Что значит облачное резервирование
Резервные копии в облаке: способны ли они защитить ваших данные?
Метод резервного копирования часто называют лучшим способом защиты информации от потери данных. Сегодня мы рассмотрим конкретные типы резервных копий, используемые хранилищами в облаке для синхронизации и резервного копирования ваших файлов.
Преимущества резервных копий в облаке
Хранение файлов в облаке имеет множество преимуществ. Очевидно, что если вы будете управлять своими документами с помощью Dropbox, Box.com, Google Drive, OneDrive или Apple iCloud Drive, вы будете иметь мгновенный доступ к последним версиям ваших файлов на любом устройстве, с которого вы входите в приложение.
Просто задумайтесь: вы получаете доступ к своим файлам буквально на ходу – со своего телефона, планшета, ноутбука, компьютера в интернет-кафе и даже с некоторых интеллектуальных телевизоров. Уже этого факта, пожалуй, достаточно, чтобы доверить свои файлы облачному хранилищу.
Но это не все. Если вы используете облачный сервис и запускаете соответствующий клиент на вашем компьютере, все файлы и документы, которые вы помещаете в синхронизированную папку, загружаются в облако и надежно хранятся в нем до тех пор, пока не понадобятся вам снова. Если что-то случится с вашим компьютером или ноутбуком, ваши файлы не исчезнут. В облаке они останутся в безопасности, и вы сможете легко их восстановить, просто авторизовав клиентское приложение на своем новом компьютере. Вы когда-нибудь пробовали восстановить данные вашего компьютера с Windows 8 в полном объеме? Оказывается, достаточно просто войти в систему под своей учетной записью Microsoft, и компьютер автоматически загрузит все настройки и файлы (например, фотографии, Camera Roll и содержимое папки «Мои документы») на новый компьютер без необходимости делать что-либо вообще. Но только в том случае, если вы успели воспользоваться технологией резервного копирования…
Не здорово ли? Можно создать резервную копию и не беспокоиться о сохранности данных, при этом ничего более не предпринимая и ничего не оплачивая. Однако, если вы решили использовать облачную службу для создания удаленной резервной копии, лучше сразу обратите внимание на некоторые аспекты, помогающие избежать потенциальных проблем.
Что нужно знать?
Две главные вещи, о которых стоит побеспокоиться при использовании резервного копирования в облаке, – это место для хранения и безопасность.
При создании облачной учетной записи вы, в основном, доверяете все свои данные третьей стороне. Будь то Apple, Google, Microsoft, Amazon или Dropbox, многие ваши личные данные будут храниться вне вашей досягаемости и вне вашего контроля. Слышали о недавнем взломе SONY? Подобное не могло произойти и с любой другой компанией. Если кто-то получает доступ к вашей учетной записи (через фишинг вашего пароля или загрузку трояна на ваш компьютер), он получает полный контроль над всеми вашими данными. Если они уничтожат все файлы в вашей учетной записи … ну, они исчезнут и со всех ваших устройств тоже. Согласитесь – ситуация не из приятных. И если это – именно то, с чем вам пришлось столкнуться, скачайте Partition Recovery для сканирования ваших дисков и восстановления удаленных файлов.
Обратите внимание, что вы не сможете восстановить все, что было удалено из облака. Когда файл удаляется из облака – он исчезает окончательно. И никакой инструмент восстановления данных в принципе не сможет вернуть этот файл. Вы можете лишь восстановить локальную копию этого файла на своем компьютере с помощью таких программ для восстановления данных, как File Recovery.
Вы можете предпринять определенные шаги по защите своей учетной записи, установив уникальный пароль (который не будет использоваться ни в одной из ваших других учетных записей), и активировать двухфакторную аутентификацию. Если она активирована, хакер не сможет войти в систему, не пройдя второй этап аутентификации, что возможно лишь при наличии мобильного телефона или другого определенного устройства, которое может быть использовано для получения текстового сообщения с паролем, или двоичного ключа восстановления, используемого Apple и т. д.). Так что если вы используете резервные копии в облаке и не активировали двухфакторную аутентификацию, лучше сделать это прямо сейчас.
И второе… Повторимся, вы доверяете свои файлы третьей стороне. Будь то Apple, Google, Microsoft, Amazon или Dropbox, у них будет полный доступ к вашим личным файлам, хранящимся в облаке. Ваши данные даже не зашифрованы, а если и так, ключ шифрования хранится бок о бок с самими данными (как, например, в Apple iCloud).
И еще одно. Любая несинхронизированная папка не будет автоматически скопирована в облако. В результате у вас может возникнуть ложное ощущение безопасности, тогда как в реальности вы можете потерять большое количество данных, хранящихся в вашей учетной записи вне облака. В этом случае для восстановления данных используйте программу RS Photo Recovery, RS Office Recovery или Disk Recovery Software.
Можете ли вы получить больше места для хранения? Конечно. Существует несколько способов расширения емкости хранилища, предлагаемых разработчиками облачных сервисов. Самый простой способ получить больше облачного пространства – это оплатить подписку. Большинство провайдеров предоставит вам более 1 Тб памяти (то есть более чем достаточно места) за разумную ежемесячную или ежегодную плату. Кроме того, иногда вам даже не нужно платить за то, чтобы увеличить объем хранилища на облачном сервисе.
Например, Dropbox известен тем, что выделяет дополнительное пространство для выполнения простых действий, таких как установка мобильного клиента на Android-устройстве или привлечение друзей для открытия учетных записей Dropbox. С помощью Microsoft OneDrive вы можете «заслужить» больше места, активировав мобильный телефон под управлением Windows Phone и настроив его для синхронизации вашей камеры.
Вывод
Облачные сервисы, такие как Dropbox, Box.com, OneDrive, Google Drive или iCloud Drive, могут предложить отличный вариант резервного копирования. Если вы действительно обеспокоены безопасностью и сохранностью своих данных, просто используйте резервное копирование с учетом всех рекомендаций обеспечения безопасности данных. Так хранение ваших файлов в облаке обеспечит достаточное удобство и сохранность данных.
Часто задаваемые вопросы
Это сильно зависит от емкости вашего жесткого диска и производительности вашего компьютера. В основном, большинство операций восстановления жесткого диска можно выполнить примерно за 3-12 часов для жесткого диска объемом 1 ТБ в обычных условиях.
Если файл не открывается, это означает, что файл был поврежден или испорчен до восстановления.
Используйте функцию «Предварительного просмотра» для оценки качества восстанавливаемого файла.
Когда вы пытаетесь получить доступ к диску, то получаете сообщение диск «X: \ не доступен». или «Вам нужно отформатировать раздел на диске X:», структура каталога вашего диска может быть повреждена. В большинстве случаев данные, вероятно, все еще остаются доступными. Просто запустите программу для восстановления данных и отсканируйте нужный раздел, чтобы вернуть их.
Пожалуйста, используйте бесплатные версии программ, с которыми вы можете проанализировать носитель и просмотреть файлы, доступные для восстановления.
Сохранить их можно после регистрации программы – повторное сканирование для этого не потребуется.
В чем разница между облачным хранением и облачным резервным копированием?
С углубленным применением облачных вычислений, облачные резервные копии и хранилища постепенно становятся более востребованными. Но существует еще много сомнений в том, стоит ли их использовать и доверять им свои данные.
Что такое облачное хранилище?
Облачные хранилища, такие как Dropbox, Google Drive, Apple iCloud и SkyDrive от Microsoft, — отличный способ легко обмениваться файлами. Их основной целью является хранение файлов в интернете, где пользователи могут быстро получить доступ к ним в любом месте и в любое время, независимо от используемого устройства.
Но облачные хранилища не имеют никаких гарантий, мониторинга и отчетности. Если один из серверов центра обработки данных выйдет из строя, то вы не сможете извлечь или восстановить свои данные. Большинство облачных служб хранения данных имеют веб-интерфейс, через который пользователи могут загружать свои файлы. Поэтому файлы могут быть зашифрованы только на стороне сервера, что делает их уязвимыми во время передачи. Облачное хранилище не обеспечивает автоматическую загрузку или синхронизацию файлов между вашим компьютером и облачным хранилищем. Пользователи должны вручную загружать файлы, которые они хотят синхронизировать. И последнее, но не менее важное: в хранилище могут храниться только файлы и папки, а данные приложений для облачного хранения недоступны.
Что такое облачное резервное копирование?
Что такое «синхронизация и обмен данными”?
В целом, различия между резервным копированием в облаке и облачным хранением можно свести к приложениям и доступу, а не к архитектуре. Кроме того, облачное резервное копирование — это приложение, которое не может быть использовано без облачного хранилища.
На видео: GotBackup облачное резервное копирование файлов ПК
Лучшие сервисы для резервных копий в облаке: запасаемся бэкапами
У каждого есть важные данные: фотографии, копии документов, образы системы и тому подобное. Если не хотите безвозвратно потерять эти файлы, лучше хранить их одновременно в нескольких местах. Совсем не обязательно покупать диски или флешки, поскольку есть такая полезная штука, как «облако».
В этом материале мы рассмотрим самые популярные сервисы, на которых вы сможете безопасно хранить свои данные.
Google Диск
Крупнейшие IT-гиганты имеют в своем распоряжении мощное серверное оборудование и колоссальные объемы свободного пространства. Неудивительно, что такие компании предлагают пользователям сервисы вроде Google Диск. И этот вариант — один из самых лучших.
Завести свое «облако» сможет абсолютно любой желающий. Для этого достаточно иметь аккаунт почты Google. Практически у каждого пользователя Android-смартфона он уже есть, если вы, конечно, пользуетесь магазином PlayMarket. Сразу после регистрации можно создавать папки и загружать свои файлы. Интерфейс максимально наглядный и простой.
Базовый объем хранилища — 15 гигабайт. Google разрешает хранить любые форматы файлов: фотографии, архивы, документы Microsoft Office и даже исполняемые файлы формата «exe». Интерфейс позволяет создать текстовые файлы, таблицы и презентации прямо на облаке с возможностью последующего редактирования. Скачать файлы можно в нескольких форматах.
Отдельно стоит отметить реализацию корзины по аналогии с Windows. Если вы что-то случайно удалите, то сможете найти это в корзине. Очистка содержимого корзины выполняется вручную. Дополнительно реализована гибкая система ссылок для открытия доступа. Вы можете поделиться файлом или папкой с другим человеком, предоставив ему права для просмотра или редактирования. Предусмотрена статистика по занятому объему, где анализируются файлы из всех ваших сервисов Google.
Что делать, если места не хватает? Можно расширить объем облака. Google предлагает на выбор несколько тарифов:
Дополнительно вы получаете приоритетную помощь экспертов в решении любых вопросов с Google Диск и бонусы для покупок в Google Play.
Яндекс.Диск
Аналог вышеописанного сервиса от Google. Для регистрации также необходимо завести свой аккаунт, но уже в системе Яндекса. Бесплатный объем меньше — только 10 ГБ. Ключевые возможности Яндекс.Диска сравнимы с Google: создание папок, основные форматы офисных документов, наличие корзины и публичных ссылок.
К дополнительным функциям стоит отнести возможность создавать фотоальбомы и отслеживать историю загрузок на диск. Также есть приложение для Windows, Android и iOS.
Если сравнивать с Google, система тарифов более гибкая и выгодная. Яндекс предлагает три варианта «Диск Про»:
В свою очередь Яндекс дарит больше бонусов при переходе на платный тариф. В их числе возможность неограниченной загрузки видео с телефона, расширенная история файлов, полное удаление рекламных баннеров и приоритетная поддержка. При активации автозагрузки видео отведенное место не занимается, так как медиафайлы сохраняются в другом источнике. Фактически со смартфона по автозагрузке можно «заливать» неограниченное количество роликов, что для некоторых будет важным плюсом.
Пользователи могут купить несколько пакетов, например, трижды взять по 1 Тб. Сервис отлично подойдет для тех, кто уже подключил сервис Яндекс.Плюс, поскольку им предоставлена скидка в 30 % на пакет в 3 ТБ.
Dropbox
Наравне с вышеописанными технологическими гигантами стоит отметить сервис Dropbox, который появился еще в 2010 году и сумел завоевать популярность среди пользователей всего мира. Как и у других облачных хранилищ, Dropbox имеет десктопную, мобильную и браузерную версии. Последняя получила классический интерфейс с набором папок и документов. Пользователи могут создавать только внутренние текстовые файлы Paper, которые нельзя скачать на ПК.
К фирменным «фишкам» можно отнести безопасные электронные подписи, трансфер файлов с подтверждением доставки и возможность создавать миниатюры к различным документам. Но некоторые возможности относятся к платным тарифам.
Бесплатный объем Dropbox предоставляет крайне скромный — всего 2,5 ГБ. А вот платных вариантов больше:
Каждый тариф также имеет ряд своих особенностей. Например, в Standard и Advanced пользователям доступны настройки рабочей группы (консоль администрирования, централизованное выставление счетов, журналы аудита и тому подобные вещи для ведения бизнеса).
Бонус — Dropbox предлагает ознакомительный период в 30 дней для каждого варианта, но для его активации потребуется указать данные банковской карты. Деньги со счета снимутся только спустя 30 дней.
«Облако Mail.Ru»
Если вы активно пользуетесь сервисами от Mail.ru, можете присмотреться и к облачному хранилищу от этой компании. Интерфейс максимально упрощен. Здесь только самые нужные функции: загрузка файлов, создание текста, таблиц и презентаций, а также фирменная возможность экспортировать вложения из писем почтового ящика. Корзина очищается самостоятельно каждые 2 недели.
Файлами, как и в других сервисах, можно поделиться посредством ссылок, но только с правами просмотра. Вид содержимого можно менять, а также выставлять сортировку по алфавиту, размеру или дате. Еще одна полезная функция — версионирование. В облаке сохраняются последние версии документов даже после правок, поэтому можно быстро вернуться к нужной версии, если на каком-то этапе содержимое документов было испорчено.
Каждому пользователю бесплатно предоставляется 8 ГБ на любые файлы. Улучшить объем можно с помощью одного из тарифов (цены указаны за месяц):
Таким образом, Облако от Mail.ru предлагает самую гибкую систему выбора из всех рассмотренных вариантов. Данные автоматически синхронизируются для всех устройств, которыми располагает пользователь.
Mega — функциональное облачное хранилище с приятным интерфейсом. К достоинствам стоит отнести широкие настройки сортировки, подробную историю загрузок и скачиваний, возможность добавления контактов и ведения чата непосредственно в браузерной версии. Небольшой минус — хранилище не позволяет открывать и создавать офисные файлы.
Стартовый бесплатный объем — 50 ГБ. Однако здесь есть одна уловка: из этого объема 35 ГБ вы получаете бонусом за регистрацию и действительны они только 30 дней. После истечения этого периода у вас остаются только 15 ГБ. На бесплатных аккаунтах установлен лимит на передачу данных с одного IP-адреса до 4 ГБ каждые 6 часов.
Несмотря на это, объем снова можно увеличить абсолютно бесплатно благодаря дополнительным действиям. Установка MEGAsync подарит 20 ГБ на аккаунт, а инсталляция мобильного приложения еще 15 ГБ, которые будут действительны на протяжении 180 дней. Еще бонусные 20 ГБ на 1 год дарят за каждого приглашенного друга, который установил мобильное и десктопное приложения.
Если все бонусы уже потрачены, можно заказать один из платных тарифов:
Обратите внимание, что на сайте отображены и региональные цены. Они указаны для удобства, поскольку транзакции будут проводиться в евро.
pCloud
Сервис pCloud представляет швейцарская компания. Функционал не уступает другим облачным хранилищам. Имеется выбор способа отображения, сортировка, поиск по всему облаку, ссылки доступа, а также предварительный просмотр офисных файлов, но без возможности редактирования. Файлы в корзине хранятся только 15 суток, но за отдельную плату этот показатель можно увеличить до 360 дней.
pCloud позволяет выполнять шифрование документов на стороне клиента. К зашифрованной папке не будет доступа ни у кого, кроме самого владельца. Услуга платная, но есть пробный период на 14 дней. Также сервис позволяет увеличить объем хранилища за дополнительные действия: подтверждение e-mail, первую загрузку файла, установку мобильного и десктопного приложений, приглашения друзей. В итоге бесплатную квоту легко увеличить еще на 10 ГБ, но доступны они только в течение 1 месяца.
Платные тарифы довольно скромные и предоставляются только на ежегодной основе:
С другой стороны, пользователи могут оформить пожизненную подписку за 175 и 350 евро соответственно. При долгосрочном пользовании это самое выгодное предложение.
Сравнительная характеристика
Чтобы вам было проще выбрать сервис для своих резервных копий, рекомендуем изучить эту таблицу:
Название
Бесплатный объем, ГБ
Минимальный тариф
Максимальный тариф
2 ТБ — 11,99 долларов
неограниченно — 25 долларов
128 ГБ — 149 рублей
Если вам необходимо хранить многочисленные медиафайлы, присмотритесь к Google Диск, Яндекс.Диск, pCloud и Mega, поскольку они предлагают наибольшие бесплатные объемы облака, а два последних — еще и временное бесплатное увеличение. Для бизнеса и многочисленных рабочих документов будет полезен Dropbox с его огромным функционалом.
Резервное копирование в облако
Все чаще базы компании хранятся в цифровом формате. Несмотря на очевидные преимущества такого решения, имеются и определенные недостатки, в том числе, это высокий риск потери или порчи информации. В результате вы можете лишиться файлов о заказах, клиентской базы и других важных сведений. Для предотвращения подобных инцидентов применяется резервное копирование данных, причем возможно два варианта – в облако или на жесткий диск. В нашем материале рассмотрим основные особенности процесса и правила, которые позволят выстроить систему дублирования файлов.
Выбор хранилища
Резервной может считаться копия файла, размещенная на другом носителе. То есть, копирование данных на тот же компьютер не имеет смысла, так как в случае аппаратного сбоя оба файла будут утеряны.
В результате мы получаем два варианта для бэкапа – другой физический носитель или cloud-хранилище. Физические носители до недавних пор использовались повсеместно, так как это – максимально простой и доступной вариант для резервного копирования данных. Однако у таких хранилищ есть существенный недостаток – устаревание и высокий риск поломок. Также не стоит забывать о возможности утраты физического носителя, например, ввиду пожара, потери, кражи, наводнения.
Облачное хранилище в этом плане является более практичным. Хранение данных происходит не на конкретном носителе или хосте, а на нескольких распределенных серверах. За счет этого обеспечивается высокая надежность и безопасность данных, риск их потери приближается к нулю. Кроме этого, использование облачного хранилища позволяет применять шифрование для конфиденциальной информации.
Преимущества облачного хранилища
Облако может выступать как самостоятельным, так и вторым хранилищем данных. Чаще всего оно применяется для репликации резервных копий и в качестве долгосрочного архива. Основными достоинствами такого решения можно назвать:
Автоматическое копирование. Апдейты базы могут происходить в автоматическом режиме, например, раз в сутки или раз в неделю.
Экономия средств. Бэкап в облаке обходится дешевле, чем использование локального хранилища. Удается избавиться от расходов, связанных с обслуживанием оборудования.
Возможность полного копирования данных на ПК. В том числе, текущее состояние операционной системы, установленные программы, сервисы, услуги и файлы. Кроме этого, можно настроить выборочный бэкап.
Простое администрирование. Удаленное хранение данных в облаке не потребует наличия ИТ-специалиста.
Высокая безопасность. Современные облачные технологии способны обеспечить хорошую информационную безопасность и шифрование данных.
Возможность совмещения с локальным хранилищем. Можно создать единую базу данных и синхронизировать файлы в облаке и на локальном сервере. Такая процедура даст максимальную степень защиты и надежности.
Резервное копирование: где, как и зачем?
Защита данных предполагает наличие бэкапа — резервных копий, из которых можно выполнить их восстановление. Для большинства компаний и организаций резервное копирование данных относится к числу наиболее важных приоритетов. Около половины компаний работают со своими данными как со стратегическим активом. И ценность хранимых данных постоянно растет. Их используют для повышения качества обслуживания клиентов, поддержки текущей деятельности, исследований и разработок, учета, они задействованы в системах автоматизации, интернета вещей, искусственного интеллекта и др. Поэтому задача защиты данных от аппаратных сбоев, человеческих ошибок, вирусов и кибератак становится крайне актуальной.
В мире наблюдается рост киберпреступности. В прошлом году более 70% компаний подверглись кибератакам. Компрометация персональных данных клиентов и конфиденциальных файлов может иметь серьёзные последствия и приводить к огромным убыткам.
Вместе с тем появляется культура работы с данными, понимание того, что данные – это ценный ресурс, с помощью которого компания может получать дополнительную прибыль или сокращать издержки, а вместе с этим — и желание обеспечить надежную защиту своих данных.
Вариантов резервирования несколько: локальное или удаленное хранение резервных копий на собственной площадке, облачное хранение или бэкапы у хостинг-провайдеров.
Хранить и защищать
Как показывают результаты опросов, примерно четверть респондентов выполняет резервирование данных ежемесячно, столько же – еженедельно, и более четверти – ежедневно. И это вполне оправдано: в результате такой предусмотрительности почти 70% организаций избежали в минувшем году простоев из-за потери данных. В этом им помогают совершенствующиеся программные инструменты и сервисы.
Согласно исследованию IDC мирового рынка программного обеспечения репликации защиты данных (Data Replication and Protection), его продажи в мире будут расти с 2018 по 2022 годы ежегодно на 4,7% и достигнут 8,7 млрд. долларов. Аналитики DecisionDatabases.com в своем отчете (Global Data Backup Software Market Growth 2019-2024) пришли к выводу, что в ближайшие пять лет среднегодовые темпы роста мирового рынка программного обеспечения резервного копирования данных будут составлять 7,6%, и в 2024 году его объем достигнет 2,456 млрд. долларов против 1,836 млрд. долларов в 2019 году.
В октябре 2019 года Gartner представила «магический квадрант» по программному обеспечению резервного копирования и восстановления ИТ-систем дата-центров. Ведущими вендорами этого ПО стали Commvault, Veeam, Veritas, Dell EMC и IBM.
При этом растет популярность облачного резервного копирования: продажи таких продуктов и сервисов, по прогнозам, будут расти более чем вдвое быстрее рынка программного обеспечения защиты данных в целом. По прогнозу Gartner, уже в этом году до 20% предприятий будут использовать резервное копирование в облако.
По прогнозам Marketintellica, мировой рынок ПО для создания и хранения резервных копий на своей (on premises) и на сторонней площадке (off-site) в ближайшей перспективе будет стабильно расти.
По информации IKS Consulting, в России сегмент «облачное резервное копирование как сервис» (BaaS) увеличивается в среднем на 20% в год. По данным опроса Acronis 2019 года, компании все чаще полагаются именно на облачное резервное копирование: его используют более 48% респондентов, а около 27% предпочитают комбинировать облачное и локальное резервное копирование.
Требования к системам резервного копирования
Тем временем требования к программному обеспечению резервного копирования и восстановления данных меняются. Чтобы успешнее решать задачи защиты данных и оптимизировать расходы, компании готовы приобретать более простые, гибкие и недорогие решения, считают аналитики Gartner. Привычные методы защиты данных не всегда соответствуют новым требованиям.
Системы резервного копирования и восстановления данных должны предусматривать простое развертывание и администрирование, удобное управление процессом резервирования и восстановления, оперативное восстановление данных. Современные решения нередко реализуют функции репликации данных, позволяют автоматизировать операции, предусматривают интеграцию с облаками, встроенные функции архивирования, поддерживают аппаратные снимки данных.
По прогнозу Gartner, в ближайшие два года до 40% компаний перейдут на новые решения резервного копирования, заменив имеющееся ПО, а многие будут использовать одновременно несколько продуктов или сервисов, оптимально защищающих те или иные системы. Чем же их не устраивают прежние решения резервного копирования и восстановления данных?
Все в одном
Аналитики полагают, что в результате такого перехода компании получают более гибкие, масштабируемые, простые и производительные системы, нередко представляющие собой унифицированное программное обеспечения для управления данными и их хранения. Усовершенствованные продукты резервного копирования и восстановления включают в себя инструменты эффективного управления данными, дают возможность перемещать данные туда, где их хранение наиболее эффективно (в том числе автоматически), управлять ими, защищать и восстанавливать.
С ростом разнообразия и объемов данных важным требованием становится комплексная защита и управление данными: файлами, базами данных, данными виртуальных и облачных сред, приложений, а также доступ к различным типам данных в первичных, вторичных и облачных хранилищах.
Комплексные решения управления данными обеспечивают единое управление ими в масштабе всей ИТ-инфраструктуры: их резервное копирование, восстановление, архивирование и управления моментальными снимками. Однако администраторы должны четко понимать, где, как долго и какие данные хранятся, какие к ним применяются политики. Быстрое восстановление приложений, виртуальных машин и рабочих нагрузок из локального или облачного хранилища данных минимизирует простои, а автоматизация позволяет свести к минимуму ошибки из-за человеческого фактора.
Крупные организации с комбинацией унаследованных, традиционных и современных приложений нередко выбирают системы резервного копирования, поддерживающие широкий спектр операционных систем, приложений, гипервизоров и реляционных баз данных, обладающие высокой масштабируемостью (до нескольких петабайт и тысяч клиентов), а также предусматривающих интеграцию с широким спектром систем хранения данных, публичных, частных и гибридных облаков и ленточных накопителей.
Как правило, это платформы с традиционной трехуровневой архитектурой из агентов, медиа-серверов и сервера управления. Они могут объединять функции резервного копирования и восстановления, архивирования, аварийного восстановления (DR) и облачного резервного копирования, оптимизировать производительность, используя алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения.
Как считают в компании Forrester, централизованное управление источниками данных, политиками, способность к надежному восстановлению данных и безопасность являются наиболее важными характеристиками решений резервного копирования.
Современные решения могут с любой периодичностью выполнять резервное копирование виртуальных машин на основе моментальных снимков практически без снижения производительности рабочих сред. Они ликвидируют разрыв между целевой точкой восстановления (Recovery Point Objective, RPO) и целевым временем восстановления (Recovery Time Objective, RTO), гарантируют доступность данных в любое время и обеспечивают непрерывность бизнеса.
Рост объемов данных
Тем временем в мире продолжается экспоненциальный рост объема создаваемых данных, и в ближайшие годы эта тенденция сохранится. По прогнозу IDC, объем создаваемых за год данных вырастет с 2018 до 2025 годы с 33 до 175 ЗБ. Среднегодовые темпы роста превысят 27%. На этот рост влияет и увеличение числа пользователей интернета. В прошлом году интернетом пользовались 53% населения Земли. Число пользователей интернета ежегодно увеличивается на 15-20%. Новые и развивающиеся технологии, такие как 5G, видео UHD, аналитика, IoT, искусственный интеллект, AR/VR, влекут за собой генерацию все больших объемов данных. Источниками роста объема данных также являются также развлекательный контент и видео с камер систем видеонаблюдения. Например, рынок хранения видео с камер наблюдения, по прогнозам MarketsandMarkets, будет расти на 22,4% в год и достигнет в этом году 18,28 млрд долларов.
Экспоненциальный рост объемов создаваемых данных.
За последние два-три года объемы корпоративных данных выросли примерно на порядок. Соответственно, усложнилась задача резервного копирования. Емкости хранилищ данных достигают сотен терабайт и продолжают увеличиваться по мере накопления данных. Потеря даже части этих данных может сказаться не только на бизнес-процессах, но и повлиять на репутацию бренда или на лояльность клиентов. Поэтому создание и хранение бэкапов в значительной мере влияет на весь бизнес.
Сориентироваться в предложениях вендоров, предлагающих свои варианты резервного копирования, бывает нелегко. Существуют разные варианты создания и хранения резервных копий, но наиболее популярными являются локальные системы резервного копирования и использования облачных сервисов. Резервное копирование в облако или в ЦОД провайдера обеспечивает надежную защиту данных и минимизирует риски, связанные с программными сбоями, техническими неисправностями оборудования и ошибками сотрудников.
Миграция в облака
Данные можно накапливать и хранить в собственных центрах обработки данных, но при этом придется обеспечить отказоустойчивость, кластеризацию и масштабирование емкости, иметь в штате квалифицированных специалистов по администрированию систем хранения. В этих условиях передача всех подобных вопросов на аутсорсинг провайдеру очень актуальна. Например, при размещении баз данных в ЦОД провайдера или в облаке можно возложить ответственность за хранение, резервирование данных, функционирование баз данных на профессионалов. Провайдер будет нести финансовую ответственность по соглашению об уровне обслуживания. Помимо прочего это позволяет быстро развернуть типовую конфигурацию для решения конкретной задачи, а также обеспечить высокую степень доступности за счёт резервирования вычислительных ресурсов и резервного копирования.
В 2019 году объем мирового рынка облачного резервного копирования составил 1834,3 млн. долл., и ожидается, что к концу 2026 года он достигнет 4229,3 млн. долл. при среднегодовом росте 12,5%.
При этом все больше данных будет храниться не в корпоративных сетях и не на конечных устройствах, а в облаке, причем, согласно IDC, доля данных в публичных облаках вырастет к 2025 году до 42%. Более того, организации переходят к использованию мультиоблачных инфраструктур и гибридных облаков. Такого подхода придерживаются уже 90% европейских компаний.
Облачное резервное копирование представляет собой стратегию резервного копирования данных, которая включает отправку копии данных по сети на сервер за пределами собственной площадки. Обычно это сервер сервис-провайдера, который взимает с клиента плату на основе выделенной емкости, пропускной способности или количестве пользователей.
Широкое внедрение облачных технологий и необходимость управления большими объемами данных способствуют росту популярности облачных решений для резервного копирования. Кроме того, с внедрением облачных решений резервного копирования связывают такие преимущества как простое управление и мониторинг, резервное копирование и восстановление в режиме реального времени, простая интеграция облачного резервного копирования с другими корпоративными приложениями, дедупликация данных и поддержка различных клиентов.
Ключевыми игроками данного рынка аналитики считают компании Acronis, Asigra, Barracuda Networks, Carbonite, Code42 Software, Datto, Druva Software, Efolder, IBM, Iron Mountain и Microsoft.
Мультиоблачные среды
Поставщики систем хранения данных делают все возможное, чтобы их продукты эффективно работали в мультиоблачной среде. Задача — упростить использование данных и перемещать их туда, где они необходимы, а их хранение — наиболее эффективно. Например, они применяют распределенные файловые системы следующего поколения, которые поддерживают единое пространство имен, обеспечивая доступ к данным в разных облачных средах, предлагают общие стратегии и политики управления в разных облаках и на локальном уровне. Конечная цель состоит в управлении, защите и эффективном использовании данных, где бы они ни находились.
Мониторинг — еще одна из проблем мультиоблачного хранения. Нужны инструменты мониторинга для отслеживания результатов в мультиоблачной среде. Независимый инструмент мониторинга, разработанный для нескольких облаков, позволит получить общую картину.
Прогноз роста мирового рынка систем управления мультиоблачными средами.
Совмещение периферийного и мультиоблачного хранения – также непростая задача. Чтобы эти системы эффективно работали вместе, нужно знать объемы и типы данных, где и как эти данные будут собираться, передаваться и сохраняться. Для планирования процесса потребуется также знать, как долго должны храниться данные каждого типа, где, когда и сколько данных нужно будет передавать между различными системами и облачными платформами, как осуществляется их резервное копирование и защита.
Все это поможет администраторам свести к минимуму сложности, связанные с объединением периферийного и мультиоблачного хранения.
Данные на периферии
Еще один тренд – периферийные вычисления. Как считают аналитики Gartner, в ближайшие годы около половины всех корпоративных данных будут обрабатываться за пределами традиционных ЦОД или облачной среды: все более значительная их доля размещается на периферии — для хранения и локальной аналитики. По прогнозу IDC, в регионе EMEA доля «периферийных» данных вырастет почти вдвое — с 11% до 21% от общего объема. Причины — распространение интернета вещей, перенос аналитики и обработки данных ближе к их источнику.
Переход от облачных и централизованных вычислений к периферийным вычислениям уже начался. Такие системы становятся все более востребованными. Затраты и сложность создания централизованной архитектуры для обработки большого объема данных чрезмерно велики, такая система может стать плохо управляемой по сравнению с распределением обработки данных по периферии или на соответствующем уровне сети. Кроме того, на периферии можно объединять или деперсонализировать данные перед отправкой в облако.
Данные за границей
Некоторые компании предпочитают хранить данные за рубежом, считая такой вариант надежной защитой данных от несанкционированного доступа и важным фактором снижения риска. Данные за границей – это гарантия защиты ценной информации. Размещенное за рубежом оборудование не находится под российской юрисдикцией. А благодаря шифрованию сотрудники ЦОД могут вообще не иметь доступа к вашим данным. В современных зарубежных дата-центрах используется высоконадежное оборудование, обеспечиваются высокие показатели надежности на уровне ЦОД в целом.
Использование иностранных ЦОД может иметь и ряд других преимуществ. Клиент застрахован от рисков, связанных с форс-мажорами или недобросовестной конкуренцией. Использование таких площадок для хранения и обработки данных позволит минимизировать подобные риски. Например, в случае изъятия серверов в России компания сможет сохранить копию своих систем и данных в зарубежных ЦОД.
Как правило, ИТ-инфраструктура зарубежных ЦОД – это стандарты качества, высокий уровень безопасности и контроля хранения данных. В них используются новейшие ИТ-решения, межсетевые экраны, технологии шифрования каналов связи, средства защиты от DDoS-атак. Энергообеспечение ЦОД также реализовано с высоким уровнем надежности (до TIER III и IV).
Резервное копирование в зарубежных ЦОД актуально для любого бизнеса в РФ, не работающего с персональными данными пользователей, хранение и обработка которых, согласно закону № 152-ФЗ «О персональных данных», должна осуществляться на территории России. Эти требования можно выполнить путем развертывания двух площадок: основной в России, где происходит первичная обработка данных, и зарубежной, где размещаются резервные копии.
Зарубежные площадки нередко используют и в качестве резервного ЦОД. Тем самым достигается максимальная безопасность и надежность, минимизируются риски. В ряде случаев они удобны для размещения данных и подключения к ним европейских клиентов. При этом достигается лучшее время отклика для европейских пользователей. Такие дата-центры имеют прямой доступ к европейским точкам обмена трафиком. Мы например предлагаем своим клиентам сразу 4 точки размещения данных в Европе — это Цюрих (Швейцария), Франкфурт (Германия), Лондон (Великобритания) и Амстердам (Нидерланды).
Что нужно учитывать при выборе дата-центра?
Используя услуги коммерческих ЦОД, помимо удобной структуры расходов, бизнес получает более гибкий сервис, который можно масштабировать в режиме реального времени, а оплачиваются только потребляемые ресурсы (pay-per-use). Услуги внешнего ЦОД также позволяют снизить риски, связанные с неопределенностью будущего, легко адаптировать ИТ к новым технологическим трендам, сосредоточиться на своих ключевых бизнес-процессах, а не на обслуживании ИТ-инфраструктуры.
Провайдеры учитывают при строительстве и эксплуатации своих площадок лучшие практики и международные стандарты, предъявляющие высокие требования к инженерным и ИТ-системам ЦОД, такие как ISO 27001:2013 Information Security Management (управление информационной безопасностью), ISO 50001:2011 Energy Management System (эффективное планирование систем энергоснабжения дата-центра), ISO 22301:2012 Business Continuity Management System (обеспечение непрерывности бизнес-процессов ЦОД), а также европейские стандарты EN 50600-x, стандарт PCI DSS, касающийся безопасности обработки и хранения данных пластиковых карт международных платежных систем.
В результате заказчик получает отказоустойчивый сервис, обеспечивающий надежный надежное хранение данных и непрерывность бизнес-процессов.