивидуально.
Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев
Протоиерей Андрей Мухачев для «Азбуки супружества»
Интервью с протоиереем Андреем Мухачевым, настоятелем храма св. прав. Иоанна Кронштадтского (Островское, Костромской область).
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:1–3 ). Герой нашего сегодняшнего интервью всегда держит эти слова в своей памяти, сердце, уме. Они помогают ему в служении и решении подчас непростых вопросов. О некоторых из этих вопросов мы сегодня и решили поговорить.
– Отец Андрей, почему сегодня становится все больше людей, по их собственным словам, любящих друг друга, но предпочитающих не регистрировать свои отношения?
– В своей священнической практике я встречаю множество различных случаев. Самый распространенный из них – люди просто не хотят брать на себя обязательства. Почему? Потому что люди не хотят никому ничего обещать, их тянет к мнимой свободе, которая для них как раз и выражается в том, что «я не хочу». «Не хочу связываться с подписями, документами, обязательствами, а хочу жить так, как мне нравится. И если у меня есть такая возможность, и мне никто не мешает, я буду так жить». И вот, два таких «уставших» человека встречаются, они договариваются и так вместе живут.
Другая причина, которую я наблюдаю, связана с тем, что человек уже зарегистрирован с кем-то, но по факту супруг (или супруга) давно порвал отношения, живет с другой семьей. И тогда такой брошенный человек начинает думать, что ему ничего другого не остается делать, как жить с кем-то, кто его поймет и примет.
Случается и так, что люди при ответственном отношении друг к другу просто не относят регистрацию к числу особо важных дел, откладывая ее до случая. Они не отрицают её, а просто считают формальностью, у них своя лесенка особо важных дел: чтобы у них был кров над головой, тепло в доме, добрые отношения, нормальная работа. Но когда вдруг поймут, что, например, государство выделяет деньги на молодую семью, помогает с покупкой недвижимости, а они, оказывается, до сих пор ни для кого не семья, кроме как для самих себя, тогда и начинают шевелиться, решать вопрос, который раньше откладывали на потом.
– В свое время протоиерей Димитрий Смирнов сравнил «гражданских жен» с «бесплатными проститутками». Согласны ли вы с утверждением, что в основе таких «союзов» лежит только сексуальное влечение?
– Я бы не согласился с известным, но категоричным высказыванием уважаемого батюшки, протоиерея Димитрия Смирнова о том, что гражданский брак – это только проституция и ничего больше. Когда такие люди приходят к нам в храм на беседу, мы общаемся, погружаемся в проблему, я вижу, что очень часто в их отношениях «постельные дела» занимают далеко не первое место.
Но при всем этом, конечно, нередко встречаешь людей, которые просто живут, ни о чем не думая. Помню случай с одной парой. С невестой ничего невозможно было сделать: она и детей не хотела, и работать не хотела, и регистрировать отношения не хотела, ей вообще ничего не хотелось.
– То, что в миру называется «гражданским браком», Церковь называет блудом. Означает ли это, что люди, живущие в таком «союзе», безнадежны подобно бесплодной смоковнице?
– Конечно, есть правила, которых нужно придерживаться, их никто не отменял, они дисциплинируют нас, задают правильные ориентиры правильной жизни. Это Священное Писание, церковные каноны и постановления, указания священноначалия. Поэтому когда к нам приходит пара, я всегда выясняю, расписаны ли они. После этого у нас проводятся беседы, и уже только тогда совершаем над ними Таинство. Но ведь все указания нисколько не мешают нам видеть перед собой главный ориентир – иметь любовь ко всякому человеку, осуждать не грешника, а грех. Об этом стоит всегда помнить. Никто не безнадежен.
– В вашем храме сложилась практика обручения. Расскажите о ней, пожалуйста.
– Когда в глаза человеку смотришь, в них все можно прочитать, понять, насколько он серьезен. И те, кто приходит к нам на обручение, как правило, имеет серьезные намерения, хочет прочных отношений, хочет иметь детей. В нашем храме они, может быть, впервые после Крещения встречаются с миром духовным.
Я всегда задаю им вопрос: «За вас когда-нибудь молились в храме?» Обручение – шаг к семейной жизни — протоиерей Андрей Мухачев «Нет». – «Так давайте помолимся!» И я молюсь о том, чтобы Господь утвердил обручение их «в вере, и единомыслии, и истине, и любви». А где я беру эту молитву? В последовании обручения.
Сейчас, как правило, обручение соединено с венчанием, и как-то незаслуженно теряется, не замечается на фоне последнего. Но в древности обручение и венчание были разделены определенным временем, в течение которого будущие супруги должны были приготовить себя духовно к великому событию – Таинству брака.
Так и мы, совершаем обручение отдельно. А поскольку венчание у нас в Церкви по правилам совершается только после регистрации брака, обручение в таком случае можно сделать и до регистрации. А мы церковно помолимся об этой паре, об их укреплении и умудрении. Я им и колечки дарю. И людям праздник, и у меня на душе радость. Люди стали ближе друг к другу: знают, что они нужны Богу, что за них молятся. Чудесный обряд!
После совершения обручения я говорю им: «Смотрите, вот, вы коснулись Бога, обручились и теперь, если пожелаете, пожалуйста, приходите после регистрации вашего союза, мы вас обвенчаем». В этих словах нет никакого давления, но вы знаете, люди вот так прикоснувшись к неведомой им ранее жизни, можно сказать, поздоровавшись со Христом, придя в храм, вдруг узнали, что со Христом можно и по жизни пойти. Потому что Бог есть любовь, и в храме Божием их встретили с любовью. Для них двери здесь всегда открыты. Их ждут, и никто не встречает их с порога с осуждениями.
Ко всем нужно подходить с миром, любовью, доброжелательностью. И тогда людям это поможет сохранить согласие между собой хотя бы даже и при той жизни, которой они живут сейчас. Это поможет им раскрыться, понять то, чего они раньше не могли представить, придти к мысли о христианском отношении к Таинству брака.
Помните, как к Господу привели согрешившую в прелюбодеянии женщину? А когда осуждавшие посрамились, Он спросил ее: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши! ( Ин.8:1–11 ). Осудить-то легко, а вот попробуй полюбить, услышать, понять человека, почему он так поступил. Я все время пытаюсь понять. И пытаюсь служить Богу – иногда Он мной как инструментом неказистым что-то делает, а я стараюсь, как могу.
– И каковы же результаты? Может ли обручение сподвигнуть людей к дальнейшим шагам?
– У нас уже порядка 115 пар обручены. И вы знаете, через некоторое время, осознав близость и радость этой духовной жизни, обрученные приходят в ЗАГС и расписываются, хотят узаконить свои отношения. Не скажу, что таковых сто процентов, но потом я вижу многих из них, они снова приходят к нам в храм, хотят обвенчаться. Тогда мы беседуем о том, что такое венчание. А если они хотят венчаться сразу после обручения, я им рассказываю о смысле венчания, объясняю, что оно совершается после регистрации в ЗАГСе, и это официальная точка зрения Церкви, тогда они регистрируются в ЗАГСе и приходят венчаться. И уж точно ни одна пара из обручившихся ни не пришла потом с просьбой «разобручить» их обратно.
– А как быть с обручением, если у людей, уже ребенок родился? И, вообще, возможно ли крещение ребенка в том случае, если его родители не состоят в браке?
– Да, бывают случаи, когда люди не расписаны, и они хотят крестить своего младенца. Если у них есть желание, чтобы их ребенок был крещен в Православной Церкви – это же прекрасный порыв. Слава Богу, если так, пусть приходят, мы с ними побеседуем, я объясню, что такое Таинство Крещения, Таинство брака, венчание. Я рассказываю им, почему деторождение и Крещение имеют важнейшие значение. Но этим мы не ограничиваемся, потому что дальше мы подходим… опять же к обручению.
– Бывает ли, что люди «пугаются» обручения, понимая, что оно предполагает ответственное отношение обручаемых?
– Редко, но случается. По привычке говорят: «Ой, мы не готовы». А я говорю: «Ребенка вы родили, а говорите, что к ответственности не готовы. После такого ответственного шага как деторождение что уже все остальное? Поэтому давайте обручаться». И люди не отказываются, а потом не жалеют.
– Поговорим о венчании. Мы уже немного затронули эту тему. Не в каждом храме спрашивают свидетельство о регистрации брака у тех, кто желает венчаться. Тем более пожертвование, которое предлагается внести за совершение Таинства, может быть неплохим подспорьем для бедного храма. Если люди, зная о том, что по правилам венчают только женатых, все же венчались, считается ли такое венчание действительным?
– Бог видит все. Если соблюдаются заповеди, которые повелел нам соблюдать Господь, о которых говорит Церковь, при таких условиях Таинство, конечно, совершается. А если произошло лукавство, в сердце, уме человека имеется какой-то злой умысел, Господь может сказать: «Нет и все». Хоть венчай, хоть не венчай. И это касается любого Таинства.
Если, например, на исповеди ты неискренне каешься, держишь на кого-то злобу, что же, Господь примет такое «покаяние»? Ты думаешь, что обманул Его, а Он возьмет и не примет твое фальшивое покаяние. Хоть все молитвы вычитывай, хоть поклоны клади, хоть все грехи перебирай, а если в сердце у тебя ничего не изменилось, и ты злой, раздраженный на всех, о каком прощении может идти речь? Вроде все соблюли, а покаяния не было. Не было и прощения.
Так и тут. Ты можешь все соблюсти, а Господь не венчает. Поэтому только одному Богу известно, совершилось Таинство или нет. Надо в сердце человека заглянуть, есть там любовь или нет. Там, где любовь, там дело Божие.
– Венчание – важный и ответственный шаг для верующих супругов. Понятно, если человек воцерковленный, для него вопросов нет, надо ли венчаться. А если человек, хотя и крещеный, но «Бог у него в душе», в храм он ходит пару раз в году, нужно ли ему венчаться? Стоит ли венчаться, если для человека это не вполне осознанное решение?
– Действительно, существует такая точка зрения, что не всегда полезно «спешить» с венчанием. В связи с этим, уместно вспомнить слова прекрасного человека, митрополита Сурожского Антония. Владыка говорил, хорошо бы некоторым людям перед венчанием хотя бы немного успеть пожить в браке, посмотреть друг на друга, еще раз задать себе вопросы: «К чему мы готовы? Что ждем друг от друга? Готовы ли прожить жизнь вместе?». Потому что венчание – это, по моему мнению, украшение брачного союза. Это Таинство наделено прекрасным смыслом, ведь брак становится образом таинственного союза Христа с Церковью. Поэтому необходимо приступать к этому Таинству, как и ко всякому другому, осмысленно, но сделать это под силу только воцерковлённым или воцерковляющимся людям.
– Вопрос о разводе. Иудеям был разрешен развод по их жестокосердию ( Мк.10:5 ), в Евангелии же Иисус Христос единственной причиной для развода называет прелюбодеяние ( Мк.10:11–12 ). Однако в настоящее время в Церкви есть целый ряд причин, по которым дозволяется разводиться: прелюбодеяние, посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей, злонамеренное оставление супруга другим супругом и другие. Часто ли Вам приходится решать такие проблемы?
– Да, такие случаи мне известны, я вижу, что не всегда расторжение государственного брака является вопиющим беззаконием. Иногда это крайняя мера. Можно услышать, как кому-то говорят: «Ты расписался, держи этот брак как можешь». Но порой приходится оставить человека, к примеру, строптивого, агрессивного, с которым развратишься, совершить такой, казалось бы, неправильный поступок, чтобы не совершить зло куда большее. Поэтому люди, оказавшиеся в такой ситуации, пытаются что-то сделать, у кого-то получается, у кого-то – нет. Но осуждать их вот так сразу не надо: осудить легко, а вот понять, почему он так поступил, трудно. Не всегда то, что нам кажется логичным, бывает логичным.
– Что можно посоветовать человеку, за плечами которого уже есть распавшийся брак, но искренне желающему создать верующую, крепкую семью? Смириться ли или искать того, с кем он проведет свою жизнь до конца дней своих?
– Мне отец однажды сказал хорошую русскую пословицу, звучит она так: бей ворону, бей сороку, Бог и рябчика подаст. Поэтому не стоит впадать в отчаяние, если первый брак не получился. Да, это беда, да, это несчастье для человека. Но надо жить дальше, не падать духом, искать человека, с которым ты сможешь провести жизнь так, как хотел бы ее провести, только уже осознанно, по-христиански. И я думаю, Господь поможет ищущему в его стремлении.
– Ваше пожелание всем тем, кто еще сомневается, создавать ли семью?
– Каждая семья – это особый случай. Если беседуешь с одним человеком, ему пожелаешь одно, а другому – другое. У кого-то уже что-то есть в голове, какие-то представления о семейной жизни, смысле ее, а у другого – еще нет. Одному нужно пожелать, чтобы он поработал над своей душой, а второму – ума-разума, потому что он еще слишком молод и опыта нет. Третьему бы в армию сходить, и после уже посмотреть на мир, на отношения между людьми. Четвертому бы не мешало подружиться со своими родителями, посмотреть, как они живут на самом деле, больше проникнуться их жизнью.
Все случаи разные. Но если человек уже созрел для семейных отношений, то надо в эту семейную жизнь, как в песне пелось, броситься как в море с головой. И потом уже не стоит ничего бояться: ни регистрации в ЗАГСе, ни обручения, ни венчания, ни трудностей, которые непременно встретятся в жизни, а жить душа в душу и по-настоящему дружить. Потому что любовь – это дружба в наивысшем проявлении. Другу ты можешь многое простить, с другом ты можешь закрыть глаза на его слабости и недостатки, другу ты верен. Такой любви я всем и пожелаю.