Что значит оборачиваемость товара
Оборачиваемость товара. Как и зачем ее считать
Понятие оборачиваемость товара определяет, как быстро вложенные в товары средства вернутся к вам обратно, да еще и с прибылью. Это одна из основных формул успеха компании. В этой статье разберем, как ее рассчитать.
Понятия, которые нам понадобятся для определения оборачиваемости товаров:
Товар — продукт, произведенный для обмена. То есть, если говорить проще, то товаром может быть пакет молока, а может быть модельная стрижка или услуги адвоката. В общем, все, что можно купить за деньги или обменять на что-то. Мы будем говорить о физических товарах, а не об услугах.
Товарно-материальные запасы — это активы компании, отличающиеся от материально-производственных запасов тем, что ТМЗ предназначены для продажи, то есть они уже есть в наличие в физическом виде на складе или в магазине компании.
Товарооборот — это сумма стоимостей всех проданных товаров /услуг за определенный период. Проще говоря, на какую сумму вы продали товаров, например, за месяц или за год. Товарооборот рассчитывают в ценах закупки или в ценах себестоимости. Мы будем опираться в расчетах на закупочные цены.
Не удивляйтесь, если результаты, полученные в итоге вычислений по упрощенному методу и по более сложному, будут отличаться.
Какой из двух результатов вы примете за истину зависит от того, что вы хотите получить, вычисляя оборачиваемость товара по формуле.
Зачем нужна формула оборачиваемости товара
Теперь надо определить, что мы хотим проанализировать, рассчитывая оборачиваемость товара по формуле. Например, у вас неравномерно продаются шоколадные конфеты “Осенний вальс” в разных магазинах. Тогда логичным будет сравнивать оборачиваемость по разным магазинам. Или, например, вы хотите сократить ассортимент и решить, какие товары имеет смысл выводить из продажи. Для этого применим анализ оборачиваемости по брендам или товарные позиции разных производителей одного товара (сравнивать оборачиваемость водки и селедки, очевидно, не стоит).
Как считать оборачиваемость товара?
Для определения оборачиваемости товара приняты две основные формулы. Начнем с более простой. Средний товарный запас (по цене закупки, как мы условились вначале) помноженный на количество дней расчетного периода и поделенный на товарооборот (или объем продаж).
Эта формула оборачиваемости товара в днях, то есть результат покажет нам, за сколько дней оборачивается запас товара. Т␍×Д/ОбП
Вторая формула показывает нам сколько раз оборачивается этот товар за определенный период времени. Для этого необходимо объем продаж (или товарооборот, что одно и то же) поделить на средний товарный запас (по цене закупки) за этот период. ОбП/Т␍
Рекомендуем при вычислениях вычеркнуть дни, когда происходило обнуление товаров на складе. Также с осторожностью надо подходить к вычислениям в ситуации, когда компания получила крупный заказ (например, выиграла тендер на поставку мебели для школ района), эту мебель в расчет брать нельзя, так как она была продана как бы заранее (физически она стоит на складе, но на самом деле, вы точно знаете, кто и когда ее заберет).
Коэффициент оборачиваемости товара — частное товарооборота и среднего запаса за период (при этом товарооборот рекомендуем считать в закупочных ценах, как принято в складском учете). ОбП/Т␍
Что нам дает анализ оборачиваемости товаров?
Анализ имеет смысл проводить внутри одной товарной категории. Например, молоко сравнивать с молоком, но не с творогом, а творог с творогом разных марок, но не с сырками и не с творожными кольцами. Таким образом мы можем понять несколько важных вещей, а именно:
Но без должного товароучета и анализа движения товаров на складе посмотреть оборачиваемость не получится, поэтому прежде всего надо заняться учетом товаров. А в этом поможет МойСклад.
В сервисе есть встроенные отчеты по оборотам, остаткам, прибыльности, движению товаров. Вам не понадобится ничего считать самостоятельно. Просто заполните данные о товаре и фиксируйте приемки, отгрузки, продажи. Отчеты формируются автоматически, их можно просмотреть в любой момент — в мобильном приложении. Зарегистрируйтесь и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно!
Важность показателей оборачиваемости товара для прибыльности бизнеса
При оптимизации ассортимента магазина необходимо обязательно учитывать показатель оборачиваемости товаров. Он легко рассчитывается с помощью программ для розничной торговли и позволяет предпринимателю выделить наиболее прибыльные группы продукции. Как рассчитывать и учитывать оборачиваемость товаров будет подробно изложено далее.
Актуальность показателя оборачиваемости товара для магазина
Определений оборачиваемости товаров довольно много, но большинство из них являются синонимами двух основных показателей:
По сути, оборачиваемость запасов показывает, как быстро товар проходит по цепочке от ворот склада или магазина до рук потребителя.
Анализ оборачиваемости позволяет предупредить затаренность магазина товаром
При этом в расчет принимается следующая продукция:
Показатель оборачиваемости товара является важным критерием при оценке эффективности управления торговым предприятием. На него влияют такие факторы:
Высчитывать показатель оборачиваемости товара вручную довольно сложно. Поэтому для расчета используются программы для розничной торговли, интегрируемые с онлайн-кассой и бухгалтерскими приложениями.
Программы для розницы позволяют анализировать продажи в магазине удаленно
Этот софт может не только быстро формировать отчетность, но и способен полностью автоматизировать работу магазина. Одной из лучших программ для розницы является ЕКАМ, которая имеет широкий функционал и легка в использовании.
Расчет показателей оборачиваемости товара
Показатель оборачиваемости товаров зависит от взаимодействия работников отдела снабжения, отдела продаж и склада. При его расчете важны следующие критерии:
Расчет КОЗ обычно производится по формуле:
Формула расчета коэффициента оборачиваемости запасов
Важно учитывать запасы в одной и той же ценовой категории. И проще всего в магазине вести учет по ценам реализации.
Показатель стоимости проданных запасов за период можно взять из онлайн-кассы или программы для учета товаров. А объем средних запасов рассчитывается двумя основными способами. Первый предполагает учет только остатков на начало и конец отчетного периода. Он рассчитывается по формуле:
Формула расчета объема средних запасов №1
Эта формула вполне применима для размеренной торговли без всплесков и спадов. Рассчитываемый по ней средний товарный запас является репрезентативным и его можно использовать при определении ОЗ в любой период года.
Вторая формула определения среднего запаса выглядит так:
Формула расчета объема средних запасов №2
В формуле суммируются начальные остатки запасов по промежуточным периодам и конечный остаток по последнему периоду. Важно учитывать, что значение n – это не число периодов, а количество значений товарных запасов, учитываемых в формуле.
При определении ОЗ желательно не считать сделанные по заказу крупные продажи, потому что эта продукция фактически не проходит через склад и не отражает реальной торговой ситуации.
Возьмем пример. В продуктовом магазине остатки на начало месяца составляли 245000 рублей, а на конец – 265000 рублей, выручка от реализации – 980000 рублей. Расчет КОЗ по первой формуле будет следующим:
В результате получается, что за месяц продукция были полностью куплена и продана 3,84 раза.
Не менее удобным является показатель оборачиваемости товаров в днях. Он показывает, за какой срок происходит полная распродажа товарных запасов при стандартной торговле. Этот показатель рассчитывается с помощью нескольких формул.
Формула расчета оборачиваемости товаров в днях №1
Формула расчета оборачиваемости товаров в днях №2
Если взять данные из вышеизложенного примера, то расчет ОЗ в днях будет выглядеть следующим образом:
Получается, что расчет ОЗ продукции обоими методами дает одинаковый результат. То есть в конце восьмого рабочего дня товарные запасы будут распроданы.
Если показатель определяется за месяц, то количество дней берется 30, а если за год, то 360 или 365 на усмотрение организации. Для более точного подсчета рекомендуется исключать из анализа периоды, когда товар вообще отсутствовал в магазине.
Анализ оборачиваемости товаров
Анализировать оборачиваемость категории продукции можно на определенном временном промежутке или относительно других групп ассортимента. Поэтому можно выделить два типа анализа:
При динамическом анализе КОЗ производится его расчет за несколько последовательных периодов, например, месяцев. После этого оценивается изменение показателя со временем, определяются тенденции, и на основе полученной информации принимаются управленческие решения.
При сравнительном анализе оценивается ОЗ идентичных товарных групп, например, шоколадок различных производителей. Кроме того, можно сравнить КОЗ одинаковой продукции в территориально удаленных друг от друга торговых точках.
Полезно даже при сравнительном анализе оценивать оборачиваемость в нескольких последовательных периодах. Это исключит ошибочные выводы из-за нестабильности продаж во времени.
Практическое использование оборачиваемости товара
Оценивать показатель оборачиваемости товаров нужно в комплексе со значением среднего товарного запаса.
У премиум продукции с низкой оборачиваемостью должна быть высокая маржа
Низкий КОЗ и большие запасы свидетельствуют о высокой затаренности продукцией и отсутствии взаимодействия между людьми, ответственными за закупки и продажи. Нет смысла держать в избыточном количестве товар на складе, лучше использовать вложенные в него деньги на расширение ассортимента.
Низкий КОЗ и малые складские запасы являются вариантом нормы. Например, если дорогой коньяк покупают 1 раз в неделю, и поставки производятся с той же периодичностью, то нет смысла держать в магазине 10 бутылок. Будет вполне достаточно иметь в наличии 3. Однако здесь имеются риски возникновения дефицита товара, если покупатель сразу скупит весь небольшой товарный запас.
Высокий КОЗ и низкие остатки могут привести к регулярному отсутствию конкретного товара. Это может вызвать недовольство покупателей, которые постоянно его покупают. Поэтому за нормой складских запасов популярных товаров необходимо следить особо тщательно. В этом помогут программы по автоматизации торговли, которые просигнализируют о снижении количества продукции на складе и необходимости её дозаказа.
Оборачиваемость хлебобулочной продукции всегда высокая
Высокий КОЗ и большие запасы являются вариантом нормы. Такая ситуация позволят полностью удовлетворить покупательский спрос и получить максимальную прибыль.
Показатель оборачиваемости товаров можно использовать для оптимизации ассортимента и роста прибыли следующими путями:
Конечно, показатель оборачиваемости товара должен анализироваться в комплексе с другими отчетами о деятельности предприятия. Тогда общая картина будет более четкой, а принимаемые решения – правильными.
Матрица оборачиваемости запасов
Маркетологами была разработана матрица оценки оборота товара, которая помогает корректировать ассортимент, исходя из показателей КОЗ и ОЗ.
Матрица показателя оборачиваемости запасов
На графике вся продукция разбивается на 4 квадрата. Наиболее интересна для магазина группа с наибольшей наценкой и высокой оборачиваемостью, потому что она генерирует максимум прибыли. Эта категория ассортимента интересна покупателям, поэтому её нужно расширять.
Товары с плохой оборачиваемостью и низкой наценкой наименее прибыльны. Если нет возможности от них полностью отказаться, то можно увеличить цену реализации, повысив маржу от продаж. Если оборачиваемость ещё более не снизится, то товар начнет генерировать больше прибыли. Одним из методов стимулирования оборачиваемости являются промо акции и реклама, поэтому иногда стоит использовать и этот прием для смещения товара в более приемлемый квадрат.
Показатели КОЗ и ОЗ являются не единственными, которые можно анализировать с помощью программ для розничного магазина. Необходимо использовать и множество других отчетов и графиков. Ведь только понимание полной картины финансовой деятельности торговой точки позволит выявить пути повышения продаж и рентабельности.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222